Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации …





НазваниеЭкзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации …
страница1/8
Дата публикации10.12.2014
Размер1.03 Mb.
ТипЭкзаменационные вопросы
100-bal.ru > История > Экзаменационные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА»)

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора

по учебной работе

____________ О.В.Еременко
«____» ____________ 2012 г.
Учебно-методический комплекс дисциплины
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
По направлению подготовки 03090062 –юриспруденция

Одобрен Учебно-методическим советом

«____»______________, протокол №
Обсужден кафедрой теории и истории государства и права

«___»___________, протокол №
Зав. кафедрой ______________ И.В.Петелина

Разработчик: к.и.н.,доцент
____________ Т.В.Перевезенцева

Астрахань - 2012
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение .................................................................................................................3

Предмет и метод, периодизация Отечественной истории……………………..5

Основная литература ……………………………………………………………13

Дополнительная литература ……………………………………………………13
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Введение ………………………………………………………………………...16

Учебно-тематический план …………………………………………………….19

Содержание дисциплины ………………………………………………………22

Тематика рефератов по дисциплине…………………………………………...25
ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Введение…………………………………………………………………………31

Экзаменационные вопросы по Отечественной истории…………………..…32
ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ …..………………………...34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методический материал по межсессионному контролю знаний студентов ..34

Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения ..…..34

Глоссарий………………………………………………………………………...51

Карта обеспеченности студентов учебной литературой на 2012-2013 учебный год ……………………………………………………………………...65

Учебная программа дисциплины

Введение

Отечественная история относится к циклу дисциплин исследующих общество в целом. Для правильного ориентирования в событиях современности, необходимо осмыслить весь многотрудный путь исторического развития, пройденный многонациональным народом и государством. В связи с этим, Отечественная история занимает важное место в системе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В условиях перехода ведущих стран мира к информационному обществу роль усвоения исторического опыта человечества в целом, своего народа и государства в особенности заметно возрастает.

История способствует профессиональному становлению и гражданско-патриотическому воспитанию специалиста с высшим образованием. Она позволяет ему составить целостное представление об основных этапах развития российского общества, его менталитете, культуре и технике, месте и роли в мировом сообществе. Познавая и осмысливая опыт многих поколений, отечественная история выясняет характер, особенности, закономерности и уроки отношений между классами, нациями, социальными слоями, группами и партиями, действующими в России.

Изучение истории страны имеет особое значение для осознания студентами длительного и сложного, подчас драматического процесса развития общества в его единстве и противоречивости, формирования у них исторического мировоззрения, повышения политической и нравственной культуры, приобретения систематических знаний о ведущих тенденциях развития многогранной жизни России.

Концепция курса предполагает несколько стадий в период обучения:

- Формирование представлений о предмете:

- накопление информации, т.н. «пассивное восприятие»

- приобретение навыков целенаправленного восприятия исторических явлений и процессов

- расширение объема представлений об отечественном государстве

- формирования представления об общих и специфических закономерностях возникновения и развития государства;

- Формирование исторических понятий :

- пополнение словаря исторических терминов

- овладение приёмом сравнения терминов

- овладение приемами группировки, обобщения знаний об исторических явлениях
- Оперирование историческими знаниями, умениями, понятиями в практической деятельности:

- обучение применению исторических знаний в самостоятельной практической деятельности

- обучение применению исторических знаний в самостоятельной научно-практической деятельности.
Цель и задачи курса – дать представление об основных этапах истории развития России с древнейших времен и до наших дней; показать на примерах органичную взаимосвязь российской и мировой истории;

проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

выделить проблемы отечественной истории, по которым ведутся дискуссии в российской и зарубежной историографии;

показать место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;

обратить внимание на тенденции развития мировой историографии, место и роль в ней российской истории и историографии;

проанализировать изменения в представлениях об истории, произошедших в России в последнее десятилетие.

На изучение дисциплины Отечественная история отводится 114 часов

Формами промежуточной аттестации студентов являются написание рефератов, выполнение тестовых заданий, подготовка докладов на конференцию, выполнение аудиторных и домашних письменных работ. Итоговая форма контроля – экзамен.

После изучения курса студент должен:

Знать:

– реальный вклад России в мировую цивилизацию;

– основные исторические факты, даты события и имена исторических деятелей;

– основополагающие понятия, термины и категории исторической науки;

– основные проблемы социально-экономического политического и культурного развития России;

– конкретно-исторический материал, содержащийся в документальных источниках и рекомендованной учебной литературе.

Навыки:

– выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

– объективно оценивать формы организации и эволюцию государственного и общественного устройства на различных этапах ее развития;

– ориентироваться в перспективах развития мирового сообщества на основе осмысления исторического опыта генезиса мировых цивилизаций, анализа и оценки современных событий в стране;

– самостоятельно работать с рекомендуемыми источниками и литературой по истории;

– свободно вести дискуссии по основным проблемам изучаемого курса.

Иметь представление:

– об основных эпохах в истории человечества и хронологии исторических событий;

– о современном состоянии исторической науки в России и за рубежом и наиболее актуальных проблемах истории;

Умения:

– творчески осмысливать исторические события, отечественную и мировую историю, делая самостоятельные выводы и обобщения;

– всесторонне, с позиции историзма использовать знание истории для правильной оценки и анализа современных явлений, социально-политических и экономических процессов в России;

– объективно оценивать демократические гуманистические традиции, интересы и идеалы человечества; осмысливать опыт, уроки и факты общественной жизни.

Содержание дисциплины

Тема 1. Отечественная история как наука, методы и источники ее изучения

Отечественная история – важная составная часть гуманитарной подготовки специалистов в высшем учебном заведении.

Предмет «Отечественной история». Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, практически-политическая, мировоззренческая, воспитательная. Закономерности исторической науки.

Методы изучения истории основные:(хронологический,хронологически-проблемный,проблемно-хронологический, сравнительный); неосновные (периодизация, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-статистический, социологический). Методология изучения истории: альтернативность и многовариантность в исторической науке.

Источники изучения истории: архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, периодическая печать, кино-фото-документы. Историография (отечественная и зарубежная) в прошлом и настоящем: общее и особенное.

Отечественная история – неотъемлемая часть всемирной истории. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории, обеспечивающие различные пути к осмыслению отечественной и всемирной истории. Черты и особенности российского исторического процесса. Понятие о цивилизации. Н.Я. Данилевский, А.Д. Тойнби – авторы идей и теорий исторического круговорота обособленных и локальных «культурно-исторических типов» (цивилизации).

Отечественные историки – ученые С.М. Соловьев, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, М.Н. Покровский, Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин и др. и их вклад в развитие российской исторической науки.
Тема 2. Возникновение и развитие Древнерусского раннефеодального государства. Русь к IX-XIII вв.

Происхождение славян. Отделение славянской языковой группы, получившей название «праславян», от общего индоевропейского массива. Начало распада «праславянского» мира. Нашествие гуннов в Европу, в результате которого был нанесен серьезный урон развитию славянских племен. Начало массового переселения ряда славянских племен на Балканский полуостров. Активное и повсеместное распространение этноса «славяне».

Проблема этногенеза восточных славян (славяне, финно-угорские балтийские племена норманны). Политический смысл норманнской теории. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально политические процессы становления русской государственности. Начало русского государства Начало правления Рюрика. Правление Олега.

Киевская Русь: тенденции становления политического и социального строя, формирование законодательства. «Русская Правда».

Принятие христианства его значение. Развитие земледелия и рост городов Руси. Складывание феодального земледелия.

Эволюция восточнославянской государственности в XI-XIII вв.

Внешнеполитическое положение Руси в IX-XIII вв. Взаимоотношения с Византией и Западной Европой. Русь и кочевые народы. Монголо-татарское нашествие, его социально-экономические и политические последствия. Русь и Золотая Орда. Наступление крестоносцев на Северо-востоке Европы, участие русских земель в его отражении. Победа князя Александра Невского над шведами. Ледовое побоище, разгром немецких рыцарей. Образование Литовского государства. Русь и Литва. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XIV вв.
Тема 3. Российское централизованное государство в XIV-XVI вв.

Специфика формирования единого российского государства. Борьба московских князей за доминирование в Северо-Восточной Руси. Возвышение Москвы ее роль в объединении северо-восточных русских земель. Формирование сословной системы организации общества. Специфика формирования единого Российского государства, социально-экономические и политические предпосылки.

Борьба с властью татаро-монголов. Куликовская битва. Свержение татаро-монгольского ига. Ликвидация остатков Золотой Орды. Завершение объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Развитие форм феодальной земельной собственности. Утверждение поместной системы землевладения и процесс закрепления крестьян в конце XV –начале XVII вв. Оформление крепостного права. Различия в общественно-политическом развитии стран Западной Европы и России. Эпоха Возрождения на Западе и особенности развития России при Иване IV.

Укрепление самодержавия в середине XVI в. Иван Грозный. Складывание сословно-представительной монархии и реформы 50-х гг. Опричнина причина и последствия.
Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.

«Смутное время». Ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм в отношениях между властью и обществом. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский как персонифицированное отражение различных путей развития страны. Феномен самозванства. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол, его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России Дискуссии о генезисе самодержавия Развитие русской культуры.
Тема 5. Складывание абсолютизма. Российская империя в XVIII в.

XVIII в. в европейской и североамериканской истории. Россия, Ближний и Дальний Восток. Формирование абсолютной монархии в России. Изменения в политической системе и экономике России во второй половине XVII в. Церковная реформа и церковный раскол. Альтернативы развития России в конце XVII – начале XVIII вв. Реформы Петра I, последствия и значение их для Отечественной истории.

Оформление абсолютной монархии. Провозглашение Российской империи. Социально-экономическое развитие России в XVII-XVIII вв. Зарождение капиталистического уклада и разложение феодально-крепостнических отношений. Особенности российской мануфактуры. Складывание и развитие рыночных отношений развитие торговли. Торгово-промышленная политика правительства и купечества. Русская культура в XVII-XVIII вв.
Тема 6. Российская империя после Петра I

Эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины II. Просвещенный абсолютизм второй половины XVIII в. Расширение прав и привилегий дворянства и укрепление сословного строя. Усиление крепостничества и социальные конфликты. Крепостнические войны под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева.

Внешняя политика России в XVIII в. Северная война. Основание Петербурга. Битва под Полтавой. Победы Российского флота. Утверждение России на Балтике. Введение Петром I титула императора. Каспийский поход Петра I. Борьба России за выход к Черному морю. Азовские походы, русско-турецкие войны XVIII в. Вхождение Крыма в состав России.

Россия и Речь Посполитая в конце XVIII в. Участие России в Семилетней войне. Борьба России с французской экспансией в Европе. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.

Россия и походы на Кавказ. Георгиевский трактат. Вхождение казачества в состав России. Российские владения на Тихом океане.

Тема 7. Социально-экономические процессы в России XIX в.

Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Россия – страна «второго эшелона» развития капитализма. Дискуссии по данному вопросу.

Решение крестьянского вопроса и ограничение самодержавия – важнейшие условия перехода России к индустриальному обществу. Длительность, непоследовательность, цикличность процесса буржуазного реформирования. Роль субъективного фактора в преодолении отставания.

Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в. Реформы Л.А. Перовского и П.Д. Киселева. Преобразования времен Александра П. Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Указ 1861 г. и его историческая судьба. Консервация крестьянской общины. Русская деревня к концу XIX – началу XX вв.: роль сельского хозяйства в экономическом потенциале страны, формы земельной собственности, социальная структура, состояние помещичьих и крестьянских хозяйств, социальные конфликты. Процесс урбанизации. Механизация транспорта; первые пароходы и железные дороги.

Попытки реформирования политической системы при Александре I; проекты М.М.Сперанского и Н.Н. Новосильцева. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода в Европу для укрепления международных позиций России. Российское самодержавие и «Священный Союз». Изменение политического курса в начале 20-х гг.XIX в.: причины и последствия. Внутренняя политика Николая I. Россия и Кавказ.

Политические преобразования 60-70-х гг. «Контрреформы» Александра III. Утрата верховной властью инициативной роли в реформировании страны. Присоединение Средней Азии.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации … iconЭкзаменационные билеты по Истории России
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ по государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 класса
Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации … iconЭкзаменационные вопросы интернет-курсов интуит (intuit): 151. Управление...
Положение об итоговой аттестации обучающихся разработано в соответствии с Законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан...
Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации … iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине 63 программа итоговой аттестации студентов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации … iconПримерные экзаменационные билеты по истории составлены с учетом обязательных
В общеобразовательных учреждениях Российской Федерации используются различные формы итоговой аттестации выпускников по истории устный...
Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации … iconБиология
Федерации используются различные формы итоговой аттестации выпускников по биологии, в том числе устный экзамен по билетам, защита...
Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации … iconЭкзаменационные вопросы по истории и философии науки Курс «История и философия науки»
Программы курса и экзаменационные вопросы по первым двум частям курса представлены ниже
Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации … iconПорядок проведения государственной аттестации в 9х классах
Ответы на вопросы о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, единого государственного экзамена, новой формы государственной...
Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации … iconЭкзаменационные вопросы по медицинской микробиологии
«Итоговая государственная аттестация» составлен в соответствии с гос впо по специальности 080102 Мировая экономика и Положением об...
Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации … iconВ целях оценивания ответа экзаменуемого на вопросы билета можно использовать...
Настоящие экзаменационные билеты по основам безопасности жизнедеятельности разработаны как примерные с целью оказания помощи общеобразовательным...
Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации … iconЭкзаменационные билеты по истории для проведения итоговой аттестации...
Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: Юнити, 1997 – 495 с
Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации … iconПриказ 27. 03. 2013 г №18 «О подготовке и проведении итоговой аттестации»...
«Об утверждении списка выпускных классов на проведение итоговой аттестации в 9 и 11 классах»
Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации … iconОтветы на вопросы чата 20 мая
Положение о государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 и 11 классов мбоу гимназии №4 г о. Самара (далее Положение) определяет...
Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации … iconПрограмма итоговой аттестации выпускников в 2012/2013 учебном году...
Положения «Об итоговой аттестации выпускников гaоу спо то «Заводоуковский агропромышленный техникум» и Положения об итоговой аттестации...
Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации … iconЭкзаменационные билеты по литературе 9 класс. Примерные экзаменационные...
Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования...
Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации … iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников гбоу спо...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» разработана на основании...
Экзаменационные вопросы по Отечественной истории программа итоговой аттестации … iconЭкзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации...
Охватывают основные разделы содержания курса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск