Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях





Скачать 303.65 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях
страница1/3
Дата публикации01.03.2015
Размер303.65 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3
Конец формы
Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях

Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Педагоги многих стран считают, что в наше время недостаточно говорить только о знаниях, хотя это очень важно. Образование должно формировать способность жить и работать в обществе.

Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека.

Обучение правам человека является составляющей гражданского образования. Для жизни в правовом государстве, в гражданском обществе необходимо поднять уровень обучения правам человека, правам ребенка. Через обучение правам человека, правам ребенка помочь увидеть ценности прав человека, их социальную роль, научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми методами. Это способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов; содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры обучающихся.

Правовое воспитание – это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.

Цель правового воспитания - выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей, которые можно в целом охарактеризовать как высокую правовую культуру, включающую в себя все элементы правосознания и правового поведения; обладание необходимыми правовыми знаниями, выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности; утверждение в сознании гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства; нетерпимость к правонарушителям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм права и их совершенствовании, охране правопорядка; совершенствование правовой культуры и правосознания граждан.

Основная задача правового воспитания - привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению.

Составляющие правового воспитания - правовое информирование, правовое обучение, а также вовлечение личности в деятельность государства – т.е. фактически применение полученных знаний на практике. Правовые компетентности обучающихся:

Выпускник школы должен знать:

1) Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
2) Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
3) Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
4) Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
5) Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

Выпускник школы должен уметь:

1) отстаивать свои права, не забывая о правах других;
2) поддерживать правосознания и порядок для себя и для других;
3) правильно применять в повседневной жизни положения законов РФ.

Правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.

Принципы организации правового воспитания обучающихся:

  • наличие системного и дифференцированного подхода к воспитанникам;

  • активизация интереса обучающихся к приобретению правовых знаний;

  • связь правовой информации с фактами из повседневной жизни обучающихся, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

  • обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;
    учет психологических и возрастных особенностей обучающихся.

Основа правового воспитания обучающихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Правовое просвещение должно способствовать образованию специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата — одна из важнейших задач правового просвещения обучающихся школы; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.

Содержание правового воспитания несовершеннолетних включает в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для обучающихся, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.

Кроме того, существует ряд подзаконных актов, знакомство с которыми обязательно. Это следующие документы: Устав школы, Правила для обучающихся, Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, Правила дорожного движения, Правила купания и поведения у водоемов, Правила техники безопасности во время работы, Правила обращения со взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.

Формы и методы правового воспитания обучающихся: - классные часы(в школе разрабатывается система обязательных классных часов); - уроки; - факультативы; - лекции, семинары; - рефераты по правовой тематике; - социальные проекты; - экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалам; - правовые беседы; - использование кино, телевидения; - вечера встреч и тематические вечера; - вечера вопросов и ответов; - диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; - обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; - наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи); - правовой уголок (включает информацию о правах и обязанностях школьников и телефонами служб, куда могут обратиться обучающиеся, попавшие в трудную жизненную ситуацию); - оформление постоянно обновляющихся стендов о праве, включающих информацию об изменениях в нормативно-правовой базе страны и республики; - издание пособий, буклетов и памяток по правовой тематике; - проведение конкурсов по правовой тематике; - совет профилактики (оказание помощи обучающимся с проблемами в поведении и обучении, осуществление контроля воспитания детей в асоциальных семьях); - встречи с работниками прокуратуры, ОВД, паспортного стола, специалистом по правам потребителя; - неделя права; - индивидуальная работа

Важной составной частью процесса правового воспитания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Вовлечение обучающихся в такую деятельность решает две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероприятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди обучающихся в школе, с другой — у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе активной правоохранительной деятельности они учатся практически применять нормы действующего законодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.

Условия педагогически правильной организации правового воспитания:

1) Создание положительного эмоционального отношения к правоохранительной деятельности обучающихся. Этому способствуют следующие обстоятельства: раскрытие ее общественной значимости и интересное содержание самой деятельности.
2) Обеспечение каждому воспитаннику активной позиции, т. е. предоставление им возможности проявлять инициативу, предприимчивость, самостоятельность, независимость и т. д. Это позволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет у окружающих. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению учащимися правовых норм, обостряет чувство ответственности, укрепляет связь с коллективом. Пассивная же позиция рядового исполнителя, от которого мало что зависит и мнение которого никого не интересует, вызывает у обучающихся чувство острой неудовлетворенности и побуждает их в конечном итоге отойти от участия в мероприятиях такого рода.
3) Систематический анализ и оценка уже выполненной работы. Любое мероприятие должно завершаться его анализом и оценкой действий каждого участника. Это способствует улучшению организации такой деятельности и формированию здорового коллектива, оптимизирует процесс формирования нравственного и правового сознания подростков.
4) Деятельность должна быть направлена на поддержание дисциплины и правопорядка преимущественно среди несовершеннолетних (а не взрослых), осуществляться в основном в школе, проходить при обязательном участии, контроле и руководстве со стороны взрослых.
5) Педагогическая позиция учителя - эффективность правового воспитания обучающихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов по повышению собственной правовой культуры.

Измерение:

  • Эмоциональный комфорт;

  • Обученность;

  • Приятие других, самоприятие;

  • Профессиональные установки;

  • Ценностные ориентации (гражданская активность).

Регулирование:

  • Поддерживает мечты о будущем;

  • Помогает планировать жизненную программу, уважает ценности и жизненный выбор подростка;

  • Раскрывает собственные ценности, личный опыт жизненного выбора;

  • Создает условия для самореализации;

  • Советует, учитывает мнение при планировании индивидуального выбора личности, организует рефлексию и проблематизацию учебных и внеучебных ситуаций;

  • Совместно планирует уровень, темп изучения материала, формы контроля, формы работы;

  • Совместно с учащимися формулирует тему исследовательской работы.

Контроль:

  • Анализирует динамику учебной, психофизиологической, социально-психологической адаптации;

  • Определяет эффективность мер по устранению факторов, препятствующих адаптации, ведет наблюдения и их в индивидуальную карту ученика.

Способы достижения поставленных целей и задач:

1. Содержание курса реализуется на классных часах, которые планируются из расчета один-два классных часа в четверть.
2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.
3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.
4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.
5. Для родителей разрабатывается цикл лекций по правовой тематике.

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ, ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Начальная школа

1класс

ТЕМА 1. Знакомство с правилами школьной жизни.

ТЕМА 2. Правила общения.

ТЕМА 3. Главные ценности нашей жизни (дом, семья, Родина...)

ТЕМА 4. Правила личной безопасности.

2класс

ТЕМА 5. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

ТЕМА 6. Человек в мире правил (правила поведения в общественных местах, дома, в школе).

ТЕМА 7. Государственная символика.

ТЕМА 8. Основные обязанности и права ученика.

3 класс

ТЕМА 9. Устав школы.

ТЕМА 10. Что такое закон? Главный закон страны.

ТЕМА 11. Я – гражданин России.

ТЕМА 12. Гражданин и обыватель.

4 класс

ТЕМА 13. Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»

ТЕМА 14. Как государство может защитить права ребенка?

ТЕМА 15. Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка»

ТЕМА 16. Человек в обществе (Зависимость человека от общества)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся образовательных учреждений
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения детей и подростков качественным и безопасным питанием, соответствующим...
Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях iconСправка по нравственно-правовому воспитанию учащихся выпускных классов...
Цель контроля: проверить воспитательную работу классных руководителей 9-х, 11-х классов по нравственно-правовому воспитанию
Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях iconМ. В. Ломоносов первый
Урока М. В. Ломоносова" в образовательных учреждениях страны. В связи с этим Рособразование направляет методические рекомендации...
Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По всем разделам разработаны рабочие программы. С целью всестороннего развития детей используются методические разработки по правовому...
Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для педагогов-психологов образовательных учреждений. Рекомендации направлены на повышение...
Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях iconАктуальность проекта
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи...
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)...
Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по преподаванию комплексного
«Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области
Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по организации обучения специалистов в...
Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации
Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по организации обучения специалистов в...
Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации
Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по организации в общеобразовательных учреждениях...
Методические рекомендации разработаны на кафедре гуманитарных дисциплин скиро пк и про
Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса...
«Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области
Методические рекомендации по правовому воспитанию в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск