Скачать 1.63 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИРоссийский государственный университет нефти и газа имени И.М. ГубкинаКАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССАИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВАБ.В. ПрасоловУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по Жилищному праву (для студентов специальности 03.05.01 «Юриспруденция») __________________________________________________________ г. Москва 2009 г. УДК 347.254ББК – 67.404.2Прасолов Б.В. Учебно-методические материалы по Жилищному праву. М., РГУ нефти и газа, 2009. – 112 С. Издание третье, переработанное и дополненное. Работа содержит программу курса «Жилищное право», тематику лекций, планы семинарских занятий, сборник задач, методические указания к написанию домашних заданий для студентов дневного отделения университета, обучающихся по специальности 03.05.01 «Юриспруденция». Рецензент – Е.А БобровОтветственный редактор – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой В.И. Миронов© Российский государственный университет нефти и газаим. И.М. Губкина, Москва, 119991, Ленинский проспект, 65.1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА В результате перехода к рыночным отношениям произошли глобальные перемены в нашей жизни, в том числе и в жилищной сфере. Значительной переработке было подвергнуто и жилищное законодательство, появилось (как и во всех других отраслях права), множество новых нормативных актов, складывается судебная практика по применению новейшего законодательства. Наряду с новыми, существуют старые, формально неотменённые правовые акты, которые в связи с изменением законодательства утратили свою общеобязательность. Однако, поскольку жилищные отношения носят длящийся (а иногда бессрочный, пожизненный) характер, а устаревших нормативных актов огромное количество (все их отменить, не предоставив равноценной замены, просто немыслимо) и они содержат процедурные нормы (а по многим процедурным вопросам нового законодательства просто не существует), то старые нормативные акты продолжают действовать в части, не противоречащей действующему законодательству, а также в отношении отдельных категорий граждан (в первую очередь это нормы жилищного права административно-правового характера). Основополагающее значение для правильного понимания и применения жилищного законодательства имеют нормы Конституции РФ, сформулировавшие главнейшие начала и принципы жилищного права, наиболее важные права и обязанности субъектов жилищных отношений. Согласно ст.40 Основного закона каждый гражданин РФ имеет право на жилище. Особенности реализации этого права в отношении жилых помещений, а также общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности в жилищной сфере были сначала определены Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики», а затем были конкретизированы в «Основных направлениях нового этапа реализации государственной целевой программы Жилище». В последствии была принята ФЦП «Жилище» на 2002 – 2010 годы. И, наконец, в 2005 году вступил в силу новый ЖК РФ. В его развитие были приняты соответствующие нормативные акты РФ и её субъектов. Однако надо иметь в виду, что ЖК РФ регулирует отношения, связанные с жилыми помещениями, а не со всеми видами жилища. Регулирование отношений по поводу других видов жилища возложено на другие отрасли права, в частности на административные и гражданские. В соответствии с п.1 ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом данная свобода, равно как и другие конституционные права и свободы человека и гражданина, могут быть ограничены только федеральным законом и только в целях, предусмотренных ст.55 Конституции РФ. Кроме этого, эта свобода предусмотрена ст.18 ГК РФ в качестве элемента правоспособности гражданина. Отсюда следует, что все подзаконные нормативные акты, регулирующие т.н. «прописку», противоречат действующему законодательству. Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993г. (т.е., принятым ещё до вступления в силу действующей Конституции РФ), отменил прописку и ввёл регистрационный учёт граждан РФ, который в отличие от прописки носит уведомительный, а не разрешительный характер. На это, в частности, указал Конституционный Суд РФ в своём постановлении № 9 от 4 апреля 1996г., где сказано, что органы государственной власти управомочены лишь на регистрацию результата акта свободного волеизъявления гражданина, причём в течение трёх рабочих дней со дня подачи документов. В своих последующих постановлениях Конституционный Суд ещё не раз «отменял» прописку, причём в 1998 году дважды: постановлением № 4 от 2 февраля и определением № 116 от 3 ноября. В связи с вышеизложенным, при изучении курса особое внимание следует обратить на постановления Конституционного суда РФ по жилищным вопросам. В настоящее время это один из немногих органов, который на деле разрешает противоречия в действующем законодательстве, приводя его в соответствие с Конституцией РФ, и уже зарекомендовал себя хотя и последней, но верной и надёжной инстанцией по защите прав и свобод человека и гражданина. Другая причина заключается в том, что жилищное законодательство, в отличие от гражданского (которое в соответствии со ст.71 Основного закона отнесено к исключительной компетенции РФ), отнесено к совместному ведению РФ и её субъектов, а правотворческая деятельность субъектов РФ в жилищной сфере, увы, не всегда соответствует Конституции РФ и федеральному законодательству. Своеобразный отпечаток накладывает и то, что большинство законодательных актов в жилищной сфере имели, а некоторые до сих пор носят переходный характер (несмотря на то, что жилищная реформа набрала ход, её принципы, цели, задачи и способы их осуществления практически сформировались), в них ещё будут вноситься изменения и дополнения. Однако этот процесс не будет продолжаться до бесконечности, определённая стабилизация наступила после принятия Жилищного кодекса РФ, который вступил в силу с 1 марта 2005 года. Несмотря на это многие проблемы остались дискуссионными и неразрешёнными до настоящего времени, поскольку сам Жилищный кодекс недостаточно однозначен. Кроме этого, жилищное законодательство обновляется и по объективным причинам. Например, в связи с ежегодным пересмотром (в сторону увеличения) тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг. В первую очередь беспокоит именно гражданская, частноправовая, направленность ЖК РФ. А ведь наше государство является не тоько правовым, но и социальным. Другими словами, оно должно заботиться как о своих малоимущих гражданах, так и о других гражданах, зависимых от произвола собственников жилых помещений, в которых они проживают. Тем более, если это касается, например, членов и бывших членов их семьи. Что касается социально-правового государства, то необходимо вспомнить, что в ст.7 Конституции РФ сказано, что Россия – это социальное государство, а в ст.1 Основного закона, что оно правовое. Теория государства выделяют следующие признаки правового государства: 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) их реальное осуществление; 3) верховенство права, когда усмотрение чиновника по возможности ограничено правовыми нормами, чтобы избежать злоупотреблений и деспотического правления; 4) разделение властей, которое призвано гарантировать верховенство права – одна ветвь власти должна сдерживать другую, чтобы избежать узурпации власти и деспотического правления; 5) политический плюрализм (многообразие форм политической жизни общества), который помогает избежать чрезмерной концентрации власти в руках одной политической силы; 6) законность, включая верховенство конституции и закона. Социально-правовое государство характеризуется, в частности, следующим: 1) собственность не просто охраняется, но обеспечивается реализация её общенационального предназначения. Например, в Конституции Германии записано следующее: «собственность обязывает, пользование ею должно служить общему благу»; 2) наряду с функциями чисто охранительными (ночного сторожа) появляются новые, организаторские функции (государство активно вмешивается в развитие экономики, проводит социальную политику). Таким образом, социально-правовое государство – это государство, которое не просто охраняет правопорядок и права человека (хотя это остаётся его важнейшей функцией), но наряду с этим выполняет и социальные функции, призвано обеспечить благосостояние всех слоёв населения и с этой целью проводит активную социально-экономическую политику. Что же касается нового ЖК РФ, то он делает это с точностью до наоборот, усиливая ответственность совместно поживающих с собственником граждан (например, основания выселения их из жилого помещения) поставив их право пользования жилым помещением в зависимость от усмотрения собственника. Кроме того, известно, что жилищное право относится к т.н. «комплексным» отраслям права, у которых нет единого метода правового регулирования. Такие отрасли используют нормы права и методы правового регулирования других отраслей права, наряду со «своим» отраслевым законодательством. И поэтому комплексные отрасли права называют ещё «вторичными правовыми образованиями», поскольку нормы права других отраслей используются в них как бы по второму разу. Большинство норм жилищного законодательства имеет административно-правовой либо гражданско-правовой характер. А само жилищное законодательство состоит как бы из двух частей: собственно жилищного законодательства (ЖК РФ и нормативные акты жилищного права) и законодательства других отраслей права, отдельные нормы которых напрямую используются для регулирования жилищных отношений. Условия применения норм других отраслей законодательства к регулированию жилищных отношений установлены ч.1 ст.7 ЖК РФ. Согласно этим условиям они могут применяться к жилищным отношениям, когда жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством либо соглашением участников жилищных отношений, а нормы иных отраслей права прямо регулируют эти жилищные отношения и не противоречат их существу. Таким образом, одновременно со своим собственным законодательством, жилищное право использует целые разделы других отраслей законодательства. В первую очередь, это гражданское право, поскольку многие базовые вопросы жилищным законодательством не урегулированы, а гражданским законодательством они прямо регулируются и это не противоречит существу жилищных отношений. Например, правоспособность и дееспособность субъектов жилищного права; общие положения о договоре, обязательствах и ответственности; исчисление сроков и т.п. Далее, при восполнении пробелов жилищного законодательства нормы права других отраслей права не применяются. Если, например, нет норм гражданского, административного или семейного права, которые прямо регулируют данные жилищные отношения, то допускается аналогия жилищного закона. Если аналогией закона невозможно воспользоваться, то права и обязанности участников жилищных отношений определяются (ч.2 ст.7 ЖК РФ) исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права), а также требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости. В ст.25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи». Далее, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что участвующие в данном соглашении государства «признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права». Нельзя не обратить внимания на то, что оба международных акта связывают право на жилище с более широким понятием – правом на достойный жизненный уровень. С другой стороны, понятие «жилище» само является более широким понятием по сравнению с понятием «жилое помещение», поскольку жилое помещение является лишь одним из видов жилища. Жилище – это предназначенное для постоянного или временного проживания людей и ведения домашнего хозяйства помещение, в котором находится имеющееся у них имущество или часть его (квартира, жилой дом, общежитие, дачный домик, номер в гостинице, барак, железнодорожный вагончик, приспособленный для временного проживания, и т.п.). Сюда же относятся и составные части жилища, в которых люди могут какое-то время не находиться или непосредственно не проживать, но которые тесно примыкают к жилому помещению (например, в жилых домах: подпол, сени, чердак, кухня, кладовая, летняя часть дома и т.п.)1. Жилое помещение – это пригодное для постоянного проживания граждан изолированное жилое помещение, являющееся недвижимым имуществом (ст.15 ЖК РФ). Таким образом, само прилагательное «жилищное» не вполне соответствует и названию и объекту правового регулирования отрасли «жилищное право», поскольку «жилищное право» регулирует лишь отношения по пользованию, обслуживанию и предоставлению жилых помещений отдельным категориям граждан. А не все те отношения по пользованию жилищем. Однако более понятного слова пока не придумали. А теперь несколько слов о действии жилищного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. 1) Обратная сила жилищного закона. В соответствии со ст.6 ЖК РФ обратная сила может быть придана только жилищным нормам гражданско-правового характера регулирующих договорные отношения. То есть, не предусмотрено придание обратной силы соответствующим нормам гл.18 ГК РФ (регулирующей вещные отношения в жилищной сфере), поэтому если супруг приобрёл право пользования жилым помещением по старым правилам, то оно у него сохраняется. 2) Действие жилищного законодательства в пространстве отличается от гражданского (которое в соответствии со ст.71 Основного закона отнесено к исключительной компетенции РФ), отнесено к совместному ведению РФ и её субъектов. А субъекты вправе принимать нормативные акты административного характера, регулирующие жилищные отношения в соответствии со своей компетенцией (статьи 13-14 ЖК РФ). Эти акты действуют на территории сооьвеьсьвующего субъекта РФ. Поэтому возможны т.н. «межобластные коллизии» в жилищном праве. 3) В отношении некоторого круга лиц продолжают действовать уже отменённые нормы, а новые действуют не в полной мере. Например, ст.19 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» устанавливает ограничения выселения бывшего члена семьи собственника жилого помещения. А именно, правила ч.4 ст.31 ЖК РФ не распространяются на бывшего члена семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации этого жилого помещения бывший член семьи будущего собственника имел равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Другой пример вытекает из стояния на учёте: все кто встал на учёт по старым правилам (административные нормы) продолжают получать квартиры по уже не действующим правилам. Всё это предполагает наличие определённых трудностей в обеспечении представленного курса учебно-методической литературой и нормативным материалом. Поэтому кафедра рекомендует воспользоваться прилагаемым списком литературы, в нём основная литература выделена жирным шрифтом. Оперативную информацию можно почерпнуть в «Российской газете», журналах «Домашний адвокат», «Жилищное право», «Вопросы жилищного права» «Семейное и жилищное право», «Военно-юридический журнал», а также в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы». Необходимо внимательно отслеживать изменения и дополнения, вносимые в действующее жилищное законодательство, причём не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, в нашем случае – г. Москвы и Московской области (газета «Тверская, 13»). Следует также уделить внимание изучению судебной практики по жилищным спорам. Всё это поможет Вам полнее и глубже овладеть материалом курса. Цель преподавания представленного спецкурса – дать будущим специалистам глубокие и прочные знания в соответствии с избранной ими специализацией в области правового регулирования отношений в жилищной сфере с тем, чтобы они были способны грамотно, со знанием предмета защищать жилищные права граждан и других субъектов жилищных отношений. Задача предлагаемой дисциплины – изучение жилищно пра-вовых институтов во взаимосвязи и взаимодействии между собой и с нормами и институтами гражданского, административного, финансового, земельного, трудового, семейного и других отраслей российского законодательства. С учётом всего вышеизложенного, а также в соответствии с профилем подготовки студентов-юристов в университете, кафедра гражданского процесса и социальных отраслей права считает, что в результате изучения спецкурса «Жилищное право» студенты должны знать: принципы и способы правового регулирования отношений в жилищной сфере; основные положения государственной жилищной политики, а также основные направления проводимой в нашей стране реформы жилищно-коммунального хозяйства; содержание и назначение институтов жилищного права и норм жилищного законодательства, регулирующих правовой режим жилищного фонда, способы реализации и защиты гражданами права на жилище, порядок совершения сделок с жилыми помещениями, права и обязанности участников жилищных правоотношений. А также студенты должны уметь применять полученные знания на практике, решать предложенные преподавателем задачи и казусы. Для того чтобы студенты смогли лучше усвоить материалы курса, кафедра рекомендует прослушать курс лекций, в котором все вопросы освещены с учётом новейшего законодательства. При подготовке к семинарским занятиям необходимо в письменном виде решить задачи, предложенные преподавателем. Изучение курса заканчивается экзаменом. 2. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА оценки знаний студентов по Жилищному праву Общие вопросы Положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов разработано в соответствии с приказом ректора от 15.06.2004 г. № 143, а также решение кафедры от 25.04.2006 г. № 06. В основу рейтинговой системы заложен принцип начисления студентам баллов за выполнение контрольных и учебных мероприятий как с повышающим, так и с понижающим коэффициентами. Основания и размеры начисления рейтинговых баллов Начисление рейтинговых баллов с повышающим коэффициентом производится за: • проверочные работы (практические залания), – до 2 баллов; • письменное решение задач к семинарам – до 2 балла за каждую; • посещение лекций, – по 1 баллу за каждую; • индивидуальную работу студента на семинарском занятии (использование дополнительной литературы) – до 3 баллов; • тестирование на практическом занятии – 2-3 балла за каждое; • подготовку студентами сообщений, докладов сверх тематики учебного плана,– 1–3 балла дополнительно к ответу, реферат – до 5 баллов; • итоговое тестирование – до 12 баллов. Начисление штрафных и рейтинговых баллов с понижающим коэффициентом производится за: • пропуск практических занятий,– от -1 (за первое) до -3 баллов за последующие); • несвоевременная отработка пропущенного занятия,– -25% за каждую контрольную неделю просрочки до -75%; • неготовность к семинарскому занятию (отказ от ответа), – от -1 до -2 баллов; • опоздание на занятия (- 1 балл за каждое); • повторную сдачу экзамена (-10% за каждую попытку пересдачи, т.е., первая попытка оценивается из 30 баллов; вторая из 27; третья из 24); • несвоевременную сдачу письменного решения задач к семинарам,– -25% за каждую контрольную неделю просрочки, – до -80%. Определение общей семестровой оценки знаний студентов Максимальная итоговая семестровая оценка знаний студентов устанавливается в размере до 100 баллов. При этом суммарный результат семестровых учебных и контрольных мероприятий может оцениваться в объеме до 70 баллов. Результаты экзамена – до 30 баллов. Перевод рейтинговой суммы баллов в действующую систему оценки знаний производится по шкале суммы баллов: • от 85 до 100 баллов – отлично • от 65 до 84 баллов – хорошо • от 45 до 64 баллов – удовлетворительно Особо активным и способным студентам могут начисляться премиальные баллы сверх установленных нормативов. Но итоговая сумма не может превышать 100 баллов. 3. ЛИТЕРАТУРА 1. Корнеев С.М. Основные тенденции развития жилищного права России при переходе к рынку. М., 1995. 2. Литовкин В.Н. Жилищное право, жилищное законодательство – соотношение с гражданским правом//Новый Гражданский кодекс России и отраслевое законодательство. М., 1996. 3. Толстой Ю.К. Жилищное право. Уч.пос. М., 1996. 4. Глущенко П.П. Социально-правовая защита жилищных прав и интересов граждан. Спб., 1997. 5. Седугин П.И. Жилищное право. Учебник 1 для вузов. М.: «ИНФРА ·М-НОРМА», 2002. 6. Данилов Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы. М.: Право и Закон, 2000. 7. Судебная практика по жилищным спорам (Сборник постановлений, решений и определений федеральных судов). М.: Изд-во НОРМА, 2001. 8. Куринов А.Б., Седугин П.И. Практикум по жилищному праву. Учебно-методическое пособие для вузов. М.: Изд-во «НОРМА» (Изд. группа «НОРМА–ИНФРА ·М»), 2002. 9. Грудцина Л.Ю. Жилищное право России. М.: Изд-во Эксмо, 2005. Пособие. 10. Жилищное право. Учебник 2 / Под ред. проф. И.А. Еремичева, проф. П.В. Алексия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006. 11. Жилищное право: сборник нормативных документов. М.: ГроссМедиа, 2006. 12. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / М.В. Поминов, Н.Н. Ковалёв, С.Д. Олейник. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. 4. ПРОГРАММА КУРСА |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Об учебно-методическом комплекте “Геометрия” для общеобразовательной школы (авторы: В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, В. В. Прасолов)... | Прасолов Алексей Михайлович Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном... | ||
Методические рекомендации для студентов фак нач образ. Пенза, 2004;... Основные учебники, учебные, учебно-методические пособия, опубликованные сотрудниками кафедры | Методические разработки по различным вопросам организации педагогического... Методические указания предназначены для организации и проведения практических занятий с обучающимися 1 и 2 курсов по всем темам рабочей... | ||
Медицинская сестричка & ф выпуск №35 Ежемесячная студенческая газета октябрь 2014 Дню рождения города Таганрога. На празднике присутствовали: мэр города В. А. Прасолов, члены администрации и представители учебных... | Рабочая программа и учебно-методические материалы для студентов специальности... Профессионально-этические основы социальной работы: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. Е. В. Жижко. Краснояр... | ||
Пояснительная записка Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история» Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история» составлены на основе Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических... Учебно-методические указания предназначены для проведения практических и семинарских занятий по курсу «Конфликтология», а также для... | ||
Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту под редакцией Макаровой Н. В | Методические рекомендации для преподавателя 14 Методические указания для студентов 16 Учебно-тематический план дисциплины «Учет и операционная деятельность в банках» 7 | ||
Учебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения Учебно-методические рекомендации для студентов факультета заочного обучения Смоленской государственной академии физической культуры,... | Методические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | ||
Методические указания по дисциплине «Английский язык» Учебно-методические указания предназначены для студентов 1-2 курсов, обучающихся заочно по всем направлениям. В методических указаниях... | Методические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов экономического факультета Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол... | ||
Харитонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности... Фрагменты из брошюры Харитонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии — М.:... | Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, методические указания к семинарским занятиям, экзаменационные... |