Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения





НазваниеМетодическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения
страница1/5
Дата публикации10.10.2013
Размер0.53 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Право > Методическое пособие
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Оренбургский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Кафедра иностранных языков

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Оренбург 2013

Составители:

старший преподаватель

кафедры иностранных языков

ОИ МГЮА В.П. Махнева,

преподаватель Е.К. Абрамова
Настоящее пособие составлено в соответствии с требованиями программы по латинскому языку и включает следующие разделы:

I Методические рекомендации для успешного усвоения основ фонетики и грамматики латинского языка

II Тематика докладов и рефератов

III Викторины

Данное пособие поможет студентам не только усвоить основы латинской грамматики, но и повысить их профессиональный и культурный уровень.

Методическое пособие адресовано студентам I курса.

Издательство ОИ (ф-л) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Содержание

Предисловие………………………………………………………………………..…...4

Раздел I «Методические рекомендации для успешного освоения основ

фонетики и грамматики латинского языка»………………………….……..………..6

Тема 1: Алфавит. Правила чтения. Ударение…………….……………..………..6

Тема 2: Имя существительное. Существительные I склонения.

Глагол “быть – sum, fui, - , esse”.

Порядок слов в простом предложении……………………………….………..8

Тема 3: Существительные II склонения. Предлоги. Прилагательные I, II

склонений. Притяжательные местоимения. Порядковые числительные......10

Тема 4: Глагол. Основы и основные (словарные) формы. Типы спряжения.

Praesens indicatīvi actīvi et passīvi. Infinitīvus praesentis actīvi et passīvi…….11

Тема 5: Imperatīvus praesentis actīvi. Глаголы, образованные от “esse”..............14

Тема 6: Существительные III склонения. Разновидности III склонения............16

Тема 7: Прилагательные III склонения.………………………..………...............17

Тема 8: Существительные IV, V склонений………...…………………………...18

Тема 9: Степени сравнения имен прилагательных. .............................................20

Тема 10: Причастия: образование и склонение............………………………….21

Тема 11: Система местоимений: личные, возвратное, указательные,

относительные, вопросительные, определительные.......…………..………..23

Тема 12: Герундий. Герундив. Студенческий гимн «Gaudeāmus»......................25

Тема 13: Отложительные и полуотложительные глаголы....………….………..27

Тема 14: Числительные. Запись чисел римскими цифрами....………………….29

Тема 15: Повторение пройденного материала. «Gaudeāmus»..............................31

Раздел II «Тематика докладов и рефератов»………………………...……..………..40

Раздел III «Викторины»………………………………...…………………...………..46

Предисловие

Латинский язык наряду с древнегреческим с середины II тысячелетия до н.э. по настоящее время является источником формирования международной общественно-политической и научной терминологии. В образовании будущего юриста латинский язык занимает особое место, поскольку является языком римского права. «Латинский язык необходим для освоения терминологии римского правого наследства, которое дает себя знать и в наши дни – прежде всего, его систематика, методы приспособления к нуждам быстро текущей деловой жизни, его творческий дух вообще, не говоря уже о терминологии, сентенциях и всем том, что вошло в мировую правотворческую и правоприменительную культуру» (Черниловский З.М. Римское частное право. – М., 1997).

Внеаудиторная самостоятельная работа является одним из основных аспектов вузовского образования. Самостоятельная работа формирует познавательный интерес, который способствует повышению мотивации и успешности обучения. Предложенное пособие представляет собой систему внеаудиторной самостоятельной работы студентов по латинскому языку. Оно состоит из трех разделов.

Структура I Раздела «Методические рекомендации для успешного освоения основ фонетики и грамматики латинского языка» включает в себя цель, план работы над темой, рекомендуемую литературу, упражнения.

Раздел II «Тематика докладов и рефератов» включает требования к содержанию и оформлению докладов и рефератов, рекомендуемую литературу.

Раздел III «Викторины» дает студентам возможность проверить знания, умения и навыки с рекомендуемой литературой, а также повысить свой общекультурный кругозор.

Для успешного усвоения основ латинской фонетики и грамматики рекомендуется использовать следующую литературу:

Основная литература:

1. Зазорнова М.Е., Ульянова И.Л. Латинский язык для юристов. Учебное пособие. – М., 2009. – 80 с.

2. Нисенбаум М.Е. Латинский язык. – М., 2000. – 600 с.

Дополнительная литература:

3. Ахтерова О.А., Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии. – М., 2007. – 329 с.

4. Газиева И.А. Латынь и римское право. – М., 2004. – 334 с.

5. Мельничук А.А., Меликян А.А. Латинский язык для юристов. – М., 2004. – 239 с.

6. Розенталь И.С., Соколов В.С. Учебник латинского языка. – М., 2007. – 306 с.

7. Танушко К.А. Латинско-русский словарь. – М., 2003. -
Желаем успеха в изучении классической терминологической латыни.

Homĭnis mens discendo alĭtur et cogitando (Cicĕro) – Человеческий ум питается учением и размышлением (Цицерон).

Составители:

В.П. Махнева

Е.К. Абрамова
РАЗДЕЛ I

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ОСНОВ ФОНЕТИКИ И ГРАММАТИКИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА»

Тема 1: Алфавит. Правила чтения. Ударение

Цель: Выработать умения и навыки чтения по русской транскрипции.

В результате усвоения темы необходимо:

Знать: 1) алфавит; 2) гласные; 3) сочетание гласных (дифтонги, диграфы); 4) правила определения долготы и краткости слога; 5) согласные; 6) сочетание согласных; 7) правила ударения.

Уметь: 1) делить слово на слоги; 2) ставить ударение; 3) анализировать правила чтения.

План работы над темой

1. Изучить весь материал о правилах чтения.

2. Составить конспект.

3. Выполнить тренировочные упражнения.

4. Ответить на вопросы для самоконтроля.

5. Выполнить контрольные задания.

Рекомендуемая литература

1. Нисенбаум М.Е. Латинский язык. – М., 2000. – С. 20-25.

2. Зазорнова М.Е., Ульянова И.Л. Латинский язык для юристов. Учебное пособие. – М., 2009. – С. 6-8.

Тренировочные упражнения

Разделите слова на слоги, напишите их в русской транскрипции, расставьте ударение и прочитайте:

praedo (разбойник), tutēla (опека), aequĭtas (равенство), conventus (договор), scientia (знание), castellum (военный городок, ферма), civĭtas (гражданская община), dico (я говорю), chaos (хаос), taceo (я молчу), quomŏdo (каким образом), bestia (зверь), gentium (народ), Eurōpa (Европа), mixtio (смешение), lingua (язык), suadeo (я советую), Aesōpus (Эзоп), triumphus (триумф), exilium (изгнание), foedus (договор), audio (я слушаю), theatrum (театр), zona (зона), haec (эта).

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение диграфу. Какие диграфы Вы знаете? Приведите пример.

2. Дайте определение дифтонгу. Какие дифтонги Вы знаете? Приведите пример.

3. Какие согласные имеют 2 варианта чтения? Приведите пример.

4. Перечислите правила определения долготы слога.

5. Перечислите правила определения краткости слога.

6. На какой слог падает ударение в двусложных словах?

7. Если второй слог с конца долог, на какой слог падает ударение в многосложных словах?

8. Если второй слог с конца краток, на какой слог падает ударение в многосложных словах?

Контрольное задание

Прочитайте:

Ager. Nemo. Moenia. Aedes. Paene. Laetus. Poena. Aēr. Poēta. Causa. Nauta. Seu. Europa. Ira. Pinus. Aio. Ianus. Adiŭvo. Subiectus. Syrus. Lyra.

Cibus. Certe. Cessio. Civĭtas. Cyclys. Lucerna. Credo. Corpus. Calvus. Lac. Donec. Homo. Hic. Hortus. Charta. Chronĭca. Thesis. Theatrum. Rhodos. Philosŏphus. Philippus. Lingua. Lusus. Locus. Culpa. Levis. Aqua. Quoque. Quirītes. Quies. Quasi. Coquo. Rosa. Risus. Casa. Caesar. Iustitia. Militia. Vitium. Portio. Silentium.

Tabŭla rasa. Casus improvīsus. Barba crescit, caput nescit. Ubi rem meam invenio, ibi eam vindĭco. Vidēte levitātem homĭnum! Errāre humānum est. Quod licet Iovi, non licet bovi. Prior tempŏre potior jure. Valēte et plaudĭte!

Marcus Tullius Cicĕro. Appius Claudius. Quintus Mucius Scaevŏla. Iulius Paulus. Marcus Antistius Labeo. Aemilius Papiniānus. Lucius Neratius Priscus. Herennius Modestīnus.

Leges duodĕcim tabulārum. Corpus iuris civīlis. Institutiōnes Iustiniāni. Codex Hermogeniānus. Constitutio Antoniana de civitāte.
Тема 2: Имя существительное. Существительные I склонения.

Глагол “быть – sum, fui, - , esse”. Порядок слов в простом предложении

Цель: Овладеть умением склонять существительные и определять их падежи в предложении.

В результате усвоения темы необходимо:

Знать: 1) грамматические категории имени существительного; 2) типы склонения существительных, окончания genetīvus singulāris всех 5-и склонений; 3) падежи, вопросы к ним, окончания существительных I склонения; 4) порядок слов в простом предложении; 5) спряжение “sum, fui, - , esse” в praesens indicatīvi actīvi.

Уметь: 1) склонять существительные I склонения; 2) определять типы склонений по падежному окончанию genetīvus singulāris; 3) определять падежи существительных I склонения в текстах; 4) правильно переводить существительные I склонения в текстах.

План работы над темой

1. Запомнить грамматические категории имени существительного, систему латинских падежей.

2. Запомнить таблицу окончаний genetīvus singulāris 5-и склонений.

3. Выучить падежные окончания I склонения существительных.

4. Выучить спряжение глагола “sum, fui, - , esse” в praesens indicatīvi actīvi.

5. Знать обычное место подлежащего, сказуемого, определения в простом предложении; порядок перевода простого предложения.

6. Составить конспект.

7. Выполнить тренировочные упражнения.

8. Ответить на вопросы для самоконтроля.

9. Выполнить контрольные задания.

Рекомендуемая литература

1. Нисенбаум М.Е. Латинский язык. – М., 2000. – С. 27-32, 54.

2. Зазорнова М.Е., Ульянова И.Л. Латинский язык для юристов. Учебное пособие. – М., 2009. – С. 9-10.
Тренировочные упражнения

I Определите склонение существительных: dolus, i (m); via, ae (f); spes, ei (f); finis, is (m); gens, gentis (f); fortūna, ae (f); furtum, i (n); ictus, us (m); ager, agri (m); testis, is (m).

II Просклоняйте существительные: agricŏla, ae (m) – земледелец; victoria, ae (f) – победа.

III Выделите подлежащее и сказуемое, переведите фразы на русский язык. Начните перевод с глагола:

1. Roma est in Italia. 2. Lingua Latīna et lingua Graecia linguae antīquae sunt1. 3. Advĕna sum et peregrīnus (Vulg)2. 4. Titio heres es3. 5. Discupŭlae sumus4. 6. Vos estis lux mundi5.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите грамматические категории имени существительного.

2. Из каких компонентов состоит словарная форма имени существительного?

3. По какому падежу определяется тип склонения?

4. Перечислите падежи, укажите вопросы к ним.

5. Каковы функции глагола “sum, fui, - , esse” в предложении? Назовите его личные формы в praesens indicatīvi actīvi.

6. Каков порядок слов в простом предложении? Какое место обычно занимают подлежащее, сказуемое, определение?

7. С какого главного члена предложения следует начинать перевод простого предложения?

Контрольные задания

Зазорнова М.Е., Ульянова И.Л. Латинский язык для юристов. Учебное пособие. – М., 2009. – Упр. 1, 2, 3. – С. 10-11.
Тема 3: Существительные II склонения. Предлоги.

Прилагательные I-II склонений. Местоимения. Порядковые числительные

Цель: Овладеть умением склонять существительные II склонения, прилагательные I, II склонений, притяжательные местоимения и порядковые числительные. Определять их падежи в предложении.

В результате усвоения темы необходимо:

Знать: 1) падежные окончания существительных мужского, женского, среднего родов; 2) словарную форму прилагательных I, II склонений, притяжательных местоимений, порядковых числительных; 3) предлоги, управляющие genetīvus, accusatīvus, ablatīvus.

Уметь: 1) склонять словосочетания (существительное+определение; 2) определять по предлогу падеж существительного.

План работы над темой

1. Запомнить падежные окончания всех трех родов.

2. Запомнить особенности склонения существительных среднего рода и существительных мужского рода, оканчивающихся на -us.

3. Выучить предлоги, управляющие genetīvus, accusatīvus, ablatīvus.

4. Выучить притяжательные местоимения, порядковые числительные.

5. Составить конспект.

6. Выполнить тренировочные упражнения.

7. Ответить на вопросы для самоконтроля.

8. Выполнить контрольные задания.

Рекомендуемая литература

1. Нисенбаум М.Е. Латинский язык. – М., 2000. – С. 32-36; 52-53; 203-205.

2. Зазорнова М.Е., Ульянова И.Л. Латинский язык для юристов. Учебное пособие. – М., 2009. – С. 12-14.

Тренировочные упражнения

I Просконяйте следующие словосочетания: vicīnus tuus (твой сосед); patria nostra (наше отечество); culpa vestra (ваша вина); liber primus (первая книга); discipŭlus meus (мой ученик); delictum secundum (второе правонарушение); nauta clarus (известный моряк).

II Зазорнова М.Е., Ульянова И.Л. Латинский язык для юристов. Учебное пособие. – М., 2009. – Упр. 1-3. – С. 14-15.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие существительные относятся ко II склонению?

2. Какую особенность имеют существительные среднего рода?

3. Из каких компонентов состоит словарная форма прилагательных I, II склонений? Приведите пример.

4. Назовите словарные формы всех притяжательных местоимений, порядковых числительных.

5. Назовите наиболее употребительные предлоги с accusatīvus, ablatīvus.

6. Назовите предлоги, которые употребляются только с genetīvus.

7. Какие предлоги употребляются только с двумя падежами? От чего это зависит?

Контрольные задания

Зазорнова М.Е., Ульянова И.Л. Латинский язык для юристов. Учебное пособие. – М., 2009. – Текст «Apud arbĭtrum». – С. 15.

Задания к тексту:

1. Выпишите из текста существительные II склонения, прилагательные I, II склонений, притяжательные местоимения, порядковые числительные. Определите их падежи.

2. Прочитайте и переведите текст.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения iconУчебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для работы со студентами заочного отделения факультета сервиса, специальностей «Сервис»,...
Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения icon№1: Знакомство с немецким языком. Понятие о графической и звуковой системе языка (2 ч.)
Методическое пособие предназначено для студентов как очного, так и заочного отделения. Пособие предназначено для подготовки к практическим...
Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения iconУчебно-методическое пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону:...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности...
Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения iconМетодическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу...
Методическое пособие подготовлено доцентом кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий Хасановой С. А
Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения iconУчебно-методическое пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону:...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности...
Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения iconМетодическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу...
Методическое пособие подготовлено профессором кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий Щербатовым В. И. и доцентом Хасановой...
Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения iconМетодическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу...
Методическое пособие подготовлено профессором кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий доцентом Хасановой С. А. и ассистентом...
Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения iconУчебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса...
Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения iconУчебное пособие для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов...
Естиции: Учебное пособие для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов специальности «Финансы и кредит», дневной и заочной...
Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности
Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер...
Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета,...
Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения iconПоложение об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов...
Спо, определяет формы учета и накопления материалов внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, критерии оценки результатов,...
Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения iconУчебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов Борисоглебск...
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям...
Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения iconМетодические рекомендации для студентов заочного отделения нижний...
Методические рекомендации предназначены для организации и совершенствования самостоятельной работы студентов заочного отделения,...
Методическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров заочного отделения iconРекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград
Методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного обучения всех специальностей педагогического университета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск