ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Волгоградский филиал
Кафедра социологии управления
Шакарбиева С.В.
(фамилия, инициалы автора (ов) СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОДОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
(наименование учебной дисциплины) Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки
080504.65 ГМУ
-
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № ……..от «…..» .........................2011 г.
Подпись заведующего кафедрой ………………………………..
|
Волгоград 2011
Содержание Наименование раздела
| № Стр.
| Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины ............
|
| 1.1.
| Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицыпо дисциплинам, включенным в ГОС/ФГОС
|
| 1.2..
| Цели и задачи учебной дисциплины
|
| 1.3.
| Требования к уровню освоения дисциплины
|
| 1.4.
| Тематический план учебной дисциплины
|
| 1.5.
| Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
|
| Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
|
| 2.1.
| Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса
|
| 2.2.
| Рекомендации по работе с литературой
|
| 2.3.
| Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
|
| 2.4.
| Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами
|
| 2.5.
| Советы по подготовке к экзамену (зачету)
|
| Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
|
| Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
|
| Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ
|
| Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях
|
|
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины 1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Социология и психология общественного мнения» - Федерального (вузовского) компонента цикла ГСЭ (ЕН, ОПД, СД, ДС) ОПД.Ф. 15
Дидактические единицы
по учебной дисциплине «Социология и психология общественного мнения» ДЕ 1. Подходы к структуризации общественного мнения. Базисная, динамическая, субъектная функциональные структуры. Основные виды функций общественного мнения в современном обществе. Функциональность и дисфункциональность общественного мнения, его явные и латентные функции.
ДЕ 2. Возможность институциональной трактовки общественного мнения. Основные характеристики института общественного мнения: механизмы нормативного регулирования, роли, статусы, функции. Взаимодействие с другими социальными институтами. Сфера и институт общественного мнения.
ДЕ 3. Общественное мнение в системе факторов социальной динамики. Роль общественного мнения в трансформации различных подсистем социума: политической, социальной, экономической, культурной. Общественное мнение и власть: общая характеристика взаимодействия, типы и режимы взаимодействия.
ДЕ 4. Общественное мнение как состояние и процесс. Жизненный цикл монообъектного общественного мнения. Продуцирование общественного мнения: факторы и механизмы.
ДЕ 5. Выявление общественного мнения как практически-познавательный процесс. Изучение общественного мнения как познавательная деятельность. Взаимосвязь изучения и выявления общественного мнения. Субъекты, объекты и организация выявления и изучения общественного мнения. Системы выявления и изучения общественного мнения в регионе. Принципы организации и функционирования территориальных систем изучения общественного мнения.
ДЕ 6. Включение опроса общественного мнения в процедуры социального целеполагания, социального нормирования и социального управления. Опрос общественного мнения как элемент механизма внедрения социально-экономической инновации.
Программа опроса общественного мнения. Общая характеристика и сравнительный анализ методов изучения общественного мнения.
Общее назначение и задачи программы эмпирического исследования общественного мнения. Общие требования к построению программы опроса общественного мнения. Основные этапы разработки
ДЕ 7. История становления прессовых, почтовых и телефонных опросов. Технология подготовки и организации прессового опроса. Область применения прессового опроса. Достоинства и недостатки почтового опроса. Методы повышения возврата при почтовом опросе. Тотальная стратегия почтового опроса. Телефонный опрос как экспресс - метод изучения общественного мнения: достоинства, недостатки, условия и технология применения.
История зарождения и типология онлайновых опросов общественного мнения. Выборка в онлайновом опросе. Сферы применения метода. Планирование и организация онлайнового опроса
Методика и техника обработки результатов изучения общественного мнения. Источники ошибок и погрешностей при изучении общественного мнения
.
1.2. Целью учебной дисциплины «Социология и психология общественного мнения» является ознакомление студентов с классическими и современными теориями общественного мнения, методологией и методикой его изучения, опытом использования общественного мнения в практике социального управления. Основными задачами данного учебного курса являются:
o освоение теоретического багажа классической социологии общественного мнения;
o ознакомление с современными теориями общественного мнения;
o освоение методологического и методического опыта изучения общественного мнения в Европе и США;
o усвоение теории и методов включения общественного мнения в практику социального управления;
o освоение основных методов изучения общественного мнения.
Изучение дисциплины «Социология и психология общественного мнения» предусматривает включение следующих вопросов:
Законы формирования общественного мнения.
Современные методы изучения общественного мнения.
Основные точки пересечения социологии и психологии общественного мнения с конфликтологией.
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины1.
В результате изучения предмета «Социологии и психологии общественного мнения» студент должен знать:
1. Научный статус социологии психологии общественного мнения, ее объекта и предмета, проблемного поля и категорий, связей с другими научными дисциплинами, изучающих конфликт.
2. Владеть пониманием различий в подходах объяснения общественного мнения: мировоззренческого, идеологического, философского, психологического, политологического, экономического и культурологического.
3. Знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты социологического и психологического знания общественного мнения, его экспертные, прогностические и иные функции, понимать его роль в подготовке и обосновании политико-управленческих решений.
4. Владеть знанием специфики посреднических отношений, особенностей их институциализации, общих правил и технологий диагностики общественного мнения, приемами и методиками ведения переговорного процесса.
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:
1. Уметь определять объективные и субъективные причины, вызывающие напряжение в общественности, общие и специфические механизмы возникновения и развития общественного мнения, их динамики, этапов их зарождения и протекания.
2. Уметь распознавать противоречия и знать об их влиянии на развитие общества и отдельных его компонентов;
3. Владеть инструментарием социологического и психологического анализа и прогнозирования общественного мнения, методиками и техниками его эмпирических исследований.
4. Уметь выделять институциональные и внеинституциональные аспекты общественного мнения, рациональное и нерациональное в нем.
5. Владеть кругом проблем, относящихся к деятельности человека, его свойствам и качествам, особенностям социализации личности в условиях различной по интенсивности дифференциации общества, соотношению общего блага и индивидуального интереса.
6. Уметь анализировать международные процессы, геополитическую обстановку, факторы и условия созревания международного общественного мнения и его роль, международных и региональных институтов общественного мнения.
Студент должен приобрести следующие навыки:
1. Способность различать особенности формирования общественного мнения в различных сферах жизнедеятельности общества, разрабатывать методики предупреждения, разрешения и после конфликтной адаптации, разрабатывать меры профилактики обострения общественного мнения.
2. Способность использовать методы прикладного анализа для определения уровня конфликтности общественного мнения, в регионах, городах и других поселенческих образованиях.
3. Способность формировать бесконфликтные мировоззренческие установки, логику бесконфликтного мышления и поведения.
4. Уметь анализировать конкретные ситуации обострения общественного мнения и “проектировать” бесконфликтную среду обитания.
5. Владеть методами научных исследований в более узких направлениях социологии и психологии общественного мнения.
6. Приобретать новые знания самостоятельно, интегрировать общенаучные, социологические, психологические, педагогические, управленческие знания для решения теоретических, практических и профессиональных проблем в сфере государственного и муниципального управления.
Обладать следующими компетенциями2:
Общекультурные компетенции (ОК)
владением научным мировоззрением, обладанием культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке исследовательских целей и задач, выбору научно-обоснованных путей их достижения и решения (ОК-1);
знанием основных законов и особенности развития природы, общества и человека, способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы (ОК-2);
способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3);
способностью анализировать социально-значимые процессы и проблемы, умением использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
способностью использовать для решения социальных и профессиональных задач навыки работы с персональным компьютером, программным обеспечением и сетевыми ресурсами (ОК-5);
владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-6);
умением обосновывать научную картину мира на основе знаний о современном состоянии естественных наук (ОК-7);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8).
Профессиональные компетенции (ПК)
знанием истории эволюции предмета социологии и психологии общественного мнения, его природы, структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики формирования и изменения общественного мнения в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление конфликтами, влияющими на общественное мнение (ПК-1);
способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы общественного мнения, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия (ПК-2);
способностью применять методологию междисциплинарного анализа общественного мнения, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля социологии и психологии общественного мнения, многофакторной обусловленности конфликта и мира при его формировании и воздействии на него(ПК-3);
знанием теоретических и практических компонентов прикладного исследования, умением концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели, способностью самостоятельно планировать исследовательский проект, знанием основных методов анализа информации, умением анализировать информацию и составлять аналитический отчет, обладанием основными навыками работы с различными статистическими пакетами (ПК-4);
в информационно-аналитической деятельности:
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки и представления информации для решения профессиональных и социально значимых задач (ПК-5); 1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу (например, гуманитарный, естественнонаучный, профессиональный) и междисциплинарные связи.
Дисциплина «Социология и психология общественного мнения» принадлежит к гуманитарному учебному циклу и имеет междисциплинарные связи со следующими курсами: «Конфликтология», «Общая конфликтология», «Социология», «Статистика», «Психология», «Философия», «Юриспруденция» и др.
1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «СОЦИОЛОГИЯ» (28ч. и 10 ч.)
на 2011 – 2012 уч. год.
|