Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология





Скачать 257.36 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Дата публикации10.04.2015
Размер257.36 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

_______________________ 2011г.

Палеозоология

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.62 - Биология,

профиль подготовки - Зоология, очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________________/Попов Н. Я./

«_____»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «___»__________________2011 г. № протокола____

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий «___»_____2011 г. № протокола____

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./

«______»_____________2011г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИТ

Кафедра зоологии и ихтиологии


Попов Н.Я.
ПАЛЕОЗООЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов направления 020400.62 - Биология, профиль подготовки – Зоология, очной формы обучения.

Тюмень

Издательство Тюменского государственного университета

2011


Попов Николай Яковлевич. Палеозоология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 000000.62 - Биология, профиль подготовки – Зоология, очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, стр. .


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Палеозоология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н., профессор Гашев Сергей Николаевич





© Тюменский государственный университет, 2011.

©Попов Н. Я., 2011.



  1. Пояснительная записка.




    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Целью дисциплины «Палеозоология» является получение базовых знаний об основных закономерностях функционирования органического мира прошлого с его законами развития во времени и пространстве.

В процессе изучения дисциплины бакалавры решают следующие задачи: познают типы сохранности, химический состав и породообразующую роль ископаемых; рассматривают закономерности эволюции; расматривают биотические события с точки зрения возникновения жизни, массовых появлений и вымираний организмов крупного таксономического ранга; изучают основные характеристики конкретных систематических единиц; выясняют закономерности, сопровождающие непрерывность развития жизни на Земле.

Учебно-методический комплекс «Палеозоология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина (модуль) «Палеозоология» относится к циклу Б.3 Базовая часть. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами Б.3. Профессионального цикла: базовой: (общепрофессиональной) частью: энтомологией, ихтиологией, териологией, орнитологией. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по зоологии, ботанике и зоогеографии.

1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимать значение биоразнообразия для устойчивости биосферы –ПК-1;

- демонстрировать знания принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции, применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем – ПК-3 ;

- понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировозрении, иметь современное представление об основах эволюционной теории, о микро и макроэволюции.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • Знать: основные этапы развития органического мира, значение ископаемых организмов как породообразователей, их роль в образовании полезных ископаемых.

  • Уметь: демонстрировать базовые представления по дисциплине, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований.

  • Владеть: навыками научно-исследовательской работы, преподавания данной дисциплины и ведения дискуссии.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины.


Семестр 7. Форма аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.


  1. Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план




Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Интерактивные формы в часах

Итого количество баллов

Лекции*

Практические занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

7

8




9




Модуль 1.






















1.

Введение

1-2

2




2

4




0-5

2.

Среда обитания в настоящем и прошлом

3-4

2

4

8

14

4

0-15




Всего

4

4

4

10

18

4

0-20




Модуль 2.






















3.

Палеозоология и геология

5-8

4

6

10

20

6

0-20

4.

Характеристика эонов, эр и периодов

9-10

2

4

8

14




0-10




Всего

6

6

10

18

34

6

0-30




Модуль 3.






















5.

Классификация и систематика

11-12

2

6

8

16




0-15

6.

Тип хордовые

13-14

2

6

8

16




0-15

7.

Класс млекопитающих

14-18

4

10

10

24

10

0-20




Всего

8

8

22

26

56




0-50

Итого (часов, баллов):

18

18

36

54

108

20

0 – 100



Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Устный опрос по теме

Письменные работы

Итого количество баллов

практическая работа

контрольная работа

реферат

глоссарий

Модуль 1



















1.

0-5













0-5

2.







0-15







0-15

Всего

0-5




0-15







0-20

Модуль 2



















3.

0-5

0-10




0-5




0-20

4.

0-5




0-5







0-10

Всего

0-10

0-10

0-5

0-5




0-30

Модуль 3



















5.







0-15







0-15

6.

0-5







0-10




0-15

7.

0-15










0-5

0-20

Всего

0-20




0-15

0-10

0-5

0-50

Итого

0-30

0-15

0-35

0-15

0-5

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.

Введение

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Чтение дополнительной литературы.




2

0-5

2.

Среда обитания в настоящем и прошлом

Контрольная работа.

Конспектирование дополнительной литературы.

3-4

8

0-15




Всего по модулю 1:

3-4

10

0-20

Модуль 2
















3.

Палеозоология и геология

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Практическая работа.

Чтение дополнительной литературы.

5-8

10

0-20

4.

Характеристика эонов, эр и периодов

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Контрольная работа.

Чтение дополнительной литературы.

9-10

8

0-10




Всего по модулю 2:

5-10

18

0-30

Модуль 3
















5.

Классификация и систематика

Подготовка к контрольной работе.

Конспектирование дополнительной литературы.

11-12

8

0-15

6.

Тип хордовые

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Выполнение индивидуальных заданий (реферат)

Чтение дополнительной литературы.

13-14

8

0-15

7.

Класс млекопитающих

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Подготовка глоссария.

Практическая работа.

Конспектирование дополнительной литературы.

14-18

10

0-20




Всего по модулю 3:

11-18

26

0-50




Итого:

18

54

0-100



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.



№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

Орнитология
















+




2.

Териология



















+

3.

Герпетология и батрахология







+







+




4.

Палеонтология

(магистратура)
















+

+



  1. Содержание дисциплины.



Модуль 1

  1. Введение


Общие сведения о палеонтологии и объектах ее исследования. Разделы палеонтологии. Объекты и их классификация по типам сохранности. Процессы фоссилизации. Методы изучения ископаемых организмов. Значение ископаемых остатков для геологии и палеонтологии.

Основные направления и разделы: морфология, систематика, палеоэкология, тафономия. Принципы систематики современных и ископаемых организмов. Таксономические единицы. Уровни организации органического мира.

2. Среда обитания в настоящем и прошлом

Образ жизни и условия существования организмов в водной и наземной среде. Биономические области моря. Планктон, нектон, бентос. Условия существования на суше. Континентальная фауна и флора. Закономерности захоронения. Реконструкция образа жизни и условий существования.

Модуль 2.

3. Палеозоология и геология

Геохронологическая шкала, сотношение геохронологических и стратиграфических подразделений. Эволюция органического мира - основа относительной геохронологии. Этапы развития органического мира. Значение ископаемых организмов как породообразователей, их роль в образовании нерудных полезных ископаемых.

4. Характеристика эонов, эр и периодов

Органический мир археозоя, протерозоя и фанерозоя. Палеозойская, мезозойская и кайнозойская эры. Этапы развития, стратиграфия и биотические события. Систематический состав организмов, характерных для эр и периодов. Важнейшие биотические события.

Модуль 3.

5. Классификация и систематика

Система органического мира. Доядерные и ядерные организмы. Некоторые аспекты надцарства низших и высших растений. Основные черты царства грибов. Подцарства одноклеточных и многоклеточных.

6. Тип хордовые

Бесчелюстные. Челюстноротые. Надклассы рыб и четвероногих. Классы земноводных, пресмыкающихся и птиц. Общая характеристика, этапы развития. Эволюционое значение кистеперых рыб. Связь древнейших земноводныхс кистеперыми рыбами. Зверообразные пресмыкающиеся. Ящеротазовые и птицетазовые динозавры.

7. Класс млекопитающих

Общая характеристика. Дифференциация зубов в связи с приспособлением к различным условиям существования. Основные подклассы млекопитающих: первозвери, сумчатые и настоящие звери. История появления и становления человека.



  1. Планы практических занятий.



Устный опрос (по теме №1).

Обсуждаемые темы:

1.Процессы фоссилизации.

2. Объекты и их классификация по типам сохранности.
Устный опрос (по теме №3).

Обсуждаемые темы:

  1. Геохронологическая таблица.

  2. Этапы развития органического мира.



Практическое занятие «Составить схему дна с указанием биономических зон» (по теме № 3) .

Для проведения работы использовать:

Михайлова И. А., Бондаренко О.Б. Палеонтология. Ч. 1. М., МГУ, 1997. 448с.
Устный опрос (по теме №4)

Обсуждаемые темы:

  1. Органический мир археозоя, протерозоя и фанерозоя.

  2. Этапы развития и биотические события.

Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:

Орлов Ю.А. В мире древних животных. М., Наука, 1968.

Устный опрос (по теме №6).

Обсуждаемые темы:

  1. Система органического мира.

  2. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:

Михайлова И. А., Бондаренко О.Б. Палеонтология. Ч. 1. М., МГУ, 1997. 448с.

Устный опрос (по теме №7).

Обсуждаемые темы:

  1. Геологическая история позвоночных.

  2. История развития человека.



  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).


Модуль 1.

2. Среда обитания в настоящем и прошлом.

Контрольная работа.
Вариант №1.

1.Биономические зоны моря.

2. Закономерности захоронения.

Вариант №2.

  1. Континентальная фауна.

  2. Условия существования на суше.


Модуль 2.

3. Палеозоология и геология.

Темы рефератов:

  1. Геохронологическая шкала.

  2. Этапы развития органического мира

  3. Каустобиолиты.


4. Характеристика эонов, эр и периодов.

Контрольная работа:
Вариант №1.

1.Протерозой.

2. Фанерозой.
Вариант №2.

  1. Мезозойская эра

  2. Кайнозойская эра.



Модуль 3.
5.Классификация и систематика.

Контрольная работа.
Вариант №1:

  1. Доядерные организмы.

  2. Ядерные организмы.


Вариант №2:

  1. Цианобионты.

  2. Простейшие.


6. Тип хордовые.

Темы рефератов:

  1. Общая характеристика и морфология хордовых.

  2. Происхождение хордовых.

  3. Основные этапы развития позвоночных и их геологическое распространение.

  4. Общая характеристика птиц.



7. Класс млекопитающих.

Составление глоссария.

Дать развернутое толкование понятий:

  1. Диастема.

  2. Каузальная стратиграфия.

  3. Денсоабиссаль.

  4. Фоссилизация.

  5. Низшие и высшие приматы.

  6. Тероморфы.

Контрольные вопросы к экзамену


  1. Методы изучения ископаемых.

  2. Споровые растения.

  3. Разделы палеонтологии.

  4. Биологический прогресс.

  5. Семенные растения.

  6. Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

  7. Жизненные пленки и сгущения жизни.

  8. Тафономия.

  9. Сохранность ископаемых.

  10. Каустобиолиты.

  11. Условия обитания организмов в водной среде.

  12. Амниотическое яйцо.

  13. Рептилии.

  14. Условия обитания на суше.

  15. Нотогея.

  16. Палеогея.

  17. Неогея.

  18. Арктогея.

  19. Доядерные организмы.

  20. Конвергенция и дивергенция.

  21. Породообразующие и рифостроящие организмы прошлого.

  22. Переход к наземной жизни.

  23. Геологическая история (геохронологическая таблица).

  24. Биотические события в протерозое, мезозое и кайнозое.

  25. Надкласс рыб.

  26. Настоящие звери.

  27. Первичноротые.

  28. Низшие приматы.

  29. Высшие приматы.



  1. Образовательные технологии.


Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана), исследовательские методы, мультимедийные продукты.

Экскурсии в Зоомузей ТюмГУ и Тюменский областной краеведческий музей.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).


8.1. Основная литература:


    1. Бондаренко О.Б., Михайлова И.А. Методическое пособие по изучению ископаемых беспозвоночных. М., Недра, 1986. 200 с.

    2. Михайлова И.А., Бондаренко О.Б. Палеонтология. Ч. 1,2. М., МГУ, 1997. 448 с.: 496 с.



8.2 Дополнительная

  1. Друщиц В.В. Палеонтология беспозвоночных. М., МГУ, 1974. 528 с.

  2. Мейен С.В. Основы палеоботаники. М., Недра, 1987. 404 с.

  3. Орлов Ю.А. В мире древних животных. М., Наука, 1989. 162 с.

  4. Основы палеонтологии. Ред. Ю.А.Орлов. М., Госгеолтехиздат, т.1-15, 1958-1964.

  5. Янин Б.Т. Основы тафономии. М., Недра, 1983. 183 с.




    1. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:


http://ru.wikipedia.org/wiki/Мезозой

http://ru.wikipedia.org/wiki/Палеозой

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кайнозой

http://dino-bird.ru

http://mu-paleo-world.ucoz.com


  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).


Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, видеофильмами. Занятия по дисциплине специализации «Палеозоология» проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и ихтиологии, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для проведения занятий имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного материала используются плакаты, карты, фондовые материалы зоологического музея и др.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология
Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федченко Е. А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск