При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается





Скачать 285.27 Kb.
НазваниеПри поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается
страница1/3
Дата публикации24.05.2015
Размер285.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3


При поступлении в аспирантуру по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается вступительное испытание в форме устного экзамена. Поступающему в аспирантуру предлагается пройти собеседование по вопросам билета. При ответе на вопросы необходимо продемонстрировать владение общепринятой научной терминологией, основными концепциями теории образования и педагогики, способности применить теоретические знания для решения новых исследовательских задач.

На вступительных испытаниях проверяется готовность поступающего к самостоятельной научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в образовании, знание контекста современной педагогической теории и практики, организации научного исследования и способности мыслить.

Приведенное ниже содержание программы предназначено для обозначения круга теоретических знаний, на которые поступающий может опираться в аргументации в своем ответе. Они никоим образом не ограничивают поступающего в выборе теоретических конструкций и терминов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Система наук

Науки, изучающие образование

Различие перспектив наук, изучающих образование: философия, история, социология и культурная антропология образования, сравнительная педагогика, собственно педагогика и ее разделы. Взаимоотношение психологического и педагогического взгляда на развитие ребенка.

Категориальный аппарат педагогики. Взаимосвязь основных педагогических понятий: образование, обучение, воспитание, социализация, учение, образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, содержание, формы и методы обучения и воспитания, профессиональное образование и др. Категории англоязычных дисциплин: education, learning, teaching, instruction, youth development, curriculum, subject matter, content reading, literacy, liberal arts education.

Традиционная система педагогических наук: дидактика и теория воспитания как отрасли педагогической науки, их проблематика и понятийные аппараты.

Предмет, специфика и задачи социальной педагогики, этнопедагогики, сравнительной педагогики, теории педагогики и образования, теории управления образовательными системами, педагогика профессионального образования.

Специальная педагогика и ее отрасли.

Задачи наук об образовании в процессе модернизации образования.

Философские ориентации

Авторы и практическое применение основных философских ориентаций в образовании: прогрессивизм (конструктивизм), бихевиоризм, эссенциализм (традиционализм), экзистенциализм.

Влияние постмодернистской философии на педагогическую мысль.

Мультикультурализм и политика этнической идентичности в образовании.

Критическая педагогика и неомарксистская критика неравенства в доступе к качественному образованию.

Феминистская теория и гендерный аспект образования.

Методы исследований

Научные исследования в образовании. Сущность, методы и логика педагогического исследования. Гипотеза, формирование исследовательского вопроса, концептуальное обрамление. Роль теоретических разработок в изучении образования.

Качественные, количественные и смешанные эмпирические методы, логическая модель выбора адекватных методов. Наблюдение, включенное наблюдение, опрос, тестирование, интервьюирование. Экспериментальные и квазиэкспериментальные методы.

Обработка и интерпретация научных данных в педагогическом исследовании. Статистическая обработка данных: понятия корреляции и причинности.

Измерения в образовании

Характеристики основных международных сравнительных исследований: PISA, TIMSS, PIRLS. Место Росси в международных сравнениях. Базы данных в мире и в РФ. Их структура и использование.

Использование стандартизированных тестов для оценки качества образования и труда преподавателя.

Проблема оценки результатов профессионального образования, оценка компетентностей.

История образования

Источники и методы историко-педагогических исследований.

Развитие образования в мире

Образование в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока. Воспитание и педагогическая мысль в Античном мире.

Воспитание и образование в Европе в эпоху Средневековья. Становление и сущность христианской педагогической традиции.

Образование и педагогика эпохи Возрождения. Первые университеты.

Педагогическая система И.Г.Песталоцци.

Гербарт - теоретик гимназического образования. Ф. Фребель - теоретик и практик дошкольного воспитания. “Учитель немецких учителей” Ф.А.Дистервег.

Педагогические идеи утопического социализма (А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн). Концепция научного образования и природосообразного воспитания Г. Спенсера.

Реформы в области образования и создание системы государственных школ в XIX в. Массовая народная школа. Классическая и реальная модели среднего и послешкольногообразования.Развитие системы профессионального и высшего образования. Своеобразие национальных систем школьного образования Западной Европы и США, Азии.

История образования в России

Развитие образования в Киевской Руси и Русском государстве до XVIIIвека.Реформы Петра I в области образования.

Распространение в России педагогической идеологии европейского просвещения. Становление светской государственной школы в России. Развитие теоретической педагогической мысли в первой половине XVIII в.

Педагогическая система К.Д. Ушинского. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого. Развитие университетов и профессионального образования в России.

Теория и практика российского образования в контексте мирового историко-педагогического процесса конца XIX - начала XX вв.

Реформы образования в мире в ХХ и начале ХХI века.

Теория и практика образования в условиях индустриального и формирующегося постиндустриального общества.

Тенденции и противоречия массификации образования во второй половине XX в. Создание национальных образовательных систем в развивающихся странах. Реформы школы Западной Европы и США. Становление систем профессионального, высшего, непрерывного образования.

Теория человеческого капитала: Theodore Schultz, Gary Becker. Реформы подотчетности (accountability). Развитие измерений в мировой практике образования.

Отечественное образование в XX-XXI в.

Принципы создания советской школьной системы. Педагогическое наследие (Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого).

Педагогика сотрудничества и ее основные идеи. Поиск Россией пути вхождения в мировое образовательное пространство.

Федеральный Закон об Образовании 2013 г. Роль реформы образования в социально-экономическом развитии РФ в ближайшей и дальней перспективе.

Трансформация системы профессионального образования в переходный период.

Тенденции развития современного образования: гуманизация, фундаментализация, глобализация, технологизация, компьютеризация.

Теоретические основы

Понятие образования

Сущность образования. Соотношение социализации и образования. Образование как аспект индивидуального развития и как социальная практика.

Роль и место системы образования в обществе. Образование и экономика.

Результаты образования: грамотность, образованность, профессиональная компетентность, гражданское участие, самореализация личности. Проблема измерений результатов.

Концепции содержания образования. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования. Критерии отбора содержания образования.

Государственный образовательный стандарт. Теории обучения.

Сущность процесса обучения; взаимоотношение учения и преподавания.

Бихевиористская теория обучения (Б.Ф.Скиннер). Когнитивистская теория обучения. Гуманистическая теория обучения. Конструктивистская теория обучения. Теория множественности интеллектов Г. Гарднера.

Развивающая функция обучения, понятие зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский). Теории развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова.

Методы обучения. Критерии выбора методов обучения. Организационные формы и системы обучения. Современный урок, условия и средства повышения его эффективности.

Модели организации обучения: игровые, исследовательские, дискуссионные. Классификация средств обучения. Технические средства обучения. Информатизация обучения.

Модели образования

Традиционная модель систематического академического образования. как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры (репродукция культуры прошлого) (Ж.Капель, Л.Кро, Ж.Мажо, Д.Равич, Ч.Финни и др.).

Рационалистическая модель, обеспечивающая избирательное усвоение таких культурных ценностей, которые обеспечивают необходимую адаптацию к среде обитания (Б.Блюм, Р.Ганье, Б.Скиннер и др.).

Феноменологическая модель, предполагающая персональный характер обучения с учетом индивидуальных характеристик, интересов и потребностей.

Неинституциональная модель, организующая образование вне социальных институтов (школ, вузов): «природа», Интернет, дистантное или дистанционное обучение (Л.Бернард, П.Гудман, Ж.Гудлэд, И.Иллич, Ф.Клейн, Дж.Холт и др.).

Современные теории университетов (Б.Кларк, Д.Бок, С.Маргинсон).

Воспитание в структуре образовательного процесса

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности.

Теория коллективного воспитания. Коллектив как объект и субъект воспитания. Соотношение коллективного и индивидуального в воспитании человека. Основные условия развития детского коллектива.

Теория воспитательных систем. Структура и этапы развития воспитательной системы.

Воспитательные теории (Д.Дьюи, Я.Корчак, М.Монтессори, Р.Штайнер, Л.Колберг, Н. Ноддингс, Ш.А.Амонашвили, И.П.Иванов, В.А.Караковский).

Педагогическая диагностика и мониторинг

Функции педагогической диагностики, ее значение и виды. Диагностика и оценка качества образования. Формирующее и суммирующее оценивание.

Мониторинг в образовании. Виды мониторинга (педагогический, социологический, психологический, медицинский, экономический, демографический). Типы мониторинга в учебно-воспитательном процессе (прогностический, диагностический, ориентированный на обратную связь).

Сущность понятий «качество» и «качество образования». Качество образования как педагогическая проблема и объект управления. Нормы и механизмы оценки качества образования.

Управление образовательными системами

Образовательная система как объект управления. Государственно-общественная система управления образованием.

Подходы к оценке эффективности функционирования системы образования.

Образовательный менеджмент и маркетинг. Концепция академического капитализма, представление о маркетизации образования. New Public Management (NPM). Концепции рынков в образовании.

Вступительный экзамен должен показать знание соискателем основ наук, изучающих образование и контекста в котором осуществляется современная педагогическая практика. Основной целью собеседования является демонстрация способности абитуриента оригинально мыслить, используя знания уже накопленные в науке. Ответ не ограничивается перечислением уже известных положений. С другой стороны абитуриент не должен ограничиваться высказыванием своих субъективных, ничем не подтвержденных и никак не доказанных мнений. Задача поступающего в том, чтобы проанализировать предложенную ему проблему таким образом, чтобы опираясь на прежде выработанные теории и эмпирические данные, тем не менее, внести свой оригинальный вклад в решение этой проблемы.

Умение использовать научное знание для самостоятельного мышления является ключевым для будущего исследователя.

Продолжительность вступительного испытания 50 мин (подготовка – 30 мин, устный ответ - 20 мин).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается iconПри поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Теория и методика профессионального...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается iconПрограмма вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Общая педагогика, история педагогики и образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается iconПостроение процесса обучения на образно-эмоциональной основе
Специальность 13. 00. 01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» (педагогические науки)
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается iconПояснительная записка Поступающий в аспирантуру по направлению подготовки...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города москвы
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки...
«Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается iconПедагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой,...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается iconАннотации и к программам основной образовательной программы высшего...
«История» относится к «Гуманитарному, социальному и экономическому циклу». Базовая часть (Б. 1) для направления 050400. 62 Психолого-педагогическое...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается iconРеферат по теме диссертации и устный экзамен
При поступлении в аспирантуру по направлению 51. 06. 01 «Культурология» сдается вступительное испытание, включающее в себя реферат...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Института образования Научно-исследовательского...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Института образования Научно-исследовательского...
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается iconПедагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального...
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование и педагогические науки (Профиль: «Общая педагогика, история педагогики и образования») сдается icon3. Древневосточная экономика: «азиатский» тип хозяйства
При поступлении в аспирантуру (очная и заочная формы обучения) претенденты должны иметь высшее профессиональное образование. Лица,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск