Утверждаю
Заведующая ДОУ № 23
__________Т.В.Паршикова
Приказ № 158 от 23.08.2012 г.
Оздоровительная программа
для детей старшего дошкольного возраста
«А разве здоровье – не чудо?!
Воспитатель ДОУ № 23
Лебедева Оксана Алексеевна
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………….3
2. Актуальность программы……………………………………………………………………………………………………….6
3. Новизна программы……………………………………………………………………………………………………………...6
4. Цель программы………………………………………………………………………………………………………………….6
5. Задачи программы………………………………………………………………………………………………………………..6
6. Ожидаемые результаты детей 5-6 лет………………………………………………………………………………………… 7
7. Ожидаемые результаты детей 6-7 лет…………………………………………………………………………………………..8
8. Перспективное планирование по формированию здорового образа жизни:
старшая группа………………………………………………………………………………………………………………….10
подготовительная группа………………………………………………………………………………………………………36
9. Литература………………………………………………………………………………………………………………………71
Пояснительная записка: Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
В связи с ухудшающимся уровнем здоровья детей, существует необходимость организации образовательной работы с акцентом на решение оздоровительных задач.
Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны, это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно - правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.
Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка в течение всего последующего его развития. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40 % детей можно считать условно здоровыми.
В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-ой группы здоровья, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронических заболеваний.
Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье».
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в т.ч. и типологическими особенностями основных нервных процессов. Но это составляет лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами с первых недель жизни являются окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия, и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно - эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие.
В многообразии факторов, влияющих на состояние здоровья, физическое развитие растущего организма, здоровый образ жизни играет ведущую роль.
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно- важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском саду ребенку необходимо помочь, как можно раньше понять не проходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий, вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей, реализация принципов оздоравливающей педагогики станут приоритетными в дошкольных учреждениях. Причём участниками этого процесса должны стать все взрослые, как в детском саду, так и в семье.
В нашем дошкольном учреждении охрана здоровья ребёнка опирается на его развитие. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы по физическому развитию и оздоровлению дошкольников. Но жизнь не стоит на месте, модернизируется система дошкольного образования. Поэтому возникла необходимость оптимизировать уже сложившуюся систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ. Программа «А разве здоровье – не чудо?!» стала одним из главных элементов управления оптимизацией оздоровительной деятельности. Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка. Она базируется на основных принципах комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детство» (В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова и др.), реализуемой в детском саду. Программа предусматривает формирование у детей активной позиции в отношении собственного здоровья.
В программе раскрываются такие подходы, которые доказывают возможность повышения физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их познавательных способностей.
Данная система сформирована в силу особой актуальности, проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, воспитывающихся в ДОУ. Она отражает эффективные подходы к комплексному решению задач оздоровления и профилактики здоровья детей – дошкольников. Актуальность программы заключается в том, что важнейшая задача ДОУ – охрана и укрепление здоровья решается с помощью воспитания здоровьесберегающего поведения детей, построенного на их активности. Новизна программы определяется:
отбором содержания и методов работы с детьми шестого года жизни по приобщению к здоровому образу жизни с учетом активизации их самостоятельности в самоорганизации двигательной деятельности и самоконтроле за ней;
развитием представления последствий своего поведения по сохранению и укреплению здоровья;
разработка психолого-педагогических условий погружения ребенка в специально организованную среду, влияющую на психологическое здоровье.
Цель программы: сформировать устойчивую мотивацию и потребность у детей старшего дошкольного возраста в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей; представлений о здоровом образе жизни. Задачи программы:
способствовать становлению устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего поведения, развитию субъектной позиции детей в здоровьесберегающей деятельности;
способствовать наращиванию здоровьесберегающей компетентности дошкольников;
продолжать обогащать и углублять целостные и системные представления о том, что такое здоровье и как поддержать, укрепить и сохранить его;
формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможными последствиями;
формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;
поддерживать веру ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитывать его как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения;
развивать представления о внешних и внутренних особенностях строе6ния тела человека; правилах здоровья (режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, профилактика болезней); поведении сохраняющем и укрепляющем здоровье; в обществе; полезных и вредных привычках; поведении заболевающего и болеющего человека; здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом
Ожидаемые результаты:
5-6 лет
У ребенка устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни, он мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом.
Знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представления о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровья и здоровой жизни.
Имеет устойчивые представления о том, что такое здоровье, и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
Умеет самостоятельно решать задачи здорового образа жизни:
- умеет обслужить себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (например, вымыть руки, умыться, почистить зубы, ополоснуть их после еды, обтираться (с помощью взрослого), вымыть уши, причесать волосы и т. д.);
- умеет определить состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих;
- умеет назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;
- умеет правильно питаться, различает полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляет
их, умеет принимать витамины (при помощи взрослого);
- владеет культурой приема пищи (сидит спокойно, аккуратно пережевывает пищу, не торопится, не говорит с
набитым ртом, использует правильно вилку и нож, пользуется салфеткой и т. д.);
- умеет выполнять физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат,
зарядку и ободряющую гимнастику;
- умеет одеваться в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и чрезмерно не утепляясь;
- умеет правильно одеваться на прогулки;
- умеет действовать, осуществлять выбор стратегии поведения с позиции сохранения здоровья и человеческой
жизни. 6-7 лет
Ребенок имеет представления о том, что такое здоровье, и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его. Он обладает следующими представлениями:
- о внешних и внутренних особенностях строения тела человека;
- о правилах здоровья (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и
профилактика болезней);
- о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье;
- о полезных и вредных привычках;
- о поведении заболевающего и болеющего человека;
- о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Здоровьесберегающие умения ребенка седьмого года жизни подразумевают самостоятельное решение ряда задач.
Задачи здорового образа жизни:
- обслуживать себя и освоить полезные привычки, элементарные навыки личной гигиены (например, мыть руки,
умываться, чистить зубы, полоскать рот после еды, обтираться (с помощью взрослого), мыть уши, причесывать
волосы и т.д.);
- определять состояние своего здоровья (здоров или болен), а также состояние здоровья окружающих;
- назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, орган;
- правильно питаться, различать полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употреблять их,
принимать витамины при помощи взрослого;
- пользоваться правилами поведения при приеме пищи (сидеть спокойно, аккуратно пережевывать пищу, не
торопиться, не говорить с полным ртом, правильно пользоваться вилкой и ножом, салфеткой и т. д.);
- делать дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз;
- выполнять физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, зарядку и
делать бодряющую гимнастику;
- одеваться в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно;
- правильно вести себя на солнце;
- осуществлять выбор стратегии поведения и действовать с позиции сохранения здоровья и человеческой жизни.
Старшая группа
Неделя
| Тема
| Интегрируемые образовательные области
| Задачи
| Содержание и виды деятельности
| Сентябрь
| 1-2
| «В гостях у доктора Айболита"
| Социализация: обогащать опыт общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развивать добрую эмоцио-нальную отзывчивость; спо-собствовать установлению добрых отношений между детьми.
Коммуникация: стимулировать эмоциональ-ное, содержательное обще-ние ребенка со взрослыми.
Познание: поддерживать и развивать интерес детей к сохранению и укреплению своего здоровья путем
обогащения знаний детей о здоровом образе жизни.
Физическая культура: развивать потребность в двигательной активности; содействовать гармоничному физическому развитию детей.
Художественное творчество: развивать у детей желание и умение отражать свой опыт в продуктах детской деятельности.
| Закрепить знание детей о понятии «здоровье». Уточнить правила сохранения здоровья. Способствовать формированию желания сохранять и укреплять свое здоровье путем выполнения физических упражнений, соблюдения режима дня и т.п..
Воспитывать интерес к собственному организму. самочувствию, связанному с состоянием здоровья.
| НОД
- Если хочешь быть здоров.
- Путешествие в страну Здоровья. Совместная деятельность
Беседа: "Наши верные друзья" Чтение художественной литературы:
Стихотворения: "Я хочу здоровым быть", "С добрым утром", "Утренняя песенка"
В.Бондаренко "Где здоровье медвежье"
Дидактические игры: "Если я сделаю так", "Что было бы, если бы...", "Умею-не умею", "Угадай, кто позвал", "Найди пару" Подвижные игры: "Бабочки и стрекозы", "Найди свое место", "Змейка", "Кто быстрее?" Самостоятельная деятельность
Рисование: "Наши верные друзья..."; «Любимы герой сказки Чуковского «Доктор Айболит»
С/р игра «Больница» Работа с семьей
Консультация для родителей: "Укрепление здоровья"
| 3-4
| «Человек и его здоровье»
| Социализация: способствовать неуклон-ному развитию социально-эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности.
Коммуникация: поддерживать деловые мотивы общения ребенка со взрослыми; развивать умение отвечать на вопросы.
Познание: формировать представления детей о здоровом образе жизни.
Физическая культура: развивать потребность в двигательной активности; содействовать гармоничному физическому развитию детей.
| Познакомить детей с детским организмом; сформировать стремление к здоровому образу жизни и осознанное отношение к собственному здоровью.
| |