Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление»





Скачать 231.93 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление»
Дата публикации14.08.2015
Размер231.93 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского
Социологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

профессор ______________ Е.Г.Елина
"__" _________ 2011 г.

Рабочая программа дисциплины

«Государственное и муниципальное управление»


Направление подготовки

040100 - «Социология»
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Саратов 2011 год



1. Цели освоения дисциплины.
Основной целью освоения дисциплины «Государственное и муниципальное управление» является формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях социально-политических процессов, происходящих на современном этапе общественного развития, овладение навыками анализа сложных социально-политических явлений и процессов, осуществляющихся в современном обществе.

Данный курс знакомит студентов с основными положениями теории и практики государственного и муниципального управления. Особое внимание обращается на рассмотрение сущности и методов государственного управления, структуры органов государственной власти различных уровней, порядка их взаимодействия, а также на изучение основ разработки государственной политики в ряде областей жизнедеятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Предлагаемая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» составлена на основе действующего государственного образовательного стандарта РФ по направлению 040100 - «Социология».

Как учебная дисциплина «Государственное и муниципальное управление» является составной частью профессионального цикла Б.3 и связана со следующими дисциплинами ООП подготовки бакалавра: - по циклу ГСЭ: с «Философией», «Культурой речи и деловым общением», «Основами права», по профессиональному циклу: с «Политической социологией» и «Социологией управления». Дисциплина является предшествующей по отношению к дисциплинам, входящим в профессиональный цикл магистратуры, в том числе, такими как «Социология политики», «Власть и самоуправление в истории России», «Современные политические элиты: модели формирования и тенденции развития» формирует основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности социально-политических явлений и специфику управленческих стратегий и технологий, используемых в современном обществе, действующие в них причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и обеспечивает становление гражданской позиции.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В ходе освоения дисциплины «Государственное и муниципальное управление» обучающийся должен обладать: способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9); способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2); умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5); способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем (ПК-6); способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (ПК-12).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: теоретические основы отраслевых социологических дисциплин; закономерности социально-экономических, политических и управленческих процессов, основные подходы к их изучению, а также особенности их применения в России.

· Уметь: производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях; участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты.

· Владеть: способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике; навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.





п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)


лекции

Прак

ти

чес

кие

Семи

нар

ские

СРС

1.

Теоретико-методологические основы государственного и муниципального управления.

7

1,2,3,4

6




8

20

тест

2.

Государственное управление как социальный феномен

7

5,6, 7,8

4




2

16

реферат

3.

Система государственного управления в России: особенности формирования и тенденции развития.

7

9,10, 11, 12

4




4

16

тест

4.

Методологические основы изучения муниципального управления.


7

13, 14, 15,16,17,18

4




4

20

тест












18




18

72

экзамен


Раздел I. Теоретико-методологические основы государственного и муниципального управления.
Лекция № 1. Теоретико-методологические основы государственного и муниципального управления.
Теория государственного и муниципального управления в системе наук об обществе. Основные задачи и проблемы курса ГМУ. Предметная область и методологические основы теории государственного и муниципального управления. Методы исследования управления как специфического вида социальной деятельности.
Тема семинарского занятия № 1. Теория государственного и муниципального управления в системе наук об обществе.
Связь теории государственного и муниципального управления с другими социогуманитарными дисциплинами. Объект и предмет теории государственного и муниципального управления. Методологические основы и принципы теории государственного и муниципального управления. Специфика использования методов изучения управленческой деятельности.

Лекция № 2. История развития управленческой мысли.
Истоки возникновения и этапы развития управленческих парадигм. Конфуций о сущности и роли управления в обществе. Государство и управление в трудах мыслителей эпохи античности. Развитие теории государственного управления в эпохи Средневековья и Нового времени. Особенности социологического подхода к государству и управлению. О. Конт и Г. Спенсер о сущности управления и особенностях управленческой деятельности. Рационально-социологическая теория М. Вебера. Системный подход Т. Парсонса.

Тема интерактивного семинарского занятия № 2. Возникновение теории государственного и муниципального управления.
Цель занятиярассмотреть предпосылки возникновения и первый период развития западной управленческой теории.
Вопросы:
1. Предпосылки возникновения управленческой теории.

2. Конфуций о сущности государства и особенностях управленческой деятельности.

3. Государство и управление в трудах Платона и Аристотеля.

4. Политическое учение Н. Макиавелли.
Образовательные технологии: подготовка рефератов с презентацией.
Темы рефератов:
1. Теория управления Конфуция.

2. Платон о формах государства.

3. Значение взглядов Аристотеля для развития управленческой мысли.

4. Теория эффективного лидерства Н. Макиавелли.

5. Н. Макиавелли о формах политического лидерства.
Литература:

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2004.

2. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. М., 2004.

3. Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В.А.Козбаненко. М., 2002. Кн.1.

4. Макиавелли Н. Государь. М.-Харьков, 1998

5. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления – 2-е изд. М.: Имега-Л., 2008.

6. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М..2004.

7. Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М., 2002.

8. Якушев А.В. Государственное и муниципальное управление. М., 2005.
Тема семинарского занятия № 3. Развитие теории государственного управления в российской социологической традиции.
Особенности возникновения и этапы развития российской социологической теории управления. Классики российского позитивизма о законах и сущности управленческой деятельности. Управленческая теория социологов субъективного направления. Социология марксизма о специфике управления.

Лекция № 3. Государство - многофункциональная, политическая организация общества.
Понятие, социальная природа и функции государства. Государственный аппарат: сущность, структура и функции. Типы и формы государств. Роль государства в управлении обществом.

Тема интерактивного семинарского занятия № 4. Государство как субъект управления общественными процессами.

Цель занятиярассмотреть сущность, признаки и формы современных государств.
Вопросы:
1.Основные характеристики государства.

2.Общественные функции государства.

3. Типы и формы государств.
Образовательные технологии: подготовка рефератов с презентацией.
Темы рефератов:

1. Социальная природа и признаки государства.

2. Современные теории государства.

3. Понятие суверенитета.

4. Монархия как тип государственного устройства.

5. Федеративное государственное устройство и его принципы.
Литература:
1. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. М., 2004.

2. Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В.А.Козбаненко. М., 2002. Кн.1.

3. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., 2004.

4. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2007.

5. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2001.

Раздел II. Государственное управление как социальный феномен

Лекция № 4. Государственное управление как социальный феномен.
Общее понятие и диалектика управления. Современная управленческая парадигма. Понятие и признаки государственного управления. Структура и виды государственного управления.
Тема интерактивного семинарского занятия № 5. Государственное управление как социальное явление.
Цель занятия рассмотреть сущность государственного управления и дать характеристику основным его формам.
Вопросы:
1. Природа и сущность государственного управления.

2. Типология форм государственного управления и её критерии.

3. Социальный механизм осуществления государственного управления.
Образовательные технологии: подготовка рефератов с презентацией.
Темы рефератов:

1. Понятие и структура государственного управления.

2. Теория управления А.А. Богданова.

3. Объект и субъект управления.

4. Отраслевое управление как вид управленческой деятельности.

5. Политическая власть и государственное управление: диалектика взаимодействия.

Литература:
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2004.

2. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. М., 2004.

3. Васильев В.И., Деханова Н.Г., Холоденко Ю.А. Государственное управление. М.: Дело и сервис, 2009.

4. Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В.А.Козбаненко. М., 2002. Кн.1.

5. Кокамбо Ю.Д. Государственная власть: понятие, признаки, связь с правом // Вестник Амурского университета. 2002. Вып. 18.

6. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., 2004.

7. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2007.

8. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2001.

Лекция № 5. Принципы и законы государственного управления.
Сущность и особенности проявления законов государственного управления. Понятие и классификация принципов государственного управления. Общесистемные и структурно-функциональные принципы, их общая характеристика.
Раздел III. Система государственного управления в России: особенности формирования и тенденции развития.
Лекция № 6. Система государственного управления в России: особенности формирования и тенденции развития.
Особенности формирования системы государственного управления в российском обществе. Государственное управление в имперский и советский периоды. Органы государственной власти, их полномочия и деятельность.
Тема семинарского занятия № 6. Система государственного управления в имперский и советский периоды.
Становление и эволюция системы государственного управления в российском обществе. Государственный аппарат Российской империи. Реорганизация государственного аппарата в Советской России. Становление и развитие номенклатуры. Кризис советской системы управления в конце 80-х - начале 90-х гг.
Лекция № 7. Особенности функционирования системы управления в современной России.
Формирование системы государственного управления в современной России и её особенности. Структура органов государственного управления в постсоветский период. Специфика функционирования системы государственного управления в современном российском обществе.
Тема семинарского занятия № 7. Государственное управление в современной России.
Структура федеральных органов власти и управления. Исполнительная власть в системе государственного управления. Структура, полномочия и функции законодательной власти. Роль судебной власти в системе управления.

Раздел IV. Методологические основы изучения муниципального управления.
Лекция № 8. Методологические основы изучения муниципального управления.
Сущность и содержание муниципального управления. Соотношение муниципального и местного самоуправления. Основные принципы муниципального управления. Функции муниципального управления.

Тема семинарского занятия № 8. Муниципальное управление как социальный феномен.
Понятие и сущность управления. Понятие и признаки муниципального управления. Общая характеристика функций муниципального управления.
Лекция № 9. Формирование и развитие муниципального управления в России.
Особенности формирования системы муниципального управления в российском обществе. Организация муниципального управления в имперский и советский периоды. Основные тенденции развития муниципального управления в России на современном этапе.
Тема семинарского занятия № 9. Муниципальное управление в современном российском обществе.
Правовые основы и принципы формирования современной системы муниципального управления. Органы муниципального управления и их типология. Компетенция и социальный состав муниципальных органов власти. Специфика функционирования муниципальной власти.

5. Образовательные технологии. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки магистра реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе как активных, так и интерактивных форм проведения занятий, в том числе групповых дискуссий, проблемных лекций, лекций с элементами интерактивного занятия в компьютерном классе, презентаций эссе, выполненных в ходе самостоятельной работы, защиты рефератов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа бакалавра включает в себя подготовку и выполнение заданий к коллоквиуму и семинарским занятиям, работу с источниками и литературой, нормативными документацией (в том числе, Конституцией РФ, ежегодными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации» и др.), реферирование журнальных статей дискуссионного характера и новейших исследований монографического уровня. В выполнении этих заданий обращается особое внимание на их связь с тематикой магистерской программы «Социология политики и международных отношений» и с интересами слушателей.

Промежуточные формы контроля - тестовые задания, темы эссе и рефератов.

Итоговый контроль осуществляется в форме письменного экзамена. Итоговая оценка включает в себя:

- оценку, полученную в ходе тестирования (до 30 баллов);

- оценку, полученную за семинарские занятия (до 20 баллов);

- оценку, полученную за реферат (до 10 баллов);

- оценку, полученную на экзамене (до 40 баллов).

Соответственно, итоговая оценка получается суммированием набранных студентом баллов по схеме:

0-29 - «неудовлетворительно»;

30-49 - «удовлетворительно»;

50-79 - «хорошо»;

80-100 - «отлично».
Тестовые задания к I разделу «Теоретико-методологические основы государственного и муниципального управления».


  1. Укажите номер правильного варианта ответа.


Какой крупный трактат древности считается первым практическим руководством по управлению государством?
а) «Артхашастра»

б) «Политика»

в) «Государь»

г) «Книга о скудости и богатстве»
2. Укажите номер правильного варианта ответа.
Какой характер носила государственно-управленческая мысль в средние века?

а) рациональный

б) позитивно-научный

в) теологический

3. Укажите номер правильного варианта ответа.
Какой из перечисленных ниже мыслителей фактически первым разграничил религиозное и рациональное видение политики и проблем управления?
а) Платон

б) Аристотель

в) Эразм Роттердамский

г) Н.Макиавелли
4. Укажите номер правильного варианта ответа.

Что изучала «камералистика»?



а) технологии управления государством;

б) структуру административных служб и средства улучшения их работы;

в) историю развития государственных служб и учреждений;

г) общество как социальную систему.
5. Укажите номер правильного варианта ответа.

Когда впервые появляется «камералистика»?



а) в 16 веке;

б) в 17 веке;

в) в 18 веке;

г) в 19 веке.
6. Укажите номер правильного варианта ответа.
Какая из стран становится в начале XX века центром изучения государственного управления?
а) Германия;

б) Россия;

в) США;

г) Швеция.
7. Укажите номер правильного варианта ответа.
Кто из перечисленных ниже мыслителей и государственных деятелей является основоположником теории государственного и муниципального управления?
а) Платон;

б) Н.Макиавелли;

в) М.Вебер;

г) К.Маркс;

д) В.Вильсон.
8. Установите соответствие:

Автор Произведение





  1. Аристотель а) «Протестантская этика и дух капитализма»

  2. Н.Макиавелли б) «Капитал»

  3. М.Вебер в) «Политика»

  4. К.Маркс г) «Государь»

9. Укажите номер правильного варианта ответа.
Что является предметом теории государственного и муниципального управления?
а) функциональный анализ общества;

б) изучение функционирования органов государства как особой системы;

в) функциональный анализ государства, деятельности органов власти как социального института и складывающихся при этом социальных и политико-правовых отношений;

г) изучение проблем устройства и функционирования государственных учреждений.
10. Укажите номер правильного варианта ответа.

Какие из перечисленных ниже методов используются для анализа управления?
а) опроса

б) сравнительно-исторический

в) тестирование

г) анализа документов

Тематика вопросов к коллоквиуму по разделу «Государственное управление как социальный феномен».

1. В чем специфика функционального подхода к управлению?

2. Дайте характеристику деятельностному подходу к управлению.

3. Дайте определение государственного управления.

4. Определите базовые признаки государственного управления.

5. Назовите функциональные составляющие структуры государственного управления.

6. Что такое субъект и объект управления?

7. Чем отличается субъект управления от субъекта политики?

8. Дайте характеристику отраслевому и территориальному управлению.

9. В чем различие между отраслевым и оперативным управлением?

10. Назовите критерии, на основании которых можно типологизировать законы государственного управления.

Тестовые задания к разделу III. «Система государственного управления в России: особенности формирования и тенденции развития».


1. Укажите номер правильного варианта ответа:
В каком году в России впервые появляются министерства?
а) в 1905;

б) в 1721;

в) в 1802;

г) в 1917.
2. Укажите номер правильного варианта ответа:
В каком году в Российской империи появляется высшее государственное учреждение – Совет министров?
а) в 1802;

б) в 1861;

в) в 1905;

г) в 1906.
3. Укажите номер правильного варианта ответа:
Когда законодательно была учреждена Государственная дума Российской империи?
а) в 1721;

б) в 1825;

в) в 1917;

г) в 1905.
4.Установите соответствие:

Политик Должность



1.Николай II а) генеральный секретарь ЦК КПСС

2.Л.И.Брежнев б) президент РФ

3.М.С.Горбачев в) император

4.Б.Н.Ельцин г) президент СССР.

5. Укажите номер правильного варианта ответа:
Какой из перечисленных ниже ученых является автором фундаментального труда «Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза»?
1. Г.В.Плеханов;

2. М.С.Восленский;

3. Т.И.Заславская;

4. М.М.Ковалевский.
6. Укажите номер правильного варианта ответа:
Какой субъект управления, по Конституции СССР, объявлялся высшим органом государственной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР к ведению Союза СССР:
а) Совет Министров;

б) Политбюро ЦК КПСС;

в) Верховный Совет СССР.

7. Укажите номер правильного варианта ответа:

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ?



а) Президент РФ;

б) председатель правительства;

в) председатель Государственной Думы РФ;

г) председатель Совета Федерации.
8. Укажите номер правильного варианта ответа:
Какой из органов исполнительной власти не имеет статуса министерства?

а) иностранных дел;

б) внутренних дел;

в) исполнения наказаний;
9. Укажите номер правильного варианта ответа:
Президент какой страны обладает правом роспуска нижней палаты парламента?
а) России;

б) США;

в) Франции;

г) Германии.
10. Укажите номер правильного варианта ответа:
Сколько депутатов входит в состав Государственной Думы РФ?
а) 250;

б) 178;

в) 450.


Тестовые задания к разделу IV. «Методологические основы изучения муниципального управления».
1. Дополните утверждение.
Самостоятельный вид профессиональной деятельности, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках, определенных законом называется___________________________________.
2. Укажите номер правильного варианта ответа:
Определите, какие задачи решает муниципальное управление:
а) создает социальную инфраструктуру;

б) определяет политическую стратегию и тактику;

в) стабилизирует экономику.
3. Укажите номер правильного варианта ответа:
В каком законодательном акте местное самоуправление определяется как «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона»?
1. Конституция РФ

2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

3. Европейская хартия местного самоуправления.
4. Укажите номер правильного варианта ответа:
Входят ли, согласно ст.12 Конституции РФ, органы местного самоуправления в систему органов государственной власти?
1.Да

2.Нет
5. Дополните утверждение.
Муниципальное образованиеэто городское, сельское поселение или иная населенная территория, статус которых определен_______________.
6. Укажите номер правильного варианта ответа:
Когда и благодаря чему в своем современном виде сложилась система самоуправления в развитых демократических государствах?
1. В ходе революций середины XIX века;

2. В результате муниципальных реформ XIX века;

3. В средние века на базе купеческих гильдий.

7. Укажите номер правильного варианта ответа.
Когда впервые был принят ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?


  1. В 1990 г.;

  2. В 1991 г.;

  3. В 1993 г.;

  4. В 1995 г.


8. Укажите номер правильного варианта ответа:
Кто в Саратовской области до 2006 года возглавлял городской законодательный орган - городскую Думу?

1.губернатор;

2.мэр;

3.спикер.
9. Укажите номер правильного варианта ответа:
Когда вступила в действие новая редакция ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятая в 2003 году ?
а) в 2004 году;

б) в 2006 году;

в) в 2007 году;

г) в 2003 году.
10. Укажите номер правильного варианта ответа:
Кто в настоящее время возглавляет городскую Думу г. Саратова?
а) мэр;

б) глава администрации;

в) глава муниципального образования;


Вопросы к экзамену
1. Теория государственного и муниципального управления в системе социально-гуманитарных дисциплин.

2. Предмет и объект теории государственного и муниципального управления.

3. Методологические основы курса.

4. Теория государственного управления Конфуция.

5. Государство и управление в трудах Платона и Аристотеля.

6. Вклад Ш.Л. Монтескьё в теорию государственного и муниципального управления.

7. Особенности социологического подхода к анализу управления.

8. Понятие, социальная природа и функции государства.

9. Типы и формы государств.

10. Государственный аппарат: сущность, структура и функции.

11. Понятие управления.

12. Понятие и признаки государственного управления.

13. Структура государственного управления.

14. Типология форм государственного управления.

15. Сущность и особенности законов государственного управления.

16. Понятие и классификация законов государственного управления.

17. Понятие и классификация принципов государственного управления.

18. Общесистемные принципы государственного управления и их характеристика.

19. Сущность и особенности проявления структурно-функциональных принципов государственного управления.

20. Особенности формирования системы государственного управления в России.

21. Государственное управление в имперский период.

22. Государственный аппарат Российской империи.

23. Особенности государственного управления в советский период.

24. Становление и развитие номенклатуры.

25. Государственное управление в современной России.

26. Структура органов государственного управления в постсоветский период.

27. Сущность муниципального управления.

28. Принципы и функции муниципального управления.

29. Формы организации муниципального управления.

30. Особенности организации системы муниципального управления в России.

31. История развития муниципального управления за рубежом.

32. Понятие, признаки и функции местного самоуправления.

33. Типология органов местного самоуправления.

34. Представительные органы местного самоуправления и их функции.

35. Исполнительные органы в системе местного самоуправления.

36. Глава муниципального образования в системе местного самоуправления.

37. Полномочия органов местного самоуправления.

38. Территориальное общественное самоуправление и его роль.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) основная литература:
1. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления – 2-е изд. М.: Имега-Л., 2008.

2. Политическая социология: учебное пособие / отв. ред. Г.П.Сопов – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2007.

б) дополнительная литература:
Архипова Т.Г. Современная организация государственных учреждений России. М., 2006.

Васильев В.И., Деханова Н.Г., Холоденко Ю.А. Государственное управление. М.: Дело и сервис, 2009.

Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций. М: «Высшее образование», 2007.

Еремян В.В. Процесс реформирования местного самоуправления как переход к новой парадигме управления и отказ от национальных муниципальных традиций // Политика и общество. 2008. № 2.

Казанцев В.О. Приоритетные национальные проекты и новая идеология для России. М., 2007.

Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального упарвления6учебник. М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

Маршев В.И. История управленческой мысли. М.: Инфра-М., 2005.

Пикулькин А.В. Система государственного управления: учеб для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Уваров А.А. Местное самоуправление в России. М., 2005.

Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник. М.: Юристъ, 2006.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
ВЦИОМ: информационные материалы // http:// www.wciom.ru

Государственная Дума ФС РФ // http:// www.duma.gov.ru

Президент России // http:// www.kremlin.ru

Саратовская областная Дума. Депутаты // http:// www.spd/index.php?option=com_depyty

Саратовская городская Дума // http:// www.saratovduma.ru

Совет Федерации ФС РФ // http:// www.council.gov.ru

Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам - // http:// www.humanities.edu.ru

Федеральный образовательный портал: Экономика. Социология. Менеджмент // http:// www.ecsocman.edu.ru
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Учебные аудитории, оборудованные техническими средствами для проведения презентаций, компьютерный класс.
Автор: кандидат социологических наук,

доцент кафедры прикладной социологии Покатов Д.В.
Программа одобрена на заседании кафедры прикладной социологии от 28.02.2011 года, протокол №6.
Зав. кафедрой прикладной социологии,

доктор исторических наук, профессор Крахмалева А.Д.
Декан факультета,

доктор философских наук, профессор Дыльнов Г.В.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа учебной дисциплины муниципальное управление и местное...
Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123
Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Управление жкх и благоустройством территории в городской агломерации»,...
Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа учебной дисциплины власть и современные коммуникации...
Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123
Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа учебной дисциплины кадровая политика и кадровый...
Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123
Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая учебная программа дисциплины Направление 081100. 68 «Государственное...
...
Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Стратегический менеджмент...
Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123
Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа дисциплины б5
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (фгос во) по направлению 38. 03. 04...
Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» iconУчебно-методический комплекс дисциплины прогнозирование и стратегическое...
Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123
Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для магистров направления...
«Государственное управление», «Муниципальное управление и местное самоуправление» очной и заочной формы обучения
Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление»
Иоселиани А. Д., Чумаков А. Н. Логика: Рабочая программа дисциплины. Для студентов, обучающихся по направлению 081100 «Государственное...
Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» iconОсновная образовательная программа 080504. 65 Направление Государственное...
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» составлена в соответствии с требованиями гос впо направления подготовки 080504....
Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма Специальности: 061000 «Государственное и муниципальное...
Рабочая программа по курсу «Система государственного и муниципального управления» составлена на основе требований Государственных...
Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа дисциплины б. 11 Социальная психология Направление подготовки
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (фгос впо) по направлению 081100. 62...
Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа дисциплины б. 10 Основы управления персоналом Направление подготовки
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (фгос впо) по направлению 081100. 62...
Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа дисциплины в. Од. 12 Корпоративная социальная ответственность...
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (фгос впо) по направлению 081100. 62...
Рабочая программа дисциплины «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Поведение человека в организации» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск