Скачать 241.9 Kb.
|
Управление образования администрации Шебекинского района ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДУХОВНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Автор опыта: Махонина Ольга Сергеевна учитель православной культуры МОУ СОШ №4 Шебекино 2010 Содержание Информация об опыте……………………………………………………………………..3 Технология опыта………………………………………………………………………….7 Результативность опыта…………………………………………………………………..13 Библиографический список….............................................................................................16 Приложение к опыту ...........................................................................................................17 Информация об опыте Тема опыта. Одной из задач современной школы является воспитание личности, наделенной нравственными качествами, чувством долга, ответственности за свои поступки. В современных условиях морального кризиса духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения (в том числе и в краеведческом аспекте) в системе образования на основе традиционных православных ценностей российского общества, приобрело особую актуальность. На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить учебный материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем для меня стало очевидным, что рассказы, связанные с историей храмов родной местности, святынь нашего края вызывают у учащихся неподдельный интерес, я решила изучать православную культуру через изучение православной культуры родных мест, близкой и понятной детям. Таким образом, в процессе работы я сформулировала тему своего опыта: «Использование элементов духовного краеведения как средства нравственного воспитания учащихся» 1.1. Условия становления опыта. Опыт сформирован в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Шебекино Белгородской области». «Педагогический стаж» школы - 70 лет. Школа приобрела много добрых традиций и осуществила апробацию разнообразных моделей обучения. За это время учителями накоплен богатый педагогический опыт, сложились определенные традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса. Мне, коренной жительнице города Шебекино, горячо любящей этот уголок России, как и всем моим землякам, не безразлична судьба родного края. Мне хочется, чтобы судьба Белгородчины перешла в надежные руки будущего поколения, которое мы можем воспитать, я убеждена, используя в учебной деятельности богатый краеведческий материал. Духовное краеведение – это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках и во внеклассной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно-полезная направленность, его поисково-исследовательский характер. 1.2. Актуальность опыта. Сегодня происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и прежде всего в её духовной составляющей. Разрушение прежней системы ценностей создало духовный вакуум. Эрозии подверглись традиционные ценности народной жизни, отечественной истории, культуры. Произошло обесценивание идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству. В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические настроения. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций – показатель ухудшения нравственного здоровья общества. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания в контексте учебно-воспитательного процесса заключается не в отдельно отведенных часах школьной программы, а в создании духовной атмосферы, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. Актуальность заявленной мною темы определяется необходимостью донести до сознания молодых поколений основополагающие ценности отечественной культуры. Приоритетность духовно-нравственного воспитания как ценностно-мотивационной установки нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения представлена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В качестве основных причин создания документа были названы следующие: - отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения; - недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа. Концепция не только описывает модель личности, но и является неким «техническим заданием» на разработку учебных программ и внеурочных занятий. Новые задачи, поставленные перед школой, потребуют пересмотра всего содержания образования. Федеральный Государственный образовательный стандарт второго поколения строится на деятельностном подходе. Это значит, что процесс обучения понимается не только как усвоение знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения ею духовно-нравственного и социального опыта (Конц. П.1.3.), воспитание патриотических убеждений, освоение социальных ролей, норм и правил (Конц.П.1.4.). Без приобщения новых поколений к ценностям отечественной духовной традиции невозможно обеспечить доступ к наследию отечественной культуры. Это живая, быстро возрождающаяся сегодня традиция. Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования я считаю использование потенциала регионального духовного наследия. 1.3. Ведущая педагогическая идея опыта Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что нравственное и патриотическое образование и воспитание учащихся будет более эффективным, если при решении определенных задач будут использоваться ценности отечественной духовной традиции краеведческого характера. 1.4. Длительность работы над опытом Работа над опытом продолжалась с 2007 по 2010 год и состояла из нескольких этапов: 1-й этап – осознание актуальности проблемы, анализ научно-методической литературы, традиционных и нетрадиционных форм и методов работы. 2-й этап – определение цели и задач исследования, разработка уроков и внеклассных мероприятий, реализация теории на практике. 3-й этап – моделирование содержания опыта, апробация основных теорий, корректировка действий. 4-й этап – обобщение результатов педагогического опыта. 1.5. Диапазон опыта Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом. 1.6. Теоретическая база опыта. «Культура, - по словам академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих огромное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства». (Лихачев Д.С. Возникновение русской культуры. - М.: АН СССР, 1958. – 240с.). Культура великой России - это не только и не столько многочисленные удивительные памятники архитектуры, изобразительного, музыкального искусства и народного творчества. Духовно-нравственная культура России – это прежде всего наши просветители, герои, подвижники, святые земли Русской, а также их твердые нравственные устои, патриотические заветы, жертвенное служение своему Отечеству и людям. Воспитание подрастающего поколения в системе образования на основе традиционных православных ценностей российского общества приобрело особую актуальность. Это находит отражение в трудах таких выдающихся педагогов, как схиархимандрит Иоанн Маслов (схиархимандрит Иоанн Маслов. «Основы русской педагогики». - М, 2004. – 256с.), протоиерей Евгений Шестун (Шестун Евгений; протоиерей. Православная педагогика. - М. - Про-Пресс, 2001.-576 с.), Янушкявичюс Р.В. (Основы нравственности. Янушкявичюс Р. В. – М.: «Православная педагогика», 2004 год. – 504с.). В 90-е гг. ХХ в. активно развивались различные виды краеведения: историческое, этнографическое, литературное, географическое. Особая роль в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения нашей страны, юных граждан новой России принадлежит духовному краеведению – изучению истории культуры и религии родного края, в частности, исторического развития традиционной конфессии Белгородчины – православия, духовной православной культуры региона. Интерес к собственным корням, к наследию предков в настоящее время получил новый импульс своего развития, связанный с возрождением духовно-нравственных ценностей православия в России. После нескольких десятилетий фактического запрета в советский период история Русской Православной Церкви, православная духовная культура активно изучаются, так как в современном российском обществе имеется большая потребность в исторических сведениях о храмах, монастырях, церковных приходах, о священнослужителях и представителях церковных учреждений и обществ, наблюдается интерес к духовной культуре православия - церковной архитектуре, изобразительному искусству, музыке, поэзии. 1.7. Степень новизны. Инновационность опыта заключается, во-первых, в совокупности образовательно-воспитательного потенциала на основе традиционных мировоззренческих понятий, во-вторых, в качественно иной подаче учебного материала с использованием духовного краеведения. 2. Технология описания опыта Целью педагогической деятельности является воспитание нравственности, гражданских и патриотических качеств личности через духовное краеведение. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач: -актуализация полученного опыта в рамках построения учебно-воспитательной системы; - формирование уважения к национальному и культурному наследию, гражданской ответственности, любви к Родине. - развитие духовности личности; - развитие способности коммуникативного общения, раскрытие личностных качеств, саморазвитие, самоопределение. Используя краеведческий материал на уроках православной культуры, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание православной культуры конкретность и убедительность, участвует в нравственном и патриотическом воспитании учащихся. Мой педагогический опыт убедительно доказывает, что использование краеведческого материала в учебных целях акцентирует внимание учащихся на фактах и явлениях окружающей действительности, помогает формированию у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, кроме того, открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, побуждает к поиску, исследованию и даже самостоятельному открытию. Духовное краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников. Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми в общении и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и осознавать свои возможности. Работая в данном направлении, я сформулировала основополагающие принципы своей педагогической деятельности: - принцип доступности, основанный на том, что обучение должно строиться исходя из уровня реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье, - принцип научности предусматривает развитие у учащихся умений и навыков научного поиска, а также предоставление им информации, основанной на научном материале, - принцип направленности обучения на решение взаимосвязи задач образования и воспитания, - принцип личностного подхода и развивающего обучения. Система моей работы включает в себя два основных направления: 1) использование воспитательных возможностей урока 2) внеурочная деятельность:
Я убеждена, что введение вопросов, связанных с духовным краеведением, может осуществляться практически на каждом уроке православной культуры. Предлагаю рассмотреть это на примере 3 класса (2-й год обучения).
Научно-исследовательские работы моих учащихся представляют собой творческие проекты, включающие проведение мониторинга, анализ архивных источников, воспоминаний, интервью участников событий. Подобная деятельность, я уверена, формирует у учащихся умение логически рассуждать, давать собственную оценку событиям и фактам, делать выводы, основанные на самостоятельно собранном материале. В процессе исследования учащиеся стремятся познать все стороны изучаемого объекта, восстановить его историю, собрать и сохранить устное свидетельство, документы и фотографии. Эта позитивная деятельность, бесспорно, рождает в них интерес, побуждает к дальнейшему творчеству. Подобная деятельность дает учащимся возможность принимать участие в научно-исследовательских конференциях, конкурсах различного уровня. В период с 2007 по 2010 годы моими учащимися было написаны работы на темы: «Вперед в прошлое» (история храма Покрова Пресвятой Богородицы села Нежеголь Шебекинского района), «Игумения Иннокентия» (жизнеописание прапрабабушки учащейся МОУ СОШ №4 Пузановой Ольги), «Самый добрый батюшка на земле» (о жизни и подвигах старца XX столетия архимандрита Ипполита, бывшего некогда духовником женского монастыря села Зимовенька Шебекинского района), «История храма святых бессребреников Космы и Дамиана г. Шебекино» (см. приложение №3). Каждая из этих работ – небольшой, но очень значимый вклад учащихся школы в развитие духовных традиций нашего края. Более того, личная заинтересованность детей, интерес, рождённый в процессе творчества, откроют путь дальнейшим исследованиям. Изучение духовного краеведения позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как история России, обществознание, мировая художественная культура, музыка, литература. В 2009-2010 учебном году я стала участником регионального эксперимента по интеграции английского языка и православной культуры. Итоговый урок данного курса был проведен по теме «Святые места Белогорья» (см приложение №2). Задача любого учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, любому педагогу важно, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методов привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Мной и моими учащимися эффективно применяются презентации, используемые при защите исследовательских работ, рефератов, для демонстрации виртуальных экскурсий и в качестве самостоятельного продукта деятельности. Кроме того, в последнее время, учащихся привлекает создание фильмов, первый из которых «Радость моя» (о православных традициях семей, живущих в родного городе Шебекино) был снят в 2008 году. В 2009 появились еще два фильма: «Икона святителя Николая Ратного», рассказывающий о чудесном обретении на Шебекинской земле чудотворной иконы святителя Николая, и фильм «Православные традиции и моя семья». Вопросы духовного краеведения находят отражение в системе классных часов. Мной разработан цикл часов общения для 5 класса по теме «Святое Белогорье»: во внеурочное время учащиеся получили возможность расширить свои знания о православной культуре родного края (см. приложение №4). Благодаря краеведческим материалам мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. И ведь действительно, трудно любить то, чего не видел своими глазами, поэтому мы с детьми совершаем экскурсии по святым местам родного края, среди которых можно назвать уникальную поземную обитель – Свято-Троицкий Холковский монастырь (с.Чернянка), Преображенский кафедральный собор, Крестовоздвиженский храм на Кошарах, Смоленский собор (г.Белгород), не забываем и святые места родного г. Шебекино: мы посетили Космодамиановский храм г. Шебекино, часто бываем в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Дети становятся очевидцами событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью, и, когда на уроке православной культуры они сталкиваются с материалом и событиями, им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что материал ложится на уже подготовленную почву. Результативность Не вызывает сомнения тот факт, что результаты нравственного и патриотического воспитания покажет сама жизнь, однако первые выводы можно сделать уже сегодня. Мною проведён анализ уровня сформированности нравственности у учащихся 7 «Б» класса. Чтобы определить его, я предложила ученикам ранжировать список с личностными качествами и человеческими ценностями, в числе которых были следующие: 1. Дисциплинированность 2. Трудолюбие 3. Отзывчивость 4. Хорошая учеба 5. Любовь 6. Честность 7. Уверенность в себе 8. Деньги 9. Семья 10. Ум 11. Общительность 12. Друзья 13. Справедливость 14. Здоровье 15. Принципиальность. Приоритеты распределились следующим образом:
Таким образом, я сделала вывод о том, что два года назад дети ставили на первое место материальные блага и личную выгоду, в настоящее время преобладают нравственные ценности. Для диагностики уровня нравственной воспитанности в этом же классе я использовала методику Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» (Щуркова Н. Е., Рагозина Л. Д. «Формирование жизненного опыта у учащихся». Изд. Педагогическое общество России, 2002. – 160с.) Учащимся предлагалась 31 жизненная ситуация, необходимо было выбрать один из трех предложенных ответов. Мной были получены следующие результаты: - достаточная сформированность нравственной воспитанности была выявлена в 5 классе у 40% учащихся, в 6 классе у 42 %, в 7 классе у 50 % учащихся; - некоторая безнравственная ориентация была выявлена в 5 классе у 52% учащихся, в 6 классе у 50%, в 7 классе у 44% учащихся; - несформированность нравственных отношений была определена в 5 классе у 8 %, в 6 классе у 8 %, в 7 классе у 6 % учащихся. Вывод: результаты показывают, что наблюдается рост уровня нравственной воспитанности, что говорит об эффективности моей деятельности и о правильно выбранных формах и методах обучения. Результативность участия в олимпиадах и конкурсах различных уровней:
Результативность моей деятельности:
Библиографический список:
Приложение к опыту
|
Латинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических... «Из последующего»; исходя из опыта, на основании опыта. В логике – умозаключение, делаемое на основании опыта | Конкурс «Презентация опыта» в рамках четвертого Всероссийского слета... Мероприятия по обобщению и распространению опыта педагогов школы в I полугодие 2013-2014 учебного года | ||
Опыта Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара» | Тема опыта Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки | ||
Опыта Автор опыта: Артеева Ирина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад №62г. Нарьян-Мара» | Тема опыта Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара» | ||
Опыта Автор опыта: Тайбарей Людмила Валентиновна, воспитатель мб доу "Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара" | Опыта Автор опыта: Давыдова Татьяна Юрьевна, учитель родного языка мбоу «средняя общеобразовательная школа п. Индига» | ||
Тема опыта Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области | Опыта Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | ||
Инновационного педагогического опыта (ипо) Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» | Тема педагогического опыта История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении | ||
Модульная анкета обобщения передового опыта Блок №1 Общие сведения Объект передового опыта: Образовательный процесс по физике в 7-11 классах общеобразовательной школы | Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности... Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В | ||
Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей... | 1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта Сегодня мы открыто говорим о катастрофическом падении интереса к русскому языку как учебному предмету и сетуем на безграмотность |