Скачать 336.78 Kb.
|
На правах рукописиМУХИНА Татьяна Константиновна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Смоленск – 2008 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Владимирский государственный гуманитарный университет» Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Попов Виктор Алексеевич Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Сластенин Виталий Александрович доктор психологических наук, профессор Сонин Валерий Абрамович Ведущая организация: ННОУ «Московский гуманитарный университет» Защита состоится «____» 2008 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д. 212.254.02 при Смоленском государственном университете по адресу: 214000, Смоленск, ул. Пржевальского, 4. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Смоленского государственного университета. Автореферат разослан «____» 2008 г. Ученый секретарь диссертационного совета Селиванова Л.Н. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования обусловлена практической потребностью осуществления системной работы, направленной на недопущение социальных отклонений молодежи, в том числе предупреждение вовлечения молодых граждан в деструктивные религиозные секты. Изменения во всех сферах российского общества обострили социальные проблемы населения, особенно молодежи. К числу перемен, негативно сказывающихся на воспитании подрастающего поколения, относятся переоценка традиционных ценностных ориентиров и норм поведения, социальные стрессы и утрата смысла жизни, деморализация личности и дегуманизация отношений, изменение взаимоотношений в семье, этнополитические, межнациональные и религиозные конфликты. В связи с этим проблема психического и духовного здоровья личности приобретает государственный характер. Экономический, социальный, общественно-политический кризисы, которые обрушились на страну в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, создали благоприятную почву для тиражирования среди населения религиозных идей. Большой процент россиян, оказавшихся к тому времени в затруднительном социально-экономическом положении, с интересом внимали всему тому, что могло бы вселить веру в будущее и укрепить сознание. Отличительной особенностью духовных процессов в России последних десятилетий является распространение нетрадиционных религиозных организаций. В то время, когда традиционные культурообразующие религии (православие, ислам, иудаизм) реанимировали свои возможности, утраченные за годы советской власти, религиозные секты, опираясь на федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), заняли прочное место в духовной жизни части россиян. Особую тревогу вызывает тот факт, что последователями религиозных сект все чаще становятся молодые люди, которые не способны противостоять механизмам социального контроля и психологического воздействия на личность в силу дезориентации, несформированности твердых жизненных принципов. Усвоение негативных поведенческих установок представляет серьезную опасность для молодых людей и общества в целом. Молодежь является основным резервом социального развития общества, поэтому вовлечение молодых людей в религиозные секты чревато тяжелыми последствиями: утратой национальной культуры, самобытности, идентичности, ментальности. В сложившихся условиях большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, в результате чего усиливается социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, авторитетом становится внешнее негативное окружение, что приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи. Те молодые люди, которые не могут найти социально-приемлемый способ применения своих сил, пытаются утвердиться и самореализоваться через религиозные секты, что препятствует процессу полноценной социализации. Дефицит объективной информации о сущности религиозных сект, о социальных причинах их возникновения и особенностях проявления, закономерностях генезиса и последствиях воздействия на отдельную личность и общество в целом, недостаточный уровень компетентности педагогических кадров для организации работы, направленной на предупреждение распространения сектантского влияния среди учащихся, обусловили исследовательский интерес к данной проблеме. Степень научной разработанности. Современная философская, религиоведческая, психологическая, социологическая и социально-психологи-ческая литература по проблеме влияния религиозных сект достаточно обширна. Исследования секты как формы религиозной организации отражены в трудах Г. Беккера, С.А. Бохоровой, М. Вебера, Б. Вильсона, Б. Джонсона, С. Дуброу-Айхель, М. Ингера, А.И. Клибанова, Ю.В. Крянева, Р. Лифтона, Р. Нибура, Л. Поупа, Э. Трельча, Д.М. Угриновича, Г. Фауца, С. Хассена, И.Н. Яблокова. Ю.М. Антонян, М. Аргал, В.Г. Батаев, Дж. Беннефт, В.А. Богданов, В.В. Гульдан, А.А. Скородумов и др. изучали социально-психологические аспекты религиозного сектантства и механизмы их влияния на адептов сект. Развернутый анализ социальной природы и особенностей современных нетрадиционных культов содержится в работах Е.Г. Балагушкина, К.А. Богословской, Т. Гандоу, П.Г. Гуревича, А.Л. Дворкина, Т.А. Клюевой, Д.Ю. Конькова, Н.В. Кривельской, Л.Н. Митрохина, К.Г. Мяло, К.Б. Привалова и др. История развития проблемы предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников отражена в работах П.П. Блонского, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского и др. Вопросам профилактики нарушения механизмов социализации и отклоняющегося поведения молодежи посвящены работы Е.В. Авериной, А.Б. Белинской, С.А. Беличевой, Г.А. Ворониной, И.Н. Дементьевой, А.Г. Макеевой, Д.В. Колесова, Р.В. Овчаровой, Т.П. Павленко, В.А. Попова, Н.А. Рычковой, В.М. Фокина, М.В. Шакуровой, П.А. Шептенко, Т.И. Шульги и др. Ряд исследователей непосредственно работают над проблемой профилактики влияния сектантства на молодежь (И.А. Галицкая, А.Н. Елизаров, И.В. Метлик, А.А. Михайлова, А.Д. Прозоров, И.П. Пронин и др.). Вопросы истории религиозного сектантства рассмотрены в диссертационном исследовании А.В. Крюкова, научный анализ отдельных религиозных сект осуществлен в работах Л. Григорьевой, А. Жукова, Д. Курачева, В. Матвеева, А. Саввина, О.В. Якубы, проблема выявления критериев деструктивности религиозных новообразований в контексте парадигмы национальной безопасности отражена в исследовании В.И. Ибрагимова, сущность и пути преодоления религиозного фанатизма рассмотрена в диссертационной работе М.Н. Кузнецовой, проблема религиозного экстремизма отражена в работе Т.А. Скворцовой, теоретические и организационные аспекты подготовки будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты освещены в диссертационном исследовании Ж.В. Садовниковой. Между тем необходимо констатировать факт, что еще нет работ, в которых бы исследовались педагогические аспекты предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты. Очевидна проблема формирования мировоззрения современной молодежи, так как руководители религиозных сект искаженно интерпретируют идеи гуманизма. В этой связи проблема исследования формулируется следующим образом: каковы педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты. Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объектом нашего исследования является влияние религиозных сект на формирование личности. Предметом исследования являются педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты. Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий: – выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты; – проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодежью и их родителями; – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности; – повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание; – реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: – философские, социологические, социально-психологические и социально-педагогические концепции, обосновывающие сущность и особенности секты как формы религиозной организации, ее социальные функции и механизмы воздействия на личность (В.Г. Батаев, Г. Беккер, С.А. Бохорова, М. Вебер, А.Л. Дворкин, Я.В. Крянев, А.А. Скородумов, Э. Трельч, Д.М. Угринович, С. Хассен, И.Н. Яблоков и др.); – положения социальных психологов и педагогов о процессе и факторах социализации человека (Г.М. Андреева, С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, В.И. Загвязинский, И.С. Кон, И.А. Липский, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов и др.); – положения о социально-психологической адаптированности как результате и показателе успешной социализации (А. Адлер, Р. Даймонд, А.Н. Жмыриков, И.К. Кряжева, И.П. Лотова, К. Роджерс, 3. Фрейд, К. Юнг и др.); – концептуальные положения социально-педагогической виктимологии (Е.П. Авдуевская, А.С. Волович, А.В. Мудрик, В.А. Попов, Т.Ф. Яркина и др.); – деятельностный и личностно ориентированный подходы к образовательному процессу (С.И. Архангельский, Л.И. Божович, А.И. Донцов, И.Б. Котова и др.); – идеи гуманизации целостного педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, А.Н. Тубельский, И.В. Ульянова, К.Д. Ушинский и др.); – положения о роли социальной среды и влиянии общества на процесс формирования и развития личности (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.В. Сериков, В.А. Ясвин и др.); – теоретические основы профилактики как технологии педагогической деятельности (Е.В. Аверина, Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Г.А. Воронина, М.А. Галагузова, Д.В. Колесов, А.Г. Макеева, Р.В. Овчарова, П.А. Шептенко и др.). Методы исследования. В исследовании использовались методы, позволяющие решить поставленные задачи и проверить истинность предположений: – теоретический анализ философской, социологической, педагогической, социально-педагогической и психологической научной литературы, публикаций и документации по избранной теме, – эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, эмпатийное слушание), – статистические методы (количественная и качественная обработка данных, полученных в ходе исследования). Опытно-экспериментальной базой исследования явились факультет социальной педагогики и психологии Владимирского государственного педагогического университета, Владимирский базовый медицинский колледж и средняя общеобразовательная школа № 16 г. Владимира. В опытно-экспери-ментальной работе на разных этапах исследования приняли участие 390 учащихся и студентов. Организация и этапы исследования. Исследовательская работа проводилась в несколько этапов. Первый этап (2003 – 2004 гг.) – предварительный, в процессе которого осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись актуальность проблемы, объект и предмет исследования, концептуальные подходы к проблеме диссертационного исследования, изучались особенности превентивной педагогики, разрабатывался категориальный аппарат исследования. Второй этап (2004 – 2006 гг.) – основной (опытно-эксперименталь-ный), в ходе которого была подвергнута эмпирической проверке и уточнена общая гипотеза исследования, проведена опытно-экспериментальная работа. Третий этап (2006 – 2007 гг.) – завершающий (обобщающий), в процессе которого были подведены итоги опытно-экспериментальной работы, осуществлен анализ ее результатов, сформулированы теоретические выводы, основные идеи и положения, закончено оформление диссертационного исследования. Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, и их научная новизна: – раскрыты основные причины ухода молодежи в деструктивные религиозные секты; – выявлены формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленные на предупреждение вовлечения молодежи в религиозные секты; – определены оптимальные педагогические условия осуществления антисектантской работы с молодежью; – обоснована педагогическая модель предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты; – научно обоснована необходимость изучения основ профилактической работы, направленной на предупреждение вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты, при подготовке будущих специалистов. Теоретическая значимость исследования: – проанализированы теоретические основы профилактики вовлечения молодежи в религиозные секты в современной педагогической и психолого-педагогической литературе; – расширены и обобщены научные представления о причинах ухода молодежи в религиозные секты; – определен комплекс форм взаимодействия с родителями в реализации целей и задач антисектантского воспитания; – вскрыта и экспериментально обоснована совокупность педагогических условий, оптимальных для эффективной профилактики вовлечения молодежи в религиозные секты; – доказана необходимость осуществления систематической работы, направленной на предупреждение вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что теоретические выводы и методические рекомендации, предложенные в работе, могут быть использованы при создании учебных пособий для педагогических образовательных учреждений, проведении лекционных курсов и семинаров в системе профессиональных учебных заведений (для учителей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей и др.), разработке профилактических программ, для повышения качества профилактической работы с молодежью в образовательных учреждениях (школа, лицей, ПТУ, ВУЗ, УДО). Разработанная и экспериментально проверенная программа спецкурса «Социально-педагогическая профилактика вовлечения молодежи в религиозные секты» может быть использована в процессе подготовки и переподготовки специалистов системы образования, в практике повышения квалификации педагогов, а также в работе образовательных учреждений по повышению педагогической культуры родителей. Достоверность результатов исследования обеспечивается его общетеоретической ориентацией на ведущие концепции отечественной педагогики и психологии, применением комплекса теоретических и эмпирических методов педагогического исследования, их адекватностью цели, задачам, объекту, предмету, гипотезе и логике диссертации, фактологическими данными, подтверждающими основные положения и концептуальные выводы диссертации. Основные положения, выносимые на защиту:
Наиболее успешно в практической деятельности применяются следующие формы взаимодействия семьи и образовательных учреждений: 1) формы координации воспитательных усилий по профилактической помощи (родительские объединения по проблемам семейного воспитания, лектории, круглые столы, практикумы, родительские университеты, конференции, школа для родителей); 2) формы индивидуального сотрудничества в сфере профилактики (беседы, встречи, посещения на дому, тестирование, анкетирование, консультации); 3) формы массового сотрудничества в деле профилактики (школьные, классные и внеклассные мероприятия, «огоньки», концерты, встречи, акции, проекты, поездки, походы); 4) формы помощи и поддержки семьям, нуждающимся в антисектантской профилактике (общества взаимопомощи, родительские дружины, оперативные бригады специалистов, рейды, посещение и патронаж семей учащихся); 5) формы обеспечения родительского контроля за реализацией профилактической деятельности (родительские комитеты, собрания, советы, комиссии); 6) интерактивные профилактические формы взаимодействия (воскресные родительские клубы, социальные и психологические тренинги, деловые и ролевые игры, совместные творческие дела); 7) заочные формы общения по проблемам антисектантской профилактики (рекомендации, советы, памятки).
– выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты; – проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодежью и их родителями; – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности; – повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание; – реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты.
Целью педагогической модели является создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности ребенка, а системообразующим фактором – учебно-воспитательная деятельность всех субъектов образовательного процесса. Основными этапами реализации модели являются: организация психолого-педагогического наблюдения и диагностики; профилактическая работа с учащимися; коррекционная работа с учащимися группы риска; работа с семьями учащихся; отслеживание результативности работы. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и выводы исследования изложены и получили одобрение на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Владимирского государственного гуманитарного университета; на межрегиональной научно-практической конференции «Наркотизация молодежи как правовая и психолого-педагогическая проблема» (Владимир, 2004), на всероссийских научно-практических конференциях «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» (Арзамас, 2005), «Эффективные модели социального воспитания: проблемы, поиски, перспективы» (Арзамас, 2006), на региональной научно-практической конференции «Психолого-медико-педагогическое обеспечение профилактической работы с семьями «группы риска» (Арзамас, 2007). Основные положения диссертационного исследования отражены в 12 публикациях автора, в том числе, в статье «К вопросу о профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты», опубликованной в журнале «Сибирский педагогический журнал» (2007. – № 15. – С.61-65), входящем в перечень научных изданий, рекомендованных ВАК РФ. Внедрение результатов исследования осуществлялось в форме спецкурса «Социально-педагогическая профилактика вовлечения молодежи в религиозные секты», который был разработан для студентов факультета социальной педагогики и психологии ВГГУ. Материалы диссертации составили основу факультативных занятий во Владимирском базовом медицинском колледже и средней общеобразовательной школе № 16 г. Владимира. Структура диссертации определена логикой исследования, его целью и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, библиографию и приложения. |
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе Специальность 13. 00. 01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» (педагогические науки) | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Общая педагогика, история педагогики и образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики... | ||
При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование... При ответе на вопросы необходимо продемонстрировать владение общепринятой научной терминологией, основными концепциями теории образования... | Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44.... Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета... | ||
Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в... Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью» | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру | ||
Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального... Педагогические принципы мониторинга в учреждениях среднего профессионального образования | Программа Просвещения в концепции Я. А. Коменского Специальности: 13. 00. 01 – Общая педагогика, история педагогики и образования; 13. 00. 08 – Теория и методика профессионального... | ||
Тематика рефератов по истории педагогики к кандидатскому экзамену общенаучной дисциплине Педагогика и религиозные учения: их взаимоотношения в различные исторические эпохи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Института образования Научно-исследовательского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Института образования Научно-исследовательского... | 1. Предмет и задачи педагогики Педагогика высшей школы и другие науки. Широкое использование педагогикой высшей школы идей, теорий, фактов, методов педагогики школы.... | ||
Развитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века Д 212. 180. 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13. 00. 01 — общая педагогика, история... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 2 педагогика: история... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования... Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность... |