Скачать 394.75 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ _______________________ 2011г. ИХТИОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.62 - Биология, профиль подготовки - Зоология, очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы _____________________________/Селюков А.Г./ «_____»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «___»__________________2011 г. № протокола____ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий «___»_____2011 г. № протокола____ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./ «______»_____________2011г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИТКафедра зоологии и ихтиологииСелюков А.Г. ИХТИОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.62 - Биология, профиль подготовки – Зоология, очной формы обучения. Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2011 УДК: 573.7:574.4:576.8 ББК: 28.680 Аз: 52.4 Селюков Александр Германович. Ихтиология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 000000.62 - Биология, профиль подготовки – Зоология, очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 17 стр.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Ихтиология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н., профессор Гашев Сергей Николаевич© Тюменский государственный университет, 2011. © Селюков А.Г., 2011.
Целью дисциплины «Ихтиология» является получение базовых знаний по биологии, систематике и экологии различных таксонов надкласса Рыбы. В процессе освоения дисциплины бакалавры решают следующие задачи: детальное ознакомление с возможным происхождением и эволюционными преобразованиями в надклассе Рыбы; изучение особенностей строения, размножения и распределения основных систематических групп надкласса Рыбы по водоемам планеты; усвоение значимости ихтиофауны с позиций охраны видового разнообразия животных; рассмотрение проблемы антропогенного влияния на природные популяции рыб. Учебно-методический комплекс «Ихтиология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина (модуль) «Ихтиология» относится к циклу Б.3. Вариативная часть. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с Б.3. Профессионального цикла: базовой (общепрофессиональной) частью: зоологией позвоночных, биологией размножения и развития; физиологией человека и животных, экологией. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по зоологии позвоночных, биологии размножения и развития, физиологии, умение работать с определителями, владение компьютерными программами. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: зоологии позвоночных, физиологии человека и животных. 1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями: - следовать этическим и правовым нормам в отношении окружающих людей и природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на охрану прав и здоровья человека и сохранение природы, руководствуясь принципом «не навреди» – ОК 1; - приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, руководствуясь здравым смыслом и используя современные образовательные и информационные технологии - ОК 3; - обладать базовыми представлениями о биоразнообразии, понимать его важнейшее значение для устойчивости биосферы – ПК 1; - иметь адекватное представление о принципах структурной и функциональной организации биологических объектов, механизмах гомеостатической регуляции, применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем - ПК 3: - понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, иметь адекватное представление об основах эволюционной теории, о т.н. микро- и макроэволюции - ПК 7. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Семестр 8. Форма аттестации экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 72 часа.
Таблица 1. Тематический план
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Модуль 1. Основы ихтиологии.
Ихтиология как наука, ее цель и задачи. Связь ихтиологии с другими науками (с географией, историей, палеонтологией, экологией). Развитие ихтиологии: взгляды Аристотеля и Плиния, работы Рэя, Линнея, Кювье, Агассица и др. Работы русских исследователей: Крашенинников, Паллас, Лепехин, Бэр, Врасский, Данилевский и др. 2. Анатомо-морфологические и физиологические особенности строения рыб разных систематических групп. Морфология рыб. Особенности внешнего строения рыб в связи с их локомоцией. Функции наружного скелета рыб; строение чешуи рыб разных систематических групп. Скелет у хрящевых и костных рыб. Строение скелета плечевого и тазового поясов у рыб. Строение и происхождение осевого и висцерального скелета головы у рыб. Мускулатура хрящевых и костных рыб. Строение и функционирование пищеварительной системы у рыб. Особенности строения жаберного аппарата у хрящевых, осетровых и костистых рыб. Организация эпителия жаберных лепестков у рыб. Строение и функционирование сердца у хрящевых и костных рыб. Строение артериальной и венозной систем кровообращения. Строение и функционирование репродуктивной системы у рыб. Созревание и половые циклы рыб разных систематических групп. Сравнительная морфология головного мозга у рыб разных систематических групп; головные нервы. Органы обоняния, организация обонятельного эпителия у костистых рыб. Строение и функционирование: сейсмосенсорной системы; зрительного анализатора; органа слуха-равновесия у рыб. 3.Экология рыб. Адаптации рыб к абиотическим факторам. Водно-солевой обмен у пресноводных и морских рыб. Особенности газообмена и дыхания у рыб при различных температурах и содержании кислорода в воде. Регуляция теплообмена у рыб разных систематических групп. Связь обмена веществ с температурой. Пространственное распределение и поведение рыб. Взаимоотношение особей внутри стаи; адаптивное значение стайности у рыб. Миграции рыб; типы миграций (анадромные и катадромные). Ориентация рыб в пространстве. Годовой цикл и формы адаптации к сезонным изменениям у рыб. Внутривидовая структурированность у рыб. Место и роль рыб в гидроэкосистемах и хозяйственное значение. Модуль 2. Систематика надкласса Рыбы. 4. Системы рыбообразных и рыб. Правила научной номенклатуры. Развитие взглядов на систему рыб и рыбообразных. 5. Характеристика основных систематических групп рыб. Раздел бесчелюстные – Agnatha. Особенности строения и происхождения группы Гипотезы происхождения современных бесчелюстных. Современные бесчелюстные – Myxini. Распространение и образ жизни. Миноги – Petromyzontes. Особенности внешнего и внутреннего строения. Распространение и образ жизни. Хозяйственное значение. Раздел Челюстноротые – Gnathostomata. Надкласс Pisces. Класс Хрящевые рыбы – Chondrichthyes. Особенности внешнего и внутреннего строения. Подкласс Пластиножаберные – Elasmobranchii. Образ жизни, экология и распространение акул и скатов. Подкласс Цельноголовые – Holocephali. Образ жизни, экология и распространение современных химер. Класс Костные рыбы – Osteichthyes. Подкласс Лопастеперые – Sarcopterygii. Особенности внешнего и внутреннего строения. Кистеперые и Двоякодышащие; вымершие и современные представители. Распространение и экология. Происхождение наземных позвоночных. Подкласс Лучеперые – Actinopterygii. Palaeonisci. Характеристика, происхождение. Многоперы – Polypteri. Современные представители, их распространение и экология. Хрящевые ганоиды – Chondrostei. Отряд осетрообразные – Acipenseriformes, современные представители. Осетровые – Acipenseridae. Характерные признаки, биология, экология и хозяйственное значение. Группа Костистых рыб – Teleostei. Значение костистых рыб в гидросфере Земли, их хозяйственное значение. Отряд сельдеобразные – Clupeiformes. Общая характеристика. Семейство Сельдевые – Clupeidae. Распространение и биология основных родов. Экология и роль в экосистемах. Семейство Анчоусовые – Engraulidae. Характеристика, распространение, основные представители. Отряд Лососеобразные – Salmoniformes. Характеристика. Семейство Лососевые – Salmonidae. Биология представителей основных родов. Семейство Сиговые – Coregonidae. Характеристика, распространение, основные представители. Многообразие форм и его причины. Биология сиговых рыб. Семейство Хариусовые – Thymallidae. Характеристика и биология основных видов. Отряд Щукообразные – Esociformes. Семейство Щуковые – Esocidae. Характеристика биологии и распространения. Семейство Даллиевые – Dalliidae. Видовые характеристики, биология и распространение. Отряд Карпообразные – Cypriniformes. Семейство Карповые – Cyprinidae. Основные виды, их распространение и биология. Семейство вьюновые – Cobitidae. Распространение и биология основных видов. Отряд Харацинообразные - Characiformes. Характеристика отряда, отличительные признаки и биология. Отряд Сомообразные – Siluriformes. Характеристика отряда, географическое распространение. Виды фауны пресноводных водоемов России, их биология. Отряд Угреобразные – Anguilliformes. Семейство Anguillidae. Распространение обыкновенного угря и особенности его миграций. Отряд Сарганообразные – Beloniformes. Семейство Летучие рыбы – Exocoetidae. Распространение и особенности биологии. Семейство Саргановые – Belonidae. Биология видов фауны морей России. Отряд Трескообразные – Gadiformes. Семейство Тресковые – Gadidae. Особенности биологии. Отряд Окунеобразные – Perciformes. Семейство Окуневые – Percidae. Географическое распространение и биология основных видов. Семейство Ставридовые – Carangidae. Географическое распространение и биология видов фауны морей России. Семейство Зубатковые – Anarhichadidae. Виды фауны морей России. Семейство Бельдюговые - Zoarcidae. Географическое распространение и биология бельдюги. Семейство Скумбриевые – Scombridae. Географическое распространение; особенности биологии скумбрии и обыкновенного тунца. Семейство Змееголовые – Channidae. Вид фауны России - обыкновенный змееголов, распространение, биология. Семейство Бычковые – Gobiidae. Фауна бычковых Азово-Черноморского и Каспийского бассейна; особенности биологии. Отряд Скорпенообразные – Scorpaeniformes. Семейство Скорпеновые – Scorpaenidae; распространение и особенности биологии. Морские окуни. Отряд Колюшкообразные – Gasterosteiformes. Распространение и биология видов Колюшковых – Gasterosteidae. Отряд Кефалеобразные – Mugiliformes. Семейство Кефалевые – Mugilidae; биология основных родов. Отряд Камбалообразные – Pleuronectiformes. Географическое распространение и биология представителей основных семейств. Отряд Удильщикообразные – Lophiiformes. Общая характеристика отряда, географическое распространение. Модуль 3. Распределение рыб по водоемам планеты. 6. Ихтиофауна Мирового океана. Фаунистические комплексы морских рыб. Рыбы прибрежных и океанических вод. Ихтиофауна полярных бассейнов. Придонные и пелагические рыбы бореальной области. Ихтиофауна Тропической области: зоны литорали, шельфа. Ихтиоценозы коралловых рифов. Рыбы тропической пелагиали. 7. Ихтиофауна континентальных водоемов Земли. Фаунистические комплексы рыб пресноводных экосистем. Особенности состава ихтиофауны Евразии, Африки, Австралии, Северной и Южной Америки.
Устный опрос (по теме №1). Обсуждаемые темы: 1. Предмет ихтиологии и значение этой науки для решения проблем человечества. Практическое занятие «Морфология и внутреннее строение рыбы» (по теме №2). Объекты исследования: свежеумерщвленные особи плотвы и окуня. Оборудование: кювета, ножницы хирургические, скальпель, пинцет анатомический, иглы препарировальные - 2, булавки - 10-15, вата гигроскопическая, марлевые салфетки – 3, лупа 4×. Для ознакомления с внутренним строением рыб использовать следующую литературу:
Устный опрос (по теме №3). Обсуждаемые темы: 1. Механизмы регуляции основных функций у рыб в различных экологических условиях. 2. Миграции рыб разных экологических групп. 3. Место и роль рыб в гидроэкосистемах. Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:
Устный опрос (по теме №4) Обсуждаемые темы: 1. Развитие взглядов на систему рыбообразных и рыб. 2. Спорные вопросы в филогении и систематике рыб. Для подготовки к опросу следует использовать следующую литературу:
Практическое занятие «Определение рыб» (по теме №5) . Материалы и оборудование: Фиксированный материал из фонда зоомузея Тюм ГУ. Объекты исследования: кюветы, пинцеты, препаровальные иглы, лупы. Для проведения определения можно использовать следующую литературу:
Устный опрос (по теме №6) Обсуждаемые темы: 1. Фаунистические комплексы океанических рыб. 2. Рыбы прибрежных и океанических вод различных областей Мирового океана. Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:
Устный опрос (по теме №7). Обсуждаемые темы: 1. Фаунистические комплексы рыб континентальных водоемов планеты. 2. Состав и история распределение типично пресноводных рыб Евразии. Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:
Модуль 1. Основы ихтиологии. 2. Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации рыб разных систематических групп. Контрольная работа
3. Экология рыб. Темы рефератов:
Модуль 2. Систематика надкласса Рыбы. 4. Основные теории происхождения таксонов в разделе Бесчелюстные и надклассе Рыбы. Темы компьютерных докладов-презентаций:
5. Характеристика основных систематических групп Рыб. Контрольная работа
Дидактические задания (тест)
4. Роды: ельцы, лини, подусты, плотвы, лещи, чехони относятся к отряду… 1. сельдеобразные 2. карпообразные 3. лососеобразные 4. щукообразные 5. К какому отряду относится семейство даллиевые? 6. Роды Clupea, Sardinops, Sprattus, Clupeonella относятся к семейству:
4. лососевые 7. Какой отряд рыб считается родоначальником Костистых, Многоперов, Хрящевых ганоидов и Костных ганоидов?
|