География н. Н. Сабельникова-Бегашвили





Скачать 304.15 Kb.
НазваниеГеография н. Н. Сабельникова-Бегашвили
страница1/3
Дата публикации21.06.2013
Размер304.15 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Право > Закон
  1   2   3
ГЕОГРАФИЯ

Н.Н. Сабельникова-Бегашвили - заведующая кафедрой естественнонаучных дисциплин СКИПКРО, к. б. н.

В средних общеобразовательных учреждениях преподавание географии в 2011-2012 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования).

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html.).

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

http://www.school.edu.ru.

http://www.ed.gov.ru.

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/.

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/.

3. Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобразования России от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования).

http://www.ed.gov.ru.

http://mon.gov.ru.

4. Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007-2008 учебный год (Приказ МО СК от 25.06.2007 № 324-пр).

5. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

http://www.ed.gov.ru.

http://mon.gov.ru.
6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.

http://www.ed.gov.ru.

7. Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

http://www.ed.gov.ru.

8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»).

http://www.edu.ru.

http://mon.gov.ru.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11.2008 № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования».

http://mon.gov.ru.

11. Приказ Министерства образования Ставропольского края от 31 января 2011 года № 41 – пр. «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии, в Ставропольском крае в 2011 году».

12. Приказ Министерства образования Ставропольского края от 8 апреля 2011 года № 238-пр. «О порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края, в 2011 году».

13. Аналитические отчеты ФИПИ по результатам ЕГЭ – 2010, ЕГЭ-2011.

http://www.fipi.ru.

14. Аналитические отчеты ФИПИ по результатам ГИА-9 – 2010, ГИА-9 – 2011.

http://www.fipi.ru.

15. Материалы VI съезда Всероссийского педагогического собрания, 31.05.11. Выступление В.В. Путина.

16. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Кроме этого, все учителя биологии должны знать положения, проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (во 2-й и 3-й редакциях).
В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Среди ведущих перспективных направлений современного образования следует назвать:

− обновление географического образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1879).

− реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования;

− совершенствование содержания и технологии проведения ЕГЭ по предмету;

− организация работы с одаренными детьми через индивидуальную работу, факультативные занятия, элективные курсы, спецкурсы, а также обучение в заочных школах ведущих вузов страны.

В соответствии с основными направлениями развития основного общего и среднего (полного) общего образования на современном этапе рекомендуется примерный перечень вопросов для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников, проводимых в форме семинаров, «круглых столов», презентации опыта работы лучших учителей края, победителей ПНПО, мастер-классов:

  • Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритеты, цели и задачи, ключевые направления, структура, проблемы.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения: концепция, структура, содержание, механизмы введения.

  • Обновление содержания географии в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Особенности УМК по географии нового поколения.

  • Инновационные подходы в организации методической работы учителей географии: создание сайта МО учителей географии в сети Интернет, сетевые сообщества педагогов, участие в конкурсах педагогического мастерства и др.

  • Современные подходы к преподаванию географии с применением метапредметного подхода и современных образовательных и информационных технологий.

  • Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации ФГОС нового поколения.

  • Учебно-методический комплекс как средство формирования универсальных учебных действий.

  • Формирование УУД на уроках географии как одно из основных требований ФГОС нового поколения.

  • Самообразование учителя как необходимое условие профессионального мастерства педагога.

  • Мастер-класс как эффективная форма трансляции передового опыта лучших учителей (из опыта работы учителя-практика).

  • Представление передового опыта лучших учителей победителей ПНПО, активно внедряющих современные образовательные и информационные технологии (представление материалов из опыта работы учителей, проведение мастер-классов по предмету с ориентацией на развивающий потенциал в процессе обучения).

  • Профессиональная компетентность учителя как условие формирования творческой среды в образовательном учреждении.

  • Портфолио учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений. Требования к содержанию портфолио учителей, система стимулов за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

  • Развитие творческих способностей молодых педагогов в условиях современной школы.

  • Единый государственный экзамен – современный подход к оценке качества образования по географии. Результаты ЕГЭ по географии в Ставропольском крае в 2011 году.

  • Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего и среднего (полного) образования (из опыта работы учителей-практиков).

  • Современные подходы к организации учебного процесса с использованием ИКТ: ЭОР, ГИС, Интернет-технологий, интерактивной доски.

  • Опыт участия учителей географии и обучающихся в конкурсах уроков с использованием ИКТ, проектах глобальной сети Интернет, дистанционных курсах (из опыта работы учителей-практиков).

  • Организация работы с одаренными детьми, подготовка обучающихся к олимпиадам по географии.

  • Перспективы развития проектно-исследовательской деятельности школьников через участие в научно-практических конференциях.

  • Профильное обучение как одно из важных звеньев формирования компетентности выпускников школы в процессе обучения и подготовки к ЕГЭ.

  • Кабинет географии как средство развития обучающихся. Современные требования к оформлению кабинета географии.

  • Здоровьесберегающие технологии как одно из приоритетных направлений современной школы.


Рекомендации по изучению материалов ФГОС начального и основного общего образования нового поколения
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ Д.А. Медведевым, ставит как одну из важнейших задач обновление содержания образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

В связи с этим 2011-2012 учебный год начинается с перехода всех средних образовательных учреждений РФ на ФГОС начального общего образования нового поколения (1 класс), утверждения ФГОС основного общего образования, обсуждения и, в перспективе, принятия ФГОС среднего (полного) общего образования. Поэтому в условиях перехода на ФГОС нового поколения рекомендуется обратить внимание на изучение следующих источников:

1. Матюшкина Л.В., Доценко И.Б. Формирование ключевых компетенций: проблемы и пути решения. – Сайт: http://cdp.tti.sfedu.ru.

2. Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.

3. Под ред. Горского В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

4. Под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

5. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 об утверждении ФГОС основного общего образования.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Главными отличиями ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г. являются:

1. содержание предмета определяется так называемым Фундаментальным ядром, представляющим систему ключевых понятий географической картины мира;

2. выделены предметные, надпредметные (метапредметные) и личностные требования к результатам обучения;

3. большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс;

4. в базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе.

5. на основе ФГОС нового поколения создана примерная программа по географии для основной школы.

ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.

Личностные, направленные на формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения и включающим:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.

Метапредметные, которые заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты по географии направлены на:

1. формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2. формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8. формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

В примерной программе основного общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающимися.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

География н. Н. Сабельникова-Бегашвили iconН. Н. Сабельникова завидущая кафедрой естественнонаучных дисциплин скипкро, к б. н

География н. Н. Сабельникова-Бегашвили iconГеография, страноведение
«География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»...
География н. Н. Сабельникова-Бегашвили iconРабочая программа предмета «география»
Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Программы образовательных учреждений. 6-9 классы. География. Природа и люди....
География н. Н. Сабельникова-Бегашвили iconПрограмма по учебному предмету «география» 8 класс Дахиной Кристины Михайловны
И. И. Баринова, В. П. Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы....
География н. Н. Сабельникова-Бегашвили iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма...
Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение...
География н. Н. Сабельникова-Бегашвили iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Социальная и экономическая география», «Физическая география и ландшафтоведение»
География н. Н. Сабельникова-Бегашвили iconРабочая программа дисциплины география поволжья
Курс «География Поволжья» является логическим продолжением предшествующего модуля «Физическая география», некоторых разделов модуля...
География н. Н. Сабельникова-Бегашвили iconРабочая программа для студентов одо направления 021000. 62 «география»
В. А. Ермолаева. География сельского хозяйства: Учебно – методический комплекс, рабочая программа для студентов очной формы обучения...
География н. Н. Сабельникова-Бегашвили iconИ. Л. Сабельникова
Гаоу спо «Тюменский педагогический колледж №1», Уставом государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального...
География н. Н. Сабельникова-Бегашвили iconРабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Пинигина Е. П. Землеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География». Профили...
География н. Н. Сабельникова-Бегашвили iconРабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Пинигина Е. П. Введение в географию. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»....
География н. Н. Сабельникова-Бегашвили iconРабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый...
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
География н. Н. Сабельникова-Бегашвили iconПояснительная записка Курс «География Иркутской области»
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
География н. Н. Сабельникова-Бегашвили icon20. 1 О-92 Охрана окружающей среды в Рунете
Охрана окружающей среды в Рунете [Текст] : веблиогр список / гбук "Самар обл универс науч б-ка", информ библиогр отд.; сост. И. Л....
География н. Н. Сабельникова-Бегашвили iconНиколина В. В. География: Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы
География России (vii— IX класс) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта;...
География н. Н. Сабельникова-Бегашвили iconРабочая программа модуля География Направление подготовки 100400...
Следуя логике изучения дисциплины в рамках подготовки специалистов по направлению «туризм», в структурном отношении курс «География»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск