Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок»





НазваниеДетей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок»
страница1/6
Дата публикации06.10.2013
Размер0.67 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Математика > Конспект
  1   2   3   4   5   6
Развитие математических представлений

детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала

номинация: математическое развитие

f:\новая папка\dsc03897.jpg

Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна,

воспитатель МБДОУ д/с №1 «Светлячок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Светлячок»

Развитие математических представлений

детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала

номинация: математическое развитие

Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна,

Воспитатель, 1 квалификационная категория

Топки

2012г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

1. Опыт развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала............................................................................................................5

2. Влияние игры на формирование элементарных математических способностей

2.1 Использование дидактических игр………………………………………..8

2.2 Сюжетно- ролевые игры…………………………………………………...13

2.3 Занимательные вопросы и задачи- шутки………………………………..15

2.4 Пальчиковая гимнастика………………………………………………….18

3. Математические конкурсы и досуги……………………………………….21

Заключение…………………………………………………………………….24

Список литературы…………………………………………………………….25

Приложения

  1. Занимательный математический материал на занятиях и дома………28

  2. Конспект интегрированного занятия «Отыщем новую игру»…………46

  3. Конспект интегрированного занятия «Нам пришло письмо»…………48

  4. Игра «Весёлые цифры»…………………………………………………..53

  5. Игра «Умные шнурочки помогут говорить»……………………………54

  6. Интегрированная игра «Море»………………………………………… 55

  7. Консультация для родителей Использование занимательного математического материала дома»………………………………………57

  8. Творческая мастерская для родителей «Организация игр с использованием занимательного математического материала………..59

Фотоприложения………………………………………………………….63

Введение

Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, "переработку" его обеспечивают интеллектуальные способности. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала и дидактических игр. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.

Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Занимательный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память. Потребность в общении, в элементарном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

На занятиях по математике занимательный материал (или игра, или загадка, или персонажи сказок, или другой материал) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание.

Через занимательный материал и дидактические игры идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость.

Именно через него отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, воспитывается интерес к предмету.


  1. ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

     Выдвинув перед собой цель - разработать и внедрить в педагогическую практику систему мероприятий по развитию математических представлений детей средствами дидактических игр, мной были поставлены задачи:

- формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нём главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать;

- развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь, сообразительность, внимание, наблюдательность;

- способствовать воспитанию интереса к математике через занимательный материал.

Разработала конспекты с использованием игр и разнообразного занимательного материала, изготовлены дидактические игры математического содержания, картотеки занимательных задач, песенок, считалок. Работая с детьми в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, была возможность наблюдать особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста и подготовительной группе занимательного математического материала, который предлагался им на занятиях, во время утреннего приёма, на прогулках, в часы самостоятельной игровой деятельности и во второй половине дня.

    Используемые мной методические приёмы, сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций, предлагаемых в различных видах занимательного материала, способствовали формированию математических представлений у детей.

   

      У детей старшей группы наблюдалось повышение устойчивости внимания, но длительно выполнять  одну и ту же работу, сохранять одну и ту же позу пятилетние дошкольники не могут, нуждаются в частой смене видов деятельности. Поэтому, упражнения и игровые задания, требовавшие произвольного внимания, чередовались мной с элементами занимательности, игры. Организуя самостоятельную деятельность с занимательным материалом, уже учила детей ставить перед собой задачи: проверить, узнать, научиться. В подготовительной к школе группе  мной были расширены виды занимательного математического материала, наглядности и несколько изменен их характер. В качестве иллюстративного материала продолжала использовать игрушки, предметы быта, но большое место стала занимать деятельность с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, схемами («числовые фигуры», «Числовая лесенка», «схема пути»). Основной целью использования лего-конструктора и логических блоков, геометрических фигур в играх со старшими дошкольниками было научить их решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.    

     В работе с детьми пяти-шести лет  значительно увеличилась доля словесного занимательного материала – задачки-шутки, считалки, игровые задания, словесные игры и упражнения, в основе которых действия по представлению («Кто быстрее назовёт», «Что длиннее, что короче?», «Как по-другому?», «Найди и назови»). Для поддержания интереса к занятиям постоянно вносила в них элементы игры, занимательности, соревнования. Предлагала детям задания, в которых наряду с решением учебной задачи, тренировались произвольное внимание и память (игровые упражнения «Что изменилось?», «Кто запомнит?», «Молчанка»).

        С целью закрепления знаний детей о геометрических  фигурах и цифрах вновь использовались загадки и стихотворные строчки.

        В группе имеются выпускаемые промышленностью настольно-печатные игры, которые позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно использовались игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражнялся в запоминании порядка следования чисел.

        В беседе перед играми старалась подробно разъяснить детям правила игры, обращаясь к их игровому опыту, находя вместе с детьми игры, разные по содержанию, но построенные по одному правилу. Разнообразные лото (табличное, «Собери под зонтики», лото с бочонками), домино помогали закрепить полученные знания и поупражняться в классификации. Особое место было отведено геометрическим головоломкам, мозаике, конструкторам, шашкам. Игровая мотивация и занимательность были незаменимы при отработке многих навыков, которые требовали монотонных повторений.

         В процессе практической деятельности был найден новый для меня приём включения математического содержания в продуктивную деятельность: использовались лепка, аппликация, рисование, конструирование на математические темы. Большинство занятий по развитию элементарных математических представлений носит интегрированный характер, математические задачи сочетаю с другими целями заданий и игр.

     Работая с детьми, пришла к необходимости сотрудничества с учителями начальной школы в вопросах единства обучения детей математике. Поэтому педагогический процесс строила  с учетом единых подходов и технологий в обучении детей.  Так, используя элементы проблемности, ставила перед детьми проблему и сама показывала путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Свою задачу видела в том, чтобы показать образцы решения проблемно ситуации, дети при этом следили за логикой решения проблемы, получая эталон мышления и познания. Удачными оказались методы с использованием эффекта преодоления искусственно создаваемых трудностей в игровой ситуации.

     В подготовительной к школе группе широко использовала занимательный материал, направленный на упражнение детей в счете и отсчете предметов, в группировке предметов по разным признакам. Изучение количественных отношений, определение большего и меньшего числа сочетала с игровыми упражнениями в счете с участием  различных анализаторов (игры на счет звуков, движений, предметов путем обследования).

  Для упражнения в запоминании чисел  использовала логические упражнения, задачки, занимательные вопросы. При обучении детей формулировке арифметических действий были незаменимы стихотворения и загадки математического содержания. Приемы и методы ТРИЗ с успехом использовались мной для развития изобретательской смекалки, творческого воображения,  мышления. Целью применения элементов данной технологии было не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, математических закономерностей. С помощью приемов ТРИЗ дети учились выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия, а разрешение противоречий — это шаг к  развитию мышления.

        Учитывая, что к моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в пространстве, в практику работы мной  были включены логические игры и лабиринты.

         При организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие математических представлений у детей, творчески использую широкий спектр техник педагогической поддержки: «активного слушания», «отслеживания реплик» и др. Стараюсь поддерживать инициативу ребёнка при обсуждении или выполнении им различных дел, но не освобождаю от ответственности, т.е. наделяю его полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи. С детьми, у которых наблюдались проблемы с усвоением математических представлений, или, наоборот, были выявлены склонности к математике, проводилась индивидуальная работа с использованием занимательного материала.

      Анализируя опыт работы с детьми в разных возрастных группах детского сада, можно сделать следующие обобщенные выводы. Подбор игр и  упражнений  осуществляется мной с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе заданий, игр и упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой занятий. Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при занятии с занимательным материалом. Достаточно эффективным оказывается использование игр и занимательного математического материала в индивидуальной работе с детьми, отстающими в усвоении программы. Дидактическая игра может использоваться и для выполнения диагностических заданий.

     Таким образом, все виды дидактических игр нашли свое применение в работе с детьми.


  1. Влияние игры на формирование элементарных математических способностей

    1. Использование дидактических игр

Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях часто применяю дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми, в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.

Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя." Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели - понедельник и т.д.

Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, использую предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" – говорю детям, - "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти." Затем распечатываю письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется - т.е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

· Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

· Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

· Работа по собственному замыслу (просто человека)

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление - цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

Начинать надо с самых простых головоломок - с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.

Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.

Знакомлю детей со способами присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели - видоизменить или построить пространственную фигуру.

Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель - учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.

Самые простые задачи первой группы дети без труда могут решить, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.

Головоломки первой группы детям предлагают в определенной последовательности.

Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.

Это игра «ТАНГРАМ». Она еще называется «Головоломкой из картона».

На первом этапе закрепляем знания геометрических фигур, уточняем знания в пространственном представлении, умение ориентироваться на столе. Затем приступаем составлять новые фигуры с помощью образцов. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений.

Еще одной занимательной игрой является «КОЛОМБОВО ЯЙЦО». После рассмотрении и назывании частей, определении формы и размера ребятам предлагаю найти сходства: фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходства по форме с крыльями птиц; большие по размеру фигуры (треугольники и квадраты с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей развивает у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части. Дети быстро находят решения и составляют самостоятельные фигуры по своим замыслам. В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду.

К таким же играм относится игра «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ».

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок» icon«Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста»
Подготовила : ст воспитатель Дорофеева Л. П. Мбдоу пестречинский детский сад №3 «Солнышко»
Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок» iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок» iconАнкета для родителей. Адресность. Данный проект разработан для детей...
Автор – Никитина Евгения Владимировна, воспитатель мдоу «Детский сад №27 «Колокольчик» общеразвивающего вида второй категории» г....
Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...
Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок» iconПротокол от 30. 05. 2013 №6 Заведующий мбдоу
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок» iconКонспект мероприятия на тему: «День защиты детей» «Карлсон на празднике...
Задачи: Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “День защиты детей”
Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок» iconРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием...
...
Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок» iconКонспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-го класса
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок» iconТемы самообразования педагогов на
«Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования по направлению "Экологическое развитие детей старшего...
Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок» iconС. Ытык-Кюель мбдоу црр «Сулусчаан» воспитатель: Дьяконова Т. С....
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании...
Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящая рабочая программа разработана на основе образовательной программы мбдоу «Нижне-Кондратинский детский сад» чмр рт- в соответствии...
Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок» iconРеферат организация самостоятельной художественно-творческой деятельности...
Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной...
Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок» iconПрограмма для детей старшего дошкольного возраста а разве здоровье не чудо?! Воспитатель доу №23
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью
Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна, учитель – логопед...
Детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала номинация: математическое развитие Автор-составитель: Акинина Любовь Анатольевна, воспитатель мбдоу д/с №1 «Светлячок» iconИгра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития...
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск