Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения





Скачать 299.22 Kb.
НазваниеПрограмма коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения
страница1/3
Дата публикации03.09.2014
Размер299.22 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3
2.5. Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения
Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения.

Тема «Смыслоразличительная и орфографическая функция ударения» проходит через весь курс русского языка в начальной школе. Весь материал по данной теме отрабатывается при изучении разделов русского языка с 1-3 классы.

Учебно-методический комплект:

  1. Учебник «Букварь».

  2. Русский язык 1 класс, (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина).

  3. Русский язык 2 класс, (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина).

  4. Русский язык 3 класс, (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина).

Количество занятий:

  1. В первом классе – 12.

  2. Во втором классе – 7.

  3. В третьем классе – 12.

Результаты диагностики и анализ работ по определению словесного ударения показали, что есть необходимость совершенствовать работу по развитию культуры речи, обеспечивать языковое и речевое развитие ребенка в течение всего периода обучения в начальной школе, через работу по нахождению словесного ударения.

В первом классе ударение – это первая ступенька к выработке правильного произношения, определения смысла слов. В первом классе особое место уделяем в нахождении ударения поочередному интонационному выделению гласных звуков, работа со слогоударными схемами, различению смысла слов.

В дальнейшем ведется работа по формированию норм литературного произношения, определению закономерности по месту ударения в слове, в различных частях речи, в формах слова, выявление орфографической функции ударения.

Результат диагностики выявили, что есть необходимость планомерно отрабатывать приёмы, способы поиска ударения в слове, как для развития культуры речи, так и развития орфографической зоркости.


Планирование работы по культуре речи «Ударение. 1 класс». Программа «Школа 2100». Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» (13 фрагментов урока)

  1. Раздел «Говорим, рассказываем»

Тема

Стр. «Букварь»

Работа по культуре речи

Деление на слоги. Ударение



30-31





  1. Раздел «Учим буквы. Учимся читать»

Тема

Стр. «Букварь»

Работа по культуре речи

Буквы и, о



38


Топор, топот, ропот, потоп

Заглавная буква О

42

Ударение в именах. Выделение ударных звуков.

Чтение слогов с изученными буквами

40

Разноместное свободное ударение

Звук [ы]. Буква ы

46

Закономерность постановки ударения в единственном и множественном числе

Гласный звук [а]

44

Смыслоразличительная функция ударения

Заглавные буквы Г, П, Т, Р

48

Проследить за ударением в именах собственных

Заглавная буква И

50

Ударение в родственных словах. Изменение смысла слова от ударения.

Звуки [н] и [н’]

52

Работа со слогоударными схемами. Работа со словарем.

Знакомство с местоимениями он, она, оно, они

56

Ударные и безударные гласные

Чтение слогов и слов

64

Ударение. Смыслоразличительная функция.

Буква Л. Согласные звуки [л],[л’]

68

Родственные слова. Наблюдение за ударением.

Согласные звуки [х], [х’]. Буква Х.

88

Безударные гласные. Подвижное ударение.

Упражнение в чтении и письме.

128

Синонимы. (слова : картина, рисунок)

Учебник «Русский язык. 1 класс» (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Б. В. Пронина)

Раздел




Работа по культуре речи

Повторяем слоги, ударения. Тема: «Ударение»





Слова: поэт, поёт.

Повторяем написание большой буквы




Слово: фамилия

Родственные слова




Слово: трактор

Фрагменты уроков:

Добукварный период. Представление об ударном слоге.

Волшебник – ударение.

  1. Ловим гласные звуки, я бросаю слово.

- дум, печь, зонт, лист, луг, тигр, лук, дверь, лес.

- правило слога, сколько гласных.

2. Скороговорки.

(Мальчик Саша любит сушки

А девочка Соня ест ватрушки)

(Произношение. Определим количество слогов. Сказать слово по слогам. Прочитаем по схеме. Скажем про девочек и мальчиков. Определим количество слогов. Позовём в гости – м-а-а-а-льчики, д-е-е-е-е-е-вочки.

3. Знакомство со знаком ударение. Волшебный знак.

4. Позвать детей Т-а-а-а-ня, Ир-а-а-а, Я-я-я-я-на.

- удивление, изучение, просьба слышится хорошо. В каждом слове есть ударный звук.

5. Работа по картинкам: девочка, дева, девушка, девица.

- произношение по слогам, нахождение схем.

Основной прием контроля: перестановка ударения:

дееееевочка, девооочка, девочкаааааа.

Произношение слов с поиском места ударения в слове.

6. Чтение по схеме картине предложения.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Выделение ударения и безударных звуков. Работа по ритмической схеме.

7. 2 варианта ударения: девица, девица, девичьей,

девичьей.

8. Вывод

Тема: «Буквы и, о»

Топор, топот, ропот, потоп

Загадка. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (топор)

Пропеть, определить ударение.

Схема:

- Какие из слов подходят к схеме: топот, ропот, потом.

- Поиск информации в словах.

Толковые словари:

Топор – орудие для рубки.

Переносный смысл:

Топорная работа (грубая)

- топот – топать ногами.

- потоп – наводнение. Всемирный потоп.

- ропот – недовольство в причудливой форме. (Ропот листвы, прибоя)

От топота копыт пыль по полю летит.

Ударение смыслоразличитель.

Потопать – потопать.

Топать – тонуть.


Заглавная буква О.

Отгадать 4 слова, где только буква О

  1. Продукт, из которого готовят масло?

  2. Драгоценный металл?

  3. Съедобный герой русской сказки?

  4. Топкое место?

Молоко, золото, колобок, болото.

Произношение с выделением голосом ударного слога:

подобрать больше слов с 3 гласными О (волосок, городок, голосок, дорогой, ноготок, молоток, носорог, полотно, хорошо)

В: Ударение разноместное.

В некоторых языках ударение закреплено за одним слогом: во французском языке – всегда на последнем слоге, в чешском – на первом слоге, в польском – на предпоследнем.

У них одноместное ударение.

Игра «Француз»

Как прочтет наши имена француз:

Таняяяя, Оляяяяя, Надяяяяя и т. д.

- У нас есть имена, где ударение на последнем слоге (Максим, Борис, Егор)

Догадайтесь, как зовут детей.

Составим предложение.

Чтение слогов с изученными буквами

Речевая разминка.

Попугай сказал попугаю: Я тебя, попугай, напугаю.

Схема «попугай». Определим ударные слоги.

Прохлопывание.

Работа по картинкам: попугай, носорог, зебра, черепаха, кот.

- Кто лишний? Что общего?

- Кот - домашнее животное.

- Попугай – птица.

Нахождение схемы слова «носорог».

Запись ударов к словам с выделением ударного и безударного звуков: ххХ, ххХ Хх ххХх.

Работа с родственными словами: кот, котик, котёнок, котище, коток.

Следить за местом ударения в слове, ударение разноместное свободное.

Звук [ы]. Буква ы

Игра – игры, тропа – тропы, торт, торты.

Угадай слово: .. ы .. .. (мыло, лыжи, рыба)

.. .. .. ы (весы, зонты, вилы)

Деление на две группы:

По числам: единственное – мыло, рыба; множественное – лыжи, весы, зонты

Ударение в единственном и множественном числе

Произносим правильно:

Игра – игры, тропа – тропы, торт – торты.

Игра «Хлопок». Выбрать слова, где ударение на ы падает в первом слоге: лодырь, рынок, крыса, шахматы, тыква, дыра, лыжи, прыгун, крыло, мышка.

-В каких сказках встречается мышка? (Репка, Дюймовочка, Курочка Ряба, Теремок)

Буква А

(пирог, пирога

Отгадать ребус:

- печенное изделие с начинкой

- какой бывает? (сладкий, вкусный, мясной, капустный)

Как из пирога сделать лодку?

Кусок пирога – пирога (лодка у индейцев.

-Изменение смысла слова от ударения.

Пословица.

Изба красна не углами, а пирогами.

Запись узорами:

ХХхХ ххХх, а ххХх.

Омонимы

От ударения меняется лексическое значение.

Составим с ними предложения.

Жаркое – жаркое (какое) Что общего между словами? (в первом слоге а всегда под ударением)

Заглавные буквы Г, П, Т, Р

Заглавная буква в именах.

Домик друзей. Кто больше найдет имен?

  1. Рая

  2. Роза, Рита, Рома, Рада.

  3. Роман, Радик, Раиса.

  4. Руслан, Регина, Рената, Руфина.

Проследить:

Что интересного в словах из двух слогов (ударение на первом слоге) Найти имена к схемам.

Нарисовать узоры к словам: Регина, Рената, Руфина. (хХх, хХх, хХх)

Составить предложение.

Работа со словарем. Правильное произношение: торопи;

Ритор, оратор – синонимы, учитель красноречия, говорящий много, высокопарно.

Составить словосочетания: риторическое искусство, ораторский голос.

Заглавная буква И

Отгадать ребус

  1. Произноси правильно: изба – избы, избушка, избёнка.

Смысл слов не меняется.

  1. Изменение смысла слов от ударения. Для чего написали одинаковые слова? Что будет в конце И?.

Мели – мели

Окуни – окуни

Соли – соли

Топи – топи

Полки – полки

Стрелки – стрелки

Пищи – пищи.

  1. Расставьте ударения сначала на первом слоге, потом на втором. Объясните смысл слов.

Вывод: Получится новое слово от места ударения.

  1. Название рек: Волга, Ока, Кама, Енисей, Лена – обозначают одно и то же (и вода, и река).

  2. Найти в тексте похожие по звучанию слова: Бобровка, Бобриха, Бобрянка, Бобруха – от слова бобр

- Что интересного? (ударение на втором слоге)

Звуки [н] и [н’]

Чайнворд на тему «Цирк»

  1. Площадка круглой формы для представлений.

  2. Артист цирка, означает на греческом «ходит на цыпочках»

  3. Цирковое действие.

  4. Цирковой жанр шутов, развлечение.

  5. Плакат с сообщением о цирковом представлении.

  6. Артист демонстрирующий на арене свою силу

  7. Предмет реквизита дрессировщика.

  8. Места для зрителей

  9. Шуточная реплика. Сценический трюк.

(арена, акробат, трюк, клоунада, афиша, атлет, тумба, амфитеатр, реприра.)

Определить ударные слога, схемы к словам. Составление предложений по схемам с данными словами. Составление рассказа о цирке.

Знакомство с местоимениями он, она, оно, они


Отгадать загадки.

Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск. (молния, гром, гроза)

В каких словах добрый Волшебник отдыхает?

Выговаривать слова: моооолния, молниииия.

Как называется дождь с молнией и громом? (гроза)

Объяснение понятия безударная гласная: гроза.

Он – гром, она – молния, оно – солнце, они – дети.

Соединение местоимений со словами.

Выделение безударных гласных в словах.

Слова с уменьшительно ласкательным значением, наблюдение за ними.

Корона- коронка,

Картон – картонка,

Картинка – картинка,

Тропа – тропинка.

Что общего? Слова на вопрос что?

Что изменилось в словах справа?

Изменились ли ударения над гласной?

Запоминание а и о. букв безударных гласных

Какое из слов-местоимений можно поставить? (она)

Чтение слогов и слов

Слово сорока (смыслоразличие слов от ударения)

  1. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

  2. Проговариваем скороговорку, отхлопывая громче ударные, тише – безударные.

  3. Проговариваем с увеличением темпа:

-про себя

-индивидуально, кто быстрее

Объяснить значение слова: сорок-сорок.

  1. Вывод: От места ударения зависит смысл слова. Другое ударение, другое слово.

  2. Работа над словами с объяснением:

трусить – трусить,

засыпать – засыпать,

накрою – накрою

Что общего между словами? Обозначают действия предметов. Составление предложений.

Буква Л. Согласные звуки [л],[л’]

Слова: малина, лимоны

  1. Произношение слов

  2. Звуковой анализ, назыв. какие звуки в слове

[м] – твердый, звонкий.

[л’] – мягкий звонкий.

[н] – твердый звонкий.

3. Нахождение ударного слога, чем похожи слова, слогов, места ударения, составление схемы, отличие единственное и множественное числа.

4. Нахождение слов признаков:

Лимон (какой?) – кислый…

Малина (какая?) – сладкая…

Признаки – антонимы.

5. Лексическое значение слов: малина, лимоны, подбор родственных слов: малина, малиновый, малинник, малиновка, малинный; лимон, лимонный, лимонад, лимонник.

Наблюдение за ударением в родственных словах. Выделение букв безударных гласных звуков.

6. Назвать ягоды с ударением на втором слоге: крыжовник, калина, клубника, смородина.

Согласные звуки [х], [х’]. Буква Х.

Слово: хорошо.

  1. Скороговорка. Хохлатые хохлушки хохотом хохотали «ха-ха-ха!»

Произношение, отбивание ударных слогов хлопками, произношение с убыстрением темпа.

- Что интересного заметили (одинаково звучащие слова)

- какое слово отлично от других?

Название к схемам.

  1. Игра три «О». Назвать слова с пропущенными гласными по рядам:

М л к к л с к к л б к

Д р г й б л т в л с к

М л т к н с р г г л с к

М л д й з л т х р ш

Что общего? (три слога)

  1. Произношение, нахождение подбор родственных слов к слову хорошо ( безударная гласная в первом слоге)

  2. Пословицы, поговорки со словом хорошо.

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Хороша калина, да мала чашка

Хорошая работа два века живет

Хорошего помаленьку

Хорошо солнышко летом печет, а зимой не греет.

Хорошую речь хорошо и слушать

Объяснить смысл поговорок.

6. Закрепление – с. 126 рассказ «Ах и Ох».

Упражнение в чтении и письме.

Слово : картина, рисунок.

  1. Скороговорка. Картина опутана паутиной. На картине лилипуты в паутине.

- Рисунок – хлопками.

2. Произношение, определение ударения, подбор родственных слов, слога. Определение:

Картина рисунок

Картинный рисование

Картинка рисовать

Подвижное ударение.

3. Нахождение синонимов: картина, рисунок, изображение, иллюстрация (в книге)

4. Предметы для рисования: краски, кисти, палитра.

5. Какие бывают художники

Анималист – изображает животных.

Портретист – создает портреты

Пейзажист – рисует пейзажи.

6. Выделение букв безударных звуков. Картина, рисунок.

7. Закрепление, работа по учебнику.

Повторяем слоги, ударения. Тема: «Ударение»


Слова поэт и поёт.

  1. Определение ударения в слове, соотношение схемы слов, выбор написания схемы.

  2. Упражнение в произношение.

  3. Сравнение звукобуквенного состава слова.

  4. Поиск информации в словаре. Нахождение скороговорок. Работа над чистотой произношения звуков:

Про пестрых птиц поёт петух.

Поэт закончил строчку и в конце поставил точку.

5. Расширение знаний о поэтах

Повторяем написание большой буквы

Слово: фамилия.

  1. Определение ударного слога с использованием приема контроля: фаааамилия, фамилиииия, фамиииилия, фамилийааааа.

  2. Выполнение звукобуквенного анализа.

  3. Выявление опасного места.

  4. Использование чистоговорки: Федя Федейкин и Фома Федькин.

  5. Работа со словарем. Образование фамилий.

  6. Повторение алфавита, запись в алфавитном порядке фамилий детей класса (5 человек)

Родственные слова

Слово: трактор.

  1. Скороговорка. Ткет ткач ткани на платок Тане.

Составление ритмического рисунка с помощью хлопков. Запись схемы в тетрадях.

Выделение общей части слов: ткет, ткач, ткани – корень.

  1. Отгадать загадку.

Овсом не кормят

Кнутом не гонят

А как пашет

Семь плугов тащит (трактор) – произношение, определение ударного слога.

  1. Подбор родственных слов, изучение ударения: тракторист, тракторный, тракторостроитель, (ударение подвижное)

  2. Образование словосочетаний с прилагательными и существительными

  3. Упражнение в произношение слов:

Накрою – накрою,

Трусить – трусить

Новое слово от ударения.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения iconТематическое планирование 4 класс
Соблюдение словесного и фразового ударения, членение предложения на смысловые группы
Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения iconА1 В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена...

Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения iconМетодическая разработка урока по теме: Применение распределительного свойства умножения
Целью этого этапа является подготовка мышления учащихся и осознание их потребности к исправлению собственных ошибок; Необходимо:...
Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения iconУрок-путешествие по русскому языку по теме: «Закрепление знаний об ударении.»
Повторять полученные знания об ударении; упражняться в определении слогов ударных и безударных, в постановке ударения в словах
Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения iconFranglais как сленг ошибок
Целью этой работы является анализ ошибок учеников и объяснение этих ошибок с точки зрения сленга. Для этого мне предстоит проанализировать...
Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения iconКонтрольная работа по учебной дисциплине Основы коррекционной педагогики...
...
Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения iconПри выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером...
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука «л», с учеником 1 класса специальной коррекционной школы VIII...
Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения iconПрограмма коррекционной работы в начальной школе обоснование коррекционной...
Обоснование коррекционной направленности учебной и воспитательной работы в гбоу скоши VI вида №31
Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения iconПрограмма коррекционной работы Программа коррекционной работы гбоу цо №1948 «Лингвист-М»
Гбоу цо №1948 «Лингвист-М» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного...
Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Конечным результатом изучения этой дисциплины является разработка плана схемы коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения...
Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средняя наполняемость классов в школе составляет 19,7 человек. Все обучающиеся получали образование в очной форме. Из 217 обучающихся,...
Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения iconГосударственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников...
Особенности профориентационной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате
Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения iconТематическое планирование уроков чтения в 8 классе по государственной...
Данный учебный предмет входит в образовательную область коррекционной педагогики
Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения iconПояснительная записка к учебным планам гксоу «Специальной (коррекционной)...
Пояснительная записка к учебным планам гксоу специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната
Программа коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения Пояснительная записка к программе коррекционной работы по исправлению ошибок в постановке словесного ударения iconПрограмма коррекционной работы
Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общеобразовательной программе начального общего образования или по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск