Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14»





Скачать 378.95 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14»
страница1/3
Дата публикации04.07.2015
Размер378.95 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)





ПАРАЗИТОЛОГИЯ

Специальность — 050102.65 Биология с дополнительной специальностью
050706.65 Педагогика и психология
Форма подготовки (очная)


кафедра естественнонаучного образования

курс 2 семестр 4

лекции 20 час.

практические занятия 0 час.

семинарские занятия 0 час.

лабораторные работы 16 час.

консультации 0 час.

всего часов аудиторной нагрузки 36 час.

самостоятельная работа 34 час.

реферативные работы 0

контрольные работы 0

зачет 4 семестр

экзамен - семестр


Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (номер государственной регистрации № 698 пед/сп (новый) от «31» января 2005 г.).

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол № 1 «14» сентября 2011 г.
И. о. заведующего кафедрой: Литвинова Е.А. 2011 г.

Составитель (ли): к.б.н., доцент Репш Н.В.

СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА




1. Аннотация…………………………………………………………………………3


2. Выписка из ГОС ВПО…………………………………………………………….4

3. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД)……………………………..5

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………...24

1. Аннотация

Программа по дисциплине «Паразитология» входит в цикл дисциплин ДПП.В.00 – дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом. Программа по дисциплине реализуется в объёме 36 аудиторных часов для специальности 050102.65 Биология. Обучение проводится в форме лекций, лабораторных занятий, большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов и индивидуальной работе с ними.

На лекциях студентов знакомят с общими теоретическими основами курса паразитологии, на лабораторных занятиях под руководством преподавателя студенты изучают материал курса на разнообразных препаратах (влажные, микро-, таблицы).

Большой объем фактического и терминологического материала требует от студентов регулярной и систематической работы. Самостоятельная работа студентов обеспечивается наглядными пособиями, микроскопами, бинокулярами, консультативной помощью преподавателя.

Качество знаний студентов проверяется при текущем и рубежном контроле. В конце IV семестра сдается зачет по курсу «Паразитология».
Цель преподавания дисциплины

Целью дисциплины является изучение особенностей строения и жизненных циклов паразитов, взаимоотношения в системе паразит – хозяин.

В основу программы курса положен принцип единства теории и практики. На лекциях излагаются общие теоретические основы предмета с учетом современных достижений биологической науки. На лабораторных занятиях оцениваются знания студента по всем разделам паразитологии. В качестве вспомогательного материала используются таблицы, влажные препараты, видеофильмы.

Самостоятельная работа со студентами проводится в специализированных аудиториях, где студент обеспечивается наглядными пособиями и консультативной помощью. Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности студента. Заданиями для самоконтроля является подготовка реферативных докладов.

Проверка знаний студентов осуществляется на каждом лабораторном занятии (текущий контроль), контроль по темам проводится в форме коллоквиумов, итоговый - в форме зачета.

Задачи курса паразитологии:

- Установление биологического разнообразия паразитов, их строения и таксономической принадлежности.

- Изучение циклов развития паразитов и влияние внешней среды на их биологию.

- Углубление и расширение знаний о паразитарных заболеваниях и мерах по их профилактике.

- Привитие навыков и умений в применении полученных знаний по паразитологии в практической деятельности.

- Подготовка к изучению медико-биологических дисциплин (зоология позвоночных, ботаника, экология и др.).

- Углубление и расширение теоретической, биологической и методической подготовки студентов.

Задачами практикума по паразитологии являются: овладение лабораторными методами исследования, подтверждение знаний теоретического курса путем изучения наглядного материала по морфологии, анатомии паразитических животных, формирование навыков и умений, необходимых в подготовке учителя биологии (вскрытие животных, работа с микроскопом и лупой и т.д.

В программу включены материалы, используемые студентами при самостоятельной работе.
2. Выписка из ГОС ВПО
Для дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин и курсов по выбору данный раздел отсутствует.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)



ПАРАЗИТОЛОГИЯ




Специальность — 050102.65 Биология с дополнительной специальностью
050706.65 Педагогика и психология
Форма подготовки (очная)


кафедра естественнонаучного образования

курс 2 семестр 4

лекции 20 час.

практические занятия 0 час.

семинарские занятия 0 час.

лабораторные работы 16 час.

консультации 0 час.

всего часов аудиторной нагрузки 36 час.

самостоятельная работа 34 час.

реферативные работы 0

контрольные работы 0

зачет 4 семестр

экзамен - семестр


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (номер государственной регистрации № 698 пед/сп (новый) от «31» января 2005 г.).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол № 1 «14» сентября 2011 г.
И. о. заведующего кафедрой: Литвинова Е.А. 2011 г.

Составитель (ли): к.б.н., доцент Репш Н.В.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

И. о. заведующего кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

И. о. заведующего кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

Содержание
3.1. Пояснительная записка……………………………………………………….….8

3.2. Тематический план дисциплины……………………………………………..…9

3.3. Содержание учебного материала……………………………………………….10

3.4. Требования к знаниям и умениям студентов……………………....…………..17

3.5. Формы контроля…………………………………………………………….…...18

а) Текущий контроль…………………………………………………………………18

б) Итоговый контроль………………………………………………………………..20

3.6. Список литературы…………………………………………..……………….…22

3.1. Пояснительная записка
Цель преподавания дисциплины

Целью дисциплины является изучение особенностей строения и жизненных циклов паразитов, взаимоотношения в системе паразит – хозяин.

В основу программы курса положен принцип единства теории и практики. На лекциях излагаются общие теоретические основы предмета с учетом современных достижений биологической науки. На лабораторных занятиях оцениваются знания студента по всем разделам паразитологии. В качестве вспомогательного материала используются таблицы, влажные препараты, видеофильмы.

Самостоятельная работа со студентами проводится в специализированных аудиториях, где студент обеспечивается наглядными пособиями и консультативной помощью. Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности студента. Заданиями для самоконтроля является подготовка реферативных докладов.

Проверка знаний студентов осуществляется на каждом лабораторном занятии (текущий контроль), контроль по темам проводится в форме коллоквиумов, итоговый - в форме зачета.

Задачи курса паразитологии:

- Установление биологического разнообразия паразитов, их строения и таксономической принадлежности.

- Изучение циклов развития паразитов и влияние внешней среды на их биологию.

- Углубление и расширение знаний о паразитарных заболеваниях и мерах по их профилактике.

- Привитие навыков и умений в применении полученных знаний по паразитологии в практической деятельности.

- Подготовка к изучению медико-биологических дисциплин (зоология позвоночных, ботаника, экология и др.).

- Углубление и расширение теоретической, биологической и методической подготовки студентов.

Задачами практикума по паразитологии являются: овладение лабораторными методами исследования, подтверждение знаний теоретического курса путем изучения наглядного материала по морфологии, анатомии паразитических животных, формирование навыков и умений, необходимых в подготовке учителя биологии (вскрытие животных, работа с микроскопом и лупой и т.д.

Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке студентов и учебном плане образовательной программы:

Курс «Паразитология» рассчитан на второй год обучения студентов факультета биологии, химии и психологии педагогического института.

Паразитология имеет общеобразовательное, подготовительное, практическое значение.

Общеобразовательное значение паразитологии состоит в том, что она позволяет получить правильное представление разнообразии паразитов, их морфо-физиологической адаптации к паразитическому образу жизни, патогенностью, ролью в биоценозах.

Подготовительное значение паразитологии связано с тем, что она закладывает фундамент для изучения таких дисциплин как зоология позвоночных, ботаника, экология и др.

Практическое значение паразитологии велико. В курсе паразитологии формируются определенные представления о паразитах и их хозяевах; профилактике заболеваний.

3.2. Тематический план дисциплины
4 семестр




Наименование модулей, разделов, тем

(с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Трудоёмкость

(всего часов)

Всего

Лекции

Лабораторные занятия

1.

Предмет и задачи паразитологии.

2,5

2

0,5

0

2,5

2.

Классификация паразитизма и паразитов.

2,5

2

0,5

2

4,5

3.

Паразитизм, его распространение и происхождение.

3

2

1

3

6

4.

Морфологические адаптации паразитов к их образу жизни.

3

2

1

4

7

5.

Размножение, длительность жизни и циклы развития паразитов.

Общая характеристика паразитических простейших, их морфологические особенности и жизненные циклы.


4

2

2

4

8

6.

Промежуточные и резервуарные хозяева.

Общая характеристика плоских и круглых червей; морфологические особенности, циклы развития паразитических видов.

5

2

3

5

10

7.

Экологические основы распространения трансмиссивных заболеваний человека и животных.

Морфологические особенности и жизненные циклы паразитических клещей.

5

2

3

5

10

8.

Взаимоотношения между паразитом и хозяином.

Морфологические особенности и жизненные циклы представителей надкласса Шестиногие, ведущих паразитический образ жизни.

5

2

3

5

10

9.

Реакции хозяина на паразита, иммунитет.

3

2

1

4

7

10.

Специфичность паразитов к хозяевам и проблема вида у паразитических животных.

3

2

1

2

5

Итого по дисциплине

36

20

16

34

70



3.3. Содержание учебного материала
Содержание лекционного курса
1. Предмет и задачи паразитологии – 2 часа

Предмет и задачи основных разделов паразитологии: протозоологии и гельминтологии. Локализация паразитов в организме человека. Эндогенные и экзогенные болезни животных и человека. Инфекционные заболевания. Инвазионные или паразитарные заболевания.

(самостоятельная работа 0 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 1, 2, 15).

2. Классификация паразитизма и паразитов – 2 часа

Формы паразитизма: истинный, ложный, облигатный, факультативный; временный и постоянный; стационарный и периодический. Экзопаразиты и эндопаразиты. Сверхпаразиты.

(самостоятельная работа 2 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 1, 7, 10).

3. Паразитизм, его распространение и происхождение – 2 часа

Происхождение эктопаразитизма и эндопаразитизма. Распространенность паразитизма в природе. Пути перехода к паразитическому образу жизни.

(самостоятельная работа 3 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 1, 7, 10).

4. Морфологические адаптации паразитов к их образу жизни – 2 часа

Форма и размеры тела, окраска паразитов, строение тела: органы прикрепления, пищеварительная система, нервная, выделительная, дыхательная, половая система.

(самостоятельная работа 4 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 3, 8, 19).

5. Размножение, длительность жизни и циклы развития паразитов – 2 часа

Особенности размножения паразитов. Выживаемость личинок паразитов. Сроки развития и выживания паразитов взрослых стадий. Жизненные циклы паразитов. Виды хозяев паразитов. Классификация жизненных циклов паразитов.

(самостоятельная работа 4 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 5, 9, 20).

6. Промежуточные и резервуарные хозяева – 2 часа

Промежуточный хозяин, поведение паразита в промежуточном хозяине. Резервуарный хозяин.

(самостоятельная работа 5 часов; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 3, 6, 9).

7. Экологические основы распространения трансмиссивных заболеваний человека и животных – 2 часа

Трансмиссивные заболевания. Облигатно трансмиссивные болезни и факультативно трансмиссивные болезни. Биотические и абиотические условия передачи возбудителей от животных к животным или человеку. Способы заражения хозяина.

(самостоятельная работа 5 часов; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 4, 13, 23).

8. Взаимоотношения между паразитом и хозяином – 2 часа

Механическое воздействие. Питание паразитов за счет ресурсов хозяев. Токсическое воздействие. Паразиты как ворота инфекции.

(самостоятельная работа 5 часов; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 17, 21, 22).

9. Реакции хозяина на паразита, иммунитет – 2 часа

Клеточные, тканевые и гуморальные реакции. Иммунитет, его виды.

(самостоятельная работа 4 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 7, 10, 14).

10. Специфичность паразитов к хозяевам и проблема вида у паразитических животных – 2 часа

(самостоятельная работа 2 часа; рекомендуемая основная литература – 1, 2; дополнительная литература – 10, 18, 19).

Специфичность отношений паразитов к хозяевам. Вид у паразитов. Особенности эволюции паразитических видов.
Всего: 20 часов

Содержание лабораторных занятий




Занятие № 1




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного...
Специальность — 050101. 65 «Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология» Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного...
Специальность — 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью 050706. 65 Педагогика и психология Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного...
Специальность — 050102. 65 Биология с дополнительной специальностью 050706. 65 Педагогика и психология Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа – Химическое образование Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа – Химическое образование Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа Химическое образование Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа – Химическое образование Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа – Химическое образование Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа – Химическое образование Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа – Химическое образование Форма подготовки (очная)
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
История и методология химии Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа Химическое образование Форма...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconМузыкальное образование
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании умк, протокол №7 от 21. 05. 2007 и утвержден на заседании кафедры музыкального...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак. Учебно-методический комплекс обсужден...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол №1 «14» iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск