Скачать 213.18 Kb.
|
Бычкова Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания АНО СОШ «Премьер», идентификационный номер 245-342-983 Урок обществознания в 11 классе с учётом требований ФГОС ПРИЛОЖЕНИЕ I. Алгоритмы 1 Алгоритм раскрытия социального развития страны, общества. 1. Социальная основа (слои, группы и их взаимоотношения). 2. Государственный курс социальной политики. 3. Этнический, религиозный состав общества. 4. Межэтнические отношения. 5. Образ жизни различных слоёв общества данной страны. 2 Алгоритм анализа статистических данных. 1. Изучите представленные статистические данные. 2. Сделайте выводы о тенденциях явлений и процессов, отражённых в статистическом материале (динамика, уровень, удельный вес, роль данного явления). 3. Определите процессы, отражённые в этих явлениях. Объясните их важнейшие причины, закономерности, возможные последствия, перспективы, значение. 3 Алгоритм работы с дополнительными источниками информации. 1. Изберите способ работы: просмотр, чтение, изучение.
2. Определите:
3. Изучите и проанализируйте содержание текста:
4. Оцените степень достоверности изложенных в тексте сведений:
5. Определите:
6. Раскройте значение источника и содержащейся в нём информации для современности, для каждого из нас. 7. Дайте обобщающую оценку данному источнику. ! Чтение может быть сплошным или выборочным (читается только текст отдельных разделов, глав, параграфов). Помните!
4 Алгоритм написания развёрнутого плана по обществознанию по предложенной теме.
Примечания:
II. Схемы 1. Социальная система общества Социальная стратификация
2. Социальная структура общества
3. Я-концепция – целостный образ собственного «Я»
4. Социальные лифты (П. Сорокин) Социальные лифты – это социальные механизмы, перемещающие людей из одного социального слоя в другой. Социальные лифты
III. Тексты Текст 1 Принадлежность к группе Роберт А. Бэрон – профессор психологии и профессор менеджмента в Школе менеджмента Лэлли Политехнического института Ренсельс, США; автор публикаций об агрессии, социальном влиянии и групповых процессах. В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определённой степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом... Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими. Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны... Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция». Вопросы и задания:
Текст 2 Классы и страты А.А. Радугин, К.А. Радугин – современные российские социологи. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества... представляет собой взаимодействие трёх основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. ... К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений... Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными классами являются... рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные – это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в ново формации. Помимо... классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки). ... Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) и межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д. Историческим примером межклассовых слоёв является «третье сословие», в период вызревания первых буржуазных революций в Европе – городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе – интеллигенция... Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества в немарксистской западной социологии противостоит теория социальной стратификации. Представители этой теории утверждают, что понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, в том числе и индустриального капиталистического общества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому что в этом обществе на основе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и заменой их наёмными менеджерами отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определённость. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта»-слой... или понятием «социальная группа», а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации... В основе теорий стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т.д. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого понятия Р. Дарендорф делит всё современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников – бюрократов-менеджеров. Управляемая группа также разнородна. В ней можно выделить, по крайней мере, две подгруппы: высшую «рабочую аристократию» и низшую, низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом – управляющими... Американский социолог Б. Барбер провёл стратификацию общества по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) доход или богатство; 3) образование или знания; 4) религиозная или ритуальная чистота; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность. Вопросы и задания:
Текст 3 Социальная структура американского общества С 40-х гг. XX века в США выделяют шесть страт, каждая из которых объединяет людей с одинаковым рангом «престижности».
Вопросы и задания:
Текст 4 Маргиналы Е. Рашковский – современный российский учёный. Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций... Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. ... Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам. Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации – всё это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. ... в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений – просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., - движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп... Однако есть проблема, представляющая трудность для современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время – как не сделать эти группы объектом превентивного беззаконного насилия... Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятия человеческого достоинства , а также глубокое философское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы сознания. Рашковский Е. Маргиналы // 50/50: Опыт словаря нового мышления. – М., 1989.- С. 146-149. Вопросы и задания:
IV Таблицы «Социальная мобильность героев известных сказок» Персонажи:
V Тесты Часть 1 (А) 1. К критериям социальной стратификации не относится (-ятся):
2. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А. Недостаточная социальная мобильность означает загнивание общества. Б. Безудержная социальная мобильность означает кризис в обществе.
3. Примером восходящей социальной мобильности является
4. К социально-демографической общности относятся
5. Верны ли следующие суждения о социальных группах? А. Социальные группы формируются в ходе сознательной и организующей деятельности самих участников исторического процесса. Б. Социальные группы формируются независимо от сознания и воли людей.
6. Компания друзей характеризуется ограниченным числом членов группы. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что компания друзей является малой группой?
Часть 2 (В) 1. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы. Типы семьи
Ответ: __________________________________ . 2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальная стратификация». Каста; неравенство; шовинизм; сословие; дифференциация. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию. Ответ: ___________________________________. 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальная мобильность». Маргинальность; профессиональный карьеризм; социальный статус; стабильность; социальный лифт. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию. Ответ: ___________________________________. 4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Социальные роли, всё разнообразие социального поведения личности определяются социальным ______ (А) и господствующими в обществе или в данной социальной ______ (Б) ценностями и нормами. Если поведение человека соответствует общественным ценностям и нормам, он получает социальное ______ (В): престиж, деньги, похвалу, успех у женщин; если не соответствует – социальные ______ (Г): штрафы, осуждение общественным мнением, административные наказания и др. С помощью средств ______ (Д) (язык, ценности, умения и навыки) становится возможным постоянное ______ (Е) между личностями, личностью и социальными институтами, обеспечивающими процесс вхождения молодого поколения в общество». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов:
В таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Ключи к тесту А1 – 3 В1 – нуклеарная А2 – 3 В2- шовинизм А3- 2 В3 – стабильность А4-1 В4 – 71832 А5-3 А6-4 VI Лист самооценивания
VII Литература 1) Бахмутова Л. С. Конспекты уроков для учителя истории. 11 кл. Обществознание: в 3 ч. / Л. С, Бахмутова. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004 – ч.2. Современное общество. 2) Л. В. Попова. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. 3) Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл. Пособие для учителя / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и др. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. 4) Махоткин А. В. Обществознание в схемах и таблицах / А. В. Махоткин, Н. В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2010. 5) С. В. Агафонов. Комплект демонстрационных таблиц по обществознанию с методическими рекомендациями. Учебное пособие под ред. Е. М. Климовой. Издательский дом «Спектр», 2008. 6) Издательский дом «Первое сентября» festival.1september.ru. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Урок обществознания в 11 классе «Социальная структура и социальные отношения» учителя истории и обществознания Санаевой Ольги Тимофеевны 2013-2014 учебный год. 7) Эрудиция. Российская электронная библиотека www.erudition.ru/referat/printref/id.37102_1.html |
Реферат 2 определения 4 введение 5 приложение а 14 приложение б 14... Ключевые слова: жилой комплекс, потребности человека, инфраструктура, социальный сервис | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мультимедийная наглядность учебного материала «см. Диск – «Лаптева Н. И.» «Уход за грудным ребёнком» Приложение 1, Приложение 2,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приложение 1, карточки с задачами – Приложение 2, справочный материал – Приложение 3, материал для тестирования – Приложение 4 | Урока: образовательный аспект Приложение 2), карточки с текстом (Приложение 3), карточки-открытки (Приложение 4); листы цветной бумаги | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, экран, карта Кижингинского района, обучающее демонстрационная... | Экологический практико-ориентированный проект Приложение 11. Галка с. 21 Приложение 12. Голубь с. 22 | ||
Распределенная служба кодирования Листинги: сервер-приложение, клиент-приложение, конфиги к ним, кодирующий скрипт | Учебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа... Целью изучения дисциплины является овладение студентами знаний о различных формах делового общения, позволяющих достигать конструктивного... | ||
Учебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая -учебная программа... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 060601 – Медицинская биохимия. Дисциплина «История... | Приложение примечания приложение предисловие издателя (102) Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с | ||
Приложения. Приложение А. Экзаменационные билеты Приложение Б Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования Тюменской области «Профессиональное... | Учебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа... Целью изучения раздела «Патохимия, диагностика» является освоение студентами сущности нарушений обменных процессов при тех или иных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Раздаточный материал: образовательные маршруты (приложение 1), карточки с заданиями повышенной сложности (приложение 2) | Средняя общеобразовательная школа д. Каинлыково Развитие гибкости Приложение Схема прибора определения гибкости 13 Приложение Фотографии 14-15 | ||
Учебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа... Заболевания внутренних органов можно выявить, изучив изменения в составе биологических сред организма (крови, мочи, спинномозговой... | Урока Организационный момент Оборудование: презентация «Берлин» (приложение №1); фильм «Берлин» (приложение №2) |