|
|
| МИНЗДРАВ РОССИИ
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения
Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России)
Кафедра Фармации
| УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе
И.А. Волчегорский
_____________ 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
на 2013/14 учебный год
|
Дисциплина – медицинское и фармацевтическое товароведение
Специальность – фармация 060301
Факультет – фармацевтический
Форма обучения – очная
Курс – IV Семестр – VII- VIII
Лекции – 36 часов
Лабораторные практикумы – 108 часов
Самостоятельная внеаудиторная работа – 72 часа
Экзамен – VIII семестр - 36 часов
ВСЕГО – 252 часа
Рабочая программа составлена по учебному плану с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности фармация - 060301, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 38 от 17 января 2011 года. Разработчик программы Т.В.Ивлева
Зав. учебной частью кафедры В.А. Ушакова
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры: протокол №3 от 27 сентября 2011 г.
Зав. кафедрой В.А. Лиходед СОГЛАСОВАНО
Заведующий УМЦ В.Б. Патрушева
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Цикловой методической комиссии медико-биологических и фармацевтических дисциплин: протокол № 1 от 28 сентября 2011 года
Председатель ЦМК Е.Л. Казачков
ОГЛАВЛЕНИЕ
| стр.
| 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ – МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ, ЕЁ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ………………………..
|
3
| 2 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ – МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ ………………………………………
|
3
| 3 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ………………………………...
| 5
| 4СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………..…………………
| 5
| 4.1.Лекционный курс………………………………………………………………
| 5
| 4.2. Практические занятия………………………………………………………...
| 11
| 4.3.Самостоятельная внеаудиторная работа студентов…………………………
| 21
| 5.МАТРИЦА РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМИРУЕМЫХ В НИХ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ………………….
|
21
| 5.1 Разделы дисциплины…………………………………………………………………
| 21
| 5.2 Матрица разделов учебной дисциплины и формируемых в них общекультурных и профессиональных компетенций……………………………………
| 22
| 6 ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ………………………………
| 22
| 7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ – МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ
|
22
| 7.1 Основная литература……………………………………………………………
| 22
| 7.2 Дополнительная литература………………………………………………………
| 23
| 7.3 Учебно-методическая литература………………………………………………
| 23
| 7.4 Материально-техническое обеспечение…………………………………………
| 23
|
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ – МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ, ЕЁ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.1 Цели дисциплины:
Сформировать у студентов товароведческое мышление и выработать умение и навыки по товароведческому анализу и маркетинговым исследованиям медицинских и фармацевтических товаров, определению влияния условий хранения, вида упаковки на качество медицинских и фармацевтических товаров, делать объективные выводы о возможности использования изделий в медицинской и фармацевтической практике. 1.2 Задачи дисциплины:
1) Изучение основ товароведения, установление закономерностей формирования потребительных свойств и качества медицинских и фармацевтических товаров, факторов, формирующих и сохраняющих качество медицинских и фармацевтических товаров,
2) Формирование практических умений и навыков определения рациональных способов сохранности товаров в процессе транспортирования, хранения, эксплуатации, в свете решения основных задач по обеспечению населения лекарственными средствами различных фармакотерапевтических групп, гомеопатическими, парафармацевтическими, лечебно-косметическими и ветеринарными лекарственными препаратами, биологически активными добавками и натур-продуктами, оборудованием, инструментами, приборами, шовными материалами, медицинскими иглами, перевязочными материалами, предметами ухода за больными и другими товарами, реализуемыми через аптечную сеть.
3) Выработка у студентов умений и навыков работы с утвержденными формами нормативно-технической документации, приказами и инструкциями Министерства здравоохранения и социального развития России, законами, статистическими материалами, справочниками, используемыми в практической деятельности провизора. 2 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Общекультурные:
способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);
- способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики (ОК-4);
способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).
2.2 Общепрофессиональные:
способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);
способность и готовность соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе, защиты коммерческой тайны, поддержки единого информационного пространства, планирования и управления фармацевтическими предприятиями и организациями на всех этапах их деятельности (ПК-2);
способность и готовность к изучению спроса и потребности на различные группы фармацевтических товаров (ПК-7);
- способность и готовность к научно-обоснованному применению современных маркетинговых и информационных систем в фармации (ПК-9);
- способность и готовность к использованию различных методов стимулирования сбыта фармацевтических товаров (ПК-10);
- способность и готовность принимать участие в обеспечении эффективной и добросовестной конкуренции на рынке фармацевтических товаров и услуг (ПК-11);
- способность и готовность к использованию элементов фармацевтического маркетинга и логистики в процессе принятия управленческих решений (ПК-18);
способность и готовность к обеспечению деятельности фармацевтических предприятий и организаций по охране труда и техники безопасности (ПК-21);
- способность и готовность к организации перевозки лекарственных средств с учетом принципов транспортной логистики и соблюдения требований холодовой цепи (ПК-24);
- способность и готовность принимать участие в планировании и анализе деятельности фармацевтических предприятий и организаций по вопросам хранения и перевозки лекарственных средств (ПК-26);
способность и готовность к обеспечению процесса хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом требований нормативной документации и принципов складской логистики (ПК-27);
способность и готовность определить перечень оборудования и реактивов для организации контроля качества лекарственных средств, в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи и иными нормативными правовыми документами, организовывать своевременную метрологическую поверку оборудования (ПК-31);
- способность и готовность оказать консультативную помощь медицинским работникам и потребителям лекарственных средств и других фармацевтических товаров по правилам хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом их физико-химических свойств (ПК-41);
- способность и готовность к участию в организации рекламы лекарственных средств и других фармацевтических товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-46);
- способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);
способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);
способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49);
в области оказания первой медицинской помощи: способностью и готовностью принимать участие в организации первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях (ПК-50).
2.3 Студент должен знать:
- основные нормативные документы, регламентирующие деятельность провизора в вопросах приемки, хранения, реализации медицинских и фармацевтических товаров;
- классификацию и кодирование медицинских и фармацевтических товаров, их виды;
- организацию поставки медицинских и фармацевтических товаров от поставщиков;
- методы оценки основных показателей качества медицинских и фармацевтических товаров;
- факторы, оказывающие влияние на формирование и сохранение качества медицинских и фармацевтических товаров в процессе их производства, хранения, транспортирования, применения или эксплуатации;
- особенности маркировки медицинских и фармацевтических товаров. Студент должен уметь:
- классифицировать медицинские и фармацевтические товары с учетом их основного применения, фирм и заводов-изготовителей;
- проводить товароведческий анализ и маркетинговые исследования медицинских и фармацевтических товаров;
- определять показатели ассортимента, формировать оптимальный ассортимент для аптечных учреждений;
- осуществлять прием медицинских и фармацевтических товаров по количеству и качеству;
- обеспечивать сохранность медицинских и фармацевтических товаров с учетом принципов хранения, особенностей потребительных свойств и экологических аспектов.
- прогнозировать влияние внешней среды на качество медицинских фармацевтических товаров в процессе их хранения, транспортирования, применения и эксплуатации;
- расшифровывать маркировку медицинских и фармацевтических товаров;
- консультировать фармацевтических и медицинских работников и население по вопросам выбора условий хранения, применения и эксплуатации медицинских и фармацевтических товаров. Студент должен владеть:
- методами контроля потребительных свойств медицинских и фармацевтических товаров;
- навыками работы с учебной, справочной товароведческой литературой, систематизации информации и использование ее для решения конкретных профессиональных задач;
- методами стерилизации и дезинфекции в зависимости от химического состава, исходных материалов, функционального назначения медицинских и фармацевтических товаров;
- способами товароведческой оценки качества медицинских и фармацевтических товаров; 3 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Таблица 1 - Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем (в часах) - всего
| Объем (в часах) по семестрам
| VIII
| VIII
| Аудиторные занятия (всего):
| 144
| 72
| 72
| в том числе:
|
|
| Лекции
| 36
| 18
| 18
| Практические занятия
| 108
| 54
| 54
| Самостоятельная внеаудиторная работа студентов (всего)
| 108
(в т.ч.36 часов - экзамен)
| 36
| 72(в т.ч. 36 часов - экзамен)
| В том числе НИРС
| 36
| -
| 36
| ИТОГО
| 252
| 108
| 144
| |