Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития»





Скачать 363.42 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития»
страница1/3
Дата публикации22.01.2015
Размер363.42 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

И.Ю. Левченко

Ярыгин Д.В.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 3 сентября 2013


Учебно-методический комплекс

по модулю Б3.Б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития»

Факультет: дефектологический

Направление: 05400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль: Специальная педагогика и психология (очная форма обучения)

Кафедра: Специальной педагогики и специальной психологии

Составитель:
Ткачева В.В., докт. психол. наук,

Профессор кафедры специальной педагогики

и специальной психологии


Москва-2013

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю

зав.кафедрой

И.Ю. Левченко

____________________
Решение заседания кафедры

Протокол № 1 от 03.09.2013

Программа модуля

Б3.Б9 «Психологическое сопровождение семьи с детьми, имеющими особенности развития»
Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль «Олигофренопедагогика»


Составитель: Ткачева В.В. , докт.психол. наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии


Москва-2013
1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса

Цель: формирование общетеоретических представлений и практических навыков об организации психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями интеллектуального развития.

Задачи:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;

осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

в области диагностико-консулътативной деятельности:

психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ;

консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;

в области исследовательской деятельности:

сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

в области культурно-просветительской деятельности:

формирование общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья;

организация культурного пространства образовательного учреждения; взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;

пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.
Объем в ЗЕ: 4 .

Время изучения: курс 1, 2 семестр 2, 3

Взаимосвязь с другими дисциплинами:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: Психология, Педагогика Специальная психология, Специальная педагогика, Сравнительная специальная педагогика, Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития, Методы психологической коррекции и реабилитации, Психологическое консультирование.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях (Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, Инклюзивное образование, Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития), Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллекта (Психология умственно отсталых детей, Олигофренопедагогика), Методы обучения лиц с нарушениями интеллектуального развития, Правовые основы специального и инклюзивного образования, Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса, Инновационные формы организации обучения детей, Инновационные технологии в работе с участниками образовательного процесса.

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью:

способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);

способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

обгцепрофессионалъными способностью и готовностью:

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

способностью использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

в области диагностико-консулътативной деятельности:

способностью организовывать и осуществлять психолого-недагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

в области исследовательской деятельности:

готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

в области культурно-просветительской деятельности:

готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;

  • в области исследовательской деятельности:

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

организация культурного пространства образовательного учреждения; взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;

-пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Психологическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии одно из актуальных направлений современной специальной психологии. Курс «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития» занимает важное место в системе магистерской подготовки современных высококвалифицированных специалистов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Введение данного курса обусловлено актуальностью проблематики, связанной с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

При изучении курса раскрывается содержание понятий: дети с отклонениями в развитии, дети с ограниченными возможностями здоровья, (ОВЗ); дети с сенсорными нарушениями, дети с задержкой психического развития, дети с речевыми нарушениями, дети с двигательными нарушениями, умственно отсталые дети, дети с расстройствами аутистического спектра, дети с нарушениями поведения, психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, образовательно-просветительская работа с родителями; диагностическая, консультативная и коррекционная работа с родителями; методы психокоррекционной работы с родителями: психоанализ, гештальт-терапия, гетеро- и аутосуггестия, клиентцентрированная терапия, поведенческая терапия и копинг-терапия.

Данная программа имеет обобщающий характер, призвана завершить формирование профессионального мировоззрения будущего специалиста-психолога. В программе раскрывается современная система работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

В ходе освоения программы у магистрантов формируются представления об особенностях личностных деформаций родителей детей с отклонениями в развитии, теоретические знания в области психолого-педагогического изучения детей различных категории, практические умения и навыки организации работы специалистов с родителями воспитанников в специальных коррекционных образовательных учреждениях.

Обучение осуществляется на основе межпредметных связей. Следует признать, что концепция психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии строится на стыке различных научных областей: психологии, педагогики, специальных дисциплин, ряда дисциплин медицинского блока, социальной педагогики.

Семья - микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем выраженнее нарушения развития у ребенка. Эти положения должны учитываться магистрантами как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития.

Знание основ общей психологии, специальной психологии и педагогики, которые раскрывают природу дефекта, закономерности психического развития ребенка, способствуют оказанию дифференцированной и адресной помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

Содержание и логика построения учебного курса, заданий для самостоятельной работы позволят магистрантам в ходе их выполнения усвоить необходимые теоретические знания и профессионально значимые умения. В процессе проработки вопросов и заданий реализуется принцип системного преподнесения материала: каждая проблема рассматривается разносторонне, анализируются точки зрения различных зарубежных и отечественных ученых.

Программа рассчитана на учебный курс, объемом 144 часа, включает лекционную, практическую и самостоятельную работу. Лабораторные занятия проводятся с использованием таблиц, схем, а также непосредственно в деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста и их родителями (лицами их замещающими). В программу включены контрольные вопросы и задания (рефераты). С их помощью могут быть проверены степень и качество усвоения материала. В конце программы помещен список литературы, рекомендуемой студентам для изучения.

Программа составлена с учетом современных данных клинических и психолого-педагогических исследований в области специальной психологии. Форма итогового контроля – экзамен.
Студенты должны иметь представления:

о теоретических, методологических и научно-методических основах организации и психолого-педагогического сопровождения семей детей с нарушениями развития;

о государственной политике в области специального образования;

о специальных образовательных условиях для детей с различными отклонениями в развитии;

об общих закономерностях аномального развития;

о психологических особенностях родителей детей с отклонениями в развитии,

о специфике семейного воспитания детей с нарушениями развития;
Студенты должны овладеть знаниями:

о психолого-педагогических особенностях детей с нарушениями развития;

о системах специального образования в России и за рубежом;

об особенностях семей, воспитывающих детей с нарушениями развития;

об особенностях консультирования детей, их родителей и педагогов по проблемам обучения, профессионального и жизненного самоопределения лиц с нарушениями развития;

об организации диагностической, консультативной и психокоррекционной работы в области оказания психологической помощи семье ребенка с нарушениями развития;

об организации и проведении специальной работы по оптимизации психологического климата в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
Студенты должны уметь:

организовывать психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

правильно проводить диагностические, консультативные и коррекционные мероприятия, учитывая как тип реагирования родителей на дефект ребенка, так и психологические особенности детей с отклонениями в развитии;

оказывать помощь родителям в создании адекватных реабилитационных условий для гармоничного развития детей с отклонениями в семье;

осуществлять продуктивное взаимодействие с участниками педагогического процесса;

консультировать родителей детей с нарушениями развития, подростков (после 14 лет), молодых инвалидов, специалистов;
Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); устный и письменный опрос; тесты с заданиями на исключение лишнего;

2 уровень сложности: имитационное упражнение, реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы; контрольная работа, организация и проведение психолого-педагогического обследования семей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей;
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:)

30 % - мировоззренческий кластер

70 % - инструментальный кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


ОК -1; ОК-4; ОК-5; ОК-7; ОП- 1,

ОП-2;


Тема 1


Конспект лекции 1, презентации




Конспектирова

ние, тезирование


Рабочая тетрадь

Тема 1


Письмен-ный опрос



ПК-1, ПК-2;ПК-3, ПК-4

Тема 2


Конспект лекции 1, презентации


Конспекты нормативных документов


Конспектирова

ние, тезирование


Рабочая тетрадь

Тема 2


Тестирование


ПК-1, ПК-2

Тема 3

Конспект лекции 1, презентации



Организация и проведение консультаций с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии

Рабочая тетрадь

Тема 3

Устный опрос, тес

тирование

ПК-5, ПК-6

ПК-7, ПК-8

Тема 4

Конспект лекции 1, презентации




реферирование

Рабочая тетрадь

Тема 4

реферат

ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12

Тема 5

Конспект лекции 2, презентации

конспектирование

реферирование

Рабочая тетрадь

Тема 5

реферат

ПК -13

ПК-14

Тема 6

Конспект лекции 2, презентации

устный и письменный опрос

Организация психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии; реферирование

Рабочая тетрадь

Тема 6

Письмен-

ный опрос, реферат

ПК -13

ПК-14


Тема 7

Конспект лекции 2, презентации

конспектирование

Обучение приемам индивидуальной психокоррекционной работы с родителями; анализ различных типов данных, структурирование проблемы, реферирование

Рабочая тетрадь

Тема 7

Устный опрос, реферат

ПК-10, ПК-10, ПК-11, ПК-12


Тема 8

Конспект лекции 2, презентации

устный и письменный опрос

.Обучение приемам групповой психокоррекционной работы с родителями;

структурирова

ние проблемы, реферирование

Рабочая тетрадь

Тема 8

Письмен-

ный опрос, реферат


2. Объем дисциплины и виды учебной работы


Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудиторные

Самост. работа

Дефектологический
050700 Специальное (дефектологическое) образование

«Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития»

Лекции

4







Практические /

семинарские

12







Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Контрольная работа









3

2

Общий объем часов по дисциплине

16

128

144


3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Лабораторные занятия

Практическ. занятия и семинары

Самостоятельная работа

1.

Тема 1

2







4

2.

Тема 2

-«-







4

3.

Тема 3

-«-




2

20

4.

Тема 4

-«-




2

20

5.

Тема 5

2




2

20

6.

Тема 6

-«-




2

20

7.

Тема 7

-«-




2

20

8.

Тема 8

-«-




2

20




Итого

4




12

128




№п/п

Тематический план

Лекции

Практические/

семинарские

Лабора

торные

1.

Раздел 1.Теоретико-методологические основы организации работы с семьями детей с нарушениями в развитии. Особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.


2

6




2.

Раздел 2. Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальном коррекционном образовательном учреждении.

2

6




Итого




4

12






3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических и семинарских занятий

1.

Раздел1.Теоретико-методологические основы организации работы с семьями детей с ОВЗ. Особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Теоретические положения отечественных и зарубежных ученых, на основе которых осуществляется комплексная психокоррекционная помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

Цели, задачи и принципы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

Основные концептуальные положения.

Тема 1. Концепция психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

Тема 2. Особенности нарушений внутрисемейных взаимоотношений.

Тема 3. Влияние нарушений развития ребенка на психоэмоциональное состояние его родителей.

Тема 4. Характеристика личностных особенностей детей с ОВЗ и их родителей.


Пр.1. Особенности развития детей, подростков и молодых лиц с ОВЗ.

Пр.2. Обучение навыкам ведения консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.


2.

Раздел 2.Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальном коррекционном образовательном учреждении.

Направления работы специалистов с семьями воспитанников Административный блок. Медицинский блок. Педагогический блок. Блок социально-правовой поддержки. Психологический блок.

Психологическое изучение познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка.

Психологическое изучение личностных особенностей родителей ребенка (лиц их замещающих).

Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с проблемами в развитии и макросоциальных факторов, влияющих на его социальную адаптацию.

Коррекционная работа с семьями детей с ОВЗ .Организация коррекционных обучающих занятий для ребенка и его матери (лица ее заменяющего). Формирование устойчивой родительской позиции на принятие ребенка с нарушениями в развитии, установление с ним гармоничных отношений, обеспечение оптимальных условий его воспитания и развития.

Тема 5. Образовательно-просветительская работа с семьями.

Приемы и методы работы специалистов с разными категориями родителей.Структура, организация, формы.

Тема 6. Методы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.

Организация психологической процедуры и консультирования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Схема психологического изучения семьи. Составление психологического заключения по результатам психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии

Тема 7. Направления работы специалистов с семьями воспитанников.

Образовательно-просветительская работа с семьями. Психолого-педагогическое сопровождение семей. Диагностика. Консультирование. Психокоррекционная работа.

Тема 8. Технологии психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Методика психокоррекционной работы.

Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей. Индивидуальная и групповая формы психокоррекционной работы с родителями. Этапы и содержание группового психокоррекционного занятия с родителями.


Пр.3. Ознакомление с экспериментальными методиками изучения личностных особенностей и воспитательских позиций родителей ребенка с отклонениями в развитии

Пр.4. Обучение организации психологической процедуры и консультирования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Оформление заключения.

Пр.5. Обучение приемам индивидуальной психокоррекционной работы с родителями.

Пр.6.Обучение приемам групповой психокоррекционной работы с родителями.




Содержание дисциплины

Раздел 1.Теоретико-методологические основы диагностической и психокорреционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии

Тема 1. Концепция психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

Теоретические положения отечественных и зарубежных ученых, на основе которых осуществляется комплексная психокоррекционная помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Цели, задачи и принципы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

Основные концептуальные положения. Направления психологической помощи семьям.

Современное представление о семье и ее функциях. Определение причин, провоцирующих нарушения взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Тема 2. Особенности нарушений внутрисемейных взаимоотношений.

Нарушения внутрисемейных взаимоотношений на психологическом, социальном и соматическом уровнях. Оценка различий в глубине психоэмоциональной травматизации матери и отца ребенка с отклонениями в развитии.

Модели семейного воспитания. Неправильные модели воспитания: гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, отвержение ребенка, воспитание в "культе" болезни, авторитарная гиперсоциализация, симбиоз, маленький неудачник. Причины использования родителями неправильных моделей воспитания.

Модель "сотрудничество" как адекватный тип воспитания ребенка с отклонениями в развитии.
Тема 3. Влияние нарушений развития ребенка на психоэмоциональное состояние его родителей.

Особенности умственно отсталых детей и их фрустрирующее воздействие на психику родителей.

Особенности детей с детским церебральным параличом и их фрустрирующее воздействие на психику родителей.

Особенности аутичных детей и их фрустрирующее воздействие на психику родителей.

Особенности детей с задержкой психического развития и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и их фрустрирующее воздействие на психику родителей.

Особенности детей с нарушениями речи и их фрустрирующее воздействие на психику родителей.

Особенности детей с сенсорными нарушениями и их фрустрирующее воздействие на психику родителей.

Основные личностные характеристики детей с отклонениями в развитии: тревожность, агрессивность, отстраненность. Методы их выявления.

Оценка детско-родительских отношений по результатам изучения продуктов деятельности детей.
Тема 4. Характеристика личностных особенностей детей с ОВЗ и их родителей.

Типология психологических портретов родителей. Психологические типы родителей: невротичный, авторитарный, психосоматичный. Положительные и отрицательные стороны личности, их учет в психокоррекционной работе. Особенности мотивационно-потребностной сферы и ценностных ориентаций родителей. Ценностные ориентации матери и отца к ребенку с отклонениями в развитии. Ценностные ориентации родителей ребенка с отклонениями в развитии относительно друг друга.
Раздел 2.Организация и содержание работы с семьями воспитанников в специальном коррекционном образовательном учреждении. Технологии психологического изучения и психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тема 5. Основные направления психодиагностической работы.

Психологическое изучение познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка. Психологическое изучение личностных особенностей родителей ребенка (лиц их замещающих). Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с проблемами в развитии и макросоциальных факторов, влияющих на его социальную адаптацию.
Тема 6. Методы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.

Основные методы исследования. Дополнительные методы исследования. Экспериментальные методики и особенности их использования при изучении психологического статуса семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Методики изучения познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер детей с отклонениями в развитии. Методики изучения отношения ребенка к родителям и к социуму. Методики изучения личностных особенностей родителей. Методики изучения межличностных внутрисемейных и родительско-детских отношений. Методики изучения моделей воспитания, используемых родителями.

Организация психологической процедуры и консультирования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Схема психологического изучения семьи. Особенности проведения процедуры психологического изучения семьи. Составление психологического заключения по результатам психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Тема 7. Направления работы специалистов с семьями воспитанников.

Образовательно-просветительская работа с семьями. Административный блок. Медицинский блок. Педагогический блок. Блок социально-правовой поддержки. Психологический блок. Приемы и методы работы специалистов с разными категориями родителей. Структура, организация, формы.

Психолого-педагогическое сопровождение семей. Диагностика. Консультирование. Психокоррекционная работа. Деятельность психолога по оказанию комплексной помощи семьям воспитанников.
Тема 8. Технологии психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Методика психокоррекционной работы.

Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей. Формирование адекватных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Формирование позитивных детско-родительских отношений. Индивидуальная психокоррекционная работа с детьми. Этапы и содержание группового психокоррекционного занятия с детьми. Приемы работы с детьми с отклонениями в развитии разных категорий.

Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей. Психолого-педагогическая коррекция. Организация коррекционных обучающих занятий для ребенка и его матери (лица ее заменяющего). Формирование устойчивой родительской позиции на принятие ребенка с нарушениями в развитии, установление с ним гармоничных отношений, обеспечение оптимальных условий его воспитания и развития. Особенности психотерапевтического воздействия коррекционных обучающих занятий на психологическое состояние матери (лица ее заменяющего).

Индивидуальная и групповая формы психокоррекционной работы с родителями. Этапы и содержание группового психокоррекционного занятия с родителями.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 2 Логопедическое сопровождение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (наименование) 050400 Психолого-педагогическое...
Психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе адаптации к дошкольному учреждению
Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» iconПрограмма вступительных испытаний по магистерской программе
По программе подготовки: «Педагог интегрированного обучения», «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного...
Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» iconЛитература: Ильина, С. К. Лекотека в доу. Организация, документация...
...
Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 3 Современные технологии...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Психолого-педагогическое образование профиля подготовки Психология и социальная педагогика очной формы обучения
Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психолого-педагогическое сопровождение в начальной школе предполагает проведение психолого-педагогической диагностики, направленной...
Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Проектирование и экспертиза образовательных систем»
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Боровкова Т. И. Идентификационный номер
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая...
Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения...
Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции/ под...
Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» iconПлан работы на декабрь 2009г. №
Совещание заведующих мдоу «Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в доу до выпуска в школу»
Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400....
«Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки (программа «Психолого-педагогическое сопровождения развития»)
Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400....
«Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки (программа «Психолого-педагогическое сопровождения развития»)
Учебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск