МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
филиал ДВФУ в г.Уссурийске
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Теория и методика воспитания Специальность- 050706.65Педагогика и психология
Форма обучения (очная)
Кафедра педагогики
курс 3, 4 семестр 4, 5, 6
лекции - 60 (час.)
практические занятия - 74 (час.)
семинарские занятия - не предусмотрены
лабораторные работы - не предусмотрены
консультации – не предусмотрены
всего часов аудиторной нагрузки - 134 (час.)
самостоятельная работа – 136 час.
реферативные работы – не предусмотрены
контрольные работы – не предусмотрены
зачет: - 5 семестр
экзамен –4, 6семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (номер государственной регистрации № 671 пед/СП от 31.01.2005 г.)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры___педагогики «__21__» __10___2012____г. Составитель - доцент ___________ Т.Н.Шурухина СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация…………………………………………………………………………………...3
Выписка из ГОС ВПО……………………………………………………………………...4
Рабочая программа……………………………………………………………………….…6
Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………....44
Дополнительные материалы:
Гуманистические воспитательные системы России (1901-1974 гг.) Хрестоматия……68
АННОТАЦИЯ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика воспитания» составлен в соответствии с госстандартом и логикой учебных планов и включает в себя такие разделы, как: аннотация, выписка из ГОС ВПО, рабочая программа дисциплины (РУПД), учебно-методическое обеспечение дисциплины.
«Теория и методика воспитания» - это учебно-методический комплекс, формирующий специфическую культуру педагогического мышления и обеспечивающий формирование основных представлений об особенностях воспитания, его традиционных и современных концепций, сущности и содержании методики воспитательной работы.
Изучение данной дисциплины позволяет приобрести знания о целостном педагогическом процессе, воспитании, закономерностях и принципах воспитания, аксиологических аспектах воспитания, роли и значении в образовании различных воспитательных систем, гуманистических условиях моделирования отношений воспитательного взаимодействия, методике воспитательной работы.
«Теория и методика воспитания» ориентирует на овладение умениями: проводить сравнительный и феноменологический анализ педагогических феноменов: систем воспитания, целеполагания, принципов, содержаний, условий, средств воспитания в различных подходах к образованию; владеть проблемным видением воспитательного процесса; распознавать воспитательные системы на предмет их соответствия гуманистической парадигме; уметь моделировать условия воспитания творческой личности, конструировать культуросообразные и гуманные пространства педагогической деятельности.
Данные знания и умения являются необходимыми для осуществления практической работы педагога-психолога в образовательном учреждении.
ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО
ДПП
| Дисциплины предметной подготовки
| 4934
| ДПП.00
| Федеральный компонент
| 4294
| ДПП.Ф.19
| Теория и методика воспитания
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания: персонифицикация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
| 270
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
филиал ДВФУ в г.уссурийске
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(РПУД)
Теория и методика воспитания Специальность- 050706.65Педагогика и психология
Форма обучения (очная)
Кафедра педагогики
курс 3, 4 семестр 4, 5, 6
лекции - 60 (час.)
практические занятия - 74 (час.)
семинарские занятия - не предусмотрены
лабораторные работы - не предусмотрены
консультации – не предусмотрены
всего часов аудиторной нагрузки - 134 (час.)
самостоятельная работа – 136 час.
реферативные работы – не предусмотрены
контрольные работы – не предусмотрены
зачет: - 5 семестр
экзамен –4, 6семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (номер государственной регистрации № 671 пед/СП от 31.01.2005 г.)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры___педагогики «__21__» __10___2012____г. Составитель ___________ Т.Н.Шурухина
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «21» ноября 2012 г. № 3
Заведующий кафедрой Т.Н.Шурухина_ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
Скорректирован список литературы.
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11
№ 11
Наименование модулей, разделов, тем 11
(с указанием семестра) 11
Аудиторные занятия 11
Самостоятельная работа студентов 11
Трудоемкость 11
(всего часов) 11
Всего 11
Лекции 11
Практические, семинарские занятия 11
Лабораторные занятия 11
4 семестр 11
1.Теория воспитания 11
1 11
2 11
2 11
2 11
4 11
2 11
8 11
4 11
4 11
4 11
12 11
3 11
4 11
2 11
2 11
4 11
8 11
4 11
4 11
4 11
4 11
8 11
5 11
4 11
2 11
2 11
4 11
8 11
6 11
6 11
2 11
4 11
4 11
10 11
7 11
4 11
2 11
2 11
2 11
6 11
8 11
2 11
2 11
2 11
4 11
9 11
Национальные особенности воспитания. 11
2 11
2 11
2 11
4 11
10 11
«Народная педагогика» о воспитании ребенка и ее познавательное значение 11
2 11
2 11
2 11
11 11
Специфика процесса нравственного воспитания. Проблемы нравственного воспитания на современном этапе развития общества 11
2 11
2 11
2 11
4 11
12 12
6 12
6 12
6 12
12 12
13 12
6 12
2 12
4 12
6 12
12 12
52 12
16 12
36 12
44 12
96 12
5 семестр 12
2.Гуманистические воспитательные системы: опыт прошлого и современность 12
1 12
Понятие о воспитательных системах. Воспитательные системы: понятие, сущность, перспективы развития. Признаки гуманистических воспитательных систем 12
6 12
4 12
2 12
6 12
12 12
2 12
4 12
2 12
2 12
4 12
8 12
3 12
Опыт создания гуманистических воспитательных систем в сиротских домах П.Робена и Я.Корчака. 12
6 12
2 12
4 12
6 12
12 12
4 12
8 12
4 12
4 12
8 12
16 12
5 12
4 12
2 12
2 12
6 12
10 12
6 12
4 12
2 12
2 12
4 12
8 12
7 12
4 12
2 12
2 12
4 12
8 12
8 12
4 12
2 12
2 12
4 12
8 12
9 12
2 12
2 12
2 12
4 12
10 12
8 12
2 12
6 12
8 12
16 12
11 12
4 12
4 12
6 12
10 12
54 12
24 12
30 12
58 12
110 12
1 12
4 12
2 12
2 12
2 12
6 12
2 12
4 12
2 12
2 12
4 12
8 12
3 13
4 13
2 13
2 13
4 13
8 13
4 13
6 13
2 13
4 13
4 13
10 13
5 13
8 13
4 13
4 13
4 13
12 13
6 13
4 13
2 13
2 13
4 13
8 13
7 13
4 13
2 13
2 13
2 13
6 13
8 13
6 13
2 13
4 13
4 13
10 13
9 13
2 13
2 13
2 13
4 13
10 13
4 13
2 13
2 13
4 13
8 13
46 13
20 13
26 13
34 13
80 13
134 13
60 13
74 13
136 13
270 13
№ 14
Наименование модулей, разделов, тем 14
(с указанием семестра) 14
Аудиторные занятия 14
Самостоятельная работа студентов 14
Трудоемкость 14
(всего часов) 14
Всего 14
Лекции 14
Практические, семинарские занятия 14
Лабораторные занятия 14
5 семестр 14
Теория воспитания 14
1 14
6 14
6 14
2 14
2 14
2 14
6 14
8 14
6 14
6 14
3 14
2 14
2 14
6 14
8 14
4 14
2 14
2 14
6 14
8 14
5 14
2 14
2 14
6 14
8 14
5 14
6 14
6 14
7 14
Коллектив как объект и субъект воспитания. 14
2 14
2 14
4 14
6 14
8 14
Национальные особенности воспитания. 14
6 14
6 14
9 14
Специфика процесса нравственного воспитания. Проблемы нравственного воспитания на современном этапе развития общества 14
4 14
4 14
10 14
4 14
4 14
11 14
4 14
4 14
12 14
4 14
4 14
13 14
4 14
4 14
14 15
4 15
4 15
15 15
6 15
6 15
10 15
10 15
80 15
90 15
6 семестр 15
Гуманистические воспитательные системы: опыт прошлого и современность 15
1 15
Воспитательные системы: понятие, сущность, перспективы развития. Признаки гуманистических воспитательных систем 15
4 15
2 15
2 15
4 15
6 15
2 15
2 15
2 15
6 15
8 15
3 15
Опыт создания гуманистических воспитательных систем в сиротских домах П.Робена и Я.Корчака. 15
10 15
10 15
4 15
Свободное воспитание в педагогических системах 15
2 15
2 15
10 15
12 15
5 15
2 15
2 15
10 15
10 15
6 15
10 15
10 15
7 15
10 15
10 15
8 15
10 15
10 15
9 15
4 15
2 15
10 15
12 15
10 15
2 15
2 15
10 15
12 15
11 15
8 15
8 15
12 15
Методика воспитательной работы. Понятие и основные компоненты. 15
4 15
2 15
2 15
2 15
6 15
13 15
Характеристика деятельности педагога–воспитателя в образовательном учреждении. 15
2 15
2 15
4 15
6 15
14 15
2 15
2 15
5 15
7 15
15 15
2 15
10 15
12 15
16 15
2 15
2 15
6 15
8 15
17 15
4 15
4 15
18 15
2 15
2 15
5 15
7 15
19 15
6 15
6 15
20 15
2 15
2 15
4 15
6 15
Итого по разделу 16
30 16
10 16
10 16
10 16
150 16
180 16
Итого по дисциплине 16
40 16
20 16
10 16
10 16
230 16
270 16
№ 16
Наименование модулей, разделов, тем 16
(с указанием семестра) 16
Аудиторные занятия 16
Самостоятельная работа студентов 16
Трудоемкость 16
(всего часов) 16
Всего 16
Лекции 16
Практические, семинарские занятия 16
Лабораторные занятия 16
4 семестр 16
Теория воспитания 16
1 16
6 16
6 16
2 16
2 16
2 16
6 16
8 16
3 16
8 16
8 16
4 16
2 16
2 16
6 16
8 16
5 16
2 16
2 16
6 16
8 16
6 16
2 16
2 16
10 16
12 16
7 16
6 16
6 16
8 16
Коллектив как объект и субъект воспитания. 16
2 16
2 16
6 16
8 16
9 16
Национальные особенности воспитания. 16
6 16
6 16
10 16
Специфика процесса нравственного воспитания. Проблемы нравственного воспитания на современном этапе развития общества 16
6 16
6 16
11 16
6 16
6 16
12 17
6 17
6 17
13 17
6 17
6 17
14 17
6 17
6 17
15 17
4 17
4 17
16 17
6 17
6 17
10 17
10 17
90 17
100 17
5 семестр 17
Гуманистические воспитательные системы: опыт прошлого и современность 17
1 17
Воспитательные системы: понятие, сущность, перспективы развития. Признаки гуманистических воспитательных систем 17
2 17
2 17
4 17
6 17
2 17
2 17
2 17
6 17
8 17
3 17
Опыт создания гуманистических воспитательных систем в сиротских домах П.Робена и Я.Корчака. 17
2 17
2 17
10 17
12 17
4 17
Свободное воспитание в педагогических системах 17
2 17
2 17
10 17
12 17
5 17
10 17
12 17
6 17
10 17
10 17
7 17
10 17
10 17
8 17
10 17
10 17
9 17
2 17
2 17
10 17
12 17
10 17
10 17
10 17
10 17
6 17
4 17
90 17
100 17
1 17
2 17
2 17
2 17
8 17
10 17
3 17
Методика воспитательной работы. Понятие и основные компоненты. 17
2 17
2 17
2 17
4 17
4 17
Характеристика деятельности педагога–воспитателя в образовательном учреждении. 17
2 17
2 17
4 17
6 17
5 18
2 18
2 18
6 18
8 18
6 18
2 18
2 18
10 18
12 18
7 18
6 18
6 18
8 18
4 18
4 18
9 18
10 18
10 18
10 18
6 18
6 18
11 18
4 18
4 18
Итого за 6 семестр 18
10 18
4 18
6 18
60 18
70 18
Итого по дисциплине 18
30 18
20 18
10 18
240 18
270 18
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 19
Содержание 19
часов 19
СРС 19
3. 19
5. 19
Содержание 22
часов 22
СРС 22
3. 22
5. 22
Содержание 24
часов 24
СРС 24
3. 24
5. 24
Содержание 26
часов 26
СРС 26
3. 26
5. 26
Содержание 29
часов 29
СРС 29
3. 29
5. 29
Содержание 33
часов 33
СРС 33
3. 33
5. 33
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ СТУДЕНТОВ 36
Пояснительная записка
Данный курс представляет собой обязательную дисциплину предметной подготовки, определенную государственным стандартом высшего профессионального образования 2005 года для специальности 050706 «Психология и педагогика».
На изучение учебного предмета «Теория и методика воспитания» для специальности «Педагогика и психология» учебным планом отводится 270 часов: из них на очном отделении 134 часа аудиторных: 60 ч. - лекции, 74 ч. – практические занятия. 136 ч. – отводится на самостоятельную работу студентов.
Заочное отделение предполагает разные сроки обучения: 3,5 лет (второе высшее образование) и 5,5 лет.
При обучении 3,5 года на изучение курса «Теория и методика воспитания» выделяется 270 часов. Из них: 40 часов аудиторных.
20 ч. – лекции, 10 ч. – практические занятия, 10 ч. – лабораторные занятия.
230 часов – самостоятельная работа.
При обучении 5,5 лет на изучение курса «Теория и методика воспитания» выделяется 270 часов. Из них: 30 часов аудиторных.
20 ч. – лекции, 10 ч. – практические занятия.
240 ч. – самостоятельная работа.
Теория и методика воспитания - одна из педагогических дисциплин, важнейшая задача которой - формирование специфической культуры педагогического мышления. Она обеспечивает формирование у будущих педагогов основных представлений о понятиях, традиционных и современных концепциях воспитания, предполагает вооружение знаниями теоретических основ науки, а также методическими умениями, обеспечивающими выполнение различных профессиональных функций .
Программа составлена с учетом современного этапа развития школы и деятельности учителя в ней и ориентирована на формирование творческой личности будущего педагога.
В условиях обновления современной школы особое значение приобретают такие профессионально значимые качества, как, гуманизм, социальная ответственность, высокая нравственность; любовь к детям; стремление к просветительству, высокий культурный уровень; способность к общению с учащимися, их родителями и коллегами; овладение умением ставить себя на место другого; любовь к родному Отечеству и культуре в сочетании с восприятием общечеловеческих ценностей. Главная цель данного курса - формирование таких качеств личности будущего учителя, как развитые познавательные интересы, организаторские способности, стремление к самообразованию, способность осваивать новые педагогические технологии и концепции; широкий кругозор. Усвоение курса теории и методики воспитания предполагает широкую опору на знания по другим предметам психолого-педагогического цикла, ознакомление с передовым педагогическим опытом.
В программе рассматриваются теоретические аспекты воспитания как педагогического процесса, его проблематика. Центральное место в подготовке будущих педагогов занимают такие проблемы, как: определение целей воспитания в современном обществе, нравственные аспекты воспитания, национальные особенности воспитания, способы взаимодействия педагогов и детей. Видное место в подготовке студентов занимает знакомство с гуманистическими воспитательными системами прошлого и современности. Реализуются данные аспекты через ознакомление студентов с целями и содержанием педагогического образования, непосредственную работу с первоисточниками.
Программа ориентирует будущего педагога на широкое применение современных направлений в воспитании, особенно таких, как личностно-ориентированное, гуманистическая поддержка, диалоговые способы взаимодействия.
Практическая направленность программы выражена посредством тесной связи теоретической лекционной части с подготовкой студентов на лабораторных занятиях и на педагогической практике.
Лекционный курс включает несколько крупных блоков, таких как: «Теория воспитания», «Гуманистические воспитательные системы: опыт прошлого и современность» и «Методика воспитательной работы». В программе представлен тематический план аудиторных занятий, дана тематика лекционного и практического курсов, представлена самостоятельная работа в виде различных заданий, тематики рефератов.
|