Б. В. Прасолов учебно-методические





НазваниеБ. В. Прасолов учебно-методические
страница1/14
Дата публикации12.03.2015
Размер1.63 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина


КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
И СОЦИАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА



Б.В. Прасолов


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

МАТЕРИАЛЫ

по Жилищному праву

(для студентов специальности 03.05.01

«Юриспруденция»)

__________________________________________________________

г. Москва 2009 г.

УДК 347.254

ББК – 67.404.2




Прасолов Б.В. Учебно-методические материалы по Жи­лищ­ному праву. М., РГУ нефти и газа, 2009. – 112 С. Издание третье, пе­рерабо­танное и дополненное.
Работа содержит программу курса «Жилищное право», те­ма­тику лек­ций, планы семинарских занятий, сборник задач, методиче­ские ука­зания к написа­нию домашних заданий для студентов днев­ного отделения универси­тета, обучающихся по специальности 03.05.01 «Юриспру­денция».

Рецензент – Е.А Бобров


Ответственный редактор – доктор юридических наук,

профессор, заведующий кафедрой
В.И. Миронов

© Российский государственный университет нефти и газа

им. И.М. Губкина, Москва, 119991, Ленинский проспект, 65.


1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
В результате перехода к рыночным отношениям про­изошли гло­баль­ные перемены в нашей жизни, в том числе и в жилищной сфере.

Значительной переработке было подвергнуто и жилищное за­ко­но­да­тель­ство, появилось (как и во всех других отраслях права), множе­ство но­вых норма­тивных актов, складывается су­дебная прак­тика по применению новейшего зако­нодатель­ства. Наряду с но­выми, сущест­вуют ста­рые, фор­мально не­от­менённые правовые акты, ко­торые в связи с из­мене­нием за­ко­нодательства утра­тили свою общеобя­затель­ность. Однако, по­скольку жилищные отноше­ния носят для­щийся (а иногда бес­срочный, по­жизненный) характер, а уста­ревших норма­тив­ных ак­тов огромное коли­че­ство (все их от­менить, не предоста­вив рав­ноцен­ной замены, просто не­мыс­лимо) и они содержат проце­дур­ные нормы (а по мно­гим про­це­дурным во­просам но­вого за­коно­дательства просто не сущест­вует), то ста­рые нор­ма­тивные акты продолжают дей­ствовать в части, не проти­воре­чащей дей­ствую­щему законодательству, а также в отно­шении от­дельных категорий граждан (в первую очередь это нормы жи­лищного права административно-правового характера).

Основополагающее значение для правильного понимания и при­ме­нения жилищного законодательства имеют нормы Кон­сти­ту­ции РФ, сфор­мулировавшие главнейшие начала и прин­ципы жи­лищного права, наибо­лее важные права и обязанно­сти субъ­ектов жилищных от­ноше­ний. Сог­ла­сно ст.40 Основ­но­го закона каждый гражданин РФ имеет право на жи­лище. Ос­обенности реали­зации этого права в отношении жилых помещений, а также общие на­чала правового регулирования жилищных отноше­ний при ста­новле­нии различ­ных форм собствен­ности в жилищной сфере были сначала опреде­лены Законом РФ «Об основах фе­деральной жилищной поли­тики», а затем были кон­кретизированы в «Ос­новных направле­ниях но­вого этапа реа­лиза­ции государст­венной це­ле­вой про­граммы Жи­лище». В последствии была принята ФЦП «Жилище» на 2002 – 2010 годы. И, наконец, в 2005 году вступил в силу новый ЖК РФ. В его развитие были приняты соответствующие нормативные акты РФ и её субъектов. Однако надо иметь в виду, что ЖК РФ регулирует отношения, связанные с жилыми помещениями, а не со всеми видами жилища. Регулирование отношений по поводу других видов жилища возложено на другие отрасли права, в частности на адми­нистративные и гражданские.

В соответствии с п.1 ст.27 Конституции РФ каждый, кто за­конно на­ходится на территории РФ, имеет право свободно пе­ре­дви­гаться, вы­бирать место пребы­вания и жительства. При этом данная свобода, равно как и дру­гие конституционные права и сво­боды чело­века и гражда­нина, могут быть ограничены только фе­де­раль­ным за­коном и только в целях, предусмотрен­ных ст.55 Конституции РФ. Кроме этого, эта свобода предусмотрена ст.18 ГК РФ в качестве элемента правоспособности гражданина. От­сюда следует, что все под­закон­ные норма­тивные акты, регули­рующие т.н. «про­писку», проти­во­речат дей­ствующему законода­тельству. Закон РФ «О праве граж­дан РФ на свободу передвижения, выбор места пребыва­ния и жи­тель­ства в пре­делах РФ» от 25 июня 1993г. (т.е., принятым ещё до вступления в силу действующей Конституции РФ), отменил про­писку и ввёл реги­страцион­ный учёт граждан РФ, кото­рый в отличие от пропис­ки носит уведоми­тельный, а не разре­ши­тельный харак­тер. На это, в частности, указал Конституци­он­ный Суд РФ в своём по­станов­ле­нии № 9 от 4 апреля 1996г., где сказано, что органы го­су­дар­ственной вла­сти управомо­чены лишь на регист­рацию ре­зуль­тата акта сво­бод­ного воле­изъявления граж­да­нина, причём в тече­ние трёх рабочих ­дней со дня по­дачи доку­ментов. В своих после­дующих постановле­ниях Конститу­ци­онный Суд ещё не раз «от­ме­нял» про­писку, при­чём в 1998 году два­жды: поста­новле­нием № 4 от 2 фев­раля и опре­делением № 116 от 3 но­ября.

В связи с вышеизложенным, при изучении курса особое вни­мание следует обратить на постановления Конституцион­ного суда РФ по жи­лищным вопросам. В настоящее время это один из немно­гих ор­ганов, который на деле разрешает противо­речия в действую­щем законо­да­тельстве, приводя его в соот­вет­ствие с Конституцией РФ, и уже зареко­мендовал себя хотя и по­след­ней, но верной и на­дёжной инстанцией по за­щите прав и сво­бод че­ло­века и гражда­нина. Другая причина заклю­ча­ется в том, что жи­лищное законода­тельство, в отличие от граждан­ского (кото­рое в соот­вет­ствии со ст.71 Основного закона от­не­сено к исклю­чи­тельной компетен­ции РФ), отнесено к совме­ст­ному ведению РФ и её субъектов, а право­творче­ская дея­тель­ность субъектов РФ в жилищной сфере, увы, не всегда соот­вет­ствует Конститу­ции РФ и фе­деральному законода­тельству.

Своеобразный отпечаток накладывает и то, что большин­ство за­коно­дательных актов в жилищной сфере имели, а некоторые до сих пор носят пере­ход­ный ха­рактер (несмотря на то, что жилищная реформа на­брала ход, её прин­ципы, цели, задачи и способы их осу­ществле­ния практически сформировались), в них ещё будут вно­ситься изме­не­ния и дополнения. Од­нако этот процесс не будет про­должаться до бес­конеч­но­сти, оп­реде­лённая стабилизация наступила по­сле при­ня­тия Жи­лищ­ного ко­декса РФ, который вступил в силу с 1 марта 2005 года. Несмотря на это многие проблемы остались дис­куссионными и неразрешёнными до настоящего времени, поскольку сам Жи­лищ­ный кодекс недостаточно однозначен. Кроме этого, жи­лищное зако­нодательство обновляется и по объективным причи­нам. Например, в связи с ежегодным пересмотром (в сторону увели­чения) тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг.

В первую очередь беспокоит именно гражданская, частноправовая, направленность ЖК РФ. А ведь наше государство является не тоько правовым, но и социальным. Другими словами, оно должно заботиться как о своих малоимущих гражданах, так и о других гра­жданах, за­висимых от произвола собственников жилых помещений, в которых они проживают. Тем более, если это касается, например, членов и бывших членов их семьи.

Что касается социально-правового государства, то необходимо вспомнить, что в ст.7 Конституции РФ сказано, что Россия – это со­циальное го­сударство, а в ст.1 Ос­нов­ного закона, что оно право­вое. Теория государства выделяют сле­дующие признаки право­вого го­сударства:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) их реальное осуществление;

3) верховенство права, когда усмотрение чиновника по воз­можно­сти ограничено правовыми нормами, чтобы избежать зло­употреблений и деспотического правления;

4) разделение властей, которое призвано гарантировать верхо­вен­ство права – одна ветвь власти должна сдерживать другую, чтобы из­бежать узурпации власти и деспотического правления;

5) политический плюрализм (многообразие форм политиче­ской жизни общества), который помогает избежать чрезмерной концентра­ции власти в руках одной политической силы;

6) законность, включая верховенство конституции и закона.

Социально-правовое государство характеризуется, в частно­сти, следующим: 1) собственность не просто охраняется, но обес­печивается реализация её общенационального предназначения. На­пример, в Кон­ституции Германии записано следующее: «собствен­ность обязывает, пользование ею должно служить общему благу»; 2) наряду с функ­циями чисто охранительными (ночного сторожа) появляются новые, организаторские функции (государство активно вмешивается в разви­тие экономики, проводит социальную поли­тику).

Таким образом, социально-правовое государство – это госу­дар­ство, которое не просто охраняет правопорядок и права человека (хотя это остаётся его важнейшей функцией), но наряду с этим вы­полняет и социальные функции, призвано обеспечить благосостоя­ние всех слоёв населения и с этой целью проводит активную соци­ально-экономиче­скую политику.

Что же касается нового ЖК РФ, то он делает это с точностью до наоборот, усиливая ответственность совместно поживающих с собственником граждан (например, основания выселения их из жи­лого помещения) поставив их право пользования жилым поме­ще­нием в зависимость от усмотрения собственника.

Кроме того, известно, что жилищное право относится к т.н. «комплексным» отраслям права, у ко­торых нет единого метода пра­вового регулирования. Такие отрасли исполь­зуют нормы права и методы пра­вового регулирования других отраслей права, наряду со «своим» отраслевым законодательством. И поэтому ком­плексные отрасли права называют ещё «вторичными пра­вовыми обра­зова­ниями», по­скольку нормы права других отраслей ис­пользуются в них как бы по второму разу. Большинство норм жилищного законо­дательства имеет ад­министративно-правовой либо гражданско-пра­вовой харак­тер. А само жилищное законодательство состоит как бы из двух частей: собственно жилищного законодательства (ЖК РФ и норма­тивные акты жилищного права) и законодательства других отраслей права, отдельные нормы которых напрямую используются для ре­гулирования жилищных отношений.

Условия применения норм других отраслей за­конодательства к регулированию жилищных отноше­ний установлены ч.1 ст.7 ЖК РФ. Со­гласно этим условиям они могут применяться к жилищным отношениям, когда жилищ­ные отношения не урегулированы жи­лищным законода­тельством либо соглашением участников жилищ­ных отношений, а нормы иных отраслей права прямо регу­лируют эти жилищные отношения и не противоречат их существу. Таким образом, од­новременно со своим собствен­ным законодатель­ством, жилищное право исполь­зует целые разделы других от­раслей за­ко­нодательства. В первую очередь, это гражданское право, поскольку многие базо­вые вопросы жилищным законодательством не урегу­лиро­ваны, а гра­жданским законодательством они прямо регулиру­ются и это не противоречит су­ществу жилищных отношений. На­пример, право­способность и дееспособность субъектов жилищного права; общие по­ложения о договоре, обязательствах и от­ветствен­ности; исчисле­ние сроков и т.п.

Далее, при восполнении пробелов жилищного законодатель­ства нормы права других отраслей права не применя­ются. Если, на­пример, нет норм гражданского, админист­ративного или семейного права, кото­рые прямо регулируют данные жилищ­ные отношения, то до­пускается аналогия жилищ­ного закона.

Если аналогией закона невозможно воспользоваться, то права и обя­занно­сти участников жилищных отношений определяются (ч.2 ст.7 ЖК РФ) исходя из общих начал и смысла жилищного законода­тельства (аналогия права), а также требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

В ст.25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что «каж­дый человек имеет право на такой жизненный уровень, вклю­чая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое со­циальное обслуживание, который необходим для поддержания здо­ровья и благо­состояния его самого и его семьи». Далее, ст.11 Меж­дународного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что участ­вующие в данном соглашении государства «признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включаю­щий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улуч­шение условий жизни. Государ­ства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществ­ления этого права».

Нельзя не обратить внимания на то, что оба международных акта связывают право на жилище с более широким понятием – правом на достойный жизненный уровень. С другой стороны, понятие «жилище» само является более широким понятием по сравнению с понятием «жилое помещение», поскольку жилое по­мещение является лишь одним из видов жилища.

Жилище – это предназначенное для постоянного или времен­ного проживания людей и ведения домашнего хозяйства помеще­ние, в котором находится имеющееся у них имущество или часть его (квартира, жилой дом, общежитие, дачный домик, номер в гос­тинице, барак, железнодорожный вагончик, приспособленный для временного проживания, и т.п.). Сюда же относятся и составные части жилища, в которых люди могут какое-то время не находиться или непосредственно не проживать, но которые тесно примыкают к жилому помещению (например, в жилых домах: подпол, сени, чер­дак, кухня, кладовая, летняя часть дома и т.п.)1.

Жилое помещение – это пригодное для постоянного прожи­вания граждан изолированное жилое помещение, являющееся не­движимым имуществом (ст.15 ЖК РФ). Таким образом, само прила­гательное «жилищное» не вполне соответствует и названию и объекту правового регулирования отрасли «жилищное право», поскольку «жилищное право» регулирует лишь отношения по пользованию, обслуживанию и предоставлению жилых помещений отдельным категориям граждан. А не все те отношения по пользованию жилищем. Однако более понятного слова пока не приду­мали.

А теперь несколько слов о действии жилищного законодатель­ства во времени, в пространстве и по кругу лиц.

1) Обратная сила жилищного закона. В соответствии со ст.6 ЖК РФ обратная сила может быть придана только жилищным нор­мам гражданско-правового характера регулирующих договорные отношения. То есть, не предусмотрено придание обратной силы со­ответствующим нормам гл.18 ГК РФ (регулирующей вещные отно­шения в жилищной сфере), поэтому если суп­руг приобрёл право пользования жилым помещением по старым пра­вилам, то оно у него сохраняется.

2) Действие жи­лищного законода­тельства в пространстве от­личается от граждан­ского (кото­рое в соот­вет­ствии со ст.71 Основ­ного закона от­не­сено к исклю­чи­тельной компетен­ции РФ), отнесено к совме­ст­ному ведению РФ и её субъектов. А субъекты вправе при­нимать нормативные акты административного характера, регули­рующие жилищные отношения в соответствии со своей компетен­цией (статьи 13-14 ЖК РФ). Эти акты действуют на территории сооьвеьсьвующего субъекта РФ. Поэтому возможны т.н. «межобластные коллизии» в жилищном праве.

3) В отношении некоторого круга лиц продолжают действо­вать уже отменённые нормы, а новые действуют не в полной мере. Например, ст.19 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» устанавливает ограничения выселения бывшего члена семьи собственника жилого помещения. А именно, правила ч.4 ст.31 ЖК РФ не распространяются на бывшего члена семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации этого жилого помещения бывший член семьи будущего собственника имел равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировав­шим, если иное не установлено законом или договором. Другой пример вытекает из стояния на учёте: все кто встал на учёт по старым правилам (административные нормы) продолжают получать квартиры по уже не действующим правилам.

Всё это предполагает наличие определённых трудностей в обес­пе­че­нии представленного курса учебно-методической ли­те­ра­турой и нор­ма­тивным материалом. Поэтому кафедра ре­ко­мен­дует воспользо­ваться при­лагаемым списком литера­туры, в нём основная литература выде­лена жир­ным шрифтом. Опера­тивную информацию можно по­черпнуть в «Россий­ской газете», жур­налах «Домашний адвокат», «Жилищное право», «Вопросы жилищного права» «Се­мейное и жилищное право», «Военно-юридический журнал», а также в «Вестнике Мэра и Прави­тель­ства Москвы».

Необходимо внимательно отслеживать изменения и до­пол­не­ния, вносимые в действующее жилищное законодатель­ство, причём не только на федеральном уровне, но и на уровне субъ­ек­тов РФ, в нашем случае – г. Москвы и Московской об­ласти (га­зета «Тверская, 13»). Сле­дует также уделить внимание изуче­нию судебной прак­тики по жи­лищ­ным спорам. Всё это помо­жет Вам полнее и глубже овладеть мате­риа­лом курса.

Цель преподавания представленного спецкурса – дать бу­ду­щим специалистам глубокие и прочные знания в соответст­вии с из­бранной ими специализацией в области правового ре­гулиро­вания отношений в жилищной сфере с тем, чтобы они были спо­собны грамотно, со зна­нием предмета защищать жи­лищные права граждан и других субъектов жи­лищных отноше­ний.

Задача предлагаемой дисциплины – изучение жи­лищ­но пра-вовых институтов во взаимосвязи и взаимодействии ме­жду собой и с нормами и институтами гражданского, админи­ст­ратив­ного, финансового, зе­мельного, трудового, семейного и других от­раслей российского зако­но­дательства.

С учётом всего вышеизложенного, а также в соответствии с про­фи­лем подготовки студентов-юристов в университете, ка­федра граж­данского процесса и социальных отраслей права считает, что в резуль­тате изучения спец­курса «Жи­лищ­ное право» студенты должны знать:

принципы и способы правового регулирования отношений в жи­лищной сфере;

основные положения государственной жилищной политики, а также ос­новные направления проводимой в нашей стране ре­формы жилищно-ком­мунального хозяйства;

содержание и назначение ин­ститутов жилищного права и норм жи­лищ­ного законодательства, регулирующих правовой режим жи­лищ­ного фонда, способы реализации и защиты граж­данами права на жи­лище, порядок со­вершения сделок с жи­лыми поме­щениями, права и обязанно­сти участни­ков жилищ­ных пра­воот­ношений.

А также студенты должны уметь применять полученные зна­ния на практике, решать предложенные преподавателем за­дачи и казусы.

Для того чтобы студенты смогли лучше усвоить мате­риалы курса, кафедра рекомендует прослушать курс лекций, в котором все вопросы ос­вещены с учётом новейшего законода­тельства. При под­го­товке к се­минар­ским занятиям необходимо в пись­мен­ном виде решить задачи, предложен­ные преподава­телем. Изу­чение курса заканчивается экзаменом.

2. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

оценки знаний студентов по Жилищному праву

Общие вопросы

Положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов разработано в соответствии с приказом ректора от 15.06.2004 г. № 143, а также решение кафедры от 25.04.2006 г. № 06.

В основу рейтинговой системы заложен принцип начисления студентам баллов за выполнение контрольных и учебных меро­приятий как с повышающим, так и с понижающим коэффициен­тами.

Основания и размеры начисления рейтинговых баллов

Начисление рейтинговых баллов с повышающим коэффици­ентом производится за:

• проверочные работы (практические залания), – до 2 баллов;

• письменное решение задач к семинарам – до 2 балла за каж­дую;

• посещение лекций, – по 1 баллу за каждую;

• индивидуальную работу студента на семинарском занятии (ис­пользование дополнительной литературы) – до 3 баллов;

• тестирование на практическом занятии – 2-3 балла за каж­дое;

• подготовку студентами сообщений, докладов сверх тематики учебного плана,– 1–3 балла дополнительно к от­вету, реферат – до 5 баллов;

• итоговое тестирование – до 12 баллов.

Начисление штрафных и рейтинговых баллов с понижающим коэффициен­том производится за:

• пропуск практических занятий,– от -1 (за первое) до -3 бал­лов за последующие);

• несвоевременная отработка пропущенного занятия,– -25% за каждую контрольную неделю просрочки до -75%;

• неготовность к семинарскому занятию (отказ от ответа), – от -1 до -2 баллов;

• опоздание на занятия (- 1 балл за каждое);

• повторную сдачу экзамена (-10% за каждую попытку пе­ре­сдачи, т.е., первая попытка оценивается из 30 баллов; вторая из 27; третья из 24);

• несвоевременную сдачу письменного решения задач к семина­рам,– -25% за каждую контрольную неделю просрочки, – до -80%.

Определение общей семестровой оценки знаний студентов

Максимальная итоговая семестровая оценка знаний студентов устанавливается в размере до 100 баллов. При этом суммарный ре­зультат семестровых учебных и контрольных мероприятий может оцениваться в объеме до 70 баллов. Результаты экзамена – до 30 баллов.

Перевод рейтинговой суммы баллов в действующую систему оценки знаний производится по шкале суммы баллов:

• от 85 до 100 баллов – отлично

• от 65 до 84 баллов – хорошо

• от 45 до 64 баллов – удовлетворительно

Особо активным и способным студентам могут начисляться премиальные баллы сверх установленных нормативов. Но итоговая сумма не может превышать 100 баллов.

3. ЛИТЕРАТУРА
1. Корнеев С.М. Основные тенденции развития жилищ­ного права Рос­сии при переходе к рынку. М., 1995.

2. Литовкин В.Н. Жилищное право, жилищное законода­тель­ство – со­отношение с гражданским правом//Новый Гражданский кодекс России и отраслевое законодательство. М., 1996.

3. Толстой Ю.К. Жилищное право. Уч.пос. М., 1996.

4. Глущенко П.П. Социально-пра­вовая защита жилищных прав и инте­ресов граждан. Спб., 1997.

5. Седугин П.И. Жилищное право. Учебник 1 для вузов. М.: «ИНФРА ·М-НОРМА», 2002.

6. Данилов Е.П. Жилищные споры: Комментарий зако­нода­тельства. Адвокат­ская и судебная практика. Образцы иско­вых за­яв­лений и жа­лоб. Справочные материалы. М.: Право и За­кон, 2000.

7. Судебная практика по жилищным спорам (Сбор­ник по­ста­новлений, решений и определений федеральных су­дов). М.: Изд-во НОРМА, 2001.

8. Куринов А.Б., Седугин П.И. Практикум по жилищному праву. Учебно-методическое пособие для вузов. М.: Изд-во «НОРМА» (Изд. группа «НОРМА–ИНФРА ·М»), 2002.

9. Грудцина Л.Ю. Жилищное право России. М.: Изд-во Эксмо, 2005. Пособие.

10. Жилищное право. Учебник 2 / Под ред. проф. И.А. Ереми­чева, проф. П.В. Алексия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006.

11. Жилищное право: сборник нормативных документов. М.: ГроссМедиа, 2006.

12. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Феде­рации / М.В. Поминов, Н.Н. Ковалёв, С.Д. Олейник. – М.: Изда­тельство «Экзамен», 2007.
4. ПРОГРАММА КУРСА
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Б. В. Прасолов учебно-методические iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Об учебно-методическом комплекте “Геометрия” для общеобразовательной школы (авторы: В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, В. В. Прасолов)...
Б. В. Прасолов учебно-методические iconПрасолов Алексей Михайлович
Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном...
Б. В. Прасолов учебно-методические iconМетодические рекомендации для студентов фак нач образ. Пенза, 2004;...
Основные учебники, учебные, учебно-методические пособия, опубликованные сотрудниками кафедры
Б. В. Прасолов учебно-методические iconМетодические разработки по различным вопросам организации педагогического...
Методические указания предназначены для организации и проведения практических занятий с обучающимися 1 и 2 курсов по всем темам рабочей...
Б. В. Прасолов учебно-методические iconМедицинская сестричка & ф выпуск №35 Ежемесячная студенческая газета октябрь 2014
Дню рождения города Таганрога. На празднике присутствовали: мэр города В. А. Прасолов, члены администрации и представители учебных...
Б. В. Прасолов учебно-методические iconРабочая программа и учебно-методические материалы для студентов специальности...
Профессионально-этические основы социальной работы: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. Е. В. Жижко. Краснояр...
Б. В. Прасолов учебно-методические iconПояснительная записка Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история»
Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история» составлены на основе Государственного образовательного стандарта...
Б. В. Прасолов учебно-методические iconУчебно-методические указания по подготовке и проведению практических...
Учебно-методические указания предназначены для проведения практических и семинарских занятий по курсу «Конфликтология», а также для...
Б. В. Прасолов учебно-методические iconМетодические рекомендации к учебно-методическому комплекту
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту под редакцией Макаровой Н. В
Б. В. Прасолов учебно-методические iconМетодические рекомендации для преподавателя 14 Методические указания для студентов 16
Учебно-тематический план дисциплины «Учет и операционная деятельность в банках» 7
Б. В. Прасолов учебно-методические iconУчебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения
Учебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения Смоленской государственной академии физической культуры,...
Б. В. Прасолов учебно-методические iconМетодические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Б. В. Прасолов учебно-методические iconМетодические указания по дисциплине «Английский язык»
Учебно-методические указания предназначены для студентов 1-2 курсов, обучающихся заочно по всем направлениям. В методических указаниях...
Б. В. Прасолов учебно-методические iconМетодические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов экономического факультета
Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол...
Б. В. Прасолов учебно-методические iconХаритонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности...
Фрагменты из брошюры Харитонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии — М.:...
Б. В. Прасолов учебно-методические iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, методические указания к семинарским занятиям, экзаменационные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск