Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок





Скачать 79.58 Kb.
НазваниеУчебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок
Дата публикации17.10.2013
Размер79.58 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Тема : Долг и совесть.
Цель : сформировать представление уч-ся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.
Осн. задачи : продолжить знакомство уч-ся с категориями этики, обратить внимание на личностный смысл понятия «совесть», раскрыть суть общественного и морального долга.


  1. Орг. момент.

Для того, чтобы нам было комфортно работать с вами на уроке, я предлагаю выбрать настроение на урок. Сейчас прозвучат 2 мелодии и ту мелодию, которая вам больше всего понравится, обведите кружочком на самоклейках. В конце урока мы проверим, какое настроение вы выбрали.


  1. Повторение.

Предлагаю провести блиц – опрос : для экономии нашего драгоценного времени вы будете прочитывать вопросы на экране, отвечать, а скорректированные ответы будем проверять вместе.
1 слайд : - Что такое нравственность?

- Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
2 слайд : - Как звучит золотое правило нравственности?

- Не делай другим того, чего не хочешь, чтоб делали тебе.
3 слайд : - Назовите одним словом : совокупность норм поведения.

- Этика.
4 слайд : - С какими понятиями этики вы уже знакомы?

- Добро и зло


  1. Сообщение темы.

Сегодня на уроке в центре внимания будут два понятия, выражающие самую суть морали – долг и совесть. Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.
- запись темы в тетради.
-) откройте учебник на стр. 334 – прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок :


  1. Продолжая знакомство с категориями этики, выяснить, что такое долг и что такое совесть.

  2. Раскрыть суть общественного и морального долга.


Решив эти задачи, вам легче будет готовиться дома. Запишем дом/задание.
-) постановка проблемы.

Однажды во дворе многоэтажного дома 5летняя девочка подошла к незнакомому мужчине и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Катя. А вас?». Мужчина ответил. «Хотите, я расскажу вам одну ужасную историю? Жила – была красивая кукла. Она любила гулять. И однажды, во дворе, на неё наступила чья – то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. Когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите ей, пожалуйста». Взрослый человек был очень занят, но он не смог огорчит этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?».
- Оцените поступок мужчины.

- Был ли у него выбор?

Мне кажется, что сейчас у нас с вами нет однозначного ответа на этот вопрос, поэтому предлагаю вынести его на урок, как проблему :

«Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора?»


  1. Изучение н / м.


1.Долг.

Эпиграф : «Сознавать долг и не исполнять его – это

трусость.» (Конфуций)

- Подумайте и составьте кластер к слову «долг».

- Проверим, но не повторяемся.

- Подберите однокоренные слова к слову «долг».

- А что каждый из вас должен?

- А теперь выясним, что вы должны, но не обязаны, аргументируйте свой ответ.

- В ваших ответах что доминирует: обязанности или личное желание, убеждение?

- Итак, у каждого из нас есть обязанности, независимые от нашего желания, то есть объективные обязанности. Существует объективная необходимость эти обязанности выполнять. Это – ответственность.

- Обратите внимание на кластер , есть ли у вас слова :обязанность, ответственность?
Решаем первую часть задачи : Что такое долг? (это объективные обязанности и ответственность)
5 слайд: Я предлагаю свой вариант определения:

Долг = обязанность + ответственность (запись в тетради)
Лично я могу с уверенностью сказать, что долг – это неотъемлемое свойство человеческого поведения. Если вы со мной согласны, то скажите, с чем или кем связывает человека долг? (с другими людьми, с обществом).

Вся наша жизнь заполнена отношениями с людьми, обществом: у нас есть родители, друзья, сослуживцы, есть просто окружающие нас люди, посёлок, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть объективные обязанности и ответственность. Иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей для окружающих, да и для самих себя: обманул, подвёл товарища – останешься без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику.
- В этике принято выделять 2 аспекта понятия долг: долг общественный и долг моральный. Обе эти стороны неразрывно взаимосвязаны, как, например, 2 стороны Луны. Но вместе с тем каждая из них имеет свои характерные особенности.

-) раб. с учебником – с.336, 1ый абзац.
Решаем 1ую часть 2ой задачи: Что такое общественный долг?
6 слайд № 1 . (запись в тетради )- это совокупность объективно необходимых обязанностей человека.
- Многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись без принуждения, добровольно? Эта задача веками волновала и сейчас волнует тех, кто размышляет о морали. И люди сумели решить её: нужно, чтобы к своему общественному долгу мы относились как к моральному.
- Что же такое моральный долг? Попробуем выяснить. (Пример: газета «Аргументы и факты» на протяжении долгого времени проводит акцию «А и Ф. Доброе сердце». В этой рубрике рассказывается о больных детях, которым нужна помощь. Эту помощь оказывает не только государство, но и простые граждане)
- Как вы думаете, в чём состоит высшее проявление морального долга? Зависит ли от этого чья-то судьба?
Решаем вторую часть 2ой задачи: В чём суть морального долга?
6 слайд № 2 (запись в тетради) – это сознательное предъявление моральных требований самому себе.
- Подумайте, в чём состоит отличие морального долга от долга общественного ? (моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, человек действует по внутреннему убеждению, мужественно , смело).

- Что нужно человеку для выполнения морального долга? Ответ в учебнике:

-) раб. с учебником – с.337, «Следовательно…».
Очень часто мы говорим: это человек высокого морального долга. Вы, конечно, знаете таких людей. Назовите их имена. (академик Сахаров, писатель Солженицын, музыкант Растропович, лётчик Маресьев и др.)
- Вернёмся к эпиграфу.
2. Совесть.
Мы с вами достаточно времени уделили рассуждениям о долге. Но мы не затронули один очень важный момент : а как контролировать, оценивать исполнение долга? А, может, и не существует никакого контроля, как вы думаете? (существует общественный контроль – общественное мнение, внутренний контроль человека – самоконтроль).
-) Разыгрывается ситуация между учителем и учеником, в которой учитель неправильно себя ведёт, выходит из себя, теряет самообладание (главное: предложить ученику участвовать в этой инсценировке минуты за 3 до начала урока, никто не должен больше об этом знать, тогда сработает эффект неожиданности).
- Давайте проанализируем данную ситуацию. Оцените моё поведение (отсутствовал внутренний самоконтроль, захлестнули эмоции, не извинилась).

- Если бы это случилось на самом деле, после урока, обсуждая эту ситуацию, как бы вы обо мне отозвались? ( нет совести).
Решаем вторую часть 1ой задачи: Что такое совесть?
7 слайд – Внутренний самоконтроль (запись в тетради).
- Могу предложить ещё одно определение: совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

- Кстати, в русском языке слово совесть происходит от слов «со» (т.е. совместно) и «весть» (т.е. ведать, знать). Значит, совесть – это ещё и сознание, совместное знание.

- Только вот вопрос: совместное знание – совместное с кем? ( с другими людьми).
8 слайд – У меня есть предложение – попробуем на конкретных примерах доказать, что мы ответственны за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
- Ролевая игра «Сам себе режиссёр»:

Представьте, что вы едете в поезде. В вашем купе – человек, который никогда раньше не видел вас. И исключительно в зависимости от вашего поведения, слов, жестов, тона, способов и характера общения между собой и незнакомым человеком, проявленных в пути, ваш спутник будет рассказывать дома одну из версий:
1 группа: ваш спутник дома расскажет: «Ехал я с обаятельными людьми. Приятно было познакомиться!»
2 группа: ваш спутник дома расскажет: «Ну и люди мне попались в купе – совсем совести нет!»
( уч-ся готовятся 2 – 3 мин. и разыгрывают предложенные ситуации)
- Спасибо. Вы наглядно показали, что руководствуясь совестью, человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль даёт человеку сигнал, что он поступил правильно, честно, благородно, значит, он не совершил ничего предосудительного. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести, что тогда ждёт его? (всем известны выражения «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть» или же «спокойная совесть»).
- Самое время вернуться к нашей проблеме. Попробуйте решить её.
4.Итог урока.
- Итак, подведём итоги.

- Как считаете, справились ли мы с задачами, поставленными в самом начале урока?

- Обратимся ещё раз к ним:
9 слайд – закрепление.
- Теперь посмотрите на самоклейки: какое настроение вы выбрали? Послушаем ещё раз?
- Закончу урок стихотворением А.Вознесенского « Активная совесть»

Что с нашей страной становится?

Консерваторов моют в «Новости».

Мне хотелось бы в каждой области –

Интенсификации совести.

Пробивайтесь, острые повести!

Пускай кофе кипит несоевый.

Видный лоб летит с третьей скоростью –

Интенсификация совести.

Что-то с нашей душой становится?

С тёмной силою полуссорясь,

Кое в ком жила полусовесть.

Видно, совесть страной становится?

Ты на небе писала полосы.

Под полозьями с волчьей полостью

Достоевский был твоим голосом.

И Вавилов,

Травимый подлостью,

Продолжал растить

Зёрна совести.

Не дай бог, она успокоится,

Интенсификация совести.

Как препятствуют ей напористо

Интенсификаторы корысти!

Не талдычьте нам свои прописи,

Прохиндеи в духовной отрасли!

Люди борются беспокойные,

Чтоб из жизни ушла оскомина,

Чтоб ты, совесть моя, читатель,

Жизни в очередях не тратил.

Человек – наша цель,

А не средство к показателям синусоидным,

Стань счастливей,

Людское сердце!

Я иной не ведаю совести.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок iconТема. «Обобщение знаний об имени существительном»
Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. А в какой форме он будет проходить, попробуйте угадать сами
Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок iconКонспект по параграфу 2 №703, 705 Параграф читать. Стр. 117 118 отвечать...
Стр. 71, упр. 45. Учить стихотворение наизусть Повторить слова, стр. 98, упр. 4, стр. 104 105. Упр. 3(1,2) перевод
Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок iconКонспект по каждому. Отвечать на вопросы. Решите задачи (смотри ниже)
«В» класс п. 31, п. 32, ответить на вопросы стр. 169-170 (устно), лабораторная работа «Действие слюны на крахмал» на стр. 170 проделать...
Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наш сегодня урок будет необычный! Мы отправимся в путешествие в далекую, загадочную страну, а вот в какую вы попробуйте догадаться...
Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Параграф 10-12 вопросы письменно 1,2,6,9 стр. 42, вопросы 1,2,4,5 стр. 47, вопросы 2,3,5 стр. 51
Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Плоские черви» стр. 112-113, вопросы 1,2,3 стр. 118; проверка конспекта по теме «Кишечнополостные», стр. 104-111 или ответы на вопросы...
Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. И. Самоварова на стр. 42. Что ещё мы не указали при разборе им сущ.? (начальная форма) Что значит указать нач форму ? ( поставить...
Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок iconИван Сергеевич Тургенев «Бежин луг» (выразительно читать и составить...
Упражнения для закрепления: Если учебник состоит из 4-х частей, тогда стр. 16-18 письменно в тетради. Если учебник из 2-х частей,...
Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: Понимать учебную задачу учиться работать заданном темпе, находить тексты, поставить вопросы
Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок iconПлан работы Прочитайте учебную статью, стр. 169, статью бсз т. 7, стр. 108
Продолжить обучать школьников лингвистическому, содержательному анализу текста и средств языка
Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок iconП. 39, 41 Ответить в тетради на вопросы к параграфу
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок iconПриложение задания для групповой работы: I группа – «Судьба Учредительного...
Задание: Прочитайте раздел в учебнике стр. 97-98, внимательно рассмотрите диаграмму на стр. 97
Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок iconОткрытый урок русский язык
Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. Спишите
Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок iconУчебник с. 36 42 Рабочая тетрадь с. 59 61. Читать книги для детей....
Литературное чтение: стр. 74-82 — выразительное чтение, устно вопросы после текста. Тетрадь стр. 19-20
Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок icon2. Выбор и обоснование принятого варианта устройства коррекции шкал времени удалённых пунктов 36
Обзор существующих методов решения задачи синхронизации шкал времени разнесённых пунктов 7
Учебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок iconУрок (8 класс) цель: Обобщить знания об анализаторах и органах чувств
Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов. Определите, какой ответ является правильным


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск