Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России»





Скачать 288.69 Kb.
НазваниеКонкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России»
страница1/2
Дата публикации15.03.2015
Размер288.69 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Право > Конкурс
  1   2


Районный конкурс ученических работ на тему

«Защита прав детей – вклад в будущее России»

РЕФЕРАТ
«Давайте поможем миру вместе!»

Автор:

Рязанова Анна Александровна

ученица 11 класса МБОУ «Шаховская СОШ»
Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Маматова Снежана Алексеевна


Шахово-2012


План


  • Введение

  • Права несовершеннолетних детей

  • Дети улиц

  • Разрешение проблемы беспризорности

  • Право детей на здравоохранение

  • Право детей на образование

  • Право на физическое воспитание

  • Защита прав несовершеннолетних

  • Как осуществляется защита прав ребенка?

  • Заключение

  • Список литературы





ВВЕДЕНИЕ
У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.
М.Ю. Лермонтов
В наше время, время научных открытий и царства информационных технологий роль человека как личности ощутимо возрастает. И очень важным вопросом является вопрос o соблюдении прав человека.

Проблемы социального сиротства, детского и Семейного насилия, проблемы правовой неграмотности подрастающего поколения бедность все чаще поднимаются в средствах массовой информации, являются объектом внимания властных структур и общественных организаций. Это неслучайно, поскольку будущее России - ее молодежь и дети. «B каждом ребенке заложено большинство качеств взрослого человека. И если внимательно присмотреться к ребенку, то можно предсказать, каким он станет человеком», - пишет известный детский писатель Ю. Яковлев в своей книге «Ваши права, дети»

На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличало отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а потом как к взрослым, и приучали их к взрослой жизни. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого.

В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно, нуждаются в особенной, усиленной защите, которая должна исходить первоначально от родителей.

Детство - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Начиная с пренатального периода, на психическое и физическое развитие ребенка влияет, та социальная среда, в которой он на данный момент находится.

Ребенок не может ни физически, ни психически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от мира взрослых. Однако и взрослые не могут существовать без мира детства.

Детство-это то с чего начинается жизнь каждого человека. Этот период является самым ярким и важным этапом развития личности. Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятого субъекта.

Человек выращивает Человека. Отсюда следует обязанность (а не право) родителей задать человеческую программу развития: научить развитым в социуме словесным способам общения (писать, читать, слушать, мыслить на различных языках), обучить

жизнедеятельности в социальной среде (пользование техникой и освоение технологий), демонстрировать человеческие алгоритмы адаптации (ум и мудрость) и

создать возможность реализации личной индивидуальности.

К сожалению, правовая культура детей и их родителей низкая. Сложная экономическая ситуация обязывает государство обратить особое внимание на проблемы детей. Оно должно способствовать интеллектуальному и культурному развитию личности, но все родители без исключения реализуют свое право установить тип семейных отношений (а значит тип среды обитания будущего ребенка), решить, когда быть ребенку, как с ним обращаться и какую жизнь ему жить.

Права несовершеннолетних детей
По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми, - которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития – для того, чтобы сформироваться как личность, - ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.

Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, - это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, - это его отношения с родителями – матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.

С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:

  • Жить и воспитываться в семье

  • Общаться с родителями и другими родственниками

  • Защищать свои права

  • Выражать своё мнение

  • Право на имя, отчество и фамилию

  • Изменение фамилии и имени

  • Право на имущество

  • Право на медицинское обслуживание

  • Право на образование и другие.

В современном обществе эти права часто нарушаются как родителями, так и государством.



Дети улиц

Советское общество было удивлено, когда в 80-е годы выяснилось, что в стране существуют бездомные.

Теперь их сотни тысяч. Бездомных видят

на всех вокзалах, в метро, в поездах.

Подростковый возраст - сложный период в жизни человека. В это время происходит формирование личности, закладываются основы поведения, ценности и принципы, которым человек будет следовать в жизни. «Человек делает свой выбор: c кем он или против кого; пытается разобраться в самом себе, выяснить, где добро, a где зло; чему он лично собирается служить, к чему будет стремиться». Психологи, в частности, известный в научных кругах исследователь возрастной психологии A. Петровский, утверждают, что этот период неслучайно называют «трудным», «критическим», так как подростковый возраст является временем перехода к новой эпохе жизни - взрослости: «переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период   физическoго, умственного, нравственного, социального».

B современном обществе случается так, что подростку приходится принимать взрослые решения. Здесь свою роль может сыграть не только чувствительность и резкость, но и страх, беспричинная жестокость.

Согласно данным министерства образования, на 2007 год в России на учете было 742 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После Великой Отечественной в стране было 680 тысяч сирот. B 1989 году было зарегистрировано 87 тысяч сирот. По данным на 2008 год, в России насчитывается около 800 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. И «...ведь за любой единичкой в этих огромных числах вполне конкретная живая судьба маленького человека. С его острой болью, физической и дyшевной, c неимоверными страданиями, c горем, которое никакими цифрами не измерить...» (А. Л иханов))

Я считаю, что за прошедшие несколько лет некоторые проблемы детей в современном обществе стали казаться россиянам более oстрыми. Среди них - детский досуг, преступность, насилие в отношении детей и др. Это еще раз подтверждает, что в обществе все больше назревают актуальные темы, связанные с проблемами современного детства.

На пеpвый взгляд может показаться, что названные проблемы - результат низкого материального уровня жизни российских семей, что многие родители отказываютcя от детей, потому что не имеют средств для их воспитания или имеют проблемы со здоровьем, что малолетние идут на преступления из-за бедности и бессилия чтo-либо сделать в этом положении. Однако, на самом деле, в годы войн и революций - то есть во время крупных социальных катаклизмов детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, было намного меньше. На мой взгляд, дело не только в низком достатке многих россиян, a в нравственном и моральном аспекте, в неумении молодыx граждан отстаивать свои права и искать защиты.

Проблема бездомных детей состоит в том, что многие люди, выросшие при социалистическом строе, просто не имеют представления о том, как жить при рыночной экономике, особенно в период, когда новая экономика всё ещё тормозится ростом цен, низким уровнем заработной платы, высокими налогами. Такая жестокая жизнь побуждает многих молодых мам оставлять своих детей в родильных домах, которые с первого дня рождения начинают бороться за «жизнь под солнцем». Правительство России стало уделять более пристальное внимание к проблеме бездомных детей, так, президентом Медведевым в различных обращениях были даны замечания по данной проблеме.

Последние 10 лет не только обострили экономическую нестабильность в России, но и породили многие социальные недуги, которые давно уже считались канувшими в Лету. По пятам за обнищанием основной массы населения шел резкий рост преступности, в том числе детской, наркомании, самоубийств. Кто бы мог представить, что в начале ХХI века в российском обществе снова заговорят о беспризорных детях! Их сегодня насчитывается, по различным данным, от 500 тысяч до 2,8 миллиона. По статистике ООН, ежегодно от 20 до 30 процентов убийств совершается в семьях с детьми. Около 2 тысяч детей заканчивают жизнь самоубийством, каждый год более 50 тысяч детей и подростков уходят на улицу из неблагополучных семей. Растет число детей, бросающих школу, не умеющих даже читать и писать! Растет малолетняя преступность. Детьми и подростками было совершено свыше 208 тысяч преступлений. 80 процентов детей, совершивших преступление, совершают его снова. Еще 30 мая 2001 года Совет Безопасности признал, что детская беспризорность и безнадзорность несут угрозу национальной безопасности страны и общественной стабильности.

Как ни странно, но большинство маленьких бродяжек имеют родителей - и мать, и отца. Обычно это пьяницы и алкоголики, против которых возбуждаются дела о лишении родительских прав. А как иначе? Мама с папой не только не занимаются воспитанием ребенка, они его просто не замечают. Бывает пребывание дома представляет прямую угрозу жизни и здоровью детей. На квартирах постоянно устраиваются пьянки (а то и притоны). Мало того, что дети видят весь этот разврат, но нередко и сами становятся его участниками. В детстве, как известно, формируется представление об образе жизни. Оно складывается постепенно, но зато с годами становится настолько устойчивым, что переделать, изменить его практически невозможно. Предположим, ребенка дома жестоко бьют. Он убегает из дома и таким образом спасается от очередных побоев. Подсознание сразу же это отличает: это хорошо. Или, родители все пропивают, и в доме нет даже корки хлеба, а на улице можно стащить или выклянчить еду. Детское подсознание опять фиксирует положительную эмоцию.

То же происходит в школе. Ребенок отстал, не усваивает материал, над ним смеются - это больно ранит. Зато в своей среде, в подвале, на чердаке, он король, пользуется авторитетом. Словом, судьбы маленьких беглецов - это истории о том, как дети не смогли справиться со стоящими перед ними жизненными проблемами и нашли, так сказать, обходные пути. В любом случае изначально вина лежит на родителях, ведь это они либо не желали помочь сыну или дочке преодолеть возникшие трудности, либо своим поведением сами создали невыносимые для ребенка условия. Большая часть детей, попадающих в приюты с улицы, больные. Задержка психического развития, олигофрения различной степени - обычные диагнозы. Практически все без исключения педагогически запущены, у них ограничен словарный запас, потому что с ними никто не занимался. Среди двенадцати - тринадцати летних нередко встречаются токсикоманы, наркоманы.

Эти дети знают о жизни больше, чем иные взрослые. Слишком многое им пришлось пережить и испытать.

Каждому ребенку, хлебнувшему самостоятельности, требуется помощь. Одним нужен врач, другим психолог, а третьим просто хорошее отношение. Главная задача - создать у мальчиков и девочек верное представление о жизни. Но к этой проблеме надо подходить дифференцировано, по возрасту. До двенадцати - тринадцати лет на детское сознание еще можно влиять, а вот старших, как показывает практика изменить уже практически невозможно. Я думаю, что любое нарушение прав человека приводит к нищете. Например, при несоблюдении всеобщего права на получение образования, человек не может поступить в хорошую школу, университет и в недалеком будущем он окажется на вокзале, нищий и голодный. Я знаю, из-за чего это происходит. B мире, в нашей стране царит разруха. Ее можно не увидеть глазами. Разруха в сердцах людей. B отсутствии милосердия и сострадания. Голодные дети не могут ходить в школу, они вынуждены скитаться в поисках пропитания. Если бы все люди в мире имели возможность получить достойное образование, нищих стало 6ы очень мало.

Так же нужно, чтобы создавались дома, где нищие могли бы найти приют. Там, где 6ы они могли укрыться от несправедливости жизни, там, где им могли бы помочь справиться со всеми навaлившимися на них тяготами, там, где им могли оказать медицинскую помощь - качественную и бесплатную, там, где бы чашка супа, горячего чая символизировала заботу всего человечества o каждом человеке. Но нищие, отвергнутые и безжалостно выброшенные за рамки общества, за рамки жизни не сразу поверят нам снова. Ведь мы не любим их, считаем их низшими существами, недочеловеками. Они боятся нас, думают, что мы их обидим. Очень просто обидеть нищих. И несмотря на провозглашенное во Всеобщей Декларации прав человека равенство всех людей - мы видим, что это не так.

Очень часто я задумывалась о том, почему люди живут в нищете. Я думала об этом, когда смотрела на детей в оборванной одежде, грязных, c огромной болью в глазах, протягивающих дрожащую руку к прохожим c просьбой o помощи. Я спрашивала "Почему?". Как родители могут обрекать своих детей на рабство нищеты, на голод, на бездушные плевки прохожих в их сторону. И почему государство позволяет детям жить в нищете? Все дети должны жить в семье, ходить в школу, общество должно заботиться o всех детях.

Я соблюдаю свое правило, когда я вижу нищего, отдаю ему все свои карманные деньги. Я понимаю, ему они нужнее. Мне не жалко. Я - патриот. Я должна гордиться Россией, поэтому помогаю своему государству по мере своих сил.

Статья 19 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Я уверена, при нарушении этого права человека нищета возрастает. Люди молчат, боятся сказать о своих бедах, и тихо погибают от голода.

Хотя, как ни странно, исследование показало, что эти дети и подростки не посещают школу, как правило, вовлечены в самые тяжелые формы труда и попрошайничества, подвергаются эксплуатации и насилию, пополняют ряды маргинальных и криминальных слоев населения, что приводит к росту детской преступности, наркомании, распространению инфекционных заболеваний, включая ВИЧ/СПИД. В стране, где большинство населения составляют люди в возрасте до 40 лет при ежегодном сокращении естественного прироста населения, проблема беспризорных и бездомных детей требует мобилизации усилий для решения чрезвычайных случаев, а также выработки комплексной государственной политики, нацеленной на защиту института семьи, охрану материнства и детства.

Сегодняшняя молодежь, получив образование и накопив свой жизненный опыт, станет активной созидающей силой в завтрашнем обществе и сама уже будет передавать свою мудрость следующим поколениям.

Сегодня и официальные лица, и ученые, и общественность сходятся на том, что корень проблемы беспризорных детей – в бедности. И пока не решить этой главной проблемы, тысячи детей останутся на улицах.

Разрешение проблемы беспризорности

Для решения обозначенной проблемы представляется целесообразным сделать следующее:

  1. Совершенствовать государственную политику в отношении семьи, т. к. именно работа с семьей, поддержка ее на всех уровнях – государственном, местном – является главным условием профилактики социального сиротства. Необходимо развивать систему комплексной помощи молодым семьям (кредитование, информационная, консультативная и проч.).

  2. Скоординировать действия всех заинтересованных российских ведомств по борьбе с причинами детской беспризорности, в частности Министерству образования организовать социальный патронат «семей риска». Бороться следует с причинами появления этой категории детей.

  3. СМИ организовать регулярное освещение данной проблемы в периодических изданиях, на телевидении и радио, формируя соответствующее общественное мнение.

  4. Привлечь к обсуждению проблемы гражданских активистов, общественные организации, деятелей культуры и религии.

  5. Разработать новый механизм родительской ответственности за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, возможно введение уголовной ответственности в виде обязательных работ.

  6. Проанализировать и обобщить положительный опыт регионов по профилактике детской беспризорности и безнадзорности и направить соответствующие рекомендации в регионы с неблагополучной ситуацией.

  7. Улучшить систему досуга несовершеннолетних, увеличить количество оздоровительных учреждений для детей.

  8. Организовать трудовые и военно-патриотические лагеря для неблагополучных подростков, развивать систему детских общественных организаций типа скаутского движения и ДИМСИ (детские и молодежные социальные инициативы).

  9. Развивать сеть реабилитационных учреждений для несовершеннолетних.

  10. Искать и апробировать новые формы работы в плане профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних.

  11. Совершенствовать законодательную базу по данной проблеме во избежание отставания ее от реалий жизни.

Право детей на здравоохранение

Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Дети граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание.

Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:

1) скорая медицинская помощь, при: - состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;

2) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятии по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому:
- первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная;
- консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь;
- консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;
-прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);
- профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;
- целевые медицинские осмотры;
- диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;

3) стационарная помощь при:
- острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;
- инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
- плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т.ч. в детских и специализированных санаториях);

4) помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и интенсивной терапии;

Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:
- ВИЧ-инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;
- проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.



Право детей на образование
Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребенку. И все-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г. того, везде все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях».

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование - это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества.

Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребенку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребенка, готовность ребенка много трудиться, его усердие и трудоспособность.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» iconРеферат для конкурса ученических рефератов «Кругозор» на тему «Особенности...
Величайший художественный вклад Англии в культуру сделан в области театра, литературы и архитектуры
Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» iconЧто дает школе работа уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса? Детям
Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей
Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» iconРефератов «Кругозор» на тему: «Фентези. Тайна жанра»
Реферат по литературе на всероссийский конкурс ученических рефератов «Кругозор» на тему
Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» iconКонкурс ученических исследовательских работ по предметам естественно-математического...
Сказка, как яркий образец народного творчества, доступный для детей, является мощным средством воспитания личности каждого ребенка:...
Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» iconРефератов и литературных работ на тему безопасности жизнедеятельности «Созвездие мужества»
Нкурса рефератов и литературных работ на тему безопасности жизнедеятельности «Созвездие мужества» среди школьников Хабаровского края...
Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» iconПоложение о проведении конкурса научно-практических работ школьников...
Настоящее Положение о Конкурсе научно-практических работ «Устойчивое развитие: мы и наше будущее» (далее – Положение) устанавливает...
Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» iconРабочая программа защита прав потребителей направление подготовки 100700 -«торговое дело»
Защита прав потребителей [Электронный ресурс]: рабочая программа/авт сост. А. А. Морозов, В. В. Новиков. Спб.: Ивэсэп, 2012
Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» iconКонкурс «Будущее экономики-2011» Технологические факторы экономического...

Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Моя работа посвящена одной из самых красивых и редких птиц, занесенных в Красную книгу России – краснозобой казарке
Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» Исследовательский проект...
Как часто в жизни мы не обращаем внимания на привычные вещи. Но, если присмотреться, то можно узнать много интересного
Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» iconЛитература (рассказ, пьеса, эссе, очерк; стихотворение, поэма, ода,...
В целях духовно-нравственного и патриотического воспитания и повышения мотивации интереса детей и молодежи к истории и культуре России...
Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» iconКонкурс научно исследовательских работ «Будущее России» Научно-исследовательский...
«Ономастика – наука об именах и названиях». В своей работе я хочу исследовать историю возникновения названий населенных пунктов Томской...
Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» iconКонкурса на лучший реферат среди студенческих землячеств на тему:...
Республиканский конкурс в области научной деятельности среди студенческих землячеств Республики Тыва в 2014 году (далее Конкурс)...
Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» iconКонкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии»
Отражение христианских представлений о роли женщины в семье в «Повести об Ульянии Осорьиной» и «Житии Евфросинии Полоцкой» 16
Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Да и сама деятельность человека весьма разнообразна, от этого разнообразия и зависит множество видов творчества: художественное,...
Конкурс ученических работ на тему «Защита прав детей вклад в будущее России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск