Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология





Скачать 284.18 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Дата публикации28.02.2015
Размер284.18 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

_______________________ 2011г.

Этология

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.62 - Биология,

профиль подготовки - Зоология, очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________________/Попов Н. Я./

«_____»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «___»__________________2011 г. № протокола____

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий «___»_____2011 г. № протокола____

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./

«______»_____________2011г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИТ

Кафедра зоологии и ихтиологии


Попов Н.Я.

Этология



Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов направления 020400.62 - Биология, профиль подготовки – Зоология, очной формы обучения.

Тюмень

Издательство Тюменского государственного университета

2011


Попов Николай Яковлевич. Этология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 000000.62 - Биология, профиль подготовки – Зоология, очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, стр. .


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Этология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н., профессор Гашев Сергей Николаевич





© Тюменский государственный университет, 2011.

©Попов Н. Я., 2011.



  1. Пояснительная записка.




    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Целью дисциплины «Этология» является получение базовых знаний о поведенческих реакцииях животных при воздействие внешних и внутренних факторов, выражающиеся в различных, взаимосвязанных аспектах, важнейшие из которых - экологические, эволюционные и физиологические.

В процессе изучения дисциплины бакалавры решают следующие задачи: раскрывают механизм восприятия животными различных биофизических полей; изучают закономерности ориентации и сигнализации животных; определяют понятия, необходимые для анализа поведенческих реакций животных.

Учебно-методический комплекс «Этология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина (модуль) «Этология» относится к циклу Б.3.Дисциплина по выбору. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами Б.3. Профессионального цикла: базовой: (общепрофессиональной) частью: экологией, зоологией. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по зоологии беспозвоночных и позвоночных животных.

1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- демонстрировать знания принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции, применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем –ПК-3;

- демонстрировать и применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: механизм восприятия животными физических и биофизических полей, влияние абиотических и биотических факторов на проявление поведенческих реакций, возможности и пути использования физических полей при управлении поведением животных.

  • Уметь: демонстрировать базовые представления по дисциплине, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований.

  • Владеть: навыками научно-исследовательской работы, преподавания данной дисциплины и ведения дискуссии.




  1. Структура и трудоемкость дисциплины.


Семестр 7. Форма аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.


  1. Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план




Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Интерактивные формы в часах

Итого количество баллов

Лекции*

Практические занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

7

8




9




Модуль 1.






















1.

Введение

1-2

2







2




0-5

2.

Восприятие животными физических полей

3-4

2

4

2

8

4

0-15




Всего

4

4

4

2

10

4

0-20




Модуль 2.






















3.

Биофизические поля животных и возможности их использования

5-8

4

6

3

13

6

0-20

4.

Уровни организации и поведение животных

9-10

2

4

3

9




0-10




Всего

6

6

10

6

22

6

0-30




Модуль 3.






















5.

Реакции животных на физические поля

11-12

2

6

3

11




0-15

6.

Реакции водных животных на изменение давления

13-14

2

6

3

11




0-15

7.

Эволюционные аспекты и возможности управления поведением животных

14-18

4

10

4

18

10

0-20




Всего

8

8

22

10

40




0-50

Итого (часов, баллов):

18

18

36

18

72

20

0 – 100



Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Устный опрос по теме

Письменные работы

Итого количество баллов

практическая работа

контрольная работа

реферат

глоссарий

Модуль 1



















1.

0-5













0-5

2.







0-5

0-10




0-15

Всего

0-5




0-5

0-10




0-20

Модуль 2



















3.

0-5

0-10




0-5




0-20

4.

0-5




0-5







0-10

Всего

0-10

0-10

0-5

0-5




0-30

Модуль 3



















5.




0-5

0-10

0-5




0-20

6.

0-15













0-15

7.

0-10










0-5

0-15

Всего

0-15




0-10

0-15

0-5

0-50

Итого

0-30

0-15

0-20

0-30

0-5

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.

Введение

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Чтение дополнительной литературы.










2.

Восприятие животными физических полей

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Контрольная работа.

Конспектирование дополнительной литературы.

3-4

2

0-20




Всего по модулю 1:

3-4

2

0-20

Модуль 2
















3.

Биофизические поля животных и возможности их использования

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Контрольная работа.

Чтение дополнительной литературы.

5-8

3

0-15

4.

Уровни организации и поведение животных

Контрольная работа.

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Чтение дополнительной литературы.

9-10

3

0-15




Всего по модулю 2:

5-10

6

0-30

Модуль 3
















5.

Реакции животных на физические поля

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Подготовка контрольной работе.

Конспектирование дополнительной литературы.

11-12

3

0-15

6.

Реакции водных животных на изменение давления

Изучение отдельных тем (для устного опроса).


Чтение дополнительной литературы.

13-14

3

0-15

7.

Эволюционные аспекты и возможности управления поведением животных

Изучение отдельных тем (для устного опроса). Практич

еская работа.

Подготовка глоссария.

Конспектирование дополнительной литературы.

14-18

4

0-20




Всего по модулю 3:

11-18

10

0-50




Итого:

18

18

0-100



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.



№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

Общая гидробиология




+










+




2.

Териология




+

+

+







+

3.

Орнитология










+







+


  1. Содержание дисциплины.


Модуль 1

  1. Введение



Объект, предмет и основные задачи. Теоретическое и практическое значение исследований поведения животных. Основные направления этологии. Экологические аспекты изучения поведения. Технические средства и оборудование для изучения поведения водных животных. Учреждения и научные организации, занимающиеся изучением поведения животных.



2.Восприятие животными физических полей

. Зрение. Строение глаз. Механизм световосприятия и его особенности в связи со средой обитания. Цветовое зрение. Видимость животными различных объектов.

Слуховой аппарат и его строение. Система акустико-латеральных органов. Рецепторы давления и рецепторы смещения. Ориентация на источники звука. Бинауральный эффект.

Электрорецепция. Реакции водных животных обладающих и не имеющих специальных органов электрорецепции.

Модуль 2.

3. Биофизические поля животных и возможности

их использования
Акустические поля. Источники возникновения звуков. Стридуляционные звуки. Видовые и возрастные особенности “звучания” животных. Использование акустических полей в промышленности.

Электрические поля. Источники низкочастотных электромагнитных полей. Дипольный тип электрического поля. Классификация животных по способности генерировать биоэлектрические поля.

Оптические поля. Гуанин. Меланофоры. Форма тела, как условие, светомаскировки рыб. Биолюминисцентные оптические поля. Способы образования света. Возможности использования оптических полей.

4. Уровни организации и поведение животных

Уровни поведения животных. Физиологический, этологический, экологический. Типы поведенческих реакций (наследственный, ненаследственный). Биополе и поведение животных в этологических группах.

Биологические особенности ориентации и сигнализации. Сигналы первого и второго порядков. Каналы общения. Значение поз у животных. Гидродинамические сигналы. Знак реакции и физиологическое состояние животных. Обратная связь в системе “хищник-жертва”.

Поведение животных различных этологических групп. Типично стайные группировки. Стайные с временным вожаком. Территориальные. Иерархические. Парные группировки. Роль физических полей в регуляции стабильности стай. Возможности управления поведением группировок.

Модуль 3.

5. Реакции животных на физические поля

Реакции на свет. Положительные реакции. Механизм привлечения светом. Теории Леба, Франца, Зуссер. Отрицательные реакции. Обоснование выбора световых стимулов. Применение света на практике.

Оптомоторные реакции, биологическое значение. Зависимость оптомоторных реакций от биотических и абиотических условий. Использования оптомоторных реакций в управлении поведением животных.

Химические связи, отличительные особенности. Макро- и микросматики. Феромон тревоги, этапы реакции. Хемокоммуникация в жизни животных. Использование на практике.

Реакции на звук. Технические звуки, биологические звуки. Акустические приемы в промышленности.

Реакции в электрических полях. Анодная реакция. Постоянный, переменный и импульсный токи. Действие слабых и сильных электрических полей. “Охотничьи” и “оборонительные” токи водных животных. Электрические поля и рыболовство. Последствия воздействия электрического тока на водных животных.

6. Реакции животных на изменение давления

Реореакция. Ориентация и движение в потоке. Вихревые дорожки Голубева. Бросковая, максимальная и крейсерская скорости.

Поведение животных в реоградиентных условиях. Два типа реакции на реоградиентные потоки.

Управление поведением животных при гидростроительстве. Ритмы суточной миграции. Причины и механизм попадания животных в водозаборы. Экологический и поведенческие способы защиты от гибели в водозаборных сооружениях.

Способы достижения гидростатического равновесия. Вертикальные перемещения. Гидростатические реакции. Адаптация к смене давления. Механизм восприятия изменения давления.

7. Эволюционные аспекты и возможности управления

поведением животных
Линия первичноротых. Линия вторичноротых. Прогресс поведения и плодовитость. "Пассивные" методы управления поведением. "Активные" методы управления. Привлечение и отпугивание. Изменение особенностей поведения.


  1. Планы практических занятий.



Устный опрос (по теме №1).

Обсуждаемые темы:

  1. Поведение животных и окружающая среда.

  2. Влияние поведения на распределение и миграцию животных.


Устный опрос (по теме №3).

Обсуждаемые темы:

1. Акустические и оптические поля.

2. Электрические поля.
Практическое занятие: «Составление списка спектров звучания животных в связи с особенностями их генерации» (по теме № 3) .

Для проведения работы использовать:

  1. Протасов В.Р. Биоакустика рыб. М., 1965. 207 стр.

  2. Константинов В.М. и др. Общая биология. М., Академия, 2006.

Устный опрос (по теме №4)

Обсуждаемые темы:

  1. Биологические особенности ориентации и сигнализации.

  2. Поведение животных различных этологических групп.


Практическое занятие: «Определение положительной и отрицательной реакции животных на свет» (по теме №5).

Для проведения работы использовать:

Протасов В.Р. Поведение рыб. М., Пищевая промышленность, 1978. 296 с.
Устный опрос (по теме №6).

Обсуждаемые темы:

  1. Адаптации к смене давления.

  2. Механизм восприятия изменения давления.


Устный опрос (по теме №7).

Обсуждаемые темы:

  1. «Пассивные» и «активные» методы управления поведением животных.

  2. Изменение особенностей поведения.



  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).


Модуль 1.

2. Восприятие животными физических полей.

Контрольная работа.
Вариант №1.

  1. Электрорецепция.

  2. Механизм световосприятия и его особенности в связи со средой обитания.


Вариант №2

1. Система акустико-латеральных органов.

2. Строение основных сенсорных систем.
Темы рефератов:
1.Механизмы восприятия животными физических и биофизических полей.

2.Хемокоммуникация в жизни животных.

3.Ориентация на источники звука.

4. Цветовое зрение.
Модуль 2.

3. Биофизические поля животных и возможности их использования.

Темы рефератов:

1. Источники возникновения звуков у животных.

2. Видовые и возрастные особенности «звучания» животных.

3. Классификация животных по способности генерировать биоэлектрические поля.

4. Биолюминисцентные оптические поля.
4. Уровни организации и поведение животных.

Контрольная работа
Вариант №1

  1. Значение поз у животных.

  2. Обратная связь в системе «хищник-жертва».


Вариант №2

  1. Уровни поведения животных

  2. Каналы общения.


Модуль 3.
5. Реакции животных на физические поля.

Контрольная работа.
Вариант №1:

1.Оптомоторные реакции и их биологическое значение.

2. Механизм привлечения светом.
Вариант №2 :

1. Реакции на звук.

2. Реакции в электрических полях.
Темы рефератов:

1.Использование оптомоторных реакций в управлении поведением животных.

2. Химические связи и их отличительные особенности.

3. Маро- и микросматики среди животных.

4. Акустические приемы в промышленности.
7. Эволюционные аспекты и возможности управления поведением животных.

Составление глоссария.

Дать развернутое толкование понятий:

Фотопериодическая активность.

Акустическая база.

Анодный гальванотаксис.

Этологические группы.

Нистагм оптокинетический.

Мотивация поведения.

Контрольные вопросы к экзамену

  1. Предмет, методы, задачи и основные направления изучения поведения животных.

  2. Акустические и гидродинамические поля. Стридуляционные звуки.

  3. Строение глаз. Механизм световосприятия. Цветовое зрение.

  4. Уровни поведения (физиологический, этологический, экологический)

  5. Сигналы первого и второго порядков. Каналы общения.

  6. Ориентация и движение в потоке. Бросковая, максимальная и крейсерская скорости.

  7. Органы слуха. Акустико-латеральные органы. Рецепторы давления и рецепторы смещения.

  8. Реакции на звук. Технические и биологические звуки. Эволюционные аспекты в поведении животных.

  9. Оптические поля. Роль гуанина и меланофор.

  10. Поведение водных животных в реоградиентных условиях. Типы реакций на реоградиентные потоки.

  11. Электрические поля. Разделение водных животных по способности генерировать электрические поля.

  12. Биологическое значение оптомоторных реакций и их зависимость от биотических и абиотических условий.

  13. Поведение животных различных этологических групп. Роль физических полей в регуляции стабильности стаи.

  14. Управление поведением водных животных и способы защиты при гидротехническом строительстве.

  15. Реакции животных на свет. Механизм привлечения светом (теории Леба, Франца и Зуссер).

  16. Реакции животных в различных по происхождению электрических полях. Действие сильных и слабых электрических полей.

  17. Биоэлектрические поля. "Охотничьи" и "оборонительные" токи у водных животных.

  18. Гидродинамические сигналы. Обратная связь в системе "хищник-жертва".

  19. Биолюминесцентные оптические поля. Способы образования света у животных.

  20. Хемокоммуникация в жизни животных.

  21. Поведение общественных насекомых.

  22. Гидростатика и ее роль в поведении водных животных.




  1. Образовательные технологии.


Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана), исследовательские методы, мультимедийные продукты.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).


8.1. Основная литература:


  1. Баскин Л.М. Поведение копытных животных. М., Наука, 1976. 294 с.

  2. Басов Б.М., Орлов А.А. Биоэлектрические поля рыб. В кн.: Электрические и акустические поля рыб. М., 1973, с. 149-182.

  3. Биоакустика (Под ред. В.Д. Ильичева), М., Высшая школа, 1975. 255 с.

  4. Биолюминисценция моря. М., Наука, 1969. 183 с.

  5. Гирса И.И. Биологические основы привлечения рыб на свет. В кн.: Биологические основы управления поведением рыб. М., 1970, с. 191-225.

  6. Касумян А.О. Вкусовая рецепция и пищевое поведение рыб. Вопросы ихтиологии, №1, М., 1997.

  7. Лебедева Н.Е., Головкина Т.В. Естественные химические сигналы у рыб – их значение и некоторые свойства. Биофизика, №3 М., 1994.

  8. Лукашов В.Н. Методы управления поведением рыб. Калининград, 1971. 198 с.

  9. Мантейфель Б.П. Экология поведения животных. М., Наука, 1980. 220 с.

  10. Нусенбаум Л.М., Фалеева Т.И. Исследования поведения рыб в электрическом поле. Изв. ГосНИОРХ, 1961, т. 52, вып. 1, с. 3-90.

  11. Павлов Д.С. Оптомоторная реакция и особенности ориентации рыб в потоке воды. М., Наука, 1970. 147 с.

  12. Протасов В.Р. Биоакустика рыб. М., 1965. 207 с.

  13. Протасов В. Р. Зрение и ближняя ориентация рыб. М., Наука, 1968. 206 с.

  14. Радаков Д.В. Стайность рыб как экологическое явление. М., Наука, 1972. 174 с.

  15. Слоним А.Д. Среда и поведение (формирование адаптивного поведения). Л., Наука, 1976.210 с.


8.2 Дополнительная

  1. Акимушкин И.И. Головоногие моллюски морей СССР. М., Наука, 1963. 234 с.

  2. Джекобсон М. Половые феромоны насекомых. М., Мир, 1976. 391 с.

  3. Ильичев В.Д. Биоакустика птиц. М., МГУ, 1972. 285 с.

  4. Минарт М. Цвет и свет в природе. М., Наука, 1969. 374 с.

  5. Тинберген Н. Поведение животных. М., Мир, 1969. 191 с.

  6. Фриш К. Пчелы, их зрение, обоняние, вкус и язык. М., Прогресс, 1955.




    1. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:


http://www.ethology.ru/library/?div=1,

http//www.cultinfo.ru/ fulltext/1/008/127/368.htm,

http://www.krugosvet.ru/articles/03/1000311/1000311a1htm и др.


  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).


Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, видеофильмами. Занятия по дисциплине специализации «Этология» проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и ихтиологии, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для проведения занятий имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного материала используются плакаты, специальные таблицы, гидробиологическое и рыбоводное оборудование и др.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология
Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федченко Е. А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск