Скачать 257.36 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ _______________________ 2011г. Палеозоология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.62 - Биология, профиль подготовки - Зоология, очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы _____________________________/Попов Н. Я./ «_____»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «___»__________________2011 г. № протокола____ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий «___»_____2011 г. № протокола____ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./ «______»_____________2011г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИТКафедра зоологии и ихтиологииПопов Н.Я. ПАЛЕОЗООЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.62 - Биология, профиль подготовки – Зоология, очной формы обучения. Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2011 Попов Николай Яковлевич. Палеозоология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 000000.62 - Биология, профиль подготовки – Зоология, очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, стр. .Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Палеозоология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н., профессор Гашев Сергей Николаевич© Тюменский государственный университет, 2011. ©Попов Н. Я., 2011.
Целью дисциплины «Палеозоология» является получение базовых знаний об основных закономерностях функционирования органического мира прошлого с его законами развития во времени и пространстве. В процессе изучения дисциплины бакалавры решают следующие задачи: познают типы сохранности, химический состав и породообразующую роль ископаемых; рассматривают закономерности эволюции; расматривают биотические события с точки зрения возникновения жизни, массовых появлений и вымираний организмов крупного таксономического ранга; изучают основные характеристики конкретных систематических единиц; выясняют закономерности, сопровождающие непрерывность развития жизни на Земле. Учебно-методический комплекс «Палеозоология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина (модуль) «Палеозоология» относится к циклу Б.3 Базовая часть. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами Б.3. Профессионального цикла: базовой: (общепрофессиональной) частью: энтомологией, ихтиологией, териологией, орнитологией. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по зоологии, ботанике и зоогеографии. 1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями: - демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимать значение биоразнообразия для устойчивости биосферы –ПК-1; - демонстрировать знания принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции, применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем – ПК-3 ; - понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировозрении, иметь современное представление об основах эволюционной теории, о микро и макроэволюции. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Семестр 7. Форма аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Модуль 1
Общие сведения о палеонтологии и объектах ее исследования. Разделы палеонтологии. Объекты и их классификация по типам сохранности. Процессы фоссилизации. Методы изучения ископаемых организмов. Значение ископаемых остатков для геологии и палеонтологии. Основные направления и разделы: морфология, систематика, палеоэкология, тафономия. Принципы систематики современных и ископаемых организмов. Таксономические единицы. Уровни организации органического мира. 2. Среда обитания в настоящем и прошлом Образ жизни и условия существования организмов в водной и наземной среде. Биономические области моря. Планктон, нектон, бентос. Условия существования на суше. Континентальная фауна и флора. Закономерности захоронения. Реконструкция образа жизни и условий существования. Модуль 2. 3. Палеозоология и геология Геохронологическая шкала, сотношение геохронологических и стратиграфических подразделений. Эволюция органического мира - основа относительной геохронологии. Этапы развития органического мира. Значение ископаемых организмов как породообразователей, их роль в образовании нерудных полезных ископаемых. 4. Характеристика эонов, эр и периодов Органический мир археозоя, протерозоя и фанерозоя. Палеозойская, мезозойская и кайнозойская эры. Этапы развития, стратиграфия и биотические события. Систематический состав организмов, характерных для эр и периодов. Важнейшие биотические события. Модуль 3. 5. Классификация и систематика Система органического мира. Доядерные и ядерные организмы. Некоторые аспекты надцарства низших и высших растений. Основные черты царства грибов. Подцарства одноклеточных и многоклеточных. 6. Тип хордовые Бесчелюстные. Челюстноротые. Надклассы рыб и четвероногих. Классы земноводных, пресмыкающихся и птиц. Общая характеристика, этапы развития. Эволюционое значение кистеперых рыб. Связь древнейших земноводныхс кистеперыми рыбами. Зверообразные пресмыкающиеся. Ящеротазовые и птицетазовые динозавры. 7. Класс млекопитающих Общая характеристика. Дифференциация зубов в связи с приспособлением к различным условиям существования. Основные подклассы млекопитающих: первозвери, сумчатые и настоящие звери. История появления и становления человека.
Устный опрос (по теме №1). Обсуждаемые темы: 1.Процессы фоссилизации. 2. Объекты и их классификация по типам сохранности. Устный опрос (по теме №3). Обсуждаемые темы:
Практическое занятие «Составить схему дна с указанием биономических зон» (по теме № 3) . Для проведения работы использовать: Михайлова И. А., Бондаренко О.Б. Палеонтология. Ч. 1. М., МГУ, 1997. 448с. Устный опрос (по теме №4) Обсуждаемые темы:
Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу: Орлов Ю.А. В мире древних животных. М., Наука, 1968. Устный опрос (по теме №6). Обсуждаемые темы:
Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу: Михайлова И. А., Бондаренко О.Б. Палеонтология. Ч. 1. М., МГУ, 1997. 448с. Устный опрос (по теме №7). Обсуждаемые темы:
Модуль 1. 2. Среда обитания в настоящем и прошлом. Контрольная работа. Вариант №1. 1.Биономические зоны моря. 2. Закономерности захоронения. Вариант №2.
Модуль 2. 3. Палеозоология и геология. Темы рефератов:
4. Характеристика эонов, эр и периодов. Контрольная работа: Вариант №1. 1.Протерозой. 2. Фанерозой. Вариант №2.
Модуль 3. 5.Классификация и систематика. Контрольная работа. Вариант №1:
Вариант №2:
6. Тип хордовые. Темы рефератов:
7. Класс млекопитающих. Составление глоссария. Дать развернутое толкование понятий:
Контрольные вопросы к экзамену
Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана), исследовательские методы, мультимедийные продукты. Экскурсии в Зоомузей ТюмГУ и Тюменский областной краеведческий музей.
8.1. Основная литература:
8.2 Дополнительная
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мезозой http://ru.wikipedia.org/wiki/Палеозой http://ru.wikipedia.org/wiki/Кайнозой http://dino-bird.ru http://mu-paleo-world.ucoz.com
Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, видеофильмами. Занятия по дисциплине специализации «Палеозоология» проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и ихтиологии, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для проведения занятий имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного материала используются плакаты, карты, фондовые материалы зоологического музея и др. |