Скачать 437.2 Kb.
|
На правах рукописи КУГУШЕВА ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНАОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА Специальность 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук ИЖЕВСК 2012 Работа выполнена на кафедре профессиональной педагогики в ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова» Научный руководитель: Семин Юрий Николаевич доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова» (г. Ижевск), декан факультета повышения квалификации преподавателей Официальные оппоненты: Казаринов Анатолий Сергеевич доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» (г. Глазов), профессор кафедры информатики, ТиМОИ Морозова Жанна Владимировна кандидат педагогических наук, доцент, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования УР (г. Ижевск), доцент кафедры профессионального и технологического образования Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» Защита состоится «19» мая 2012 года в 10-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ212.275.02 при ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» по адресу 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1, корп. 1, ауд. 003 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» (г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 2). Автореферат разослан «18» апреля 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета В.Ю. Хотинец д.психол.н., профессор ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Научно-техническая революция ХХI века оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Резкое ускорение научно-технического прогресса вызвало массированное давление человека на природу, что приводит к изменению окружающей среды. Острейшие противоречия между обществом и природой привели к угрозе всемирного экологического кризиса. Одним из важнейших направлений работы по выходу из экологического кризиса является становление и развитие экологического образования и воспитания, которое будет способствовать формированию у них нового экологического мышления и отношения к окружающему миру. Этим обусловлена огромная важность подобной работы именно сегодня. Реализации этих идей способствуют такие государственные документы, как Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002), Закон Российской Федерации «Об образовании» постановление об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации (1994). Однако традиционная педагогическая действительность не решает проблемы формирования экологического мышления в той степени, в какой это требует современное состояние общества и биосферы. Формирование экологического мышления выпускника вуза, развитие его экологической культуры является проблемой многих высших учебных заведений. В настоящее время в образовательной практике вузов отсутствуют какие-либо показатели сформированности экологического мышления, а именно: умение моделировать и прогнозировать развитие социоприродных систем, принимать экологически ответственные управленческие решения, реализовывать их на практике. Проведенный анализ научно-теоретической литературы показал, что научные работы по вопросу экологического образования и воспитания в вузах посвящены подготовке специалиста, следовательно, экологические проблемы рассматриваются с точки зрения профессиональной деятельности выпускника, а вопрос о формировании экологического мышления у студента как достойного члена современного общества остается мало изученным. В связи с этим, актуальность данного исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы формирования экологического мышления у студентов вузов в контексте педагогической науки. Степень разработанности проблемы. Проблемам становления и формирования экологической культуры в обществе посвящены работы В.В. Бахарева, И.В. Бестужева-Лады, И.В. Вагнер, Ю.А. Веденина, С.Н. Глазачева, В.А. Кобылянского, С.А. Купцовой, И.П. Кулясова, А.О. Лагутина, Б.Т. Лихачева, А.Г. Стегнии, У.М. Хайбулаевой, О.Н. Яницкого, и др. Важнейшим структурным компонентом экологической культуры является экологическое мышление (ЭМ). Термин «экологическое мышление», под которым понимается компонент экологической культуры, основанный на мыслительной деятельности человека и направленный на установление причинно-следственных связей, вероятностных и прогностических и образованный на комплексном многостороннем подходе с вычленением, анализом и последующим синтезом и прогнозом развития экологической ситуации, вошел в педагогическую науку благодаря работам педагогов-экологов С.Н. Глазачева, И.Д. Зверева, Б.В. Комиссарова, С.В. Клубова, И.Н. Пономаревой, Л.Л. Прозорова, Н.Ф. Реймерса, И.Т. Суравегиной и др. Изучение научно-педагогической литературы позволяет судить о том, что проблемы формирования исследуемого качества требует специального исследования, что обусловлено следующими противоречиями:
Необходимость разрешения противоречий обусловила проблему: «Какие организационно-педагогические условия способствуют формированию экологического мышления студентов вуза? » Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования: «Организационно-педагогические условия формирования экологического мышления студентов вуза». Проблема исследования позволила сформулировать его цель: разработать структурно-функциональную модель формирования экологического мышления студентов вуза, а также выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования исследуемого качества личности. Объект исследования – процесс экологического образования и воспитания студентов в вузе. Предмет исследования – структурно-функциональная модель и организационно-педагогические условия формирования экологического мышления студентов вуза. Гипотеза исследования – формирование экологического мышления у студентов вузов в учебно-воспитательном процессе будет эффективным, если:
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения теории познания о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений; философское учение о биосоциальной природе человека; системный (Н.В. Даниелян, В.А. Сластенин), синергетический (М.Н. Скаткин, В.И. Загвязинский) и личностно-деятельностный (И.А. Зимняя, И.С. Якиманская) подходы к образовательному процессу. Теоретическую основу исследования составляют:
При решении задач исследования и проверке гипотезы используется ряд общенаучных и педагогических методов:
Данные методы выбраны с учетом их необходимости и достаточности для решения поставленных исследовательских задач. Опытно-экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВПО «Чайковский государственный институт физической культуры», МАОУ ДОД «Станция юных натуралистов» г. Чайковского и Администрации Чайковского городского поселения. В исследовании принимали участие 104 студента вуза, 7 преподавателей вузов, 13 общеобразовательных школ Чайковского Муниципального района. Поставленные перед нами задачи определили ход исследования, которое выполнялось в три этапа с 2007 по 2012 годы. На первом этапе - поисково-теоретическом (2007-2008 гг.) - изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, методическая литература, изучался передовой педагогический опыт по проблеме исследования. Осуществлялась систематизация и обобщение теоретического и накопленного эмпирического опыта; разрабатывалась концепция исследования, определялась ее гипотеза, цели и задачи, объект и предмет. На втором этапе - экспериментальном (2009-2011 гг.) - осуществлялась опытно-экспериментальная работа по применению структурно-функциональной модели формирования экологического мышления студентов вуза; обосновывались и разрабатывались критерии и показатели оценки эффективности реализации структурно-функциональной модели и комплекса организационно-педагогических условий формирования исследуемого качества личности; систематизировались и оформлялись полученные данные, анализировались результаты и формулировались предварительные выводы. На третьем этапе - обобщающем (2012г.) - подводились итоги исследования, формировались выводы по результатам. Научная новизна исследования:
Теоретическая значимость исследования заключается в:
Практическая значимость исследования:
|
Педагогические условия формирования физической готовности к профессиональной... Охватывают представителей тех специальностей, где профессиональная деятельность носит ярко выраженный характер. В то же время нерассмотренными... | Статья посвящена рассмотрению вопросов интеграции лиц с ограниченными... Педагогические условия интеграции слабослышащих студентов в систему обучения в высшей школе | ||
Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий Охватывает дидактические компоненты учебного процесса, их связи и взаимовлияния; раскрывает функции, принципы, педагогические условия,... | Увр, нмр, вр, ахр, охране труда Педагогический коллектив А цель любой школы обеспечить психолого-педагогические, организационно-педагогические, социально-педагогические и правовые гарантии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организационно – педагогические условия образовательного процесса | Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской... Методические указания по выполнению контрольных работ студентами по учебной дисциплине «Учет на предприятиях малого бизнеса» | ||
Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного... Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы дошкольного образования | Тема: «Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс» Цель: Создать организационно-педагогические условия для расширения комплекса знаний по разделу «Первое знакомство с компьютером» | ||
Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования 1 Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы | На 2013-2014 учебный год муниципального бюджетного общеобразовательного... Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования | ||
На 2013-2014 учебный год муниципального бюджетного общеобразовательного... Система условий реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование экологического мышления учащихся на уроках географии – основа экологического образования | ||
Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных... Введение федерального государственного образовательного стандарта в Липецкой области | «Организационно-методические условия оздоровительных занятий в специальной... Психолого-педагогические аспекты оценки учебных достижений в специальной медицинской группе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организационно-педагогические и технические условия реализации компетентностного подхода на основе использования современных образовательных... | Пояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая... Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы |