Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя образовательная школа № 259
Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга «Диктатура сердца» Лорис-Меликова
Классный час в 11 классе
Подготовили:
Абдулаева Т.К., кл. руков. 11 класса
Бердникова М.С., учитель истории
Санкт-Петербург, 2014
Классный час ««Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова
Цель: выяснить причины и последствия кризиса внутренней политики самодержавия в 70-80 гг; рассмотреть проект Лорис-Меликова.
Задачи:
-обучающие: составить представление о причинах и проявлениях кризиса, закрепить знания о структуре общественно-политического движения; сформировать представление об эволюции идеологии и тактики народников; уяснить суть и формы революционного террора; его результатов;
- развивающие: развивать навыки выявления причинно-следственных связей, умение выделять главное, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблемы;
- воспитательные: дать нравственную оценку тактике революционного террора. Тип урока: урок изучения нового (комбинированный)
План:
1.Отказ правительства от либерального курса.
2.«Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова.
3.Убийство Александра II.
4.Правительство и общество при Александре II.
Оборудование: презентация
СТРУКТУРА И ХОД занятия
№
| Этап
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Время
| 1
| Организаци-онныймомент
| Здравствуйте! Сегодня мы обратимся к эпохе Александра II, являющейся переломной в российской истории.
| Учащиеся готовятся отвечать на вопросы.
| 0,5 мин.
| 2
| Актуализация знаний и умений
| Беседа с учащимися для актуализации знаний:
- Чем же запомнилась современникам эта эпоха?
Если взглянуть на развитие российского общества при Александре II, то мы видим, что вначале тон в общественных дискуссиях задавали гуманисты и либералы, такие как Белинский, Герцен, Хомяков.
Однако довольно быстро, уже с начала 60-х гг., выделились три основных направления.
- Какие?
- Каковы были требования либерально-оппозиционного движения послереформы?
- Каковы были причинырадикализации части общественного движения?
| Учащиеся называют либеральные реформы.
Учащиеся называютреволюционно-демократическое, либеральное и консервативное (охранительное).
Учащиеся отвечают(несмотря на отсутствиеединства в либеральном движении, одним из основных требований было продолжениеpeформ и введение конституции и центрального всесословного представительного учреждения;
либеральные реформы 70 — 80 гг. обнаружили свою половинчатость: к введению конституции правительство не приступало, крестьянская реформа многими воспринималась, как грабительская, «хождение в народ» закончилось неудачей; казалось, что тактика террора может устрашить правительство, дезорганизовать его; nравительcmвoстанет слабым и с ним будет легко бороться.)
| 2 мин
| 3
| Постановка
цели занятия
| Сообщение: К 70-80 гг. стала окончательно ясна непосильность выкупных платежей для крестьян (за 20 лет после отмены крепостного права недоимки составили 84% к годовой сумме выкупных платежей). Возросло количество крестьянских волнений: 1875-79 гг. — 152 волнения, 1880-84 — 325.
Деревня жила слухами о близком «черном переделе земли», во время которого вся земля будет отобрана у помещиков и роздана крестьянам. Подобные слухи были настолько сильны, что Александр II поручил министру внутренних дел опубликовать официальное заявление о необоснованности крестьянских надежд на передел.
Беседа с учащимися для актуализации знаний:
- Вспомните, когда было совершено первое покушение на Александра II? Каковы были его последствия?
— Вспомните основные идеи консерваторов того времени?
— Какие события в доказательство своей правоты могли приводить консерваторы?
- Какой же путь избрало правительство Александра II?
Итог: Волнения в деревне, волна рабочих стачек и забастовок, рост оппозиционно-либерального движения, активизация террористической деятельности народников — привели к кризису политики самодержавия в 70—80-е годы XIX в. Это и будет темой нашего урока (Слайд 1), цели, которые мы ставим (Слайд 2),и мы с вами уже раскрыли первый пункт плана. Ваша задача – по ходу рассказа раскрыть второй (Слайд 3).
| Учащиеся отвечают(в апреле 1866 года Д. В. Каракозов стрелял в Александра II в Летнем саду.Покушение привело к отказу от продолжения реформ. Из правительства были удалены почти вселиберальные министры. Был закрыт журнал «Современник». Постране прокатилась волна арестов людей, вызывавших малейшиеподозрения властей.)
Учащиеся отвечают(доказательство губительности либеральных и тем более радикальных идей, которыеразрушают «народность» и ведут к революции.)
Учащиеся отвечают(покушения на императора Александра II.)
Учащиеся отвечают(отказалось от либерального курса)
Учащиеся записывают тему урока, знакомятся с планом, записывают первые пункты.
| 5 мин.
| 4
| Организация
восприятия
и осмысления
новой
информации,
т.е. усвоение
исходных
знаний
творческое
применение и
добывание
знаний,
освоение
способа
деятельности
путем
решения
проблемных
задач,
построенных на
основе ранее
усвоенных
знаний и умений
| Сообщение: С одной стороны необходимо было продолжение реформ, с другой — в борьбе с терроризмом применялись суровые репрессии к участникам революционного движения и дальнейшее продолжение реформ откладывалось.
В феврале 1880 г. после очередного покушения Александр II создал «Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Во главе был поставлен активный участник русско-турецкой войны, харьковский генерал-губернатор М. Т. Лорис-Меликов, который получил неограниченные полномочия. В задачу Верховной распорядительной комиссии входило прекращение террористических актов, усовершенствование полицейских органов, которые показали свою неэффективность в борьбе с участниками революционного движения.
— Можно ли было навести порядок в стране исключительно карательными мерами?
Лорис-Меликов полагал, что против революционеров нужно действовать жесткими репрессиями, однако они не должны затрагивать невиновных. По предложению Лорис-Меликова было ликвидировано III Отделение, которое показало свою несостоятельность в новых условиях. Отныне наведением порядка в стране должен был заниматься Департамент полиции, который входил в состав Министерства внутренних дел.
Однако, по мнению Лорис-Меликова, наводить порядок в стране нужно не только карательными мерами. Произошел ряд важных кадровых перестановок. Вместо министров-консерваторов назначались либеральные сановники. Был снят с поста министра народного просвещения (он же обер-прокурор Синода) консерватор Д. А. Толстой. Цензурный устав был значительно смягчен, прекратилось давление на земства. Наоборот, Лорис-Меликов старался привлечь к сотрудничеству с правительством земства, иные общественные организации, журналистов, т. е. все либеральные силы России. Началась разработка проекта новых реформ, которые предусматривали снижение выкупных платежей, отмену подушной подати.
Лорис-Меликов предоставил на рассмотрение Александру II проект, предусматривавший создание двух комиссий из представителей земств и назначенных правительством чиновников для выработки преобразования губернского управления, пересмотра земского и городового положений. Далее предлагалось выдвинуть 10 — 15 представителей земских и городских органов самоуправления для рассмотрения этих законопроектов в Государственном Совете. Этот проект получил название «Конституции» М. Т. Лорис-Меликова. I7 февраля предложения Лорис-Меликова были одобрены Александром II.
Проверьте свои записи (Слайд 4).
Беседа с учащимися
- Можно ли назвать проект Лорис-Меликова предложением о введении центрального представительного учреждения и ограничении монархии?
- Почему либералами правление М. Т. Лорис-Меликова было названо «диктатурой сердца»?
- Вспомните, когда возникла организация «Народная воля»?
- Вспомните – каковы были ее социальный состав, цели и методы?
Слайд 5
Таким образом, цели народовольцев были благородны. Но можно ли благородной цели добиваться, используя терроризм? Давайте поразмышляем над этим вместе с вашими одноклассниками, которые покажут вам сейчас небольшой спектакль (Слайд 6).
Инсценировка «Ах, зачем вы убили Александра Второго…» Приложение, презентация, слайды 7-17.
| Учащиеся записывают в тетради:
М Т. Лорис-Меликов— глава Верховной распорядительной комиссии с неограниченными полномочиями.
Учащиеся отвечают(нет. Беспорядки, подъем революционного движения были во многом обусловлены объективными причинами — время показало недостаточность, половинчатость проведенных реформ. Самый сложный вопрос —крестьянский — не получил должного разрешения.)
Учащиеся записывают в тетради:
Учреждение Департамента полиции при МВД.
Учащиеся записывают в тетради:
Либеральные кадровые перестановки.
Учащиеся записывают в тетради:
Смягчение цензуры, прекращение давления на земства, привлечение их к разработке новых реформ.
Учащиеся записывают в тетради:
Проект «Конституции»Лорис-Меликова.
Учащиеся сверяют свои записи со слайдом.
Учащиеся отвечают(На самом деле предлагались лишь робкие шаги по пути привлечения выборныхпредставителей. 10 — 15 человек от всей России – это очень мало. При этом они не наделялись законодательными полномочиями, а лишь должны были обсудить проекты в Государственном Совете.)
Учащиеся отвечают(Диктатура — поскольку сам он был облечен диктаторскими полномочиями. Но также потому, что он былсторонником жесткой политики в отношении революционеров. Но одновременно он старался установить контакт и привлечь к сотрудничеству все умеренно-демократические силы в страны.)
Учащиеся отвечают (в 1879 году после раскола народнической организации «Земля и воля».)
Учащиеся работают с документами и говорят, чтоорганизация состояла из недоучившихся студентов,основной целью была организация революционного движения в народе.Для ее достижения народовольцы использовали пропагандистскую и агитационнуюдеятельность, совершали террористические акты)
Учащиеся делают запись в тетради:
1 марта 1881 года —убийство Александра II.
Учащиеся смотрят инсценировку, сопровождаемую презентацией.
| 25 мин
| 6
| Обобщение
изучаемого
на уроке
и введение
его в
систему ранее
усвоенных
знаний
| Беседа после просмотра:
— Добились ли народовольцы убийством Александра II своей цели?
— Подумайте, почему император, прозванный «Освободителем», который отменил крепостное право, провел либеральные реформы в стране, был убит?
- В начале урока мы говорили с вами о том, что в начале реформ тон в обществе задавали либералы и гуманисты.
В чем же главная причина того, что общественное мнение стало быстро «леветь» — в нем стали преобладать сторонники не только революции, но и террористических методов?
– Пошел ли России впрок урок, который преподали ей «первомартовцы» и Александр II – своей гибелью?
| Учащиеся отвечают (нет.Убийство императора принесло только ужесточение политического режима, появился новый император.
Возможно, это связано с тем, что Великие реформы были проведены поздно и не в полном объеме, как того требовало историческое развитие. Власть боялась кардинальных изменений, которые, по ее мнению, обязательно приведут к революции. Но, как показало время, отсутствие необходимых перемен также грозит волнениями и в конечном итоге все той же революцией.)
Учащиеся работают с воспоминаниями Чичерина и отвечают на вопросы (общество было шокировано, сбито с толку слухами и притихло; царь оставил по себе добрую память в народе, прежде всего как царь — Освободитель).
Учащиеся отвечают(нерешительность в проведении правительством демократических реформ.Представители этих течений не хотели идти на диалог с правительством, намеревались силой заставить его пойти на более решительные преобразования или вообще взять власть в свои руки.
Характерной для России, в сравнении с европейскими странами, была слабость либерального, умеренного движения. Правительство и лично царь Александр II были во многом сами виноваты в том, что развитие общества пошло именно по такому пути.
Да, потому что революционные организации пошли в итоге другим путем. Нет, потому чтороссийская революция была очень кровавой.)
| 10 мин
| 7
| Подведение
итогов
урока
| Итак, мы с вами теперь можем сказать, что сделало эпоху Александра II такой значительной в российской истории – не только реформы, двинувшие страну вперед, но и то, что она поставила перед обществом вопрос цены прогресса.
| Учащиеся письменно рефлексируют свои впечатления
| 2,5 мин
| |