Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира»





Скачать 205.9 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира»
Дата публикации08.04.2015
Размер205.9 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Факультет прикладной политологии


Программа дисциплины
«Многомерные типологии политических систем государств мира»

(по материалам исследовательского проекта «Политический атлас современности»)
Для направления 030200.62 «Политология»

Подготовки бакалавра
Авторы программы: д.ф.н., проф. А.Ю. Мельвиль и к.п.н., доц. М.Г. Миронюк



Рекомендована секцией УМС

«Политология»

Председатель

к.п.н., доц. Миронюк М.Г.

______________________

«___» _____________ 2011 г.


Одобрена на заседании кафедры

прикладной политологии

Зав. кафедрой

д.п.н., проф. Урнов М.Ю.

______________________

«___» ___________ 2011 г.

Утверждена УС

факультета прикладной политологии

Ученый секретарь

З.А. Артюхина

______________________

«____» _______________ 2011 г.





Москва, 2011


Пояснительная записка

Требования к студентам

Курс «Многомерные типологии политических систем современных государств» (по материалам исследовательского проекта «Политический атлас современности») предназначен для студентов 4-го курса факультета прикладной политологии. Для успешного освоения материала курса студенты должны владеть базовыми знаниями в области теории политики, сравнительной политологии, современной политической истории, мировой политики, количественных методов в политическом анализе и др.
Связь курса с другими дисциплинами

Данный курс связан с такими дисциплинами, читаемыми на 3-м и 4-м годах обучения на факультете прикладной политологии по направлению «Политология», как «Теория политики», «Сравнительная политология», «Мировая политика и международные отношения», «Политический анализ», «Статистические методы в политическом анализе».
Цель курса

Курс «Многомерные типологии политических систем современных государств» (по материалам исследовательского проекта «Политический атлас современности») имеет практическую исследовательскую направленность. Основная цель курса – дать студентам знания и навыки, необходимые для самостоятельной подготовки аналитических описаний политических систем современных государств на основе специально разработанной матрицы и осуществления их сравнительного анализа, используя многомерные типологии.
Задачи курса

В соответствии с поставленной целью данный курс решает следующие задачи:

  • усвоение теоретико-методологических оснований универсальных и частных сравнений в политической компаративистике, роли и специфики case-study;

  • понимание методологических проблем типологизации и классификации политических объектов (в том числе особенностей одномерных и многомерных типологий политических систем);

  • критическое освоение опыта зарубежных и отечественных проектов построения типологий политических систем и политических режимов по различным основаниям с использованием количественных методов сравнительного анализа;

  • приобретение навыков работы со статистическими базами данных (ООН, Всемирный банк, МВФ и др.) для их использования при разработке аналитических описаний политических систем современных государств и построении их типологий;

  • критическое освоение опыта сравнительного описания политических систем современных государств и построения индексов и классификации стран мира с помощью рейтингов, методов главных компонент и кластерного анализа (по материалам исследовательского проекта «Политический атлас современности»).


Тематический план учебной дисциплины


Тема

Всего часов
Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские и практические занятия



Универсальные и частные сравнения в политической компаративистике.

8

4

-

6



Универсальные сравнения с использованием количественных методов анализа – 1

9

2

-

6



Универсальные сравнения с использованием количественных методов анализа – 2

10

2

2

6



Теоретико-методологические основания исследовательского проекта «Политический атлас современности»

10

2

2

6



Обоснование и структура индексов в исследовательском проекте «Политический атлас современности» - 1

10

2

2

6



Обоснование и структура индексов в исследовательском проекте «Политический атлас современности» - 2

10

2

2

6



Типологизация стран мира с помощью рейтингов

10

2

2

6



Типологизация стран мира с помощью метода главных компонент

11

2

2

7



Типологизация стран мира с помощью кластерного анализа

11

2

2

7



Россия в многомерных типологиях стран мира

11

2

2

6



Перспективы дальнейших исследований: методологические проблемы сравнительного анализа политических систем государств в динамике

8

2

-

6

ИТОГО

108

24

16

68


Формы контроля

  • Текущий контроль осуществляется на семинарах и практических занятиях в форме оценки ответов студентов на вопросы по изучаемым произведениям и оценки выполнения студентами текущих проверочных работ. Текущий контроль также включает в себя оценку за домашнее задание, выполняемое студентами в индивидуальном или коллективном формате.

  • Итоговый контроль – зачет.


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • работа на семинарах и практических занятиях

  • домашнее задание

  • зачет


Алгоритм формирования оценки:

  • вес работы на семинарах и практических занятиях – W работа на семинарах и практических занятиях = 0,4

  • вес оценки за домашнее задание – W домашнее задание = 0,4

  • вес ответа на зачете W ответ на зачете = 0,2

Результирующая оценка в десятибалльной шкале (Орез) есть взвешенная сумма трех оценок за работу на семинарах (О работа на семинарах и практических занятиях), домашнее задание (О домашнее задание) и ответ на зачете (О ответ на зачете): Орез = (W работа на семинарах и практических занятиях х О работа на семинарах и практических занятиях) + (W дз х О дз) + (W ответ на зачете х О ответ на зачете)

Оценка в 5-балльной и 10-балльной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента.

Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системе


По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

  1. весьма неудовлетворительно

  2. очень плохо

  3. плохо

2- неудовлетворительно

  1. удовлетворительно

  2. весьма удовлетворительно

3- удовлетворительно

  1. хорошо

  2. очень хорошо

4- хорошо

  1. почти отлично

  2. отлично

  3. блестяще

5- отлично


Базовые учебники
Курс основывается преимущественно на опубликованных и имеющихся на электронных носителях материалах исследовательского проекта «Политический атлас современности». Привлекаются также иные опубликованные первоисточники, как имеющиеся в библиотеке, так и объединенные в «ридере» (составитель – проф. А.Ю. Мельвиль). Особенность курса – в интенсивном использовании источников и баз данных в интернете.

Содержание программы
Тема 1. Универсальные и частные сравнения в политической компаративистике

Природа сравнения. Сравнения в политической науке. Сравнительная политология в системе политологических дисциплин. Основные методологические проблемы сравнительной политологии. Универсальные – vs. – частные (казусные) сравнения. Роль и специфика case-study. Методологические проблемы типологизации. Качественные и количественные методы в сравнительном анализе.

Основные источники

  • Ч. Рэгин. Особенности компаративистики. – Современная сравнительная политология. Хрестоматия. Москва: МОНФ, 1997, стр. 31-51.

  • С.В. Сморгунов. Современная сравнительная политология. Москва: РОССПЭН, 2002, стр. 167-190.

  • Политический атлас современности. Опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств (Руководитель проекта – А.Ю. Мельвиль). Москва: МГИМО, 2007, стр. 14-17 (на персональной странице А.Ю. Мельвиля).

  • Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. Москва: Аспект Пресс, 2007, стр. 17-90 (в библиотеке)

Дополнительные источники

  • Политические системы и политические культуры Востока. Под ред. А.Д. Воскресенского. Москва: «Восток-Запад», 2006, стр. 5-31.

М.В. Ильин. Балто-Черноморская система. – Политические системы и политические культуры: сборник учебных материалов. Москва: МГИМО, 2008, стр. 33-67.
Тема 2. Универсальные сравнения с использованием количественных методов анализа – 1

Индекс развития человеческого потенциала ПРООН. Проекты Polity I-IV (Т. Гурр и др.). Проекты Т. Ванханена (ID, IPR, IQ, MT). «Типология несоциалистических стран (опыт многомерного статистического анализа народных хозяйств)». Индекс глобализации (A.T Kearney & Foreign Policy). Индекс трансформации Бертельсманна. Достоинства и недостатки этих исследовательских прецедентов

Основные источники


Дополнительные источники

  • Типология несоциалистических стран мира (опыт многомерного статистического анализа народных хозяйств). Под ред. Л.А. Гордона, В.Л. Тягуненко, Л.А. Фридмана. Москва: Наука, 1976, стр. 40-46, 72-105, 191-214.


Тема 3. Универсальные сравнения с использованием количественных методов анализа – 2

Индекс мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Проект Института Катона «Экономическая свобода в мире». Глобальные рейтинги Transparency International: Индекс восприятия коррупции и Барометр мировой коррупции. Индекс свободы прессы Reporters without Borders. Проекты Freedom House: история, методология, политические права и гражданские свободы, вопросник. Проекты «Свобода в мире» и «Страны на перепутье». Достоинства и недостатки этих исследовательских проектов.

Основные источники



Дополнительные источники


Тема 4. Теоретико-методологические основания исследовательского проекта «Политический атлас современности»

«Теневая теория» проекта. Разновекторный характер современного политического развития. Отсутствие универсальных моделей развития. «Структурные» ограничители. Субнациональные и транснациональные политические пространства. Негосударственные акторы. Государства как основные «ячейки» мировой структуры. Факторы, влияющие на положение государств в мире. «Эволюционный возраст» политических систем и приоритеты национального развития. Проблема «масштаба» сравнительного анализа современных государств. Источники и базы данных. Методы многомерного статистического анализа. Индексы, рейтинги и дискриминантный анализ. Метод главных компонент. Метод кластерного анализа. Проблемы содержательной интерпретации. Матрица аналитического описания политических систем современных государств.

Основные источники

  • Политический атлас современности, стр. 7-25, 256-262.

  • А.Ю. Мельвиль, М.В. Ильин, Е.Ю. Мелешкина. Методология универсального сравнения мировой политики. – Политическая наука, 2007, № 3, стр. 16-42.

Дополнительные источники

  • А.Ю. Мельвиль. Пространство и время в мировой политике. – Космополис, 2007, № 2, стр. 117-122.

  • Воля и смирение в политике. – Эксперт, 20 ноября 2006 г.

(http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/43/rossiya_v_mirovyh_ratingah_editorial/) .
Тема 5. Обоснование и структура индексов в исследовательском проекте «Политический атлас современности» - 1

Индекс государственности: (1) время существования суверенной государственности; (2) внутренние конфликты; (3) наличие на территории страны иностранных военных контингентов; (4) доля доминирующего этноса в структуре населения страны; (5) доля внешней помощи в ВНД государства; (6) внешняя долговая зависимость; (7) соотношение заявок на патенты резидентов и нерезидентов; (8) режим привязки национальной валюты. «Веса» переменных в индексе государственности.

Индекс внешних и внутренних угроз: (1) наличие угрозы вооруженной агрессии (по оценке правительства); (2) наличие территориальных претензий со стороны других государств; (3) наличие угрозы терроризма; (4) присутствие на территории страны нелегальных сепаратистских или антиправительственных движений; (5) наличие в стране легальных сецессионистских движений; (6) попытки неконституционной смены власти или государственных переворотов; (7) хроническое отрицательное сальдо текущего платежного баланса; (8) зависимость от импорта энергоносителей; (9) проблемы недоедания или голода (недостаток рациона питания по нормам ФАО); (10) проблемы со снабжением населения качественной питьевой водой; (11) эпидемия ВИЧ/СПИД; (12) сокращение численности населения; (13) избыточная миграция (по оценке правительства); (14) размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий. «Веса» переменных в индексе внешних и внутренних угроз.

Основные источники

  • Политический атлас современности, стр. 67-110.


Дополнительные источники

  • K. Kadera, G. Sorokin. Measuring National Power. – International Interactions, 2004, No 30, pp. 211-230.

  • М. Миронюк, И. Тимофеев. Государство состоялось. – Эксперт Украина, 15 января 2007

(http://www.expert.ru/printissues/ukraine/2007/01/gosudarstvenniy_mehanizm/ ).

  • Д. Берг-Шлоссер. Государство без войны. – Эксперт, 17 ноября 2008 г.

(http://www.expert.ru/printissues/ukraine/2008/45/interview_berg_shlosser/)

Тема 6. Обоснование и структура индексов в исследовательском проекте «Политический атлас современности» - 2

Индекс потенциала международного влияния: (1) доля в мировом валовом внутреннем продукте (в %) и доля в мировом экспорте товаров и услуг (в %); (2) наличие статуса постоянного члена СБ ООН; (3) доля взносов страны в регулярный бюджет ООН (в %); (4) Доля голосов страны при принятии коллективных решений МВФ (в %); (5) Членство в Парижском клубе стран-кредиторов; (6) военные расходы (в долл. США); (7) численность регулярной армии; (8) наличие ядерного оружия; (9) наличие истребительной авиации 4-го и/или 5-го поколения (50 и более единиц); (10) постоянное размещение за рубежом значительных контингентов (более 500 военнослужащих); (11) наличие Нобелевских премий (не менее 10); (12) доля населения страны от общей численности населения (в %). «Веса» переменных в индексе потенциала международного влияния.

Индекс качества жизни: (1) ВВП на душу населения (в долл. США по ППС); (2) включенность населения в систему начального, среднего и высшего образования; (3) ожидаемая продолжительность жизни при рождении; (4) детская смертность до 1 года; (5) смертность от передающихся болезней; (6) смертность от увечий (несчастных случаев, убийств, самоубийств и др.); (7) расхода на здравоохранение на душу населения. «Веса» переменных в индексе качества жизни.

Индекс институциональных основ демократии: (1) возраст непрерывной минимальной электоральной традиции (с 1945 г.); (2) уровень парламентской конкуренции; (3) уровень конкуренции при формировании исполнительной власти; (4) включенность граждан в избирательный процесс; (5) доля женщин в нижней палате парламента; (6) отсутствие или подрыв конкуренции при формировании исполнительной власти; (7) нахождение во главе исполнительной власти более двух сроков подряд; (8) нарушения конституционного порядка (неконституционные смены власти, перевороты или их попытки, гражданские войны и др.); (9) непрерывность демократической традиции после Первой мировой войны; (10) влияние парламента на формирование правительства. «Веса» переменных в индексе институциональных основ демократии.

Основные источники

  • Политический атлас современности, стр. 110-160.

  • Я.И. Ваславский. Анализ политических процессов и конституционных процедур для составления комплексных индексов (на примере индекса институциональных основ демократии в проекте «Политический атлас современности»). – Политическая наука, 2007, № 3, стр. 151-167.


Дополнительные источники

  • Дж. Манк, Дж. Веркуйлен. Концептуализация и измерение демократии. Оценка альтернативных индексов (Реферат). – Политическая наука, 2007, № 3, стр. 77-84.

  • И.А. Чихарев. Масштабы и ритмы демократизации. – Полис, 2009, №3, стр. 54-64.

Тема 7 . Типологизация стран мира с помощью рейтингов

(1) Рейтинг стран по индексу государственности. «Лидеры государственности» и «неудачники» в государственном строительстве. Корреляции государственности и демократии, качества жизни и внешних и внутренних угроз. (2) Рейтинг стран по индексу внешних и внутренних угроз. «Лидеры угроз» и низкое качество жизни со слабой государственностью. «Лидеры угроз» и особенности их политических режимов. Слабая корреляция уровня угроз и международного влияния. (3) Рейтинг стран по индексу потенциала международного влияния. Узкий «клуб влияния». Потенциал влияния и уровень государственности. (4) Рейтинг стран по индексу качества жизни. Лидерство успешных демократических стран. Недемократии – «неудачники качества жизни» (и исключения из общего правила). (5) Рейтинг стран по индексу институциональных основ демократии. Лидерство «старых демократий» с долгими традициями парламентаризма и представительного правления. Особенности их «противополюса». Историчность демократических оснований национального развития.

Корреляции между 5-ю индексами «Политического атласа современности». Корреляции между индексом институциональных основ демократии и индексами демократии других исследователей.

Основные источники

  • Политический атлас современности, стр. 161-182, 245-255.

Тема 8. Типологизация стран мира с помощью метод главных компонент

Проблемные зоны и недостатки рейтингов. Построение многомерных типологий и задача редукции числа переменных. Главные компоненты в проекте «Политический атлас современности» как специфические проекции мировой политической реальности. Содержание 4-х главных компонент. Внешние и внутренние угрозы – vs. – качество жизни. Государственность – vs. – демократия. Государственность – vs. – качество жизни. Максимизация международного влияния. Процент дисперсии (отличий индексов стран), объясняемой главными компонентами. Проценты объяснений стран с помощью главных компонент. Классификация стран в пространстве главных компонент. «Полюс качества жизни» – vs. – «дуга угроз». «Демократия без государственности» – vs. – «государственность без демократии». Лидеры международного влияния.

Основные источники

  • Политический атлас современности, стр. 183-201.


Тема 9. Типологизация стран мира с помощью кластерного анализа

Многомерные типологии и возможности кластерного анализа. Условности и ограниченности кластеризации. Объясняющая сила главных компонент применительно к различным странам и их кластерам. Масштабы кластеризации и их познавательные возможности. Состав групп стран при 10, 30 и 40-кластерном масштабе. «Мировые лидеры» и их «ядро». «Благополучные демократии без международных амбиций». «Несамостоятельные демократические клоны». «Консолидированные посткоммунистические демократии». «Автократии с крепкой государственностью». «Автократии с проблемной государственностью». Единичные кластеры. Проблемные кластеры. Аномалии в кластерах: понять или игнорировать? Проблемы содержательной интерпретации.

Основные источники

  • Политический атлас современности, стр. 202-224.


Тема 10. Россия в многомерных типологиях стран мира

Положение России в 5-ти рейтингах. Интерпретация 27-го места России в рейтинге государственности. Интерпретация 81-го места России в рейтинге внешних и внутренних угроз. Интерпретация 7-го места России в рейтинге потенциала международного влияния. Интерпретация 73-го места России в рейтинге качества жизни. Интерпретация 93-го места России в рейтинге институциональных основ демократии. Россия в пространстве главных компонент. Россия в кластерах. Проблемы содержательной интерпретации.

Основные источники

  • Политический атлас современности, стр. 225-244.


Дополнительные источники


Тема 11. Перспективы дальнейших исследований: методологические проблемы сравнительного анализа политических систем современных государств в динамике

Как от методологии «моментального снимка» прейти к методологии анализа временных рядов? Ограниченности дискриминантного анализа. Ограниченности баз данных. Проблема редукции переменных в индексах. Проблема редукции индексов. Проблема «точек бифуркации» в анализе политических траекторий. Проблема нелинейной динамики политического развития. Опыт анализа нелинейной динамики на базе ИЧР. Опыт анализа военных расходов современных государств в нелинейной динамике. Перспективы дальнейших исследований.

Основные источники

  • А. Мельвиль, М. Ильин, Е. Мелешкина, М. Миронюк, Ю. Полунин, В. Сергеев, И. Тимофеев. Политический атлас – 2: мировой кризис, мегатренды и анализ нелинейной динамики. – Полис, 2009, № 3, стр. 98-104.

  • Ю.А. Полунин, И.Н. Тимофеев. Нелинейные политические процессы. Москва: МГИМО, 2009, стр. 1-21.

  • И. Тимофеев. Дилемма безопасности. Риск вооруженного конфликта между великими державами. – Полис, 2009, № 4, стр.8-33.


Дополнительные источники

  • С.В. Патрушев. Усвоение современного мира. Что мы узнали и что хотели бы узнать в эпоху кризиса. По страницам одной книги. – Полис, 2009, № 3, стр. 184-189.


Домашнее задание

Главное в домашнем задании – доказать себе и преподавателю свою способность к самостоятельной исследовательской работе по проблематике курса. Для этого нужно не только владеть содержанием курса, но и научиться самостоятельно работать с рекомендованными (а также иными) базами данных и использовать предлагаемую методологию исследования для создания аналитических описаний политических систем современных государств и их типологизации. Аналитические описания выполняются в соответствии с предлагаемой в рамках курса матрицей (с указанием источников). Альтернативные варианты типологизации нужно обсудить с преподавателем.

Домашнее задание выполняется в форме индивидуального или группового (не более 4 чел.) проекта на одну из предлагаемых тем. Иные возможные темы по проблематике курса должны быть согласованы с преподавателем. В ходе работы над проектом необходимо продемонстрировать понимание проблемы, знание источников, владение теоретической и эмпирической аргументацией, умение разработать собственную гипотезу и аргументировано доказать ее. Проект презентуется в форме Power Point объемом не менее 15 слайдов.

Темы:

  1. Универсальные и/или частные (казусные) сравнения в политической компаративистике: достоинства и недостатки

  2. Прецеденты универсальных сравнений политических систем современных государств с использованием количественных методов: достоинства и недостатки

  • Polity

  • ИРЧП ПРООН

  • T. Vanhanen

  • «Типология несоциалистических стран»

  • Индекс глобализации

  • Индекс трансформации Бертельсманна

  • Индекс мировой конкурентоспособности

  • Freedom House

  • Transparency International

  • Reporters without Borders

  • «Политический атлас современности»

  1. Подготовить в соответствии с предложенной матрицей аналитические описания политических систем

  • Великобритании

  • Швейцарии

  • Франции

  • Германии

  • Андорры

  • Монако

  • Китая

  • Ирана

  • Туркменистана

  • Казахстана

  • Мьянмы

  • Тувалу

  1. С использованием метода ID Т. Ванханена построить выборочные рейтинги стран мира за 2007-2008 гг.

  2. Предложить и самостоятельно обосновать структуру альтернативных индексов и рейтингов стран мира (обязательно обсудить с преподавателем)

  3. Попробовать дать содержательную интерпретацию единичным и аномальным кластерам (по материалам «Политического атласа современности»)


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Основные методологические проблемы сравнительной политологии.

  2. Универсальные и частные (казусные) сравнения.

  3. Методологические проблемы типологизации в сравнительной политологии.

  4. Качественные и количественные методы в политической компаративистике.

  5. Одномерные и многомерные типологии стран мира

  6. Оцените достоинства и недостатки прецедентов универсальных сравнений с использованием количественных методов. Аргументируйте свою точку зрения.

  • ИРЧП ПРООН

  • Проекты Polity I-IV

  • Проекты Т. Ванханена

  • «Типология несоциалистических стран (опыт многомерного статистического анализа народных хозяйств)»

  • Индекс глобализации (A.T Kearney& Foreign Policy)

  • Индекс трансформации Бертельсманна

  • Индекс мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума

  • Проект Института Катона «Экономическая свобода в мире»

  • Глобальные рейтинги Transparency International

  • Индекс свободы прессы Reporters without Borders

  • Проекты Freedom House

  1. «Теневая теория» проекта «Политический атлас современности»

  2. Качественные и количественные методы в проекте «Политический атлас современности»

  3. Обоснование и структура индекса государственности

  4. Обоснование и структуры индекса внешних и внутренних угроз

  5. Обоснование и структура индекса потенциала международного влияния

  6. Обоснование и структура индекса качества жизни

  7. Обоснование и структура индекса институциональных основ демократии

  8. Рейтинг стран мира по индексу государственности

  9. Рейтинг стран мира по индексу внешних и внутренних угроз

  10. Рейтинг стран мира по индексу качества жизни

  11. Рейтинг стран мира по индексу институциональных основ демократии

  12. Содержание 4-х главных компонент в проекте «Политический атлас современности» и их интерпретация

  13. Типологизация стран мира с помощью кластерного анализа. «Масштаб» кластеризации

  14. Основные кластеры и их содержательная интерпретация

  15. Единичные, проблемные и аномальные кластеры: проблема интерпретации

  16. Россия в многомерных типологиях проекта «Политический атлас современности»

  17. Перспективы сравнительного анализа политических систем современных государств в нелинейной динамике

Авторы программы ____________ проф. А.Ю. Мельвиль

____________ доц. М.Г. Миронюк


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» iconРабочая программа учебной дисциплины Политические системы государств...
Цель курса — изучение и сравнительная характеристика современных политических систем государств мира
Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России, о территориальном развитии политических процессов и их причинах, о различиях политико-административного устройства государств...
Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России, о территориальном развитии политических процессов и их причинах, о различиях политико-административного устройства государств...
Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» iconПрограмма дисциплины Средняя Азия в советский и постсоветский период Автор к и. н. Васильев А. Д
Знание особенностей политических систем различных государств Средней Азии и Казахстана и условий их формирования и функционирования...
Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» iconПрограмма дисциплины "Многомерные статистические методы" Для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, студентов направления подготовки 080100. 62 «Экономика» подготовки...
Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вспомнить и повторить особенности классификации стран, типологии государств, политико-государственного устройства, продолжить, формирование...
Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» iconИспользование информационных технологий в изучении механизма разрешения...
Охватывает практически все формы многостороннего сотрудничества и партнерства государств и является основой укрепления мира и стабильности,...
Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» iconОсновные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ
Снг в части, относящейся к познанию современных тенденций развития национальных денежно-кредитных и финансовых систем государств...
Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» icon• уроки формирования и усвоения умений и навыков
Проблема типологии уроков, их систематизация довольно сложная. В дидактике существуют различные подходы к классификации уроков. В...
Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» iconПрограмма наименование дисциплины История экономики Направление подготовки
Целью настоящей дисциплины является изучение исторического процесса становления и развития общественного производства, закономерностей...
Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» iconБалтийский Русский Институт реферат
Но самую глубокую основу укрепления це­лостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере....
Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» iconРабочая программа дисциплины история политических и правовых учений...
Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом...
Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» iconРекомендации по проведению единого урока, посвященного Содружеству...
Независимых Государств, о символике каждого государства и законодательно-правовой базе, о роли СНГ на международной арене, об экономическом...
Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» iconРоссийской федерации
Целями освоения дисциплины «История политических учений» являются познание основных политических доктрин мыслителей Античности, Средневековья...
Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» iconПрограмма дисциплины "Специальные вопросы материаловедения низкоразмерных...
Целью дисциплины является изучение инициированных высокоэнергетической радиацией процессов деградации и модифицирования структуры...
Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» icon1 3 История России. Всеобщая история История Древнего мира
Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск