Скачать 0.84 Mb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 103” МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ коррекционно – развивающего обучения речи детей в условиях логопедического пункта от 2 до 4 лет. Исполнитель: Литвинова Елена Васильевна Учитель – логопед МДОУ “Детский сад №103” Каменск – Уральский 2002 Содержание 1. Введение 2. Пояснительная записка 3. Конспекты занятий по развитию речи и воспитанию правильного произношения у детей младшего возраста: Автоматизация звука [Ш]. Занятие 1 _______________________ 10. 4. Занятие 2____________________________________________ 10. 5. Занятие 3____________________________________________ 11. 6. Занятие 4____________________________________________ 12. 7. Автоматизация звука [Ж]. Занятие 5________________________ 13. 8. Занятие 6____________________________________________ 13. 9. Занятие 7____________________________________________ 14. 10. Занятие 8____________________________________________ 14. 11. Автоматизация звука [Щ]. Занятие 9________________________ 15. 12. Занятие 10____________________________________________ 16. 13. Автоматизация звука [Ч]. Занятие 11_______________________ 16. 14. Занятие 12____________________________________________ 17. 15. Автоматизация звука [Ц]. Занятие 13_______________________ 18. 16. Занятие 14____________________________________________ 18. 17. Автоматизация звука [С]. Занятие 15_______________________ 19. 18. Занятие 16____________________________________________ 20. 19. Автоматизация звука [З]. Занятие 17________________________ 20. 20. Занятие 18____________________________________________ 21. 21. Дифференциация звуков [С – З]. Занятие19__________________ 22. 22. Занятие 20____________________________________________ 22. 23. Дифференциация звуков [С – З - Ц]. Занятие 21______________ 23. 24. Занятие 22____________________________________________ 24. 25. Дифференциация звуков [С – Ш].Занятие 23________________ 25. 26. Дифференциация звуков [З – Ж]. Занятие 24________________ 25. 27. Дифференциация звуков [Ч – Т]. Занятие 25________________ 26. 28. Занятие 26____________________________________________ 27. 29. Автоматизация звука [Л]. Занятие 27_______________________ 27. 30. Занятие 28____________________________________________ 28. 31. Занятие 29____________________________________________ 28. 32. Дифференциация звуков [Л – Л’]. Занятие 30________________ 29. 33. Конспекты занятий по развитию речи и воспитанию правильного произношения у детей среднего возраста: Автоматизация звука [Ш]. Занятие 1_______________________ 30. 34. Занятие 2____________________________________________10. 35. Автоматизация звука [Ж]. Занятие 3_______________________ 32. 36. Занятие 4____________________________________________ 32. 37. Дифференциация звуков [Ш – Ж]. Занятие 5_________________ 33. 38. Автоматизация звука [Ц]. Занятие 6_______________________ 34. 39. Автоматизация звука [Щ]. Занятие 7_______________________ 34. 40. Автоматизация звука [Ч]. Занятие 8_______________________ 35. 41. Автоматизация звука [С]. Занятие 9_______________________ 36. 42. Занятие 10____________________________________________ 36. 43. Автоматизация звука [З]. Занятие 11______________________ 37. 44. Занятие 12____________________________________________ 38. 45. Дифференциация звуков [З – С]. Занятие 13__________________ 39. 46. Дифференциация звуков [З – С - Ц]. Занятие 14_______________ 39. 47. Дифференциация звуков [С– Ш].Занятие 15__________________ 40. 48. Занятие 16_____________________________________________ 41. 49. Дифференциация звуков [З – Ж]. Занятие 17__________________ 41. 50. Занятие 18_____________________________________________ 42. 51. Дифференциация звуков [З – Ж – С - Ш]. Занятие 19__________ 43. 52. Автоматизация звука [Л]. Занятие 20______________________ 43. 53. Занятие 21_____________________________________________ 44. 54. Занятие 22_____________________________________________ 44. 55. Занятие 23_____________________________________________ 46. 56. Занятие 24_____________________________________________ 47. 57. Автоматизация звука [Ж]. Занятие 25_______________________ 48. 58. Автоматизация звука [Ш]. Занятие 26_______________________ 49. 59. Автоматизация звука [Ц]. Занятие 27_______________________ 50. 60. Автоматизация звука [Ч]. Занятие 28_______________________ 51. 61. Дифференциация звуков [З – С]. Занятие 29_________________ 52. 62. Дифференциация звуков [С – З – Ж]. Занятие 30______________ 53. 63. Заключение 64. Список литературы Введение Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи – это составная часть и логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается педагогическим по своему характеру и коррекционно-развивающим – по своей направленности. Ребёнок уже на третьем – четвёртом году жизни замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребёнка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности. У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью – чтением и письмом. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, внимания, дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их ”тренировки“ часто не достигают нужного уровня развития. Чтобы предупредить закрепление неправильно произносимого звука, работа над произносительной стороной речи ребёнка необходимо начинать с раннего дошкольного возраста, т.к. часто перенос её на старший возраст не приносит желаемых результатов. На каждом занятии предложенного пособия, отрабатываются упражнения для развития речевого дыхания, артикуляционного праксиса, а также мелкой моторики и фонематического слуха. Лексический материал структурно располагается следующим образом: - автоматизация звуков [Ш], [Ж]. - автоматизация звуков [Щ], [Ч]. - автоматизация и дифференциация звуков [С - С’], [З – З’], [Ц]. - дифференциация свистящих и шипящих звуков. - дифференциация [Ч], [Щ] со звуками, сходными по месту и способу образования. - автоматизация звуков [Л], [Л’]. Предлагаемые конспекты занятий помогут логопеду развивать произносительную систему речи ребёнка младшего и среднего возрастов. Работа в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому её оформлению. Особое место в логопедической работе должно занимать развитие у детей сенсорного восприятия, так как в раннем возрасте оно является основой познания окружающей действительности, а успех работы логопеда по развитию речи ребёнка находится в прямой зависимости от уровня его сенсорного восприятия. Поэтому в разделе “Материал“, каждого занятия с детьми младшего возраста, вместо слов “картинка с изображением“ необходимо использовать сам предмет, а не его плоское изображение. На занятиях с детьми среднего возраста рекомендуется чередовать сам предмет или его изображение. На занятиях количество одновременно занимающихся детей не должно превышать 3 - 4 человек. Продолжительность занятий у детей младшего возраста составляет 15 минут, у среднего возраста 20 минут. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания малышей, необходимо в течение занятия менять виды их деятельности. Игровой и дидактический материал даётся в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми. В конце каждого занятия дан речевой материал в виде рифмовок. Рифмовки – это специальные упражнения, построенные по законам ритма и рифмы, служащие определённой цели – максимально наполнить лексический материал изучаемым звуком и при этом по возможности исключить дефектно произносимые звуки. Эти рифмовки рекомендуется заучивать в повседневной жизни с детьми всей группы. При проведении логопедических занятий с малышами, необходимо научить их правильно пользоваться зеркалом с подставкой и салфеткой. Эти принадлежности должны быть на каждого малыша. Салфетки меняются после каждого отдельного занятия. Данное пособие разработано для профилактики и развития речи у детей 2 – 4 лет. В него вошли элементы работ авторов: Конева А.Н., Новоторцевой Н.В., Дуровой Н.В., Алифановой Е.А., Сергеевой Т., Лопухиной И.. Конспекты занятий способствуют развитию у детей зрительного внимания, памяти, способности к пониманию речи, к развитию связной речи, умению описывать картинки, формированию способности к последовательному логическому мышлению, использования правильно заданных вопросов для получения недостающей информации. Воспитатели детских садов с успехом могут использовать материал на занятиях по развитию речи, сенсорному воспитанию, развитию познавательных способностей. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.… Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Цель: 1. Ранняя диагностика и профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста 2. Устранение недостатков в сфере произношения и развитие восприятия звуков у детей младшего дошкольного возраста Задачи: - Формирование основных показателей психологической базы речи: зрительного и слухового восприятий, памяти внимания в играх и в специальных упражнениях; - Формирование и развитие артикуляционной и мелкой моторик, речевого дыхания, силы голоса, ритмики мелодической стороны речи; - Устранение дефектного произношения; - Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью; - Формирование навыков связной речи, развитие активного словаря. Направленность материала: На совершенствование профилактической и коррекционно-развивающей работы на логопункте ДОУ. Новизна и актуальность: Современные, социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с нарушениями в речевом развитии, которые проявляются в раннем и младшем дошкольном возрасте. Ранний возраст является благоприятным периодом для формирования многих психических функций. В связи, с этим проводя раннюю диагностику психомоторного и речевого развития, позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений. Целесообразно раннее вмешательство специалистов и активное участие родителей, которое поможет исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте. Срок реализации: 1 – 2 года в зависимости от структуры речевого дефекта, степени тяжести, индивидуальных особенностей детей. Ожидаемый результат: - Развитие общих речевых навыков - Звуковая культура речи: принятие норм лексика – грамматического и фонетического оформления русского языка. Способы проверки: Контроль над самостоятельной речью детей в разных видах деятельности, с занесением результатов в журнал “Диагностика развития речи”. Форма подведения итогов: Отражение результатов заключительной диагностики для детей раннего возраста в журнале по развитию речи. АННОТАЦИЯ Данное наглядно – методическое пособие является самостоятельным материалом для профилактики и развития речи у детей младшего и среднего возрастов в условиях логопедического пункта при дошкольном образовательном учреждении. Пособие содержит упражнения и игры для развития дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха, автоматизации и дифференциации звуковых групп, а также стихи – рифмовки для запоминания, исключающие дефектные звуки. Материал используют как для индивидуальных занятий, так и подгрупповых. Наглядно – методическое пособие предназначено для учителей – логопедов логопедических пунктов при дошкольном образовательном учреждении, а также воспитателей и дефектологов. ЗАНЯТИЕ 1 Автоматизация звука [Ш] ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, фонематический слух, речевое внимание, память, мелкую моторику детей. МАТЕРИАЛ: На каждого ребёнка по пушинке (пёрышки). Картинка с изображением медвежонка или игрушка. Из дидактического материала А.Н.Корнева серия картинок 1а, б, в. Х о д з а н я т и я УПРАЖНЕНИЕ для речевого дыхания “Подуем на пушинку”[2] Дети встают в круг, логопед раздаёт им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: “Фу - у - у”, - и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. Упражнение повторяется 5 – 6 раз. УПРАЖНЕНИЕ для артикуляционного аппарата: “Медвежата едят мёд”[2] Логопед говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мёд. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и “слизывать” мёд – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладони, имитируют, что едят мёд. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий логопедом) Упражнение повторяется 3 – 4 раза. УПРАЖНЕНИЕ для мелкой моторики - “Очки”[8] Бабушка очки надела И внучонка разглядела. Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. УПРАЖНЕНИЕ для развития фонематического слуха. [1] Логопед произносит предложение медленно, выделяя голосом нужный звук. Дети должны назвать и повторить этот звук, затем всё предложение. НАШ МИШУТКА ЛЮБИТ ШУТКИ УПРАЖНЕНИЕ на развитие речевого внимания и памяти.[3] Детям на короткое время (1 – 2 минуты) дают рассмотреть серию картинок 1а, б, в. Читается стихотворение – по описанию выбрать нужную картинку и логопед ведёт диалог с ребёнком по плану: а) называются действующие лица б) действия (события) в) признаки и свойства персонажей и предметов (цвет, размер, расположение и взаиморасположение) г) окружающая обстановка (ситуация). После разбора одной картинки, дети находят различия на трёх картинках. По необходимости логопед задаёт вопросы. Ответы детей должны быть полными (2 – 3 слова в предложении). ЗАНЯТИЕ 2 Автоматизация звука [Ш] ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, фонематический слух, речевое внимание, память, мелкую моторику детей. МАТЕРИАЛ: На каждого ребёнка по пушинке (пёрышки). Картинка с изображением семьи (дедушка, бабушка, папа, мама, ребёнок). Из дидактического материала А.Н.Корнева серия картинок 12 а, б, в. Х о д з а н я т и я УПРАЖНЕНИЕ для речевого дыхания “Подуем на пушинку”[2] Дети встают в круг, логопед раздаёт им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: “Фу - у - у”, - и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. Упражнение повторяется 5 – 6 раз. УПРАЖНЕНИЕ для артикуляционного аппарата: “Улыбка”, “Трубочка”[5] “Улыбка” - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. “Трубочка” - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Чередование положений губ: “Улыбка” - “Трубочка” Упражнение повторяется 5 – 6 раз. УПРАЖНЕНИЕ для мелкой моторики - “ Моя семья” [6] Вот дедушка Вот мамочка Вот бабушка Вот деточка моя Вот папочка А вот и вся семья Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов “А вот и вся семья” второй рукой охватывать весь кулачок. Упражнение повторяется 2 – 3 раза с проговариванием слов. УПРАЖНЕНИЕ для развития фонематического слуха. [1] Логопед произносит предложение медленно, выделяя голосом нужный звук. Дети должны назвать и повторить этот звук, затем всё предложение. ГОТОВИТ НАТА |
Памятка к работе над задачами на основе моделирования Представленный урок проведен мною в ходе районного семинара учителей начальных классов коррекционно – развивающего обучения «Моделирование... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подбирали инновационные подходы, соединяли элементы ранее известных методик с современными технологиями коррекционно – развивающего... | ||
Перспективы развития транспортно-логистической системы Республики Беларусь Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коипкро по теме «Организация коррекционно-развивающего обучения детей в оу» с 11. 02. 08 – 05. 04. 08гг | ||
Пояснительная записка Учебная программа по русскому языку разработана... Т. Е. Хохловой; авторской программы Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпиной, рекомендованной мо и науки РФ для классов коррекционно-развивающего... | Согласован: утвержден: мбу «Управление ресурсами и приказом начальника развития инфраструктуры» Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Современные технологии коррекционно-развивающего обучения: общая характеристика, алгоритм реализации | Планирование деятельности сетевого сообщества учителей логопедов Великого Новгорода на 2012 год Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация коррекционно-развивающего обучения детей с овз (зпр) в условиях общеобразовательной школы | Методическое пособие по практике устной и письменной речи английского... Методическое пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры английской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского... | ||
План работы муниципального казенного общеобразовательного учреждения... Фгос ноо, коррекционно-развивающего обучения, современные педагогические технологии, куз | Учебно-методическое пособие адресовано студентам очной формы обучения... Кискин Е. В., Ахмедова А. К. Юридическое делопроизводство: Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения.... | ||
Учебно-методическое пособие Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения | I. общие положения муниципальное бюджетное дошкольное образовательное... Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно... | ||
Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения... | Специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума... Эффективность работы специалистов достигается посредством междисциплинарного взаимодействия, которое осуществляется по следующим... |