Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция»





НазваниеУчебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция»
страница1/18
Дата публикации14.09.2013
Размер3.1 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра уголовного права и процесса

Одобрено УМС факультета

Протокол № ________

«____» ____________ 2010 г.

Куксин И.Н.
Правовое регулирование адвокатской деятельности
Учебно-методический комплекс

Для специальности 030501 «Юриспруденция»

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-метод. управление РГТЭУ Протокол № 4

«____» ______________ 2010 г «24» февраля 2010 г.

_______________________________ Зав. кафедрой профессор

Джатиев В.С.


Москва 2010


Автор-составитель:
Куксин Иван Николаевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ,

почетный адвокат России,

профессор кафедры уголовного права и процесса
Учебно-методический комплекс «Правовое регулирование адвокатской деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Дисциплина входит в цикл дисциплин уголовно-правовой специализации и является обязательной для изучения.

Согласование со смежными кафедрами:
Зав. кафедрой гражданского права и процесса

доктор юридических наук, профессор А.А. Власов
Зав. библиотекой __________________ З.Н.Уханова

С О Д Е Р Ж А Н И Е


  1. Цели и задачи дисциплины ……………………………………….. 4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины …….. 4

  3. Инновационно-педагогические технологии, применяемые

в процессе преподавания дисциплины ………………………….. 7

  1. Объем дисциплины ……………………………………………….. 8

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………… 8

    2. Распределение учебных часов по темам и видам

учебной работы ……………………………………………… 8

  1. Содержание курса ………………………………………………… 10

  2. Методические рекомендации (указания) по изучению

дисциплины «Правовое регулирование адвокатской

деятельности» ……………………………………………………. 19

  1. Темы семинарских и практических занятий……………………. 21

  2. Задания для самостоятельной работы студентов ………………. 71

  3. Вопросы для подготовки к зачету ……………………………. 154

  4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины .…………… 158

    1. Литература ……………………………………………….. 158

    2. Методическое обеспечение дисциплины ………………. 162

    3. Общие методические рекомендации по подготовке к

семинарским занятиям …………………………………… 163

    1. Глоссарий …………………………………………………. 165

    2. Материально-техническое и информационное

обеспечение дисциплины ………………………………… 169


  1. Цели и задачи дисциплины

В условиях построения в России правового государства и раз­вития рыночной экономики возрастает значение адвокатуры как одного из важнейших институтов правозащитной системы общества, без которого невозможна эффективная защита прав, свобод, законных интересов граждан, предпринимателей, всех физических и юридических лиц.

С принятием Федерального закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации» (2002 г.) начался новый этап деятельности адвокатуры в конституционном, уголовном, гражданском, трудовом, арбитражном и административном судопроизводстве. В связи с этим студенту юридического факультета требуются знания не только по отраслям права, но и знания законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Предназначение закона об адвокатуре является расширение правовых и организационных возможностей адвокатов по оказанию эффективной квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам.

Главное назначение дисциплины и ее задачи вооружить знаниями о возникновении и развитии адвокатуры, показать какие задачи решает адвокатура и на каких принципах основана ее деятельность, раскрыть организацию адвокатской деятельности и адвокатуры на современном этапе.

Изложенное позволяет сформулировать ц е л ь курса:

  • обеспечить усвоение студентами основных положений Федерального закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации»;

  • рассмотреть в тесной увязке с конституционным, административным, уголовным, уголовно-процессуальным, трудовым, гражданским, гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным правом комплекс вопросов, связанных с организацией адвокатской деятельности и адвокатуры, правами и обязанностями адвоката, статусом адвоката и др.

  • формировать научное юридическое мировоззрение, правовую культуру, вырабатывать ценностные ориентации в жизни и практической деятельности, основанные на приоритете прав и свобод личности, а также способности принимать компетентное решение в профессиональной деятельности адвоката.



2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Обязательный минимум содержания учебного курса определяется программой курса «Правовое регулирование адвокатской деятельности».

В результате изучения дисциплины специалист должен

иметь представление

  • о социальной необходимости появления адвокатуры в государстве;

  • о зарождении основ адвокатуры в Древней Греции и Риме;

  • о положении адвокатуры в дореформенной России XIX века;

  • о судебной реформе середины XIX века и развитие российской адвокатуры;

  • об организацию адвокатуры в периоды с 1917 г. по 1922 г.; с 1922 г. по 1939 г.; с 1939 г. по 1962 г.;

  • о порядке приобретения статуса адвоката иностранными гражданами и лицами без гражданства;

  • об Административном регламенте исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, в части:

а) об Общих положениях Административного регламента;

б) о требованиях к порядку исполнения государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта РФ:

- о порядке информирования об исполнении государственной функции;

- о порядке получения консультаций (справок) об исполнении государственной функции;

- о требованиях к местам для информирования, ожидания и приема заявителей;

- об обязательствах территориальных органов в отношении графика (режима) работы с заявителем;

- о сроках и результатах исполнения государственной функции;

- о перечне оснований для отказа в исполнении государственной функции;

в) о порядке и формах контроля за исполнением государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта РФ;

г) о порядке обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта РФ;

з н а т ь

  • историю адвокатуры в России;

  • правовые и организационные основы деятельности адвокатуры;

  • стандарты профессиональной деятельности адвоката;

  • Административный регламент исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта РФ и выдачи адвокатам удостоверений, в части:

а) внесения в региональный реестр сведений об адвокате в связи с присвоением статуса адвоката и выдачи адвокату удостоверения;

б) внесения сведений об адвокате в региональный реестр в связи с изменением адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта РФ на членство в адвокатской палате другого субъекта РФ и выдаче адвокату удостоверения;

в) внесение сведений о приостановлении статуса адвоката в региональный реестр;

г) внесение сведений о возобновлении статуса адвоката в региональный реестр;

д) внесения в региональный реестр сведений о прекращении статуса адвоката;

е) исключение из регионального реестра сведений об адвокате в связи с изменением адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта РФ на членство в адвокатской палате другого субъекта РФ

ж) внесение в региональный реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества адвоката;

з) выдача адвокату нового удостоверения взамен утраченного;

  • статус адвоката, его полномочия, права и обязанности;

  • порядок допуска к квалификационному экзамену;

  • перечень документов, представляющих в квалификационную комиссию;

  • процедуру приема квалификационного экзамена и принятия членами комиссии решения по вопросу о приеме квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката;

  • порядок присвоения статуса адвоката;

  • содержание присяги адвоката;

  • понятие и порядок ведение реестров адвокатов;

  • порядок изменения членства в адвокатской палате субъекта РФ;

  • порядок и основания приостановления статуса адвоката;

  • порядок и основания прекращения статуса адвоката;

  • какой орган принимает решение о прекращении статуса адвоката и основания для принятия такого решения;

  • виды ответственности адвоката;

  • организационную структуру адвокатуры;

  • цели деятельности адвокатской палаты субъекта РФ и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации;

  • полномочия палаты субъекта РФ и Федеральной палаты адвокатов РФ;

  • источники финансирования и формирования имущества адвокатских палат;

  • органы управления адвокатских палат;

  • компетенцию собрания (конференции) адвокатов;

  • компетенцию советов адвокатских палат;

  • периодичность заседаний советов адвокатских палат;

  • полномочия ревизионных комиссий адвокатских палат;

  • цели и задачи квалификационной комиссии палаты субъекта РФ;

  • нормы представительства в квалификационной комиссии палаты субъекта РФ;

  • порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействия) адвокатов;

  • общественные объединения адвокатов;

  • формы адвокатских образований;

  • предназначение адвокатского кабинета;

  • порядок учреждения адвокатского кабинета;

  • понятие места нахождения адвокатского кабинета;

  • правовые основания образования коллегии адвокатов;

  • учредительные документы коллегии адвокатов;

  • порядок реорганизации коллегии адвокатов;

  • источники формирования имущества коллегии адвокатов;

  • структуру, компетенцию, порядок формирования и сроки полномочий органов управления коллегии адвокатов;

  • правовые основания возникновения адвокатского бюро;

  • учредительные документы адвокатского бюро;

  • кто является исполнительным органов адвокатского бюро;

  • компетенцию управляющего партнера;

  • прекращения партнерского договора;

  • источники образования имущества адвокатского бюро;

  • процедуру ликвидации и реорганизации адвокатского бюро;

  • порядок создания юридической консультации;

  • сроки деятельности юридической консультации;

  • учредительные документы юридической консультации;

  • источники образования имущества юридической консультации;

  • порядок финансирования деятельности юридических консультаций и работающих в них адвокатов.

  • этические основы деятельности адвоката;

  • основы ораторского искусства адвоката;

  • деятельность адвоката в конституционном, уголовном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве и в суде присяжных;

  • деятельность адвоката в Европейском суде по правам человека;

  • основы юридической защиты предпринимательства.

у м е т ь :

  • анализировать и устанавливать причины нарушения правовых норм на стадии ознакомления с юридическим делом;

  • составлять первичные документы на предоставление квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям;

  • собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи путем получения предметов, документов и иных сведений, опроса лиц с их согласия, истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций;

  • осуществлять проверку, оценку доказательств, полученных на стадии предварительного следствия;

  • составлять процессуальные документы в рамках заявленных ходатайств и отводов;

  • готовить фрагменты защитительной речи для участия в судебных прениях;

приобрести навыки :

  • проводить сравнительный анализ этапов развития адвокатуры и делать выводы для анализа современных тенденций развития российской адвокатуры;

  • отличать адвоката от юрисконсульта и других профессиональных юристов (неадвокатских образований);

  • отличать адвокатскую деятельность от предпринимательской;

    • решать ситуационные задачи, взятые из адвокатской практики;

иметь опыт, владеть :

  • теоретическим материалом и в конкретных ситуациях делать правильные выводы для принятия решения;

  • приемами толкования статей Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре и других нормативных актов;

  • элементами ораторского искусства.

Методологической базой для изучения дисциплины является общая теория государства и права, уголовное, трудовое, уголовно-процессуальное право, гражданское, гражданско-процессуальное право, административное, административно-процессуальное, арбитражно-процессуальное и международное право.
3. Инновационно-педагогические технологии, применяемые в процессе преподавания дисциплины

В процессе преподавания дисциплины «Правовое регулирование адвокатской деятельности активно используются следующие инновационные технологии:

- групповая совместная работа студентов. Этот метод предполагает освоение студентами технологий совместного принятия решений, поиска решений возникших проблем (семинары № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8);

- дискуссия - метод, в рамках которого студенты высказывают свое мнение по проблемам, вынесенных на семинарские занятия (семинары № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8);

- диспут – выяснение позиций студентов по ключевым вопросам темы с отстаиванием совей точки зрения (семинары № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8);

- доклад (презентация) – публичное сообщение развернутого изложения определенной темы, вопроса программы (семинары № 1, 2, 3, 7);

- кейс-стади – метод обучения, при котором студенты участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач (практические занятия № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8);

- игровое обучение - это форма обучения направлена на воссоздание и усвоение опыта адвоката: знания, навыки, умения (юридическая консультация: практические занятия № 1, 4, 5, 6, 7);

- компетентностный подход, направленный на развитие у студента решать профессиональные задачи (компетенция) в соответствии с требованиями законодательства (практические занятия № 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8);

- презентация, использование аудиовизуальных средств на базе информационных технологий, содержащие текст, иллюстрации к нему. Применяется этот метод при чтении лекций (лекция 2, 3, 4, 5, 6, 7);

- интерактивный метод обучения – метод обучения, при котором сам процесс передачи информации строится на принципе активного двухстороннего взаимодействия преподавателя и студента (лекции 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18);

- проблемное изложение, это метод при котором лекция строится на принципах диалога (лекции 11,12,13,14);

- тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) - раздел самостоятельная работа (темы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной

работы

Количество

часов по очной форме обучения

№№ семестров

7, 8

Аудиторные занятия

85

Лекции

52

Семинарские и практические занятия


33

Самостоятельная

работа


145

Всего часов на дисциплину

230

Текущий контроль

(количество, №№ семестров)


7, 8

Виды итогового

контроля

Зачет – 7 и 8 семестры



4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения ОЧНАЯ


Название разделов и тем


Всего

часов по

учебному

плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них



Самосто- ятель-

ная

работа

лекции

семинары,

практи-кие

занятия


1

2

3

4

5

Раздел 1. Общая часть

1. Предмет, задачи, система и структура учебного курса «Правовое регулирование адвокатской деятельности».

7

2

1

4

2. Возникновение и развитие адвокатуры. История адвокатуры России.

11

4

1

6

3. Адвокатура – институт гражданского общества, ее задачи и принципы. Адвокатская деятельность и ее виды.

8

2

2

4

4. Полномочия, права и обязанности адвоката. Адвокатская неприкосновенность и гарантии независимости адвоката

20

5

3

12

5. Статус адвоката

20

6

2

12

6. Органы адвокатского самоуправления

20

5

3

12

7. Формы адвокатских образований

21

6

3

12

8. Этические основы деятельности адвоката

12

2

1

9

9. Основы ораторского искусства адвоката

12

2

1

9

Итого по разделу 1

131

34

17

80

Форма контроля по разделу 1:

З А Ч Е Т

Раздел 2. Особенная часть

10. Деятельность адвоката в конституционном процессе

10

2

2

6

11. Участие адвоката в уголовном судопроизводстве

14

2

2

10

12. Деятельность адвоката в суде с участием присяжных заседателей

20

4

4

12

13. Адвокат в гражданском судопроизводстве

16

2

2

12

14. Адвокат в арбитражном судопроизводстве

11

2

2

7

15. Адвокат в третейском судопроизводстве

10

2

2

6

16. Адвокат в процессе производства по делам об административных правонарушениях

9

2

1

6

17. Деятельность адвоката в Европейском Суде по правам человека

9

2

1

6

Итого по разделу 2:

99

18

16

65

Форма контроля по разделу 2:

З А Ч Е Т

Итого:

230

52

33



145


5. Содержание курса

Общая часть
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс Для студентов специальности: 030501 юриспруденция Согласовано
Учебно-методический комплекс «Таможенное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция» Для направления
Учебно-методический комплекс «Муниципальное право России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 юриспруденция...
Учебно-методический комплекс «Судебная экспертиза» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс гражданское процессуальное право (гражданский процесс) составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция...
Учебно-методический комплекс­­­ «Конституционное правосудие в Российской Федерации» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»...
Уголовное право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,...
Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –...
Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция»
История криминалистики: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт сост. А. Б. Ефремов. – Киров:...
Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция»
Нотариат: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – Юриспруденция / авт сост. Т. Е. Ложкина. – Киров: филиал ноу впо...
Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,...
Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /...
Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для специальности 030501 Юриспруденция...
Учебно-методический комплекс «Международное право» составлен в соот­ветствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,...
Актуальные проблемы уголовного права: учебно-методи­чес­кий комплекс по направлению: 030500 − «Юриспруденция», по специальности:...
Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. В2 Для студентов...
Основы бухгалтерского учёта и судебно-бухгалтерской экспертизы : учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения...
Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс правоохранительные органы
Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –...
Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по Юриспруденции
...
Учебно-методический комплекс Для специальности 030501 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»
Международное гуманитарное право [Текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2006. 56 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск