|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
| КАФЕДРА ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
Учебно-методический комплекс
дисциплины «ПРОПЕДЕВТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»
Основная образовательная программа 31.05.03- СТОМАТОЛОГИЯ
Утверждено на заседании
кафедры:
Протокол № 3
«13» октября 2014 г.
Зав. кафедрой
Автор-составитель:
Скрипова Н.В., к.м.н., доцент
Структура учебно-методического комплекса дисциплины 1.Рабочая учебная программа дисциплины «Пропедевтика ортопедической стоматологии". 1.1. Приложение № 1 к рабочей учебной программе – Тематические планы лекций и практических занятий 1.2. Приложение № 2 к рабочей учебной программе – Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине. 1.3. Приложение № 3 к рабочей учебной программе – Методические указания для студентов по дисциплине
Приложение № 3-а к рабочей учебной программе - Перечень
вопросов и заданий для самостоятельной работы 1.4. Приложение № 4 к рабочей учебной программе – Фонд оценочных средств:
оценочные средства для проведения текущего и рубежного контроля успеваемости студентов:
перечень заданий для контрольных работ;
тестовые задания;
перечень тем рефератов;
оценочные средства для промежуточного контроля знаний студентов:
перечень вопросов к междисциплинарному экзамену по дисциплине
«Пропедевтика стоматологических заболеваний» (модуль
«Пропедевтика ортопедической стоматологии»);
оценочные средства остаточных знаний студентов: Аттестационные педагогические измерительные материалы (АПИМ) по модулю «Пропедевтика ортопедической стоматологии»
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО»
Зав. кафедрой терапевтической стоматологии, д.м.н.
А.С. Оправин
«29» августа 2014 г.
Рассмотрено на заседании кафедры.
Протокол №___
| «УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета, к.м.н., доцент
Н.Г. Давыдова «9» сентября 2014 г.
| РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Пропедевтика стоматологических заболеваний»
По направлению подготовки 31.05.03 ( 060201) - стоматология
Курс 1, П
Вид промежуточной аттестации – комплексный экзамен (Ш семестр)
Кафедры терапевтической стоматологии, ортопедической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии
Трудоемкость дисциплины 234 час. / 6,5 зач.ед.
Архангельск, 2014
Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 31.05.03 (060201) - «Стоматология», утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 14 января 2011г. № 16, в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным Ученым советом СГМУ, на основании типовой программы дисциплины «Стоматология ортопедическая».
Цели и задачи изучения дисциплины
Целью дисциплины «Пропедевтика стоматологических заболеваний» является предклиническая подготовка обучающихся:
формирование базовых знаний топографической и функциональной анатомии зубочелюстной системы;
овладение теорией и практикой основных стоматологических манипуляций, начальных профессиональных навыков врача-стоматолога для дальнейшего обучения на клинических стоматологических кафедрах;
формирование базовых знаний лабораторной техники изготовления зубных протезов и различных ортопедических аппаратов, техники протезирования зубов на фантомах.
Задачами дисциплины являются:
формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций;
обучение студентов основам врачебной этики и деонтологии;
формирование у студентов навыков организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, санитарно-противоэпидемических мероприятий при работе в зуботехнической лаборатории и кабинете ортопедической стоматологии, при работе с различными материалами, применяемыми в ортопедической стоматологии;
изучение основной профессиональной терминологии в области ортопедической стоматологии;
изучение топографической и функциональной анатомии зубочелюстной системы;
обучение студентов принципам и правилам работы с основным стоматологическим оборудованием, инструментарием, стоматологи-ческими материалами;
обучение студентов основным профессиональным мануальным навыкам врача стоматолога-ортопеда на учебном фантоме;
изучение лабораторной техники изготовления зубных протезов и освоение навыков изготовления простых конструкций зубных протезов;
обеспечение условий для активизации познавательной деятельности студентов, стимулирование самостоятельной работы по освоению содержания модуля и формированию необходимых компетенций.
2.Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 31.05.03 (060201) – Стоматология.
Учебный модуль «Пропедевтика стоматологических заболеваний», являясь частью дисциплины «Стоматология», относится к циклу профессиональных дисциплин, цели и задачи изучения которой соотносятся с общими целями образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по направлению подготовки «Стоматология».
Учебная программа модуля «Пропедевтика стоматологических заболеваний» предназначена для базисной подготовки врача-стоматолога к самостоятельной работе в клинике и ориентирована на обучение студентов интегрированному подходу в оказании стоматологической помощи на первичном уровне.
Преподавание модуля «Пропедевтика ортопедической стоматологии» ставит своей конечной целью подготовку студентов к самостоятельной работе в клинике на основе овладения ими основными мануальными навыками при проведении ортопедического лечения патологии зубочелюстной системы на симуляторах (фантомах).
Освоение программы разделов модуля «Пропедевтика ортопедической стоматологии» необходимо при переходе к изучению основ разделов клинической и частной ортопедической стоматологии: «Простое зубопротезирование», «Протезирование зубных рядов (Сложное зубопротезирование)», «Протезирование при полном отсутствии зубов».
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Результаты освоения основной образовательной программы определяются приобретаемыми выпускником компетенциями – его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
| Компетенции
| ОК-№
| Общекультурные компетенции
| ОК - 1
| способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| ОК – 5
| способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
| ОК – 8
| способность и готовность к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию другого
| ПК -№
| Профессиональные компетенции
| ПК – 1
| способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, пациентами
| ПК – 3
| способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
| ПК – 4
| способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность
| ПК – 5
| способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного
| ПК – 7
| способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций
| ПК – 9
| способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, компьютерной техникой, к получению информации из различных источников, к работе с информацией в глобальных компьютерных сетях; применения возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач
| ПК - 18
| способность и готовность к проведению стоматологических профессиональных процедур
| ПК – 24
| способность и готовность к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов
| ПК – 30
| способность и готовность к лечению заболеваний твердых тканей зубов у пациентов различного возраста
| ПК - 36
| способность и готовность к проведению несложного ортопедического лечения заболеваний полости рта у пациентов различного возраста
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: санитарно-гигиенические требования, которым должны соответствовать устройство стоматологического кабинета; нормативное оснащение и оборудование стоматологического кабинета; оснащение и оборудование рабочего места врача-стоматолога;
правила эксплуатации стоматологического оборудования; охрану труда и технику безопасности при эксплуатации стоматологического оборудования; основы современной эргономики;
принципы организации производства в зуботехнической лаборатории с учетом санитарно-гигиенических требований и профилактики профессиональных вредностей;
правила эксплуатации оборудования основного и вспомогательных помещений зуботехнической лаборатории;
охрану труда и технику безопасности при эксплуатации зуботехнического оборудования, при работе с инструментарием и материалами.
принципы асептика и антисептика в стоматологии; виды дезинфекции и стерилизации стоматологического оборудования, инструментария;
функциональную анатомию зубочелюстной системы и биомеханику жевательного аппарата:
- строение зубочелюстной системы человека;
- основные группы зубов и их анатомо-функциональную характеристику;
- строение зубных рядов и факторы их устойчивости;
- строение и функции периодонта, выносливость периодонта к жевательному
давлению;
- понятия «артикуляция», «окклюзия», «прикус», «состояние относительного
физиологического покоя»;
- виды окклюзии и признаки окклюзии;
- характеристику движений нижней челюсти и изменения взаимоотношений
элементов височно-нижнечелюстного сустава и зубных рядов;
- аппараты, воспроизводящие движения нижней челюсти; в
- виды прикусов, физиологические прикусы и их функционально –
морфологическую характеристику.
общую характеристику протезов зубов и ортопедических аппаратов по назначению, методам фиксации, принципам передачи жевательного давления, материалам и методам изготовления;
конструкционные особенности протезов, применяемых при ортопедическом лечении больных;
схему клинико-лабораторных этапов изготовления зубных протезов и ортопедических аппаратов;
основные технологические процессы, используемые при изготовлении зубных протезов и аппаратов (литьё металлов, обработка металлов давлением, спайка и сварка металлов, формовка и полимеризация пластмасс).
уметь:
эксплуатировать стоматологическое оборудование, инструментарий с учетом правил техники безопасности; пользоваться микромотором (бормашиной) на учебном фантоме;
определять групповую принадлежность зуба, читать схемы, формулы зубных рядов, определять вид прикуса;
использовать знания по анатомии, физиологии и биомеханике зубочелюстной системы при изготовлении зубных протезов;
приготавливать оттискные материалы (твердокристаллические, термопластические, эластические альгинатные и силиконовые).
правильно подобрать стандартную оттискную ложку;
получать оттиски гипсом и альгинатными оттискными материалами с фантомных моделей;
получать гипсовые модели по оттискам из гипса, эластических материалов;
воспроизводить анатомическую форму зубов с помощью моделировочных материалов;
определять границы базисов съемных протезов при частичном отсутствии зубов и изготавливать восковые базисы с прикусными валиками;
сопоставлять модели в положении центральной окклюзии и проводить загипсовку моделей в окклюдатор;
определять топографию расположения кламмеров съемных пластиночных протезах на опорных зубах;
изготавливать гнутый удерживающий кламмер и проводить постановку искусственных зубов в съёмных протезах;
приготавливать быстротвердеющую пластмассу и проводить починку съёмных протезов (перелом базиса);
выбирать абразивный инструмент в зависимости от обрабатываемого материала и проводить обработку, шлифовку и полировку металлических и пластмассовых протезов.
владеть:
навыками работы со стоматологическим оборудованием (стоматологическая установка, микромотор, инструменты, наконечники, режущие и абразивные инструменты) с соблюдением эргономических принципов, техники безопасности, санитарно-противоэпидемиологического режима;
навыками приготовления оттискных масс и получения оттисков оттискными материалами различных групп;
навыками изготовления гипсовых моделей по оттискам из различных материалов;
навыками оценки качества полученных оттисков и гипсовых моделей;
навыками моделирования вкладок, искусственных коронок на моделях, учебных фантомах;
навыками изготовления искусственных коронок (металлических штампованных, пластмассовых), мостовидных протезов на учебных фантомах;
навыками планирования границ съемных протезов, выбора опорных зубов для удерживающих кламмеров и постановки искусственных зубов в съемных протезах.
|