Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14»





Скачать 247.47 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14»
Дата публикации21.11.2017
Размер247.47 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)



ОРНИТОЛОГИЯ

Специальность — 050102.65 Биология с дополнительной специальностью
050706.65 Педагогика и психология
Форма подготовки (очная)


кафедра естественнонаучного образования

курс 5 семестр 10

лекции 20 час.

практические занятия 0 час.

семинарские занятия 0 час.

лабораторные работы 20 час.

консультации 0 час.

всего часов аудиторной нагрузки 40 час.

самостоятельная работа 40 час.

реферативные работы 0

контрольные работы 0

зачет 10 семестр

экзамен - семестр

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (номер государственной регистрации № 698 пед/сп (новый) от «31» января 2005 г.).

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол № 1 «14» сентября 2011 г.
И. о. заведующего кафедрой: Литвинова Е.А. 2011 г.

Составитель (ли): к.б.н., профессор Глущенко Ю.Н.

СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА




1. Аннотация…………………………………………………………….……..……………..3


2. Выписка из ГОУ ВПО……………………………………………………………………..4

3. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД)………………………….……….….5

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………..…..20



1. Аннотация



Учебная программа по дисциплине «Орнитология» входит в цикл дисциплин по выбору. Программа реализуется в объёме 80 часов трудоемкости.

Обучение по дисциплине проводится в форме лекций (большинство лекций ведутся в форме презентаций), лабораторных занятий, самостоятельной работы студентов и индивидуальной работы с ними. На лекциях студентов знакомят с общими теоретическими основами курса; даются основные сведения о происхождении, эволюции и современном распространении класса птиц, основных версиях его систематики, а также о видовом составе, морфологических особенностях, характере пребывания, численности, биотопической приуроченности, биологии, этологии, питании и распространении птиц, главным образом на примере видов, обитающих в пределах территории Приморского края.

На лабораторных занятиях под руководством преподавателя студенты изучают материал курса, используя многочисленные цветные слайды с изображением различных видов птиц, их гнёзд и мест обитания, а также экспонаты и научно-коллекционный материал Музея природы. Самостоятельная работа студентов также обеспечивается наглядными пособиями, цветными слайдами и презентациями, представленными в кабинете зоологии позвоночных, компьютерном зале и Музее природы факультета, а также специально разработанными методическими пособиями и консультативной помощью преподавателя. В конце семестра сдаётся зачёт.

Цель освоения дисциплины - сформировать у студентов-биологов широкий биологический кругозор, научить ориентироваться в потоке научной информации о птицах, дать прочные общебиологические знания, выявленные на примере птиц как наиболее удобной модельной группы позвоночных животных.

Задачи:

1. Познакомить с современным многообразием птиц, планом их строения, историей происхождения и эволюцией.

2. Сформировать базу теоретических основ биологии, умение связывать общие и частные зоологические вопросы.

3. Научить оперировать разнообразными примерами из класса птиц; выявить значение птиц в биологическом круговороте и жизни человека.

В программу включены материалы, используемые студентами при самостоятельной работе.

2. Выписка из ГОУ ВПО
Для дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин и курсов по выбору данный раздел отсутствует.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)



ОРНИТОЛОГИЯ

Специальность — 050102.65 Биология с дополнительной специальностью
050706.65 Педагогика и психология
Форма подготовки (очная)

кафедра естественнонаучного образования

курс 5 семестр 10

лекции 20 час.

практические занятия 0 час.

семинарские занятия 0 час.

лабораторные работы 20 час.

консультации 0 час.

всего часов аудиторной нагрузки 40 час.

самостоятельная работа 40 час.

реферативные работы 0

контрольные работы 0

зачет 10 семестр

экзамен - семестр


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (номер государственной регистрации № 698 пед/сп (новый) от «31» января 2005 г.).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол № 1 «14» сентября 2011 г.
И. о. заведующего кафедрой: Литвинова Е.А. 2011 г.

Составитель (ли): к.б.н., профессор Глущенко Ю.Н.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

И. о. заведующего кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

И. о. заведующего кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


Содержание
3.1. Пояснительная записка.………………………………………………………...8

3.2. Тематический план дисциплины…………………..…………………………..9

3.3. Содержание учебного материала……………………………………….…….10

3.4. Требования к знаниям и умениям студентов…….....……………………......13

3.5. Формы контроля……………………………………………………….............14

а) Текущий контроль………….………………………………………….…………14

б) Итоговый контроль………………………………………………………………16

3.6. Список литературы.……………………………………….…………………..19

3.1. Пояснительная записка
Учебная программа по дисциплине «Орнитология» входит в цикл дисциплин по выбору. Программа реализуется в объёме 80 часов трудоемкости.

Обучение по дисциплине проводится в форме лекций (большинство лекций ведутся в форме презентаций), лабораторных занятий, самостоятельной работы студентов и индивидуальной работы с ними. На лекциях студентов знакомят с общими теоретическими основами курса: даются основные сведения о происхождении, эволюции и современном распространении класса птиц, основных версиях его систематики, а также о видовом составе, морфологических особенностях, характере пребывания, численности, биотопической приуроченности, биологии, этологии, питании и распространении птиц, главным образом, на примере видов, обитающих в пределах территории Приморского края.

На лабораторных занятиях под руководством преподавателя студенты изучают материал курса, используя многочисленные цветные слайды с изображением различных видов птиц, их гнёзд и мест обитания, а также экспонаты и научно-коллекционный материал Музея природы. Самостоятельная работа студентов также обеспечивается наглядными пособиями, цветными слайдами и презентациями, представленными в кабинете зоологии позвоночных, компьютерном зале и Музее природы факультета, а также специально разработанными методическими пособиями и консультативной помощью преподавателя. В конце семестра сдаётся зачёт.

Цель освоения дисциплины - сформировать у студентов-биологов широкий биологический кругозор, научить ориентироваться в потоке научной информации о птицах, дать прочные общебиологические знания, выявленные на примере птиц как наиболее удобной модельной группы позвоночных животных.

Задачи:

1. Познакомить с современным многообразием птиц, планом их строения, историей происхождения и эволюцией.

2. Сформировать базу теоретических основ биологии, умение связывать общие и частные зоологические вопросы.

3. Научить оперировать разнообразными примерами из класса птиц; выявить значение птиц в биологическом круговороте и жизни человека.

3.2. Тематический план дисциплины




Наименование модулей, разделов, тем

(с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Трудоемкость

(всего часов)

Всего

Лекции

Практические, семинарские занятия

Лабораторные занятия



Введение. Происхождение и классификация птиц.

2

2







2

4



Особенности внешнего и внутреннего строения птиц.

2

2







2

4



Эколого-физиологические особенности птиц.

4

4







4

8



Распространение и численность птиц, ее динамика.

4

4







4

8



Особенности питания и энергетики птиц.

2

2







2

4



Периодические явления в жизни птиц.

6

2




4

6

12



Размножение и развитие птиц.

2

2







2

4



Прикладная орнитология.

8

2




6

8

16



Проблемы изучения птиц в школьном и вузовском курсе биологии

10







10

10

20




Итого за 10 семестр

40

20




20

40

80




Итого по дисциплине

40

20




20

40

80

3.3. Содержание учебного материала
Лекционные занятия

10 семестр – 20 часов
1. Введение (предмет и задачи орнитологии, ее положение в системе биологических наук; основные этапы развития орнитологии в мире, России и Приморском крае). Происхождение и классификация птиц. Системы класса птиц: системы Морони и др. (1975), Сибли и Монро (1990) и др.

(самостоятельная работа 2 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература –1, 2, 3).

2. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Сравнение с организацией рептилий; особенности основных систем органов.

(самостоятельная работа 2 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 3; дополнительная литература –1, 3, 4).

3. Эколого-физиологические особенности птиц. Особенности движения. Движение на суше: по веткам, по земле, по снегу и т.д. Плавание. Ныряние. Механизм полета. Активный полет. Парение динамическое и статическое. Биологическая классификация типов полета: поисковый, разведывательный, транзитный, полет-бегство, прерывистый, вибрационный.

(самостоятельная работа 4 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 4; дополнительная литература –1, 4, 5).

4. Распространение и численность птиц, ее динамика. Особенности распространения птиц в Приморском крае. Факторы, определяющие изменение численности. Регуляция численности. Механизмы популяционной авторегуляции. Роль территориальности. Антропогенное воздействие. Общая численность. Редкие виды. Птицы из Красных книг МСОП, России и Приморского края.

(самостоятельная работа 4 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 5; дополнительная литература –1, 5, 6).

5. Особенности питания и энергетики птиц. Полифаги и стенофаги. Фитофаги и зоофаги (миофаги, орнитофаги, малакофаги, герпетофаги, копрофаги). Сезонная, географическая, годовая, возрастная изменчивости питания. Запасание корма. Способы добывания пищи у птиц. Форма клюва, языка. Использование лап и "инструментов". Физиология питания. Переваривание воска, клетчатки, хитина. Голодание. Регуляция интенсивности кормления. Скорость пищеварения. Регуляция продвижения пищи. Формирование погадок. Запасание энергетических резервов. Определение реальной роли птиц в энергетике природных сообществ.

(самостоятельная работа 2 часа; рекомендуемая основная литература – 2, 3; дополнительная литература –2, 4, 6).

6. Периодические явления в жизни птиц. Суточные и сезонные ритмы. Суточные ритмы физиологических функций и общей активности. Пробуждающая яркость. Общие закономерности протекания сезонных циклов. Сезонные физиологические состояния, регулируемые фотопериодом. Миграции птиц как адаптивное явление. История и методы изучения миграций. Характеристики и общая картина миграций.

(самостоятельная работа 6 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 6; дополнительная литература –3, 5, 6).

7. Размножение и развитие птиц. Периодичность размножения и определяющие ее факторы. Взаимоотношения полов (моногамия и полигамии). Половой диморфизм. Токовые явления и формирование пар. Территориальное поведение. Гнездовой консерватизм. Гнезда. Яйцо. Размеры кладки. Насиживание. Эмбриональное развитие. Вылупление. Птенцы. Этапы онтогенеза. Гнездовой паразитизм. Половая зрелость и продолжительность жизни.

(самостоятельная работа 2 часа; рекомендуемая основная литература – 4, 6; дополнительная литература –2, 4, 5).

8. Прикладная орнитология. Практическое значение птиц. Птицы и авиация. Птицы и медицина. Птицы и охотничье хозяйство. Птицы и сельское хозяйство. Управление поведением птиц. Охрана редких и исчезающих видов. Охрана местообитаний. Международное сотрудничество по охране птиц.

(самостоятельная работа 8 часа; рекомендуемая основная литература – 5, 8; дополнительная литература –4, 5, 6).

Содержание лабораторных занятий





п/п

Темы лабораторных занятий

10 семестр

Количество часов

1.

Изготовление и использование орнитологических объектов в музее и школьном кабинете биологии. Музейные экспозиции; научная коллекция тушек птиц; оологическая коллекция; сухие и влажные препараты в школьном кабинете биологии - проблемы их сохранения, обновления и приготовления.

4

2.

Дополнительные источники информации, используемые для подготовки и проведения вузовских и школьных занятий по теме «Многообразие птиц». Использование Интернета, научных и научно-популярных изданий, справочников, фотоальбомов, почтовых марок и т.д.

2

3.

Миграции и зимовка птиц в условиях юга Дальнего Востока России. Особенности послегнездовых кочёвок, пролёта и зимовок; миграционные пути птиц различных таксономических и экологических группировок; особенности использования птицами трофических ресурсов; основные причины гибели птиц во время миграций и зимовок; методы наблюдений и некоторые промежуточные результаты изучения пролёта в Приморском крае; районы массовых миграций и миграционных скоплений.

4

4.

Редкие и охотничье-промысловые птицы Приморского края; проблемы их охраны и рационального использования; роль, проблемы составления и недостатки международной, национальной и региональных Красных книг; охота и браконьерство в условиях России и Приморского края: исторический аспект и современное состояние проблемы; возможные пути её решения в условиях.

4

5.

Охрана и изучение птиц в ООПТ Приморского края. Важность и особенности ведения научно-исследовательских работ в ООПТ различного типа; ведение «Летописи природы»; степень изученности и видовое разнообразие птиц в заповедниках Приморья; проблема охраны и мониторинга редких видов; необходимость правильного использование информации о редких видах птиц при создании новых ООПТ и трансформации существующего регионального комплекса.

2

6.

Узкорегиональные проблемы орнитологии. Предварительные итоги и результаты выполнения дипломных работ по орнитологии: достоинства и недостатки дипломных работ прошлых лет; первая апробация и совместная корректировка текущих работ.

2

7.

Зачётное занятие. Доклады по темам рефератов.

2

ВСЕГО (часов):

20


3.4. Требования к знаниям и умениям студентов
В системе биологических наук орнитология занимает особое место. Ее предметом являются птицы - своеобразная ветвь эволюции животного мира. Орнитология включает полное знание о птицах, полученное с помощью разнообразных методик. Поэтому значительную ее часть составляют области, пограничные с физиологией, гистологией, биохимией и другими науками, использующими птиц как объект для решения требуемых задач.

Основной целью спецкурса “Орнитология” является углубление основных понятий полученных при изучении базового курса зоологии позвоночных. При изучении орнитологии студенты должны получить знания по основным вопросам общей орнитологии: от происхождения, строения тела и устройства систем жизнеобеспеченности до обзора видового разнообразия птиц, форм связи с внешней средой, друг с другом и человеком.
В результате изучения орнитологии студенты должны знать:

а) основы систематики птиц в объёме отрядов и основных семейств (для важнейших групп – до отдельных родов и характерных представителей);

б) морфологические отличия, позволяющие идентифицировать птиц в природных условиях и на изображениях;

в) роль птиц в природе (место в цепях питания, значение в различных биогеоценозах и пр.) и хозяйственной деятельности человека (промысловые и полезные виды).
Практические умения и навыки, получаемые в курсе систематики позвоночных, включают:

а) умение характеризовать морфологические признаки и экологические особенности основных групп птиц;

б) умение определять в природе основные виды птиц, обитающих на территории Приморского края;

Студенты должны уметь:

а) идентифицировать основные виды птиц местной фауны;

б) определять степень антропогенной нагрузки на экосистемы, используя виды-индикаторы.

3.5. Формы контроля (10 семестр)
а) текущий контроль
Текущий контроль знаний студентов проводится в виде устного опроса на занятиях

Контрольное тестирование (Х семестр)



I. Ящерохвостые птицы произошли от:
  1. *бипедальных динозавров

  2. архозавров

  3. рипидистий

  4. лабиринтодонтов


II. Веерохвостые птицы произошли от:
  1. бипедальных динозавров

  2. архозавров*

  3. рипидистий

  4. лабиринтодонтов


III. Птицы это:

  1. *яйцекладущие бипедальные теплокровные амниоты, покрытые перьями, передние конечности которых превращены в крылья, клюв одет рамфотекой, а ноги подотекой;

  2. яйцекладущие тетрапедальные теплокровные анамнии, покрытые перьями, передние конечности которых превращены в крылья, клюв одет рамфотекой, а ноги подотекой;

  3. яйцекладущие бипедальные пойкилотермные амниоты, покрытые перьями, передние конечности которых превращены в крылья, клюв одет рамфотекой, а ноги подотекой;

  4. яйцекладущие теплокровные тетрапедальные амниоты, покрытые перьями, передние конечности которых превращены в крылья, клюв одет рамфотекой, а ноги подотекой;


IX Перья птиц делятся на:

  1. контурные, маховые, собственно пух, волосовидные и щетинки;

  2. контурные, пуховые, рулевые, волосовидные и щетинки;

  3. маховые, пуховые, собственно пух, волосовидные и щетинки;

  4. *контурные, пуховые, рулевые, волосовидные и щетинки.


V. Основные стратегии онтогенеза птиц:

  1. Птенцовая или яичная, выводковая, полувыводковая;

  2. * Птенцовая или гнездовая, выводковая, полувыводковая;

  3. Выводковая или гнездовая, птенцовая, полувыводковая;

  4. Птенцовая или гнездовая, выводковая, полуптенцовая.
VI. Гагарообразные птиц это:

  1. Древесно-кустарниковые хищные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах Южного полушария;

  2. *Водные хищные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах Северного полушария;

  3. Древесно-кустарниковые растительноядные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся в низких и умеренных широтах Северного полушария;

  4. Околоводные хищные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах Южного полушария



VII. Поганкоообразные птиц это:

  1. *Водные хищные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся в низких и умеренных широтах обоих полушарий;

  2. Древесно-кустарниковые хищные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах обоих полушарий;

  3. Синантропные хищные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах Южного полушария

  4. Околоводные растительноядные птицы с птенцовым развитием, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах Северного полушария.



VIII. Буревестникообразные птицы это:

  1. Водные всеядные птицы с птенцовым развитием, гнездящиеся на островах и морских побережьях Тихого океана;

  2. Водные хищные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся на островах и морских побережьях Индийского океана;

  3. *Водные хищные птицы с птенцовым развитием, гнездящиеся на островах и морских побережьях Мирового океана;

  4. Околоводные хищные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся на островах и морских побережьях Мирового океана;



IX. Гусеобразные птиц это:

  1. Наземные всеядные птицы с птенцовым развитием, распространённые космополитично;

  2. Наземные растительноядные птицы с выводковым развитием, распространённые в Южном полушарии;

  3. *Водные всеядные птицы с выводковым развитием, распространённые космополитично;

  4. Околоводные хищные птицы с выводковым развитием, распространённые в Северном полушарии;
X. Курообразные птиц это:

  1. Наземные всеядные птицы с птенцовым развитием, распространённые в Восточном полушарии;

  2. Водные растительноядные птицы с выводковым развитием, распространённые в Южном полушарии;

  3. *Наземные всеядные птицы с выводковым развитием, распространённые космополитично;

  4. Околоводные хищные птицы с выводковым развитием, распространённые в Северном полушарии;
XI. Соколообразные птиц это:

  1. Хищные птицы с полувыводковым развитием, гнездящиеся только в высоких и умеренных широтах Северного полушария;

  2. Всеядные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах космополитично;

  3. *Хищные птицы с полувыводковым развитием, гнездящиеся космополитично;

  4. Всеядные птицы с птенцовым развитием, гнездящиеся космополитично;



XII. Совообразные птиц это:

  1. Хищные птицы с полувыводковым развитием, гнездящиеся только в высоких и умеренных широтах Северного полушария;

  2. Всеядные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах космополитично;

  3. *Хищные птицы с полувыводковым развитием, гнездящиеся космополитично;

  4. Всеядные птицы с птенцовым развитием, гнездящиеся космополитично;
XIII. Воробьинообразные птиц это:

  1. *Всеядные птицы с птенцовым развитием, гнездящиеся космополитично;

  2. Всеядные птицы с птенцовым развитием, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах Северного полушария;

  3. Древесно-кустарниковые растительноядные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах космополитично;

  4. Древесно-кустарниковые насекомоядные птицы с птенцовым развитием, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах Южного полушария.



XIV. Дятлообразные птиц это:

1. * Древесно-кустарниковые всеядные птицы с птенцовым развитием, гнездящиеся космополитично;

2. Наземные всеядные птицы с птенцовым развитием, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах Северного полушария;

3. Древесно-кустарниковые растительноядные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах космополитично;

4. Древесно-кустарниковые насекомоядные птицы с птенцовым развитием, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах Южного полушария.

XV. Журавлеобразные птиц это:

1. Преимущественно древесно-кустарниковые хищные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах Южного полушария;

2. Преимущественно околоводные хищные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся в высоких и умеренных широтах Северного полушария;

3. Преимущественно древесно-кустарниковые хищные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся космополитично;

4. *Преимущественно околоводные всеядные птицы с выводковым развитием, гнездящиеся космополитично.
б) итоговый контроль

В качестве итогового контроля по дисциплине «Микробиология с основами вирусологии» предусмотрен экзамен в конце 5 семестра. К экзамену допускаются студенты, прошедшие курс обучения и успешно отчитавшиеся по промежуточному контролю.
Вопросы к зачёту

1. Предмет и задачи орнитологии, ее положение в системе биологических наук.

2. Основные этапы развития орнитологии в мире.

3. Основные этапы развития орнитологии в России.

4. Основные этапы развития орнитологии в Приморском крае.

5. Основная характеристика класса птиц.

6. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц.

7. Особенности основных систем органов птиц.

8. Происхождение птиц.

9. Системы класса птиц: системы Морони и др. (1975), Сибли и Монро (1990) и др.

10. Многообразие неворобьинообразных.

11. Многообразие воробьинообразных.

12. Строение половой системы птиц.

13. Половой диморфизм у птиц.

14. Строение яйца птицы.

15. Подготовка птиц к размножению.

16. Гнездование птиц.

17. Особенности заботы о потомстве у различных групп птиц.

18. Древесно-кустарниковые птицы (птицы леса).

19. Наземные птицы.

20. Околоводные птицы.

21. Водные (водоплавающие) птицы.

22. Птицы, охотящиеся на лету (воздухореи).

23. Птицы антропогенного ландшафта.

24. Хищные птицы.

25. Птицы и сельское хозяйство

26. Гибель птиц на автомобильных трассах

27. Гибель птиц на линиях электропередач

28. Птицы и авиация

29. Проблема птиц в городе

30. Птицы и охотничье хозяйство

31. Роль птиц в экосистемах

32. Брачное поведение птиц

33. Гнездовой паразитизм и его проявления

34. Птицы и лесное хозяйство

35. Медицинские проблемы орнитологии

36. Птицы и нефтяное загрязнение

37. Ловчие птицы и их использование

38. Гнездостроение у птиц

39. Суточные и сезонные ритмы у птиц.

40. Общие закономерности протекания сезонных циклов у птиц.

41. Сезонные физиологические состояния птиц, регулируемые фотопериодом.

42. Миграции птиц как адаптивное явление.

43. История и методы изучения миграций птиц.

44. Характеристики и общая картина миграций птиц.

45. Охрана редких и исчезающих видов птиц.

46. Территориальная охрана птиц.

47. Правовая охрана птиц.

48. Международное сотрудничество в области охраны птиц

3.6. Список литературы

Основная:



1. Глущенко, Ю.Н. Многообразие птиц Дальнего Востока России (по материалам экспозиции Музея природы УГПИ) // Учебное пособие / Ю.Н Глущенко, В.П Глущенко. / Уссурийск: УГПИ, 2008. - 140 с.

2. Нечаев, В.А. Птицы Дальнего Востока России. Аннотированный каталог / В.А. Нечаев, Т.В. Гамова. - Владивосток: Дальнаука, 2009. - 564 с.

3. Глущенко, Ю.Н. Птицы города Уссурийска: фауна и динамика населения / Ю.Н. Глущенко, Н.Н. Липатова, А.Б. Мартыненко. - Владивосток, 2006. - 264 с.

4. Глущенко, Ю.Н. Водно-болотные угодья России. Том 5. Водно-болотные угодья юга Дальнего Востока России / Ю.Н. Глущенко, А.Б. Мартыненко, В.Н. Бочарников, Ю.А. Дарман. - М.: Wetlands International, 2005. - 220 с.

5. Глущенко, Ю.Н. Птицы // Позвоночные животные заповедника «Ханкайский» и Приханкайской низменности / Ю.Н. Глущенко, Ю.Б. Шибнев, Е.А. Волковская-Курдюкова. - Владивосток, 2006. 77-233 с.

6. Коблик, Е.А. Список птиц Российской Федерации / Е.А. Коблик, Я.А. Редькин, В.Ю. Архипов. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. - 281 с.

7. Красная книга Приморского края. Животные. - Владивосток, 2005. - 408 с.

8. Мартыненко, А.Б. Животный мир: Суша и континентальные водоёмы // Геосистемы Дальнего Востока России на рубеже XX-XXI веков. Т. 1. Природные геосистемы и их компоненты / А.Б. Мартыненко, Ю.Н. Глущенко, В.Н. Бочарников, Д.Г. Пикунов, А.М. Насека. - Владивосток, 2008. - 236-267 с.

9. Глущенко, В.П., Разнообразие птиц Приморского края: учебное пособие / В.П. Глущенко, Ю.Н Глущенко. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2010. - 262 с.

Дополнительная:
1. Ильичев, В.Д. Общая орнитология / В.Д. Ильичев, Н.Н. Карташев, И. А. Шилов. - М.,1982. - 404 с.

2. Карташев, Н.Н. Систематика птиц / Н.Н. Карташев. - М.: Высшая школа, 1974. - 362 с.

3. Красная книга Российской Федерации (животные). - М: АСТ, Астрель, 2000. - 860 с.

4. Назаров Ю.Н. Птицы города Владивостока и его окрестностей / Ю.Н.Назаров. - Владивосток, 2004. - 276 с.

5. Редкие позвоночные животные советского Дальнего Востока и их охрана. - Л.: Наука, 1989. - 239 с.

6. Степанян, Л.С. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий (в границах СССР как исторической области) / Л.С. Степанян. - М.:«Академкнига», 2003. - 808 с.


Электронные информационные образовательные ресурсы :


  1. Зимующие птицы Подмосковья: учебно-методический проектАвтор/создатель: Коротков Дмитрий Викторович http://www.winter-birds.narod.ru/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/969/14969


4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Методические указания для преподавателей и студентов
Глущенко, Ю.Н. Краеведческий материал для изучения многообразия птиц в школьном курсе биологии (методические рекомендации) / Ю.Н. Глущенко. - Уссурийск, 1987. - 19 с.

Тарасов, А.А. Экологические группы птиц (на примере гнездящихся птиц Приморского края) / А.А. Тарасов. - Уссурийск, 1999. - 150 с.
Карта обеспеченности литературой

Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами





Наименование дисциплин, входящих в образовательную программу

Кол-во экземпляров в библиотеке ДВФУ (филиал в г. Уссурийске)

Автор, название, издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов

Орнитология

4

Глущенко, Ю.Н. Многообразие птиц Дальнего Востока России: по материалам экспозиции Музея природы / Ю.Н. Глущенко, В.П. Глущенко.— Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2008. — 140 c.

3

Глущенко, В.П., Разнообразие птиц Приморского края: учебное пособие / В.П. Глущенко, Ю.Н Глущенко. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2010. - 262 с.

7

Тарасов, А.А. Редкие гнездящиеся птицы Приморского края / А.А. Тарасов. — Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1999. — 24 с.

2

Глущенко, Ю.Н. Птицы города Уссурийска: фауна и динамика населения / Ю.Н. Глущенко, Н.Н. Липатова, А.Б. Мартыненко. - Владивосток: Изд-во ТИНРО-центра, 2006. - 264 с.

10

Глущенко, В.П. Редкие птицы Уссурийского района: Учебное пособие / В. П. Глущенко, Ю.Н. Глущенко. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2003. - 176 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного...
Специальность — 050101. 65 «Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология» Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного...
Специальность — 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью 050706. 65 Педагогика и психология Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного...
Специальность — 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью 050706. 65 Педагогика и психология Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа – Химическое образование Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа – Химическое образование Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа Химическое образование Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа – Химическое образование Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа – Химическое образование Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа – Химическое образование Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа – Химическое образование Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
История и методология химии Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа Химическое образование Форма...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconМузыкальное образование
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании умк, протокол №7 от 21. 05. 2007 и утвержден на заседании кафедры музыкального...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак. Учебно-методический комплекс обсужден...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск