Скачать 289.59 Kb.
|
Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепций УМК «Перспектива», « Гармония», «Школы России», а также с учетом опыта работы ЦО по данной проблематике. Программа коррекционной работы направлена на:
1) Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Перспектива». Для развития у учащихся мотивов учебной деятельности и принятия социальной роли обучающихся на субъектном и личностном уровнях во всех учебниках «Перспективы» используется методологически обоснованный механизм «надо» ? «хочу» ? «могу». На основе применения технологии деятельностного метода обучения у учащихся последовательно и поэтапно формируется понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику). Одновременно для формирования у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («я это хочу») в классе создается психологически комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны, обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»). Технологически это обеспечивается реализацией в учебном процессе по всем учебным предметам деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов (принципов психологической комфортности, минимакса, вариативности, деятельности, непрерывности). В курсе «Математика “Учусь учиться”» созданию психологически комфортной образовательной среды способствует содержание заданий, которое подобрано так, чтобы поддерживать у учащихся позитивное отношение к занятиям математикой и желание включаться в учебный процесс по математике в зоне своего ближайшего развития. С этой целью используются следующие педагогически приемы:
По мере освоения учащимися нормы учебной деятельности, понимания и принятия ими на личностно значимом уровне социальной роли «ученика» внешние мотивы сменяются внутренними, и у учащихся формируется устойчивая учебно-познавательная мотивация и готовность к саморазвитию В курсе «Русский язык» осознанию учащимися своей новой социальной роли – «ученик» – способствуют «сквозные персонажи» учебников – дети Аня и Ваня и «профессор Иван Иванович Самоваров». Профессор показывает практическую значимость изучения каждого из разделов языка, объясняет теоретический материал, знакомит с новыми правилами, а Аня и Ваня помогают учащимся разобраться в материале и вместе со школьниками выполняют разнообразные задания (не всегда корректно, поэтому им требуется помощь), побуждая ученика к деятельности. В курсе «Английский язык», « Китайский язык» в качестве мотивирующего фактора также используются «проходные персонажи», действующие в различных ситуациях учебника. Тексты и упражнения, передающие ту или иную ситуацию, завершаются обязательным переносом данной ситуации на ученика, тем самым мотивируя школьника к рассказу о себе, своих близких, своих интересах, друзьях. В этой связи, курс «Изобразительное искусство» написан в форме личного разговора с ребенком, обсуждения с ним вопросов так или иначе связанных с его личным жизненным опытом. В курсе «Окружающий мир» темы «Наш класс в школе», «Мы – дружный класс», «Учитель – наставник и друг», «Делу время», «Потехе – час», «Книга – друг и наставник» и др. подвигают ребенка размышлять о роли школы в его жизни, осваивать правила поведения в школе, общаться и сотрудничать с учителем и одноклассниками. Вопросы и задания рубрик «Обсудим» и «Подумаем» фокусируют внимание детей на личностно значимых для нихвопросах. Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их различные учебные возможности, в учебниках предметных линий комплекса представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, что является залогом успеха в преодолении затруднений учащихся в учебной деятельности, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности к учебной. В ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» создана система работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. Для помощи этой категории учащихся организуются: - консультации по выполнению домашнего задания; - индивидуальные и групповые консультации по предметам учебного плана; - оказывается психологическая помощь учащимся; - оказывается помощь педагогов - логопедов; - оказывается консультационная помощь родителям . 2) Овладение навыками адаптации учащихся к социуму На уроках с использованием УМК «Перспектива» педагоги имеют возможность развивать мнение ребенка воспринимать ситуации затруднения как сигнал для активного поиска способов и средств их преодоления, а не как повод для тревоги и огорчения. Знание алгоритмов эффективного разрешения проблем и пережитый опыт многократного успешного их применения в ходе уроков создает условия для формирования у учащихся способности осуществлять верный выбор стратегии поведения и преодоления возникших трудностей. Систематическое обсуждение различных вариантов решения поставленных задач способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно. В курсе «Математика “Учусь учиться”» организуется системное освоение учащимися всего комплекса организационно-рефлексивных общеучебных действий, входящих в структуру учебной деятельности. И, таким образом, данный курс становится площадкой, на которой у учащихся в процессе изучения математики формируются адаптационные механизмы продуктивного поведения и действия в любых проблемных ситуациях, требующих изменения себя и окружающей действительности. В курсе «Русский язык» формируется и развивается умение эффективно общаться. Общение рассматривается как предмет обучения, как организационная форма обучения (парная и групповая работа), как система межличностных отношений (освоение позитивного стиля общения). Коммуникативный принцип построения учебников позволяет формировать представление о ситуации общения, целях и результатах общения собеседников; закреплять полученные умения при работе со словом, предложением и текстом в разнообразных ситуациях, которые могут возникнуть в жизни. В курсах «Литературное чтение» и «Иностранные языки» при формировании норм и правил произношения, использования слов в речи также обращается внимание на развитие этих норм во времени. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» формирует у младших школьников понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, способы нравственного поведения в различных жизненных ситуациях, что помогает школьникам в отношениях со сверстниками и взрослыми выбирать позицию, основанную на нормах нравственности. Система внеурочной работы, созданная в ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» направлена на развитие познавательных способностей учащихся, способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей детей, их одаренности. Для формирования у учащихся навыков социальной адаптации в ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» служит и система воспитательной работы, включающая в себя работу школьной детской организации «Созвездие». Мы считаем, что самоуправление в детском коллективе – важнейшее средство социализации детей. На его основе у них формируется чувство сопричастности к событиям, происходящим вокруг них, и ответственность за эти события. Социально-психологический аспект самоуправления рассматривается нами в связи с такого понятия, как коллектив. Раскрывая его сущность, психологи указывают на то, что самоуправление является как условием коллективообразования, так и его результатом. Школьная детская организация «Созвездие» - сравнительно молодое объединение учащихся 1-6 классов, обучающихся на Восточной территории ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М». Несмотря на короткое время своего существования, детская организация «Созвездие» заслужила положительную оценку среди учащихся ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» и их родителей. 3) Психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении В ГБОУ ЦО № 1948 «Лингвист-М» успешно функционирует служба психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Программа работы психолого-логопедической службы с обучающимися на ступени начального общего образования ГБОУ ЦО №1948 «Лингвист-М» Программа разработана с учётом новых стандартов образования и в соответствии с требованиями и особенностями Центра Образования (углублённое изучение китайского и английского языков), образовательными потребностями, с применением авторских методик логопедов и психологов ЦО. В центре образования на ступени начального общего образования осуществляется психологическое и логопедическое сопровождение обучающихся. Психолого-логопедическое сопровождение особенно важно на этапе вхождения ребенка в новую для него систему, на этапе адаптации к школе, к группе сверстников, к требованиям, предъявляемым педагогом. Именно на ступени начального общего образования закладываются основы, на которых будут формироваться и развиваться универсальные учебные действия всех четырех блоков: личностного, регулятивного, познавательного и коммуникативного. Психолого-логопедическая служба обеспечивает сопровождение обучающихся и в процессе формирования основ будущих универсальных учебных действий, и в процессе собственно развития всех блоков УУД. Цель программы: создание благоприятных условий для успешного обучения, социального и психического развития обучающихся; создание условий для формирования универсальных учебных действий как системы действий обучающегося, обеспечивающих культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений. Задачи психолого-логопедического сопровождения: - систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса и уровня речевого развития ребенка и динамики его психологического и речевого развития в процессе обучения на начальной ступени общего образования; - создание социально-психологических и педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения, создание условий для речевого развития, условий для развития универсальных учебных действий; - создание специальных социально-психологических и педагогических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении, создание условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в развитии речевой сферы; помощь, оказываемая специалистами психолого-логопедической службы, позволит обучающимся либо преодолеть, либо компенсировать возникающие проблемы. Программа работы педагога-психолога с обучающимися на ступени начального общего образования Работа педагога-психолога на ступени начального общего образования включает в себя следующие направления: - общая развивающая работа по отношению ко всем обучающимся данной параллели; - развивающая или консультативная работа по отношению к обучающимся с выявленными психологическими проблемами обучения и развития; - консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и развития конкретных школьников и групп обучающихся; - консультирование школьной администрации по итогам диагностической деятельности; - социально-диспетчерская деятельность (оказание помощи в поиске нужных специалистов). Работа в параллели 1-го класса Первые месяцы обучения ребенка в школе очень важны, именно в это время начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации ребенка к школе является важной составляющей работы психолога на ступени начального общего образования. При этом адаптация понимается не только как приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и как способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде. Итак, цель психолого-педагогической деятельности в этот период – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). На этапе работы с обучающимися параллели первого класса решаются следующие задачи: - выявление особенностей психологического развития обучающихся с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии; - создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности; - создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, формирующую работу с обучающимися, испытывающими различные психолого-педагогические трудности. В рамках работы педагога-психолога с первоклассниками осуществляются такие направления деятельности, как: - диагностика, направленная на выявление особенностей развития познавательной, произвольной и личностной сфер обучающихся, определение школьной готовности детей (проводится во всей параллели); - консультирование педагогов первых классов по результатам проведенной диагностики; основной целью консультаций является выработка и реализация педагогами определенного подхода к работе с классами, а также выработка плана работы педагога-психолога с классами, выявление приоритетного направления работы с каждым классом; - проведение групповых (родительское собрание) и индивидуальных консультаций с родителями обучающихся по вопросам готовности ребенка к школе, помощи ребенку в адаптации к школе, по индивидуальным особенностям развития и воспитания детей и др.; - организация групповой (при необходимости - индивидуальной) развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений; - организация психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим различные трудности в обучении и поведении, с учетом данных психодиагностики; проведение групповых и индивидуальных развивающих занятий с обучающимися, испытывающими трудности в обучении и поведении; - повторная диагностика (в конце года) для выявления динамики изменений в развитии познавательной, произвольной и личностной сфер обучающегося, консультирование родителей и педагогов по результатам диагностики; - анализ работы педагогов и педагога-психолога на протяжении учебного года. |
Программа коррекционной работы в начальной школе обоснование коррекционной... Обоснование коррекционной направленности учебной и воспитательной работы в гбоу скоши VI вида №31 | Контрольная работа по учебной дисциплине Основы коррекционной педагогики... ... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Конечным результатом изучения этой дисциплины является разработка плана схемы коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения... | Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников... Особенности профориентационной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате | ||
Результативность образовательного процесса, коррекционной работы... Методическое сопровождение педагога в условиях внедрения федеральных государственных требований | Положение об итоговой аттестации выпускников 9 класса гбоу специальной... Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | ||
Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке... Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Повышение эффективности коррекционной работы на логопункте посредством внедрения инновационных технологий» (из опыта работы) | ||
План работы методического объединения учителей трудового обучения... План работы методического объединения учителей трудового обучения коррекционной школы №1 гор. Йошкар-ола | Тематическое планирование уроков чтения в 8 классе по государственной... Данный учебный предмет входит в образовательную область коррекционной педагогики | ||
Программа воспитательной работы Программа коррекционной работы Годовой... Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Требования к уровню подготовки выпускников | Опыт работы кафедры "физические проблемы материаловедения" мифи по... Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | ||
Кафедра социальной психологии и коррекционной педагогики Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала... | Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции... Ф. И. О. учителя | ||
1. Общие теоретические основы коррекционной педагогики *> Семинарское... Авторы делятся секретами использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, игротерапии, анималотерапии и др. Отбор литературы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщающее подгрупповое занятие на III этапе коррекционной логопедической работы |