Скачать 284.18 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ _______________________ 2011г. Этология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.62 - Биология, профиль подготовки - Зоология, очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы _____________________________/Попов Н. Я./ «_____»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «___»__________________2011 г. № протокола____ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий «___»_____2011 г. № протокола____ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./ «______»_____________2011г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИТКафедра зоологии и ихтиологииПопов Н.Я. ЭтологияУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.62 - Биология, профиль подготовки – Зоология, очной формы обучения. Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2011 Попов Николай Яковлевич. Этология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 000000.62 - Биология, профиль подготовки – Зоология, очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, стр. .Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Этология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н., профессор Гашев Сергей Николаевич© Тюменский государственный университет, 2011. ©Попов Н. Я., 2011.
Целью дисциплины «Этология» является получение базовых знаний о поведенческих реакцииях животных при воздействие внешних и внутренних факторов, выражающиеся в различных, взаимосвязанных аспектах, важнейшие из которых - экологические, эволюционные и физиологические. В процессе изучения дисциплины бакалавры решают следующие задачи: раскрывают механизм восприятия животными различных биофизических полей; изучают закономерности ориентации и сигнализации животных; определяют понятия, необходимые для анализа поведенческих реакций животных. Учебно-методический комплекс «Этология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина (модуль) «Этология» относится к циклу Б.3.Дисциплина по выбору. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами Б.3. Профессионального цикла: базовой: (общепрофессиональной) частью: экологией, зоологией. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по зоологии беспозвоночных и позвоночных животных. 1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями: - демонстрировать знания принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции, применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем –ПК-3; - демонстрировать и применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Семестр 7. Форма аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Модуль 1
Объект, предмет и основные задачи. Теоретическое и практическое значение исследований поведения животных. Основные направления этологии. Экологические аспекты изучения поведения. Технические средства и оборудование для изучения поведения водных животных. Учреждения и научные организации, занимающиеся изучением поведения животных.2.Восприятие животными физических полей . Зрение. Строение глаз. Механизм световосприятия и его особенности в связи со средой обитания. Цветовое зрение. Видимость животными различных объектов. Слуховой аппарат и его строение. Система акустико-латеральных органов. Рецепторы давления и рецепторы смещения. Ориентация на источники звука. Бинауральный эффект. Электрорецепция. Реакции водных животных обладающих и не имеющих специальных органов электрорецепции. Модуль 2. 3. Биофизические поля животных и возможности их использования Акустические поля. Источники возникновения звуков. Стридуляционные звуки. Видовые и возрастные особенности “звучания” животных. Использование акустических полей в промышленности. Электрические поля. Источники низкочастотных электромагнитных полей. Дипольный тип электрического поля. Классификация животных по способности генерировать биоэлектрические поля. Оптические поля. Гуанин. Меланофоры. Форма тела, как условие, светомаскировки рыб. Биолюминисцентные оптические поля. Способы образования света. Возможности использования оптических полей. 4. Уровни организации и поведение животных Уровни поведения животных. Физиологический, этологический, экологический. Типы поведенческих реакций (наследственный, ненаследственный). Биополе и поведение животных в этологических группах. Биологические особенности ориентации и сигнализации. Сигналы первого и второго порядков. Каналы общения. Значение поз у животных. Гидродинамические сигналы. Знак реакции и физиологическое состояние животных. Обратная связь в системе “хищник-жертва”. Поведение животных различных этологических групп. Типично стайные группировки. Стайные с временным вожаком. Территориальные. Иерархические. Парные группировки. Роль физических полей в регуляции стабильности стай. Возможности управления поведением группировок. Модуль 3. 5. Реакции животных на физические поля Реакции на свет. Положительные реакции. Механизм привлечения светом. Теории Леба, Франца, Зуссер. Отрицательные реакции. Обоснование выбора световых стимулов. Применение света на практике. Оптомоторные реакции, биологическое значение. Зависимость оптомоторных реакций от биотических и абиотических условий. Использования оптомоторных реакций в управлении поведением животных. Химические связи, отличительные особенности. Макро- и микросматики. Феромон тревоги, этапы реакции. Хемокоммуникация в жизни животных. Использование на практике. Реакции на звук. Технические звуки, биологические звуки. Акустические приемы в промышленности. Реакции в электрических полях. Анодная реакция. Постоянный, переменный и импульсный токи. Действие слабых и сильных электрических полей. “Охотничьи” и “оборонительные” токи водных животных. Электрические поля и рыболовство. Последствия воздействия электрического тока на водных животных. 6. Реакции животных на изменение давления Реореакция. Ориентация и движение в потоке. Вихревые дорожки Голубева. Бросковая, максимальная и крейсерская скорости. Поведение животных в реоградиентных условиях. Два типа реакции на реоградиентные потоки. Управление поведением животных при гидростроительстве. Ритмы суточной миграции. Причины и механизм попадания животных в водозаборы. Экологический и поведенческие способы защиты от гибели в водозаборных сооружениях. Способы достижения гидростатического равновесия. Вертикальные перемещения. Гидростатические реакции. Адаптация к смене давления. Механизм восприятия изменения давления. 7. Эволюционные аспекты и возможности управления поведением животных Линия первичноротых. Линия вторичноротых. Прогресс поведения и плодовитость. "Пассивные" методы управления поведением. "Активные" методы управления. Привлечение и отпугивание. Изменение особенностей поведения.
Устный опрос (по теме №1). Обсуждаемые темы:
Устный опрос (по теме №3). Обсуждаемые темы: 1. Акустические и оптические поля. 2. Электрические поля. Практическое занятие: «Составление списка спектров звучания животных в связи с особенностями их генерации» (по теме № 3) . Для проведения работы использовать:
Устный опрос (по теме №4) Обсуждаемые темы:
Практическое занятие: «Определение положительной и отрицательной реакции животных на свет» (по теме №5). Для проведения работы использовать: Протасов В.Р. Поведение рыб. М., Пищевая промышленность, 1978. 296 с. Устный опрос (по теме №6). Обсуждаемые темы:
Устный опрос (по теме №7). Обсуждаемые темы:
Модуль 1. 2. Восприятие животными физических полей. Контрольная работа. Вариант №1.
Вариант №2 1. Система акустико-латеральных органов. 2. Строение основных сенсорных систем. Темы рефератов: 1.Механизмы восприятия животными физических и биофизических полей. 2.Хемокоммуникация в жизни животных. 3.Ориентация на источники звука. 4. Цветовое зрение. Модуль 2. 3. Биофизические поля животных и возможности их использования. Темы рефератов: 1. Источники возникновения звуков у животных. 2. Видовые и возрастные особенности «звучания» животных. 3. Классификация животных по способности генерировать биоэлектрические поля. 4. Биолюминисцентные оптические поля. 4. Уровни организации и поведение животных. Контрольная работа Вариант №1
Вариант №2
Модуль 3. 5. Реакции животных на физические поля. Контрольная работа. Вариант №1: 1.Оптомоторные реакции и их биологическое значение. 2. Механизм привлечения светом. Вариант №2 : 1. Реакции на звук. 2. Реакции в электрических полях. Темы рефератов: 1.Использование оптомоторных реакций в управлении поведением животных. 2. Химические связи и их отличительные особенности. 3. Маро- и микросматики среди животных. 4. Акустические приемы в промышленности. 7. Эволюционные аспекты и возможности управления поведением животных. Составление глоссария. Дать развернутое толкование понятий: Фотопериодическая активность. Акустическая база. Анодный гальванотаксис. Этологические группы. Нистагм оптокинетический. Мотивация поведения. Контрольные вопросы к экзамену
Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана), исследовательские методы, мультимедийные продукты.
8.1. Основная литература:
8.2 Дополнительная
http://www.ethology.ru/library/?div=1, http//www.cultinfo.ru/ fulltext/1/008/127/368.htm, http://www.krugosvet.ru/articles/03/1000311/1000311a1htm и др.
Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, видеофильмами. Занятия по дисциплине специализации «Этология» проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и ихтиологии, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для проведения занятий имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного материала используются плакаты, специальные таблицы, гидробиологическое и рыбоводное оборудование и др. |