Скачать 79.58 Kb.
|
Тема : Долг и совесть. Цель : сформировать представление уч-ся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности. Осн. задачи : продолжить знакомство уч-ся с категориями этики, обратить внимание на личностный смысл понятия «совесть», раскрыть суть общественного и морального долга.
Для того, чтобы нам было комфортно работать с вами на уроке, я предлагаю выбрать настроение на урок. Сейчас прозвучат 2 мелодии и ту мелодию, которая вам больше всего понравится, обведите кружочком на самоклейках. В конце урока мы проверим, какое настроение вы выбрали.
Предлагаю провести блиц – опрос : для экономии нашего драгоценного времени вы будете прочитывать вопросы на экране, отвечать, а скорректированные ответы будем проверять вместе. 1 слайд : - Что такое нравственность? - Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек. 2 слайд : - Как звучит золотое правило нравственности? - Не делай другим того, чего не хочешь, чтоб делали тебе. 3 слайд : - Назовите одним словом : совокупность норм поведения. - Этика. 4 слайд : - С какими понятиями этики вы уже знакомы? - Добро и зло
Сегодня на уроке в центре внимания будут два понятия, выражающие самую суть морали – долг и совесть. Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними. - запись темы в тетради. -) откройте учебник на стр. 334 – прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок :
Решив эти задачи, вам легче будет готовиться дома. Запишем дом/задание. -) постановка проблемы. Однажды во дворе многоэтажного дома 5летняя девочка подошла к незнакомому мужчине и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Катя. А вас?». Мужчина ответил. «Хотите, я расскажу вам одну ужасную историю? Жила – была красивая кукла. Она любила гулять. И однажды, во дворе, на неё наступила чья – то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. Когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите ей, пожалуйста». Взрослый человек был очень занят, но он не смог огорчит этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?». - Оцените поступок мужчины. - Был ли у него выбор? Мне кажется, что сейчас у нас с вами нет однозначного ответа на этот вопрос, поэтому предлагаю вынести его на урок, как проблему : «Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора?»
1.Долг. Эпиграф : «Сознавать долг и не исполнять его – это трусость.» (Конфуций) - Подумайте и составьте кластер к слову «долг». - Проверим, но не повторяемся. - Подберите однокоренные слова к слову «долг». - А что каждый из вас должен? - А теперь выясним, что вы должны, но не обязаны, аргументируйте свой ответ. - В ваших ответах что доминирует: обязанности или личное желание, убеждение? - Итак, у каждого из нас есть обязанности, независимые от нашего желания, то есть объективные обязанности. Существует объективная необходимость эти обязанности выполнять. Это – ответственность. - Обратите внимание на кластер , есть ли у вас слова :обязанность, ответственность? Решаем первую часть задачи : Что такое долг? (это объективные обязанности и ответственность) 5 слайд: Я предлагаю свой вариант определения: Долг = обязанность + ответственность (запись в тетради) Лично я могу с уверенностью сказать, что долг – это неотъемлемое свойство человеческого поведения. Если вы со мной согласны, то скажите, с чем или кем связывает человека долг? (с другими людьми, с обществом). Вся наша жизнь заполнена отношениями с людьми, обществом: у нас есть родители, друзья, сослуживцы, есть просто окружающие нас люди, посёлок, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть объективные обязанности и ответственность. Иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей для окружающих, да и для самих себя: обманул, подвёл товарища – останешься без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику. - В этике принято выделять 2 аспекта понятия долг: долг общественный и долг моральный. Обе эти стороны неразрывно взаимосвязаны, как, например, 2 стороны Луны. Но вместе с тем каждая из них имеет свои характерные особенности. -) раб. с учебником – с.336, 1ый абзац. Решаем 1ую часть 2ой задачи: Что такое общественный долг? 6 слайд № 1 . (запись в тетради )- это совокупность объективно необходимых обязанностей человека. - Многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись без принуждения, добровольно? Эта задача веками волновала и сейчас волнует тех, кто размышляет о морали. И люди сумели решить её: нужно, чтобы к своему общественному долгу мы относились как к моральному. - Что же такое моральный долг? Попробуем выяснить. (Пример: газета «Аргументы и факты» на протяжении долгого времени проводит акцию «А и Ф. Доброе сердце». В этой рубрике рассказывается о больных детях, которым нужна помощь. Эту помощь оказывает не только государство, но и простые граждане) - Как вы думаете, в чём состоит высшее проявление морального долга? Зависит ли от этого чья-то судьба? Решаем вторую часть 2ой задачи: В чём суть морального долга? 6 слайд № 2 (запись в тетради) – это сознательное предъявление моральных требований самому себе. - Подумайте, в чём состоит отличие морального долга от долга общественного ? (моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, человек действует по внутреннему убеждению, мужественно , смело). - Что нужно человеку для выполнения морального долга? Ответ в учебнике: -) раб. с учебником – с.337, «Следовательно…». Очень часто мы говорим: это человек высокого морального долга. Вы, конечно, знаете таких людей. Назовите их имена. (академик Сахаров, писатель Солженицын, музыкант Растропович, лётчик Маресьев и др.) - Вернёмся к эпиграфу. 2. Совесть. Мы с вами достаточно времени уделили рассуждениям о долге. Но мы не затронули один очень важный момент : а как контролировать, оценивать исполнение долга? А, может, и не существует никакого контроля, как вы думаете? (существует общественный контроль – общественное мнение, внутренний контроль человека – самоконтроль). -) Разыгрывается ситуация между учителем и учеником, в которой учитель неправильно себя ведёт, выходит из себя, теряет самообладание (главное: предложить ученику участвовать в этой инсценировке минуты за 3 до начала урока, никто не должен больше об этом знать, тогда сработает эффект неожиданности). - Давайте проанализируем данную ситуацию. Оцените моё поведение (отсутствовал внутренний самоконтроль, захлестнули эмоции, не извинилась). - Если бы это случилось на самом деле, после урока, обсуждая эту ситуацию, как бы вы обо мне отозвались? ( нет совести). Решаем вторую часть 1ой задачи: Что такое совесть? 7 слайд – Внутренний самоконтроль (запись в тетради). - Могу предложить ещё одно определение: совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. - Кстати, в русском языке слово совесть происходит от слов «со» (т.е. совместно) и «весть» (т.е. ведать, знать). Значит, совесть – это ещё и сознание, совместное знание. - Только вот вопрос: совместное знание – совместное с кем? ( с другими людьми). 8 слайд – У меня есть предложение – попробуем на конкретных примерах доказать, что мы ответственны за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. - Ролевая игра «Сам себе режиссёр»: Представьте, что вы едете в поезде. В вашем купе – человек, который никогда раньше не видел вас. И исключительно в зависимости от вашего поведения, слов, жестов, тона, способов и характера общения между собой и незнакомым человеком, проявленных в пути, ваш спутник будет рассказывать дома одну из версий: 1 группа: ваш спутник дома расскажет: «Ехал я с обаятельными людьми. Приятно было познакомиться!» 2 группа: ваш спутник дома расскажет: «Ну и люди мне попались в купе – совсем совести нет!» ( уч-ся готовятся 2 – 3 мин. и разыгрывают предложенные ситуации) - Спасибо. Вы наглядно показали, что руководствуясь совестью, человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль даёт человеку сигнал, что он поступил правильно, честно, благородно, значит, он не совершил ничего предосудительного. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести, что тогда ждёт его? (всем известны выражения «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть» или же «спокойная совесть»). - Самое время вернуться к нашей проблеме. Попробуйте решить её. 4.Итог урока. - Итак, подведём итоги. - Как считаете, справились ли мы с задачами, поставленными в самом начале урока? - Обратимся ещё раз к ним: 9 слайд – закрепление. - Теперь посмотрите на самоклейки: какое настроение вы выбрали? Послушаем ещё раз? - Закончу урок стихотворением А.Вознесенского « Активная совесть» Что с нашей страной становится? Консерваторов моют в «Новости». Мне хотелось бы в каждой области – Интенсификации совести. Пробивайтесь, острые повести! Пускай кофе кипит несоевый. Видный лоб летит с третьей скоростью – Интенсификация совести. Что-то с нашей душой становится? С тёмной силою полуссорясь, Кое в ком жила полусовесть. Видно, совесть страной становится? Ты на небе писала полосы. Под полозьями с волчьей полостью Достоевский был твоим голосом. И Вавилов, Травимый подлостью, Продолжал растить Зёрна совести. Не дай бог, она успокоится, Интенсификация совести. Как препятствуют ей напористо Интенсификаторы корысти! Не талдычьте нам свои прописи, Прохиндеи в духовной отрасли! Люди борются беспокойные, Чтоб из жизни ушла оскомина, Чтоб ты, совесть моя, читатель, Жизни в очередях не тратил. Человек – наша цель, А не средство к показателям синусоидным, Стань счастливей, Людское сердце! Я иной не ведаю совести. . |
Тема. «Обобщение знаний об имени существительном» Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. А в какой форме он будет проходить, попробуйте угадать сами | Конспект по параграфу 2 №703, 705 Параграф читать. Стр. 117 118 отвечать... Стр. 71, упр. 45. Учить стихотворение наизусть Повторить слова, стр. 98, упр. 4, стр. 104 105. Упр. 3(1,2) перевод | ||
Конспект по каждому. Отвечать на вопросы. Решите задачи (смотри ниже) «В» класс п. 31, п. 32, ответить на вопросы стр. 169-170 (устно), лабораторная работа «Действие слюны на крахмал» на стр. 170 проделать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наш сегодня урок будет необычный! Мы отправимся в путешествие в далекую, загадочную страну, а вот в какую вы попробуйте догадаться... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Параграф 10-12 вопросы письменно 1,2,6,9 стр. 42, вопросы 1,2,4,5 стр. 47, вопросы 2,3,5 стр. 51 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Плоские черви» стр. 112-113, вопросы 1,2,3 стр. 118; проверка конспекта по теме «Кишечнополостные», стр. 104-111 или ответы на вопросы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. И. Самоварова на стр. 42. Что ещё мы не указали при разборе им сущ.? (начальная форма) Что значит указать нач форму ? ( поставить... | Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг» (выразительно читать и составить... Упражнения для закрепления: Если учебник состоит из 4-х частей, тогда стр. 16-18 письменно в тетради. Если учебник из 2-х частей,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: Понимать учебную задачу учиться работать заданном темпе, находить тексты, поставить вопросы | План работы Прочитайте учебную статью, стр. 169, статью бсз т. 7, стр. 108 Продолжить обучать школьников лингвистическому, содержательному анализу текста и средств языка | ||
П. 39, 41 Ответить в тетради на вопросы к параграфу Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе | Приложение задания для групповой работы: I группа – «Судьба Учредительного... Задание: Прочитайте раздел в учебнике стр. 97-98, внимательно рассмотрите диаграмму на стр. 97 | ||
Открытый урок русский язык Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. Спишите | Учебник с. 36 42 Рабочая тетрадь с. 59 61. Читать книги для детей.... Литературное чтение: стр. 74-82 — выразительное чтение, устно вопросы после текста. Тетрадь стр. 19-20 | ||
2. Выбор и обоснование принятого варианта устройства коррекции шкал времени удалённых пунктов 36 Обзор существующих методов решения задачи синхронизации шкал времени разнесённых пунктов 7 | Урок (8 класс) цель: Обобщить знания об анализаторах и органах чувств Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов. Определите, какой ответ является правильным |