Скачать 127.18 Kb.
|
Земельные участки образуются двумя способами: 1) преобразование существующих земельных участков: - раздел; - объединение; - перераспределение; - выдел; 2) формирование (образование) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
а) Собственники могут либо сохранить право общей собственности на вновь образованные участки (п. 3 ст. 11.4 ЗК), либо соглашением о разделе общего имущества, выделе из него доли (ст. 252, 254 ГК) прекратить право общей собственности. б) Земельный участок КФХ не подлежит разделу при выходе только одного члена КФХ (п. 2 ст. 258 ГК, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон о КФХ)). Такой участок может быть разделен только при прекращении КФХ, в том числе в связи с выходом всех его членов (п. 1 ст. 258 ГК, п. 4 ст. 9 Закона о КФХ). в) В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Такое право возникает у собственников помещений либо с момента приобретения помещений в таком доме, либо же с момента формирования указанного земельного участка. Пунктом 1 ч.4 ст.37 ЖК устанавливающего запрет для собственников помещений в многоквартирном доме на выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся общей не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. 4. При разделе участка садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан образуются один или несколько участков, которые предназначены для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства, либо относятся к имуществу общего пользования, применяются нормы п. 4 ст. 11.4 ЗК. В этом случаи исходный земельный участок сохраняется в измененных границах. Аналогичная норма действует и в отношении государственных и муниципальных участков. При разделе такого участка образуются один или несколько новых участков, а исходный участок сохраняется в измененных границах (п.6 ст. 11.4 ЗК). 5. Участок, предоставленный в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства, может быть разделен арендатором в соответствии с проектом межевания территории (п. 5 ст. 11.4 ЗК). II. Выдел земельного участка
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон обороте).
2. Участки могут быть объединены: - одним лицом, которому все смежные участки принадлежат на одном праве - собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или безвозмездного срочного пользования; - различными собственниками смежных участков. При этом ст. 11.6 ЗК не предоставляет право на объединение земельных участков их арендаторам. 3.При объединении земельных участков у собственников (землепользователей, землевладельцев) также возникают соответствующие права на вновь образованные участки. 4. Допускается объединение участка, обремененного залогом, с не обремененным залогом участком. Право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон (п. 6 ст. 11.6 ЗК). IV. Перераспределение земельных участков. 1. Перераспределение, так же как и объединение, возможно только в отношении СМЕЖНЫХ участков. Образуются несколько других смежных участков, а существование исходных участков прекращается (п. 1 ст. 11.7 ЗК). 2. Перераспределение может быть осуществлено по соглашению частных собственников смежных участков, на основании которого у них возникнет право собственности на новые участки. 3. Не допускается перераспределение земельных участков различной формы собственности (между Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами) (п. 3 ст. 11.7 ЗК). Исключение: - участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии; - размещения объектов капитального строительства государственного или муниципального значения (ст. 49 ЗК). Статьей 11.9 ЗК установлены общие требования к образуемым земельным участкам, которые будут рассмотрены в зависимости от способа образования земельных участков. Предельные размеры. Согласно ст. 38 Градостроительного кодекса, п. 1 ст. 11.9 ЗК предельные (максимальные и минимальные) размеры участка определяются установленными градостроительными регламентами. В соответствии с ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляется разделение одного участка или объединение нескольких, размеры образованных земельных участков не должны быть больше максимальных и менее минимальных размеров, предусмотренных градостроительным регламентом. Аналогично, согласно ст. 1182 ГК раздел земельного участка, принадлежащего наследникам на праве общей собственности, осуществляется с учетом минимального размера земельного участка, установленного для участков соответствующего целевого назначения. Если градостроительный регламент в отношении участка не установлен или не распространяется на данный участок, предельные размеры участков определяются в соответствии с ЗК и другими федеральными законами (п. 2 ст. 11.9 ЗК). Предельные размеры участков для дачного строительства, ведения КФХ, садоводства, огородничества и вообще участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 33 ЗК, п. 1 ст. 4 Закона об обороте). На территории Красноярского края такие предельные размеры установлены Законом Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае». Согласно п. 7 ст. 12 Закона о КФХ не устанавливаются минимальные размеры участков для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов РФ. Соблюдение предельного размера участков земель сельскохозяйственного назначения требуется не только при первичном предоставлении уполномоченными органами, но и при дальнейшем совершении сделок правообладателями. Не допускается совершение сделок с участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям, установленным ст. 4 Закона об обороте. Согласно п. 1 ст. 4 Закона об обороте требования к предельным размерам участков сельскохозяйственных земель не распространяются на случаи: - выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на участок для ведения ЛПХ, КФХ в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование участков, размеры которых менее чем минимальные размеры, установленные законами субъектов РФ; - формирования участков в целях изъятия для государственных или муниципальных нужд, изменения категории на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов, документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации. Предельные размеры участков для подсобного хозяйства и ИЖС устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 1 ст. 33 ЗК). Для иных целей предельные размеры участков ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ земельных участков из земель государственной и или муниципальной собственности устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п. 3 ст. 33 ЗК).
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 44 Градостроительного кодекса информация о возможности или невозможности разделения участка может быть указана в градостроительном плане участка. Приказом Минэкономразвития России от 25.02.2014 №89 внесены изменения в приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 №412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (далее – Требования к МП). При осуществлении проверки документов, представленных для осуществления кадастрового учета (ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре)), специалистами отдела учета земельных участков (далее – Специалистам ОУЗУ) осуществляется проверка на предмет выявления отсутствия предусмотренных ст. 26, 27 Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета. При осуществлении проверки представленного межевого плана в части соблюдения п.53 Требований к МП, специалист ОУЗУ проводит проверку на предмет выявления оснований для принятия решения о приостановлении кадастрового учета, предусмотренных п.1 и п.5 ч.2 ст.26 Закона о кадастре. Согласно ст.15 Закона о кадастре для внесения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в случае принятия решения об утверждении правил землепользования и застройки, направляю такие документы в орган кадастрового учета. Обращаем внимание, что в настоящее время только по г. Норильску и частично по г. Зеленогорску утвержденные правила землепользования и застройки переданы в установленной форме и внесены в ГКН. Правила землепользования и застройки относятся к числу нормативных актов, регламентирующих отношения в области градостроительной деятельности (п. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса). Так согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны, их предельные размеры и параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса). Вместе с тем, как было уже сказано выше, п. 1 ст. 33 ЗК предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Таким образом, с учетом внесенных изменений в Требования к МП, кадастровые инженеры должны самостоятельно в обязательном порядке указывать размеры предельных (максимальные и минимальные) размеров земельных участков, а также сведения о документах, устанавливающих предельные (минимальные и максимальные) размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного, и ссылки на источник их официального опубликования. В отношении источника официального опубликования нужно отметить, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан (ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 16.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Самое главное, частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за внесение лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план или акт обследования, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч.9 ст.38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Согласно п. 67 Требований к МП, при отсутствии сведений о местоположении границ участка в документах, подтверждающих право на земельный участок, или документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов (картографическое произведение) приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. Из анализа указанных требований следует, что обозначенные документы должны позволять определить не только местоположение границ земельного участка, но, а также и смежные с ним земельные участки. Вместе с тем, необходимо отметить позицию ФГБУ «ФКП Росреестра», изложенную в письме от 18 марта 2013 г. № 10-0772-КЛ, согласно которой для подготовки межевого плана используются в том числе документы, определяющие (определявшие) в соответствии местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, решение о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки. Стоит отметить, что согласно письму Минэкономразвития России от 14.12.2012 № 27701-ПК/23и, помимо карт (планов) для подтверждения фактического местоположения границ земельного участка кадастровый инженер может использовать документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы, подготовленные и утвержденные в установленном порядке (картографический материал). В отношении использованных при подготовке межевого плана картографических материалов дополнительно к основным реквизитам (орган, подготовивший картографический материал, номер и дата его утверждения) документов указываются: масштаб соответствующего картографического произведения, дата его создания и дата последнего обновления (п.33 Требований к МП). Реквизиты всех документов, использованных в соответствии с ч.9 ст.38 Закона о кадастре необходимо указывать в реквизите "1" раздела "Исходные данные" межевого плана, . При этом в состав приложения межевого плана в соответствии с п.26 Требований к МП подлежат включению подлинники либо копии документов, указанных в подпунктах 4, 5, 7 и 8 п.22 Требований к МП. |
Особенности оформления межевого плана «при уточнении границ земельных участков нарушен установленный законом порядок согласования местоположения границ земельных участков... | И. Т. Фаттахов по реализации права многодетных семей на получение бесплатных земельных участков Д. А. Медведева 30. 11. 2010 поручено «правительству совместно с регионами проработать порядок предоставления бесплатных земельных... | ||
Государственная регистрация и учет земельных участков Государственная регистрация и учет земельных участков: методические указания по изучению курса для студентов / О. А. Подколзин, А.... | «Райская птица» Республике Татарстан уделяется озеленению территорий пришкольных учебно-опытных участков. Площади земельных участков различны. Кроме... | ||
Приглашаем Приватизация, предоставление под застройку и оценка земельных участков. Разрешение споров в сфере земельных отношений | Предоставлении услуги по приему и выдаче необходимых документов собственникам... Ого самоуправления и организаций, участвующих в приеме и выдаче необходимых документов собственникам зданий, строений, сооружений... | ||
Предоставлении услуги по приему и выдаче необходимых документов собственникам... Го самоуправления и организаций, участвующих в приеме и выдаче необходимых документов собственникам зданий, строений, сооружений... | Реферат Дисциплина: «Земельное право» Тема: «Гарантии прав граждан... Гарантии прав граждан и юридических лиц при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд: теория и практика... | ||
Предоставлении услуги по приему и выдаче необходимых документов для... Анов местного самоуправления и организаций, участвующих в приеме и выдаче необходимых документов для изменения одного вида разрешенного... | Тематический план изучения дисциплины Организация ведения государственного кадастрового учета земельных участков (гку зу). Правила заполнения форм егрз | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Об эффективности использования земельных участков на территории Советско-Гаванского района | «Об итогах работы за 2014 год и задачах на 2015 год в сфере земельных... Доходы консолидированного бюджета за 2014 год от аренды земельных участков составили 3 миллиарда 273 миллионов рублей. План муниципальных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изменение условно разрешенного вида и проекта планировки земельных участков (ооо «Торговый дом Грация», нп «Автомобильный клуб кабриолетов... | Программа курса «Экономическая оценка земельных участков» цикла сд... Автор (составитель) – Зиятдинов Ф. С., д э н, профессор кафедры Экономики производства кгфэи | ||
Институт земной кoры 3-я Международная конференция создание и использование... ... | Рабочая программа по дисциплине Б. З. 10. Основы кадастра недвижимости Освоение дисциплины направлено на приобретение теоретических знаний и практических навыков по использованию данных государственного... |