Скачать 1.35 Mb.
|
Дисциплина - инфекционные болезни у детей Специальность - педиатрия 060103 Факультет - педиатрический Форма обучения очная Курс V-VI Семестр IX-X XI-XII Лекции 64 (час) Клинические практические занятия 128 (час) Самостоятельная работа 96 (час), в т.ч. экзамен – 36 час Экзамен XII (семестр) Всего 324 (час) (9 з.ед) Разработчик программы, доцент __________________________________ Р.К. Бабик Зав. учебной частью кафедры ______________________________________ О.Г. Степанов Рабочая программа рассмотрена и переутверждена на заседании кафедры: протокол № 1 от 30 августа 2013 года Зав. кафедрой, профессор __________________________________________ И.А.Федоров СОГЛАСОВАНО Начальник методического отдела _______________________________ В.Б. Патрушева Начальник УМУ _______________________________ О.Е. Ильичева ОГЛАВЛЕНИЕ стр. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ - ИНфЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ, ее место в структуре основной образовательной программы…………………………...................................3 2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, формируемые в результате освоения дисциплины - ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ....................................................................................... 6 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………… 9 4.1 Лекционный курс…………………………………………………………………………… 9 4.2 Практические занятия……………………………………………………………….....… .. 11 4.3 Самостоятельная внеаудиторная работа студентов………………………………………42 5. МАТРИЦА РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМИРУЕМЫХ В НИХ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ……………………… .54 5.1 Разделы дисциплины…………………………………………………………………………54 5.2 Матрица разделов учебной дисциплины и формируемых в них общекультурных и профессиональных компетенций………………………………………………………………… 55 6. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ………………………………… 55 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ – ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ…………………………….. 7.1 Основная литература………………………………………………………………………….. 56 7.2 Дополнительная литература………………………………………………………………... 56 7.3 Учебно-методическая литература……………………………………………… ………… 57 7.4 Материально-техническое обеспечение……………………………………………...….... 58 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в структуре основной образовательной программы специалиста Программа по инфекционным болезням у детей составлена с учетом основных положений и требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к подготовке врача по специальности 060103 – Педиатрия, Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 1122 от 8 ноября 2010 года. Соответствующая дисциплина, согласно ФГОС ВПО, относится к профессиональному циклу. Выявление и лечение инфекционных больных, организация профилактических мероприятий составляют значительную часть обязанностей педиатра. Инфекционная патология у детей в общей их заболеваемости остается самой высокой. Решение вопросов, связанных с дальнейшим снижением заболеваемости и смертности от инфекционных болезней у детей, предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке медицинских педиатрических кадров. Знание инфекционной патологии является неотъемлемой частью повышения профессионального уровня будущих врачей-педиатров для более высокого качества оказания медицинской помощи детскому населению. Основной задачей дисциплины является подготовка врачей-педиатров, владеющих современными методами диагностики, терапии и профилактики инфекционных заболеваний у детей, хорошо знающих возрастные особенности детского организма, общую и специфическую иммунологическую реактивность ребенка в разные периоды его жизни. При этом обращается особое внимание в освоении студентом тех вопросов инфекционной патологии у детей, которые ему предстоит решать повседневно по окончании учебы в ВУЗе. Конечная цель обучения дисциплине: подготовка педиатров, хорошо знающих клинику инфекционных заболеваний у детей, владеющих методами постановки диагноза, дифференциальной диагностики, умеющих оказать неотложную помощь и назначить рациональную терапию ребенку с учетом его возраста и тяжести заболевания, а также, провести специфическую профилактику и комплекс противоэпидемических мероприятий в очаге, предупреждающих возникновение и распространение инфекционных заболеваний. Изучение различных нозологических форм инфекционных заболеваний у детей включает: • историю изучения заболевания; • общую характеристику болезни, ее классификационное положение и место в структуре заболеваемости населения, в т.ч. и детского; • механизм развития и проявления эпидемического процесса; • основные фазы патогенеза, патоморфологические изменения в различных органах и системах; • клиническую симптоматику, особенности клинических проявлений в возрастном аспекте; • течение, исходы, возможные осложнения; • основные и вспомогательные методы лабораторных исследований, диагностическую их ценность; • особенности клиники, течения и диагностики инфекционного заболевания у детей первого года жизни и новорожденных; • лечение больного в домашних условиях, организацию стационара на дому; • лечение инфекционного больного в условиях стационара, показания для госпитализации и порядок ее проведения; • неотложную помощь на догоспитальном этапе и в стационаре; • катамнестическое наблюдение и диспансеризацию после перенесенного инфекционного заболевания; • систему профилактических и противоэпидемических мероприятий; • основы вакцинопрофилактики; • этику взаимоотношений с родителями и родственниками больного. Основные теоретические знания по инфекционным болезням у детей студент приобретает на лекциях и самостоятельной работе с рекомендованной литературой. Основные практические умения студент приобретает на практических занятиях, которые проводятся в детском инфекционном стационаре, учебной практике в поликлинике и больнице. С целью улучшения подготовки целесообразно активизировать самостоятельную работу студентов (НИР, деловые игры, реферативные сообщения). По окончании клинических практических занятий на VI курсе студенты сдают экзамен. По окончании всего обучения в ВУЗе выпускники проходят итоговую государственную аттестацию, включающую проверку практических умений, междисциплинарный тестовый экзамен и собеседование с решением ситуационных задач, в том числе, и по инфекционным болезням у детей. 1.1. Цели преподавания дисциплины. Цели преподавания инфекционных болезней у детей - в усвоение знаний тех вопросов инфекционной патологии, которые предстоит решать педиатру в повседневной практике. В связи, с чем предусматривается усвоение студентами знаний по этиологии, эпидемиологии, основным противоэпидемическим мероприятиям, основным клиническим симптомам и синдромам, вариантам течения болезни, осложнениям, важнейшим методам лабораторной диагностики, полноценному внегоспитальному лечению, принципам терапии в стационаре и реабилитации реконвалесцентов различных инфекционных заболеваний. Обучение по дисциплине предусматривает развитие клинического мышления у студентов, углубление знаний по диагностике, терапии и профилактике инфекционных болезней у детей, с учетом возрастных особенностей реактивности детского организма, используя последние достижения отечественной и мировой медицины. Цели дисциплины:
1.2. Задачи изучения дисциплины. В задачи преподавания предмета входит изучение конкретных нозологических форм детских инфекций, их этиологии, эпидемиологии, патогенеза и патоморфологии, классификации, клинических форм, лабораторной и функциональной диагностики, проведение дифференциальной диагностики и лечения. Важным является установление источников и путей инфицирования, определения мер для предупреждения дальнейшего распространения инфекций, четкое знание критериев изоляции больных и сроков карантинов в очаге; изучение методов специфической и неспецифической профилактики детских инфекций в условиях врачебного участка и дошкольно-школьного учреждения. Практические навыки самостоятельной работы студенты должны получить в процессе микрокурации больных, при освоении мануальных навыков обследования детей, во время клинических разборов, а также во время анализа клинических и параклинических данных и оформления диагноза. Для выполнения намеченных целей в процессе преподавания дисциплины предусматривается решение следующих задач:
Первые клинические навыки самостоятельной работы студенты должны получить на микрокурации, клинических разборах, при освоении навыков обследования больных, а так же во время курации больных с последующим анализом клинических, параклинических данных и оформлением диагноза. Итогом усвоения знаний студентом определенных нозологических форм инфекционных заболеваний служат и учебные истории болезни. 1.3. Место дисциплины в учебном процессе Инфекционные болезни у детей относятся к дисциплине федерального компонента в основной образовательной программе ПОДГОТОВКИ ВРАЧА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060103 – Педиатрия. Содержание компонента основной образовательной программы врача должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной действующим государственным образовательным стандартом. При реализации рабочей программы дисциплины в подготовке специалиста врача учитывается освоение учебного материала предшествующих циклов: гуманитарного, социального и экономического; математического, естественнонаучного; профессионального; приобретенные клинические навыки на учебной и производственной практике, научно-исследовательская работа; 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины) Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций, согласно ФГОС ВПО, общекультурных и профессиональных. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: общепрофессиональными в профилактической деятельности, компетенциями в диагностической деятельности, компетенциями в лечебной деятельности, компетенциями в реабилитационной деятельности, компетенциями в психолого-педагогической деятельности, компетенциями в организационно-управленческой деятельности, компетенциями в научно-исследовательской деятельности.
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Студент должен владеть:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы Объем дисциплины и виды учебной работы размещены в таблице 1. Таблица 1. Объем дисциплины и виды учебной работы.
4. Содержание дисциплины. 4.1. Лекционный курс. Наименование тем, их содержание, объем в час лекционных занятий. Всего лекционных часов – 64,основных лекционных разделов: 4
Лекция продолжается 2 академических часа. |
Годовой календарный учебный график мкоу «Средняя общеобразовательная... Праздничные дни в течение учебного года 04 ноября 2013 г.; 01,02,03,07 января 2014 г.; 23 февраля 2014 г.; 08 марта 2014 г.; 01 мая... | План график по созданию условий для достижения целей и задач на 2013-2014... Публичный доклад директора школы. Перспективные направления деятельности школы на 2013-2014 учебный год. Анализ гиа -2013 | ||
Рабочая программа по химии 9 кл ас Липецкой области на 2013-2014 учебный год и учебного плана мбоусош села Конь-Колодезь на 2013-2014 учебный год (автор составитель... | Рабочая программа по дисциплине на 2013-2014 учебный год Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Пояснительная записка к расписанию уроков мбоу "Тирис-Усмановская оош" на 2013-2014 учебный год Расписание уроков на 2013-2014 учебный год составлено согласно нормативным документам | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М. Г. Ахметзянова (Казань. Магариф, 2009), Базисного учебного плана рт на 2013-2014 учебный год, учебного плана школы на 2013-2014... | ||
План работы педагогического совета маоу дод «дюсш «рубин» на 2013 2014 учебный год Утверждение плана работы на 2013 – 2014 учебный год, образовательной программы и дополнений к Программе развития дюсш | План методической работы огбоу «Полянская школа-интернат» на 2013... Тема: «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий» | ||
План работы Гимназии на 2013-2014 учебный год Чишмы 2013 г I. Анализ научно-методической и учебно-воспитательной работы за прошедший год и основные задачи на новый учебный год | «Школа» В соответствии с Комплексным планом работы мбоши «Гимназия-интернат №13» на 2013-2014 учебный год, планом методической работы на... | ||
Протокол № Ш» на 2013-2014 учебный год, авторской программы курса «История и культура Иркутской области» для учащихся третьей ступени обучения... | Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса... Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена с использованием | ||
План работы профсоюзного комитета школы на 2013-2014 учебный год. Мероприятия О совместной работе профсоюзной организации и администрации школы по созданию здоровых, безопасных условий труда, контролю выполнения... | Пояснительная записка к учебному плану начальной школы №453 2013-2014 учебный год Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373 (фгос ноо) для I-III классов и распоряжения Комитета по образованию №907-р от 12. 04. 2013г... | ||
2013-2014 уч год план работы библиотеки на 2013-2014 учебный год Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания... | Основная образовательная программа 2 и 3 ступеней обучения 2013-2014 учебный год Наименование программы: Образовательная программа лицея 2 и 3 ступеней на 2013-2014 учебный год (для 5-11 классов) |