Скачать 318.19 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Кафедра технологии УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. ОДС.Ф. 07 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050501.07.65 «Профессиональное обучение» со специализацией «Материаловедение и обработка материалов» для заочной формы обучения (6 лет обучения) Составители: Горшкова Т.А., кандидат педагогических наук, асс. Ишуткина О.В. Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета технологии и дизайна (протокол от «22»марта 2012 г. № 7). Ульяновск, 2012 1.Пояснительная записка Рабочая программа учебной дисциплины «Художественная обработка материалов» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 050501.07.65 «Профессиональное обучение», рабочим учебным планом заочной формы обучения (протокол №9 Ученого совета вуза от 29.05.2009 г.), утвержденным ректором УлГПУ. Актуальность курса. Педагогические вузы выпускают специалистов, владеющих необходимым объемом знаний, умений и навыков по дисциплинам связанным с художественной обработкой различных материалов, готовых не только грамотно, в соответствии с требованиями современной методики осуществлять процесс преподавания, но и заниматься творчеством. В педагогических вузах эта задача решается при изучении специальных дисциплин, среди которых особое место занимает художественная обработка материалов (ХОМ). Изучение ХОМ позволяет познакомиться с новыми декоративными техниками, которые расширяют возможности творчества, что немаловажно для творческого саморазвития и школьников, и будущих учителей. Грамотное использование различных свойств и фактуры материала способствует наиболее выразительной передаче замысла в работе, проявлению собственной индивидуальности. Работа с различными материалами заинтересовывает студентов, позволяет поддерживать устойчивый интерес к предмету, дает толчок к творчеству. Поэтому в процессе подготовки будущих учителей технологии важно уделять больше внимания обучению художественной обработке материалов. В связи с этим учебная дисциплина «Художественная обработка материалов» направлена на формирование готовности специалистов педагогического образования к работе учителями технологии, руководителями кружков и центров детского творчества. Программа дисциплины состоит из двух разделов: ««Художественная обработка древесины», «Художественная обработка металла». Обучение студентов происходит на лекционных занятиях, где осуществляется сообщение теоретических основ дисциплины, и на практических занятиях, позволяющих произвести закрепление полученных теоретических знаний и приобрести студентами следующие навыки: - по разделу «Художественная обработка древесины» - основных правил и приемов художественной обработки древесины; работы по дереву в техниках выпиливания, геометрической резьбы, декоративной резьбы, плосковыемчатой резьбы, плоскорельефной резьбы по дереву; в техниках мозайчных работ по дереву; организации рабочего места; подбору и заточке резчикового инструмента; соблюдения правил техники безопасности. - по разделу «Художественная обработка металла» - основными приемами и правилами художественной обработки металлов: чеканки, гравировки; подбора материалов и инструментов для оптимального отношения производительности труда и качества изготавливаемого изделия, соблюдения правил техники безопасности при обработке металла в различных техниках. Практические работы предусматривают овладение студентаминавыками исследовательской деятельности: -подбору инструментов и приспособлений для обработки различных материалов; -выбору оптимальной технологии создания изделий декоративно-прикладного творчества из различных материалов; -изучению новых техник и технологий создания изделий декоративно-прикладного творчества из различных материалов; -ознакомлению с историей декоративно-прикладного искусства в России и Ульяновской области. При освоении теоретического материала по разделам: - по разделу «Художественная обработка древесины» студенты знакомятся: с видами и историей декоративно-прикладного творчества России и Ульяновской области; техниками и технологиями изготовления изделий декоративно-прикладного творчества из древесины; материалами, инструментами и приспособлениями необходимыми в работе с древесиной; с видами и способами обработки древесины; с рациональной организацией рабочего места; с техникой безопасности при работе с инструментами и приспособлениями необходимыми при работе с древесиной; с общими основами художественного конструирования и моделирования изделий из различных материалов. - по разделу «Художественная обработка металла» студенты приобретают знания: о качественных составах металла; видах обработки металла и сплавов; технологии обработки метала и сплавов; подборе материалов и инструментов для оптимального отношения производительности труда и качества изготавливаемого изделия. В качестве самостоятельной работы студенты выполняют: -описание одной их техник или технологий декоративно - прикладного творчества; -составляют классификацию инструментов и приспособлений, необходимых для художественной обработки дерева и металлов; -изделия декоративно - прикладного творчества с использованием различных техник и технологий. Защита практических работ происходит устно, при этом студент отвечает на контрольные вопросы преподавателя. К сдаче зачета допускаются студенты, прослушавшие курс лекций, выполнившие все практические работы и успешно их защитившие. Программа рассчитана на владение студентом навыками работы с компьютером на уровне пользователя, и его способность использовать информационные технологии для решения практических задач в области профессиональной деятельности. 2.Место и роль дисциплины в системе подготовки студентов Дисциплина «Художественная обработка материалов» относится к дисциплинам федерального компонента. Для освоения содержания дисциплины студенты используют знания и умения, сформированные у них в процессе изучения дисциплин: «Графика», «Технологический практикум», «Материаловедение». На основании изучения дисциплины студенты получают возможность реализовывать полученные умения в реальном учебно-воспитательном процессе в ходе педагогической практики. 3.Цели и задачи дисциплины Цели изучения дисциплины: -формирование у студентов художественной культуры, оказание им помощи в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства, обеспечение студентов знаниями о видах художественной обработки различных материалов и приобретение студентами навыков по художественной обработке различных материалов; -формированию у будущих учителей технологии знаний, умений и навыков по разделам данной дисциплины, необходимых для самостоятельного преподавания модуля «Художественная обработка материалов» образовательной области «Технология». Основные задачи дисциплины: -изучить технологии различных видов декоративно-прикладного искусства; -сформировать интерес у студентов и приобщить их к декоративно-прикладному искусству; -привить навыки и умения в составлении рисунка, композиции, технологической последовательности применительно к виду обработки и используемого материала; -научить студентов выполнять изделия по различным видам декоративно-прикладного искусства; - привить навыки художественной обработки различных материалов; - подготовить к работе руководителями кружков и центров детского творчества; -создать условия для формирования творческих способностей студентов; -развивать творческие художественно-технические способности студентов; -способствовать целенаправленному эстетическому, экономическому, экологическому и нравственному воспитанию студентов посредством данной дисциплины. 4.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины В результате изучения курса студенты должны знать: -историю и виды декоративно-прикладного искусства; -виды декоративной композиции, основы художественного проектирования и конструирования предметного мира; -понимать тенденции развития декоративно-прикладного и декоративно-монументального искусства в современных условиях; -современные и традиционные художественные технологии в обработке различных материалов, древесины и металлов, правила по технике безопасности; -технологические процессы при создании изделий из различных материалов, древесины и металлов утилитарного и декоративно-прикладного характера, правила техники безопасности при их создании; -устройство и принцип работы современного технологического оборудования; -порядок разработки и составления технической документации на изготовление изделий из древесины (технологические и инструкционные карты, схемы, чертежи, эскизы и т.д.) Студенты должны уметь: - анализировать изделия мастеров народного и декоративно-прикладного искусства; - уметь разработать эскиз и проект изделия; - использовать основы компьютерных технологий при проектировании изделий; - проектировать изделия и изготавливать его в условиях учебной мастерской; - организовывать и обеспечивать безопасность труда на занятиях; -соблюдать теоретические основы процесса изготовления изделий из различных материалов; - определять и использовать свойства инструментальных материалов, а также конструкцию и геометрию используемых инструментов; -пользоваться учебной, специальной и дополнительной литературой; -выполнять различные виды изделий декоративно- прикладного творчества, используя различные материалы (бумагу, природные материалы, глину, гипс, пластилин, воски, дерево, металл и т.д.). - самостоятельно выбирать методы обработки материалов с учетом их свойств; - рационально расходовать материалы при изготовлении изделий из древесины; - определять технологию обработки металла и рассчитывать режим обработки; - работать по технологической документации на современных станках по деревообработке, металлообработке; -использовать новейшие разработки и приспособления как ручного, так и электрифицированного инструмента; -производить первичную обработку древесины, рационально выбирать приемы и виды художественной резьбы; -разбираться в качестве древесины, породах дерева, дефектах обработки заготовок. Студенты должны уметь владеть: -владеть различными видами декоративно-прикладного творчества, умениями и навыками преподавания основ художественной обработки материалов; -владеть методами, приемами, инструментами художественной обработки материалов; -владеть практическими навыками художественного конструирования, проектирования. 5.Общая трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
6.Содержание дисциплины 6.1. Виды занятий по дисциплине
6.2 Тематический план дисциплины
7. Тематический план лекций по разделам дисциплины Раздел «Художественная обработка древесины». Тема №1.Выпиливание лобзиком.(2 часа) -Художественное выпиливание лобзиком. Художественно-эстетические основы резьбы лобзиком. -Материалы и инструменты для выпиливания лобзиком. -Подготовка материала к выпиливанию. -Перевод рисунка. Тема №2. Азбука резьбы. (2 часа) - Геометрическая резьба по дереву. -Декоративная резьба по дереву. -Организация рабочего места, оборудование, материалы, инструменты. Тема № 3.Техники художественной обработки древесины. (4 часа) Виды мозаики по дереву: -инкрустация, -интарсия, -блочная мозаика, -маркетри. Основные правила и приемы изготовления изделий в технике мозаики по дереву. Организация рабочего места, оборудование, материалы, инструменты. Раздел «Художественная обработка металла» Тема № 4. Техники художественной обработки металла. Чеканка. Приемы, инструменты и приспособления для чеканки по меди и жести. Гравёрные работы. Инструменты и приспособления. Приемы работы по различным материалам. (4 часа) 8. Перечень лабораторных занятий по разделам дисциплины Раздел «Художественная обработка древесины» Лабораторная работа № 1. Выпиливание лобзиком. Художественно-эстетические основы резьбы лобзиком. (2 часа) Лабораторная работа № 2. Основные приемы резьбы по дереву. Геометрическая резьба по дереву. Декоративная резьба по дереву(2 часа) Лабораторная работа № 3. Выполнение одного из вида мозаики по дереву: инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри.(4 часа) Раздел «Художественная обработка металла» Лабораторная работа № 4. Чеканка по мягкому металлу. Чеканка по фольге, меди, жести. (2 часа) Лабораторная работа № 5. Гравёрные работы. Техника выполнения гравировки на различных материалах.. (2 часа) 9. Применение активных и интерактивных методов обучения дисциплине Лекционные и практические занятия дисциплины построены таким образом, что позволяют активизировать познавательную деятельность студентов путем использования различных активных методов и технологий обучения: -чтения лекций в диалоговом режиме с опорой на субъектный опыт студентов, -экскурсов в историю, -проблемных вопросов, -самостоятельного получения знаний в процессе изучения литературы, -моделирования ситуаций будущей профессиональной деятельности, -проведение мастер-классов в реальном режиме времени с использованием ресурсов Интернета, - -использование ресурсов Интернета для освоения разделов дисциплины и др. 10. Задания для самостоятельной работы студентов
11.Содержание и формы контрольных мероприятий 11.1 Тематика контрольных работ 1. Кухонная лопатка. 2. Ложка. Вырезание ложки. 3. Вилка. Вырезание вилки. 4. Коромысло. Вырезание коромысла. 5. Разделочная доска. 6. Подсвечник. 7. Солонка. Изготовление солонки. 8. Салфетница. Изготовление салфетницы. 9. Конфетница. Изготовлениеконфетницы. 10. Подставка. Изготовление подставки. 11. Рамка. Изготовление рамки. 12. Шкатулка. Изготовление шкатулки. 13. Дверная ручка. Изготовление дверной ручки. 14. Скамейка. Изготовление скамейки. 15. Кухонный набор. Изготовление кухонного набора. 16. Тарелка. Изготовление тарелки. 17. Подставка для цветов. 18.Изготовление изделия способом тиснения. 19.Чеканка на фольге, листовом металле, меди. 20.Изготовление изделий из проволоки и полосового металла. 21.Гравирование на деревянной поверхности, пластике, камне. 22.Изготовление изделия в технике интарсия, блочная мозаика, маркетри. 11.2 Перечень вопросов к зачету
|
Политология программа учебной дисциплины федерального компонента... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № ) | Программа дисциплины «Информационные Технологии» Специальность: 050501... Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по специальности 050501 — Профессиональное обучение... | ||
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 «Профессиональное обучение» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ОД. Ф техническая механика: теория механизмов и машин программа учебной... Охватывает и малой доли работ выдающихся ученых, внесших существенный вклад в развитие тмм в этот период. Из зарубежных ученых необходимо... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 050501.... «Профессиональное обучение (экономика и управление)», специализация: «Хозяйственно-правовая деятельность» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технический дизайн... Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная... | ||
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501.... Документы, на основании которых разработана программа. Рабочая программа дисциплины «История религии» составлена в соответствии с... | Рабочая программа Дисциплины «Химия» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения специальности... | ||
Программа учебной дисциплины «Финансовый менеджмент» для специальности... Такие возможности компаниям даёт овладение её специалистами навыками управления финансами. Именно по этой причине «Финансовый менеджмент»... | Рабочая программа дисциплин ы «Иностранный язык» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины студентам очной формы обучения специальности 050501 Профессиональное... | ||
Программа учебной дисциплины «Ценообразование» для специальности... Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Очевидно, что... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. Ф «Современные... Дать представление о широком спектре технологий применения разных покрытий и конструкций поверхностей, о методах поиска и формирования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины обще гуманитарного и социально-экономического цикла студентам очной и... | Рабочая программа дисциплины: «основы педагогического мастерства» Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины студентам очной формы обучения в 5 семестре и заочной... | ||
Программа учебной дисциплины оп. 08. Основы геодезии Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа одобрена редакционно-издательским советом академии в качестве учебного пособия для специальности 050501 «Профессиональное... |