Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования





Скачать 470.97 Kb.
НазваниеПедагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования
страница1/3
Дата публикации16.08.2013
Размер470.97 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи


МИНКО НИНА ТИМОФЕЕВНА


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

КОМПЬЮТЕРНОГО АДАПТИВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

В КОНТЕКСТЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Улан-Удэ

2010
Работа выполнена на кафедре педагогики

ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»




Научный руководитель: Рулиене Любовь Нимажаповна

кандидат педагогических наук, доцент


Официальные оппоненты: Подлиняев Олег Леонидович,

доктор педагогических наук, профессор;
Цыренова Валентина Бабасановна,

доктор педагогических наук, доцент;

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Иркутский государственный

университет»


Защита состоится 23 апреля 2010 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета.
Автореферат размещен на официальном сайте Бурятского государственного университета: http://www.bsu.ru 22 марта 2010 г.

Автореферат разослан 22 марта 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Суетина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Введение в отечественную педагогическую практику Единого государственного экзамена (ЕГЭ) отражает, с одной стороны, востребованность педагогического тестирования в современном образовательном процессе, а с другой – необходимость совершенствования тестовых технологий. В целом, развитие информационных технологий и переход к плановой компьютеризации всё более унифицируют процесс обучения, между тем системообразующим началом учения и преподавания является личность обучающегося. Поэтому принцип информатизации в сфере образования должен быть в зависимости от принципа гуманизации. В этой связи приоритетными становятся не инструментальные, а педагогические аспекты разработки и внедрения обучающих систем, в том числе механизмы педагогического сопровождения компьютерного тестирования.

В частности, интерес представляет технология компьютерного адаптивного тестирования (КАТ), позволяющая оптимизировать количество, последовательность, скорость предъявления заданий соответственно особенностям подготовки тестируемых. Следующим шагом является поиск путей и средств гуманизации компьютерного тестирования, например, разработка педагогической технологии, позволяющей сопровождать реализацию идей персонального образования в КАТ - создать условия для обретения индивидуальных путей развития и саморазвития личности в обучении, основанном на компьютерном тестировании. Педагогический смысл сопровождения отражает деятельность, обеспечивающую решение соответствующих педагогических задач.

Таким образом, поиск путей и средств педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования обусловлен необходимостью педагогизации все более расширяющихся возможностей информационных технологий и востребованностью новых эффективных методов компьютерного тестирования.

Степень разработанности проблемы исследования. В формировании понятийной базы исследования, уточнения сущности персонального образования нами были проанализированы публикации Ю.В. Крупнова, Э. Мунье, О.В. Поповой и др., диссертационные исследования А.В. Симоновой об управлении процессом персонального образования учащихся общеобразовательной школы, С.А. Вдовиной о реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе путем построения индивидуальных образовательных траекторий и т.д.

Анализ работ по проблеме компьютерного тестирования позволили сделать вывод о том, что тестовый контроль становится органической частью современной образовательной практики, важнейшим средством обратной связи, реализующим принципы адаптивности и интерактивности обучения. В педагогических исследованиях компьютерное тестирование рассматривается в качестве средства управления учебным процессом (А.А. Алексеева, К.Х. Калугян, Е.В. Солонин, Л.А. Сучкова), фактора формирования педагогической культуры будущего учителя (А.Е. Казеев и др.) и успешности учения (Л.И. Афонина, Н.Л. Майорова, Н.М. Халимова), средства повышения объективности контроля (В.П.Овчаренко, С.Р. Сакаева и др.) и качества отбора будущих студентов (Т.А. Устименко и др.).

В различных образовательных ситуациях, в том числе с точки зрения эффективности адаптивного тестирования в вузах гуманитарного профиля, как адаптированную форму контроля знаний студентов, при обучении специальным дисциплинам и в управлении процессом формирования у учащихся системы качеств знаний, как средства интенсификации обучения английскому языку в юридическом вузе и т.д. – компьютерное тестирование изучали В.П. Беспалько, В.Т. Горбачев, Ю.А. Киреева, С.С. Копылова, С.К. Кожухов, Ли Пэн, Н.В. Ялаева и др.

Исследователи И.Г. Жукова, М.Б. Сипливая, О.А. Шабалина предложили концепцию открытой адаптивной контрольно-обучающей системы, которая позволила снизить роль субъективности при проведении контроля и обеспечить адаптивность и интеллектуальность обучения. Р.В. Терюха разработал технологию адаптивного компьютерного тестирования в профессиональной подготовке инженеров. Ряд ученых рассматривал адаптивное тестирование как аспект дистанционного обучения (М.А. Магомедова, Д.И. Попов), средство индивидуализации педагогического контроля качества знаний учащихся (В.А. Шухардина).

Несмотря на изученность различных аспектов КАТ в научно-педагогической литературе отмечается недостаток специальных исследований, направленных на поиск технологий педагогического сопровождения КАТ в контексте персонального образования. Таким образом, проблема компьютерного адаптивного тестирования привлекает внимание многих педагогов-исследователей, но остаются нерешенными прикладные задачи:

- каков механизм педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования в учебном процессе;

- каким образом компьютерное адаптивное тестирование влияет на учебную деятельность студентов (их обученность) и решает задачи персонального образования;

- как с помощью педагогических средств обеспечить эффективность обучения в процессе компьютерного адаптивного тестирования.

Анализ литературы и практика использования компьютерных технологий контроля свидетельствуют о наличии противоречий между:

- необходимостью использовать в учебном процессе компьютерное адаптивное тестирование не только на этапе контроля, но и как средство обучения и отсутствием механизмов педагогического сопровождения этого процесса;

- наличием разнообразных методик компьютерного адаптивного тестирования и недостаточной разработанностью технологий педагогического сопровождения КАТ с учетом гуманистических концептов образования, в том числе, в контексте персонального образования;

- возрастающими потребностями практики в использовании эффективных средств компьютерного тестирования и недостаточной разработанностью научно-теоретических основ педагогического сопровождения КАТ.

Прикладные задачи и противоречия, сформулированные выше, позволили определить проблему данного исследования – как педагогическое сопровождение КАТ может позволить реализовать идеи и принципы персонального образования и совершенствовать компьютерное тестирование.

Востребованность проблемы исследования в теоретическом плане определяется недостаточной научной разработанностью технологий педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования, направленных на реализацию принципов персонального образования, активизации познавательной деятельности студентов. Актуальность и научно-педагогическая значимость проблемы, необходимость и целесообразность ее разработки определили тему исследования: «Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования».

Объектом исследования является процесс компьютерного адаптивного тестирования студентов.

Предмет исследования – педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования, направленное на реализацию идей и принципов персонального образования.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать технологию педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования.

Гипотеза исследования состоит в том, что компьютерное адаптивное тестирование может обеспечить персональное образование обучающихся (студентов), если будет усилена обучающая функция компьютерного адаптивного тестирования, будут актуализированы принципы адаптивности и интерактивности учебного процесса, основанного на использовании компьютерного адаптивного тестирования, а в качестве результата компьютерного адаптивного тестирования будут рассматриваться построение индивидуальной образовательной траектории студентов и повышение уровня их обученности. Перечисленные условия могут быть реализованы посредством разработки и внедрения технологии педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования, включающей целевой, содержательный, мотивационный, оценочный, методический компоненты.

Задачи исследования:

  1. обосновать актуальность идей персонального образования в условиях компьютеризации обучения на основе анализа теоретических источников, обобщения диссертационных исследований по проблеме;

  2. раскрыть сущность принципов персонального образования и выявить специфику их реализации в компьютерном тестировании;

  3. изучить опыт использования компьютерного тестирования в современной педагогической практике (на примере учреждений СПО) и наметить пути совершенствования, гуманизации технологии компьютерного тестирования;

  4. определить инструменты и средства педагогического сопровождения КАТ, направленные на реализацию идей и принципов персонального образования, и разработать соответствующую педагогическую технологию;

  5. апробировать технологию педагогического сопровождения КАТ в современном образовательном процессе и, опираясь на результаты педагогического эксперимента, разработать научно-педагогические рекомендации по организации и проведению КАТ в контексте персонального образования.

Методологическую основу исследования составляют:

- идеи персонального образования, сформулированные в работах М.М. Бахтина, П.Ф. Каптерева, Ю.П. Крупнова, Э. Мунье и др.;

- основные положения символического интеракционизма и теорий взаимодействия, в том числе взаимодействия человека с компьютером (А.И. Леонтьев, Ю.К. Ситников, Л.Ф. Шатохина, Е.В. Якушина и др.);

- теория адаптивного обучения, основанная на концепции об уровнях умственного развития (В.В. Богорев, Н.П. Капустин, А.В. Петровский, А.В. Хуторской, Е.А. Ямбург и др.);

- концепция педагогического тестирования как совокупности методов измерения, обработки и интерпретации результатов обучения (В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, Н.Ф. Ефремова, М.Б. Челышкова и др.);

- теория моделирования и параметризации педагогических тестов (В.И. Васильев, Ю.М. Нейман, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто и др.).

Теоретической основой исследования являются:

а) работы Б.С. Гершунского, Б.О. Майера, Г.Д. Ильина и других по философии образования;

б) труды И.С. Кона, А.В. Петровского, В.А. Петровского и других по психологии личности;

в) классические труды по педагогике А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци и др.;

г) современные педагогические исследования о сущности контроля (В.П. Беспалько, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин др.); о тестовом контроле и компьютерном адаптивном тестировании в обучении (Г.С. Ковалева, В.И. Нардюжев, А.О. Татур, В.А. Хлебников, А.Г. Шмелев и др.); по информатизации образования и основам создания, использования информационно-компьютерных технологий в обучении (Я.А. Ваграменко, С.А. Жданов, Л.Х. Зайнутдинова, Е.И. Машбиц, О.А. Козлов, К.К. Колин, А.Ю. Кравцова, К.Г. Кречетников, С.В. Панюкова, И.В. Роберт, А.Я. Савельев, Г.К. Селевко, Н.Ф. Софронова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных теоретических положений был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ проблемы и предмета исследования; включенное педагогическое наблюдение в целях диагностики уровня обученности студентов и формирования на этой основе контрольной и экспериментальной групп; беседы, собеседования, анкетирование студентов и преподавателей для сравнения эффективности традиционной и компьютерной технологий контроля знаний; обобщение практического опыта по применению компьютерных обучающих систем, в том числе компьютерных адаптивных тестов; разработка приемов, средств педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент для выявления эффективности технологии, реализующей принципы адаптивности и интерактивности в компьютерном тестировании; количественный анализ результатов педагогического эксперимента, параметический анализ уровня обученности студентов с использованием t-критерия Стьюдента.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 6 лет и состояло из нескольких этапов.

На первом этапе (информационно-поисковом) в 2003-2004 гг. осуществлялся отбор и анализ философской, социологической, психолого-педагогической, специальной и методической литературы; анализировался отечественный опыт использования тестов в обучении, проводилось анкетирование среди преподавателей учреждений СПО на курсах повышения квалификации; формировался понятийно-терминологический аппарат, определялись методологические и теоретические основания исследования, разрабатывалась программа экспериментальной работы, был начат констатирующий эксперимент.

На втором этапе (подготовительно-прикладном) в 2004-2005 гг. уточнялся методологический аппарат исследования, были разработаны дидактические материалы для организации контроля знаний по дисциплине, создана база данных для компьютерного тестирования, внедрен программный комплекс КАТ, уточнялась структура технологии педагогического сопровождения; проводилось анкетирование среди студентов.

На третьем этапе (конструктивно-диагностическом) в 2005-2007 гг. осуществлялось внедрение технологии педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования, выполнялась экспериментальная проверка основных теоретических положений исследования, проводились анализ и систематизация полученных данных.

На четвертом этапе (контрольно-прогностическом) в 2007-2009 гг. уточнялись направления и пути повышения эффективности технологии педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования, были разработаны методические рекомендации по организации компьютерного адаптивного тестирования, обновлялся и уточнялся понятийный аппарат, обсуждались и публиковались результаты педагогического эксперимента, шла подготовка текста автореферата и диссертации к защите.

Основной базой исследования являются Байкальский медицинский колледж (п. Селенгинск) и Республиканский базовый медицинский колледж (г.Улан-Удэ). В педагогическом эксперименте на разных его этапах приняли участие 304 студента.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. актуализированы идеи и принципы персонального образования в компьютерном адаптивном тестировании, уточнены термины «персональное образование», «куррикулум», раскрыта сущность принципов адаптивности и интерактивности в контексте проблемы исследования;

  2. разработана технология педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования, включающая целевой, содержательный, мотивационный, оценочный, методический компоненты;

  3. определены инструменты и средства педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования, позволяющие повысить эффективность компьютерного тестирования и создать условия для построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

  1. определены общепедагогические подходы в реализации персонального образования в компьютерном адаптивном тестировании;

  2. показана возможность реализации принципов персонального образования в компьютерном адаптивном тестировании, обоснована технология педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования;

  3. разработаны научно-педагогические основы эффективного использования компьютерного адаптивного тестирования в современном образовательном процессе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

  1. разработанная технология педагогического сопровождения компьютерного адаптивного тестирования может быть внедрена в учебный процесс средних общеобразовательных школ, учреждений СПО, ВПО;

  2. результаты проведенного исследования используются в образовательном процессе Байкальского медицинского колледжа и Республиканского базового медицинского колледжа, системе повышения квалификации преподавателей средних медицинских образовательных учреждений Министерства здравоохранения Республики Бурятия;

  3. учебное пособие, банк тестовых заданий по дисциплине, методическое пособие, обеспечивающие педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования, а также авторские спецкурсы для преподавателей, студентов используются в проектировании учебных курсов по основам педагогического и компьютерного адаптивного тестирования в системе повышения квалификации учителей школ, преподавателей учреждений СПО;

  4. методические рекомендации и банк тестовых заданий использовались во время итоговой государственной аттестации выпускников Байкальского медицинского колледжа и Республиканского базового медицинского колледжа.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивалась теоретическим анализом современных педагогических исследований; опорой на методологические позиции, использованием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных предмету исследования (теории взаимодействия и адаптации, идеи персонального образования, основы использования информационно-компьютерных технологий в образовании); экспериментальной работой по внедрению технологии педагогического сопровождения; репрезентативностью выборочной совокупности испытуемых (более 300 чел.) и статистических результатов различных форм тестирования (входного, тематического, итогового и др.), возможностью повторения эксперимента.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования iconСистема компьютерного адаптивного тестирования system of computer adaptive testing
Программа Министерства образования РФ для общеобразовательный учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский....
Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования iconУрок информатики для 8 классов «Устройство персонального компьютера»
Материалы: мультимедийная установка, презентация «Устройство персонального компьютера», компьютеры, подключенные к интернету, программа...
Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования iconИспользование компьютерного тестирования как фактора повышения качества...

Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования iconМетодические указания по составлению тестовых заданий для внутривузовского тестирования
Настоящие указания определяют формы теcтовых заданий и методологию их создания. Указание разработано на основе требований к тестам,...
Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Психолого-педагогическое...
«Психология одаренности и творчества», «Психология искусства», «Психология и философия образования», «Экологическая психология образования»,...
Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования iconИтогах работы республиканской экспериментальной площадки «Педагогическое...
Мбоу «Завьяловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» прошла научно-практическая конференция...
Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования iconСистема компьютерного дистанционного тестирования м. Б. Амзараков
Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского...
Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины (наименование) 050400 Психолого-педагогическое...
Психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе адаптации к дошкольному учреждению
Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования iconОпыт применения технологии кейс-стади при подготовке будущих учителей...

Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования iconМинистерство образования республики татарстан вопросы тестов для...
Исторически сложившаяся форма социально-необходимой деятельности, для выполнения которой работник должен обладать определенными знаниями,...
Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования iconТестовые задания для прохождения квалификационного испытания в форме компьютерного тестирования
Аттестация руководящих работников образовательных учреждений с целью подтвеждения соответствия занимаемой должности
Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования iconВнедрение комплекса программ компьютерного тестирования «аст-тест»
Правоведение. Тестовые задания: Методические указания для студентов / Сост. Е. В. Прищепа. Хти, Абакан, 2007. – с
Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования iconОценка качества профессионального образования с использованием технологий...
В реализации приказа №31-04/1326 от 03. 11. 2009 г. "Об обеспечении Интернет-тестирования в 2009/2010 учебном году" для организации...
Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования iconУчебно-методический комплекс «международное экономическое право»
Э. А. Бадмацыренова «Разработке тестов для компьютерного тестирования. Методические рекомендации для преподавателей» Улан-Удэ, 2008....
Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования iconМетодические рекомендации для преподавателей Улан-Удэ 2008г Э. А....
Э. А. Бадмацыренова «Разработке тестов для компьютерного тестирования. Методические рекомендации для преподавателей» Улан-Удэ, 2008....
Педагогическое сопровождение компьютерного адаптивного тестирования в контексте персонального образования iconУчебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск