Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19»





Скачать 199.62 Kb.
НазваниеПрограмма коррекционной работы моу «Гимназия №19»
Дата публикации22.07.2014
Размер199.62 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
Программа коррекционной работы

МОУ «Гимназия №19» г.о. Саранск

Пояснительная записка.
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и к социальному окружению.

В резолюции Всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения», проходивший в г. Москве 15-16 февраля 2000года, рекомендовано органам управления образованием рассматривать коррекционно-развивающее образование детей с трудностями в обучении как приоритетное направление современной образовательной практики.

По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в 1 класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5раза и составило 30% и более.

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья, интенсивного развития и многие другие- все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся.

Система КРО, разработанная в Институте коррекционной педагогики, строится на принципах комплексного подхода к диагностике и коррекции отклонений в развитии, развивающего обучения, деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на современное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.

Особую социальную и педагогическую значимости приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях школьного учреждения. Детей, у которых при нормальном слухе и зрении, при отсутствии умственной отсталости, выраженных дефектов речи и опорно-двигательного аппарата обнаруживаются стойкие трудности в обучении и адаптации к школе. Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Испытывая систематические трудности в учебе, дети теряют интерес сначала к «трудным» предметам, а затем к школе в целом. Начальное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной и социальной дезадаптации в подростковом возрасте. Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

2. Цели и задачи программы.

Ожидаемые результаты.
В начале 30-х годов Л.С.Выгодский обосновал возможность и целесообразность обучения, направленного на развитие ребенка, как основную и важнейшую цель. В системе КРО развитие общих способностей к учению является основной целью коррекционно-развивающей работы с учащимися. На начальных этапах содержание и методика обучения «подстраиваются» под индивидуальные типологические особенности детей с трудностями в обучении.

Направленность на пробуждение познавательной активности и реализацию резервных возможностей детей отражается в структурировании содержания начального образования в системе КРО. Это выражается в следующих частых линиях:

-придается большое значение знаниям детей, получаемым на основе практического опыта; эти знания привносятся в процесс обучения, обогащая его содержание.

При применении данной программы учитываются следующие принципы:

- принцип учета дисгармоничности развития психических процессов

- принцип учета объема материала, учета особенностей соматического состояния, в первую очередь утомляемость ребенка.

- принцип систематичности занятий.

Групповые занятия, направлены на коррекцию недостатков развития учащихся, имеют общеразвивающие цели:

1. повышение уровня общего, сенсорного и интеллектуального развития;

2. развитие памяти и внимания, мышления;

3. коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.

4. повышение уровня самооценки.

Кроме того занятия имеют характер предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения.

Задачи:

1. Развитие и коррекция познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи).

2. Формирование учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Воздействие направленно на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.

3. Формирование адекватной самооценки.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

1. Повышение школьной успеваемости.

2. Повышение уровня познавательных процессов.

3. Успешная адаптация в социум.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Комплексность проведения (игровая деятельность, учебная деятельность, самостоятельная и совместная творческая работа).

Программа рассчитана на 1 учебный год.

3.Формы работы.

1.групповые занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю.

2.количество детей в группе: до 12 человек.

3. продолжительность занятий 25 - 30 минут.

4. возраст детей 7 - 10 лет.

4.Основные методы работы.

Игры с правилами

Групповая работа

Индивидуальная работа

Развивающие упражнения

5. Структура занятия:

10 минут упражнения для повышения уровня самооценки, 20 минут упражнения по развитию познавательных процессов.
Всего: 30 занятий в год.

Содержание уроков психологического развития

Определяя содержание уроков психологического раз­вития в начальной школе, мы основывались прежде всего на: 1) анализе психологических причин трудно­стей, которые испытывают младшие школьники при усвоении учебного материала по основным школьным дисциплинам - русскому языку, чтению, математике; 2) необходимости целенаправленного формирования пси­хологических новообразований младшего школьного возраста; 3) необходимости формирования психологиче­ской готовности учащихся к переходу в среднюю шко­лу. Исходя из этого содержанием этих уроков явилось развитие познавательных процессов (ощущений, вос­приятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладенияучебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная дея­тельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. уме­ние подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требова­ний); формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана дей­ствия, т.е. умения выполнять задания в интеллекту­альном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуаль­ными процессами - восприятием, вниманием, научить­ся произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. уме­ния осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).

Не менее важной является и задача подготовки млад­шего школьника к переходу в среднюю школу. Хорошо известно, что школьники испытывают норой значитель­ные трудности, начиная учиться в средних классах, тре­бования в которых к степени развития различных сто­рон психической деятельности учащихся достаточно высокие. Поэтому у учащихся начальных классов дол­жны быть сформированы такие психологические каче­ства и умения, которые позволили бы им наиболее лег­ко адаптироваться к требованиям средней школы. Это значит, что психологические процессы младших школь­ников должны быть сформированы на новом, более вы­соком уровне: должны функционировать более слож­ные, опосредованные формы памяти, должны быть сформированы предпосылки к переходу на уровень аб­страктного, вербально-понятийного мышления, необхо­димо обеспечить достаточно высокий уровень произ­вольности в управлении как двигательными, так и ин­теллектуальными процессами.

Каково конкретное содержание психологического раз­вития на разных ступенях начального обучения?

Основная задача психологического развития перво­классников состоит в развитии сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью. Во 2 классе представляется важным дальнейшее развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. Основной упор в психологическом развитии третье- и четвероклассников делается на формировании у них словесно-логического понятийно­го мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигатель­ной сферах), внутреннего плана действия.

«Стержнем» предложенной нами развивающей про­граммы и одним из важных конкретных ее результатов является всестороннее развитие разных форм и видов мыслительного анализа и синтеза. Целенаправленному и планомерному развитию подлежат как чувственные, так и логические их формы.

Рассмотрим, как реализуется наш подход к психоло­гическому развитию школьников с точки зрения закона дифференциации познавательных структур в предло­женной нами системе заданий.

Процессы анализа и синтеза пронизывают всю позна­вательную деятельность учащихся. Основное направле­ние здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и ин­терпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта уча­щихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и од­ного и того же вида, сравнения их в том или ином от­ношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений (урок 5, задание 4 «Назови и проверь постукиванием»; урок 8, задание 2 «Играем в индейцев»; урок 6, задание 2 «Шершавые дощечки» и др.).

Главная задача, решаемая в процессе развития вос­приятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства вос­принимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (урок 26, зада­ние 3 «Все ли ты увидел?»; урок 29, задание 3 «Зага­дочные контуры» и др.).

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение од­новременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференциро­ванном отражении различных параметров и условий деятельности (урок 19, задание 2 «Крестики, точки», задание 3 «Пишущая машинка»; урок 98, задание 2 «Невидящие и неслышащие» и др.).

Основным направлением в развитии памяти школь­ников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспо­могательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объ­екты на части, выделять в них различные свойства, ус­танавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных зна­ков (урок 49, задание 2 «Подбери картинку»; урок 58, задание 2 «Запомни фигуры» и др.).

Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее опера­ций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логиче­ских операций. Путь от глобального, целостного к диф­ференцированному, конкретному реализуется в после­довательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличаю­щимися, и где, следовательно, осуществляется доста­точно грубый их анализ, и переходя к заданиям с опе­рированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого ана­лизирования. Таким образом, постепенно закладывают­ся основы абстрактного мышления у младших школь­ников (урок 108, задание 2 «Только одно свойство» и др.). Не менее важной является и подготовка мышле­ния учащихся к переходу на более высокие уровни по­нятийного и словесно-логического мышления, требова­ния к которым в средней школе значительно повыша­ются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у учащихся умения определять соот­ношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., форми­руются элементарные логические операции (урок 86, задание 1 «Расположи слова»; урок 99, задание 2 «Це­лое-часть»; урок 102, задание 1 «Найди причину и следствие» и др.).

При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического разви­тия, выполняются задания как на воссоздающее (урок 97, задание 3 «Тропинка»), так и на творческое вообра­жение (урок 69, задание 3 «Что это?»; урок 83, зада­ние 3 «Закончи рисунки» и др.). Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные эле­менты включаются в разные системы связей (урок 64, задание 3 «Закончи рисунок» и др.), и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы связей (урок 92, задание 3 «Закончи рисунок» и др.).

Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологиче­ского развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и пси­хологических новообразований данного возрастного пе­риода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения просто­го задания, требующего оперирования целостными об­разами объектов, значительно различающихся между собой (урок 11, задание 1 «Найди одинаковые» и др.). Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными де­талями (урок 11, задание 4 «Найди образец» и др.), и выполнению заданий по самостоятельному воспроизве­дению образцов, заданных в словесной форме (урок 41, задание ( «Графический диктант»).

Аналогично осуществляется развитие психологиче­ских новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчлененно восприни­мать, понимать и выполнять словесные указания взрос­лого (урок 2, задание 1 «Учимся слушать и выпол­нять»), затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой, а затем переходят к за­даниям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры.

Точно так же, основываясь на законе дифференциа­ции и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формиро­вание и других важных для учебной деятельности пси­хологических качеств (пространственных представле­ний, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).

Как оценить эффективность уроков психологического развития?

Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель уча­щимся при выполнении заданий: чем помощь учи­теля меньше, тем выше самостоятельность учени­ков и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • поведение учащихся на занятиях: живость, актив­ность, заинтересованность школьников обеспечи­вают положительные результаты уроков;

  • результаты выполнения контрольных психологи­ческих заданий, в качестве которых даются зада­ния, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями само­стоятельно;

  • косвенным показателем эффективности данных уро­ков может быть повышение успеваемости по раз­ным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внима­тельности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Кроме того, представляется важным оценивать воз­действие уроков психологического развития на эмоцио­нальное состояние учеников. Для этого может быть ис­пользован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свиде­тельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженно­сти, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состоя­ния каждого ученика под влиянием уроков психологи­ческого развития.

уроков

Развиваемые психические процессы

Методики и задания

Урок 1

Словесные обозначения предметов

Назови предметы

Слуховые ощущения

Послушай тишину. Узнай по звуку

Урок 2

Внимание (сосредоточенность)

Выполни команду

Зрительные ощущения

Какого цвета? Цветные полоски

Урок 3

Артикуляция

Произнеси чисто

Пространственные представления

Раскрась правильно

Урок 4

Фонетико – фонематическое восприятие

Найди ошибку

Пространственное представление

Определи фигуру

Понятийное мышление

Назови одним словом. Конкретизация понятий

Урок 5

Выполнение словесных поручений

Учись слушать и выполнять

Самоконтроль

Учитель-ученик, ученик - учитель

Слуховые ощущения

Послушай звуки

Слуховое восприятие

Назови и проверь постукиванием

Урок 6

Внимание (объем)

Кто точнее нарисует

Осязательные ощущения

Шершавые дощечки

Урок 7

Память (непосредственная вербальная)

Магнитофон

Пространственные представления

Переверни рисунок. Что? Где?

Урок 8

Внимание (сосредоточенность)

Слушай звуки улицы.

Поиграем в индейцев

Угадай кто говорит.

Память (непосредственная вербальная)

У кого ряд длиннее.

Урок 9

Память (двигательная)

Телеграфисты

Пространственные представления

Куда указывают стрелки

Понятийное мышление

Подбери картинки

Урок 10

Анализ образца

Найди одинаковые. Где ошибся Буратино?

Одинаковы ли бусы? Найди образец.

Память (непосредственная зрительная)

Найди картинку

Внимание (устойчивость)

Перепутанные линии

Урок 11

Образное мышление

Цветная сказка

Зрительно-двигательная координация

Штриховка

Память (непосредственная зрительная)

Запомни точно

Урок 12

Память (непосредственная зрительная)

Нарисуй по памяти

Пространственные представления

Выполни правильно

Понятийное мышление

Вордбол

Урок 13

Пространственные представления

Где этот домик?

Выполнение словесных поручений

Чей узор лучше?

Зрительные ощущения

Найди предметы одного цвета

Цветовая угадайка

Урок 14

Анализ образца

Раскрась правильно

Слуховые ощущения

Шумящие коробочки

Урок 15

Внимание (переключаемость)

Расставь слова. Зашифруй слова. Расставь цифры

Точность движений (макродвижения)

Точные движения. Как звонки тарелки и ложки

Урок 16

Анализ образца

Срисуй фигуры точно

Зрительное восприятие формы

Путаница. Найди одинаковые. Назови фигуры

Осязательные ощущения

Тяжелые коробочки

Урок 17

Мышление (абстрагирование)

Найди одинаковые

Память (непосредственная зрительная)

Запомни и найди. Запомни и нарисуй

Урок 18

Зрительный анализ

Кто наблюдательнее

Словесный синтез

Магнитофон

Понятийное мышление

Назови одним словом

Конкретизация понятий, вордбол

Урок 19

Осязательные ощущения

Тяжелые коробочки

Внимание (устойчивость)

Крестики, точки, пишущая машинка

Урок 20

Зрительный анализ

Сгруппируй буквы

Внимание (переключаемость)

Синхронный счет

Пространственные представления

Цветной ксилофон, живые цепочки

Урок 21

Мышление (анализ)

Найди отличия. Нарисуй недостающие детали

Анализ образца

Нарисуй точно такие же. Бусинки

Зрительно-двигательная координация

Проведи не касаясь. Спящий дракон

Урок 22

Мышление (гибкость)

Способы применения предмета

Внимание (распределение)

Соблюдай правила

Мышление (сравнение)

Сравнение слов. Учимся сравнивать

Урок 23

Пространственные представления

Поставь значки

Анализ и синтез (анаграммы)

Отгадай слова

Внимание (переключение, устойчивость)

Называй и считай. Алфавит

Урок 24

Звуковой синтез

Подбери слова

Внимание (объем)

Найди слоги

Пространственные представления

Говори правильно

Урок 25

Понятийное мышление

Вордбол

Память (двигательная)

Телеграфисты

Пространственные представления

Где спрятались игрушки

Урок 26

Мышление (синтез)

Составление предложений

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

Наблюдательность

Все ли ты увидел?

Урок 27

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые и отличающиеся

Зрительное восприятие формы

Составь фигуру

Память (непосредственная зрительная)

Запомни картинки. Запомни порядок.

Урок 28

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые

Мышление (синтез)

Найди предмет

Зрительно-двигательная координация

Молния. Речка.

Урок 29

Мышление (сравнение)

Сравни предметы

Саморегуляция

Образец и правило

Зрительное восприятие формы

Загадочные конуры

Урок 30

Внимание (в условиях коллективной деятельности)

Делаем вместе

Зрительное восприятие

Найди фото

Мышление (абстрагирование)

Покажи одинаковые






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» iconПубличный отчет моу "гимназия №5" за 2008-2009 учебный год г. Тырныауз
Публичный доклад моу «Гимназия №5» содержит информацию об основных результатах и проблемах образовательного учреждения
Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» iconКонтрольная работа по учебной дисциплине Основы коррекционной педагогики...
...
Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» iconДоклад директора моу гимназия №86
Моу гимназия №86 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа реализует свою деятельность на основе Устава школы, в соответствии...
Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» iconМодель организации образовательно-развивающего пространства «ноосфера»...
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №117 (моу гимназия №117), г. Ростов-на-Дону
Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» icon«общероссийского профсоюа образования» Опыт работы первичной профсоюзной организации моу
Первичная профсоюзная организация моу «Гимназия №1» г. Саратова за последние три года стала участником и победителем четырех городских...
Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» iconПерми Педагогический аудит. Эффективный педагог Материалы проектной...
Эффективный педагог: Материалы проектной деятельности опорного образовательного учреждения моу «Гимназия №5» г. Перми; Департамент...
Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» iconПрограмма коррекционной работы в начальной школе обоснование коррекционной...
Обоснование коррекционной направленности учебной и воспитательной работы в гбоу скоши VI вида №31
Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» iconПрограмма коррекционной работы Программа коррекционной работы гбоу цо №1948 «Лингвист-М»
Гбоу цо №1948 «Лингвист-М» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного...
Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» iconУроке математики, разработанной на основе информационных технологий
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №10 г. Шахты Ростовской области (моу гимназия №10)
Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» iconОбразовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия г. Надыма»
Деятельность моу «Гимназия г. Надыма» по обеспечению и развитию гимназического образования
Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Конечным результатом изучения этой дисциплины является разработка плана схемы коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения...
Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управляющего Совета моу «Гимназия №2 г. Чебоксары» (протокол №1 от 14. 01. 2010) и педагогического совета моу «Гимназия №2 г. Чебоксары»...
Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» iconОбразовательная программа моу тверской гимназии №10
Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к моу тверская гимназия №10
Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» iconМ. В. Калугина Директор моу гимназия№16
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №16 работает в режиме развития, обеспечивая превышение государственных стандартов...
Программа коррекционной работы моу «Гимназия №19» iconМоу дпоп «Научно информационный методический центр» моу «Бердигестяхская...
Эссе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск