Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования





НазваниеПедагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования
страница1/4
Дата публикации10.12.2014
Размер0.55 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи

Буркова Надежда Георгиевна

Педагогические принципы мониторинга

в учреждениях среднего профессионального образования








      1. - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва- 2008

Работа выполнена в Центре общей и нормативной методологии педагогики

Института теории и истории педагогики

Российской Академии образования
Научный консультант академик РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Мясников Владимир Афанасьевич
Официальные оппоненты: академик РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Попков Владимир Андреевич
доктор педагогических наук, профессор

Балбеко Анатолий Михайлович
доктор педагогических наук

Ломакина Татьяна Юрьевна
Ведущая организация: Самарский государственный

педагогический университет

Защита состоится «___» ___________ 2008 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 008.013.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Институте теории и истории педагогики РАО по адресу: 129278, г. Москва, ул. Павла Корчагина, 7.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института теории и истории педагогики РАО.
Автореферат разослан «___»__________ 2008 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор В.А. Ермоленко

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Характерной чертой современного мирового развития является переход ведущих стран к построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Важнейшим фактором улучшения экономических показателей жизни общества становится человеческий потенциал, особенно его творческие, научно-исследовательские компетенции.

В этой связи подготовке креативных специалистов придается особое значение. Необходимы существенные изменения в системе среднего профессионального образования, её адаптации к потребностям современной экономики.

В настоящее время в системе среднего профессионального образования (СПО) существуют различные формы социального партнерства, усиливается интеграция учреждений среднего и высшего профессионального образования, внедряются государственно-общественные формы управления. В этих условиях особое значение приобретает качество управленческой деятельности, без повышения которого невозможно решать теоретические и практические задачи, стоящие перед системой образования.

Одним из эффективных способов решения поставленных задач является мониторинг, позволяющий анализировать, диагностировать и прогнозировать тенденции и направления развития системы образования, корректировать образовательную систему региона, отдельного города или деятельность конкретного образовательного учреждения.

В настоящее время среди научных работников и управленцев нет единства в подходах к построению мониторинга применительно к системе среднего профессионального образования. Отличия заключаются в толковании понятия эффективности и результативности работы учебного заведения, а также в подходах к оценке возможностей образовательного учреждения и ответственности за результаты его деятельности. В одних случаях мониторинг рассматривается как способ описания действительности, в других - как метод, обеспечивающий сферу управления оперативной информацией. Остается неисследованной роль мониторинга в организации образовательной среды учреждений среднего профессионального образования и изучении влияния этой среды на развитие профессиональных и социальных компетенций студентов.

В большинстве практико-ориентированных работ мониторинг рассматривается как специально организованный непрерывный процесс поиска и комплексного анализа показателей с целью оперативного диагностирования и прогнозирования состояния образовательной системы с учетом поставленных целей. Его главная задача - поиск коррекционно-упреждающих мер управленческого воздействия. Разрабатываются процедуры мониторинга, адекватные поставленным задачам, включающие сбор, хранение, обработку и распространение получаемой информации; статус применения мониторинга закреплен на законодательном уровне.

Проблемы применения мониторинга в образовательной практике рассматривали различные авторы: Д.З. Ахметова (1997 г.), С.А. Равичев (1997 г.), Е.И. Михайлова (1999 г.), Н.В. Абрамовских (1999 г.), Л.А. Зайцева (1999 г.), А.И. Куприна (1999 г.), М.В. Миронова (1999 г.), Л.Д. Назарова (1999 г.), Г.С. Созонова (1999 г.), Г.В. Ившина (2000 г.), Н.Л. Гунявина (2000 г.), С.П. Аверин (2000 г.), М.А. Домбровская (2000 г.), В.К. Муратова (2000 г.), Л.В. Туркина (2000 г.), И.Б. Охрименко (2001 г.), С.Л. Фоменко (2001 г.), В.А. Целых (2001 г.), С.Н. Силина (2002 г.), В.Г. Сыромятников (2002 г.), Т.А. Олейник (2002 г.), А.Н. Майоров (2003 г.), Т.В. Галиханова (2003 г.), М.А. Сергеева (2003 г.), Е.А. Форзун (2003 г.), М.В. Туберозова (2004 г.), Т.В. Пищулина (2004 г.), Н.Б. Алексеева (2005 г.), Д.К. Бартош (2005 г.), И.Н. Кулемин (2005 г.), Н.В. Лободенко (2005 г.), В.Г. Горб (2005 г.), И.И. Трубина (2005 г.), М.В. Карнаухова (2006 г.), Г.А. Павлючков (2006 г.), Э.Э. Эльдяева (2006 г.), О.Г.Комкова (2007 г.) и другие.

Теоретические, методологические, методические аспекты мониторинга регулярно обсуждались на Всероссийском совещании-семинаре «Качество среднего профессионального образования как основной фактор совершенствования подготовки специалистов в условиях модернизации российского образования» в 2003 году (П.Ф. Анисимов, А.А. Скамницкий, Г.И. Ибрагимов, В.Ю. Переверзев и др.), в публикациях журналов «Среднее профессиональное образование», «Стандарты и мониторинг в образовании».

В теоретическом аспекте авторы касаются содержания и сущности основных понятий качества образования, определения системы внешних и внутренних показателей на федеральном и региональном уровне, квалитологии образования и теории его измерения (квалиметрии).

Вместе с тем, целостного рассмотрения проблемы применительно к учреждениям среднего профессионального образования не проводилось, и это обстоятельство явилось основанием выбора темы исследования.

Прежде всего необходимо уточнить определение термина «мониторинг» применительно к среднему профессиональному образованию. До сих пор данный термин не имеет однозначной дефиниции, принимаемой всеми членами научного сообщества. Терминологические разногласия сказываются на постановке вопроса в целом и решении отдельных задач, а также на выборе адекватных процедур проверки и оценки результатов диагностики. Отсутствует общепринятая методика реализации мониторинга применительно к учреждению среднего профессионального образования, которая позволила бы осуществить проверку результатов и определить перспективы развития. Специального рассмотрения заслуживает вопрос о педагогических принципах мониторинга, о диагностически значимых учебно-воспитательных задачах, которые можно отслеживать с его помощью в деятельности учреждений среднего профессионального образования. В последние годы значительное внимание уделяется изучению культурно-образовательного пространства, разработке новых форм совместной деятельности социокультурных институтов в решении воспитательных задач. Однако образовательная среда самих учреждений среднего профессионального образования и роль мониторинга в её изучении не рассматривалась. Между тем этот вопрос представляется нам исключительно важным, так как именно его решение позволит повысить образовательный потенциал учреждения.

Объект настоящего исследования – образовательная среда учреждений среднего профессионального образования.

Предмет исследования – система показателей, позволяющих анализировать, корректировать и прогнозировать устойчивое развитие учреждения среднего профессионального образования.

Цель исследования – определить принципы мониторинга, его структуру и содержание в учреждениях среднего профессионального образования в режиме развития.

Проблема исследования связана с выявлением диагностически значимых критериев и показателей, позволяющих отслеживать и прогнозировать изменения учебно-воспитательного процесса, системы организационно-управленческой деятельности учреждения в режиме развития.

Гипотеза исследования – мониторинг станет реальным фактором повышения результативности организации и управления учреждением среднего профессионального образования в режиме развития, если он будет направлен на анализ образовательной среды учебного заведения с точки зрения не только организации учебно-воспитательного процесса, но и учета возможностей, которые предоставляет эта среда для создания условий развития личности; возможности трудоустройства выпускников, повышения квалификации преподавательского состава, организации разнообразных форм, видов и способов, адекватных особенностям конкретной образовательной ситуации учебного заведения, выявления организационно-управленческих задач, которые требуют своего решения; выбора индикаторов и показателей, позволяющих проследить взаимосвязь между компонентами учебно-воспитательного процесса, готовность педагогического коллектива к возможным изменениям; своевременного принятия управленческих решений на основе объективных данных результатов обучения и социально-экономических требований, учета региональных особенностей.

В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:

1. Уточнить и дополнить определение понятия «мониторинг», выявить его специфику применительно к анализу образовательной среды учреждения среднего профессионального образования.

2. Обосновать и конкретизировать основные принципы проведения мониторинга в учреждении среднего профессионального образования в условиях культуропорождающего образования.

3. Разработать структуру и содержание мониторинга, позволяющего в актуальных образовательных ситуациях решать квазиэкспериментальные задачи, связанные с анализом множества факторов, влияющих на учебно-воспитательный процесс.

4. Выявить организационно–методические условия применения мониторинга на уровне учреждения среднего профессионального образования, влияющих на качество подготовки специалистов.

5. Разработать и обосновать теоретические предпосылки перехода регионального компонента государственного образовательного стандарта к новому федеральному стандарту среднего профессионального образования с учетом опыта культуропорождения в образовании.

Методологической основой исследования явились работы в области управления и информационного обеспечения образования (П.Ф. Анисимов, В.М. Зуев, А.Н. Майоров, Л.В. Шибаева); повышения эффективности стратегического планирования развития среднего и высшего профессионального образования (А.И. Галаган, B.C. Кагерманьян, А.Я. Савельев, Л.Г. Семушина); повышения качества управленческих решений, в том числе при реализации педагогических инноваций (А.А Орлов); оценки качества образования (В.А. Кальней, Н.Н. Михайлова, Н.А Селезнева); мониторинга исследовательской и практической деятельности (Е.Г. Антосенков, А.А. Ахмадеев, А.И. Бычков, И.В. Вавилова, И.Г. Галямина, С.А. Горбатков, Л.П. Грибанова, В.Н. Гудкова, Т.З. Козлова, В.К. Левашов, Г.И. Мимандусова, Н.А. Морозова, Г.П. Савельева, Г.Б. Скок, Е.Н. Таллин, В.Н. Шамардин); мониторинга системы оценки и управления качеством образования на региональном уровне (М.Б. Гузаиров, И.Н. Елисеев, А.Г. Сапронов), а также на уровне образовательного учреждения (И.В. Вавилова, Л.Е. Виноградова, С.А. Горбатков, B.C. Лукманов, Т.Д. Макарова, Е.И. Мухортова, Н.Ш. Никитина).

Методы исследования: междисциплинарный анализ и синтез философской, историко-педагогической, психологической, дидактической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение, сравнение, абстрагирование, моделирование, прогнозирование, проектирование систем и процессов, классификация и дифференциация; комплекс эмпирических методов исследования.

Научная новизна исследования:

1. Определено содержание понятия «мониторинг» применительно к сфере среднего профессионального образования как комплекс различных диагностических процедур, применяемых для систематического измерения и оценки планируемых или существующих характеристик образовательной системы.

2.Обоснованы и конкретизированы основные принципы проведения мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования в условиях культуропорождающей образовательной среды: принцип системности, принцип научности, принцип объективности и непротиворечивости, принцип целостности, принцип оперативности и прогностичности, принцип адекватности, принцип масштабности.

3. Выявлены принципиальные отличия мониторинга от традиционных методов оценки. Результаты мониторинга не пассивно регистрируют фактическое положение дел, а оказывают активное влияние на дальнейшее развитие образовательного учреждения, творческий потенциал педагогического коллектива, повышение уровня профессиональной компетентности участников мониторинга – педагогов и управленцев.

4. Разработана классификация мониторинга, содержащая объекты, цели и функции, методы измерения и оценки, пространственные и временные характеристики как его структурные элементы.

5. Определены комплексные социально-педагогические задачи, которые могут быть решены средствами мониторинга. Представлен мониторинг:

  • учебного плана;

  • результативности учебного процесса;

  • профессиональной практики студентов;

  • итоговой государственной аттестации выпускников;

  • регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования;

  • учреждения среднего профессионального образования.

6. Выявлены организационно-методические условия применения мониторинга на уровне учреждения среднего профессионального образования: осознание потребности в дальнейшем совершенствовании учебно-воспитательного процесса; формулирование целей, которые могут быть достигнуты в результате образования; определены диагностически значимые показатели, характеризующие учебно-воспитательный процесс и готовность педагогического коллектива к проведению мониторинга; наличие материально-технической базы.

7. Разработаны теоретические предпосылки применения мониторинга для отслеживания перехода от регионального компонента государственного образовательного стандарта к федеральному государственному стандарту среднего профессионального образования с учетом опыта культуропорождения в образовании.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в разработке единой концептуальной основы применения мониторинга в учреждении среднего профессионального образования. Результаты исследования дополняют существующие теоретические представления в области применения мониторинга для решения учебно-воспитательных задач, открывают перспективы для прикладных исследований по разработке программы управления на основе мониторинга. Даны ориентиры экспертам для понимания и методологического осмысления результатов мониторинга и интерпретации полученных результатов. Теоретическая значимость работы заключается в возможности широкого применения её выводов для решения социально-педагогических задач, связанных с анализом образовательных ситуаций и поиском управленческих решений в сфере среднего профессионального образования.

Практическая значимость результатов исследования. Работа предназначена для управленцев, руководителей учреждений среднего профессионального образования, научных сотрудников, экспертов. Созданы программы мониторинга, направленные на повышение эффективности подготовки специалистов, программы развития образовательного учреждения, методики оценки учреждения СПО, а также подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации.

Практические рекомендации обсуждались на всероссийском семинаре и совещаниях директоров педагогических училищ, колледжей (1999-2001 гг.), на заседаниях коллегии Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (1998-2003 гг.), на ежегодных окружных научно-практических конференциях и семинарах (1994 – 2007 гг.).

Материалы исследования были представлены и одобрены в Министерстве образования и науки РФ, что позволило колледжу получить и сохранить статус окружной и федеральной экспериментальной площадки (1992-2003 гг.); успешно пройти аттестацию и аккредитацию (1999, 2005 гг.); внедрить инновационные образовательные программы (2003-2007 гг.) и получить грант губернатора ХМАО - Югры за программу «Управление образовательным учреждением» (2007 г).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования iconПостроение процесса обучения на образно-эмоциональной основе
Специальность 13. 00. 01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» (педагогические науки)
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования iconПри поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование...
При ответе на вопросы необходимо продемонстрировать владение общепринятой научной терминологией, основными концепциями теории образования...
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Общая педагогика, история педагогики и образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики...
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования iconПедагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой,...
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма Просвещения в концепции Я. А. Коменского
Специальности: 13. 00. 01 – Общая педагогика, история педагогики и образования; 13. 00. 08 – Теория и методика профессионального...
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета...
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования iconФормирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в...
Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью»
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Института образования Научно-исследовательского...
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Института образования Научно-исследовательского...
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования iconРазвитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века
Д 212. 180. 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13. 00. 01 — общая педагогика, история...
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,...
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования iconРабочая программа учебной дисциплины история Черногорск
Программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования,...
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 2 педагогика: история...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования iconСреднего профессионального образования
«естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную...
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования общая педагогика, история педагогики и образования iconГаоу мо спо «апатитский политехнический колледж» утверждаю
Программа учебной дисциплины оп. 15. История прически и костюма предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск