Скачать 420.94 Kb.
|
На правах рукописи ШНАЙДЕР Марина Генриховна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ) 13.00.08 – теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Чебоксары – 2009
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность исследования. Неустойчивая социально-экономическая ситуация в стране, вызванная международным экономическим кризисом, и многотрудное продвижение по пути социальных преобразований резко обостряют проблему профессионального становления специалистов во всех областях социальной практики. Система подготовки высококвалифицированных кадров приобретает стратегическое значение, превращается в главный инструмент обеспечения высокой конкурентоспособности национальной экономики, а вопросы подготовки компетентных, высокопрофессиональных специалистов приобретают все большую актуальность. Несомненно, что полноценное использование сформированных за годы обучения профессиональных знаний, умений и навыков возможно только при хорошем состоянии здоровья, высокой степени работоспособности молодых специалистов, их физической готовности к профессиональной деятельности. Следовательно, здоровье молодого специалиста приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение. Известно, что одним из ведущих факторов, обеспечивающих здоровье, является физическая активность (В.К. Бальсевич, 1998-2000; Г.В. Мельников, Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991; B.H. Marcus, C.R. Nigg, D. Riebe, 2000; J. Lefevre, R. Philippaerts, K. Delvaux, и др.). И все же, несмотря на обширную информацию о пользе физически активного стиля жизни, большая часть студенческой молодежи не занимается физическими упражнениями и ведет так называемый «сидячий образ жизни» (Р.Е. Мотылянская, Э.Я. Каплан, В.К. Велитченко; J. Sullum, M.M. Clark, T.K. King и др.). Студенты не ассоциируют физическую культуру с общей и профессиональной культурой специалиста (А.М. Воронов, 1996), физкультурно-спортивная деятельность не стала для них насущной потребностью (Т.Г. Коваленко, 1999; Т.А. Кохан, 2000; Н.В. Белкина, 2003), физическая культура в системе ценностей остается на абстрактном, нейтральном в отношении конкретной личности уровне (В.А. Стрельцов, 2003). Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о наличии парадоксальной ситуации, проявляющейся в том, что, осознавая значимость занятий физическими упражнениями для укрепления своего здоровья и повышения функциональных показателей, значительная доля студенческой молодежи остается физкультурно пассивной. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что, данное явление есть следствие недостаточного учета в традиционном содержании физического воспитания в вузах реалий современной жизни. Встает вопрос повышения эффективности физического воспитания студенческой молодежи, в формировании всесторонней, в том числе и физической, готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности. С учетом значимости формирования физической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в период обучения в вузе, в теории профессионального образования были проведены исследования по определению содержания, средств и методов физического воспитания при подготовке представителей различных специальностей – ведомственных подразделений (Ю.Ф. Подлипняк, В.Р. Яншин, 1985; С.В. Непомнящий, 1989; Г.А. Ямалетдинова, 1991; Н.В. Ческидов, 1996; В.В. Бондарь, 1999; А.В. Макаров, 2002 и др.), монтажников высотников (В.А. Кабачков, 1969), моряков дальнего плавания (В.Н. Ефстафьев., О.Ю. Нетудыхатка,1988), полевых и экспедиционных профессий (Ю.И. Евсеев, 1984), воздушной авиации (В.Ф. Токарев, В.Н. Макаров, 1984), работников нефтяной и газовой промышленности (Д.А. Валеев 1979), горноспасателей С.А. Брандис, 1970), работников сельского хозяйства (И.В. Диманскас, Л. Тензегольскис,1967; Р.Н. Макаров, В.А. Липчанский, 1986; А.П. Павлова, 1987 и др.), химической, текстильной промышленности и литейного производства (В.Н. Варванин, 1979; Р.Т.Раевский, А.И. Никифоров, 1980; Е.П. Гук 1982. и др.). Данные исследования охватывают представителей тех специальностей, где профессиональная деятельность носит ярко выраженный характер. В то же время нерассмотренными остались специальности, в том числе и экономические в которых отсутствуют четкие требования к уровню физической готовности работников. Тем не менее. Анализ научных исследований и педагогическое осмысление проблемы указывает на наличие противоречия между потребностью общества в специалистах с высоким уровнем физической готовности к профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью педагогических условий, содержания, технологий и средств ее формирования в условиях высшего профессионального образования. Обозначенное противоречие актуализирует проблему: каковы педагогические условия формирования физической готовности у студентов экономических специальностей к профессиональной деятельности в период обучения в вузе. Поиск путей разрешения противоречия и проблемы исследования определили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия формирования физической готовности к профессиональной деятельности у студентов вуза (на примере экономических специальностей)». Цель исследования состоит в теоретическом выявлении и экспериментальном обосновании педагогических условий формирования физической готовности к профессиональной деятельности у студентов вуза (на примере экономических специальностей). Объектом исследования является система физического воспитания студентов экономических факультетов высших учебных заведений. В качестве предмета исследования рассматривается процесс формирования физической готовности у студентов экономических специальностей к профессиональной деятельности. Гипотеза исследования. Формирование физической готовности к профессиональной деятельности у студентов вуза (на примере экономических специальностей) будет эффективным в том случае, если: - определить содержание физической готовности к профессиональной деятельности с учетом получаемой специальности; - выявить средства физического воспитания, содействующие формированию физической готовности к профессиональной деятельности у студентов; - разработать программу по физическому воспитанию будущих специалистов, включающую реализацию с учетом специфики профессиональной деятельности, в рамках которой возможно выявление средств формирования физической готовности; - формировать у студентов экономических факультетов потребность в достижении физической готовности к профессиональной деятельности; - осуществлять контроль и корректировку процесса формирования физической готовности к профессиональной деятельности у студентов. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования: 1) определить сущность и содержание физической готовности студентов к профессиональной деятельности экономических специальностей; 2) разработать модель физической готовности к профессиональной деятельности студентов экономических специальностей; 3) выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования физической готовности у студентов экономических специальностей; 4) экспериментально апробировать выявленный комплекс педагогических условий формирования физической готовности к профессиональной деятельности у студентов экономических специальностей. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, констатирующий и формирующий педагогический эксперименты, тестирование, методы математической статистики. Методологическую основу исследования составили: философские учения о всеобщей взаимосвязи явлений и процессов, диалектическая теория познания, основные положения общей теории систем (П.К. Анохин, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, В.Н. Садовский, L. Von Bertalanffy, J. De Rosnay и др.), психологической теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и др.). Теоретическую основу исследования составили идеи, раскрывающие профессиональную готовность как проявление индивидуально-личностных качеств личности (А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе), как результат профессиональной подготовки специалиста (В.Д. Шадриков), как целостное проявление всех сторон личности, обеспечивающих выполнение профессиональных функций (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова). теории контекстного обучения (А.А. Вербицкий), теории и методики физического воспитания (Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов и др.). Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: - определена сущность и содержание физической готовности специалиста экономической профессии к профессиональной деятельности; - разработана и экспериментально обоснована модель физической готовности студентов экономических специальностей к профессиональной деятельности; - выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования физической готовности студентов экономического специальностей к профессиональной деятельности. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что они дополняют, развивают и углубляют теорию и методику профессионального образования современными знаниями и представлениями о сущности и содержании физической готовности студентов экономических специальностей к профессиональной деятельности, педагогических условиях физической готовности формирования будущих специалистов к профессиональной деятельности в процессе физической подготовки . Практическая значимость исследования состоит в том, что экспериментальной программы физического воспитания студентов экономического факультета способствует совершенствованию процесса формирования готовности к профессиональной деятельности у будущих специалистов экономических специальностей. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при организации физического воспитания в учреждениях профессионального образования различного уровня при подготовке специалистов экономического профиля. Исследования осуществлялось в четыре последовательных, взаимосвязанных этапа. На первом этапе (2004-2005 уч. год) осуществлялся теоретический анализ и обобщение философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Уточнялось и конкретизировалось понятие физической готовности к профессиональной деятельности, выявлялась его сущность. Определялись цель, объект, предмет и методы исследования, формулировались основные положения рабочей гипотезы. На втором этапе исследования (2005-2006 уч. год) определялся комплекс педагогических условий, проводился констатирующий эксперимент, направленный на определение содержания физической готовности студентов экономических специальностей к профессиональной деятельности и выявление средств физического воспитания, способствующих формированию данного вида готовности. На третьем этапе исследования (2006-2007 уч. год) проводился формирующий эксперимент, направленный на экспериментальное обоснование комплекса педагогических условий формирования физической готовности у студентов экономического специальностей к профессиональной деятельности. На четвертом этапе исследования (2007-2008 уч. год) осуществлялся количественный и качественный анализ экспериментальных данных, оформление результатов исследования в виде научных статей, диссертации, автореферата, внедрение результатов исследования в практику. Опытно-экспериментальной базой исследования явился экономический факультет ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». В исследовании приняли участие 122 студентки. Положения, выносимые на защиту: 1. Определения содержания физической готовности к профессиональной деятельности с учетом получаемой специальности. 2. Выявления средств физического воспитания, содействующие формированию физической готовности к профессиональной деятельности у студентов 3. Разработка программы по физическому воспитанию будущих специалистов, включающая реализацию учета специфики профессиональной деятельности, в рамках которой возможно выявление средств формирования физической готовности. 4. Формирование у студентов экономических специальностей потребность в достижении физической готовности к профессиональной деятельности. 5. Осуществления контроля и корректировки процесса формирования физической готовности к профессиональной деятельности у студентов. Степень достоверности и обоснованности выводов и основных положений, выносимых на защиту, обеспечивается адекватностью методов исследования его целям и задачам; основными положениями общей теории систем, психологической теории деятельности и контекстного обучения; результатами педагогического эксперимента с участием достаточной выборки испытуемых; корректным использованием методов математической статистики для количественного анализа экспериментальных данных. Апробация работы и внедрение результатов работы. Основные положения работы докладывались на научно-практических конференциях различного уровня: Международной – «Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века» (Ульяновск, 2006); всероссийских – «Формирование духовно-нравственной, здоровой личности» (Москва-Чебоксары, 2005), «Актуальные проблемы совершенствования физической подготовленности студенческой молодежи» (Чебоксары, 2008); «Формирование готовности к предстоящей профессиональной деятельности средствами физического воспитания» (Москва-Новочебоксарск, 2009); региональной – «Проблемы повышения качества образования в условиях модернизации общества» (Чебоксары, 2004); межвузовских (Чебоксары, 2004; 2005; 2008). |
Организационно-педагогические условия формирования экологического мышления студентов вуза Охватывает студентов всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ | Педагогические условия подготовки выпускника вуза к предпринимательской... Методические указания по выполнению контрольных работ студентами по учебной дисциплине «Учет на предприятиях малого бизнеса» | ||
Статья посвящена рассмотрению вопросов интеграции лиц с ограниченными... Педагогические условия интеграции слабослышащих студентов в систему обучения в высшей школе | Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4 | ||
«Астрономия» № п/п Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности... | Проектирование учебного процесса студентов вуза средствами дистанционных технологий Охватывает дидактические компоненты учебного процесса, их связи и взаимовлияния; раскрывает функции, принципы, педагогические условия,... | ||
Конкурсы, проводимые Российским фондом фундаментальных исследований Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности... | Публичный доклад мбоу «Ижморская средняя общеобразовательная школа №1» Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности... | ||
Профессиональная подготовка преподавателей специализированных образовательных... Обосновать модель профессиональной подготовки к преодолению затруднений педагогического характера преподавателей боевой и физической... | Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 г. Сочи... Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности... | ||
Запятая ольга Валентиновна формирование социальных умений младших... Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности... | Петров Павел Карпович, д п. н., профессор, зав кафедрой гимнастики... «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза: Информационные технологии в физической культуре... | ||
Академия Естествознания проводит II общероссийскую студенческую электронную... Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности... | Формы для представления заявок по различным видам конкурсов программы... Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности... | ||
Исследовательская работа техникума Основные приоритеты нир гаоу спо... Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности... | 1 Вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым)... Фгос впо в области адаптивной физической культуры, физической реабилитации и здоровьесберегающих технологий по направлению подготовки... |