«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы





Скачать 439.27 Kb.
Название«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы
страница1/5
Дата публикации16.10.2013
Размер439.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5
Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История цивилистической мысли»

History of civil law mind

Язык обучения русский

Трудоемкость 3 зачетных единицы

Регистрационный номер

рабочей программы:


2012/

Cанкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины


    1. Цели и результаты изучения дисциплины


Цели изучения дисциплины: Обучение студентов правильному пониманию правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения (далее – изучаемые отношения) с учетом того, что основные понятия и конструкции современного гражданского права являются плодом многовекового развития европейской цивилистической традиции; привитие студентам навыков исторического толкования правовых норм, регулирующих изучаемые отношения; выработка у студентов способности распознавания в действующем праве возможных логических связей правовых явлений, имеющих давнюю историю, а равно причин их отличий от исторических предшественников и возможных практических последствий таких отличий в процессе правоприменения; выработка у студентов навыков использования истории догматики частного права для поиска возможных решений актуальных правовых проблем современности.

Результаты изучения дисциплины: формирование у студентов целостной картины исторического развития основных институтов гражданского права, понимания наиболее сложных теоретических проблем европейской цивилистической традиции, причин эволюции институтов гражданского права и исторической обусловленности современной догматики частного права, умения применять эти знания при интерпретации действующего российского и зарубежного права.



    1. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)


Требуется освоение учебных дисциплин: «Теория государства и права», «Римское право», «Гражданское право. Общая часть», «Гражданское право. Особенная часть», «Семейное право».


    1. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)




    • готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях (ОКМ-4);

    • знает состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере (ПК-1);

    • знает закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования (ПК-3);

    • знает состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере (ПК-4);

    • умеет применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики (ПК-8);

    • умеет аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений (ПК-9)

    • владеет навыками составления письменных документов юридического содержания; разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов (ПК-14);

    • владеет навыками составления экспертных заключений; владеет навыками изучения правовой действительности с помощью научной методологии (ПК-16);

    • владеет навыками консультирования граждан по правовым вопросам (ПК-18).




    1. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся

1.4.1. По результатам обучения магистр должен знать:

  • состав, структуру и тенденции развития правового регулирования гражданско-правовых отношений;

  • цели, задачи и направления реформирования правового регулирования гражданско-правовых отношений на современном этапе;

  • закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования;

  • состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в сфере гражданского права;

  • гражданское законодательство и механизмы функционирования межотраслевых институтов;

  • методологию получения юридических знаний;

  • философские основы формирования представлений о правовой действительности;

  • основные этапы в развитии права в целом и развитии гражданского права.


1.4.2. По результатам обучения магистр должен уметь:

  • применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;

  • аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;

  • анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

  • квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии;

  • проводить экспертизу правовых актов, в том числе, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции,

  • объяснить действие норм права их адресатам;

  • проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;

  • самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний.


1.4.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками:

  • устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;

  • ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом;

  • составления экспертных заключений;

  • консультирования граждан по правовым вопросам.




    1. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий


Для освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Аудиторные занятия (всего – 32 часа), а именно: 1) классические лекционные методы - 6 часов; 2) активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий – 16 часов; 3) интерактивные занятия – 10 часов. 4) Cамостоятельная учебная работа студентов - под руководством преподавателя - 62 часа. Итого, трудоемкость дисциплины – 94 часа.


1.6. Организация учебных занятий


Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся


Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Аудиторная учебная работа обучающихся (часов)

Самостоятельная работа (часов)

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

в т.ч. с использованием методических материалов

текущий контроль

промежуточная
аттестация

Очная форма обучения

 C2

6

16




10













1

62













10

4

зачётных
единицы











































ИТОГО:

6

16




10













1

62













10

4

зачётных
единиц


Указываются виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулям и формам обучения в таблице:

Виды, формы и сроки
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

С2

 зачет

25.05 -31.05




 

 

 

 

 

 

очно-заочная форма обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






1.7. Структура и содержание учебной дисциплины

Тема 1. Понятие европейской цивилистической традиции
Ius commune (“современное римское право”) и его действие в современных правопорядках, избежавших кодификации. Цивилистические доктрины канонического права. Соотношение пандектного права и ius commune. Причины и основные этапы рецепции римского частного права в континентальной Европе.

“Кодексы естественного права”: общая характеристика, основные черты (ALR, ABGB, Code Civil). Соотношение пандектного права и доктрины “естественного права”. Проблема метода, воззрение на соотношение системы права и позитивного права. Пандектистика и германистика: общая сравнительная характеристика.

Германское Гражданское Уложение (BGB): обстоятельства принятия, общая характеристика.

Пандектное право и российская юриспруденция. Феномен советской цивилистики. Дискуссии о соотношении гражданского права и “хозяйственного права” в немецкой и советской цивилистике.

Неопандектистика и гармонизация европейского частного права.

Классические лекции: 4 часа

Семинарские занятия - нет
Дискуссии на темы – 2 часа:

1) «Причины экспансии пандектистики за пределы Германии»-1 час.

2) «Может ли Гражданский кодекс представлять собой замкнутое интерпретационное пространство?» - 1 час

Самостоятельная работа студентов по подготовке к обсуждению и дискуссии – 14 часов

1) подготовка к дискуссии: изучение конспекта лекций; изучение работ: Аннерс Э. История европейского права. М., «Наука». 1994. С. 217-356; Гьяро Т. Правовая традиция Восточной Европы: эпитафия // Цивилистические исследования. Ежегодник гражданского права. Вып.2. М., «Статут». C. 127 – 147; Кабрияк Р. Кодификации. М., «Статут». 2007. С. 29 – 110; Пахман С.В. История кодификации гражданского права. М., 2004.С.33-136; Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 34-120; подготовка в письменном виде вывода по обсуждаемой теме. Объем письменной работы – не более 3 000 знаков (без пробелов).

2) подготовка к дискусии: изучение конспекта лекций; изучение работ : Кабрияк Р. Кодификации. М., «Статут». 2007. С.110-475; Карапетов А.Г. Политика и догматика частного права: исторический очерк // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. № 4. 2010.С.6-69; № 5.2010.С.6-56; Муромцев С.А. Избранные труды по римскому и гражданскому праву. М., «Центр ЮрИнфоР».2004.С.220-257; 505-552; формулирование в письменном виде аргументов pro et contra (не менее 5 аргументов). Объем письменной работы – не более 3 000 знаков (без пробелов)

Тема 2. Лица. Общие учения о сделках.

Понятия лица в гражданском праве. Лица физические и юридические. Теория фикции юридического лица. Теории юридического лица как бессубъектного целевого имущества. “Органические теории” юридического лица и “теория коллектива”. Теория тождества юридического лица и его администратора (теория директора).

Понятие сделки и теория недействительности сделки в пандектном праве. Каузальные и абстрактные сделки в истории европейской цивилистической мысли. Теория “права оспаривания” во французской цивилистике, ее разновидности. Недействительность сделок в советской цивилистической доктрине.
Классические лекции: 2 часа
Семинарские занятия: 4 часа

Семинарское занятие: Лица физические и юридические. Теории юридического лица. Общие учения о юридической сделке и их отражение в российской доктрине и правоприменительной практике.

Задания к семинарскому занятию:

Задача № 1.

А под угрозой физической расправы со стороны своего родственника С согласился подарить свой дом лицу Б. Через 25 лет С, который держал А в постоянном страхе, умер, и А решил оспорить сделку и вернуть дом назад. Однако он узнал о том, что Б через 3 года после получения дома в дар также умер, а его наследник продал дом третьему лицу Д.

А обратился за консультацией к юристу, попросив его ответить на следующие вопросы:

1) Вправе ли он потребовать возврата дома от того лица, которому его продал наследник Б?

2) Вправе ли он взыскать стоимость проданного объекта с наследника Б, и если вправе, то в каком размере, учитывая тот факт, что за время, прошедшее с момента передачи, и до настоящего времени рыночная стоимость недвижимости значительно возросла?

Дайте ответ на заданные вопросы с точки зрения различных теорий недействительности юридической сделки, обращая внимание на следующие проблемы:

1) правовые последствия оспоримой сделки до момента эффективного оспаривания

2) правовые последствия эффективного оспаривания в случае последующего отчуждения переданного по оспоримой сделке имущества.

Задача № 2.

А., будучи наследником по завещанию, в июне принял наследство Б, умершего в январе. Принадлежавшее умершему имущество оценивалось в 3800 000 у.е.. В ноябре к наследнику предъявил требование С, которому согласно завещательному отказу Б наследник обязан был передать определенные движимые вещи из состава наследства общей стоимостью 800 000 у.е..

Наследник отказался это сделать, ссылаясь на то, что он в августе того же года по соглашению с кредитором наследодателя Х передал последнему эти вещи в счет долга в размере 2 млн. у.е.., оставшуюся часть которого в размере 1200 000 у.е. наследник выплатил деньгами. Кроме того, самому наследнику завещатель при жизни задолжал 1800 000 у.е.

С возразил на это, что долг Х наследник не должен был выплачивать, поскольку договор займа между Х и Б не был оформлен письменно, и единственным подтверждением его наличия было упоминание о нем в предсмертном письме Б к наследнику.

Что касается долга Б наследнику, то по данному требованию еще при жизни Б истекла исковая давность.

Следовательно, завещательный отказ должен быть исполнен.

Тогда А предложил С истребовать причитающиеся ему вещи у Х, что тот и сделал, предъявив иск к Х.

Подлежит ли исполнению требование С к Х, притом что в ноябре того же года к наследнику было предъявлено требование о возмещении вреда в размере 1 млн. у.е., причиненного из-за имевшей место в апреле утечки ядохимикатов, которые хранились на даче умершего, в ближайшую реку?

Предложите различные варианты решения спора, используя аргументацию из опыта истории цивилистической мысли, и обращая внимание на следующие проблемы:

1) соотношение понятий «лицо» и «универсальное преемство»

2) проблема «юридической личности лежачего наследства».

3) влияние несоблюдения формы сделки на ее действительность

4) специфика завещательного отказа как односторонней сделки

Задача № 3.

А продал и передал Б свою вещь под условием, что покупатель станет собственником товара в момент уплаты покупной цены. Затем А получил эту же вещь от Б в безвозмездное пользование, и вскоре из-за его неосторожности вещь была у него украдена. Каковы будут юридические последствия этих событий при наступлении условия (полной уплате Б покупной цены)?

Предложите варианты решения, исходя из различных доктринальных конструкций юридических последствий отлагательно обусловленной сделки, которые имели место в европейской цивилистической традиции.

Задача № 4.

Х, будучи единственным учредителем общества с ограниченной ответственностью, предоставил этому обществу кредит под залог имущества данного общества. Из-за неудачно изменившейся коньюнктуры рынка общество оказалось несостоятельным. Х решил обратить взыскание на имущество общества преимущественно перед остальными кредиторами, которые в таком случае не получили бы ничего.

Обоснуйте позицию Х и предложите контраргументы против нее, исходя из различных теорий юридического лица, выработанных в истории цивилистической мысли.

Дискуссии на тему:

1) Обсуждение следов влияния различных исторически сложившихся теорий юридического лица в действующем российском законодательстве и правоприменительной практике

2): «Опыт российского права и проблема недействительности сделок» - 1 час

Самостоятельная работа студентов– 14 часов

1) подготовка к дискуссии по анализу действующего российского законодательства о юридических лицах с целью определения того, какой теорией или какими теориями юридического лица из числа выработанных в европейской цивилистической традиции руководствовался российский законодатель: изучение работ:: Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. М., 2000. С. 83-90; 125 – 131; 274 – 328; Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 120-190; Суворов Н. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 29-188 и составление в письменной форме перечня примеров, почерпнутых из действующего законодательства, иллюстрирующих тему дискуссии (не менее 5); выявление следов влияния теории юридического лица на правоприменительную практику и письменный анализ судебного решения (по выбору студента), указывающего на это влияние (не более 3 решений). Объем письменной работы – не более 5 000 знаков (без пробелов)

2) Подготовка к дискуссии: анализ опыта российского права по вопросу недействительности юридической сделки в контексте европейской цивилистической традиции на основе изучения работ: Тузов Д.О. Ничтожность и оспоримость юридической сделки: пандектное учение и современное право. М., 2006; Рудоквас А.Д. Opus magnum: монографии Д.О. Тузова о недействительности сделок в гражданском праве // Вестник Гражданского права. № 2. 2009. том 9. С.273 – 321 и подготовка письменных эссе по теме (не более 3) (объем – не более 4 000 знаков)

3)письменное решение не менее 3 задач по теме, приведенных в настоящей программе. Объем письменной работы – не более 3 000 знаков (без пробелов).
Тема 3. Вещные права

Собственность и право собственности. Теория права собственности как социальной функции (Леон Дюги). Владение и собственность. Разграничение вещных и обязательственных прав в пандектистике. Категория вещных прав и концепция “разделенной” собственности. Критика понятия вещных прав в советской цивилистической доктрине. Объекты права собственности: эволюция понятия “недвижимость” в истории европейского права. Идея “бестелесных вещей” в истории европейского права. Петиторная и посессорная (владельческая) защита: исторические модели. Виндикация и Публицианов иск в истории европейского права. Вещный иск в германской цивилистической традиции (сейзина, Gewere) и понятие “относительной собственности”. Вещно-правовые способы защиты и посессорная защита по Германскому Гражданскому Уложению. Виндикационный иск в советском гражданском праве. Первоначальные и производные способы приобретения права собственности. Приобретение права собственности по договору.

Понятие вещного договора. Абстрактность и каузальность традиции (исторические модели возможного соотношения традиции и ее каузы). Защита добросовестного приобретателя и варианты ее догматического обоснования в истории европейского права.

Способы обеспечения публичной достоверности приобретения прав в германской юридической традиции и их закрепление в BGB. Приобретательная давность в римском праве и каноническом праве (сравнительный анализ). Влияние модели приобретательной давности римско-канонического права на последующие кодификации. Сфера применения приобретательной давности в европейской цивилистической традиции и в дореволюционной России.

Классические лекции: нет
Семинарские занятия: – 6 часов.
Задачи № 1.
У крестьянина A его сосед B самовольно захватил двух быков с целью обеспечения исполнения А претензии В о возврате ранее взятой у него взаймы крупной суммы. Через несколько дней A увидел этих быков пасущимися в поле, и воспользовался случаем, чтобы возвратить их себе, а затем срочно передал их своему брату в счет якобы существующего долга.

В предъявляет требование о восстановлении владения.

Каков должен быть результат спора в зависимости от избранной в данном правопорядке модели владельческой защиты? При решении задачи следует обратить особое внимание на понятие «пороки владения», а также на основание и предмет требования и определение пассивной легитимации по владельческим искам.
Задача № 2. Рассмотрите проект закона и дайте экспертное заключение по поводу того, как этот проект соотносится с идеями, высказанными в европейской цивилистической традиции. Какие правовые проблемы затрагивает возможное принятие такого закона и посредством каких конструкций эти проблемы разрешаются по мысли законодателя?
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы icon«Исполнительное производство» Язык обучения русский Трудоемкость 4 зачётные единицы
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы icon«Корпоративное право» «Corporat e law» Язык обучения: русский Трудоемкость: 4 зачетные единиц
Цель изучения дисциплины: совершенствование профессионального уровня подготовки юристов в сфере правового регулирования деятельности...
«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы iconАннотации программ дисциплин
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов)
«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы icon«Теоретическая и прикладная лексикография»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, общий объем часов – 72, в том числе
«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы iconДискретная математика
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, в том числе 72 аудиторных часа
«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы iconТематический план изучения дисциплины «экология»
Семестр Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа
«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы iconЗадачами изучения дисциплины являются
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов)
«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы iconЗадачами изучения дисциплины являются
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов)
«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы iconИстория права и государства зарубежных стран the history of law and state of foreign countries
Новицкий И. Б. Римское право: учеб для юрид высш учеб заведений и фак. 2011. 298 с. 30 экз
«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы icon«Международный коммерческий арбитраж» «International Commercial Arbitration»...
М.: ООО «тид «Русское слово – рс», 2009, -192 с. (§ 23). На уроке используются отдельные ресурсы эуп №42 «Обществознание 8-11 классы....
«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы iconКурс, 1 семестр Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных...
России, ее место в системе мировой культуры, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей
«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы iconРабочая программа дисциплины б. 1 Психология(Общая психология)
Опоп в блок Б. 3 по направлению подготовки 44. 03. 05 «Педагогическое образование». Трудоёмкость изучения «Общей психологии» по плану...
«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы iconХарактеристика направления подготовки
Общая трудоемкость ооп– 240 зачетных единиц без факультативов; с учетом факультативов – 246 зачетных единиц
«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы iconИстория России Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет...
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представления об историческом прошлом России в контексте общемировых...
«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы iconЗадания для дистанционного обучения Русский язык
Каковы основные направления общественной мысли в России в первой четверти XIX века?
«История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы iconПрограмма подготовки 010200. 68. 02 Вычислительная математика Аннотации...
Целями изучения дисциплины является углубленное изучение основных онтолого-гносеологических и философско-методологических идей и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск