Доклад министра образования и науки рд





Скачать 418.04 Kb.
НазваниеДоклад министра образования и науки рд
страница1/3
Дата публикации27.02.2015
Размер418.04 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3


Основные направления реализации

национальной образовательной инициативы

«Наша новая школа»

в Республике Дагестан
Доклад

министра образования и науки РД

на августовском совещании работников образования

Республики Дагестан

11 августа 2009 года


Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы республики, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит то того, насколько все специалисты будут обладать такими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Президент России Д.А.Медведев отметил, что «Школьное образование представляет собой один из определяющих этапов жизни человека. Является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны».

Сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.

Президентская инициатива «Наша новая школа» аккумулировала опыт трёхлетней реализации приоритетного национального проекта «Образование» в части направлений и мероприятий, ориентированных на государственную поддержку российской общеобразовательной школы. В ней также отражены проекты, реализуемые в течение последних трёх лет в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, сформулированы новые направления поддержки и развития школьного образования.

В основу проекта «Наша новая школа» положены пять направлений государственной поддержки и развития школьного образования:

обновление образовательных стандартов общего образования,

создание современной школьной инфраструктуры,

обеспечение условий для развития здоровья детей,

создание системы поддержки талантливых детей,

развитие учительского потенциала.
1. Обновление образовательных стандартов.

В 2007-2009 годах Республика Дагестан в числе 14 регионов РФ принимала участие в апробации материалов новых ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) общего образования второго поколения для начальной школы.

Для организации апробации на базе Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров создан региональный Центр апробации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

В апробации участвовали специалисты и руководители общеобразовательных учреждений гг.Махачкалы, Каспийска, Дербента, Кизилюртовского, Гунибского и Каякентского районов.

По результатам проведения апробации подготовлены экспертные заключения и даны рекомендации по корректировке и доработке апробируемых материалов.

Постепенное внедрение государственных образовательных стандартов в начальной школе начнётся уже с 1 сентября 2009 года. К внедрению таких стандартов в первую очередь будут привлечены учителя и школы-участники ПНПО.

Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи, важнейшим элементом которой является система оценки качества образования. Начало ей положено – это единый государственный экзамен.

В 2009 году единый государственный экзамен впервые проводился в штатном режиме. В Дагестане он, кроме того, впервые проводился по всем 13 предметам. Если ранее схема проведения ЕГЭ была ограничена двумя обязательными предметами (русский язык и математика), то в 2009 году впервые выпускникам было предоставлено право выбора дополнительных предметов для сдачи ЕГЭ.

Эти особенности обусловили многие проблемы, возникшие в ходе подготовки и проведения ЕГЭ: многократно возросший объём работы по формированию базы данных об участниках ЕГЭ, обеспечению организационных и технических условий для проведения ЕГЭ, подготовке учащихся к экзаменам, подготовке самих педагогов, разъяснительной работы среди учащихся, родителей, общественности.

Огромный интерес и внимание общественности, средств массовой информации к единому государственному экзамену был вызван тем, что впервые выпускной экзамен стал и вступительным, причём для поступления в среднее или высшее профессиональное учебное заведение он имел гораздо большее значение, чем для получения аттестата.

В ходе проведения ЕГЭ в мае-июне 2009 года в Республике Дагестан было принято 81142 человеко-экзамена.

Наиболее высокие результаты участники ЕГЭ показали по математике (95,2%%), физике (94,9%), химии (94,6%), истории (94,1%).

Наиболее высокие средние баллы участники ЕГЭ набрали по химии 59 б.), истории (54 б.), биологии (51,5 б.), обществознанию (51 б.), физике (50 б.).

Самые низкие результаты успеваемости показаны по французскому языку (50%), информатике (59,2%), русскому языку (79,6%). Самые низкие средние баллы набраны по французскому языку (32,6 б.), информатике (40,8 б.), немецкому языку (41,7 б.), английскому языку (43,8 б.), математике (44,4 б.).

19 участников ЕГЭ набрали по 100 баллов, в том числе по русскому языку – 10 чел., по истории – 5 чел., географии – 2 чел., математике – 1 чел., химии – 1 чел. 60% учащихся, показавших 100 балльные результаты, - «золотые» и «серебряные» медалисты.

По окончательным итогам 1192 выпускника не получили в 2009 году аттестаты о среднем образовании, что составляет 4,1% от общего количества выпускников.

В целом показатели ЕГЭ по Республике Дагестан ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Так, не прошли минимального порога при сдаче ЕГЭ – 2009 по РФ 2,2% учащихся, по РД – 4,1%.

100 баллов в 2009 году по РФ получили 2176 человек (0,25%), по РД – 19 чел. (0,07%).

Выпускники Дагестана получили 571 оценку от 81 до 100 баллов, что составляет 0,7% всех полученных оценок.

Основные баллы, полученные на ЕГЭ – 2009 по РД – 41-60 б. их – 59,2% от общего количества оценок.

Доля высоких (от 81 до 100 баллов) оценок по русскому языку составляет 0,5% от общего количества оценок, по математике – 0,08%, по химии – 4,4%, по биологии – 1,8%, истории – 1,3%, обществознанию – 0,25%, литературе – 0,6%.

В целях обеспечения безусловного соблюдения Порядка проведения единого государственного экзамена во все 138 пунктов проведения экзаменов (ППЭ) были направлены уполномоченные ГЭК из числа преподавателей вузов и ссузов. Место назначения уполномоченных определялось накануне выезда методом компьютерного случайного подбора, в целях недопущения возможной корыстной договоренности.

Было организовано 15 мобильных групп МОН РД из числа наиболее принципиальных педагогов и руководителей образовательных учреждений, которые направлялись различные в ППЭ для контроля и обеспечения порядка при проведении ЕГЭ.

В ППЭ выезжали 156 общественных наблюдателей, которыми изъявили желание стать члены Общественной палаты РД, ветеранских организаций, журналисты, сотрудники административных органов.

Поступавшие из отдельных ППЭ критические сигналы оперативно анализировались в ГЭК и МОН РД, принимались меры по ужесточению контроля и недопущению нарушений на оставшихся экзаменах.

Наиболее часто встречались следующие нарушения:

- использование мобильных телефонов;

- попытки выноса КИМов из аудиторий. За эти нарушения аннулирована 21 работа;

- замена бланков № 1 или № 2. При обнаружении этих нарушений аннулировано 117 работ;

- обнаружены пересдачи экзамена при отсутствии законного права на неё. За это нарушение аннулировано 82 работы.

В ближайшем будущем предстоит развивать оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую, создавать методики сопоставления качества образования в различных образовательных учреждениях, в различных муниципалитетах.

В нашей республике функционирует 654 дошкольных образовательных учреждений, в них воспитывается более 59 тысяч детей. В своём Послании Народному Собранию Республики Дагестан на 2008 год Президент М.Г.Алиев отметил, что у нас очень низок охват детей дошкольным образованием – 27%, и дал поручение разработать программу развития дошкольного образования. Проект программы разработан, в него вошли новые ориентиры развития системы дошкольного образования: удовлетворение потребности граждан в новых формах дошкольного образования; организация предшкольной подготовки детей, не посещающих детские сады; повышение ответственности дошкольных учреждений за качество образовательной работы в условиях свободы выбора образовательных программ; усиление внимания спортивному воспитанию дошкольников и здоровьесберегающим технологиям.

Растет число воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях. Если в 2007-2008 учебном году численность детей, охваченных услугами дошкольного образования, составляла 61978 человек, то в 2008-2009 учебном году она составила 62644. Процент охвата детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования возрос с 26% (2007-2008 гг.) до 32% (2008-2009 гг.).

Несмотря на указанные положительные тенденции в развитии системы дошкольного образования, показатели очередности в ДОУ остаются высокими. В списках детей, нуждающихся на сегодняшний день в устройстве в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, числятся 33931 человек.

Неполное удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования рождает ажиотажный спрос на места в дошкольных образовательных учреждениях. Много очередников в г.Махачкала – 4487 чел., Карабудахкентском районе – 2000, Шамильском районе – 1918, Докузпаринском районе – 1175, Табасаранском – 3900.

С целью достижения нового современного качества дошкольного образования всё большее число дошкольных учреждений в практике работы с детьми используют развивающие программы и технологии нового поколения.

Результатом модернизации системы дошкольного образования является активное внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

В республике функционирует свыше 1700 учреждений общего образования разных видов: дневные, вечерние, для детей с ограниченными возможностями. В них обучается около 500 тысяч учащихся.

В республике функционирует немало образовательных учреждений, систематически работающих над обновлением содержания и технологий образования. Их достижения признаны и оценены в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, который проведён уже в третий раз в рамках ПНПО. Учащиеся этих общеобразовательных учреждений являются победителями и призёрами различных массовых интеллектуальных, спортивных, культурных мероприятий, они успешно адаптируются в социуме, продолжают образование в избранной области. Педагогические коллективы школ-миллионеров находятся в постоянном поиске. Наглядные пособия, современное оборудование приводят к системным изменениям в их работе.

Внедрение предпрофильного и профильного обучения в 405 общеобразовательных учреждениях способствует развитию вариативности образовательных программ, дает возможность максимально удовлетворять потребности учащихся в развитии их индивидуальных способностей и склонностей, создает условия для получения желаемой профессии.

У нас наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями. В 2008 году число детей указанной категории, выявленных при обследовании психолого-медико-педагогическими комиссиями, составляло 10305 человек, в 2009 году – 19998. Для детей с проблемами в развитии сделано немало. При сохранении имеющейся сети специализированных дошкольных образовательных учреждений развиваются интегрированные формы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Расширена сеть специальных дошкольных образовательных учреждений: в дошкольных учреждениях комбинированного вида в 78 компенсирующих группах воспитывается 1415 детей с отклонениями в развитии. В общеобразовательных учреждениях различных типов обучается 15674 учащихся с отклонениями в развитии, 3576 детей с ограниченными возможностями обучается на дому по специальным программам.

Создаются вариативные условия для интеграции детей с проблемами в развитии в общеобразовательное пространство. Так, с 2007 года в республике реализуется программа «Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями», в соответствии с которой на базе МОУ «СШ № 4» г.Махачкалы при финансовой поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) на Северном Кавказе открыт коррекционный класс VI вида для обучения детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалидов-колясочников.

В 2008-2009 учебном году 100 детей с нарушением зрения дополнительно охвачены специальным образованием в МОУ № 50 г.Махачкалы.

С 2009 года начинается реализация нового направления ПНПО: «Дистанционное образование детей-инвалидов», в рамках которого будет создан единый центр, оборудованный современной компьютерной техникой, компьютерами будут обеспечены 40 детей-инвалидов, обучение которых на дому будут дистанционно осуществлять опытные педагоги. Программа будет реализовываться на условиях софинансирования из федерального и республиканского бюджетов.

В Республике Дагестан функционируют 18 государственных образовательных учреждений начального профессионального образования.

В учреждениях НПО обучение учащихся ведётся по 36 профессиям для различных отраслей производства: промышленности, сферы обслуживания, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, строительства и т.д.

Контингент обучающихся на 01.01.2009 года составлял 9439 человек. В 2009 году выпуск квалифицированных рабочих и специалистов учреждений НПО составил 5095 человек.

Кроме того, система начального профессионального образования республики осуществляет подготовку и переподготовку взрослого населения за счёт средств работодателей, органов по труду и занятости населения, а также собственных средств граждан.

Учитывая кризисную ситуацию, Министерством образования и науки РД принимаются меры для того, чтобы учреждения начального профессионального образования были готовы к опережающему обучению (профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации) работников, находящихся под риском увольнения в 2009 году.

Разработана Программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений НПО РД на 2006-2010 годы. Развивается взаимодействие образовательных учреждений НПО с предприятиями и социальными партнёрами, между сферой обучения и службой занятости.

Совместно с Министерством труда и социального развития РД путём открытых конкурсных торгов ведётся комплектование учебных групп из числа безработных граждан, состоящих на учёте в органах службы занятости.

В настоящее время определены базовые УНПО для подготовки рабочих кадров с учётом потребностей промышленных предприятий и их географического расположения. Разработаны основные направления повышения эффективности их работы. Разработаны учебные программы по основным рабочим специальностям, определены порядок и условия прохождения производственной практики учащихся на промышленных предприятиях.

Заключены договоры с заводами «Дагдизель», «КЭМЗ», «им.М.Гаджиева», определяющие условия подготовки специалистов, сотрудничества в техническом оснащении и финансировании учебных заведений. Совместно с Комитетом Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка определены тематические направления, по которым республиканские учреждения НПО имеют возможность осуществлять обучение и повышение квалификации руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства.

Отрадно отметить, что профессиональный лицей № 12 г.Буйнакска и Республиканский профессиональный лицей № 1 г.Хасавюрта являются победителями Президентского гранта Российской Федерации в области национального проекта «Образование», благодаря чему значительно укрепится их материально-техническая база, появится возможность значительно повысить уровень образовательных услуг.

В системе среднего профессионального образования педагогические колледжи по праву считаются одними из лучших учреждений республики. Их студенты успешно участвуют в республиканских олимпиадах студентов СПО, республиканской и всероссийской научной конференциях «Шаг в будущее», в различных конкурсах, соревнованиях, фестивалях, ежегодно получают премии Президента РФ в рамках ПНПО.

Приходя на работу в школу, они проявляют себя более подготовленными специалистами, чем многие выпускники вузов.

Педагогические коллективы педколледжей состоят в основном из профессионалов высокого уровня, больших энтузиастов, преданных своему делу. Это позволило нам с 2008 года поручить педколледжам проводить на своей базе повышение квалификации педагогов близлежащих территорий. Считаем, что это будет удобно учителям, поднимет статус колледжей, создаст источник дополнительной заработной платы их педагогов.

Перед коллективами колледжей поставлена задача улучшить подготовку будущих учителей по предметам национально-регионального компонента, а конкретно – по родным языкам. Так как большая часть выпускников возвращается в сельские школы, а в них обучение в начальных классах ведётся на родных языках, да и в городских школах желательно, чтобы учитель уроки своего родного языка в своём классе вёл сам, то его подготовка по теории языка, методике его преподавания, методике обучения всем предметам на родном языке должна быть на современном уровне.

Одним из направлений деятельности Министерства образования и науки РД является внедрение информационно - коммуникационных технологий на всех уровнях системы образования республики. В настоящее время реализуется федеральная программа развития образования на 2006 - 2010 годы. Одной из основных задач программы является совершенствование содержания и технологий образования. С сентября с.г. предполагается внедрение отраслевой системы информационного взаимодействия для своевременного и квалифицированного сбора статистических данных по Республике Дагестан.

В рамках сотрудничества между Информационно-аналитическим центром Департамента образования г.Москвы и Министерством образования и науки РД достигнута договорённость о возможности поставок в общеобразовательные учреждения РД программного комплекса «Школьный офис» полной версии на бесплатной основе. Комплекс позволит автоматизировать ведение личных дел по кадрам, контингенту, составление стандартных форм отчетности. В качестве использования информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе Центр предлагает внедрить электронные сервисы - «Электронный дневник», «Электронный журнал» - в нескольких активных школах Дагестана.

Общеизвестно, что объективным критерием оценки деятельности образовательных учреждений и управленческой деятельности управлений образования служит государственная аккредитация учреждений. В 2009-2010 учебном году при аккредитации общеобразовательных учреждений будет использоваться сформированная в Центре информатизации и оценки качества образования база тестовых заданий для проведения компьютерного тестирования школьников. Это позволит исключить влияние субъективного фактора при оценке качества знаний учащихся.

С целью интеграции в единую информационную образовательную среду МОН РД был введён в действие «Единый школьный портал» РД. Этот проект предполагал разработку и внедрение персональных сайтов в каждой школе. Анализ ситуации по работе с сайтами позволил сделать выводы, что часть руководителей управлений образованием не в полной мере осознают значимость внедрения информационно-коммуникационных технологий и очень безответственно отнеслись к данному проекту. Так, в Магарамкентском районе создано 34, не активирован ни один сайт, в Левашинском районе (37, 0), в Кулинском районе (14, 0), в Цунтинском районе (23, 0), в г.Избербаше (9, 0). Наиболее ответственное отношение к проекту показали руководители г.Хасавюрта (создано 23, активировано 21), Тарумовского района (17, 17), г.Кизляра (12, 9), Ногайского района (17, 16), г.Дагестанские Огни (9, 7), г.Буйнакска (16, 13), Ахвахского района (15, 14).

В истекшем учебном году более серьёзное внимание было уделено совершенствованию учебно-методического сопровождения национально-регионального компонента в образовательных учреждениях республики.

В 2009 году будет издано 36 наименований учебников на 10 языках народов Дагестана общим тиражом свыше 410 тысяч экземпляров на сумму более 39 млн.рублей.

Впервые будут изданы учебники для 1 класса по предмету «Окружающий мир», переведённые на все родные языки. В школы поступит новый учебно-методический комплект по истории Дагестана для 6 класса, географии Дагестана для 9 класса, учебники по Культуре и традициям народов Дагестана для 4 и 9 классов, ряд других учебников.

В состав комплексов входят дидактические материалы, методические пособия, рабочие тетради для учащихся и учителей, учебные карты, интерактивные пособия. Это совершенно новый подход к созданию учебно-методических комплексов, в содержание которых закладываются требования модернизации образования, реализуются подходы личностно-ориентированного и компетентностного подхода в обучении дагестанских школьников.

Ведётся системная работа по обеспечению учебниками по ногайскому языку, которые по нашему заказу издаются в Карачаево-Черкессии, а также по чеченскому языку, которые мы приобретаем в г.Грозном.

В рамках проведения мероприятий республиканской целевой программы «Русский язык (2007-2010 годы) проделана работа по проведению этносоциологических и социолингвистических исследований по изучению русского языка в условиях дагестанского многоязычия; определение доли этнокультурного компонента в образовательных учреждениях (в период 2008-2009 годов). Ведется исследование новейших процессов современного русского языка по лексикологии, словообразованию, морфологии и синтаксису (2007-2009 годы).

Ведётся изучение состояния и функционирования русского и родных языков в различных сферах деятельности Республики Дагестан на 2008-2009 годы).

Продолжается исследовательская работа по методике преподавания русского языка в образовательных учреждениях РД, сопоставительное изучение русского и дагестанских языков; разработка программ преподавания русского языка и литературы в дагестанской национальной школе (2007-2008 годы).

Ведётся подготовка и издание учебно-методических комплектов по русскому языку для детских садов и начальных классов дагестанской национальной школы (2007-2009 годы).

Разработаны научно-методические рекомендации по русскому языку, культуре речи для работников СМИ (2008г.). Изданы двуязычные русско-национальные словари (русско-кумыкский, русско-лезгинский, русско-даргинский и русско-аварский (2007-2009). В 2009 году должны быть изданы русско-лакский и русско-табасаранский словари.
2. Система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых детей.

Народным Собранием республики принята разработанная нашим министерством Республиканская целевая программа «Одарённые дети» на 2009-2011 годы. В основу этой Программы положен комплекс мероприятий по формированию единой системы работы с одарёнными детьми, координации взаимодействия и интеграции деятельности учреждений, работающих с талантливыми детьми. Программа предусматривает создание сети образовательных учреждений для поддержки одарённых школьников, разработку необходимого программно-методического материала, подготовку педагогов-тренеров, работающих с детьми повышенного уровня интеллекта, расширения возможностей для участия способных и одаренных школьников республики в российских, международных конференциях, творческих конкурсах и многое другое.

В Программу включены разнообразные формы работы: Интернет-олимпиады, дистанционное обучение, профильные смены в оздоровительных лагерях, проведение зимних и летних сборов и другое.

Успешная реализация данной программы предусматривает консолидацию усилий муниципальных, республиканских органов УО.

Вместе с тем следует отметить, что в ряде райгоруправлений образованием до сих пор нет системы работы с одарёнными детьми, практически во всех общеобразовательных учреждениях не привлекаются школьные психологи к работе с детьми повышенного интеллекта, не составляются «портфолио» на талантливых детей, педагогов-тренеров.

Для выполнения этих целей органам управления образованием необходимо в рамках реализации программы «Одарённые дети» разработать и осуществлять циклограмму содержания деятельности органов управления образования по проведению интеллектуальных состязаний и других мероприятий, так как эта работа не должна носить циклический, эпизодический характер.

Одной из самых распространённых форм работы с одаренными детьми является Всероссийская олимпиада школьников. В ней приняло участие 1840 учащихся 9-11 классов. В этом учебном году проходил третий региональный этап по 17 учебным предметам, впервые прошли олимпиады по физической культуре, обществознанию, экологии. Наилучшим образом на республиканском этапе ВОШ себя показали: г.Махачкала, г.Каспийск, г.Дербент, РМЛ, ПЛ № 9. Среди общеобразовательных учреждений наибольшее количество победителей и призеров в 2009 году: РМЛ – 23, гимназия г.Каспийска – 18, ПЛ № 9 – 15, лицей № 39 – 15, гимназия № 38 – 9 г.Махачкалы.

Вместе с тем, в подготовке и проведении олимпиады остаётся немало проблем, нерешенных вопросов по повышению уровня подготовленности учащихся.

Результаты олимпиад 2009 года неутешительны, 63% участников (1161 участник) не смогли ответить на 25% предложенных заданий, ни одного задания не выполнили 505 человек (27,2%) из 1840 участников.

Необходимо усилить контроль со стороны райгоруправлений образованием и руководства школ за работой учителей, психологов с детьми повышенного интеллекта, талантливыми детьми, с ними должна проводиться индивидуальная, дифференцированная работа по индивидуальным учебным планам.

Широкое распространение должна получить деятельность заочных и очно-заочных школ для старших школьников, позволяющих независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации составной часть государственной политики в области кадрового обеспечения российской науки становится Всероссийская олимпиада школьников «Шаг в будущее». Олимпиады программы «Шаг в будущее» включены в План общественных мероприятий Федерального агентства по образованию.

Для придания Олимпиаде республиканского статуса разработано Положение о республиканской олимпиаде школьников «Шаг в будущее»», которая включает в себя два вида конкурсных испытаний: научно-образовательное соревнование и академическое соревнование, что позволит привлекать к олимпиадному движению школьников, склонных к научно-исследовательским изысканиям, из числа которых вырастут талантливые инженеры, специалисты профильных отраслей.

Усилия педагогов республики в области воспитания были направлены в истекшем году на формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

В своей деятельности органы и учреждения образования исходят из единства образовательного и воспитательного процессов.

При этом значительное внимание уделяется внедрению в воспитательный процесс современных форм моделей и технологий.

Выявлению актуальных и перспективных методик воспитания, обновлению содержания и структуры воспитательной деятельности способствовали проведенные в рамках реализации целевой программы «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы» конкурсы: «Воспитать человека», «Школа – территория здоровья», а также конкурс воспитательных систем образовательных учреждений всех типов.

Повышению статуса патриотического воспитания в образовательных учреждениях способствуют такие формы работы с педагогами и учащимися как:

- конкурсы-проекты среди педагогов на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию, внесшие лепту в расширение методической базы патриотического воспитания в системе образования;

- конкурсы на лучшую учебно-исследовательскую работу юных историков и краеведов, выставки фотографий, документов, картин и рисунков («Растим патриотов России». «Фронтовая газета» "Народная память о защитниках Отечества", «Память сердца», «Я тебя никогда не забуду!» и мн. др.);

- тематические мероприятия с широким охватом учащихся: «Вахта памяти», «Овеянные славою флаг наш и герб», «Солдат Отечества», «Народная память о защитниках Отечества», акция «Я - гражданин России!», уроки мужества и многие другие, требующие обращения к историческим и архивным документам, воспоминаниям участников событий, способствуя тем самым обеспечению преемственности поколений.

В целях повышения статуса патриотического воспитания в образовательных учреждениях, был проведен республиканский этап Всероссийского конкурса «Мир глазами молодых» среди старшеклассников- претендентов на участие в Форуме «Юношеской восьмерки» в Италии в 2009 году, победители которого учащиеся - гимназии № 13 Меджидова Джанет и учащаяся РМЛ - Зимина Камила - были приглашены в г. С. Петербург для участия в учебно-экскурсионной программе, как лучшие участники заключительного этапа. Меджидова Джанет досрочно зачислена студенткой в Санкт-Петербургский государственный институт международных отношений.

Повышению интереса молодежи к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества содействуют популярные военно-спортивные игры и соревнования «К защите Родины готов», «Зарница», «Ополченец», «Шаг к Победе», «Орленок», «Школа безопасности», в которых ежегодно принимает участие более 15 тыс. учащихся.

Работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в республике невозможно представить без не имеющего аналогов в стране ТОКСовского движения (телевизионного отряда краеведов-следопытов), которое объединяет 78 поисковых отрядов из различных районов и городов республики. ТОКСовское движение - заметное явление в общественно-политической жизни республики. Участниками движения собран материал более чем о 15 тыс. дагестанцах-участниках ВОВ, на мемориальные доски и обелиски внесено более 200 новых имен, собраны сведения о судьбах около 300 воинов, считавшихся пропавшими без вести.

В общеобразовательных учреждениях проводится информационно-просветительская работа, направленная на идеологическое воспитание детей и их родителей, профилактику преступлений, ненасилия к другим народам и религиям, создание атмосферы всеобщего осуждения и нетерпимости к идеологии терроризма и экстремизма. Проведены серия открытых уроков-лекций и классных часов «Когда мы едины, мы - непобедимы», «Патриотизм и мужество народов Дагестана в борьбе с терроризмом», «Нет плохих народов, есть плохие люди», «Это не должно повториться!», «Терроризм – угроза обществу», «Преступление - что это?», «Мы против терроризма», «Расстрелянное детство», «Трагедия в Нальчике», «Дружно за мир стоять - терроризму не бывать», «Это не должно повториться!» и мн. др.

Одной из приоритетных целей воспитательной работы образовательных учреждений является развитие неприятия экстремизма и терроризма учащимися и ослабление психологических предпосылок возникновения этих асоциальных явлений. Это позволяет сформировать у школьников представление о порочности экстремизма, как способа решения политических задач и форм отношений между людьми, о несостоятельности терроризма как средства достижения политических и идеологических целей. Соответствующие сегменты, включенные как в учебный процесс, так и в систему внеклассной и внешкольной работы, способствуют выработке у школьников иммунитета к попыткам экстремистских кругов влиять на сознание граждан, психологической устойчивости перед угрозами терактов, предупреждению развития элементов экстремистских воззрений.

В целях воспитания подрастающего поколения в духе мирного сосуществования, дружественного взаимодействия и толерантного поведения в многонациональном, поликонфессиональном и поликультурном обществе совместно с Детским Фондом ООН «ЮНИСЕФ» осуществляется Программа «Миротворческое образование и Формирование и Толерантности среди детей и Молодежи Северного Кавказа».

Значительное место в воспитательном процессе образовательных учреждений республики занимают вопросы профилактики распространения наркомании и других психотропных активных веществ (ПВА) и пропаганды здорового образа жизни.

Во многих образовательных учреждениях республики накоплен позитивный опыт применения валеологического подхода в воспитании школьников, разрабатываются и апробируются здоровьесберегающие технологии, ведется работа по профилактике аддитивного поведения (алкоголизма и наркомании) в подростковой среде.

В рамках реализации социального направления работы по профилактике наркомании проводится работа по вовлечению учащихся в активную деятельность во внеучебное время.

Проводится воспитательная работа, направленная на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма как в рамках федеральной и республиканской целевых одноимённых программ «Повышение безопасности дорожного движения в 2007-2012 годах», так и в текущей деятельности.

В рамках этой программы проводится работа по строительству детского автогородка в городе Махачкале на территории ПУ № 17 площадью 0,45 га.

Немаловажную роль в воспитании и создании благоприятных условий для развития творческого потенциала детей и подростков играет дополнительное образование, которое является важнейшей составляющей образовательного пространства.

В системе дополнительного образования республики сегодня функционирует 251 учреждения, в которых работает 6,5 тыс. педагогов. Дополнительным образованием охвачено более 164 тысяч детей, что составляет 42% от общего числа учащихся общеобразовательных школ. Из общего числа учреждений 243 муниципальных (из которых 155 расположены в сельской местности) и 8 государственных.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад министра образования и науки рд iconДоклад заместителя министра образования и науки
О воспитании толерантности как основы формирования гражданской позиции молодежи в противодействии идеологии терроризма, экстремизма,...
Доклад министра образования и науки рд iconДоклад Министра образования и науки Челябинской области Кузнецова...
Министра образования и науки Челябинской области Кузнецова А. И. на аппаратном совещании Губернатора Челябинской области 13. 02....
Доклад министра образования и науки рд iconДоклад Министра образования и науки Челябинской области Кузнецова...
Министра образования и науки Челябинской области Кузнецова А. И. на аппаратном совещании Губернатора Челябинской области 13. 02....
Доклад министра образования и науки рд iconДоклад Министра образования Ульяновской области на пленарном совещании...
Доклад Министра образования Ульяновской области на пленарном совещании Регионального образовательного мега-форума 2011
Доклад министра образования и науки рд iconПавлово-посадского муниципального района московской области
Реутове по вопросам реализации кпмо в Московской области. Были выслушаны полный исчерпывающий доклад Министра образования мо л. Н....
Доклад министра образования и науки рд iconВстреча Министра образования и науки Российской Федерации Андрея...
Тема – Методические аспекты учета финансовых результатов в пассажирских автотранспортных организациях
Доклад министра образования и науки рд iconПриказ №500 «Об утверждении Порядка уведомления Министра образования...
«Об утверждении Порядка уведомления Министра образования и науки Камчатского края о фактах обращения в целях склонения к совершению...
Доклад министра образования и науки рд iconДоклад Министра энергетики А. В. Новака на парламентских слушаниях...
Доклад Министра энергетики А. В. Новака на парламентских слушаниях в Государственной Думе. 06. 11. 2013
Доклад министра образования и науки рд iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 13...
«Об утверждении Порядка уведомления Министра образования и науки Камчатского края о фактах обращения в целях склонения к совершению...
Доклад министра образования и науки рд iconНациональная академия образования имени ы. Алтынсарина
Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09. 07. 2010 г. №367
Доклад министра образования и науки рд iconВопросы к экзамену по истории и философии науки для магистрантов...
«Практическая психология» составлены на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника...
Доклад министра образования и науки рд iconТюменцев Виктор Леонидович Министр образования и науки Камчатского края, председатель
Заместитель Министра образования и науки Камчатского края, заместитель председателя
Доклад министра образования и науки рд iconТема № Основы аксиологии План Понятие «Эго-единого»
«Об утверждении Порядка уведомления Министра образования и науки Камчатского края о фактах обращения в целях склонения к совершению...
Доклад министра образования и науки рд iconЗаконопроект "О государственной поддержке инновационной деятельности в Мурманской области"
«Об утверждении Порядка уведомления Министра образования и науки Камчатского края о фактах обращения в целях склонения к совершению...
Доклад министра образования и науки рд iconИ. И. Калина 22 октября 2007 г
Направление утверждено приказом Министра образования и науки Российской Федерации №265 от 27. 09. 2007г
Доклад министра образования и науки рд iconИ. И. Калина 22 октября 2007 г
Направление утверждено приказом Министра образования и науки Российской Федерации №265 от 27. 09. 2007г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск