Скачать 205.9 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет прикладной политологии Программа дисциплины «Многомерные типологии политических систем государств мира» (по материалам исследовательского проекта «Политический атлас современности») Для направления 030200.62 «Политология» Подготовки бакалавра Авторы программы: д.ф.н., проф. А.Ю. Мельвиль и к.п.н., доц. М.Г. Миронюк
Москва, 2011 Пояснительная записка Требования к студентам Курс «Многомерные типологии политических систем современных государств» (по материалам исследовательского проекта «Политический атлас современности») предназначен для студентов 4-го курса факультета прикладной политологии. Для успешного освоения материала курса студенты должны владеть базовыми знаниями в области теории политики, сравнительной политологии, современной политической истории, мировой политики, количественных методов в политическом анализе и др. Связь курса с другими дисциплинами Данный курс связан с такими дисциплинами, читаемыми на 3-м и 4-м годах обучения на факультете прикладной политологии по направлению «Политология», как «Теория политики», «Сравнительная политология», «Мировая политика и международные отношения», «Политический анализ», «Статистические методы в политическом анализе». Цель курса Курс «Многомерные типологии политических систем современных государств» (по материалам исследовательского проекта «Политический атлас современности») имеет практическую исследовательскую направленность. Основная цель курса – дать студентам знания и навыки, необходимые для самостоятельной подготовки аналитических описаний политических систем современных государств на основе специально разработанной матрицы и осуществления их сравнительного анализа, используя многомерные типологии. Задачи курса В соответствии с поставленной целью данный курс решает следующие задачи:
Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
Алгоритм формирования оценки:
Результирующая оценка в десятибалльной шкале (Орез) есть взвешенная сумма трех оценок за работу на семинарах (О работа на семинарах и практических занятиях), домашнее задание (О домашнее задание) и ответ на зачете (О ответ на зачете): Орез = (W работа на семинарах и практических занятиях х О работа на семинарах и практических занятиях) + (W дз х О дз) + (W ответ на зачете х О ответ на зачете) Оценка в 5-балльной и 10-балльной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента. Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системе
Базовые учебники Курс основывается преимущественно на опубликованных и имеющихся на электронных носителях материалах исследовательского проекта «Политический атлас современности». Привлекаются также иные опубликованные первоисточники, как имеющиеся в библиотеке, так и объединенные в «ридере» (составитель – проф. А.Ю. Мельвиль). Особенность курса – в интенсивном использовании источников и баз данных в интернете. Содержание программы Тема 1. Универсальные и частные сравнения в политической компаративистике Природа сравнения. Сравнения в политической науке. Сравнительная политология в системе политологических дисциплин. Основные методологические проблемы сравнительной политологии. Универсальные – vs. – частные (казусные) сравнения. Роль и специфика case-study. Методологические проблемы типологизации. Качественные и количественные методы в сравнительном анализе. Основные источники
Дополнительные источники
М.В. Ильин. Балто-Черноморская система. – Политические системы и политические культуры: сборник учебных материалов. Москва: МГИМО, 2008, стр. 33-67. Тема 2. Универсальные сравнения с использованием количественных методов анализа – 1 Индекс развития человеческого потенциала ПРООН. Проекты Polity I-IV (Т. Гурр и др.). Проекты Т. Ванханена (ID, IPR, IQ, MT). «Типология несоциалистических стран (опыт многомерного статистического анализа народных хозяйств)». Индекс глобализации (A.T Kearney & Foreign Policy). Индекс трансформации Бертельсманна. Достоинства и недостатки этих исследовательских прецедентов Основные источники
Дополнительные источники
Тема 3. Универсальные сравнения с использованием количественных методов анализа – 2 Индекс мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Проект Института Катона «Экономическая свобода в мире». Глобальные рейтинги Transparency International: Индекс восприятия коррупции и Барометр мировой коррупции. Индекс свободы прессы Reporters without Borders. Проекты Freedom House: история, методология, политические права и гражданские свободы, вопросник. Проекты «Свобода в мире» и «Страны на перепутье». Достоинства и недостатки этих исследовательских проектов. Основные источники
Дополнительные источники Тема 4. Теоретико-методологические основания исследовательского проекта «Политический атлас современности» «Теневая теория» проекта. Разновекторный характер современного политического развития. Отсутствие универсальных моделей развития. «Структурные» ограничители. Субнациональные и транснациональные политические пространства. Негосударственные акторы. Государства как основные «ячейки» мировой структуры. Факторы, влияющие на положение государств в мире. «Эволюционный возраст» политических систем и приоритеты национального развития. Проблема «масштаба» сравнительного анализа современных государств. Источники и базы данных. Методы многомерного статистического анализа. Индексы, рейтинги и дискриминантный анализ. Метод главных компонент. Метод кластерного анализа. Проблемы содержательной интерпретации. Матрица аналитического описания политических систем современных государств. Основные источники
Дополнительные источники
(http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/43/rossiya_v_mirovyh_ratingah_editorial/) . Тема 5. Обоснование и структура индексов в исследовательском проекте «Политический атлас современности» - 1 Индекс государственности: (1) время существования суверенной государственности; (2) внутренние конфликты; (3) наличие на территории страны иностранных военных контингентов; (4) доля доминирующего этноса в структуре населения страны; (5) доля внешней помощи в ВНД государства; (6) внешняя долговая зависимость; (7) соотношение заявок на патенты резидентов и нерезидентов; (8) режим привязки национальной валюты. «Веса» переменных в индексе государственности. Индекс внешних и внутренних угроз: (1) наличие угрозы вооруженной агрессии (по оценке правительства); (2) наличие территориальных претензий со стороны других государств; (3) наличие угрозы терроризма; (4) присутствие на территории страны нелегальных сепаратистских или антиправительственных движений; (5) наличие в стране легальных сецессионистских движений; (6) попытки неконституционной смены власти или государственных переворотов; (7) хроническое отрицательное сальдо текущего платежного баланса; (8) зависимость от импорта энергоносителей; (9) проблемы недоедания или голода (недостаток рациона питания по нормам ФАО); (10) проблемы со снабжением населения качественной питьевой водой; (11) эпидемия ВИЧ/СПИД; (12) сокращение численности населения; (13) избыточная миграция (по оценке правительства); (14) размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий. «Веса» переменных в индексе внешних и внутренних угроз. Основные источники
Дополнительные источники
(http://www.expert.ru/printissues/ukraine/2007/01/gosudarstvenniy_mehanizm/ ).
(http://www.expert.ru/printissues/ukraine/2008/45/interview_berg_shlosser/) Тема 6. Обоснование и структура индексов в исследовательском проекте «Политический атлас современности» - 2 Индекс потенциала международного влияния: (1) доля в мировом валовом внутреннем продукте (в %) и доля в мировом экспорте товаров и услуг (в %); (2) наличие статуса постоянного члена СБ ООН; (3) доля взносов страны в регулярный бюджет ООН (в %); (4) Доля голосов страны при принятии коллективных решений МВФ (в %); (5) Членство в Парижском клубе стран-кредиторов; (6) военные расходы (в долл. США); (7) численность регулярной армии; (8) наличие ядерного оружия; (9) наличие истребительной авиации 4-го и/или 5-го поколения (50 и более единиц); (10) постоянное размещение за рубежом значительных контингентов (более 500 военнослужащих); (11) наличие Нобелевских премий (не менее 10); (12) доля населения страны от общей численности населения (в %). «Веса» переменных в индексе потенциала международного влияния. Индекс качества жизни: (1) ВВП на душу населения (в долл. США по ППС); (2) включенность населения в систему начального, среднего и высшего образования; (3) ожидаемая продолжительность жизни при рождении; (4) детская смертность до 1 года; (5) смертность от передающихся болезней; (6) смертность от увечий (несчастных случаев, убийств, самоубийств и др.); (7) расхода на здравоохранение на душу населения. «Веса» переменных в индексе качества жизни. Индекс институциональных основ демократии: (1) возраст непрерывной минимальной электоральной традиции (с 1945 г.); (2) уровень парламентской конкуренции; (3) уровень конкуренции при формировании исполнительной власти; (4) включенность граждан в избирательный процесс; (5) доля женщин в нижней палате парламента; (6) отсутствие или подрыв конкуренции при формировании исполнительной власти; (7) нахождение во главе исполнительной власти более двух сроков подряд; (8) нарушения конституционного порядка (неконституционные смены власти, перевороты или их попытки, гражданские войны и др.); (9) непрерывность демократической традиции после Первой мировой войны; (10) влияние парламента на формирование правительства. «Веса» переменных в индексе институциональных основ демократии. Основные источники
Дополнительные источники
Тема 7 . Типологизация стран мира с помощью рейтингов (1) Рейтинг стран по индексу государственности. «Лидеры государственности» и «неудачники» в государственном строительстве. Корреляции государственности и демократии, качества жизни и внешних и внутренних угроз. (2) Рейтинг стран по индексу внешних и внутренних угроз. «Лидеры угроз» и низкое качество жизни со слабой государственностью. «Лидеры угроз» и особенности их политических режимов. Слабая корреляция уровня угроз и международного влияния. (3) Рейтинг стран по индексу потенциала международного влияния. Узкий «клуб влияния». Потенциал влияния и уровень государственности. (4) Рейтинг стран по индексу качества жизни. Лидерство успешных демократических стран. Недемократии – «неудачники качества жизни» (и исключения из общего правила). (5) Рейтинг стран по индексу институциональных основ демократии. Лидерство «старых демократий» с долгими традициями парламентаризма и представительного правления. Особенности их «противополюса». Историчность демократических оснований национального развития. Корреляции между 5-ю индексами «Политического атласа современности». Корреляции между индексом институциональных основ демократии и индексами демократии других исследователей. Основные источники
Тема 8. Типологизация стран мира с помощью метод главных компонент Проблемные зоны и недостатки рейтингов. Построение многомерных типологий и задача редукции числа переменных. Главные компоненты в проекте «Политический атлас современности» как специфические проекции мировой политической реальности. Содержание 4-х главных компонент. Внешние и внутренние угрозы – vs. – качество жизни. Государственность – vs. – демократия. Государственность – vs. – качество жизни. Максимизация международного влияния. Процент дисперсии (отличий индексов стран), объясняемой главными компонентами. Проценты объяснений стран с помощью главных компонент. Классификация стран в пространстве главных компонент. «Полюс качества жизни» – vs. – «дуга угроз». «Демократия без государственности» – vs. – «государственность без демократии». Лидеры международного влияния. Основные источники
Тема 9. Типологизация стран мира с помощью кластерного анализа Многомерные типологии и возможности кластерного анализа. Условности и ограниченности кластеризации. Объясняющая сила главных компонент применительно к различным странам и их кластерам. Масштабы кластеризации и их познавательные возможности. Состав групп стран при 10, 30 и 40-кластерном масштабе. «Мировые лидеры» и их «ядро». «Благополучные демократии без международных амбиций». «Несамостоятельные демократические клоны». «Консолидированные посткоммунистические демократии». «Автократии с крепкой государственностью». «Автократии с проблемной государственностью». Единичные кластеры. Проблемные кластеры. Аномалии в кластерах: понять или игнорировать? Проблемы содержательной интерпретации. Основные источники
Тема 10. Россия в многомерных типологиях стран мира Положение России в 5-ти рейтингах. Интерпретация 27-го места России в рейтинге государственности. Интерпретация 81-го места России в рейтинге внешних и внутренних угроз. Интерпретация 7-го места России в рейтинге потенциала международного влияния. Интерпретация 73-го места России в рейтинге качества жизни. Интерпретация 93-го места России в рейтинге институциональных основ демократии. Россия в пространстве главных компонент. Россия в кластерах. Проблемы содержательной интерпретации. Основные источники
Дополнительные источники
Тема 11. Перспективы дальнейших исследований: методологические проблемы сравнительного анализа политических систем современных государств в динамике Как от методологии «моментального снимка» прейти к методологии анализа временных рядов? Ограниченности дискриминантного анализа. Ограниченности баз данных. Проблема редукции переменных в индексах. Проблема редукции индексов. Проблема «точек бифуркации» в анализе политических траекторий. Проблема нелинейной динамики политического развития. Опыт анализа нелинейной динамики на базе ИЧР. Опыт анализа военных расходов современных государств в нелинейной динамике. Перспективы дальнейших исследований. Основные источники
Дополнительные источники
Домашнее задание Главное в домашнем задании – доказать себе и преподавателю свою способность к самостоятельной исследовательской работе по проблематике курса. Для этого нужно не только владеть содержанием курса, но и научиться самостоятельно работать с рекомендованными (а также иными) базами данных и использовать предлагаемую методологию исследования для создания аналитических описаний политических систем современных государств и их типологизации. Аналитические описания выполняются в соответствии с предлагаемой в рамках курса матрицей (с указанием источников). Альтернативные варианты типологизации нужно обсудить с преподавателем. Домашнее задание выполняется в форме индивидуального или группового (не более 4 чел.) проекта на одну из предлагаемых тем. Иные возможные темы по проблематике курса должны быть согласованы с преподавателем. В ходе работы над проектом необходимо продемонстрировать понимание проблемы, знание источников, владение теоретической и эмпирической аргументацией, умение разработать собственную гипотезу и аргументировано доказать ее. Проект презентуется в форме Power Point объемом не менее 15 слайдов. Темы:
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Авторы программы ____________ проф. А.Ю. Мельвиль ____________ доц. М.Г. Миронюк |
Рабочая программа учебной дисциплины Политические системы государств... Цель курса — изучение и сравнительная характеристика современных политических систем государств мира | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России, о территориальном развитии политических процессов и их причинах, о различиях политико-административного устройства государств... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России, о территориальном развитии политических процессов и их причинах, о различиях политико-административного устройства государств... | Программа дисциплины Средняя Азия в советский и постсоветский период Автор к и. н. Васильев А. Д Знание особенностей политических систем различных государств Средней Азии и Казахстана и условий их формирования и функционирования... | ||
Программа дисциплины "Многомерные статистические методы" Для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, студентов направления подготовки 080100. 62 «Экономика» подготовки... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вспомнить и повторить особенности классификации стран, типологии государств, политико-государственного устройства, продолжить, формирование... | ||
Использование информационных технологий в изучении механизма разрешения... Охватывает практически все формы многостороннего сотрудничества и партнерства государств и является основой укрепления мира и стабильности,... | Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ Снг в части, относящейся к познанию современных тенденций развития национальных денежно-кредитных и финансовых систем государств... | ||
• уроки формирования и усвоения умений и навыков Проблема типологии уроков, их систематизация довольно сложная. В дидактике существуют различные подходы к классификации уроков. В... | Программа наименование дисциплины История экономики Направление подготовки Целью настоящей дисциплины является изучение исторического процесса становления и развития общественного производства, закономерностей... | ||
Балтийский Русский Институт реферат Но самую глубокую основу укрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере.... | Рабочая программа дисциплины история политических и правовых учений... Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом... | ||
Рекомендации по проведению единого урока, посвященного Содружеству... Независимых Государств, о символике каждого государства и законодательно-правовой базе, о роли СНГ на международной арене, об экономическом... | Российской федерации Целями освоения дисциплины «История политических учений» являются познание основных политических доктрин мыслителей Античности, Средневековья... | ||
Программа дисциплины "Специальные вопросы материаловедения низкоразмерных... Целью дисциплины является изучение инициированных высокоэнергетической радиацией процессов деградации и модифицирования структуры... | 1 3 История России. Всеобщая история История Древнего мира Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий |