Скачать 1.7 Mb.
|
Публичный отчет муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №108 Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан I. Общая характеристика учреждения 1. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №108 Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Юридический адрес: 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 117/3. Фактический адрес: 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 177/3. Учредители: городской округ город Уфа Республики Башкортостан Организационно-правовая форма: муниципальное бюджетное учреждение Государственный статус: тип - общеобразовательное учреждение вид – средняя общеобразовательная школа Лицензия № 002385 серия 02 от 16.01.2012 года, регистрационный номер 1520 - бессрочно Свидетельство о государственной аккредитации № 0000122 серия 02А01 от 03.07.12 г. до 19.05.2014 г. 2. Администрация образовательного учреждения 2.1. Директор: Галяпо Татьяна Вадимовна 2.2. Заместители директора: по учебно-воспитательной работе Разумова Вера Михайловна Искандарова Гульназ Шатмуратовна по воспитательной работе Жданова Светлана Анатольевна по ИКТ Сахибгареева Зиля Раифовна по административно-хозяйственной части: Загидуллина Римма Фердинандовна 3. Контингент обучающихся: 739 3.1. Социальный паспорт учреждения ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ: 2006 м 0 д 3 2000 м 45 д 29 2005 м 31 д 30 2004 м 32 д 46 2003 м 53 д 42 2002 м 4 1 д 40 2001 м 37 д 45 1999 м 36 д 21 1998 м 37 д 32 1997 м 44 д 28 1996. м 21 д 26 1995 м 8 д 7 1994 м 4 д 1 СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ: Количество детей из многодетных семей: 62 Количество детей из неполных семей:170 Количество детей из неблагополучных семей: 8 Количество детей из малообеспеченных семей: 53 Дети, находящиеся под опекой в школе: 4 Учащиеся, состоящие на учете в ОДН: 1 Семьи, состоящие на учете в ОДН: 7 Семьи, состоящие на учете в школе: 1 Учащиеся, состоящие на внутришкольном учете: 7 Количество детей на домашнем обучении: 3 Дети-инвалиды: 4 В школе обучаются дети 45 национальностей СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ: Многодетные семьи: 39 Многодетные малообеспеченные семьи: 22 Неблагополучные семьи: 8 Матери, воспитывающие детей без участия супруга: 7 Отцы, воспитывающие детей без участия супруги: 2 МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЕЙ: Материальное положение ниже прожиточного минимума: 7,1% Материальное положение выше прожиточного минимума: 92,9% Инспектор ОДН: (понедельник 1 раз в месяц) По понедельникам инспектором ОДН проводятся беседы: 1- 4 классы - ПДД 5-8 классы» Административная ответственность несовершеннолетних» 9-11 классы - «Уголовная ответственность несовершеннолетних» В том числе: Лекции о здоровом образе жизни Контроль неблагополучных семей: Беседы с трудными подростками, совместные заседания СП- 1 раз в 2 недели. Неформальных молодежных объединений в микрорайоне нет. Инспектор СПЦ: (посещение 2 раза в месяц) По вторникам – дежурство ОСМ Социальный педагог школы: Соломонидина Людмила Анатольевна 4. Экономические и социальные условия территории нахождения. Школа находится в микрорайоне Новиковка в Советском районе города Уфы. Микрорайон ограничен улицами Сагита Агиша, Менделеева, Степана Злобина, Минигали Губайдуллина. Название — по имению Большая Новиковка уфимского дворянского рода Новиковых. В микрорайоне школы находятся следующие учебные заведения: УГНТУ ВЭГУ Уфимский институт РГТЭУ Радиотехнический колледж Интернат № 28 для слепых и слабовидящих детей МДОУ № 62, № 249, № 251, № 277 5.Органы общественного самоуправления школы: Общее собрание трудового коллектива Педагогический совет Управляющий совет Попечительский совет Общешкольный родительский комитет 6. Основные позиции плана (программы) развития образовательного учреждения (приоритеты, направления, задачи, решавшиеся в отчетном году). Разработана Программа перспективного развития МБОУ СОШ № 108 на 2011-2015 гг. (принята на заседании педсовета 23.05.2011 года) Задачи проекта: 1. Повысить качество образования, отвечающее современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса в рамках внедрения новых федеральных государственных стандартов (ФГОС) общего образования и формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и высокой социальной активности. 2. Совершенствовать систему выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и создавать условия для реализации их способностей. 3. Совершенствовать систему материальных и моральных стимулов поддержки учителей. Повышать квалификацию педагогических кадров для работы в современных условиях. 4. Привлекать финансовые средства для развития школьной инфраструктуры. 5. Совершенствовать систему сохранения и укрепления здоровья детей и создавать условия для эффективного использования здоровьесберегающих технологий. 6. Повышать качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств. 7. Построение системы управления качеством образовательного процесса в школе в соответствии с принципами создания общенациональной системы оценки качества образования (ОСОКО). 8. Развитие научной составляющей деятельности школы по обобщению и распространению позитивного опыта внедрения инновационных образовательных программ и технологий и, как следствие, повышение квалификации педагогического коллектива МОУ СОШ № 108 . 9. Расширение социальной открытости школы для окружающего ее социума. 10. Апробация и опережающее внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования Республики Башкортостан: Основной этап (2012-2014г.г.) направлен на осуществление перехода образовательного учреждения в новое качественное состояние с учетом изменяющейся образовательной среды. Ожидаемые результаты программы: Повышение качества образования обучающихся. Улучшение условий реализации образовательной программы школы. Удовлетворение запросов всех участников образовательного процесса. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия, развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей обучающихся. Увеличение числа школьников, реализовавших свои способности посредством участия в олимпиадном и научно-исследовательском движении. Повышение мотивации обучающихся (воспитанников) к здоровому образу жизни и спорту, сохранение и укрепление здоровья школьников. Обеспечение открытости деятельности школы. Обновление внешнего и внутреннего облика школы, обновление имиджа школы и повышение ее статуса. 7. Контактная информация: Адрес:450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, улица Менделеева, 177/3 Телефон: 8(347) 228-46-70, зам. директора по УВР, АХЧ тел. 8(347) 241-65-87 Телефон/факс: 8(347) 228-46-70 E-mail: school-108@bk.ru Сайт: www.school108.ufanet.ru 8. Схема управления школой. II. Особенности образовательного процесса 1. Уровень реализуемых образовательных программ Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 108 обеспечивает выполнение федерального, регионального и школьного компонентов государственных образовательных стандартов на удовлетворительном уровне. 2. Направленность реализуемых образовательных программ Учебный план на 2012-2013 учебный год был разработан в соответствие с Законом «Об образовании», региональным базисным учебным планом для общеобразовательным учреждений РБ и в соответствии с действующим СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Учебный план школы обеспечивает исполнение ФГОС НОО и определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся 1-2 классов, состав предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта по классам и образовательным областям. 3. Характеристика образовательных программ, реализуемых в общеобразовательном учреждении 1.1. I ступень обучения – начальная школа (1 – 4 классы)
1.2.II ступень обучения – основная школа (5 - 9 классы)
1.3.III ступень обучения – старшая школа (10 – 11 классы)
4. Изучение иностранных языков
5. Дополнительные образовательные услуги научные общества, кружки, секции в ОУ» Прошли годичную подготовку к обучению в школе с октября 2012г. по апрель 2013 г. 100 будущих первоклассников. Они получили подготовку по образовательной системе «Школа 2100», что является подготовкой к поступлению в 1 класс по ФГОС второго поколения. 6. Реализация прав детей на обучение на родном (нерусском) языке и изучение родного языка. В СОШ № 108 родные языки (башкирский, татарский и русский) изучаются с 2006 – 2007 учебного года, башкирский язык как государственный изучается с 2006 – 2007 учебного года. Целью национального образования в школе № 108 является: - выявление и развитие способностей каждого ученика по родному языку; - воспитание личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы; - формирование гражданина Республики Башкортостан и Российской Федерации, воспитанного в духе уважения к традициям своего народа и других народов, проживающих рядом; - сохранение стабильных межнациональных отношений в поликультурной сфере. ЗАДАЧИ: 1.Совершенствовать административную и методическую работу по преподавания родных языков в школе; 2.Внедрять передовой педагогический опыт по организации работы по национальному образованию в практику работы; 3. Организовать и закреплять в школе традиции, ориентированные на духовно- культурное богатство народов Республики Башкортостан; 4. Усилить контроль над работой кабинетов родных языков. 5. Шире использовать в преподавании родных языков информационно - коммуникативные технологии; 6. Устанавливать взаимосвязь между урочными и внеурочными занятиями с национально-региональным содержанием для активизации познавательной деятельности учащихся. В сентябре был составлен и утвержден план работы по национальному образованию на 2012-2013 учебный год. Вся деятельность школы по национальному образованию была организована в соответствии с этим планом. За истекший период работа велась по трем направлениям: - учебная; - методическая; - внеклассная работа. 1. Учебная работа В школе на 05.09.2012 года обучалось всего 739 обучающихся. Изучают родной башкирский язык 121 учащихся, родной татарский язык – 61 учащихся, родной русский язык – 557 учащихся. Изучение родных языков (башкирского, татарского, русского) в МБОУ СОШ №108 Всего родные (башкирский, татарский и русский) языки изучают 739 обучающихся.
В 2012 – 2013 учебном году олимпиада по башкирскому и татарскому языкам и культуре Башкортостана проводилась в новой форме. В первом (школьном этапе) участвовало: - по башкирскому языку (5-11 классы) – 10 обучающихся; - по татарскому языку (5-11 классы) – 3 обучающихся; По КБ (5-9классы) – 15 обучающихся. Победителями районного этапа олимпиады по башкирскому языку стали обучающиеся 5б класса Исмагилова Диана, Асфандиярова Карина (учитель Искандарова Г.Ш.); обучающися 8б класса Зарипов Ильназ (учитель Алачева И.Р.). 2. Методическая работа В школе работают 5 учителей родных языков:
5. Султыева Эльза Аглямовна – учитель татарского языка и литературы, высшая категория, Тема школьного методического объединения, над которой работают учителя родных языков – «Традиционные методы обучения с использованием новых технологий на уроках родных языков». В 2012 – 2013 учебном году были проведены заседания ШМО по следующим темам:
а) анализ работы ШМО за 2011 – 2012 учебный год; б) изучение программного требования к уровню подготовки учащихся по башкирскому и татарскому языкам. « Нормы оценки знаний и навыков учащихся»; в) выбор тем для индивидуального самообразования; г) утверждение тематического плана, программы на 2012 – 2013 учебный год. 2. Подготовка и проведение педсовета « Проблемы преподавания предметов регионального компонента». Итоги I четверти. 3. Повышение уровня развития речи учащихся на уроках родных языков. Итоги II четверти. 4. Использование информационных технологий на уроках родных языков. Итоги III четверти. 5. Качество и успеваемость по родным языкам. Итоги года. В школе работает один молодой специалист по ИКБ – Кашаева О.П. в связи с этим была проведена работа по наставничеству. В целях обмена и изучения передового педагогического опыта учитель истории и культуры Башкортостана нашей школы посещала открытые мероприятия, проводимые отделом образования советского района, Управлением образования Администрации городского округа город Уфа, Министерством образования Республики Башкортостан, институтом развития образования, ВУЗами: - городской семинар для молодых специалистов, преподающих историю и культуру Башкортостана; - Республиканский форум учителей «Наука. Образование. Карьера». С 04 по 09 февраля 2013 года проводилась неделя родных языков, посвященная творчеству Рами Гарипова. В ходе недели был проведен открытый урок по творчеству Рами Гарипова – учитель Алачева И.Р. Урок прошел в 8в классе, посетили зам.директора по УВР Искандарова Г.Ш. и все учителя башкирского языка и литературы.
- Обучающиеся 5-10 классов активно участвовали в конкурсе «Вдохновение». Призер конкурса чтецов «Вдохновение» ученик 10а класса Авзалов Айдар, учитель Искандарова Г.Ш. - Активное участие приняла в районном конкурсе «Шаяниум» команда МБОУ СОШ №108, стали призерами в номинации «Приз зрительских симпатий» (руководитель Таштемирова Г.Г.). - На районном этапе конкурса «Здравствуй, сказка!» команда МБОУ СОШ №108 заняла III место (руководитель Алачева И.Р.). Выводы и рекомендации:
7. Основные направления воспитательной деятельности. Задачи, решаемые в 2012 -2013 учебном году 1.Способствовать совершенствованию структуры образования на основе личностного подхода. 2. Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России. 3.Способствовать социальной адаптации вновь прибывших детей. 4. Совершенствование оздоровительной работы с обучающимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения. 5.Формировать нравственные качества личности ученика, создавать условия для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей. 6. Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая и экономическая защита личности ребенка. Основные направления воспитательной работы: Интеллектуальное воспитание Нравственное воспитание Патриотическое воспитание Художественно – эстетическое воспитание Физкультурно-оздоровительное воспитание Экологическое воспитание Трудовое воспитание В 2012 году воспитательную работу возглавляла зам. директора по ВВР Жданова С.А. Социально-психологическая служба: Социальный педагог - Соломонидина Л.А. Инспектор ОДН – майор милиции Харькова Е.Г. Инспектор ППН – Швецова М В. Психолог – Хакимова Ю.М. Деятельность методического объединения классных руководителей была нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики воспитания и на этой основе – улучшение образовательного процесса. В школе работает орган ученического самоуправления – Совет старшеклассников. Основными целями и задачами школьного самоуправления являлись: • поэтапное создание условий для развития самостоятельной личности ребёнка; • становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива; • приобщение личности к общешкольным ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы; • создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности; • развитие творчества, инициативы, формирование активной гражданской позиции школьников; • создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых. Активом Ученического Совета были организованы и проведены 262 мероприятия по всем направлениям деятельности В целях повышения эффективности воспитательного процесса школы организуется совместная работа со следующими структурами:
. Виды внеурочной деятельности. Анализ адаптации учителей начальных классов в рамках внеурочной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В соответствии с требованиями ФГОС НОО о психологическом сопровождении учителей была проведена работа по выявлению степени адаптации учителей к новым требованиям ФГОС НОО по внеурочной работе. Анализ работы учителей проводился по двум направлениям: 1. Изучение конспекта занятия (Берко С. Н., Яминева Э.М.) 2. Присутствие на занятиях и изучение сопутствующих документов (Шакирова Г.М., Валиева В.А., Федорова Э.Р., Кашаева О.П.) Затруднения в процессе перехода с одного уровня мышления на другой мы видим в том, что: 1. Не все учителя владеют такими базовыми знаниями, как: роль УУД в процессе образования, метапредметная деятельность, название программы, в рамках которой они ведут внеурочную деятельность, уровни воспитательного результата. 2. Конспект занятия не всегда соответствует требованиям ФГОС НОО, а так как внеурочная работа входит в базисный учебный план ФГОС ОНН, поэтому краткий конспект занятия должен соответствовать основным требованиям. 2. Предлагаемые критерии оценки работы учителей так же не содержат в себе приоритетные направления УУД, а ограничены общими, что уменьшает возможность объективно оценивать занятие. Все выше описанные тенденции характерны для учителей начальной школы. Актуально: - создать на базе школы внутреннюю рабочую группу по вопросам использования ФГОС, под руководством заместителя директора по учебной части. - обеспечить психологическое сопровождение учителей, главной целью, которой будет помощь в выборе приоритетов работы по ФГОС НОО, снятию эмоционального напряжения. Данную работу провести в два этапа: 1-й исследование социального здоровья учителей; второй работа над внутренней мотивацией учителей при переходе на ФГОС НОО. - провести внутреннюю аттестацию всего педагогического коллектива работающего по ФГОС НОО и контролирующего исполнения ФГОС НОО, с целью выявления направлений по повышению квалификации 9. Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (деятельность педагогов-психологов, педагогов- логопедов, дефектологов и т.д.). Психолого-педагогической службой проводилась работа по двум основным направлениям: - дефектология, ранняя диагностика психических нарушений в развитии детей, - психология педагогическая (консультативная работа, просветительская работа, диагностическая работа, профилактическая и экспертная работа). В целом, за год было проведено более 30 групповых диагностик педагогом-психологом): диагностика будущих первоклассников, диагностика адаптации первоклассников, профессиональное ориентирование и групповые диагностики социального здоровья школьников. И 17 групповых диагностик дефектологом по методу Цветоконструирования для анализа интеллектуального развития учащихся начального звена и 5-6 классов. Психологом школы была проведена групповая-коррекционная работа с учащимися первых классов, имеющих сложности в адаптации. Название программы «Здравствуй школа, это я», групповой тренинг был рассчитан на 10 занятий, окончив которые дети получали «аттестат успешного школьника». Программу прошли 17 учащихся. Индивидуальная работа дефектолога с детьми проводилась при помощи методики «Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста», под редакцией Шипицыной Л. М., в целом за год диагностику прошли 43 учащихся, получили консультацию 39 родителей, и 14 учителей. Основные причины обращения к школьному психологу: неуспеваемость учащихся по школьной программе, сложности в адаптации в школьном коллективе, диагностика социального здоровья ребенка. В целом за год прошли индивидуальную консультацию 103 учащихся, 34 родителя и 40 педагогов. Были запланированы и реализованы выступления на педсоветах и методических объединениях по таким темам как: 1. Гиперактивный ребенок. 2. Особенности взаимодействия дошкольного учреждения в средней образовательной школе по ФГОС. 3. Эмоциональное выгорание педагогов. На родительских собраниях были освещены темы: 1. Особенности психического развития детей в младшем школьном возрасте. 2. Секреты успешного общения с подростком. 3. Условия адаптации к школе. 4.Как помочь своему ребенку выбрать профессию? Работа с учениками в режиме просветительской работы была проведена по таким темам: Психологическая готовность во время подготовки к ЕГЭ. Профориентация учащихся. Понять себя (занятие для подростков). Экспертная работа учителя-дефектолога и педагога-психолога велась по таким направлениям: психологическое сопровождение учителей в рамках введение ФГОС. Организация работы ПМПк (за 2012-2013 уч. год. 15 учащимся было предложено пройти ПМПк, четверо родителей письменно отказались от консилиума, остальные учащиеся прошли диагностику и по решению ПМПк четверо из них были направлены на городскую ПМПК). Психолого-педагогическая служба тесно взаимодействовала с социальной службой школы, регулярно проводились профилактическая работа с учениками и их родителями: выступление на собраниях, конференциях, выпуск информационных листовок психологической службой МБОУ СОШ №108, для родителей. Педагог-психолог за 2012 -2013 год повысила свою квалификацию до клинического психолога. Обучающиеся 10-х классов под её руководством заняли 2 место в Пятой республиканской научно-практической конференции учащихся «Чистая наука» и третье место в районной МАН по психологии. 9. Характеристика внутришкольной системы оценки качества Объекты оценки: - учебные и внеучебные достижения учащиеся; - продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников; - образовательные программы; -материально- технические ресурсы образовательного учреждения (материально- техническая база ОУ). Предмет оценки определяется в соответствии с реализуемыми процедурами контроля и оценки качества образования. Предметом оценки является: - качество образовательных результатов (уровень усвоения образовательных программ, уровень сформированности мотивации к учебной деятельности); - качество условий образовательного процесса (эффективность использования материально-технических ресурсов, оценка кадрового потенциала учреждения и эффективности деятельности педагогов); - качество образовательного процесса (комфортность образовательного процесса, адаптированность образовательной программы образовательным потребностям обучающихся, степень открытости образования, доступность образования). Технология оценки качества образования: Оценка качества образования в школе осуществляется в следующих формах и направлениях: - оценка общего уровня усвоения учащимися начальной школы основных знаний и умений по общеобразовательным предметам; - мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (в том числе и в новой форме); - мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов в форме ЕГЭ; - мониторинг качества образования на основе государственной аккредитации образовательного учреждения; - мониторинг и диагностика учебных достижений учащихся по завершении начальной, основной и средней школы по каждому учебному предмету и по завершении учебного года (в рамках вводного, промежуточного и итогового контроля); - оценка качества предпрофильного образования; - диагностика и оценка школьного компонента образования; -мониторинг уровня и качества воспитанности, обеспечиваемого в образовательном учреждении; - мониторинг учебных достижений учащихся по итогам независимых срезов знаний (окружных, городских); - аттестация педагогических работников; - мониторинг проведения конкурсных мероприятий; - самоанализ деятельности, осуществляемый педагогическими работниками; - общественная экспертиза качества образования; - олимпиады; - творческие конкурсы; - контроль над соблюдением лицензионных условий. Важную роль в управляющей деятельности МБОУ СОШ № 108 играет внутришкольный контроль, который направлен на выявление качества работы учителя, на стимулирование его роста, оказание практической помощи. |