Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель





Скачать 197.69 Kb.
НазваниеАвтор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель
Дата публикации21.09.2013
Размер197.69 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Право > Конспект
ПРОЕКТ
«СИМВОЛЫ РОССИИ»
для детей старшей разновозрастной группы

Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель,

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад «Ромашка»,
с. Луговое, Каменский район, Алтайский край

2012 год

Цель проекта: познакомить детей с государственной символикой России и историей их создания.
Задачи проекта:

  • Формирование начальных представлений о происхождении современного государственного герба;

  • Формирование представлений о функциональном назначении герба;

  • Формирование элементарных представлений о происхождении знамен;

  • Воспитание эстетического отношения к цветам российского флага и знакомство с их символическим значением;

  • Знакомство с гимном;

  • Воспитание любви к Родине, бережного отношения к ее культурным ценностям;

  • Закрепление умения выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;

  • Обогащение словарного запаса детей.


Предполагаемый результат: итоговая игра-путешествие «Овеянные славой герб и флаг».

Этапы реализации проекта:

1 этап: Предварительная работа;

  • Знакомство с символами России (герб, флаг, гимн);

  • Посещение библиотеки и краеведческого музея;

  • Беседы, рассматривание иллюстраций с изображением гербов, знамен, русской народной одежды;

  • Чтение литературных произведений и просмотр иллюстраций к ним: Т.Коти «Моя первая книга о России»; А.Афанасьев «Народные русские сказки»;

  • Чтение пословиц;

  • Разучивание песен и стихов о Родине.

2 этап: Практическая деятельность:

  • Рисование герба;

  • Выполнение совместной работы детей и родителей «Флаг России»;

  • Организация выставки «Символы государства глазами детей».


Срок осуществления. Один месяц.

Участники проекта. Дети старшей разновозрастной группы, педагоги, родители.
Актуальность проекта. Дети должны вырасти настоящими патриотами своей страны. А для этого с детского сада их нужно знакомить и с символикой страны. Граждане России гордятся Государственными гербом, флагом и гимном. Российская государственная символика олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом. И, пожалуй, это главное, что надо сказать о ней детям.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад «Ромашка»


ГЕРБ РОССИИ

конспект занятия по познавательному развитию

в старшей разновозрастной группе

Подготовила: Гонтовая С. А.

воспитатель


2012 год
Цель:

  • Знакомство с Гербом России;

  • Знакомство с образом солнца в народном искусстве (в песне, загадке, сказке, вышивке);

  • Развитие образного мышления и эстетического отношения к окружающему миру;

  • Формирование начальных представлений о происхождении современного государственного герба;

  • Формирование представлений о функциональном назначении герба.

Оборудование: иллюстрации с изображением гербов разных стран, стариной вышивки; изображение герба России, портрет президента Путина В.В.

Ход занятия

Воспитатель: В настоящее время официальная символика любого государства состоит из трех элементов: герба, флага и гимна. Сегодня мы начнем разговор о гербе.

У всех государств на свете есть свои гербы. Герб - это эмблема, знак каждой страны. Взглянешь на него - сразу узнаешь, чем эта страна отличается от других. Изображен, к примеру, корабль. Значит, государство стоит на берегу моря-океана и славится своими мореплавателями.

На гербе гора, - стало быть, страна горная.

На гербе слон - страна тропическая, где водятся слоны. (Рассматривание гербов разных стран. Предположения детей, что это за страна и чем занимаются люди, живущие в этой стране).

В далекие времена гербы имели не только города и области, но и знатные семьи.

Каких только гербов не встретишь! Мы видим изображения человека, животных, птиц, рыб. Можно увидеть и загадочные существа, о которых рассказывалось только в легендах или сказках: дракона, кентавра, птицу Феникс, единорога, двуглавого орла и др.

Что вы видите на нашем гербе? (Ответы детей.) Сегодня вы узнаете, почему в нашей стране такой герб, а не другой.

В старину мир представлялся человеку одушевленным, наполненным живыми образами. Множество сравнений придумали и множество имен дали люди солнцу.

Иногда солнце виделось огнем, как в костре или очаге, только горящим высоко в небе. Вопрос к детям: Почему люди сравнивали солнце с огнем или костром? (Солнце, как и огонь, дарит тепло и свет.)

Народная поэтическая фантазия сравнивала солнце с птицами - с орлом, жар-птицею. Ведь солнце парит в небе, как златокрылая птица. Лучи восходящего солнца напоминают перья.

Желая подчеркнуть красоту солнца, его сравнивали с молодой девушкой, в сиянии лучей проходящей по небосклону. Этот образ сохранился в загадках: «Красная девушка по небу ходит?», «Встану я рано, бело да румяно», «Умоюсь росой, расчешу золотые косы». Напоминало человеку солнце и добрую, заботливую, ласковую матушку. «Матушка Красно Солнышко» - величала солнце русская народная песня. А в Рождество пели песни, где небесные светила изображали как дружную семью.

Светел месяц - то хозяин во дому.

Красно Солнышко - то хозяюшка,

Часты звездочки - малы деточки.

От солнца многое зависело в крестьянской жизни, и предки русских людей - славяне стали представлять себе солнце могущественным царем. Сказки и предания гласили, что обитает солнце на востоке, далеко за морем, в солнечном царстве. Растут там сады с золотыми и серебряными деревьями.

Даже трава в саду необыкновенная.

Посреди сада высится ослепительно сверкающий золотой дворец. Во дворце Царь-Солнце восседает на златотканом пурпуровом престоле. Подле престола стоят сестры Солнца - Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Днем Царь-Солнце разъезжает по небесному своду на колеснице, запряженной орлами или крылатыми конями, птицам подобными.

Обратите внимание на вышивку (показ иллюстрации). Почти 200 лет тому назад на белом холсте красными и синими нитями вышила узор мастерица.

Два орла несут по белу свету колесницу в центре возница, который правит парой птиц, а наверху - само Солнце.

С течением времени забылись смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом.

Орел - могучая и грозная птица, готовится к полету. Грудь орла закрывается древней русской эмблемой воина небесного - святого Георгия Победоносца.

В когтях орел держит скипетр и державу, увенчан тремя коронами.

Воин - всадник на коне, поражающий копьем извивающегося дракона.

Змей - это враг земли русской, само зло. Князь-воин, был защитником Русской земли.

А теперь внимательно рассмотрите и опишите герб России. (Ответы детей.)

Вопрос к детям: Зачем же нужен герб? (Это символ или знак государства.) Где можно увидеть герб? (Предположения детей.)

Герб размещен на здании, где работает Президент России Владимир Владимирович Путин (Показать портрет президента.) Он является главой нашего государства, принимает важнейшие для страны решения, издает указы, подписывает новые законы.

Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы, предприниматели, приезжающие из других государств, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе Российской Федерации.

Итог занятия.

Вопрос к детям: Что же такое герб?

(Это символ, знак, эмблема государства.)

Предложить дома попробовать нарисовать часть герба, а затем поиграем в игру «Чего не хватает в гербе?»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад «Ромашка»

ФЛАГ РОССИИ
конспект занятия по познавательному развитию

в старшей разновозрастной группе

Подготовила: Гонтовая С. А.

воспитатель

2012 год

Цель:

  • Формирование элементарных представлений о происхождении знамен;

  • Воспитание эстетического отношения к цветам российского флага и знакомство с их символическим значением;

  • Знакомство с Флагом России;

  • Речевое развитие и обогащение словаря (знамя, стяг, древко, полотнище, навершие).

Оборудование: иллюстрации стягов, флагов, знамен; портрет Петра Первого, иллюстрация с изображением флага с корабля «Орел»; старинной одежды.

Ход занятия.

Воспитатель: Флаг нашей страны, как и герб, имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. (Показ иллюстраций.) Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли, села или городка. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, т.е. часть войска называлась стягом.

Потом стяг стали делать из ткани. (Показ иллюстраций.) Косой клин прикрепляли к древку, а над ним появилось железное навершие - «острожник». Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги, - древко, полотнище и навершие. Чаще всего стяги были красного цвета.

Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.

Ни один князь не отправлялся в военный поход без своего стяга - треугольного или квадратного полотнища на высоком (до 6 м) шесте.

Вопросы к детям: Как назывались первые флаги? (стяг)

Зачем нужен был стяг? (Собрать, стянуть воинов для защиты своей земли)

Из каких частей состоит флаг? (Древко, полотнище, навершие.)

Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» (священные знаки) (Показ иллюстраций)

Так появилось слово «знамя».

Входит в употребление слово «знамя» и оно полностью вытесняет «стяг».

Знамена тогда имели различные цвета - зеленый, желтый, белый, красный. Их украшали богатые узоры. Лики святых, звезды и кресты блестели золотом и серебром.

Когда в России правил царь Алексей Михайлович, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо и грозно «Орел». На его борту разместили двадцать две пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге, и для него потребовался опознавательный знак.

Царь приказал отпустить «червчатую, белую и лазоревую», то есть красную, белую и синюю ткани. Именно с того времени и начинается история российского флага. Долгое время флаги в России использовались только на флоте. (Показать флаг корабля «Орел»).

Впервые знакомое нам расположение бело-сине-красных полос ввел Петр Первый.

И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Вопрос к детям: Как назывался корабль, для которого царь Алексей Михайлович велел изготовить бело-сине-красный флаг? («Орёл»)

Что означают цвета российского флага? (Ответы детей.)

Белый, синий, красный – цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим «сине-море», «белый свет», «весна-красна», «красна-девица».

Красными и синими нитями вышивали русские крестьянки затейливые узоры на белой ткани. Вышитыми тканями убирали крестьянское жилище. Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили нарядную одежду. (Показ иллюстраций.)

Белый, синий и красный – цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Итог занятия.

Вопрос к детям: Почему русские крестьяне использовали ткани белого, синего и красного цветов для своей праздничной одежды и украшения жилища? (Ответы детей.)

Вопрос: Где можно увидеть знамя России? (Знамя развивалось над воинами во время битв. Знамя выносят во время торжественных событий.)
Предложить дома вместе с родителями выполнить макет флага из любого материала. Устроить выставку «Флаг России».

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад «Ромашка»

ГИМН РОССИИ



конспект занятия по познавательному развитию

в старшей разновозрастной группе

Подготовила: Гонтовая С. А.

воспитатель

2012 год

Цель:

  • Обобщение элементарных представлений о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орел, всадник);

  • Знакомство с Гимном России;

  • Воспитание уважения к государственной символике;

  • Активизация познавательных интересов.

Оборудование. Изображения герба и флага, аудиозапись гимна, документы, с изображением герба, копейки и рубли.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже познакомились с символами нашей страны. Сначала скажите, как называется наша страна? (Ответы детей.) А как она называлась в древние времена? (Русь, а людей, живших на Руси называли русичи.)

Назовите символы нашего государства. (Герб, флаг, гимн.)

В мире много различных государств и каждое имеет свои знаки отличия. Какие страны вы знаете? (Ответы детей.)

Вы знаете, как выглядит наш государственный флаг. Вы его узнаете из многих сразу. Правда? Расскажите, как выглядит флаг. (Он прямоугольной формы, из трёх полос: бело-сине-красная.) Кто первым ввёл эти полосы? (Царь Пётр Первый.)

Эти цвета издревле почитали на Руси. Красными, синими нитями вышивали русские крестьянки узоры на белой ткани. Вышитыми тканями убирали крестьянское жилище. Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили нарядную одежду.

И в далёкие времена, и сейчас цвету придаётся особый смысл.

Давайте вспомним, что обозначал каждый цвет. (Ответы детей.) Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей – красный цвет.

Ребята, если я скажу слова «двуглавый орёл и всадник», то о чём я хочу сказать? (О гербе.)

Зачем же нужен герб? (Ответы детей.)

Давайте попробуем по памяти рассказать, что изображено на нашем гербе.

(Дети рассказывают по памяти, стоя спиной к изображению герба, другие проверяют.)

Государственный герб России – красный четырёхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Голова орла увенчана коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину черный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона. Короны, скипетр, держава – знаки власти. Дракон – это враг земли русской, само зло. Всадник – воин, защитник Русской земли. Всадник, поражающий копьём чёрного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла.

Рассмотрите современные российские монеты. Что на них изображено? (Всадник, поражающий дракона).

Копьё дало название монете – копейка. Что изображено на рублях? (Двуглавый орёл.)

Помимо Герба и Флага высшим символом государства является Гимн.

Гимн - это торжественная песня страны. Запомните, что гимн государства нужно слушать стоя.

(Звучит музыкальный фрагмент (1-й куплет) Государственного гимна России. Все встают.) Что мы сейчас с вами слушали? (Ответы детей.)

У каждого государства есть свой гимн. Гимн – это особый отличительный знак, символ государства, такой же, как флаг и герб.

Граждане России гордятся Государственными гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом России деятелям культуры, ученым и спортсменам вручают награды, молодые воины принимают присягу. Государственный герб и флаг устанавливают на границе.

Где ещё можно увидеть герб и флаг?

Герб и флаг размещён на здании, где работает Президент России, в министерствах и других учреждениях власти. Двуглавый орёл изображён на паспортах и удостоверениях граждан России.

Флаг можно видеть над Кремлём. Изображения флага России помещают на самолётах и на космических кораблях.

Итог занятия.

Вопросы к детям: Когда звучит гимн? (При встрече высоких гостей, на торжественных собраниях, в честь спортсменов – победителей на соревнованиях.)

Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Почему? (Этим они выражают уважение и почтение к стране.)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад «Ромашка»

ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ
«ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЙ ГЕРБ И ФЛАГ»
конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной группе


Подготовила: Гонтовая С. А.

воспитатель

2012 год
Цель.

  • Формирование и систематизация знаний о государственной символике России и истории их создания;

  • Воспитание любви к Родине;

  • Обогащение словарного запаса детей.

Оборудование: кроссворд на магнитной доске, портрет В.В. Путина, составные части герба (бесцветные), аудиозапись «Гимн России», звёздочки-фишки.

Участники. Дети подготовительной группы.

Условия. Участники игры двигаются от станции к станции по путеводителю (маршрутному листу). За выполнение задания детям вручаются звезды.

Игра рассчитана на 30 минут.

Ход игры.

Старт. Ребята узнают о правилах игры, получают путеводитель.

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие: игра-путешестие. А где мы будем путешествовать вы узнаете, если послушаете стихотворение:

Имеет флаг, и гимн, и герб

Российская держава.

Как и все символы, они

Жизнь нашу отражают.

Дети: Путешествие, связанное с символами нашей сраны.

Станция «Кроссворд». На этой станции вам нужно разгадать кроссворд из пяти слов.

1.Отличительный знак государства (герб).

2. Какой монете дало название копьё всадника изображённого на гербе (копейка).

3. Торжественная песня (гимн).

4. Как в далёкие времена назывался флаг (стяг).

5. Владимир Путин – кто это (президент).









К
















Г

О




Е

П




Г




С

П

Р

Е

З

И

Д

Е

Н

Т




Б

Й




М




Я




К

Н

Г

А











За выполнение этого задания вам присваивается первая звезда.

Воспитатель: Владимир Путин – это президент, глава нашего государства. Кто знает, чем он занимается? (Ответы детей.) Он принимает важнейшие для страны решения, издаёт указы, подписывает новые законы. Поиграем в игру «Я – президент». Ваша задача издать законы, для того чтобы людям в нашей стране жилось ещё лучше. (Добросовестно трудиться на благо процветания своей страны; Всемерно беречь и укреплять достояние и собственность городов и республики; Охранять растительный и животный мир страны; Постоянно проявлять заботу о младших и старших жителях страны.)

Дети получают вторую звезду.

Станция «Собери герб».

У ребят имеется изображение скипетра, державы, одной большой и двух малых корон, ленты, двуглавого орла, большого геральдического щита, малого геральдического щита с изображением всадника, поражающего копьём дракона. Задача ребят сложить герб и определить цвет каждой детали герба.

После того, как герб собран, дети дают описание герба.

Дети: Государственный герб России – красный четырёхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Голова орла увенчана коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину черный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона.

Воспитатель: Первые гербы возникли у рыцарей. Вспомните, как были одеты рыцари. (Ответы детей.) Рыцари с головы до ног были закованы в металлические шлемы, кольчуги, латы, наколенники, сапоги, щит. Узнать, кто именно скрывается под вооружением, было невозможно. Поэтому для того, чтобы различать друг друга, рыцари стали устанавливать на своих рыцарских щитах изображения, знаки. Впоследствии они стали родовыми, приобрели наследственный характер (передавались от отца к сыну) и получили название гербов.

Дети зарабатывают третью звезду.
Физминутка.
Станция музыкальная.

Звучит аудиозапись «Гимна Российской Федерации».

Вопросы детям: Что вы услышали? Что вы можете рассказать о гимне?

Что такое гимн?

Дети: Это торжественная песня страны. Её граждане встают, когда звучит гимн, и слушают стоя.

Стихотворение «Песня главная в стране!» рассказывает воспитанник.

В гимне российском есть такие слова:

«Россия – любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Вручается четвертая звезда.
Станция «О чём рассказывает флаг».

На этой станции ребята получают изображения флагов с тремя полосами: красный, синий и белый цвета, но в разном расположении. Дети должны найти флаг России и сказать, что обозначает каждый цвет. (Ответы детей.)

Воспитатель: Белый цвет – мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Дети получают очередную звезду.
Станция «Пословицы о Родине».

Назовите пословицы о Родине, народе.

Дети:

  • «Нет в мире краше Родины нашей».

  • «Родина любимая – мать родная».

  • «Родину-мать ничем не заменишь».

  • «Жить – Родине служить».

  • «Человек без Родины, что соловей без песни».

  • «Всякому мила своя сторона».

  • «Где родился, там и пригодился».

Русский народ всегда берег свою землю, воспевал красоту Родины в песнях, сказаниях. Врагов себе не искали, друзьями дорожили.
Станция «Стихи о Родине».

Дети рассказывают стихи, выученные дома с родителями.

Наш дом

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

                                Е. Аксельрод.

                                                     Берегите Россию

                                                     Берегите Россию

                                                     Нет России другой.

                                                     Берегите ее тишину и покой,

                                                     Это небо и солнце,

                                                     Это хлеб на столе

                                                    И родное оконце

                                                     В позабытом селе!

                                                                                Н. Гусева.

Родное

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок,

Речка, небо надо мною.

Это все мое родное!

                      В. Орлова.

                                           

                                            Наша армия

                                                        На горах высоких,

                                                        На степном просторе

                                                        Охраняет нашу Родину солдат.

                                                       Он взлетает в небо,

                                                      Он уходит в море,

                                                        Не страшны защитнику

                                                     Дождь и снегопад.   

В. Степанова.


Подведение итогов игры-путешествия. Подсчитываются звезды.

Воспитатель: Зачем нам нужны герб, флаг, гимн?

Дети: Это символы нашего государства.

Воспитатель: Где можно увидеть флаг и изображение герба. (Ответы детей.) Государственный герб и флаг устанавливают на границе. Гости, туристы, предприниматели, приезжающие из других государств, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе и знают, что это Россия. И вы теперь, где бы не увидели герб, флаг России или услышите гимн, сможете многое вспомнить и сами рассказать другим.

Литература:

  1. Журнал «Обруч», 6-2001, «Герб и Флаг» автор Елена Ривина, Институт повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области;

  2. «История России для детей и взрослых», В. Соловьев, Белый город, М.2001,

  3. «Золотая книга Русской культуры», В. Соловьев, Белый город, М.2008;

  4. «Государственные символы России. Герб, флаг, гимн» Пчелов Е.В., М, издательство «Русское слово», 2002.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель iconЭлективный курс "Психология конфликта" Вдович Светлана Анатольевна
Вдович Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, педагог-психолог
Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель iconКострома
Тный работник Российской Федерации, учитель математики высшей квалификационной категории моу лицея №17 города Костромы Сорокина Светлана...
Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Атаманенко Ольга Анатольевна, воспитатель мбдоу детский сад №5 «Березка», г. Краснознаменск
Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель iconДетей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры...
Задачи: Формировать понятие о таблице умножения числа Повторить таблицу умножения чисел 2, 3, 4
Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель iconРазработки повторительно-обобщающего урока по истории России в 7...
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в основной школе, а также предоставляет возможность для получения...
Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна, учитель – логопед...
Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель iconПояснительная записка Автор: Шейкина Светлана Анатольевна учитель...
Викторина предназначена для фронтальной работы в классе, но возможно и применение при индивидуальной работе. Ресурс включает две...
Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель iconПриложение
Бычкова Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания ано сош «Премьер»
Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель iconРазработала: воспитатель первой квалификационной категории Галина Анатольевна Здорова
Образовательное учреждение моу «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский»
Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-4 класс
Бодрова Светлана Анатольевна, учитель изо, мхк и черчения высшей квалификационной категории
Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель iconРабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 учебный год
Составитель: учитель первой квалификационной категории Ретунская Светлана Анатольевна
Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель iconОбщеобразовательная программа в области
...
Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Электрический ток в металлах. Действия электрического тока» Волкова Светлана Анатольевна, I кк
Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель iconКонспект урока «Преломление света» фио (полностью) Дубовицкая Светлана Анатольевна Место работы
Мякишев Г. Е., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика. 11 класс (профильный уровень). М.: Просвещение
Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бодрова Светлана Анатольевна, учитель изо, мхк и черчения высшей квалификационной категории
Автор: Гонтовая Светлана Анатольевна, воспитатель iconОтчет по результатам работы мбдоу №136 за 2011 2012 учебный год
Доу «Цветущий город» 5 педагогов: Еремина И. Е. (заведующая), Павловицкая С. В. (старший воспитатель), Николаева З. А. – воспитатель...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск