Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык»





Скачать 394.65 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык»
страница1/3
Дата публикации15.04.2015
Размер394.65 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного образовательного

бюджетного учреждения высшего профессионального образования -

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин







Утверждаю

Декан факультета заочного обучения


И.М.Дребнева

(подпись, расшифровка подписи)

“____”______________2011 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык»



Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки

Начальное образование
Квалификация выпускника

бакалавр

Форма обучения

заочная

Бузулук 2011

Рецензент


ст.преподаватель кафедры гуманитарных и социальных дисциплин

Кузяева Н.А.
Рабочая программа дисциплины «Русский язык»/ сост.С.И.Сергеева – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 23 с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части (Б.3.2.2) профессионального цикла студентам заочной формы обучения по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование в 1,2,3,4,5 семестрах.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "22" декабря 2009г. № 788






Составитель ____________________ С.И.Сергеева

31 августа 2011 г. (подпись)





 Сергеева С.И., 2011




 БГТИ (филиал) ОГУ, 2011


Содержание







с.

1

Цели и задачи освоения дисциплины ………………………………....

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………………

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины………

5

4

Содержание и структура дисциплины …………………………………

6

4.1

Содержание разделов дисциплины……………………………………..

7

4.2

Структура дисциплины………………………………………………….

9

4.3

Практические занятия (семинары)……………………………………...

11

4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………….

12

5

Образовательные технологии…………………………………………..

13

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………...


14

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации…………………………………………....


15

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………...

19

7.1

Основная литература………………………………………………...…

19

7.2

Дополнительная литература………………………………………...…

20

7.3

Периодические издания…………………………………………….......

20

7.4

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы……………....


21

7.5

Методические указания к практическим занятиям ……………....…

21

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины

21




Лист согласования рабочей программы дисциплины…………....……

22




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …....…

23



1 Цели и задачи освоения дисциплины

Цели курса:

- изучение и систематическое описание строя русского языка в его современном состоянии;

- рассмотрение основных проблем современной лингвистической науки под углом зрения профессиональной подготовки студента вуза, получающего квалификацию «учитель начальных классов».

Задачи курса: 

- овладеть научными знаниями о строе современного русского языка и его основных единицах;

- сформировать у студентов умения и навыки фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, орфографического и пунктуационного анализов языковых единиц;

- научить студентов проводить внутри - и межъязыковые сравнения, строить простейшие модели языковых объектов и использовать результаты лингвистической деятельности в практике преподавания русского языка в начальной школе.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Русский язык» представляет собой дисциплину вариативной части (Б.3.2.2) профессионального цикла и относится к направлению 050100.62 Педагогическое образование.

Дисциплина основывается на школьном курсе русского языка.

Является основой для изучения таких дисциплин как «Введение в языкознание» и «Фонетика».

Общая трудоёмкость освоения учебной дисциплины составляет 18 зачётных единиц, количество часов – 648, в т.ч. аудиторных – 64; внеаудиторных – 584 часа - полный срок обучения.

Форма отчётности – зачёт, экзамен.

Общая трудоёмкость освоения учебной дисциплины составляет 18 зачётных единиц, количество часов – 648, в т.ч. аудиторных – 46; переаттестация – 108; внеаудиторных – 494– сокращенный срок обучения.

Форма отчётности – зачёт, экзамен.

3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО:

общекультурные компетенции:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен анализировать мировоззренческие социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности диалога и сотрудничества (ОК-3);

- способен использовать знания о современной естественнонаучной картины мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

- способен логически верно воспроизвести устную и письменную речь (ОК-6);

- готов к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

- владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК – 10);

- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

общепрофессиональные компетенции

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

-способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

профессиональные компетенции

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно - воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта в организации культурно - просветительской деятельности (ПК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:

- состояние современного русского языка, основные законы и особенности его функционирования, закономерности его развития, актуальные проблемы языковой культуры общества в процессе речевой деятельности;

- содержание основных понятий: «язык» и «речь», «национальный язык», «литературный язык», «речевая деятельность», «функциональные стили», «лексическое значение», «стилистическое значение», «языковая норма»; виды речевого общения, обусловленность выбора языковых единиц видами речевого общения в процессе речевой деятельности; виды речевой деятельности;

- особенности вербальной и невербальной коммуникации, техники речи; основные функции языка, особенности его многоуровневой системы; основные литературные нормы и их особенности, закономерности их формирования и изменения;

- функциональные стили и их особенности, многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях;

- основные признаки текста; общие требования, предъявляемые к текстам различных стилей и жанров;

- лингвистические и психолингвистические основы публичного выступления;

- особенности устной и письменной научно-технической коммуникации;

- основные типы словарей, особенности их структуры, а также структуры словарных статей, роль помет при выборе лексической единицы в соответствии с коммуникативными целями, задачами и намерениями;

- этико-речевые нормы и правила речевого этикета.
уметь:

- выбирать языковые средства, уместные для конкретной коммуникативной ситуации;

- строить высказывания с учетом литературных норм и коммуникативной ситуации;

- фиксировать нарушения литературных норм в различных высказываниях и корректировать их;

- составлять устные и письменные тексты научного стиля (конспекты, аннотации, рефераты, доклады) с использованием различных приемов переработки текста (компрессии, трансформирования и т.д.) ;

- составлять тексты официально-делового стиля (заявления, доверенности, резюме; деловые письма и т.д.);

- готовить устные публичные высказывания (сообщение, доклад) и анализировать прослушанные публичные выступления;

- пользоваться словарями и правильно интерпретировать полученную из них информацию о языковых единицах;

- соблюдать правила речевого этикета.
владеть:

- нормами современного русского литературного языка, навыками организации речи с учетом языковых, коммуникативно-речевых и этико-речевых норм;

- навыками употребления функционально дифференцированных языковых средств в соответствии с конкретными коммуникативными целями, задачами и условиями;

- навыками подготовки устных и письменных высказываний / текстов разных стилей (в первую очередь, научного и официально-делового) и жанров;

Приобрести опыт деятельности:

- в подготовке и анализе публичного выступления;

- в работе с научной и справочной литературой по русскому языку.
4. Содержание и структура дисциплины

4.1 Содержание разделов дисциплины

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Введение в науку о языке

Предмет и задачи курса «Русский язык», его теоретические и прикладные аспекты. Особенности современной языковой ситуации. Язык как знаковая система. Единицы языка. Уровни языка. Язык и речь. Функции языка. Формы существования языка. Литературный язык.

ДЗ


2

Фонетика и фонология

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые в мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование

ДЗ, К

3

Лексикология

Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем. Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.

Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.

Словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении (^оватый, ^ательница и т. п.). Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з и с. Правописание корней -лож- — -лаг-; -рос- -раст-(-ращ~). Буквы о—е после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов.

Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов


ДЗ, К

4

Морфемика и словообразование

Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов. Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов:   приставочный,   суффиксальный,   приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности.   Словообразовательные   цепочки   однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн вименах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ыи в корне после приставок


ДЗ


5

Морфология

Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем


ДЗ, Т

6

Синтаксис простого предложения

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении

ДЗ

7

Синтаксис сложного предложения

Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи

ДЗ
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» iconРабочая программа учебной дисциплины «русский язык»
Рабочая программа дисциплины «Русский язык» / сост. Н. А. Петреня – Оренбург: Индустриально-педагогический колледж
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» для специальностей
Русский язык в учебном заведении спо является одной из основных гуманитарных дисциплин общеобразовательного цикла (образовательная...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык»
«Русский язык для специальностей среднего профильного образования», разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» iconРабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 16. Русский язык с основами...
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» iconПрограмма учебной дисциплины «Русский язык»
При получении специальностей спо технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей обучающиеся изучают русский...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» iconПрограмма учебной дисциплины «Иностранный язык»
Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: иностранный язык, русский язык,...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» iconПрограмма составлена в соответствии с «Примерной программой учебной дисциплины «Русский язык»
Программа составлена в соответствии с «Примерной программой учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» iconПрограмма разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык»
«Русский язык» для подготовки квалифицированны рабочих и служащих 35. 02. 07 «Автомеханик», одобренной и рекомендованной Департаментом...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» iconНовороссийский филиал
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 32 с
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гсэ цикла студентам очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» iconРабочая программа учебной дисциплины участники избирательного процесса
Основы педагогики. Дисциплина ооп иностранный язык в правоведении помогает использовать не переведенные на русский язык зарубежные...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление подготовки (специальности): 022000 Экология и природопользование (изб)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск