Скачать 1.03 Mb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» (Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА») «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора по учебной работе ____________ О.В.Еременко «____» ____________ 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ По направлению подготовки 03090062 –юриспруденция Одобрен Учебно-методическим советом «____»______________, протокол № Обсужден кафедрой теории и истории государства и права «___»___________, протокол № Зав. кафедрой ______________ И.В.Петелина Разработчик: к.и.н.,доцент ____________ Т.В.Перевезенцева Астрахань - 2012 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Введение .................................................................................................................3 Предмет и метод, периодизация Отечественной истории……………………..5 Основная литература ……………………………………………………………13 Дополнительная литература ……………………………………………………13 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Введение ………………………………………………………………………...16 Учебно-тематический план …………………………………………………….19 Содержание дисциплины ………………………………………………………22 Тематика рефератов по дисциплине…………………………………………...25 ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Введение…………………………………………………………………………31 Экзаменационные вопросы по Отечественной истории…………………..…32 ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ …..………………………...34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Методический материал по межсессионному контролю знаний студентов ..34 Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения ..…..34 Глоссарий………………………………………………………………………...51 Карта обеспеченности студентов учебной литературой на 2012-2013 учебный год ……………………………………………………………………...65 Учебная программа дисциплины Введение Отечественная история относится к циклу дисциплин исследующих общество в целом. Для правильного ориентирования в событиях современности, необходимо осмыслить весь многотрудный путь исторического развития, пройденный многонациональным народом и государством. В связи с этим, Отечественная история занимает важное место в системе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В условиях перехода ведущих стран мира к информационному обществу роль усвоения исторического опыта человечества в целом, своего народа и государства в особенности заметно возрастает. История способствует профессиональному становлению и гражданско-патриотическому воспитанию специалиста с высшим образованием. Она позволяет ему составить целостное представление об основных этапах развития российского общества, его менталитете, культуре и технике, месте и роли в мировом сообществе. Познавая и осмысливая опыт многих поколений, отечественная история выясняет характер, особенности, закономерности и уроки отношений между классами, нациями, социальными слоями, группами и партиями, действующими в России. Изучение истории страны имеет особое значение для осознания студентами длительного и сложного, подчас драматического процесса развития общества в его единстве и противоречивости, формирования у них исторического мировоззрения, повышения политической и нравственной культуры, приобретения систематических знаний о ведущих тенденциях развития многогранной жизни России. Концепция курса предполагает несколько стадий в период обучения: - Формирование представлений о предмете: - накопление информации, т.н. «пассивное восприятие» - приобретение навыков целенаправленного восприятия исторических явлений и процессов - расширение объема представлений об отечественном государстве - формирования представления об общих и специфических закономерностях возникновения и развития государства; - Формирование исторических понятий : - пополнение словаря исторических терминов - овладение приёмом сравнения терминов - овладение приемами группировки, обобщения знаний об исторических явлениях - Оперирование историческими знаниями, умениями, понятиями в практической деятельности: - обучение применению исторических знаний в самостоятельной практической деятельности - обучение применению исторических знаний в самостоятельной научно-практической деятельности. Цель и задачи курса – дать представление об основных этапах истории развития России с древнейших времен и до наших дней; показать на примерах органичную взаимосвязь российской и мировой истории; проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе; выделить проблемы отечественной истории, по которым ведутся дискуссии в российской и зарубежной историографии; показать место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий; обратить внимание на тенденции развития мировой историографии, место и роль в ней российской истории и историографии; проанализировать изменения в представлениях об истории, произошедших в России в последнее десятилетие. На изучение дисциплины Отечественная история отводится 114 часов Формами промежуточной аттестации студентов являются написание рефератов, выполнение тестовых заданий, подготовка докладов на конференцию, выполнение аудиторных и домашних письменных работ. Итоговая форма контроля – экзамен. После изучения курса студент должен: Знать: – реальный вклад России в мировую цивилизацию; – основные исторические факты, даты события и имена исторических деятелей; – основополагающие понятия, термины и категории исторической науки; – основные проблемы социально-экономического политического и культурного развития России; – конкретно-исторический материал, содержащийся в документальных источниках и рекомендованной учебной литературе. Навыки: – выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; – объективно оценивать формы организации и эволюцию государственного и общественного устройства на различных этапах ее развития; – ориентироваться в перспективах развития мирового сообщества на основе осмысления исторического опыта генезиса мировых цивилизаций, анализа и оценки современных событий в стране; – самостоятельно работать с рекомендуемыми источниками и литературой по истории; – свободно вести дискуссии по основным проблемам изучаемого курса. Иметь представление: – об основных эпохах в истории человечества и хронологии исторических событий; – о современном состоянии исторической науки в России и за рубежом и наиболее актуальных проблемах истории; Умения: – творчески осмысливать исторические события, отечественную и мировую историю, делая самостоятельные выводы и обобщения; – всесторонне, с позиции историзма использовать знание истории для правильной оценки и анализа современных явлений, социально-политических и экономических процессов в России; – объективно оценивать демократические гуманистические традиции, интересы и идеалы человечества; осмысливать опыт, уроки и факты общественной жизни. Содержание дисциплины Тема 1. Отечественная история как наука, методы и источники ее изучения Отечественная история – важная составная часть гуманитарной подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Предмет «Отечественной история». Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, практически-политическая, мировоззренческая, воспитательная. Закономерности исторической науки. Методы изучения истории основные:(хронологический,хронологически-проблемный,проблемно-хронологический, сравнительный); неосновные (периодизация, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-статистический, социологический). Методология изучения истории: альтернативность и многовариантность в исторической науке. Источники изучения истории: архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, периодическая печать, кино-фото-документы. Историография (отечественная и зарубежная) в прошлом и настоящем: общее и особенное. Отечественная история – неотъемлемая часть всемирной истории. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории, обеспечивающие различные пути к осмыслению отечественной и всемирной истории. Черты и особенности российского исторического процесса. Понятие о цивилизации. Н.Я. Данилевский, А.Д. Тойнби – авторы идей и теорий исторического круговорота обособленных и локальных «культурно-исторических типов» (цивилизации). Отечественные историки – ученые С.М. Соловьев, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, М.Н. Покровский, Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин и др. и их вклад в развитие российской исторической науки. Тема 2. Возникновение и развитие Древнерусского раннефеодального государства. Русь к IX-XIII вв. Происхождение славян. Отделение славянской языковой группы, получившей название «праславян», от общего индоевропейского массива. Начало распада «праславянского» мира. Нашествие гуннов в Европу, в результате которого был нанесен серьезный урон развитию славянских племен. Начало массового переселения ряда славянских племен на Балканский полуостров. Активное и повсеместное распространение этноса «славяне». Проблема этногенеза восточных славян (славяне, финно-угорские балтийские племена норманны). Политический смысл норманнской теории. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально политические процессы становления русской государственности. Начало русского государства Начало правления Рюрика. Правление Олега. Киевская Русь: тенденции становления политического и социального строя, формирование законодательства. «Русская Правда». Принятие христианства его значение. Развитие земледелия и рост городов Руси. Складывание феодального земледелия. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XIII вв. Внешнеполитическое положение Руси в IX-XIII вв. Взаимоотношения с Византией и Западной Европой. Русь и кочевые народы. Монголо-татарское нашествие, его социально-экономические и политические последствия. Русь и Золотая Орда. Наступление крестоносцев на Северо-востоке Европы, участие русских земель в его отражении. Победа князя Александра Невского над шведами. Ледовое побоище, разгром немецких рыцарей. Образование Литовского государства. Русь и Литва. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XIV вв. Тема 3. Российское централизованное государство в XIV-XVI вв. Специфика формирования единого российского государства. Борьба московских князей за доминирование в Северо-Восточной Руси. Возвышение Москвы ее роль в объединении северо-восточных русских земель. Формирование сословной системы организации общества. Специфика формирования единого Российского государства, социально-экономические и политические предпосылки. Борьба с властью татаро-монголов. Куликовская битва. Свержение татаро-монгольского ига. Ликвидация остатков Золотой Орды. Завершение объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Развитие форм феодальной земельной собственности. Утверждение поместной системы землевладения и процесс закрепления крестьян в конце XV –начале XVII вв. Оформление крепостного права. Различия в общественно-политическом развитии стран Западной Европы и России. Эпоха Возрождения на Западе и особенности развития России при Иване IV. Укрепление самодержавия в середине XVI в. Иван Грозный. Складывание сословно-представительной монархии и реформы 50-х гг. Опричнина причина и последствия. Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. «Смутное время». Ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм в отношениях между властью и обществом. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский как персонифицированное отражение различных путей развития страны. Феномен самозванства. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол, его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России Дискуссии о генезисе самодержавия Развитие русской культуры. Тема 5. Складывание абсолютизма. Российская империя в XVIII в. XVIII в. в европейской и североамериканской истории. Россия, Ближний и Дальний Восток. Формирование абсолютной монархии в России. Изменения в политической системе и экономике России во второй половине XVII в. Церковная реформа и церковный раскол. Альтернативы развития России в конце XVII – начале XVIII вв. Реформы Петра I, последствия и значение их для Отечественной истории. Оформление абсолютной монархии. Провозглашение Российской империи. Социально-экономическое развитие России в XVII-XVIII вв. Зарождение капиталистического уклада и разложение феодально-крепостнических отношений. Особенности российской мануфактуры. Складывание и развитие рыночных отношений развитие торговли. Торгово-промышленная политика правительства и купечества. Русская культура в XVII-XVIII вв. Тема 6. Российская империя после Петра I Эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины II. Просвещенный абсолютизм второй половины XVIII в. Расширение прав и привилегий дворянства и укрепление сословного строя. Усиление крепостничества и социальные конфликты. Крепостнические войны под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева. Внешняя политика России в XVIII в. Северная война. Основание Петербурга. Битва под Полтавой. Победы Российского флота. Утверждение России на Балтике. Введение Петром I титула императора. Каспийский поход Петра I. Борьба России за выход к Черному морю. Азовские походы, русско-турецкие войны XVIII в. Вхождение Крыма в состав России. Россия и Речь Посполитая в конце XVIII в. Участие России в Семилетней войне. Борьба России с французской экспансией в Европе. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Россия и походы на Кавказ. Георгиевский трактат. Вхождение казачества в состав России. Российские владения на Тихом океане. Тема 7. Социально-экономические процессы в России XIX в. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Россия – страна «второго эшелона» развития капитализма. Дискуссии по данному вопросу. Решение крестьянского вопроса и ограничение самодержавия – важнейшие условия перехода России к индустриальному обществу. Длительность, непоследовательность, цикличность процесса буржуазного реформирования. Роль субъективного фактора в преодолении отставания. Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в. Реформы Л.А. Перовского и П.Д. Киселева. Преобразования времен Александра П. Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Указ 1861 г. и его историческая судьба. Консервация крестьянской общины. Русская деревня к концу XIX – началу XX вв.: роль сельского хозяйства в экономическом потенциале страны, формы земельной собственности, социальная структура, состояние помещичьих и крестьянских хозяйств, социальные конфликты. Процесс урбанизации. Механизация транспорта; первые пароходы и железные дороги. Попытки реформирования политической системы при Александре I; проекты М.М.Сперанского и Н.Н. Новосильцева. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода в Европу для укрепления международных позиций России. Российское самодержавие и «Священный Союз». Изменение политического курса в начале 20-х гг.XIX в.: причины и последствия. Внутренняя политика Николая I. Россия и Кавказ. Политические преобразования 60-70-х гг. «Контрреформы» Александра III. Утрата верховной властью инициативной роли в реформировании страны. Присоединение Средней Азии. |
Экзаменационные билеты по Истории России ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ по государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 класса | Экзаменационные вопросы интернет-курсов интуит (intuit): 151. Управление... Положение об итоговой аттестации обучающихся разработано в соответствии с Законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан... | ||
Экзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Примерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных В общеобразовательных учреждениях Российской Федерации используются различные формы итоговой аттестации выпускников по истории устный... | ||
Биология Федерации используются различные формы итоговой аттестации выпускников по биологии, в том числе устный экзамен по билетам, защита... | Экзаменационные вопросы по истории и философии науки Курс «История и философия науки» Программы курса и экзаменационные вопросы по первым двум частям курса представлены ниже | ||
Порядок проведения государственной аттестации в 9х классах Ответы на вопросы о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, единого государственного экзамена, новой формы государственной... | Экзаменационные вопросы по медицинской микробиологии «Итоговая государственная аттестация» составлен в соответствии с гос впо по специальности 080102 Мировая экономика и Положением об... | ||
В целях оценивания ответа экзаменуемого на вопросы билета можно использовать... Настоящие экзаменационные билеты по основам безопасности жизнедеятельности разработаны как примерные с целью оказания помощи общеобразовательным... | Экзаменационные билеты по истории для проведения итоговой аттестации... Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Юнити, 1997 – 495 с | ||
Приказ 27. 03. 2013 г №18 «О подготовке и проведении итоговой аттестации»... «Об утверждении списка выпускных классов на проведение итоговой аттестации в 9 и 11 классах» | Ответы на вопросы чата 20 мая Положение о государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 и 11 классов мбоу гимназии №4 г о. Самара (далее Положение) определяет... | ||
Программа итоговой аттестации выпускников в 2012/2013 учебном году... Положения «Об итоговой аттестации выпускников гaоу спо то «Заводоуковский агропромышленный техникум» и Положения об итоговой аттестации... | Экзаменационные билеты по литературе 9 класс. Примерные экзаменационные... Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования... | ||
Программа итоговой государственной аттестации выпускников гбоу спо... Программа итоговой государственной аттестации выпускников по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» разработана на основании... | Экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации... Охватывают основные разделы содержания курса |