Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий.





Скачать 143.17 Kb.
НазваниеКонцепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий.
Дата публикации20.03.2015
Размер143.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Концепция технопарка
Технопарк в условиях дополнительного образования - как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий.

В настоящее время большое число "выпускников" технопарков стали организаторами и владельцами новых фирм.

Учебная работа реализуется в ЦВР и решает следующие педагогические задачи:

- познакомить обучающихся с основными направлениями истории развития технических идей, устройств и систем в различных отраслях науки и техники, с нормативно-правовыми основами защиты интеллектуальной собственности;

- научить правильно использовать (устно и письменно) научно-техническую терминологию, периодическую литературу, формулировать определения технических понятий, оформлять научный отчет, реферат, информацию, научную статью;

- научить применять методы поиска новых технических решений с использованием современных ИКТ;

- выявить и развить природные задатки и способности обучающихся, проявляющих повышенный интерес к науке, технике, техническому творчеству и учебно-исследовательской деятельности;

- воспитать интерес к особенностям жизни и творчества авторов Великих открытий и Великих технических сооружений прошлого и настоящего.

- сформировать у обучающихся мотивацию к освоению опыта предпринимательской деятельности.

Основной целью программ инкубации является производство успешных выпускников, которые могут самостоятельно существовать после "выпуска" из «инкубатора», как правило, через два или три года после зачисления в программу.

Идеальным для их работы является стремление сочетать развитие технического творчества учащихся и получение дохода путем предоставления максимального количества услуг населению прямо на рабочем месте.

Основная идея заключается в воспитании в среде учащихся высоких стандартов бизнеса самым удобным для них и ненавязчивым образом. Коль скоро малый бизнес должен занять серьезное место в экономике страны, кустарному предпринимательству пора превращаться в профессиональное, культурное производство.

Структура содержания деятельности «Внешкольного технопарка» состоит из учебно-производственного блока, блока учебно-методического обеспечения и блока администрации. Структура содержания деятельности представлена в таблице 1.
Предмет изучения: процесс освоения и совершенствования техносферы.

Объект изучения: техносфера, методы ее освоения и совершенствования.

Теоретическая новизна состоит в том, что совокупность знаний, умений и навыков осваиваемых школьниками проявляется в результатах их интеллектуально-продуктивной деятельности, сущность которой может представлять собой опережающее отражение науки, техники и производства, представленное в реальных и виртуальных (компьютерных) проектах обучающихся, имеющих рыночную стоимость.

Практическая значимость состоит в том, что данная технология обеспечивает успешное моделирование развития техносферы в условиях дополнительного образования, в соответствии с его целями и задачами;

- расширяет современные представления детей о содержании, формах и методах осуществления научно-технического прогресса;

- открывает перспективные направления содержания учебной деятельности на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования детей, в сфере науки, техники и технического творчества:

- повышает уровень конструкторско-технологической деятельности школьников и тем самым способствует повышению уровня их готовности к социальному и профессиональному самоопределению в сфере техники и производства.

В объединениях «Внешкольного технопарка» могут быть реализованы программы дополнительного образования по различным направлениям творческой деятельности, например:

- художественно – эстетическое воспитание (художественное конструирование, технический дизайн, декоративно-прикладное искусство и др.);

- технические виды спорта и спортивный моделизм (авиа, авто, судо, ракетно-космическое моделирование и др.);

- проектно-конструкторская и технологическая деятельность по различным направлениям научно-технического прогресса (экологически-чистые, гибкие технологии, бионика, кибернетика, нано-технологии, современные информационные технологии и др.);

- разработка учебно-методических комплектов и средств психолого-дидактической поддержки образовательного процесса, которые обеспечивают педагогические, психологические, организационные условия, способствующие получению ожидаемых результатов.

Реализация программы дополнительного образования «С игрушкой по жизни» предполагает использование различных форм деятельности (учебные занятия, диспуты, семинары, практикумы, конференции, выставки технического творчества, соревнования, фестивали и т.п.), которые способствуют усилению базовой составляющей общего образования, освоению социокультурных и духовно-нравственных ценностей и практической подготовки учащихся к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.

Ожидаемый результат: опыт реальной адаптации учащихся в условиях рыночной экономики, освоение ими современных методов поиска новых технических решений, динамичного развития социальных отношений в продуктивном техническом творчестве в области науки, техники и производства
Учебная работа реализуется в лабораториях учебных объединений и решает следующие педагогические задачи:

- познакомить обучающихся с основными направлениями истории развития технических идей, устройств и систем в различных отраслях науки и техники, с нормативно-правовыми основами защиты интеллектуальной собственности;

- научить правильно использовать (устно и письменно) научно-техническую терминологию, периодическую литературу, формулировать определения технических понятий, оформлять научный отчет, реферат, информацию, научную статью;

- научить применять методы поиска новых технических решений с использованием современных ИКТ;

- выявить и развить природные задатки и способности обучающихся, проявляющих повышенный интерес к науке, технике, техническому творчеству и учебно-исследовательской деятельности;

- воспитать интерес к особенностям жизни и творчества авторов Великих открытий и Великих технических сооружений прошлого и настоящего.

- сформировать у обучающихся мотивацию к освоению опыта предпринимательской деятельност
Структура образования

Компонентыядра образования

Функция

 

Предмет деятельности

Виды деятельности

Методы деятельности

Критерии оценки

Компетенции

Знание

Обучение

Сущность вещей и явлений

Познавательная

Решение задач

Когнитивный

 

Умение

 

Технологии методы

Исполнительская

Тренинг

Деятельно-практический

 

Способности

Развитие

Природные задатки

Творческая

Решение задач

Мотивационно-личностный

 

Ценности

Воспитание

Идеалы,

интересы

Коммуникативная

Решение ситуативных задач

Интересы

 


Блок научно-методического обеспечения

Цель обеспечение учебно-воспитательного процесса эффективными средствами поддержки обучения, воспитания и развития обучающихся. Назовем следующие приоритетные задачи, функции и технологические средства развития методической службы в условиях диверсификации сферы дополнительного образования детей.

Задачи: - создание и пополнение банка данных по информационному и технологическому обеспечению основных направлений деятельности учреждения с использованием ИКТ;

- систематизация средств программно-методического психолого-дидактического обеспечения, контроля результатов педагогической деятельности (обучение, воспитание, развитие);

- систематизация результатов мониторинга и средств нормативно-правового обеспечения управленческой деятельности специалистов;

- обеспечение подготовки и проведения ежегодных массовых мероприятий (положения о проведении).

Технологическая функция:

- разработка алгоритмов составления авторских учебно-тематических планов и программ;

- разработка алгоритмов составления учебно-методических материалов и средств психолого-дидактического сопровождения занятий;

Исследовательская функция: проведение научно-исследовательской работы (НИР) и опытно-экспериментальной работы (ОЭР); составление аналитических отчетов по результатам; участие в работе научно-практических конференций.

Экспертная функция: экспертиза программно-методических, психолого-дидактических и нормативно-управленческих материалов.

Информационная функция: выявление и формирование банка данных об опыте образования научно-технического профиля (в городе, регионе, стране и за рубежом); подготовка материалов об опыте популяризации достижений учащихся в СМИ; информация детей и педагогов о различных акциях (конкурсы, смотры, фестивали, конференции, соревнования и т.п.), проводимых в нашей стране и за рубежом в сфере деятельности научно-технического профиля; информация о новых публикациях по различным профилям научно-технического профиля, (совместно со школьной библиотекой); информация об образовательных учреждениях в которых обучающиеся могли бы продолжить профессиональное образование по интересующему их профилю деятельности.

Технологические средства методиста: Нормативные ресурсы, Гос. Образовательные стандарты, Нормативные акты, Адресные ресурсы, Дистанционное повышение квалификации, Сетевые методические объединения,

Web -сайты образовательных учреждений различного типа, Тематические ресурсы, Информационные порталы по различным образовательным областям, Базы данных и базы знаний, Справочники и энциклопедии, Педагогический опыт, Рекламно-маркетинговые ресурсы, Информация о рабочих местах для выпускников, Стратегические направления в сфере образования, Библиотечные системы, Сетевые конкурсы, гранты, проекты, Профессиональное образование, Электронные газеты, журналы, самоаттестация.

Анкетирование, интервьюирование, тестирование, диагностика, деловые игры, тренинги, защита проектов (очное, заочное, в сети)

Поиск и рассылка материалов по заказам, (с использованием традиционной и электронной почты), телеконференции и телесеминары, комментарии к нормативным документам, проблемные курсы для соискателей и аспирантов, подготовка публикаций (статьи, рефераты, методические пособия, монографии, учебно-тематические комплекты и т.п.); издание журналов, книг, брошюр.

Консультации письменные и устные (очные и заочные, в сети), по самообразованию, саморазвитию, Методы поиска новых продуктивных решений самообучению, разработка учебно–методических комплектов.

Состав учебно-методического комплекта, включает в себя:

  • пособие для педагога, пособие для обучающихся детей;

  • профильные энциклопедические словари-справочники;

  • аннотированный указатель литературы для педагога и для детей;

  • компьютерная поддержка программы (видео и аудиоматериалы);

  • ИКТ и технологическая оснастка, схемы, чертежи, выкройки, шаблоны;

  • перечень объектов для экскурсий;

  • календарь знаменательных дат и информация о жизни и особенностях деятельности людей, внесших существенный вклад в науку, технику, производство и т.п.;

  • подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся;

  • перечень массовых мероприятий (конкурсы, фестивали, олимпиады, выставки и т. п.), проводимых по данному направлению деятельности различными учреждениями и организациями (муниципальными, региональными, федеральными, международными);

  • коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения

  • (почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, альбомы, портреты людей, достигших успехов в данном направлении творческой деятельности,

  • натуральные объекты, модели (макеты) различных технических устройств т. п.);

  • информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях и т. п. по направлению творческой деятельности данного объединения детей и взрослых;

  • материалы, отражающие достижения обучающихся в данном направлении творческой деятельности детей;

  • перечень учебных заведений, где можно продолжить образование по данному профилю деятельности.

  • перечень рабочего оборудования и инструментов.

Критерии и показатели готовности школьников

к социальному и профессиональному самоопределению

 

Блоки стратегии самоопределения

Критерии

Показатели

Образование и самообразование

Когнитивный

Знание о профессиях, о содержании профессиональной деятельности, о потребности на рынке труда, о требованиях к личностным характеристикам и др.

Самопознание

Мотивационно-личностный

(ценностный)

Интересы, отношение к профессии, к виду занятий, престижу профессии, заработки, трудности и др.

Самореализация

 

Деятельно-практический

(операционально-технологический)

Ориентация на творчество (креативность), к общению, к самосовершенствованию способность, к рефлексии и др.



Структура педагогических условий,

способствующих развитию творческой деятельности обучающихся .

 


Компоненты педагогических условий ДО

Ц Е Л Ь

Социальное и профессиональное самоопределение

Обучение

Воспитание

Развитие

СОДЕРЖАНИЕ

Познавательная деятельность

Исполнительская

Деятельность

Решение

ситуативных задач

МЕТОДЫ

Решение задач

Тренинг упражнения

Коррекция развития

Ф О Р М Ы

Индивидуальные

Групповые

Смешанные

Смешанные

РЕЗУЛЬТАТЫ

Знание

интерес, мотивация

Достижения

умения и навыки

Задатки и способности

Ценности

Устойчивое объединение

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УСПЕХА

Когнитивные

Мотивационно-личностные

Деятельно-практические

Мотивационно-ценностные

Положительная динамика познавательной активности

Положительная динамика исполнительского мастерства

Положительная динамика развития способностей

Устойчивая мотивация занятий в профильном

объединении

ПОКАЗАТЕЛИ ОТДАЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Выбор образовательного учреждения для продолжения образования по избранному профилю


Литература:

  1. Альтшуллер Г.С., Герасимов В.М. Плакаты по ТРИЗ. - Л.:Наука,1982.

  2. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. - Киев,1978.

  3. Буш Г.Я. Методы технического творчества. - Рига, Лиесма, 1972.

  4. Горский В.А. Техническое конструирование. - М.:ДОСААФ, 1977.

  5. Карпенко И.Ф. Техническое моделирование. - М.:Просвещение,1983.

  6. Кудрявцев Т.В. Психология технического творчества. М., Просвещение, 1982.

  7. Повилейко Р.П. Грамматика творчества.- Новосибирск, 1976.

  8. Половинкин А.И. Основы технического творчества.-М.:Знание, 88.

  9. Понамарев Я.А. Психология творчества.- М.:Педагогика, 1976.

  10. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся.- М.:Просвещение, 1975.

  11. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. - М.:Просвещение,1990.

  12. Теплов Б.М. Способности и одаренность. - М.:Педагогика, 1985.

  13. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.



Структура содержания деятельности «Внешкольного технопарка»




Наименование показателя

Содержание
деятельности


1

Функции

1.Формирование устойчивой мотивации к познанию и техническому творчеству.

2. Учебно – информационная.

3.Социально – адаптационная.

2

Участники образовательного процесса

1.Учащиеся.

2.Педагоги.

3.Родители.

4.Специалисты сферы производства науки, техники и производства

3

Образовательные направленности

Художественно – эстетическая,

конструкторско – технологическая,

эколого – биологическая,

естественнонаучная, культурологическая,

военно – техническая,

социально – педагогическая,

4

Виды деятельности

познавательная

исполнительская

творческая

коммуникативная

5

Организационные формы деятельности

Творческие объединения по интересам: эллективные курсы, студии, мастерские, конференции, защита проектов, конкурсы, соревнования, выставки, фестивали

6

Методическое обеспечение

Разработка адаптированных и авторских программ технического образования, учебно-методические комплекты; средства психолого-дидактического обеспечения; семинары; практикумы; (методические рекомендации, сценарии, рекламная продукция и т.д.). Мониторинг результатов деятельности обучающихся.

7

Управление системой дополнительного образования

Целеполагание, анализ, планирование, организация, контроль и оценка, регулирование и коррекция организационных форм, методов, технологий, содержания и результатов деятельности.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка, путем вовлечения каждого в активную деятельность
Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. iconКонспект открытого занятия танцевально-спортивного клуба «intro»....
Организационный – создать у воспитанников психологический настрой на активную и творческую, работу
Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. iconПрограмма «перекресток воспитания»
Конкурс направлен на выявление воспитательного потенциала образовательных учреждений города, стимулирование учащихся старших классов...
Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Внедрение в учебно-воспитательный процесс новейших развивающих педагогических форм обучения, направленных на активную творческую...
Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие навыков коммуникативной компетенции учащихся путём вовлечения их в активную речевую деятельность, способствующую развитию...
Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. iconРабочая программа учебной дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность»
Изучение дисциплины “Внешнеэкономическая деятельность” позволяет понять внешнеэкономическую деятельность как процесс реализации внешнеэкономических...
Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Подиумная пластика»
Мы считаем, что данные проблемы в условиях учреждения дополнительного образования могут быть решены наиболее успешно, так как дополнительное...
Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дня правовой помощи детям Информационно-методический центр Азнакаевского муниципального района в целях патриотического воспитания,...
Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. iconI. Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию...
Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. При этом данная программа...
Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. iconПрограмма кружка «Чемпион»
Организационный – создать у воспитанников психологический настрой на активную и творческую, работу
Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. iconОрганизация рефлексивной деятельности обучающихся на уроках химии
Смысл для меня, как учителя – не просто поиск новых форм и новых технологий обучения химии, а осознание и организация помощи развития...
Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. iconМО: использование современных образовательных технологий на уроках...
Применение тестов на установление причинно-следственных связей и развитие логического мышления на уроках биологии
Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. iconОтчет об эффективности реализации Государственной программы «Развитие...
Целью операции является предупреждение распространения наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних, выявление фактов вовлечения...
Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. iconЛ. Н. Толстой Педагогами всегда велся и ведется поиск новых педагогических...
Как же сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную...
Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. iconПлан работы по проекту «острова в океане книг» на 2013 – 2014 учебный...
По популяризации чтения и вовлечению младших школьников в активную читательскую деятельность
Концепция технопарка Технопарк в условиях дополнительного образования как инструмент вовлечения молодежи в активную творческую продуктивную деятельность на основе освоения новых технологий. iconПояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе...
Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск