Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология





Скачать 394.75 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
страница1/2
Дата публикации21.04.2015
Размер394.75 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

_______________________ 2011г.
ИХТИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020400.62 - Биология,

профиль подготовки - Зоология, очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________________/Селюков А.Г./

«_____»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «___»__________________2011 г. № протокола____

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий «___»_____2011 г. № протокола____

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./

«______»_____________2011г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИТ

Кафедра зоологии и ихтиологии



Селюков А.Г.


ИХТИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов направления 020400.62 - Биология, профиль подготовки – Зоология, очной формы обучения.

Тюмень

Издательство Тюменского государственного университета

2011

УДК: 573.7:574.4:576.8

ББК: 28.680

Аз: 52.4

Селюков Александр Германович. Ихтиология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 000000.62 - Биология, профиль подготовки – Зоология, очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 17 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Ихтиология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н., профессор Гашев Сергей Николаевич





© Тюменский государственный университет, 2011.

© Селюков А.Г., 2011.


  1. Пояснительная записка.




    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Целью дисциплины «Ихтиология» является получение базовых знаний по биологии, систематике и экологии различных таксонов надкласса Рыбы.

В процессе освоения дисциплины бакалавры решают следующие задачи: детальное ознакомление с возможным происхождением и эволюционными преобразованиями в надклассе Рыбы; изучение особенностей строения, размножения и распределения основных систематических групп надкласса Рыбы по водоемам планеты; усвоение значимости ихтиофауны с позиций охраны видового разнообразия животных; рассмотрение проблемы антропогенного влияния на природные популяции рыб.

Учебно-методический комплекс «Ихтиология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина (модуль) «Ихтиология» относится к циклу Б.3. Вариативная часть. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с Б.3. Профессионального цикла: базовой (общепрофессиональной) частью: зоологией позвоночных, биологией размножения и развития; физиологией человека и животных, экологией. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по зоологии позвоночных, биологии размножения и развития, физиологии, умение работать с определителями, владение компьютерными программами. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: зоологии позвоночных, физиологии человека и животных.



1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- следовать этическим и правовым нормам в отношении окружающих людей и природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на охрану прав и здоровья человека и сохранение природы, руководствуясь принципом «не навреди» – ОК 1;

- приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, руководствуясь здравым смыслом и используя современные образовательные и информационные технологии - ОК 3;

- обладать базовыми представлениями о биоразнообразии, понимать его важнейшее значение для устойчивости биосферы – ПК 1;

- иметь адекватное представление о принципах структурной и функциональной организации биологических объектов, механизмах гомеостатической регуляции, применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем - ПК 3:

- понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, иметь адекватное представление об основах эволюционной теории, о т.н. микро- и макроэволюции - ПК 7.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: основы биологии и систематики надкласса Рыбы.

  • Уметь: свободно оперировать базовыми представлениями по ихтиологии, применять их в практической деятельности, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований.

  • Владеть: навыками научно-исследовательской работы, преподавания ихтиологии и ведения научной дискуссии.




  1. Структура и трудоемкость дисциплины.


Семестр 8. Форма аттестации экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 72 часа.


  1. Тематический план.

Таблица 1.

Тематический план




Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Интерактивные формы в часах

Итого количество баллов

Лекции*

Практические занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

7

8




9




Модуль 1. Основы ихтиологии






















1.

Введение в историю ихтиологии

1

1

1

1

3




0-3

2.

Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации рыб разных систематических групп

1-2

3

2

9

14




0-15

3.

Физиологическая экология рыб

3

2

1

6

9

4

0-12




Всего

3

6

4

16

26

4

0-30




Модуль 2. Систематика надкласса Рыбы






















4.

Системы рыбообразных и рыб; основные теории происхождения рыб

4

1

2

6

9




0-5

5.

Характеристика основных систематических групп рыб

5-7

5

10

30

45

6

0-35




Всего

4

6

12

36

54

6

40




Модуль 3. Распределение рыб по водоемам планеты






















6.

Ихтиофауна Мирового океана

7-8

2

4

8

14




0-15

7.

Ихтиофауна континентальных водоемов планеты

8

2

4

8

14




0-15

Всего

2

4

8

16

28




0-30

Итого (часов, баллов):

8

16

24

68

108

10

0 – 100

Из них в интерактивной форме







10







10





Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

опрос по теме

работа в лаборатории

практическая работа

круглый стол

контрольная работа

реферат

глоссарий

эссе

программы компьютерного тестирования


компьютерная игра

Презентации

Модуль 1

1.

0-3































0-3

2.







0-10




0-5



















0-15

3.

0-2













0-5







0-5







0-12

Всего

0-5




0-10




0-5

0-5







0-5







0-30

Модуль 2

4.































0-5

0-5

5.




0-5

0-5

0-5

0-5




0-5

0-5

0-5







0-35

Всего




0-5

0-5

0-5

0-5




0-5

0-5

0-5




0-5

0-40

Модуль 3

6.

0-5













0-5







0-5







0-15

7.

0-5
















0-5










0-5

0-15

Всего

0-10













0-5

0-5




0-5




0-5

0-30

Итого

0-15

0-5

0-15

0-5

0-10

0-10

0-10

0-5

0-15




0-10

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.

Введение в историю ихтиологии

Изучение отдельных тем (для устного опроса).

Чтение дополнительной литературы.

1

1

0-3

2.

Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации рыб разных систематических групп

Подготовка к контрольной работе.

Просмотр и аннотация видеофильма.

Конспектирование дополнительной литературы.

1-2

9

0-15

3.

Физиологическая экология рыб

Изучение отдельных тем

(для устного опроса).

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Конспектирование дополнительной литературы.

3

6

0-12




Всего по модулю 1:

3

16

0-30

Модуль 2
















4.

Системы рыбообразных и рыб; основные теории происхождения рыб

Выполнение индивидуальных заданий (презентаций).

Чтение дополнительной литературы.

4

6

0-5





Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

5.

Характеристика основных систематических групп рыб

Изучение отдельных тем (для работы в лаборатории).

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

Подготовка эссе.

Подготовка ответов на вопросы теста.

Подготовка к проведению круглого стола.

Реферирование периодической литературы. Чтение дополнительной литературы

Просмотр и аннотация видеофильмов.



5-7

30

0-35




Всего по модулю 2:

4

36

0-40

Модуль 3
















6.

Ихтиофауна Мирового океана

Изучение отдельных тем (для устного опроса). Подготовка к тестированию. Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).


Конспектирование дополнительной литературы (статей, монографий).

7-8

8

0-15

7.

Ихтиофауна континентальных водоемов планеты

Изучение отдельных тем (для устного опроса). Выполнение индивидуальных заданий (рефератов, презентаций).

Подготовка глоссария.

Работа со словарями и справочниками, дополнительной литературой.

8

8

0-15




Всего по модулю 3:

2

16

0-30




ИТОГО:

8

68

0-100




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

Экология популяций и сообществ




+

+




+




+

2.

Зоогеография и история фаун










+

+







3.

Палеозоология










+




+




4.

Экология позвоночных животных (магистратура)




+

+




+








  1. Содержание дисциплины.


Модуль 1. Основы ихтиологии.

  1. Введение в историю ихтиологии.

Ихтиология как наука, ее цель и задачи. Связь ихтиологии с другими науками (с географией, историей, палеонтологией, экологией). Развитие ихтиологии: взгляды Аристотеля и Плиния, работы Рэя, Линнея, Кювье, Агассица и др. Работы русских исследователей: Крашенинников, Паллас, Лепехин, Бэр, Врасский, Данилевский и др.

2. Анатомо-морфологические и физиологические особенности строения рыб разных систематических групп.

Морфология рыб. Особенности внешнего строения рыб в связи с их локомоцией.

Функции наружного скелета рыб; строение чешуи рыб разных систематических групп.

Скелет у хрящевых и костных рыб. Строение скелета плечевого и тазового поясов у рыб. Строение и происхождение осевого и висцерального скелета головы у рыб.

Мускулатура хрящевых и костных рыб. Строение и функционирование пищеварительной системы у рыб.

Особенности строения жаберного аппарата у хрящевых, осетровых и костистых рыб. Организация эпителия жаберных лепестков у рыб.

Строение и функционирование сердца у хрящевых и костных рыб. Строение артериальной и венозной систем кровообращения.

Строение и функционирование репродуктивной системы у рыб. Созревание и половые циклы рыб разных систематических групп.

Сравнительная морфология головного мозга у рыб разных систематических групп; головные нервы. Органы обоняния, организация обонятельного эпителия у костистых рыб. Строение и функционирование: сейсмосенсорной системы; зрительного анализатора; органа слуха-равновесия у рыб.

3.Экология рыб.

Адаптации рыб к абиотическим факторам. Водно-солевой обмен у пресноводных и морских рыб. Особенности газообмена и дыхания у рыб при различных температурах и содержании кислорода в воде. Регуляция теплообмена у рыб разных систематических групп. Связь обмена веществ с температурой.

Пространственное распределение и поведение рыб. Взаимоотношение особей внутри стаи; адаптивное значение стайности у рыб.

Миграции рыб; типы миграций (анадромные и катадромные). Ориентация рыб в пространстве. Годовой цикл и формы адаптации к сезонным изменениям у рыб. Внутривидовая структурированность у рыб.

Место и роль рыб в гидроэкосистемах и хозяйственное значение.
Модуль 2. Систематика надкласса Рыбы.

4. Системы рыбообразных и рыб.

Правила научной номенклатуры. Развитие взглядов на систему рыб и рыбообразных.

5. Характеристика основных систематических групп рыб.

Раздел бесчелюстные – Agnatha. Особенности строения и происхождения группы Гипотезы происхождения современных бесчелюстных.

Современные бесчелюстные – Myxini. Распространение и образ жизни.

Миноги – Petromyzontes. Особенности внешнего и внутреннего строения. Распространение и образ жизни. Хозяйственное значение.

Раздел Челюстноротые – Gnathostomata. Надкласс Pisces.

Класс Хрящевые рыбы – Chondrichthyes. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Подкласс Пластиножаберные – Elasmobranchii. Образ жизни, экология и распространение акул и скатов.

Подкласс Цельноголовые – Holocephali. Образ жизни, экология и распространение современных химер.

Класс Костные рыбы – Osteichthyes.

Подкласс Лопастеперые – Sarcopterygii. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Кистеперые и Двоякодышащие; вымершие и современные представители. Распространение и экология. Происхождение наземных позвоночных.

Подкласс Лучеперые – Actinopterygii.

Palaeonisci. Характеристика, происхождение. Многоперы – Polypteri. Современные представители, их распространение и экология.

Хрящевые ганоиды – Chondrostei. Отряд осетрообразные – Acipenseriformes, современные представители. Осетровые – Acipenseridae. Характерные признаки, биология, экология и хозяйственное значение.

Группа Костистых рыб – Teleostei. Значение костистых рыб в гидросфере Земли, их хозяйственное значение.

Отряд сельдеобразные – Clupeiformes. Общая характеристика. Семейство Сельдевые – Clupeidae. Распространение и биология основных родов. Экология и роль в экосистемах. Семейство Анчоусовые – Engraulidae. Характеристика, распространение, основные представители.

Отряд Лососеобразные – Salmoniformes. Характеристика.

Семейство Лососевые – Salmonidae. Биология представителей основных родов.

Семейство Сиговые – Coregonidae. Характеристика, распространение, основные представители. Многообразие форм и его причины. Биология сиговых рыб.

Семейство Хариусовые – Thymallidae. Характеристика и биология основных видов.

Отряд Щукообразные – Esociformes. Семейство Щуковые – Esocidae. Характеристика биологии и распространения. Семейство Даллиевые – Dalliidae. Видовые характеристики, биология и распространение.

Отряд Карпообразные – Cypriniformes.

Семейство Карповые – Cyprinidae. Основные виды, их распространение и биология. Семейство вьюновые – Cobitidae. Распространение и биология основных видов.

Отряд Харацинообразные - Characiformes. Характеристика отряда, отличительные признаки и биология.

Отряд Сомообразные – Siluriformes. Характеристика отряда, географическое распространение. Виды фауны пресноводных водоемов России, их биология.

Отряд Угреобразные – Anguilliformes. Семейство Anguillidae. Распространение обыкновенного угря и особенности его миграций.

Отряд Сарганообразные – Beloniformes. Семейство Летучие рыбы – Exocoetidae. Распространение и особенности биологии. Семейство Саргановые – Belonidae. Биология видов фауны морей России.

Отряд Трескообразные – Gadiformes. Семейство Тресковые – Gadidae. Особенности биологии.

Отряд Окунеобразные – Perciformes. Семейство Окуневые – Percidae. Географическое распространение и биология основных видов. Семейство Ставридовые – Carangidae. Географическое распространение и биология видов фауны морей России.

Семейство Зубатковые – Anarhichadidae. Виды фауны морей России. Семейство Бельдюговые - Zoarcidae. Географическое распространение и биология бельдюги.

Семейство Скумбриевые – Scombridae. Географическое распространение; особенности биологии скумбрии и обыкновенного тунца.

Семейство Змееголовые – Channidae. Вид фауны России - обыкновенный змееголов, распространение, биология.

Семейство Бычковые – Gobiidae. Фауна бычковых Азово-Черноморского и Каспийского бассейна; особенности биологии.

Отряд Скорпенообразные – Scorpaeniformes. Семейство Скорпеновые – Scorpaenidae; распространение и особенности биологии. Морские окуни.

Отряд Колюшкообразные – Gasterosteiformes. Распространение и биология видов Колюшковых – Gasterosteidae.

Отряд Кефалеобразные – Mugiliformes. Семейство Кефалевые – Mugilidae; биология основных родов.

Отряд Камбалообразные – Pleuronectiformes. Географическое распространение и биология представителей основных семейств.

Отряд Удильщикообразные – Lophiiformes. Общая характеристика отряда, географическое распространение.
Модуль 3. Распределение рыб по водоемам планеты.

6. Ихтиофауна Мирового океана.

Фаунистические комплексы морских рыб. Рыбы прибрежных и океанических вод. Ихтиофауна полярных бассейнов. Придонные и пелагические рыбы бореальной области. Ихтиофауна Тропической области: зоны литорали, шельфа. Ихтиоценозы коралловых рифов. Рыбы тропической пелагиали.
7. Ихтиофауна континентальных водоемов Земли.

Фаунистические комплексы рыб пресноводных экосистем. Особенности состава ихтиофауны Евразии, Африки, Австралии, Северной и Южной Америки.


  1. Планы практических занятий.

Устный опрос (по теме №1).

Обсуждаемые темы:

1. Предмет ихтиологии и значение этой науки для решения проблем человечества.

Практическое занятие «Морфология и внутреннее строение рыбы» (по теме №2).

Объекты исследования: свежеумерщвленные особи плотвы и окуня.

Оборудование: кювета, ножницы хирургические, скальпель, пинцет анатомический, иглы препарировальные - 2, булавки - 10-15, вата гигроскопическая, марлевые салфетки – 3, лупа 4×.
Для ознакомления с внутренним строением рыб использовать следующую литературу:

  • Гуртовой Н.Н., Матвеев Б.С., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных (низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы). М.: Высшая школа. 1976. 351 с.


Устный опрос (по теме №3).

Обсуждаемые темы:

1. Механизмы регуляции основных функций у рыб в различных экологических условиях.

2. Миграции рыб разных экологических групп.

3. Место и роль рыб в гидроэкосистемах.
Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:

  • Никольский Г. В. Экология рыб. Изд-во «Высшая школа». М. 1974.- 367 с.

  • Марти Ю.Ю. Миграции морских рыб. Изд-во «Пищевая пр-сть». М. 1980. 248 с.


Устный опрос (по теме №4)

Обсуждаемые темы:

1. Развитие взглядов на систему рыбообразных и рыб.

2. Спорные вопросы в филогении и систематике рыб.
Для подготовки к опросу следует использовать следующую литературу:

  • Веселов Е.А. Определитель пресноводных рыб фауны СССР. Пособие для учителей. М.:Просвещение. 1977. – 238с.

  • Никольский Г. В. Частная ихтиология. Изд-во «Высшая школа». М. 1971.

  • Жизнь животных. Рыбы / Гл.ред. Т.С. Расс. М.: Просвещение, 1971. Т.4. Часть I.


Практическое занятие «Определение рыб» (по теме №5) .

Материалы и оборудование: Фиксированный материал из фонда зоомузея Тюм ГУ.

Объекты исследования: кюветы, пинцеты, препаровальные иглы, лупы.

Для проведения определения можно использовать следующую литературу:

  • Берг Л.С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. М.-Л. АН СССР. Ч.I-III. 1948-1949. 1370 с.

  • Аннотированный каталог круглоротых и рыб континентальных вод России (под ред. Ю.С.Решетникова). М. Наука. 1998. 220 с.

  • Атлас пресноводных рыб России (под ред. Ю.С.Решетникова). М. Наука. 2003. 379с.


Устный опрос (по теме №6)

Обсуждаемые темы:

1. Фаунистические комплексы океанических рыб.

2. Рыбы прибрежных и океанических вод различных областей Мирового океана.
Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:

  • Вершинин А.О. Жизнь Черного моря. Краснодар-М. 2007. 191 с.

  • Микулин А.Е. Зоогеография рыб. М.: ВНИРО. 2003.- 436 с.

  • Парин Н.В. Рыбы открытого океана. М. Наука. 1988. 272 с.

  • Черное море. Сборник (под ред. А. Вылканова). Л.: Гидрометеоиздат. 1983. 407с.


Устный опрос (по теме №7).

Обсуждаемые темы:

1. Фаунистические комплексы рыб континентальных водоемов планеты.

2. Состав и история распределение типично пресноводных рыб Евразии.
Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:

  • Линдберг Г. У. Крупные колебания уровня океана в четвертичный период. Биогеографическое обоснование гипотезы. Л.: Наука. 1972. – 548 с.

  • Микулин А.Е. Зоогеография рыб. М.: ВНИРО. 2003.- 436 с.

  • Решетников Ю. С. Экология и систематика сиговых рыб. М.: Наука. 1980. – 300 с.

  • Селюков А. Г. Морфофункциональный статус рыб Обь-Иртышского бассейна в современных условиях. Тюмень: ТюмГУ. 2007. - 184 с.




  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).


Модуль 1. Основы ихтиологии.

2. Анатомо-морфологические и физиологические особенности организации рыб разных систематических групп.
Контрольная работа

  1. Особенности внешнего строения рыб в связи с их локомоцией.

  2. Функции наружного скелета рыб; структура и генезис чешуи хрящевых и костных рыб.

  3. Строение скелета у хрящевых и костных рыб.

  4. Строение и функционирование мускулатуры и ее производных у рыб.

  5. Строение и функционирование пищеварительной системы у рыб.

  6. Особенности строения жаберного аппарата у хрящевых и костных рыб.

  7. Строение сердца, кровеносной и лимфатической систем у рыб.

  8. Строение и функционирование репродуктивной системы у рыб.

  9. Строение нервной системы и основных органов чувств у рыб.


3. Экология рыб.

Темы рефератов:

  1. Особенности водно-солевого обмена у пресноводных и морских рыб

  2. Механизмы регуляции осмотического гомеостаза.

  3. Механизмы регуляции газообмена и дыхания у рыб.

  4. Межвидовые и внутривидовые отношения у рыб с различным стереотипом поведения.

  5. Миграции морских и проходных рыб.

  6. Сезонные, нагульные и нерестовые миграции рыб разных систематических групп.


Модуль 2. Систематика надкласса Рыбы.

4. Основные теории происхождения таксонов в разделе Бесчелюстные и надклассе Рыбы.

Темы компьютерных докладов-презентаций:

  1. Акулы древние и современные: черты сходства и различия.

  2. Кистеперые рыбы как предки наземных позвоночных.

  3. Возможные причины сходства анатомо-физиологического строения Кистеперых и Многоперов.

  4. Происхождение Костных и Хрящевых ганоидов.

  5. Характеристика климата Земли в периоды расцвета разных таксонов рыб.


5. Характеристика основных систематических групп Рыб.

Контрольная работа

  1. Систематические особенности вымерших и современных Хрящевых рыб.

  2. Систематика Кистеперых и Двоякодышащих рыб.

  3. Систематика Хрящевых и Костных ганоидов.

  4. Систематика и характеристика сельдеобразных рыб.

  5. Систематика и возможные пути филогенеза лососевых и сиговых рыб.

  6. Систематика и характеристика щукообразных.

  7. Систематика и характеристика карповых рыб.

  8. Систематика и характеристика трескообразных рыб.

  9. Систематика угреобразных и возможные причины происхождения миграционного маршрута европейского угря.

  10. Систематика и характеристика окунеобразных рыб.

  11. Систематика и пути формирования таксонов камбалообразных рыб.


Дидактические задания (тест)

  1. Соответствие между видом и отрядом:




    судак




    карпообразные




    пиранья




    лососеобразные




    плотва




    окунеобразные




    кумжа




    харацинообразные

  2. Наиболее примитивным отрядом из ныне живущих рыб является…

  1. щукообразные

  2. окунеобразные

  3. лососеобразные

  4. карпообразные




  1. Роды: ленки, таймени, гольцы относятся к отряду…

  1. карпообразные

  2. окунеобразные

  3. лососеобразные

  4. сельдеобразные


4. Роды: ельцы, лини, подусты, плотвы, лещи, чехони относятся к отряду…

1. сельдеобразные

2. карпообразные

3. лососеобразные

4. щукообразные
5. К какому отряду относится семейство даллиевые?

6. Роды Clupea, Sardinops, Sprattus, Clupeonella относятся к семейству:

  1. карповые

  2. окуневые

  3. сельдевые

4. лососевые
7. Какой отряд рыб считается родоначальником Костистых, Многоперов, Хрящевых ганоидов и Костных ганоидов?

  1. Polypteri

  2. Palaeonisci

  3. Dipnoi

  4. Holostei


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Трофимов О. В. Природные ресурсы Западной Сибири и экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология
Трофимов О. В. Основные методы генетической инженерии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федченко Е. А. Проблемы познаваемости истории растительного мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск