Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию





Скачать 377.47 Kb.
НазваниеДисциплины огсэ. В. Введение в социологию
страница1/4
Дата публикации17.09.2013
Размер377.47 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»
Факультет гуманитарный

Кафедра философии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. В. Введение в социологию

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология

(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана ОГСЭ

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: вузовский

(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения очная


Новокузнецк

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»
Кафедра философии

Факультет гуманитарный


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины
ОГСЭ. В. Введение в социологию

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201 Социология

(код и название специальности)

Формы обучения очная


Составитель(и) / разработчик(и) программы
Ракитных М.Б., к.ф.н., доцент

Новокузнецк




1. Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в социологию»
1.1. Пояснительная записка
Курс «Введение в социологию» в структуре учебного плана относится к циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин и является частью регионального компонента, разрабатываемого Вузом.
Цели и задачи изучения дисциплины

Изучение дисциплины “Введение в социологию” является составной частью подготовки социологов и имеет своей целью дать студентам первичное представление о содержании социологической науки и сформировать профессиональный интерес к ней.

В качестве основных задач изучения этой дисциплины ставятся следующие:

1. заложить основы научного восприятия теоретических и методологических проблем социологии;

2. показать специфику возникновения и институционализации социологии;

3. ввести в круг важнейших понятий современной социологии;

4. познакомить первокурсников с научной литературой по социологии;
Особенности освоения курса:

Особых требований к знаниям и умениям студентов до начала освоения курса не выдвигается, принимается достаточным уровень знаний, полученный в школе в курсе обществознания.

Занятия проходят в виде лекций, семинарских занятий, включающих опрос студентов, а также в виде самостоятельной работы, включающей подготовку к семинарам, анализ источников и чтение литературы, подготовку текста курсовой работы.
Данные материалы рекомендуются студентам 1 курса специальности Социология очной формы обучения. Его целью является помощь студентам в изучении курса «Введение в социологию». Оно включает рабочую программу, методические рекомендации по организации самостоятельной работе, планы семинарских занятий, вопросы для обсуждения, перечень необходимой литературы, а также вопросы к экзамену.

1.2. Учебно-тематический план для студентов дневного отделения по курсу «Введение в социологию», содержание дисциплины «Введение в социологию»





Название и содержание разделов, тем и модулей

Объем часов



Общий

Аудиторная работа



Самостоятельная работа студентов

Лекции

Семинары

1


Социология как наука

9

4

2

3

2

История развития социологии

9

4

2

3

3


Сущность социологического познания

9

4

2

3

4

Строение современной социологии

10

4

2

4

5

Методология социологического исследования

20

6

4

10

6

Общество, проблемы развития общества

5

2




3

7

Социальная структура общества

8

2

2

4

8

Социальные институты, социальные группы

5

2




3

9

Личность, процесс социализации

10

4

2

4

10

Социальное действие. Социальное взаимодействие

5

2




3

Итого

90

34

16

40


Итоговая форма контроля - экзамен


Содержание разделов дисциплины «Введение в социологию»
Тема 1. Социология как наука

Определение объекта и предмет социологии.

Место социологии в структуре социально-гуманитарного знания. Соотношение социологии с социальной философией, историей, культурологией, экономикой, политологией, психологией и другими науками.

Строение социологического знания. Уровни и отрасли социологии. Макросоциология, микросоциология, общесоциологическая теория, теории среднего уровня, прикладная социология.

Функции социологии.
Тема 2. История развития социологии

Проблема периодизации развития социологии.

Предпосылки возникновения социологии на западе в 19 веке. Социологические идеи О. Конта, позитивизм в социологии, «закон трех стадий». Г. Спенсер, его теория социальной эволюции, натурализм в социологии.

Классическая социология. Социологизм Э. Дюркгейма, правила социологического метода, общественная солидарность и разделение труда, понятие аномии. Теория общества К. Маркса, материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация, проблема неравенства, понятие класса. Понимающая социология М. Вебера, теория социального действия, типы действий, теория рациональности.

Основные направления современной западной социологии: структурный-функционализм, символический интеракционизм, феноменологическая социология.
Тема 3. Сущность социологического познания

Логика социальных наук. Природа и характер социологического знания. Эмпирическая основа социологического знания. Трактовки социального факта в классической и современной социологии.

Отличие социального познания от естественнонаучного. Методология социального познания. Критерии научности социологии

Социальная обусловленность индивидуального опыта. Социологическое воображение. Чем отличается социолог от обывателя. Обыденное знание и социологическое знание.

Типы социологического мышления — объяснение, критика, понимание и описание. Объективистская («научная») традиция, критическая теория, интерпретативная социология, социология повседневности (исследование «практик») и их основатели.
Тема 4. Строение современной социологии

Проблема плюрализм социологического знания. Виды фрагментарности социологического знания. Основания плюрализма социологического знания: онтологические, гносеологические, мировоззренческие. Основные теоретические направления современной социологии. Содержание марксоциологической и микросоциологичской парадигм.
Тема 5. Методология социологического исследования

Сущность социологического исследования. Его виды и основные этапы. Программа социологического исследования. Основные разделы программы.

Методологический раздел. Проблема социологического исследования. Определение целей и задач, объекта и предмета исследования. Системный анализ объекта, интерпретация основных понятий. Гипотезы социологического исследования.

Методический раздел. Выборка: сущность и виды. Виды методов: количественные и качественные. Характеристика основных методов в социологии: опрос, интервью, анализ документов, наблюдение, экспертная оценка, эксперимент, тестирование. Методы обработки и анализа данных.

Заключительный этап социологического исследования. Правила составления отчета по социологическому исследованию.
Тема 6. Общество, проблемы развития общества

Понятие о социальной системе. Виды социальных систем. Общество как макросоциальная система. Основные элементы общества. Понятие социальной связи, социальных контактов, социальных взаимодействий, социальных отношений.

Строение общества. Детерминистский подход. Сферы общества: экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная сферы. Функциональный подход. Важнейшие подсистемы общества, их функции.

Общество как динамическая система. Теории развития общества. Исторические типы обществ. Проблемы социокультурной динамики.
Тема 7. Социальная структура общества

Понятие о социальной структуре. Природа социального неравенства. Признаки социальной дифференциации. Социальный статус. Социальный слой. Социальный институт.

Элитаристская теория социальной структуры. Понятия элиты и масс. Стратификационная теория социальной структуры. Ранжирование. Страта. Основные критерии современной стратификации. Исторические типы стратификаций, касты, сословия, классы.

Социальная мобильность. Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность. Факторы и каналы социальной циркуляции. Измерение социальной мобильности, интенсивность и скорость мобильности. Маргинальность.
Тема 8. Социальные институты, социальные группы

Понятие социального института как элемента социальной структуры. Факторы появления и развития социальных институтов. Понятие институцианализации. Функции институтов. Явные, латентные функции, дисфункции. Структура социальных институтов. Признаки социальных институтов. Виды институтов. Характеристика основных институтов современного общества.

Понятие социальной общности как элемента социальной структуры. Виды социальных общностей. Агрегации, квазигруппы, группы. Большие и малые группы.

Особенности территориальных общностей, понятие урбанизации. Этнические общности. Признаки и особенности формирования. Виды этнических общностей (племя, народность, нация). Проблемы межэтнических отношений.

Характеристика малых групп. Типология малых групп. Формальные, неформальные, первичные, вторичные, референтные малые группы. Процессы внутри группы: лидерство, групповое давление, конформизм.
Тема 9. Личность, процесс социализации

Биосоциальная природа и социальная сущность человека. Понятия человека, индивида, личности. Сущность социологического подхода к объяснению человека.

Формирование личности, процесс социализации. Этапы, факторы и виды социализации. Десоциализация и ресоциализация.

Статусно-ролевая концепция личности. Роль, статус, экспетации. Ролевой конфликт, виды ролевых конфликтов, статусно-ролевая идентификация. Предписанные и приобретенные статусы и роли.
Тема 10. Социальное действие. Социальное взаимодействие

Действия и взаимодействия: понятие, структура, концепции социального действия и взаимодействия М.Вебера, Т.Парсонса, П.А.Сорокина.

Виды и формы социальных взаимодействий.

Социальный конфликт как форма взаимодействия. Факторы развития конфликтной ситуации. Типологии социальных конфликтов.

Структура конфликта. Участники конфликта, прямые и косвенные участники, объект конфликта, понятие об инциденте.

1.3. Требование к уровню освоения программы дисциплины и форм текущего промежуточного и итогового контроля.
Дисциплина изучается в 1 семестре 1 курса. Ее изучение включает аудиторную работу студента (посещение лекционных занятий и ответы на семинарских занятиях) и самостоятельные работу студента.

Курс завершается экзаменом, который проводится в устной форме в виде собеседования с преподавателем по вопросам.

Уровень освоения содержания дисциплины оценивается по 4-балльной системе: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично.

Оценка «отлично» ставится, если студент демонстрирует:

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;

- использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;

- активная самостоятельная работа на практических занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

Оценка «хорошо» ставится, если студент демонстрирует:

- достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;

- использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;

-активная самостоятельная работа на практических занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

Оценка «удовлетворительно» ставится, продемонстрировал:

- достаточный объем знаний, предусмотренных учебной программой дисциплины;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку;

- работа под руководством преподавателя на практических занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент показал:

- недостаточно полный объем знаний, предусмотренных учебной программой дисциплины;

- знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками;

- неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины;

- пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию iconПрофессионального Образования «Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет»
«Введение в социологию», общую философскую подготовку, осуществляемую в рамках таких дисциплин, как «Введение в философию», «История...
Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию iconПрофессионального Образования «Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет»
«Введение в социологию», общую философскую подготовку, осуществляемую в рамках таких дисциплин, как «Введение в философию», «История...
Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию iconРабочая программа дисциплины Мотивация и стимулирование трудовой...
Б 3 уц ооп. Данный курс, находясь в системе наук об управлении, объединяет основы теории управления, управление персоналом организации,...
Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию iconРабочая программа учебной дисциплины огсэ. 02 «История»
Огсэ. 02. «История» разработана на основе федерального государственного стандарта ( далее фгос) по специальности среднего профессионального...
Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию icon1. введение в гендерную социологию. Понятие гендера
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Абельс, Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. – Спб., 1999
Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию iconФонд оценочных средств по учебной дисциплине огсэ. 03 Иностранный...
Тема средства массовой информации: виды, особенности правового регулирования
Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кравченко А. И. Введение в социологию: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов средней школы к факультативному курсу по обществознанию.–М.:...
Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию iconРешение педсовета протокол №1 от «31» августа
Программа разработана на основе авторской программы О. С. Недельской «Введение в социологию 10-11 классы», утвержденной решением...
Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию iconУчебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины огсэ. 02 История разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию iconРабочая программа учебной дисциплины огсэ. 03
Ярославский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию iconРабочая программа учебной дисциплины огсэ. 03 «иностранный язык (английский)»
Ярославский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию iconРабочая программа учебной дисциплины огсэ. 02. История по специальности...

Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 02. Введение в германскую филологию...
Целью дисциплины «Введение в германскую филологию» является ознакомление студентов с характерными чертами группы германских языков...
Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию...
Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов...
Дисциплины огсэ. В. Введение в социологию iconАнализ фгос спо и учебного плана по специальности
Алгоритм действий при разработке рабочей программы учебной дисциплины циклов огсэ, ен, оп


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск