Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию МАОУ СОШ № 2 г. Березники, Пермского края за 2013 – 2014 учебный год Цель настоящего самообследования – представить местной общественности и родителям информацию о деятельности МАОУ СОШ № 2, дать оценку выполнения поставленных задач, проанализировать результаты образовательного процесса за 2013-2014 учебный год, определить перспективы дальнейшего развития. I. Общая характеристика учреждения.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 открыта в 1936 году. Здание школы расположено в историческом центре города между двумя остановками общественного транспорта.
Учредитель: комитет по вопросам образования администрации г.Березники
Адрес: 618400 Пермский край, г.Березники, ул.Пятилетки, 21 Schkola2@mail.ru ; т. 26-21-93
Лицензия (бессрочная) на право ведения образовательной деятельности от 21 сентября 2011 года (регистрационный №1630) – серия РО №025466 – выдана Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.
Свидетельство о государственной аккредитации от 18 июня 2012 года (действительно по 18 июня 2024 года) - регистрационный №380, серия ПК № 059129 выдано Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края. Государственный статус обладателя настоящего свидетельства: общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.
МАОУ СОШ №2 реализует программу «Школьный университет». Цель деятельности школы: расширение возможностей формирования компетентной личности школьника путем обеспечения непрерывного профильного образования.
Задачи школы:
1. Повышение качества образования учащихся посредством исследовательского подхода в образовании.
2. Реализация субъект-субъектного подхода в организации образовательного процесса, расширение системы социально-психолого-педагогического сопровождения личностного, социального и профессионального самоопределения учащихся.
3. Повышение адаптивной способности выпускников школы к современным рыночным условиям.
4. Создание организационных, психолого-педагогических условий для успешной самореализации личности в соответствии с их интересами, намерениями в отношении жизненных и профессиональных планов.
На 1 сентября 2012-2013 учебного года в школе обучалось 1209 учащихся, объединенных в 44 класса-комплекта:
На I ступени обучения - 20 классов;
На II ступени обучения – 20 классов;
На III ступени обучения – 4 класс
Средняя наполняемость классов 27 человек.
На 01.09.2013 года состав обучающихся по классам
Параллель
| Кол-во классов
| Кол-во детей
| Из них девочек
| 1 класс
| 5
| 144
| 70
| 2 класс
| 5
| 150
| 77
| 3 класс
| 5
| 138
| 76
| 4 класс
| 5
| 145
| 64
| 5 класс
| 5
| 136
| 79
| 6 класс
| 4
| 117
| 52
| 7 класс
| 4
| 112
| 59
| 8 класс
| 4
| 94
| 52
| 9 класс
| 3
| 80
| 47
| 10 класс
| 2
| 49
| 28
| 11 класс
| 2
| 44
| 23
|
| 44
| 1209
| 627
|
Среди учащихся девять имеют статус детей-инвалидов, восемь обучаются в школе, один - на дому.
Возрастной состав обучающихся в учреждении на 01.09.2013 представлен в следующей таблице:
Год
| Возраст
| Всего обучающихся
| Из них девочек
| 2007
| 6 лет
| 3
| 1
| 2006
| 7 лет
| 133
| 64
| 2005
| 8 лет
| 144
| 76
| 2004
| 9 лет
| 133
| 78
| 2003
| 10 лет
| 142
| 62
| 2002
| 11 лет
| 150
| 85
| 2001
| 12 лет
| 114
| 49
| 2000
| 13 лет
| 112
| 56
| 1999
| 14 лет
| 90
| 51
| 1998
| 15 лет
| 91
| 52
| 1997
| 16 лет
| 51
| 27
| 1996
| 17 лет
| 41
| 23
| 1995
| 18 лет
| 5
| 3
|
|
| 1209
| 627
| Целью работы социальных педагогов Екатерины Николаевны Брюхановой и Ксении Александровны Анисимовой в 2013 - 2014 учебном году была работа по профилактике преступности и правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся, своевременное выявление фактов жестокого обращения с детьми.
Основное направление работы – изучение семьи, постоянная работа с учащимися и их родителями.
Главной задачей социального педагога явилось участие в формировании всесторонне развитой, общественно – активной и социально полноценной личности.
Задачи:
- своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений несовершеннолетними;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
- правовое просвещение подростков и их родителей, как одна из форм предупреждения противоправного поведения. Цель правового консультирования – осознание правовых последствий поступка, а также личной ответственности нарушителя перед пострадавшей стороной.
- формирование культуры ненасильственных, толерантных отношений в семье, укрепление и развитие социального института семьи, в том числе комплексные межведомственные программы адресной помощи семьям, находящимся в социально опасном положении;
- профилактика семейного неблагополучия, как превентивная мера противоправного поведения несовершеннолетних;
- вовлечение учащихся в общественную жизнь класса, школы, дополнительное образование, осуществляющееся исходя из потребностей подростков, на основе выявленных интересов, особенностей характера и способностей учащегося, в соответствии с планом социальной адаптации;
- организация досуговой и каникулярной занятости учащихся, находящихся на ВШУ, в социально опасном положении в рамках существующих возможностей по согласию с несовершеннолетними;
- охрана жизни и здоровья учащихся. Анализ совершенных преступлений, ООД, административных правонарушений
Показатели
| II квартал 2013
| II квартал 2014 (с нарастающим итогом за 6 месяцев)
| Процент: + ; -
| - Общее количество обучающихся в школе
| 1183
| 1201
| (+) 1,5
| Состоит на учете в «группе риска» / СОП на 01.07.
| 36/5
| 40/5
| (+) 11/0
| в том числе поставлено на учет с января по июнь (ГР / СОП)
| 18/4
| 19/4
| (+) 5,5/0
| -Количество учащихся "группы риска" / СОП, охваченных дополнительной (внеурочной) занятостью
| 13/1
| 20/4
| (+) 54 / (+) 300
| в том числе в возрасте от 14 до 18 лет (ГР / СОП)
| 4/0
| 6/0
| (+) 50 / 0
| -Количество учащихся "группы риска" / СОП, охваченных летней занятостью в июне
| 11/2
| 12/4
| (+) 9 / (+) 100
| в том числе в возрасте от 14 до 18 лет (ГР / СОП)
| 6/0
| 6/0
| 0/0
| Количество учащихся, совершивших преступления, ООД, административные правонарушения
| 7
| 5
| (-) 133
| - Количество учащихся, совершивших преступления
| 0
| 0
| 0
| Категория учета:
|
|
|
| Норма
| 0
| 0
| 0
| Группа риска
| 0
| 0
| 0
| СОП
| 0
| 0
| 0
| - Количество учащихся, совершивших ООД
| 5
| 4
| (-) 100
| Категория учета:
|
|
|
| Норма
| 4
| 2
| (-) 200
| Группа риска
| 1
| 2
| (+) 100
| СОП
| 0
| 0
| 0
| - Количество учащихся, совершивших административные правонарушения
| 2
| 1
| (-) 100
| Категория учета:
|
|
|
| Норма
| 2
| 1
| (-) 100
| Группа риска
| 0
| 0
| 0
| СОП
| 0
| 0
| 0
|
Приведенный анализ показывает, что большинство учащихся, поставленных на разные виды учета, проживают в неполных, проблемных семьях. Семьи вышеперечисленных социальных категорий и являются факторами риска для детей. Таким образом, социальный статус семьи является одним из факторов риска попадания ребенка в трудную жизненную ситуацию.
За последние годы в школе сложилась система профилактической работы с асоциальными учащимися и семьями через реализацию проектов департамента развития человеческого потенциала «Ранняя профилактика социального сиротства и СОП», «Выявление семей и детей, находящихся в СОП», «Реабилитация семей и детей, находящихся в СОП».
С января по июнь 2014 учебного год в «группу риска» было поставлено 19 человек, по результатам успешной коррекционной работы снято 4 подростка, 1 несовершеннолетний по смене места жительства, 4 несовершеннолетних переведены из «группы риска» в СОП.
По итогам I полугодия 2014 учебного года 1 подросток совершил административное правонарушение (Миронов Максим ст. 20.22 распитие спиртных напитков), 4 подростка совершили ООД, учащиеся, совершившие преступления, отсутствуют. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года идет уменьшение количества учащихся, совершивших ООД на 100%, административные правонарушения также на 100%.
Привлеченные к сотрудничеству работники УВД (инспектора ОДН), главный специалист КДНиЗП г. Березники – Аристова М.И., ведущий специалист ТУ МСР ПК по БГО и УМР – Даньшина В.А., ведущий специалист СРЦН г. Соликамск – Кропотина Л.В., УДО, социально - психологические службы (ООО «ВСК Доверие», АНО «Краевой ресурсный центр помощи семье и детям»), а также специалисты разных ведомств (Руссакова Сталина Вячеславовна – акушер – гинеколог, психолог Центра планирования семьи) провели многократные групповые и индивидуальные консультации, профилактические беседы, тренинги с учащимися и их родителями.
Использование возможностей кружков и секций, объединений по интересам в учреждениях дополнительного образования дает возможность проявить себя подростку. Количество учащихся «группы риска» и СОП, занятых дополнительным образованием (внеурочная занятость), увеличилось на 54% по категории «группа риска» и на 300% по категории «СОП».
Социальный педагог оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации: разрабатывает и реализует программу социальной реабилитации несовершеннолетних.
В течение 2014 учебного года социальным педагогом была осуществлена следующая работа:
1. рейды и выходы в семьи учащихся, в т.ч. с привлечением субъектов системы профилактики: инспекторов ПДН, гл. специалиста КДНиЗП г. Березники (М.И.Аристова);
2. своевременное выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении и подготовка документов для определения статуса «СОП» (Грицук Алина и Никита, Бурмантова Кристина, Мишарин Даниил);
3. присутствие на допросах учащихся, представление их интересов в суде (Дерябин Руслан, Окулова Валя, Пономарева Диана, Ощепкова Екатерина, Сидорова Александра, Шалаева Ульяна и т.д.);
4. взаимодействие с субъектами системы профилактики (ПДН, КДНиЗП, ТУ МСР ПК по БГО и УМР, ООиП, СРЦН);
5. контроль посещаемости учащихся, в том числе состоящих на учете «группы риска» и СОП;
6. патронаж семей учащихся, находящихся на учете в социально опасном положении;
7. работа в режиме «Скорой помощи» по фактам жестокого обращения, в конфликтных ситуациях на основе восстановительного подхода (Окулова Валя);
8. своевременное выявление учащихся «группы риска» и «СОП»;
9. сбор документов для определения статуса «СОП» учащемуся и его семье;
10. консультированный прием учащихся и их родителей;
11. содействие в вопросах занятости в дополнительном образовании, занятости в период каникул учащихся «группы риска» и СОП в соответствии с индивидуальным планом сопровождения;
12. составление списка «будущих первоклассников», детей 2008г.р. и посещение их семей с составлением актов жилищно – бытовых условий.
За время работы также посещена межрегиональная конференция «Внедрение и распространение технологий работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, социализации и реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом».
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 27.07.2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации), в редакции Федеральных Законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 233-ФЗ школьная служба примирения с января 2014 года была реорганизована в службу школьной медиации.
Служба школьной медиации является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий учащих, на основании действующего законодательства, а также Устава МАОУ СОШ №2.
Основными целями и задачами службы школьной медиации являются:
- содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия;
- проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера, а также обучение школьников методам урегулирования конфликтов.
Деятельность службы школьных медиаций основана на следующих принципах:
- добровольности, предполагающем как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе;
- принципе конфиденциальности, предполагающем обязательство службы школьной медиации не разглашать полученные в ходе программ сведения;
- принципе нейтральности, запрещающем службе школьной медиации принимать сторону одного из участников конфликта.
В состав службы входят школьники 10-11 классов (Гордеева В., Петова А., Белобородова Е.) и педагоги школы (Лыгина Н.Н., Абрамова О.Б), руководитель службы школьных медиаций - заместитель директора по ВР Абоймова О.В. Утверждена должностная инструкция ведущего восстановительных программ.
Служба школьной медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения примирительной программы в каждом отдельном случае. Служба школьной медиации работает по утвержденному плану на 2013-2014 учебный год.
Службе школьной медиации по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
За период с июля 2013 по май 2014 проведено 50 отработанных случаев между пострадавшими и обидчиками, в которых принимали участие педагоги (18 человек) специалисты и администрация МАОУ СОШ №2 (6 человек), а также законные представители несовершеннолетних (28 человек). Заявки на случаи поступали в основном от пострадавшей стороны в устной или письменной форме. По типу конфликтов 80 % случаев – несовершеннолетний – несовершеннолетний (кражи, легкие телесные повреждения, ссоры), 20 % из всех случаев - конфликты между несовершеннолетним и взрослым (родителем, законным представителем, внутрисемейные конфликты и учителем). По характеру конфликты носят некриминальный тип, программы примирения не между родственниками и примирения в семье.
Во всех случаях проводились примирительные программы для сглаживания вреда и разрешения ситуации без углубления конфликта.
Исходя из статистики за I и II полугодие 2013-2014 учебный год количество случаев снизилось с 42 за 3-4 квартал 2013 года, до 8 с января по май 2014 года. 98% случаев заканчиваются примирением сторон, так как служба школьных медиаций отстаивает права и интересы детей и подростков, профилактику правонарушений, помощь детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года соответственно годовому плану работы школы и плану педагога-психолога.
ЦЕЛЬ работы:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, способствующее созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. (Изучение индивидуальных особенностей, личностно-дифференцированный подход к участникам образовательного процесса).
Задачи:
Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки.
Проведение мониторингов образовательного процесса.
Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и находящихся в социально-опасном положении.
ППС подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
Для достижения данных задач проводилась работа в нескольких направлениях:
Проведение мониторингов, согласно плану работы УО и школы.
Работа с педагогическим коллективом.
Активное взаимодействие с учащимися.
Психолого-педагогическое информирование родителей.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения.
В течение года велась совместная работа с социальным педагогом по трём основным направлениям: сопровождение, профилактика, коррекция.
В рамках психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в этом году проводились следующие диагностики c применением методик эмоционального состояния и адаптационных ресурсов подростков.
-Методика САН (самочувствие, активность, настроение)
-Тест школьной тревожности Филипса
-Оценка отношений ребенка с классом
-Анкета на оценку эмоционального отношения к школьным предметам и педагогам (Т.Ю. Федотовой)
-Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томаса).
Данные методики помогают оценить уровень развития к окончанию начальной школы и уровень тревожности, связанной с обучением в школе при переходе в пятый класс; позволяют предсказать успешность адаптации, повышают эффективность построения психолого- социального сопровождения в школе.
Проведена работа по адаптации учащихся пятых классов (посещение уроков, анкета для родителей «Хорошо ли вы знаете своего ребёнка», анкетирование пятиклассников «Мои интересы», беседы-консультации с классными руководителями, родителями).
Отметив эффективность проделанной работы, в этом году вновь проведена диагностика готовности учащихся начальной школы к переходу в среднее звено. Учитывая психологическую, интеллектуальную и социальную готовность учащихся к обучению в среднем звене школы, можно утверждать, что 90% учащихся полностью готовы к успешной адаптации в 5 классе. Трудности могут возникнуть у 10% из параллели, так как изменился социальный статус (ученик среднего звена), значительно увеличилась учебная нагрузка.
В течение года велась диагностическая работа, групповая коррекционно-развивающая и тренинговая работа с разными категориями детей по программам дополнительного обучения «Дружный класс», «Мой выбор», «Успешный ученик».
- на повышение самооценки (методика «Модель»),
- снижение агрессивности (методика «Листки гнева»),
Диагностики
-Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса и А. Дарки)
Опросник для идентификации акцентуаций характера подростка ( по А.Е.Личко)
-Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (К.Томаса в адаптации Н.В.Гришиной)
позволяют оценить личностные отклонения подросткового возраста.
Работа в 7-9 классах направлена на определение профессиональных склонностей. В соответствии с возрастом проводились диагностики по программе «Профи-II», предлагающей комплексную оценку мотивационной и личностной сферы учащегося с целью помощи в ориентировании к обучению в старшей школе по профильному обучению или переходу в среднее специальное учебное заведение. Для обследования предлагались методики:
-Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации «Карта интересов»
-Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»
- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
-«Профессиональная мотивация учащегося (Головей)
-Дифференциально-диагностический опросник. (ДДО)
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
Тесты, которые помогают выявить нарушения сферы ресурсов в отношениях между школьниками и их родителями:
-Диагностика родительской тревожности (А.М.Прихожан)
-Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер)
-«Экспресс- диагностика семейного состояния» (Р.В.Овчарова)
-«Подростки о родителях» - модификация опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним»
-Опросник «Сенсорные предпочтения» (Н.Л.Васильевой)
Представленные методики позволяют проводить диагностику как в групповой форме, так и индивидуально. Методики валидны, надежны. Данные, полученные при групповом исследовании, коррелируют с данными других методик, что позволяет проводить мониторинг возрастного развития детей и межличностных отношений родителей и педагогов.
За 2013-2014 учебный год проведено 147 консультаций, из них 84 с учащимися, 26 с педагогами, 37 с родителями. Консультирование проводилось по проблемам: агрессивности, психотравмам, личностным проблемам, проблемам общения, воровства, школьной неуспеваемости, школьным прогулам, по вопросам развития, по конфликтам в семье и школе, профориентации. Обобщив результат, можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются вопросы:
1) связанные с конфликтными ситуациями и низким уровнем толерантности в окружающем социуме,
2) с неопределённостью в выборе профессии и профиля.
В соответствии с годовым планом, а также по заявке классных руководителей и администрации школы велось психологическое просвещение участников педагогического процесса. Просветительская работа заключала в себя выступление на классных часах и родительских собрания.
Проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками, в том числе: личные беседы-консультации с родителями, тренинги, тестирование детей «группы риска». С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль над посещаемостью, наблюдение на уроках. Давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми и их родителям. В школе есть ещё одна категория детей и их немало, это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении школьной программы (чтения, письма, счёта).
В течение учебного года был проведен курс по профориентационной работе с 9-классниками по выбору профессии. Опираясь на автора Г.Рязапкину, разработана рабочая программа занятий с проведением анкетирования и ряда тестов на определение склонностей к определенным видам учебной и профессиональной деятельности.
При оказании психологом помощи ребёнку в выборе профессии учитывались мотивационные, психофизиологические, интеллектуальные, характерологические и эмоциональные особенности личности, личные интересы, спрос на рынке труда. Данный вид работы тесно сочетался с профессиональной и личностной диагностикой учащихся. Психологическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения строилось на нормах и законах психического развития человека. В индивидуальных беседах и во время проведения классных часов психолог знакомил учащихся с содержанием профессиональной деятельности, особенностями её освоения и реализации. Учащиеся овладевали умениями ставить цель при выборе профессии и составлять программу действий для её достижения. Как показала практика, система психолого-педагогической поддержки процессов, направленных на формирование внутренней потребности личности к самоопределению, саморазвитию, самовоспитании и самореализации, проводимая в последнее время в школе, приносит ощутимую пользу, помогает учащимся определиться с профилем профессии, построить перспективы дальнейших шагов к осознанному выбору в профессиональной сфере.
В летний период работал профильный лагерь для учащихся 8 классов с целью дальнейшего самоопределения в предметной деятельности, для выбора предметов с углубленным изучением.
В течение года велась методическая работа по организации школьных конференций и защиты проектов (5-11 классы), а также работа по научно-исследовательской деятельности. Были подготовлены 5 участниц городской олимпиады по психологии: Атланова Д, Пешкина Е., Зелова А.,Постоялко Д., Черезова А., которая заняла 2 место.
Работа с родителями представляет собой в основном психолого-педагогическую информированность – это подготовка и выступления на родительских собраниях, беседы на общешкольных собраниях «Нравственные аспекты в формировании личности ребёнка», «Роль семьи и школы в сохранении и укреплении здоровья детей», выступление на родительском собрании для родителей 5,6,7,8 классов, «Проблемы подросткового возраста», «Давайте учиться вместе», «Мы учимся» в 6,7 и 8 классах и т.д. Отдельно следует сказать о родительских собраниях, на каждом таком собрании педагог-психолог выступала с результатами анкетирования, разъяснениями целей и задач психологического обследования и различными рекомендациями. Разработан раздаточный материал: листовки, памятки, брошюры.
Работа с педагогическим коллективом велась в следующих направлениях: пропаганда психологических знаний: создание информационных стендов, выступление на совещаниях перед педагогическим коллективом. Это позволяет вести работу в определённой системе, в единстве всех участников образовательного процесса и имеет практическую направленность.
В течение учебного года психологическая служба способствовала созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья объектов образовательного процесса, с учетом индивидуальных особенностей и личностно-дифференцированного подхода. II. Особенности образовательного процесса Учебный план школы №2 составлен в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196), Федеральным базисным учебным планом РФ (Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312), Приказом Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. №241 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ», приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в ФБУП и примерные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312», Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.4.2.2821-10.
В школе, наряду с общеобразовательными классами начального и основного общего образования, на уровне среднего общего образования действуют профильные классы, обучающиеся по индивидуальным учебным планам .
Общая направленность учебного плана:
обеспечение общего универсального образования, установленного образовательным государственным стандартом
увеличение объема учебного времени, отводимого на изучение предметов естественнонаучного и социально-гуманитарного направления
помощь в самоопределении обучающихся в современных социально-экономических условиях.
формирование и развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
формирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов
В соответствии с программой развития школы в 2013-2014 учебном году все параллели 4-11 классов обучаются по БУП -2004. Учебный план школы предусматривает работу классов в смешанном режиме: пятидневной и шестидневной рабочей недели, а именно: в 5-х классах обучаются по пятидневной рабочей неделе, учащиеся 4-х, 6-9 классов, учащиеся 10-х и 11-х классов обучаются по шестидневной рабочей неделе в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Образовательный процесс в классах начального общего образования осуществляется в течение 4-х лет по традиционной дидактической системе. Вариативность содержания обеспечивается разнообразием образовательных систем, учебно-методических комплектов по предметам:
«Начальная школа 21 века» (автор Виноградова Н.Ф.) (4б класс) – направленность комплекта на формирование основных компонентов учебной деятельности. Реализация принципов современной дидактики;
«Школа России» (4а, 4в, 4с, 4г классы) - ориентирован на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, построен на современных достижениях педагогической науки и на исключительно ценных и значимых традициях отечественной школы;
Предлагаемые УМК создают условия для достижения учащимися необходимого стандарта образования, отраженного в учебном плане на 6-дневную учебную неделю.
Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса – 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу в 4 классах – два часа в неделю. Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология».
Учебный предмет «Окружающий мир» изучается в 4 классе – 2 часа в неделю. Данный учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально- гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели. Продолжительность урока для 4 классов не более 45 минут.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» в учебный план 4 класса включён курс «Основы религиозной культуры и светской этики» по 1 часу в неделю (всего 34 часа). Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. В параллели 4-х классов введены факультативы по математике и русскому языку (по 1 час. в неделю) для более качественной подготовки к мониторинговым обследованиям.
|