Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина»





НазваниеГосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина»
страница1/8
Дата публикации14.08.2013
Размер1.31 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Московская государственная юридическая академия

имени О. Е. Кутафина»

Оренбургский институт (филиал)

С. М. Жукова

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Оренбург, 2011

УДК – 342.9 (075.8)

ББК – 67.401я73

Ж86

Печатается по решению Редакционного совета Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина

Рецензент: заведующий кафедрой административного и финансового права Оренбургского института МГЮА, кандидат юридических наук, доцент Коновалов В. А.

Жукова С. М.

Ж86 Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности.

(Учебное пособие). – Оренбург: ООО «Агентство «Пресса», 2011. – 111 с.

ISBN 978-5-91854-041-1

В учебном пособии изложены теоретические вопросы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Рассматриваются такие элементы административно-правового регулирования в указанной сфере, как субъекты, объекты, формы, методы, государственный контроль и надзор. Материал изложен в соответствии с действующим законодательством

Пособие предназначено для студентов юридических специальностей, а также для аспирантов, преподавателей, практических работников органов исполнительной власти, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

УДК – 342.9 (075.8)

ББК – 67.401я73

ISBN 978-5-91854-041-1 © Жукова С.М., 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………3

Общие положения…………………………………………………………………5

Модуль 1. Объекты и субъекты административно-правового регулирования предпринимательской деятельности…………………………7

Тема 1. Предпринимательская деятельность как объект административно-правового регулирования…..………………………………………………………8

Тема 2. Субъекты административно-правового регулирования предпринимательской деятельности. …………………………………………….16

Контрольные вопросы………………………………………………………27

Проектное задание…………………………………………………………..28

Тест рубежного контроля………………………………………………….29

Бланк ответов……………………………………………………………….31

Оценка степени освоения модуля………………………………………….31

Литература…………………………………………………………………..32

Модуль 2. Формы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности…..………………………………………35

Тема 1. Общая характеристика форм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности……………………………36

Тема 2. Публично-правовой договор как особая форма административно-правового регулирования предпринимательской деятельности……………….37

Контрольные вопросы………………………………………………………39

Проектное задание…………………………………………………………..39

Тест рубежного контроля…………………………………………………..40

Бланк ответов………………………………………………………………..42

Оценка степени освоения модуля………………………………………….42

Литература…………………………………………………………………..43

Модуль 3. Методы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………...45

Тема 1. Общая характеристика методов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности……………………………46

Тема 2. Методы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности при «входе на рынок»…………………..48

Тема 3. Методы административно-правового регулирования при осуществлении предпринимательской деятельности……………………………63

Контрольные вопросы………………………………………………………72

Проектное задание…………………………………………………………..73

Тест рубежного контроля…………………………………………………..74

Бланк ответов……………………………………………………………….75

Оценка степени освоения модуля………………………………………….76

Литература…………………………………………………………………..76

Модуль 4. Государственный контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности………………………………………….80

Тема 1. Понятие и виды государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности…………………………………………….81

Тема 2. Поверка как один из способов осуществления государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности……………..85

Тема 3. Административная ответственность в сфере предпринимательской деятельности…………………………………………….100

Контрольные вопросы……………………………………………………..102

Проектное задание………………………………………………………...103

Тест рубежного контроля…………………………………………………103

Бланк ответов………………………………………………………………104

Оценка степени освоения модуля…………………………………………104

Литература………………………………………………………………….105

Заключение……………………………………………………………………...109

ВВЕДЕНИЕ

Российская экономика во многом зависит от деятельности предпринимателей, что не раз подчеркивалось в официальных выступлениях руководителей государства.

Предпринимательская деятельность в Российской Федерации имеет огромное значение, поскольку затрагивает интересы большой части населения государства. По мнению Президента Российской Федерации, именно от предпринимателей – носителей новых идей, людей целеустремленных и волевых – зависит успех модернизации экономики и ее диверсификации, создание высокотехнологичных производств и рентабельного сельского хозяйства. Работа предпринимателей способствует созданию новых рабочих мест, повышает конкурентоспособность отечественной продукции1.

Несмотря на значительные законодательные меры по улучшению предпринимательского климата в Российской Федерации, в системе административно-правового регулирования остаются до конца нерешенными отдельные вопросы: снятие административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, борьба с коррупцией и др.

Практика настоятельно требует от административной науки поиска новых путей, приемов и средств, которые бы смогли способствовать становлению и развитию предпринимательства.

Отдельные аспекты административно-правового регулирования предпринимательской деятельности затрагиваются в учебниках по особенной части административного права, однако, данное пособие предназначено для более глубокого и детального рассмотрения ключевых составляющих государственно-регулятивной деятельности в сфере предпринимательства.

Настоящее учебное пособие имеет своей целью по мере возможности (в том числе и схематичным способом) раскрыть содержание таких элементов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, как объект, субъект, формы, методы административно-правового регулирования, государственный контроль (надзор). Кроме того, отдельно затронут вопрос об административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Предметом исследования при написании учебного пособия явилась совокупность административно-правовых норм и норм иного законодательства, регламентирующих процесс осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также материалы правоприменительной практики по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Основными задачами работы являются:

- исследование правовой природы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, статуса индивидуальных предпринимателей и юридических лиц как объектов административно-правового регулирования;

- видовая характеристика субъектов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности; изучение статуса общих субъектов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности на федеральном уровне и на уровне Оренбургской области;

- рассмотрение особенностей форм и методов государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности;

- анализ процедуры осуществления государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности на современном этапе, а также процедуры привлечения к административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности.

Решение поставленных задач обусловило структуру учебного пособия, построенного на модульной основе. Каждый модуль аккумулирует ряд тем, объединенных комплексной целью, и имеет замкнутую структуру. Модуль начинается с введения, в котором в сжатом виде перечисляются основные вопросы, которым он посвящен. Темы модуля излагаются в авторской трактовке положений действующего законодательства об административно-правовом регулировании предпринимательской деятельности и сложившейся практики его применения. В целях обеспечения самоконтроля пройденного материала обучающихся к каждому модулю прилагаются контрольные вопросы. Степень освоения модуля определяется посредством выполнения проектного задания и прохождения тестов рубежного контроля, образующих диагностико-квалиметрическое обеспечение курса.

Модуль 1

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Комплексная цель:

Формирование целостного представления о системе административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, в которую включаются такие элементы, как: объект, субъект, формы и методы воздействия, государственный контроль и надзор. Обучающийся приобретает знания, которые впоследствии могут быть использованы им при непосредственном осуществлении предпринимательской деятельности, при работе в органах государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Введение

Настоящий модуль посвящен рассмотрению основополагающих характеристик предпринимательской деятельности как объекта административно-правового регулирования, выявлению индивидуальных и коллективных субъектов предпринимательской деятельности. Определено, что все многочисленные субъекты административно-правового регулирования предпринимательской деятельности могут быть объединены в две группы: общие субъекты и специальные субъекты. Раскрыто содержание статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Оренбургской области, являющихся общими субъектами административно-правового регулирования предпринимательской деятельности.

ТЕМА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности представляет собой совокупность мер экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности.

В России переход от государственного управления в сфере экономики к административно-правовому регулированию экономической деятельности произошел как «свидетельство» становления рыночной системы хозяйствования взамен ранее существовавшей командно-административной. Основные черты современной модели взаимоотношений предпринимательства и государства нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации1, провозгласившей в качестве основ конституционного строя Российской Федерации свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции). Принципом экономической свободы и предопределяется основное содержание конституционного права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст. 34 Конституции РФ). Реализуя названное конституционное право, граждане - предприниматели самостоятельно определяют сферу своей экономической деятельности, осуществляют ее в индивидуальном порядке или совместно с другими лицами, выбирают экономическую стратегию развития бизнеса, используя свое имущество с учетом конституционных гарантий права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции. Однако конституционной основой, предопределившей особый характер взаимоотношений предпринимательства и государства, является закрепление в Конституции социального характера Российского государства (ч.1 ст.7), а также свободы экономической деятельности, поддержки конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности как основы конституционного строя (ст. 8).

Данные нормы Основного Закона РФ закрепили необходимость и заложили реальную возможность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, создав «конституционный публичный экономический порядок», которому присущи следующие черты:

1) в государстве признается свобода экономической деятельности предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов, одновременно определяется, в каких случаях и пределах она может быть ограничена;

2) предусматривается активная роль государства в регулировании экономических отношений и устанавливаются принципы и границы такого вмешательства»1.

Таким образом, конституционный публичный экономический порядок призван не только охарактеризовать отказ государства от прямого вмешательства в деятельность предпринимателя, но и отражает публичное значение предпринимательства в целом, допуская тем самым опосредованное воздействие на данную деятельность государством. Поэтому уместным считаем замечание Е. Н. Дорошенко, согласно которому, «государство остается индифферентным к частному интересу отдельного субъекта, не вмешиваясь в установление хозяйственных связей и гарантируя свободу инициативы предпринимателя… независимо от того, насколько успешна и конкурентноспособна данная инициатива»2, вместе с тем оно воздействует на хозяйственную деятельность предпринимателей с целью удовлетворения национальных интересов Российской Федерации3. Достижение этой цели связано с пополнением консолидированного бюджета РФ путем уплаты законно установленных налогов и сборов, с пополнением государственных и муниципальных стратегических запасов, формированием индивидуальными предпринимателями производственно-хозяйственной инфраструктуры, обеспечением населения качественными товарами, работами и услугами. Например, доходы консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в 2008г. Только от индивидуальной предпринимательской деятельности составили 80,6 млрд. руб. при общем доходе бюджета в 16003, 4 млрд. руб.1. Весомым оказался вклад предпринимателей в увеличение общего объема ВВП: если в 2006г. ВВП составлял 26903,5 млрд.руб., в 2007 году – 33114,0 млрд. руб., то в 2008 году – 41668,0 млрд. руб.2.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является обеспечение реализации и защита публичных интересов, таких, как оборона и безопасность государства, успешное проведение социальной политики государства, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды. Без государственного воздействия на предпринимательство в целом невозможно обеспечить гарантии прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией РФ.

Анализ изложенного позволяет выделить уровни административно-правового регулирования предпринимательской деятельности:

- при входе на рынок: государственная регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя (с целью охраны прав лиц, вступающих в правоотношения с предпринимателем); постановка на учет в соответствующие государственные органы (с целью защиты интересов субъектов публичной власти, в том числе путем надлежащего исполнения предпринимателем налоговых обязательств); лицензирование отдельных видов деятельности (с целью охраны прав, законных интересов, здоровья граждан, обороны и безопасности государства, культурного наследия народов Российской Федерации) и др.

- при непосредственном осуществлении предпринимательской деятельности: установление количественных и качественных императивов, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, государственный контроль (надзор) за соблюдением действующего законодательства Российской Федерации (налогового, административного, таможенного, трудового законодательства, законодательства о конкуренции и др.), и др.

Легальное определение предпринимательской деятельности как объекта административно-правового регулирования в современном российском законодательстве отсутствует.

Вместе с тем в Гражданском кодексе РФ1 (абз.3 п.1 ст. 2 ГК РФ) предпринимательская деятельность раскрывается как гражданско-правовая категория и представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Итак, предпринимательская деятельность характеризуется самостоятельностью. Это означает относительную независимость предпринимателя от иных коллективных и индивидуальных субъектов. Индивиды и их объединения сами инициируют предпринимательскую деятельность и самостоятельно осуществляют ее. Предприниматель свободен в выборе предмета предпринимательской деятельности, а также средств для ее эффективного осуществления2.

И. В. Ершова условно выделяет «имущественную и организационную самостоятельность предпринимателя. При этом имущественная самостоятельность определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности, а организационная самостоятельность характеризуется как возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности. Самостоятельность, будучи волевым, субъективным признаком деятельности предпринимателя, проявляется на всех ее этапах»1.

Известно, что индивидуальная предпринимательская деятельность сопряжена с риском. С. В. Белых определяет предпринимательский риск как потенциальную возможность (опасность) наступления или ненаступления события (совокупности событий), повлекшего неблагоприятные имущественные последствия для деятельности предпринимателя2. В. В. Ровный указывает на двоякий характер предпринимательского риска: «Экономический смысл предпринимательского риска – в возможном и заведомо допускаемом со стороны предпринимателя несоответствии между ожидаемым и могущим возникнуть результатом»; «Правовой аспект риска заключается в возможности его рассмотрения в качестве субъективного начала … ответственности» .

Как следует из легального определения предпринимательской деятельности, она направлена на систематическое получение прибыли. По мнению А. В. Брызгалина, систематический характер предпринимательской деятельности представляет собой объединение таких свойств системы как планомерность и постоянность: «а) хозяйственно-предпринимательская деятельность состоит из ряда взаимосвязанных действий и актов по использованию и распоряжению имуществом…; б) хозяйственно-предпринимательская деятельность осуществляется на протяжении определенного периода времени, и за этот период времени соответствующим субъектом должно осуществляться некоторое количество предпринимательских действий»1. Справедливо отмечает и М. В. Ковалев, «раскрытие такой юридической сущности признака предпринимательской деятельности как «систематичность» без указания на ее планомерность снижает ценность соответствующей характеристики. Остается необъясненной существующая связь между целью и предметом рассматриваемой деятельности»2.

В отношении получения прибыли как одного из признаков индивидуальной предпринимательской деятельности следует отметить, что ГК РФ не раскрывает содержания указанного понятия. Вместе с тем нормативное определение «прибыли» дано в ст. 247 Части второй Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000г. №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и рассматривается как «полученные доходы, уменьшенные на величину расходов»3.

В соответствии с легальным определением предпринимательской деятельности ее содержание составляет пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг. Соглашаясь с позицией И. В. Ершовой, заметим, что данный признак сформулирован весьма неудачно4. Дело в том, что предпринимательская деятельность многогранна, и в рыночной экономике ее направления никак не могут быть представлены закрытым перечнем. Стоит отметить, что в понятии предпринимательской деятельности, которое было дано в Законе РСФСР от 25 декабря 1990г. № 445-I «О предприятиях и предпринимательской деятельности», данный перечень отсутствовал.

Наконец, предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке в качестве предпринимателя. Такой признак предпринимательской деятельности, как осуществление ее лицами, зарегистрированными в установленном порядке, является, по мнению И. В. Ершовой, формальным, т. е. признаком, легализующим эту деятельность, придающим ей законный статус. Его отсутствие не приводит к утрате деятельностью качества предпринимательской, однако делает ее незаконной1.

Предпринимательская деятельность как объект административно-правового регулирования может осуществляться гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства как самостоятельно (с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем образования юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ2 индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Юридическим лицом согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

При этом юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)3. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» iconМедицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская государственная...
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное...
«Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина» (фгоу впо мгавмиБ)
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное...
«Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина» (фгоу впо мгавмиБ)
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования». Москва,...
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» icon1. Понятие, предмет, метод, система права социального
Высшего профессионального образования «московская государственная юридическая академия»
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» iconИ социальному развитию государственное образовательное учреждение...
...
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» iconОтчет о результатах самообследования фгоу впо «Новосибирская государственная...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» iconПравила приёма на обучение по образовательной программе высшего образования
Искусствоведение в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургская...
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» iconГосударственное бюбжетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая...
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» iconРабочая программа учебной дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный...
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» iconМетодические рекомендации для обучаемых по образовательной программе...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова...
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» iconМинистерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент...
В соответствии с Федеральным законом от 06. 10. 2003г. №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск