Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов





НазваниеЭкзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов
страница1/15
Дата публикации09.04.2015
Размер1.91 Mb.
ТипЭкзаменационные вопросы
100-bal.ru > Право > Экзаменационные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА»)
«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора

по учебной работе

______________О.В. Еременко

«____» ________ 2012 г.


Учебно-методический комплекс дисциплины
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЗАРУЕЖНЫХ СТРАН

По направлению подготовки 03090062 – юриспруденция

Одобрен Учебно-методическим советом

«___» _________ 20__ г., протокол № ___

Обсужден кафедрой теории и истории государства и права

«___» ___________ 20___ г., протокол № ____
Зав. кафедрой И.В. Петелина


Разработчик: к.ю.н., доцент Н.В. Куприянович


Астрахань – 2012
СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 3

Введение 3

Предмет и метод, периодизация истории государства и права зарубежных стран 5

Основная И дополнительная литература 15

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 23

Введение 23

Учебно-тематические планы 25

Содержание тем ДИСЦИПЛИНЫ ПО видам занятий 27

ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ 63

Экзаменационные вопросы по дисциплине 63

ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ………………………………………………………………………..65

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 65

Методические рекомендации студентам по видам работ 65

Методические рекомендации к решению казусов ..84

Методические рекомендации ПО подготовке К экзаменам ..84

Задания контрольных работ ПО текущему контролю знаний студентов ..85

Карта обеспеченности студентов литературой ..98

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Введение

История государства и права зарубежных стран относится к циклу дисциплин ОПД, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62  юриспруденция, числу историко-правовых наук, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.

В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической

наукой и учебной дисциплиной  теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. Но теория государства и права с помощью логического метода отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государства и права.

В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве.

Концепция курса обучения предполагает прохождение студентом следующих стадий:

I. Формирование представлений о предмете истории государства и права зарубежных стран:

  • «пассивное» восприятие и накопление информации;

  • приобретение навыков целенаправленного восприятия историко-правовых явлений и процессов;

  • обогащение знаний и формирование представлений об эталонах, обеспечивающих полноценное восприятие историко-правовых явлений;

  • расширение объема представлений о конкретных государствах и их правовых системах, входящих в предмет данной науки;

  • формирование представления об общих и специфических закономерностях возникновения, развития, а иногда и гибели государственности и права в конкретно-исторических условиях.

II. Формирование историко-правовых понятий:

  • обогащение словаря историко-правовых терминов;

  • выделение и распознавание историко-правовых понятий среди других:

  • по существенным признакам;

  • на основе овладения приемами сравнения;

  • овладение приемами группировки, классификации и обобщения знаний в предметах и исторических явлениях с целью формирования понятий.

III. Оперирование историко-правовыми знаниями, умениями и понятиями в практической деятельности:

1) обучение применению историко-правовых знаний в самостоятельной практической деятельности;

2) обучение применению историко-правовых знаний в самостоятельной научно-практической деятельности, соединению их с новыми понятиями, выработке новых историко-правовых знаний.

Основные цели и задачи изучения курса:

  • формирование юридического мировоззрения у студентов, позволяющего занимать твердые позиции в отстаивании режима законности;

  • формирование у студентов твердых представлений о пути человеческой цивилизации к ценностям демократии и справедливости;

  • уяснение основных политических процессов в современном мире на основе знаний о зарубежном государстве и праве, полученных в данном курсе;

  • приобретение умений анализировать юридические документы, оставивших заметный след в истории человеческой цивилизации, находить и анализировать статьи памятников права при решении конкретных задач (казусов);

  • овладение навыками аргументировано и юридически грамотно обосновывать свою позицию по дискуссионным вопросам, делать сравнительный анализ юридических документов.

После изучения курса студент должен: знать:

  • природу и сущность государства и права;

  • этапы развития государства и права, основные источники права на различных исторических этапах;

  • основные исторические закономерности и особенности становления и развития государства и права зарубежных стран;

  • эволюцию ведущих государств в соответствующие исторические эпохи;

  • историю возникновения и развития важнейших правовых институтов и их эволюции на различных этапах истории человечества.

быть способным продолжать процесс изучения других юридических дисциплин самостоятельно, с использованием знаний, полученных по истории государства и права;

уметь самостоятельно анализировать политико-правовые источники и раскрывать их взаимосвязь с социальными условиями развития права и государства в разные эпохи;

иметь:

навыки аналитической работы, понимать смысл нормативных актов и применять нормы действующего права к конкретным жизненным ситуациям;

—навыки научно-исследовательской работы в области юриспруденции;

обладать навыками применения сравнительно-исторических знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов.

На изучение дисциплины «История государства и права зарубежных стран» отводится 174 часа.

Формы промежуточной аттестации студентов: написание рефератов, выполнение тестовых заданий, подготовка докладов на конференции, итоговая форма контроля  экзамен.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Вводная тема. Предмет и метод, периодизация, значение

истории государства и права зарубежных стран

Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран. История государства и права зарубежных стран как наука и учебная дисциплина. Задачи курса, принципы его построения. Периодизация курса.

Место истории государства и права в системе юридических наук, ее связь с общей историей государства и права, другими юридическими дисциплинами. Значение для общеобразовательной и профессиональной подготовки юристов.
Раздел I. История государства и права Древнего мира

Тема 1. Государство и право в странах Древнего Востока

Возникновение и развитие государства в Древнем Египте, Вавилоне, Индии и Китае.

Общественный строй древневосточных государств. Общинная организация, ее влияние на форму государственной власти. Правовое положение населения. Господствующий класс. Особенности положения рабов.

Государственный строй. Восточная деспотия: характерные черты. Функции государства в странах Древнего Востока. Принципы организации центрального и местного управления. Армия. Суд.

Право древневосточных государств. Основные памятники права стран Древнего Востока. Древнешумерские законы.

Древний Египет. Основные этапы государственной истории. Раннее царство. Древнее царство. Среднее царство. Новое царство. Позднее царство. Система государственной администрации. Древнеегипетское право.

Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи – важнейший памятник древневавилонского права. Общая характеристика законов. Авилум и мушкенум. Регулирование имущественных отношений. Брак, семья и наследование. Преступление и наказание. Судопроизводство.

Древняя Индия. Законы Ману – наиболее известный памятник древнеиндийского права. Связь религии и права. Закрепление варнового строя. Правовое регулирование собственности и договорных отношений. Особенности брачно-семейного права. Преступление и наказание. Судебный процесс.

Древний Китай. Периодизация истории. Циньская (древнекитайская, дальневосточная) и китайская цивилизации. Особенности источников права Древнего Китая. Свод законов Чжоу-ли. Основы конфуцианской политической идеологии. Даосизм. Легизм.

Древнееврейское право. Ветхий завет и Талмуд – важнейшие источники древнееврейского права. Юстиция синедриона. Законодательство Моисея (Пятикнижие). Семейно-брачное право. Институт левирата. Имущество и обязательства в праве. Принципы древнееврейского уголовного права. Виды преступлений. Суд.
Тема 2. Античная цивилизация и античные государства.

Государство и право Древней Греции

Первые государственные образования на территории Греции. Начало разложения родовых порядков и формирование классовых отношений.

Гомеровский (X-IX вв. до н.э.), архаический (VII-VI вв. до н.э.) и классический (V-IV вв. до н.э.) периоды в истории Древней Греции. Особенности древнегреческой цивилизации и полисной государственности.

Возникновение и развитие государства в Афинах. Реформы Тезея. Эвпатриды, геоморы и демиурги; метеки. Архонты и ареопаг. Навкрарии. Реформы Солона и Клисфена. Демократизация государственного строя в V в. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла. Образование афинского морского союза.

Правовое положение населения в Афинах в V-IV вв. до н.э. Политическая организация афинской демократии. Народное собрание. Совет пятисот. Гелиэя. Высшие государственные должности и порядок их замещения. Армия. Суд. Упадок афинской демократии.

Возникновение государства в Спарте. Реформы Ликурга. Спартиаты, периэки, илоты. Военно-аристократический характер политической организации в Спарте. Цари. Герусия. Эфоры. Народное собрание. Кризис спартанской политической системы. Основные черты древнегреческого права. Источники права: Большая ретра Ликурга, Законы Драконта, Гортинская правда.

Афинское право. Регулирование имущественных отношений. Владение и собственность. Виды договоров. Обеспечение договорных обязательств. Обязательства из деликтов.

Брачно-семейные отношения. Наследование по закону и по завещанию.

Виды преступлений и наказаний. Цель наказания. Защита демократии в Афинах уголовно-правовыми средствами.

Судебный процесс.
Тема 3. Государство и право Древнего Рима

Периодизация истории Древнего Рима. Эпоха царей (753 г. до н.э. – 509 г. до н.э.). Период республики (509 г. до н.э. – 27 г. до н.э.). Период империи: принципат (27 г. до н.э. – 284 г. н.э.) и доминат (284 г.н.э. – 476 г.н.э.).

Возникновение государства в Риме. Родоплеменное устройство и общественное управление в эпоху царей. Рост имущественного и социального неравенства. Борьба патрициев и плебеев. Реформы Сервия Тулия. Образование аристократической республики. Уравнение в правах плебеев с патрициями.

Римская республика. Правовое положение населения. Граждане, латины, перегрины, рабы. Государственный строй. Народные собрания. Сенат. Магистратуры: принцип формирования и функционирования. Практика сдержек и противовесов в системе властных структур. Римская армия.

Кризис республики. Обострение социально-классовых противоречий в Риме во II-I вв. до н.э. Нобили и всадники. Законодательство Гракхов. Военная реформа Мария. Диктатура Суллы. Триумвираты. Переход к империи.

Римская империя. Изменения в правовом положении населения. Возникновение и развитие колоната. Кризис рабовладельческой системы производства.

Государственный строй Римской империи. Принципат. Упадок республиканских учреждений и формирование императорского чиновничества. Финансовое ведомство. Роль армии. Доминат. Император. Государственный совет. Высшее чиновничество. Кастовость службы. Реформы Диоклетиана и законодательство Константина. Разделение империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.

Римское право. Основные этапы развития римского права и правовой системы. Квиритское право. Преторское право. «Право народов». Римское классическое право.

Источники права. Законы XII таблиц. Законотворчество народных собраний. Эдикты магистратов. Сенатус–консульты. Императорские конституции. Юриспруденция, ее роль в развитии римского права. Кодификация римского права. Свод Юстиниана. Структура римского права. Публичное и частное право.

Римское право древнейшего периода. Способы приобретения и отчуждения вещей. Манципация. Деление вещей на «рее манципи» и «рее нек манципи». Владение и собственность. Сервитуты. Нексум. Деликты. Формы заключения брака. Римская семья. Наследование по закону и по завещанию. Лекисакционный процесс.

Римское право классического и постклассического периода. Развитие основных институтов права. Вещное право, способы приобретения вещных прав. Виды собственности и способы ее защиты. Владение и его защита. Приобретательная давность. Право на чужие вещи.

Обязательственное право. Понятие и виды обязательств. Виды договоров: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные. Обязательства, вытекающие из договоров займа, ссуды, купли-продажи, найма. Обязательства из причинения вреда. Обеспечение обязательств. Развитие брачно-семейного и наследственного права. Изменения форм гражданского процесса. Формулярный и экстраординарный процесс.

Уголовное право и процесс. Виды преступлений и наказаний. Избирательность наказаний. Инквизиционный процесс. Историческое значение римского права.
Раздел II. История государства и права Средних веков

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов iconЭкзаменационные вопросы интернет-курсов интуит (intuit): 151. Управление...
Положение об итоговой аттестации обучающихся разработано в соответствии с Законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан...
Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине: «социальная педагогика» Для специальности
Экзамен по дисциплине «Социальная педагогика» является итоговой формой контроля знаний студентов
Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов iconЭкзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации …
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов iconЭкзаменационные вопросы по бжд для студентов специальности 110203....
Экзаменационные вопросы по бжд для студентов специальности 190603. 65 – «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования...
Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов iconЭкзаменационные билеты по Истории России
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ по государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 класса
Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов iconБиология
Федерации используются различные формы итоговой аттестации выпускников по биологии, в том числе устный экзамен по билетам, защита...
Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов iconПорядок проведения государственной аттестации в 9х классах
Ответы на вопросы о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, единого государственного экзамена, новой формы государственной...
Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов iconЭкзаменационные вопросы по медицинской микробиологии
«Итоговая государственная аттестация» составлен в соответствии с гос впо по специальности 080102 Мировая экономика и Положением об...
Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов iconПрограмма государственной аттестации студентов Общие положения Государственный...
Выписка из положения о порядке проведения итоговой государственной аттестации выпускников
Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «стратегический менеджмент»...
Международное частное право: Рабочая учебная программа и вопросы к экзамену / Авт сост. Максимова Т. А. г. Калининград: мфюа, 2012....
Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов iconДипломная работа как компонент итоговой аттестации. Организация и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов iconВ целях оценивания ответа экзаменуемого на вопросы билета можно использовать...
Настоящие экзаменационные билеты по основам безопасности жизнедеятельности разработаны как примерные с целью оказания помощи общеобразовательным...
Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов iconРабочая учебная программа для проведения итоговой государственной...
Для проведения итоговой государственной аттестации по дисциплине «гражданское процессуальное право» для студентов всех форм обучения,...
Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов iconЛитература для подготовки приведены в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине
К итоговой аттестации допускаются только те студенты, которые выполнили все задания практических и лабораторных занятий под руководством...
Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов iconПриказ 27. 03. 2013 г №18 «О подготовке и проведении итоговой аттестации»...
«Об утверждении списка выпускных классов на проведение итоговой аттестации в 9 и 11 классах»
Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов iconТеоретические вопросы к итоговой государственной аттестации по дисциплине
Опорно-двигательная система: строение костей, их химический состав. Различные виды костей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск