Скачать 124.9 Kb.
|
Разработки повторительно-обобщающего урока по истории России в 7 классе Автор: Завражных Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания, МОУ лицей № 57. Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю. Конфуций Пояснительная записка. Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя-предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях обучающихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения. Данные уроки несут в себе большую информационную и смысловую нагрузку, так как полученная на нескольких уроках информация повторяется, систематизируется, подвергается анализу. Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Любой учитель, безусловно, хочет, чтобы его уроки были увлекательными, запоминающимися, чтобы они вызывали интерес у школьников. Одним из способов сделать урок именно таким – это привлечь ребят на уроке к игровой деятельности. Почему именно игра? По разным причинам: во-первых, чтобы эмоционально разгрузить ребят, окунуть их в естественную среду; во-вторых, чтобы превратить урок в интересное увлекательное путешествие; в-третьих, чтобы объединить различные виды познавательной деятельности; в-четвертых, чтобы развивать у детей творческий подход к предмету. Кроме того, игра способствует формированию таких качеств у ребят, как коллективизм, ответственность, нестандартное мышление и т.д. На подобных уроках, как правило, используется в большом количестве наглядность. Это может быть изображение архитектурных и других памятников, портреты, высказывания, предметы быта, рисунки и т.д. Моделирование урока с использованием иформационных технологий, несомненно, вызывает определенный интерес к уроку, что помогает активизировать как интеллектуальную, так и творческую деятельность школьника. На уроках повторения учитель организует активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели: осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. В данной работе предложено три повторительно-обобщающих урока по истории России конца 16 – 18 вв. для 7 класса. Особенность этих уроков заключается в том, что весь изученный материал в виде компьютерной презентации демонстрируется учащимся, и на основе его они выполняют различные творческие задания. Данный материал автор использует не только на уроке, но и для проведения внеклассых мероприятий и недели истории в школе. Повторительно-обобщающий урок «Бунташный век». Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме, охарактеризовать новые тенденции в развитии Российского государства. План урока:
Ход урока. Слово учителя. 17 век называют «бунташным. Бунташными, правда, были первые 20 лет (годы неудачной революции и преодоления последующей анархии) и вся вторая половина века, а 30 лет ушло на медленное возрождение разрушенного хозяйства. К 1648 году хозяйство возродилось . В городах опять начались бунты, и потребовались новые реформы. Но недальновидные законы мешали дальнейшему развитию русского общества. Довольны остались только верхи, а низы бунтовали по любому поводу, обычно безуспешно. Дополнительный повод к мятежам дала церковная реформа Никона. Она не имела успеха, а только изуродовала русское общество на много десятилетий. Слайд. Смутное время. СМУТА – возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор меж народом и властью. (В.И.Даль) СМУТНОЕ ВРЕМЯ – эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса.
Слайд. Отечественные историки о причинах и сущности смутного времени в России на рубеже 16-17 веков. Вопросы дискуссии:
Учащиеся делятся на группы, в которых идет обсуждение предложенных вопросов в течение 5 минут. Затем представители групп высказывают общее мнение. Также слово предоставляется всем учащимся желающим высказаться. (10 минут) Слайд. Деятели Русского государства периода Смуты. Задание. Сопоставьте портреты и характеристики деятелей Русского государства периода Смуты. Учащиеся выполняют задание в течение 5 минут и тот, кто выполнил задание первым, озвучивает его. Ребята проверяют правильность ответов. 1. Самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия Ивановича. Настоящее имя - Юрий Богданович Отрепьев. Служил в холопах у бояр Романовых. После опалы Романовых постригся, приняв имя Григорий. В 1602 г. бежал в Литву. Был поддержан рядом польских магнатов. Осенью 1604 г. вторгся в Россию, 20 июня 1605 г. вступил в Москву, 22 июня венчался на царство. Ввел при дворе ряд польских обычаев. Женился на католичке Марине Мнишек. 17 мая 1606 г. был свергнут и убит. 2. Царь в 1598 - 1605 гг. Служил в "опричнине". Возвысился благодаря женитьбе на дочери Малюты Скуратова и браку своей сестры Ирины с царевичем Федором Ивановичем. С воцарением Федора - член регентского совета. Инициатор введения патриаршества. Сторонник сближения России с Западной Европой. Ввел урочные лета (1597 г.). Ввел в белые слободы тягло. При нем велось интенсивное крепостное и церковное строительство. В 1598 г. после смерти Федора избран Земским собором на царство. Скоропостижно умер во время вторжения Лжедмитрия I. 3. Нижегородский посадский человек, мясоторговец. Участвовал в сражениях против Лжедмитрия II в составе нижегородского ополчения. С 1611 г. - земский староста. Инициатор созыва Второго ополчения, вместе с Д. М. Пожарским возглавил "Совет всей земли" в Ярославле. Участвовал в сражениях ополчения с поляками под Москвой. С 1613 г. - думный дворянин. 4. Князь, боярин и воевода, в 1606–1610 гг. – царь. В 1591 г. вел следствие по делу о гибели в Угличе царевича Дмитрия и засвидетельствовал, что тот погиб в результате несчастного случая. В 1605 г. признал Лжедмитрия и сообщил, что в 1591 г. в Угличе царевич спасся, но вскоре стал распространять слухи, что новый царь – самозванец. После свержения Лжедмитрия I был "выкликнут" царем группой своих сторонников. При воцарении дал крестоцеловальную грамоту. В 1610 г. был сведен с престола и пострижен в монахи. 5. Князь, полководец. Участник Первого ополчения 1611 г., военный руководитель Второго ополчения 1612 г. Совместно с К. Мининым возглавил "Совет всей земли" в Ярославле. С 1613 г. – боярин. Руководил военными действиями против поляков в 1612 - 1618 гг. Возглавлял ряд приказов. 6. Царь с 1613 г., первый царь из династии Романовых. Сын Ф. Н. Романова (патриарха Филарета). Избран на царство Земским собором. В момент избрания находился с матерью в Ипатьевском монастыре. 7. Самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия Ивановича, якобы вторично спасшегося в Москве в мае 1605 г. Происхождение неизвестно. В мае 1608 г. разбил войска Василия Шуйского и осадил Москву, встав лагерем в Тушине (отсюда прозвище - Тушинский вор). После распада Тушинского лагеря в декабре 1609 г. бежал в Калугу. Убит своим бывшим сторонником. 8. Предводитель восстания 1606 - 1607 гг. Призывал холопов и посадских убивать своих господ и богатых купцов и переходить на его сторону. В то же время жаловал приближенным поместья. Был разбит под Москвой, после взятия войсками царя Тулы сослан в Каргополь, где ослеплен и утоплен. Слайд. Воцарение династии Романовых. Вопрос: Как вы думаете, почему на российский престол в 1613 году был избран сын «тушинского патриарха» Филарета (в миру Федора Романова)? Слайд. Правление царя Михаила Федоровича Романова (1613 – 1645) Слайд. Правление царя Алексея Михайловича (1645 – 1676) Вопрос. Охарактеризуйте политику Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Исторический диктант.
Слайд. Соборное уложение 1649 года.
Крепостное право – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян от помещиков, власть которых распространилась на личность, труд и имущество принадлежавших им крестьян. Вопрос. Вспомните основные этапы закрепощения крестьян.
Слайд. Народные восстания. Соляной бунт 1648года. Хлебный бунт 1650 года. Медный бунт 1662 года. Слайд. Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина 1667 – 1671. I этап 1667 – 1669 «Поход за зипунами» II этап 1670 – 1671 Антикрепостническое выступление Цели:
Слайд. Церковный раскол. Реформы Патриарха Никона Раскол: -Официальная Православная церковь -Старообрядчество Церковный собор 1666 – 1667гг. Соловецкое восстание 1668 – 1676гг. Блиц – опрос.
Ответы:
Подведение итогов урока. Выставление отметок. Список литературы.
|
План-конспект 2-часового открытого урока в 9 классе Хлановская Маргарита Валдимаровна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №1 г. Инты» | Приложение Бычкова Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания ано сош «Премьер» | ||
Моу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт... ... | Конспект урока-игры по истории России для 7 класса ... | ||
Учебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор разработки: Кудряшова Елена Геннадьевна учитель истории Конспект урока истории в 6 классе | ||
Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8... Учитель истории, обществознания и права, Заслуженный учитель чр, Почетный работник общего образования рф, заместитель руководителя... | Икт на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т | ||
Реализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,... | Политическое лидерство и борьба за власть после смерти Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской... | ||
Инструкция по работе с Справочно-правовой системой «Консультант Плюс:... Хлановская Маргарита Валдимаровна, учитель истории и обществознания моу «Лицей №1 г. Инты» | Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина... ... | ||
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013... Автор программы: Бабушкина Светлана Юрьевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания моу сош №3 г. Калининграда | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания моу сош №3 г. Калининграда | Рабочая программа по истории для 5,6, 7, 8, 9 классов (уровень: базовый)... Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасин – А. О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей... |