Скачать 215.99 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ ФИЗИОТЕРАПИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) по специальности СТОМАТОЛОГИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ форма обучения: очная год обучения: первый, второй Всего учебных часов/ зачетных единиц: _2_ зачет. ед. /_72_ часа Всего аудиторных занятий: _1_ зачет. ед. /__36_ часов Всего лекций: _0,28_ зачет. ед./_10_часов Всего практических занятий: _0,72_ зачет. ед. /_26_ часов Всего на самостоятельную работу ординатора: _1_ зачет. ед. /_36_ часов Форма контроля, отчетности: зачет Аттестация: ежеквартально Махачкала – 2013 Рабочая программа послевузовского профессионального образования дисциплины по выбору «Физиотерапия стоматологических заболеваний» основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) по специальности «терапевтическая стоматология» разработана заведующим кафедрой терапевтической стоматологии Дагестанской государственной медицинской академии д.м.н., доцентом Меджидовым М.Н. Рекомендована к утверждению рецензентами: Расуловым Ибрагимом Магомедкамиловичем_- доктором медицинских наук, заведующим кафедрой ортопедической стоматологии ДГМА; Асиятиловым Абудало Хаваловичем – кандидатом медицинских наук, профессором, заведующим кафедрой хирургической стоматологии с усовершенствованием врачей ДГМА. Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (ФПК и ППС) Дагестанской государственной медицинской академии 04 марта 2013 года, протокол №3. Председатель Ученого совета ФПК и ППС ДГМА, проректор по последипломному образованию, доктор медицинских наук, профессор Маммаев С.Н. «05» марта 2013 г. СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения дисциплины. Целью изучения является получение ординаторами комплекса фундаментальных знаний и практических навыков в области физиотерапии, которые позволят им квалифицированно разрабатывать и реализовывать мероприятия для дифференцированного выбора основных физиотерапевтических методов, используемых при лечении стоматологических заболеваний, углубление знаний по механизму терапевтического воздействия каждого физического фактора, а также в некоторых случаях и их сочетанного применения на повреждённые ткани, базовых знаний в области индивидуализированного подхода к их выбору, формирование навыков использования конкретных физических факторов в лечении вышеуказанных патологических процессов и дальнейшее совершенствование практического опыта в этом направлении. Задачи освоения дисциплины заключаются в изучении: • физических основ функционирования медицинской аппаратуры, устройство и назначение медицинской аппаратуры. • теоретических основ физиотерапии, механизма действия физических факторов, опираясь на закономерности развития патологических процессов; • основных направлений физиотерапевтического лечения стоматологических заболеваний; • научных подходов к исследованию проблем выбора методов и аппаратов (приборов) для лечения наиболее распространенных стоматологических заболеваний (болезни зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ); • современных подходов по дифференцированному подходу выбора физиотерапевтических методов лечения стоматологических заболеваний с учетом возрастных и индивидуальных особенностей организма; • диагностики наиболее распространенных стоматологических заболеваний лабораторно – инструментальными методами исследования. 2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура). Дисциплина «Физиотерапия стоматологических заболеваний» относится к числу дисциплин по выбору ординатора основной образовательной программы послевузовского профессионального образования. Индекс ОД.О.04.1 в разделе «дисциплины по выбору». 3. Требования к уровню подготовки ординатора, завершившего изучение данной дисциплины. Ординаторы, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
По итогам освоения курса проводится собеседование. Контроль за усвоением учебного материала осуществляется в форме собеседования преподавателя с соискателями ученой степени по принципиальным вопросам программы обучения во время проведения аудиторных семинарских занятий. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет __2_ зачетных единицы _72_ часа.
5. Тематический план.
6. Содержание дисциплины. 6.1. Содержание лекционных и практических занятий. Лекционный курс
*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам Курс практических занятий.
*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам 6.2. Самостоятельная работа ординатора. (Приводятся виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля, учебно-методическое обеспечение (возможно в виде ссылок) самостоятельной работы по отдельным видам дисциплин)
7.3. Перечень вопросов и заданий к зачету (аттестации) и/или тем рефератов. Перечень контрольных вопросов: 1. Что такое электрический ток? 2. Назовите отличительные признаки постоянного и переменного электрического тока. 3. Назовите ткани организма с хорошей и плохой электрической проводимостью. 4. Благодаря чему живая ткань способна проводить электрический ток? 5. Укажите назначение гидрофильной прокладки. 6. Нужна ли гидрофильная прокладка при гальванизации? 7. Когда не применяется гидрофильная прокладка? 8. Чем смачивается гидрофильная прокладка? 9. Имеется ли различие в действии разных полюсов постоянного тока на ткани? 10. Дайте определения гальванизации и электрофорезу. 11. Чем целесообразно закрывать кариозную полость при электрофорезе корневых каналов? 12. В каких случаях более всего показан электрофорез йода? 13. В каких случаях показана УВЧ-терапия 14. Что целесообразно применять при обострении зуба после пломбирования канала (при наличии отека, гиперемии) 14. Какова экспозиция диатермокоагуляции при методе витальной экстирпации? 15. Какова длительность процедуры электрофореза 16. Что наиболее целесообразно назначить при кариесе зубов? 17. Какова экспозиция заапикальной диатермокоагуляции? 18. Какова экспозиция диатермокоагуляции грануляционной ткани в корневом канале 19. Для чего применяют диатермокоагуляцию в корневом канале? 20. Что собой представляет метод электроодонтометрии? 21. Укажите показания к применению электроодонтометрии. 22. Укажите минимальное и максимальное значения силы тока, которые применяются при электроодонтометрии? 23. Какой метод физиотерапии наиболее часто применяют при лечении пульпита? 24. Какие методы физиотерапии применяют при лечении хронического периодонтита? 25. Какому диагнозу соответствует реакция пульпы на 15-20 мкА? 26. Какому заболеванию соответствует реакция пульпы на 60 мкА? 27. Укажите методику диатермокоагуляции при лечении пульпита. 28. Назовите свойства диатермокоагуляции, необходимые при лечении пульпита. 29. Перечислите свойства диатермокоагуляции, необходимые при лечении верхушечного периодонтита 30. Назовите основную цель применения диатермокоагуляции при лечении заболеваний пародонта. 31. О каком заболевании можно предположить при отсутствии реакции на ток до 100 мкА? 32. Когда целесообразно назначить флюктуоризацию? 33. Когда можно рекомендовать дарсонвализацию? 33. В каких случаях назначают УФО-терапию? 34. Что целесообразно назначить при остром верхушечном периодонтите? 35. Какие осложнения могут быть после диатермокоагуляции? 36. Назовите тактику врача при лечении осложнений после диатермокоагуляции. Перечень вопросов для зачета: 1. Организация физиотерапевтического кабинета стоматологической поликлиники. 2. Физические факторы внешний среды и их влияние на организм человека. 3. Биопотенциалы полости рта и их значение в развитии патологических состояний органов и тканей полости рта, естественный и преформированные факторы, применяемые с лечебной целью. 4. Роль физиотерапии профилактике и реабилитации стоматологических больных. 5. Физио – химические и физиологические основы действия постоянного тока (гальванизация, электрофорез). Показания и противопоказания. 6. Импульсный ток и переменный ток низкого напряжения и частоты. Роль формы импульса. Диадинамотерапия. Амплипульстерапия. 7. Переменные токи и поля средней, высокой, ультравысокой и сверхвысокой частоты. Физико – химические основы и физиологические механизмы действия переменных токов разной частоты. Флюктуоризация. Ультратонотерапия. Дарсонвализация. Диатермия. Диатермотомия. Диатермокоагуляция. Показания и противопоказания. Техника и методика воздействий. 8. Ультразвук. Физио – химические основы действия ультразвука. Роль частоты, показания и противопоказания к применению. Техника и методика воздействий. 9. Свет. Современные представления о природе света. Спектр света. Проницаемость ткани для разных отрезков спектра. Физиологический механизм действия света. Роль нервной и эндокринной систем в действии отдельных отрезков спектра. 10. Инфракрасные лучи. Механизм действия. Показания и противопоказания. 11. Видимые лучи. Биологическая роль видимой части спектра. Применение видимых лучей в лечебной практике. Ультрафиолетовые лучи – ДУФ и КУФ. Механизм действия волн ультрафиолетового спектра разной длины. Местные и общие реакции организма на облучении УФ лучами. Пигментные и ее биологическое роль. Показания и противопоказания к назначению УФ облучение. 12. Лазерное облучение. Применение в терапии заболевании челюстно – лицевой области. 13. Термотерапия. Криотерапия чуывство температуры. Температура кожи с слизистой оболочки полости рта. Механизм действия тепла и холода. Физические факторы, применяемые для лечения теплом и холодом (вода, парафин, озокерин, грязи). Показания и противопоказания к применению холода и тепла. 14. Массаж. Терапевтические основы массажа. 15. Баротерапия. Рефлектерапия, механизм действия, показания к применению стоматологии. 16. Курортотерапия. Бальнеологические, грязевые и климатические курорты. Показания и противопоказания к направлению больных на курорты. 17. Физиологические методы диагностики применяемые стоматологической практике. 18. Электроодонтодиагностика. Параметры возбудимости. Электрический ток как универсальный раздражитель. Электровозбудимость зубов у взрослых и детей при заболеваемости зубов, околозубных тканей и челюсти. 19. Физические методы обезболивания при лечении заболеваний зубов. 20. Физиотерапия болезней пародонта. 21. изиотерапия воспалительных (острых, подострых, хронических) и травматических заболеваний зубочелюстной системы. 22. Физиотерапия поражений черепно-мозговых нервов и прозопалгий. 23. Роль физиотерапии реабилитации больных с поражениями зубочелюстной системы. Перечень тем рефератов:
8. Образовательные технологии. В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии: 1. Лекционно-практические технологии (лекция: проблемная, консультация, программированная лекция-консультация, пресс-конференция, дискуссия, лекция-исследование, визуальная; семинарские, практические занятия, «круглые столы»). 2. Сопровождение лекционно-практических занятий показом визуального материала, фильма. 3. Личностно-ориентированные технологии, игровые, диалоговые, тренинговые, компьютерные, проблемные, программированные, задачные, рефлексивные, технологии кооперативного обучения, развития критического мышления, проектирования, модерации, консультирования. 4. Использование учебно-методического программного комплекса. 5. Решение профессионально-педагогических задач в лабораторных условиях. 6. Деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессионально-педагогической деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих педагогических задач. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно – информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения ординатором образовательной программы. Академия располагает библиотекой, включающей теоретическую и научно-методическую литературу по медицинским наукам, системам, образовательным технологиям высшей школы, управлению образовательными системами, научные журналы и труды конференций по по всем специальностям медицинской науки. 9.1. Основная литература: 1. Логико-дидактические схемы практических занятий по физиотерапии «Физические факторы, применяемые в стоматологии» / Под ред. О.И. Ефанова. - М., 2002. 2. Учебно-методическое пособие, задания в тестовой форме «Физические факторы, применяемые в стоматологии / Под ред. О.И. Ефанова. -М., 1999. 3. Логико-дидактические схемы практических занятий по физиотерапии «Физиотерапия стоматологических заболеваний» / Под ред. О.И. Ефанова. - М., 2002. 4. Учебно-методическое пособие, задания в тестовой форме «Физиотерапия стоматологических заболеваний» / Под ред. О.И. Ефанова. - М., 2002. 5. Ефанов О.И. и соавт. Физиотерапия пульпита. -М.,1991. 6. Ефанов О.И. и соавт. Физиотерапия заболеваний слизистой оболочки полости рта. -М., 1991. 7. Ефанов О.И., Волков А.Г. Электроодонтодиагностика. - М.,1999. 8. Физиотерапия в стоматологии. Учебно-методическое пособие /Авторы: Пастухов О.Г., Шефтелович Т.К., Ермошенко Л.С, Маркаров Х.А. Краснодар: КГМА. – 2002. 9.2. Дополнительная литература: 1. Справочник по физиотерапии./ Под ред. В.Г. Ясногородского. - М., 1992. 2. Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия. - Москва, СП6, 1997. З. Медицинская реабилитация (в 3-х т.) / Под ред. В.М. Боголюбова. - М., Пермь, 1998. 4. Алабадзе А.Ф., Арутюнова В.Я. Практическое пособие для медицинских сестер, косметичек-массажисток. Л., 1986. 5. Барер Г.М. Болезни пародонта. Клиника, диагностика и лечение. М., 1996. 6. Боголюбов В.М. Техника и методика физиотерапевтических процедур. М., Медицина, 1983. 7. Боровский Е.В., Барер Г.М. Руководство к практическим занятиям по терапевтической стоматологии. М., 1975. 8. Данилевский Н.Ф., Вишняк Г.Н. Пародонтоз у детей и подростков. М., 1977. 9. Заболевания пародонта. Атлас / Н.Ф. Данилевский, Е.А.Магид, Н.А. Мухин, В.Ю. Миликевич: под ред.Н.Ф. Данилевского. - М.: Медицина, 1993-320 с. 10. Ефанов О.И., Дзанагова Т.Ф. Физиотерапия стоматологических заболеваний. М., 1980. 11. Иванов В.С. Заболевания пародонта. М., 1989. 12. Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. Физиотерапия. М., 1988. 13. Кодукова А., Величкова П., Дачев Б. Периодонтиты. М., 1989. 14. Леус Г.А., Горекляд А.А., Чудоков И.О. Заболевания зубов и полости рта. Минск. 1998. 15. Пасынков Е.И. Физиотерапия. М., 1980. 16. Рубин Л.Р. Физические методы исследования и лечения в стоматологии. М., 1955. 17. Рыбаков А.И., Иванов В.С. Клиника терапевтической стоматологии. М., 1973. 18. Хватова В.А. Заболевания височно-нижнечелюстного сустава. М., 1982. 19. Шаргородский А.Г. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области и шеи. М.,1989. 20. Инструктаж на рабочем месте для медицинских сестер физиотерапевтического кабинета. 21. Сборник технологий и правил организации работ физиотерапевтическими медицинскими сестрами и массажистами. Горький, 1990. 22. Ефанов О.И., Дзанагов Е.К. Физиотерапия стоматологических заболеваний. . – М., Медицина, 1982. 23. Ливенсон А.Р. Электробезопасность медицинской техники. М., Медицина, 1975. 24. Михайлова Р.И. Применение физических факторов в стоматологии. – М.: Медицина, 1975. 25. Рубин Л.Р. Электроодонтодиагностика.- М.: Медицина, 1975. 26. Смирнов В.А. Заболевания нервов лица. – М, : Медицина, 1978. 27. Михайлова Р.И., Терехов И.В. Лечение хронического афтозного стоматита с применением фонофореза гепарина.- Стоматология, 1978, №2 с. 7 – 18. 28. Никитин В.А., Воронина Л.И. Точиловская Р.В., Григорьева К.В. Криотерапия предраковых заболеваний слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ. – Стоматология, 1977, №4, с. 29 – 31. 9.3. Периодическая литература: 1. Журнал «Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры»; 2. Журнал «Стоматология»; 3. Журнал «Медицинская реабилитация, курортология и физиотерапия» = «Медична реабілітація, курортологія, фізіотерапія»; 4. Journal of the American Physical Therapy Association. 9.4. Программное обеспечение и Интернет- ресурсы: Применение электронных библиографических баз данных в области теории и методики профессионального образования (www.medline.com; www.disslib.ru ). Источники информации : Перечень информационных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся при формировании профессиональных компетенций - Science Direct URL: http://www.sciencedirect.com - Elsevier (платформа Science Direct) URL: http://www.sciencedirect.com - «Электронная библиотека диссертаций (РГБ)» URL: http://diss.rsl.ru - EBSCO URL: http://search.ebscohost.com - Oxford University Press URL: http://www3.oup.co.uk/jnls/ - Sage Publications URL: http://online.sagepub.com/ - Springer/Kluwer URL: http://www.springerlink.com - Tailor & Francis URL: http://www.informaworld.com - Web of Science URL: http://isiknowledge.com - Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) URL: http://elibrary.ru/ -Университетская информационная система Россия URL: http://www.cir.ru/index.jsp 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Академия располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом ординатора, а также эффективное выполнение диссертационной работы. Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные аудитории; технические средства обучения; аудио-, видеоаппаратура; электронная база данных для создания тематических разноуровневых тренировочных и проверочных материалов, для организации фронтальной и индивидуальной работы с ординаторами; учебники, учебные пособия и рекомендации. Материально- техническая база академии включает в себя:
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ за _________/_________ учебный год В рабочую программу _______________________________________________ (наименование дисциплины) Для специальности _____________________________________________ (номер специальности) Вносятся следующие дополнения и изменения: Дополнения и изменения внес __________________________________________________________________ (должность, ФИО, подпись) Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании Ученого совета ФПК и ППС ДГМА «___» _______________ 20___ г. Председатель Ученого совета ФПК и ППС ДГМА, проректор по последипломному образованию, доктор медицинских наук, профессор Маммаев С.Н. ) |
Рабочая программа составлена на основании Основной образовательной... Рабочая Программа составлена на основании Основной образовательной программы подготовки врача-стоматолога раздела «Физиотерапия стоматологических... | Рабочая программа терапевтическая стоматология и физиотерапия стоматологических... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по дисциплине «Физиотерапия стоматологических заболеваний» ... | Аннотация рабочей программы по дисциплине «Физиотерапия стоматологических... ... | ||
Учебно-методический комплекс По дисциплине: физиотерапия... Требования государственного образовательного стандарта (гос) по специальности 040400 – Стоматология | Программа к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 14. 01. 14 Стоматология Эпидемиология стоматологических заболеваний среди населения России и мира. Первичная, вторичная и третичная профилактика, коммунальные... | ||
Рабочая программа дисциплины по выбору «эндоскопия» К основной образовательной программе послевузовского профессионального образования | Рабочая программа учебной дисциплины «Пропедевтика стоматологических заболеваний» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению... | ||
Рабочая программа послевузовского профессионального образования дисциплины... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа по дисциплине: Физиотерапия стоматологических заболеваний... «Стоматология» (Москва, 2000), в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной Руководителем... | ||
Волгоградский государственный медицинский университет Введение в курс профилактики. Современные принципы организации и методы проведения профилактики стоматологических заболеваний. Здоровый... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Введение в курс профилактики. Современные принципы организации и методы проведения профилактики стоматологических заболеваний. Здоровый... | ||
Основная образовательная программа послевузовского профессионального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины «История и философия науки» Единства образовательного пространства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, а также учебным... | ||
Рабочая программа факультативной дисциплины «Физиотерапия в акушерстве и гинекологии» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины «пропедевтика стоматологических заболеваний» Приложение №1 к рабочей учебной программе – Тематические планы лекций и практических занятий |